История нашего края
На протяжении многих веков первого тысячелетия нашей эры донские места неоднократно подвергались нашествию различных кочевых племен: гуннов, готов, болгар, хазар, печенегов, половцев, которые совершали разорительные набеги.
Междоусобицы русских князей мешали объединению Руси. Власть самодержавия, кабала феодалов привели к тому, что крестьяне стали убегать в те районы, где их трудно было найти. Особенно их привлекал Дон, здесь беженцы становились казаками (по-тюркски — вольные, независимые люди).
Образование на юге казачества вначале преследовалось царизмом, но вскоре оно стало ему опорой: оно сдерживало нападение турок, ногайцев, татар. Приток беглых крестьян привел к заселению и левобережья Дона, в Сальских и Приманычских степях появляются зимовники, хутора.
Известно, что в конце 18 века Россия сблизилась с Грузией, Арменией. Последние были на грани порабощения азиатскими завоевателями.
В 1783 году между Россией и Грузией был заключен серьезный трактат на «постоянное пребывание в Тифлисе двух батальонов русских войск при четырех орудиях». С увеличением численности войск, сменой личного состава, снабжения возникали большие затруднения, на пути движения от Батайска до села Средний Егорлык не было населенных пунктов. Царское правительство решило на пути к этому тракту создать четыре новых населенных пункта и переселить туда жителей тех станиц войска Донского, которые особо нуждались в свободной земле. Так был принят Закон о создании Задонских станиц — Злодейской, Кагальницкой, Мечетеинской и Егорлыкской. Переселение это было принудительное, по жребию: переселялись в основном казаки Луганской, Нижне-Чирской, Калачинской, Березовской, Мигулинской, Хазовской станиц, слободы Провальской. Они в 1809 году и составили первое население создаваемой станицы Егорлыкской. Первые землянки начали строить весной по обеим сторонам речки Егорлык.
По существу, с первых дней существования станицы на нее свалилась тяжесть различного рода повинностей: надо было снабжать продовольствием передвигающиеся по тракту в сторону Кавказа и обратно войска, согреть и уложить на отдых людей, заготовить впрок необходимое количество овса и сена для лошадей, содержать в исправности дороги и мосты. Были большие трудности с почтой. В течение 30 лет в станице не было ни постоялого двора, ни почтового отделения.
В 1811 году в станице была сооружена деревянная церковь без колокольни, а в 1827 году построена церковь на каменном фундаменте с колокольней.
Первое учебное заведение было открыто в 1865 году — мужское приходское училище.
Постепенно разрасталась станица, появились деревянные дома, так, в 1822 году их было 142.
Население станицы в основном занималось хлебопашеством и разведением скота. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречку. Пахотной земли было 50178 десятин.
По переписи 1897 года, в станице было 1315 дворов и 8000 жителей. К этому времени в каждом дворе в среднем имелось 3 лошади, пара волов, две коровы и более двух десятков овец.
Также в станице насчитывалось 8 лавок, 1 церковь, 10 питейных заведений, 3 кузницы, 27 мельниц, 1 кирпичный завод.
Стремительность событий второй половины 19 века потребовала более надежных и оперативных средств связи. Поэтому военное министерство решило построить телеграфную линию вдоль всего тракта.
В 1888 году было открыто телеграфное отделение в станице Егорлыкской, его разместили в почтовом доме, во главе всего почтово-телеграфного отделения встал прежний смотритель Ординатов. Инструктора-телеграфиста Сычева прислали из Ростова.
Рост экономики в России требовал улучшения транспортных связей с задонскими станицами. В 1911 году началось строительство железной дороги, которая по проекту должна проходить в 20 км севернее Егорлыкской. Узнав об этом, егорлычане обратились к члену Государственной Думы, атаману станицы, уряднику Кадацкому Ивану Федосеевичу, который посоветовал собрать казачий круг и принять на нем прошение к Его Императорскому Величеству. С этим прошением атаман Кадацкий отправился в Петербург и привез решение Правительства об изменении маршрута железной дороги, она прошла рядом со станицей. Казаки решили назвать железнодорожную станцию Атаман, в честь атамана Кадацкого. К 1916 году железнодорожная ветка Ростов – Торговая(Сальск) уже действовала.
См. «Из истории Егорлыкского района»
Егорлыкская имеет богатую историю воинской доблести. На месте боев под станицей в том далеком 1920 году ныне благодарными потомками воздвигнут памятники бойцам.
