Администрация Егорлыкского района

РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ. ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ


12 октября, 2012 | Категория записи: Прокуратуры Егорлыкского района

Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в прокуратуре Егорлыкского района является неотъемлемой частью работы при осуществлении контроля и надзора над работой поднадзорных органов.
Прокуратурой района проведен анализ поступающих обращений по вопросам обжалования процессуальных решений, действия (бездействия) должностных лиц органов предварительного расследования.
Так, анализ поступивших обращений показал, что определенными препятствиями для их надлежащего рассмотрения являются недостаточный уровень правовой грамотности населения, а также незнание требований к оформлению обращений и порядку разрешения, закрепленных Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и изданном в его исполнение приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приему граждан в системе прокуратуры РФ» (далее Инструкция).
В целях правового просвещения граждан, а также устранения правового ликбеза в указанной сфере, прокуратурой области обобщены вопросы, часто поднимаемые в обращениях, а также недостатки при их оформлении, препятствующие рассмотрению.
Итак, порядок рассмотрения жалоб на действия, бездействия и процессуальные решения должностных лиц органов предварительного расследования, поданных в порядке ст. 123 УПК РФ, регламентирован приказом Генерального прокурора РФ от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

Вопрос № 1. Почему обращение прокуратурой области направлено в районную (городскую) прокуратуру.

Ответ. Отсутствуют сведения о разрешении обращения по этим же доводам нижестоящим прокурором (п. 3.2. Инструкции — обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя).

Вопрос № 2. Почему обращение прокуратурой области направлено в районную (городскую) прокуратуру для уточнения доводов или возвращено по этим же основаниям заявителю.

Ответ. Согласно п. 2.9 Инструкции, обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
Не исключены факты, когда из обращения, написанного заявителем, не ясно, что конкретно он обжалует «творится беспредел, правоохранительные органы бездействуют и т.д.» В этом случае закономерно возникает вопрос — в чьих действиях беспредел, какие конкретно правоохранительные органы бездействуют.
В этой связи необходимо разъяснить п. 2.8 Инструкции — письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать… фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Таким образом, четкое указание в обращении конкретно обжалуемого решения, действия или бездействия должностного лица позволит исключить факты получения ответа, не в полной мере отвечающего, по Вашему мнению, доводам обращения.
Помимо этого, не всегда заявителями указывается орган предварительного расследования, сведения о номере уголовного дела или материале проверке. Не исключены факты когда из обращения невозможно определить к компетенции прокурора какого города или района относится надзор за принимаемым процессуальным решением, между тем сведения о надзирающем прокуроре содержаться в резолютивной части любого выносимого органами предварительного расследования постановления. Указанное особо характерно при обжаловании решений, вынесенных должностными лицами межрайонных образований.

Вопрос № 3. Почему обращение в аппарате прокуратуры области не рассмотрено в порядке ст. 124 УПК РФ.

Ответ. В соответствии с нормами  приказа Генерального прокурора РФ от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» жалобы указанной категории надлежит  разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия по месту производства предварительного расследования.

Помощник прокурора
Егорлыкского района
юрист 3 класса                                                                                                                                                      Е.В. Бочарова