Оказание коммунальных услуг потребителям регулируется гражданским и жилищным законодательством. В случае, когда коммунальные услуги оказываются гражданину, использующему их в личных, бытовых целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на соответствующие отношения распространяются положения законодательства о защите прав потребителей, в части, не урегулированной специальными законами.
На отношения по предоставлению коммунальных услуг в полной мере распространяются общие положения Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», касающиеся предоставления потребителям необходимой и достоверной информации об услугах, исполнителе услуг, возмещения морального вреда и т.д.
Так, в силу ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1-3 ст.10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Указанные общие требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя уточнены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее — Правила).
Данные Правила устанавливают необходимый перечень информации об оказываемых услугах, об исполнителе услуг, которая должна предоставляться потребителям при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей), требования к наличию информации в платежных документах.
Так, исполнитель обязан предоставить потребителям указанными выше способами следующую информацию:
в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
Таким образом, предоставление потребителю информации об исполнителе коммунальных услуг, состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг, об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты является обязанностью исполнителя коммунальных услуг.
Важно отметить, что значительная часть требований и жалоб потребителей касается не качества самой услуги как таковой, а качества передаваемых потребителю коммунальных ресурсов (горячей, холодной воды и др.).Так, Управлением отмечается увеличение количества обращений граждан, связанных с недостаточной температурой горячей воды.
При этом зачастую причиной ненадлежащего качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению, выражающегося в низкой температуре горячей воды является недостаточная температура теплоносителя, подаваемого ресурсоснабжающей организацией, и, соответственно, у управляющих организаций отсутствует реальная возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества.
К компетенции Управления, как органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей, по большей части отнесены вопросы относительно качества горячего водоснабжения (соблюдение обязательных требований к обеспечению эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, органолептические свойства и т.п., соблюдение прав потребителей на предоставление полной и достоверной информации). Вопросы, касающиеся соблюдения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, например, не обеспечения исполнителями коммунальных услуг нормируемой температуры горячей воды в точках водоразбора потребителей, относятся к компетенции органов жилищного надзора.
При этом полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (жилищных инспекций) сами по себе не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Таким образом, Управлением, в части, касающейся компетенции, ведется работа по выявлению, пресечению нарушений законодательства в сфере ЖКХ, привлечению лиц, виновных в совершении таких нарушений, к административной ответственности, обращению в суд в защиту неопределенного круга потребителей, даче суду заключений по искам потребителей о защите их прав.