1 марта 1920 года для станицы Егорлыцкой и для всех донских, кубанских и терских казаков является трагической датой. В этот день разгорелось одно из самых больших в период Гражданской войны кавалерийских сражений, унесших множество человеческих жизней. Известным художником – баталистом Грековым написана картина «Бой под Егорлыкской». Картина находится в Центральном музее Вооружённых сил. Потомки установили памятники на южной и западной окраинах станицы.
В 1970 году, в честь 50-летия боя под Егорлыкской, на месте боя состоялся митинг, на нем присутствовали оставшиеся в живых первоконники, генерал Рябышев и другие.
Постепенно продолжалось благоустройство станицы. Начиная с 1925 года, были введены именования улиц и нумерация домов, организована посадка деревьев.
В 1925 году уже работали две начальные школы, клуб, четыре избы-читальни, библиотека.
1920-1924 годы были неурожайные, гражданская война огненным ураганом прошла по всем хозяйствам, появилось множество бездомных, оставшихся без родителей и опеки детей. В созданном Егорлыкском детдоме было 59 воспитанников в возрасте от 3 до 17 лет. Но он не смог вместить и половины беспризорников.
В 20-е годы очень часто крестьяне объединялись для совместной молотьбы хлебов и других сельскохозяйственных работ.
В 1924 году было организовано крупное сельскохозяйственное кредитное товарищество, через два года в нем насчитывалось 430 человек (председатель Яценко Александр Тихонович).
В декабре 1929 года в станице образовался крупный колхоз, ему дали название «12 лет октября». В этот крупный колхоз вошло 1679 хозяйств и 6940 жителей. В помощь вновь образованным колхозам в конце 20-х годов стали создаваться машинно-тракторные станции. Они начали с обслуживания колхозов техникой. В 1930 году из огромного з/совхоза «Гигант» был создан Егорлыкский совхоз. Однако и это хозяйство было слишком крупным, и в целях оперативного руководства директору был выделен самолет. В 1934 году совхоз «Егорлыкский» был разделен еще на три хозяйства: «Егорлыкский», «Роговский» и имени Луначарского. Известно, что в 1928 году была создана единственная в районе коммуна имени Войкова в Дудукаловском сельсовете.
Постепенно продолжалось благоустройство станицы. Начиная с 1925 года, были введены именования улиц и нумерация домов, организована посадка деревьев. В 1925 году уже работали две начальные школы, клуб, четыре избы-читальни, библиотека.
К 1935 году в состав района входило: 10 сельских Советов, 2 машино — тракторных станции (Егорлыкская, Кавалерская), 3 зерносовхоза (Егорлыкский, Роговский, Луначарский), 6 электростанций, ремонтная мастерская, МТМ, мельница № 2 (станица Егорлыкская) и мельница № 4 (станица Ново-Роговская), насчитывалось 36 начальных и 6 неполных средних школ, 7 массовых библиотек (около 14,5 тыс. книг), одна больница на 30 коек, 5 амбулаторий, 6 фельдшерских пунктов и 1 женская консультация.
С февраля 1935 года выходила газета «Ленинский путь», а с 22 февраля 1963 года — газета «Заря».
С началом Великой Отечественной войны сотни егорлычан вступили в действующую армию. Началось создание народного ополчения. Уже 14 августа 1941 года из Егорлыкского района в народное ополчение записалось 1338 человек. А когда немецкие войска приблизился к району были организованы истребительный отряд для охраны предприятий и хозяйств, а также борьбы с диверсиями. В декабре 1941 года он насчитывал 84 человека. Из них 25 было направлено в Донскую казачье-кавалерийскую дивизию.
Фашистские оккупанты сожгли и разрушили постройки, жилые дома, фермы, вывезли сотни тонн хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, уничтожили и угнали более 5,5 тыс. голов крупного рогатого скота, свыше 3 тыс. лошадей, 13,5 тыс. овец, около 6 тыс. свиней. Общий ущерб, нанесенный району, составил около 280 млн рублей (в денежном выражении 1943 года).
После освобождения района его жители приступили к восстановлению народного хозяйства. К 1 января 1944 года в районе было восстановлено 29 колхозов, 2 МТС, 3 зерносовхоза, станция Атаман, ряд учреждений, предприятий, общественных построек, жилых домов.
К маю 1944 года жители района внесли в Фонд обороны, на строительство танковой колонны, эскадрильи боевых самолетов «Освобожденный Дон» 13 млн 770 тыс. рублей. Сдали в хлебный фонд Красной Армии около 1,5 млн пудов хлеба, почти 18 тыс. пудов мяса, более 630 тыс. литров молока, 36,9 тыс. пудов картофеля и овощей.
