Администрация Егорлыкского района

Проведение оценки профессиональных рисков: пошаговый алгоритм.


10 сентября, 2021 | Категория записи: Охрана труда

 

Проведение оценки профессиональных рисков: пошаговый алгоритм

 

Оценивать профессиональные риски можно как силами организации, так и с помощью сторонних экспертов. Очевидные преимущества делегирования этой задачи специалистам со стороны — объективность и профессиональный подход. С другой стороны, собственная комиссия не только экономит работодателю средства, но и глубже понимает специфику производственных процессов на конкретном предприятии.

 

Как самостоятельно провести оценку профрисков:

 

Шаг 1. Назначьте ответственных. Чтобы выявить и оценить профессиональные риски, учредите комиссию и включите в её состав специалистов по охране труда, руководителей структурных подразделений, представителей профсоюза.  Особая подготовка для участия в работе комиссии не нужна, строгих требований к составу этого органа тоже нет. Поэтому работодатель сам решает, кем будет проводиться оценка профессиональных рисков организации: к этому процессу можно привлекать и рядовой персонал, и специалистов, ответственных за пожарную и электробезопасность, и представителей руководящего звена, и экспертов со стороны. Члены комиссии должны разбираться в практических аспектах оценки профрисков, уметь работать с документами и знать, как выявляются вредные и опасные факторы производства. Состав и порядок работы комиссии утверждаются приказом.

 

Шаг 2. Идентифицируйте профессиональные риски. На этом этапе нужно тщательно проанализировать все производственные процессы, чтобы понять, с каким конкретно факторами влияния работники сталкиваются при выполнении своих должностных обязанностей (как в рабочих зонах, так и за их пределами — например, во время перемещения по территории предприятия). Следует определить все без исключения источники опасности, все ситуации и действия, способные привести к травмам или профзаболеваниям. Проследите, чтобы у комиссии был доступ к технической, нормативной и организационной документации, содержащей необходимые для идентификации рисков сведения.

Изучаются и другие виды документов: жалобы работников на условия труда, предписания надзорных органов в области ОТ и промышленной безопасности, технологическая документация на оборудование, инструменты и материалы, применяемые на производстве. Помимо работы с документами, проводятся практические мероприятия по сбору сведений, например, наблюдение за рабочим процессами, анкетирование или опрос сотрудников.  По результатам составляется реестр опасностей, в который включаются все идентифицированные риски. По каждому пункту реестра определяется вероятность нанесения ущерба (низкая, средняя или высокая), а затем комиссия переходит к оценке и ранжированию существующих рисков.

 

Шаг 3. Оцените масштаб и уровень существующих профрисков. Существуют разные методы оценки профессиональных рисков (все они перечислены и описаны в ГОСТ, международных стандартах, методических пособиях). Чтобы выбрать из них наиболее подходящий, необходимо знать особенности каждого метода и учитывать характер оцениваемого производства (сфера экономики, численность персонала, сложность выполняемых операций и т.д.). Ограничений нет: работодатель может использовать любой метод по своему усмотрению или даже разработать свой собственный.  Чек-лист — самый простой и доступный, но в то же время наименее информативный метод оценки профрисков, применять его можно в любых условиях. Однако для максимально полной, объективной и точной оценки обычно выбирается более сложная и эффективная методика оценки профессиональных рисков, например, матричный метод или метод Файна-Кинни.

Оценивайте все без исключения риски, включённые в реестр. Оценка позволяет ранжировать идентифицированные риски по уровням. Для этого составляется карта оценки профессиональных рисков для каждого отдельного рабочего места:

 

Шаг 4. Скорректируйте профриски. Завершающий этап, важность которого не стоит недооценивать. По сути, оценка профессиональных рисков 2021 нужна именно для того, чтобы получить возможность управлять потенциально опасными производственными факторами. Для этого разрабатывается и утверждается план мероприятий по снижению рисков — документ, в котором перечисляются все риски, уровень которых необходимо снизить, и конкретные мероприятия, направленные на достижение этой цели. Например, замена устаревшего оборудования более новым, переход на другие, менее опасные для здоровья виды сырья или методы работы, обеспечение персонала эффективными средствами защиты, внедрение технических и административных методов ограничения риска и т.д.

Чтобы отслеживать ситуацию, отмечайте в плане индексы профессионального риска (ИПР) до и после корректирующих мероприятий.

По результатам работы комиссии составляется отчёт, в котором:

—указывается, когда и где проводилась оценка профрисков (образец отчёта должен содержать не только название и адрес организации, но и перечень конкретных локаций — кабинетов, офисов, цеховых помещений, строительных площадок);

— перечисляются методы, использованные при оценке рисков, документы, к которым эксперты обращались в процессе идентификации опасностей, и выявленные факторы риска с указанием ИПР (индекса профессионального риска) по каждому из них;

— кратко описываются корректирующие меры, предпринятые работодателем.

Обратите внимание! Как минимум три документа — реестр опасностей, отчёт о проведении оценки рисков и план корректирующих мероприятий — следует довести до ведома сотрудников. Проследите, чтобы персонал расписался в ознакомительном листе.

Вывод

Оценку профрисков в 2021 году обязаны проводить все организации и индивидуальные предприниматели, нанимающие персонал. Эта процедура не заменяет спецоценку, а проводится в дополнение к ней, и позволяет определить вероятность воздействия вредных или опасных факторов производства на сотрудников предприятия. Работодателя, который не проводит оценку (или проводит, но отказывается применять полученные результаты для корректировки существующих рисков) могут оштрафовать.