За героический труд в годы Великой Отечественной войны 1715 человек района были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
В 1963 году территория района была расширена за счет присоединения к нему земель упраздненного Целинского района, однако в ноябре 1965 года район снова был разделен на Егорлыкский и Целинский.
В 1966 году колхозы и совхозы района получили самый высокий урожай за послевоенные годы. В среднем по району было собрано зерновых по 27,8 центнера с гектара при плане 20,1, а в колхозах «Заря», «Искра», им. Кирова — свыше 29 центнеров с гектара. В закрома Родины труженики колхозов и совхозов засыпали 108,3 тыс. тонн зерна.
На егорлыкской земле выросло не одно поколение замечательных людей. Среди них Герои Советского Союза Т. Е. Брилев, Л.М. Стаценко, Герой Советского Союза Дубинец А.П, Герои Социалистического Труда Ф.И. Лященко и Ф.П. Парфиненко, лауреаты Государственной премии СССР М.П. Латарцев и Н.К. Ткачев. По некоторым сведениям уроженцем станицы был известный оружейник Токарев Ф. В.
В районе действуют централизованная библиотечная система, 30 клубов и Домов культуры, детская музыкальная школа, 28 общеобразовательных школ (из них 8 средних), 20 медицинских учреждений, 29 детских садов и яслей.
Бой под станицей Егорлыкской 1943 г.
Книга памяти жителей Егорлыкского района
С конца июля 1942 года и по 25 января 1943 года район был временно оккупирован немецко-фашистскими войсками. В боях за освобождение ст. Егорлыкской и населённых пунктов района участвовали воинские соединения и части конно-механизированной группы, в которую входили 2-я, 52-я, 140-я танковые бригады, 221-й и 134-й танковые полки, 4-й и 5-й гвардейский кавалерийские корпуса. Егорлыкская была освобождена 25 января 1943 года 134-м отдельным гвардейским танковым полком под командованием полковника С. А. Тихончука.
Штурм укреплений врага начался 23 января в 23.00. Во время этого штурма и боёв в последующие 2 дня смертью героев пали 25 танкистов, майор Белозёрцев Борис Фёдорович, начальник штаба полка майор Кочетков Дмитрий Александрович. Несмотря на количественное превосходство гитлеровских войск, советским танкистам удалось не только выстоять, но и разгромить врага. К концу дня 25 января станица Егорлыкская была освобождена.
Возле районного Дома культуры, по ул. Грицика, расположен мемориал, посвящённый памяти воинов, павших в боях за освобождение станицы Егорлыкской.
хутор Мирный (центр),
хутор Балко-Грузский,
хутор Гайдамачка,
хутор Советский,
хутор Тавричанка.
хутор Войнов (центр),
хутор Московский,
хутор Прощальный,
хутор Украинский.
хутор Кугейский (центр),
хутор Гирин,
хутор Ильинский,
хутор Лисичкин.
хутор Кавалерский (центр),
хутор Березовский.
станица Новороговская (центр).
хутор Объединенный (центр),
хутор Дудукалов,
хутор Калмыков,
хутор Новая Деревня,
хутор Терновский.
поселок Роговский (центр),
хутор Заря,
хутор Матросский,
хутор Рассвет.
хутор Шаумяновский (центр).
Основной отраслью экономики района является сельское хозяйство, в первую очередь зерновое и животноводческое направления. Общая площадь сельхозугодий – более 1,3 тыс.кв.км. (90,5% от общей площади земель района).
Производством сельхозпродукции заняты 16 сельхозпредприятий и 1002 крестьянских (фермерских) хозяйства. В районе действуют 8 цехов по переработке зерна на муку, 9 цехов по переработке семян подсолнечника, два цеха макаронных изделий, 11 хлебопекарен, линия по переработке сливочного масла и цех по производству кисломолочной продукции.
Основные сельскохозяйственные и промышленные предприятия –ОАО«Местпромовец», МУП«Коммунальник», СПК «Заря», ООО «Оргтехника-ВР», ООО «Мирный», ООО «Егорлык-Агро», ООО «СКИФ», ООО «Агро-Сфера», ООО «Виктория-Агро», ООО «КФХ «Зерновое», ООО «УРОЖАЙ» и многие другие.
Егорлыкский район. Общая информация. Экономическое развитие
Район находится на пересечении автодорог республиканского значения «Ростов-на-Дону—Сальск» и «Ростов-на-Дону—Ставрополь». Грузопассажирские перевозки осуществляются также по железнодорожной магистрали «Ростов-на-Дону—Волгоград».
В Егорлыкском районе есть несколько культурных памятников регионального значения. К ним относятся: