Учет

Правомерность действий учителя 2023

Правомерность действий учителя 2023

  © Игорь Самохвалов/ПГ

Президент объявил 2023 год Годом педагога — власти хотят привлечь внимание к этой профессии, повысить ее значимость в обществе. Один из способов поднять престиж работы учителя — улучшить материальное обеспечение. Особенно в этом нуждаются отдаленные, малонаселенные и малопривлекательные с точки зрения климата и расположения территории страны.

Дополнительный шаг в этом направлении предложило сделать Правительство — выплачивать два миллиона рублей учителям в приграничных муниципальных образованиях. Соответствующий документ размещен на федеральном портале проектов нормативных актов.

Когда начнутся эти выплаты, какие поселения считать приграничными и какие доплаты и надбавки учителям выплачивают сегодня, разбиралась «Парламентская газета».

Педагогов ждут в глубинке

Чтобы закрыть дефицит учителей на селе и привлечь в деревню новые кадры, государство разработало программу поддержки и выплачивает всем приезжающим туда педагогам единоразово по одному миллиону рублей, а на Дальнем Востоке — по два миллиона.

Речь идет о сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа или городах с численностью населения до 50 тысяч человек. Правительство с 2024 года предлагает выплачивать по два миллиона и педагогам, работающим в приграничных муниципальных образованиях.

Согласно госпрограмме «Развитие образования», к таким территориям относятся:

  • — Республика Дагестан: Ахтынский муниципальный район, Магарамкентский муниципальный район;
  • — Карачаево-Черкесская Республика: Карачаевский муниципальный район;
  • — Республика Карелия: Муезерский муниципальный район;
  • — Республика Северная Осетия — Алания: городской округ город Владикавказ;
  • — Алтайский край: Бурлинский муниципальный район, Змеиногорский муниципальный район, Ключевский муниципальный район, Локтевский муниципальный район, муниципальный округ город Славгород, Табунский муниципальный район, Третьяковский муниципальный район;
  • — Астраханская область: Ахтубинский муниципальный район;
  • — Волгоградская область: Старополтавский муниципальный район;
  • — Калининградская область: Краснознаменский муниципальный округ, Правдинский муниципальный округ;
  • — Курганская область: Куртамышский муниципальный округ, Половинский муниципальный округ, Притобольный муниципальный район, Целинный муниципальный округ;
  • — Новосибирская область: Купинский муниципальный район;
  • — Омская область: Шербакульский муниципальный район;
  • — Оренбургская область: Акбулакский муниципальный район, Беляевский муниципальный район, городской округ «Город Орск», Кваркенский муниципальный район;
  • — Смоленская область: Велижский муниципальный район, Ершичский муниципальный район, Хиславичский муниципальный район, Шумячский муниципальный район;
  • — Челябинская область: Брединский муниципальный район, Карталинский муниципальный район, Троицкий муниципальный район, Троицкий городской округ.
Читайте также:  Новая типовая форма трудового договора с 1 января 2023 г 2023

Эта выплата названа компенсационной, и право на нее не возникает автоматически. Механизм получения денег и условия перечислены в отдельной программе «Земский учитель».

На ее официальном сайте каждый регион размещает список актуальных вакансий. Там же можно увидеть требования к кандидату и информацию о сроках приема документов.

Претендент может выбрать вакансию, регион, район и школу, в которой хотел бы работать.

Победители конкурсного отбора подписывают договор с правительством региона и школой, по которому берут на себя обязательство проработать не менее пяти лет в должности учителя выбранной школы.

После подписания документа можно подавать заявку на выплату денег в региональный департамент образования.

Потратить их можно на что угодно, но задумывалось пособие, чтобы помочь педагогам с решением жилищных проблем: купить квартиру, оплатить ипотеку, построить дом.

Правомерность действий учителя 2023

Школьников предлагают обучить «цифровой гигиене»

Классное руководство

Председатель думского Комитета по просвещению Ольга Казакова рассказала «Парламентской газете», что из средств федерального бюджета педагоги ежемесячно получают 5 тысяч рублей. «Эта доплата полагается не только классным руководителям в школах, но и в лицеях, и гимназиях при вузах, а также кураторам в техникумах, училищах и колледжах», — уточнила депутат.

Эту выплату ввели в 2020 году, при этом за учителями сохранились и выплаты за классное руководство, которые они получали раньше. Просто в каждом регионе они были и остаются разными — и по размеру, и по принципу начисления: где-то за класс, где-то за одного ученика.

Например, в Туапсе это фиксированная сумма — 4900 рублей за любой класс. В Москве — фиксированные 12 500 рублей за класс из 25 человек, а если детей больше, то еще по 500 рублей за каждого, плюс каждая школа еще дополнительно устанавливает свою сумму.

За один класс иногда выходит около 27 тысяч рублей.

Опыт работает в плюс

За первую квалификационную категорию доплачивают 15—25 процентов от оклада, а за высшую — 25—35 процентов. Кто может рассчитывать на эти выплаты:

— специалист, отработавший два года в учебном заведении, — первая категория;

— педагог, имеющий первую категорию не менее двух лет, — высшая категория.

Претенденты на первую категорию собирают профессиональное портфолио и демонстрируют квалификационной комиссии свой практический опыт.

https://www.youtube.com/watch?v=sQB22cb9iLE\u0026pp=ygU_0J_RgNCw0LLQvtC80LXRgNC90L7RgdGC0Ywg0LTQtdC50YHRgtCy0LjQuSDRg9GH0LjRgtC10LvRjyAyMDIz

Для присвоения высшей категории необходимы участие в профессиональных конкурсах, а также стабильные и высокие результаты учеников. Категории сохраняются при переходе в другую школу и при работе по совместительству.

Квалификацию учителя отражает также уровень образования, наличие ученой степени и стаж. За них начисляется ежемесячная надбавка в 10—30 процентов от оклада.

Приведи родителей в школу

Для назначения стимулирующих и премиальных выплат необходимо отличиться личной активностью и успехами своих учеников. Принимают в расчет успеваемость и качество знаний учеников, подготовку одаренных детей к олимпиадам и конференциям.

При этом и сам педагог должен быть вовлечен в научно-практическую деятельность, накапливать и распространять профессиональный опыт: выступать на семинарах с докладами, уделять время самообразованию.

В отдельный пункт оценочного листа вынесли стабильное взаимодействие с родителями, их участие в жизни школы.

За все это можно получить до 30 процентов от оклада в зависимости от региона и финансовых возможностей школы.

Компенсационные выплаты могут достигать 200 процентов от зарплаты, они полагаются:

  1. — за сверхурочную работу;
  2. — проверку письменных работ;
  3. — заведование кабинетами;
  4. — руководство предметными комиссиями;
  5. — работу в сельской местности;
  6. — работу с детьми-сиротами.

Не менее четырех процентов от оклада получают дополнительно учителя химии, информатики, технологии. В федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат. Школа сама должна составить положение об оплате труда работников и установить суммы с учетом мнения представительного органа.

Плата за патриотизм

Патриотические классные часы, ставшие обязательными с сентября 2022 года, считаются внеурочной деятельностью. Каждый час такой работы должен дополнительно оплачиваться за счет регионального бюджета.

В 2022 году эта норма повсеместно нарушалась. Многие учителя жаловались, что «Разговоры о важном» им никак дополнительно не оплачивали. Кому-то говорили, что эти деньги «входят в те самые путинские 5000 рублей», то есть надбавку за классное руководство. Но это не соответствует действительности.

• Когда и как школьники будут сдавать ЕГЭ и ОГЭ в 2023 году • Прилепина и Высоцкого будут изучать в школе

Помощь молодым

Размер выплат молодым учителям определяется нормативными актами местного самоуправления:

— единовременная выплата, так называемые подъемные, — в среднем 15 тысяч рублей;

— надбавка 20—50 процентов от ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.

На эту доплату могут рассчитывать выпускники педагогических вузов до 30—35 лет в зависимости от региона. Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом. Для получения денег необходимо:

— устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;

— заключить трудовой договор не менее чем на три года.

Местные вариации

Член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова рассказала «Парламентской газете», что многие доплаты и надбавки устанавливают местные власти: «В каждом регионе своя линейка надбавок.

Решение принимается на региональном уровне в каждом отдельном субъекте».

Например, в Ростовской области, которую парламентарий представляет в Госдуме, с 1 января 2023 года на 50 процентов повысят оклад преподавателей техникумов и колледжей.

Учителям поменяют статус, но не судьбу

12.04.2023 17:41:00

Чем выше уровень образования у населения, тем меньше почтения к профессии педагога

Правомерность действий учителя 2023 В общественном мнении фокус внимания сместился с профессиональных на личностные качества учителей. Фото агентства «Москва»

Примерно в 20-х числах апреля в Госдуме пройдут парламентские слушания по теме законопроекта о статусе учителя. В новой законодательной инициативе предлагается наделить учителей аналогичными государственным служащим льготами.

Письмо о начале разработки соответствующего документа первый заместитель главы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова направила министру просвещения Сергею Кравцову.

Депутат пояснила, что стратегия развития России в новых условиях требует новых подходов во всех сферах жизни, в том числе и в системе образования.

И начать надо с повышения престижа профессии учителя, создания условий для их педагогической работы, чтобы в дальнейшем они могли решать самые сложные задачи. Для этого, по мнению Лантратовой, необходим новый федеральный закон «О статусе учителя».

Проектом федерального закона «О статусе учителя» предлагается определить миссию педагогического работника; установить статус, аналогичный статусу госслужащего, среднюю зарплату не ниже средней зарплаты госслужащего по стране и право на медобслуживание, аналогичное праву государственного служащего. Также документом будут определены права и обязанности учителя, меры по защите педагога и иные вопросы, касающиеся его статуса.

«Бюджетник, сидящий на бюджете, – в этом есть обесценивание роли учителя, – считает депутат Яна Лантратова.

– А госслужащий – это человек, которому доверено выполнение определенных задач и функций государства плюс социальный пакет».

Напомним, что зимой этого года министр просвещения Сергей Кравцов уже заявлял, что Минпросвещения обсуждает с Госдумой возможность закрепления за учителем «особого статуса», который сможет его защитить от неправомерных действий.

А что думают сами учителя об изменении своего статуса? Думают по-разному. Но довольно часто встречается такое высказывание на интернет-форумах: «Не надо статуса, просто добавьте учителю зарплату».

Признаемся, рациональное зерно в этом есть.

Какое уважение может вызывать учитель – бедно одетый, обремененный бытовыми проблемами и не имеющий финансовых возможностей для своего профессионального и духовного развития?

Напомним, чуть более года назад зарплата учителей повышена в среднем на 2500–5500 руб. Выросли стимулирующие и компенсационные выплаты. Оплата классного руководства достигла 550 руб. на класс, по 80 руб.

на ученика и 5000 из средств федерального бюджета. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы – например, старший учитель или ведущий учитель.

За эти должности тоже предполагается надбавка.

По данным Росстата, со всеми этими добавками средняя зарплата учителей в России сегодня составляет 45 787 руб. Если рассматривать по регионам, то самая высокая в Чукотском автономном округе (121 291 руб.) и Москве (103 451 руб.). А самая низкая – в Республике Ингушетия (24 714 руб.) и в Карачаево-Черкесской Республике (24 984 руб.).

Депутат Лантратова подчеркивает, что и чиновники, и учителя – это «государевы люди», которые должны получать за свой труд одинаково, потому что выполняют важную, необходимую государству работу. Узнаем о зарплате «государевых людей». По данным Росстата, усредненная зарплата государственного служащего в 2022 году была равна 126 тыс. руб.

Кстати, к тому, что зарплата разнится (причем так заметно) по регионам, все более или менее привыкли.

А вот то, что она разнится в близлежащих учебных заведениях, пока вызывает удивление и недовольство учителей.

Сергей Кравцов несколько месяцев назад заявлял о ситуациях, когда «в соседних школах установлена разная оплата труда». Школы стоят рядом, а учителя получают по-разному. И иногда – очень по-разному!

Всероссийский центр изучения общественного мнения отмечает, что за последние полгода в общественном мнении фокус внимания сместился с профессиональных на личностные качества учителей. Ранее их ценили за образованность, компетентность, эрудицию.

Недавний опрос показал, что важнее теперь доброта и уважение к детям, затем порядочность, справедливость и объективность – их назвали четверть опрошенных. Далее с небольшим отрывом следуют любовь к детям и образованность.

В том, что учитель – призвание, по-прежнему убежден каждый седьмой россиянин.

И еще одна деталь. За последние пять лет престиж профессии учителя в российском обществе вырос – положение педагогов в обществе граждане в среднем оценили на 3,19 балла из 5 возможных.

Но… Чем выше уровень образования респондента, тем ниже оценивается им статус профессии педагога: россияне с неполным средним образованием оценили статус учителя на 3,85, а вот высокообразованные граждане на 2,89.

Сами же работники сферы образования и науки оценивают престиж своей профессию на 2,94 балла. 

Вопрос закрепления «особого статуса» учителя обсуждают в Госдуме и Минпросвещения – Учительская газета

Министерство просвещения России обсуждает с Государственной думой вопрос закрепления за учителем «особого статуса». Предполагается, что это защитит педагога от различных противоправных действий.

Правомерность действий учителя 2023 пресс-служба Минпросвещения РФ

Министр просвещения Сергей Кравцов в интервью телеканалу НТВ сказал, что представители ведомства обсуждают с депутатами Госдумы возможность закрепить за учителем «особый статус», который сможет его защитить от неправомерных действий. Они нередки в настоящее время в отношении педагогов.

О признании высокой значимости работы педагога накануне говорил также Президент России на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны и жителями блокадного Ленинграда, посвященной 80-летней годовщине прорыва осады города в 1943 году.

Он отметил, что многое еще предстоит сделать для поддержки учителей – особенно с точки зрения признания общественной значимости их труда.

Глава государства, как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», пообещал дать соответствующие поручения Минпросвещения России.

Кроме того, министр просвещения в своем интервью отметил необходимость надбавок к зарплатам учителей в некоторых регионах России. Размер заработной платы учителей разнится по регионам страны.

В этом, по его словам, еще предстоит навести определенный порядок. Сергей Кравцов напомнил о ситуациях, когда в соседних школах установлена разная оплата труда.

Необходимо, чтобы учитель понимал, как начисляется зарплата.

Разнится по регионам и ситуация с кадровым обеспечением школ. В целом по стране, как свидетельствует статистика, наблюдается стабильность: школы максимально укомплектованы педагогами, туда идет работать молодежь. По словам министра, когда возникают острые кадровые потребности, на них стараются реагировать оперативно.

В россии готовят закон о защите чести и достоинства учителя: педагогов затравили — мк

За последние дни министр просвещения РФ Сергей Кравцов сделал ряд многообещающих заявлений. Например, что до конца 2023 года, объявленного Годом педагога и наставника в России, примут закон о защите чести и достоинства учителей.

Еще обещано создать единую систему оплаты труда педагогов с прозрачной системой выплат. Продолжить снижение бумажной отчетности.

Престиж учительской профессии будут повышать — например, тем, что начнут снимать хорошие фильмы-сериалы с главным героем -учителем…

Защита учителей в школах и впрямь стала особенно актуальной. Что ни день — то на учителя кто-то из учеников с кулаками набросится (хотя, бывает наоборот), то преследует с угрозами.

Намедни в Москве, например, нашумел случай с чеченской семьей, затравившей молодую учительницу из-за оценок. Дошло до того, что в Госдуму внесли проект закона о «защите учителей от травли» — в такой формулировке.

  А в Челябинской области местный начальник департамента образования дозрел до того, что предлагает ввести должность омбудсмена по защите прав педагога.

Нищенскую зарплату и тотальную занятость называют главными причинами низкой престижности учительского труда.

Для того, чтобы сумма выплат «на руки» хоть как-то приблизилась к региональному зарплатному минимуму (который, вообще-то, был гарантирован учителям Майскими указами президента), школьные педагоги отрабатывают по 45 с лишним часов в неделю при норме не более 36 часов.

А декларированную свыше систему пяти бумажных отчетов ненавязчиво дополнили онлайн-конструкторы, электронные формы и задания. Пресловутую проверку тетрадей, подготовку к ЕГЭ, ВПРам и контрольным тоже никто не отменял.

— Пока от этих бесконечных школьных перемен нехорошо всем, — говорит мама ученика 6 класса и член родительского комитета Елена Алевтова. — Учителя тоже люди, и когда они не вывозят, перекладывают на других. На детей и родителей, в основном. Вчера мы делали по математике 30 заданий за один вечер. 30! Почти каждый день задают онлайн-тесты по разным предметам.

Учителю удобно, а  то, что тесты все время зависают, не их проблема. Электронные системы для школы не отлажены, и даже при правильных ответах виснут и не засчитывают их. Вот и сидишь, бьешься с одним тестом минут по 40…. И я, при этом, совсем не виню учителей. Будучи в родкомитете, я вижу, что большинство старается донести знания, но требования к ним непомерны.

Нехватка социальных педагогов и тьюторов еще одна крупная проблема современной школы, года с 2015 взявшей четкий курс на инклюзию. Идея хорошая, исполнение не очень.

В регионах, где школы переполнены и до сих пор работают в две смены, требование трех или менее детей с ОВЗ в одном классе не выполняется. Нередко сложных для обучения детей по 7-9 человек.

Между тем, даже один не нормотипичный ребенок может существенно осложнить жизнь целого класса.

— Экономические причины низкой социальной значимости учительской профессии не так легко устранить, — считает педагог по русскому языку и литературе, эксперт в области образования Мария Бушуева. — У нас школы имеют различный уровень подчинения и труд учителей оплачивается из разных бюджетов.

Единая система оплаты хорошо — но «за чей счет банкет» будет? Пока нигде не поясняется. То же самое с социальными педагогами, которых или вообще нет, или один на несколько школ. Это в их компетенции противодействие буллингу, разбор конфликтов, разрешение спорных ситуаций, взаимодействие с отделами полиции по работе с малолетними.

Но ни соцпедагогов, ни тех же тьюторов большинство школ не могут себе позволить. Вешают все на завуча или зама по воспитательной работе. А у них без того дел по горло. Потому что школы на самофинансировании и платить «лишним» специалистам не могут. На родителей тьюторов повесить тоже нельзя, хотя казалось бы, они первые заинтересованны.

В итоге, страдают и дети, и учителя, и сами несчастные семьи с «отклоняющимися» детьми.

«МК» тоже много общается с педагогами, читает их паблики. Чаще всего звучат вот такие жалобы. Низкая зарплата — номер один любого рейтинга, невозможно прожить на 18-25 тысяч. Затем «идут» дети, чьи родители никак не уговариваются, чтобы пройти ПМПК (психо-медико-педагогическая комиссия — авт.

) А не хотят такие комиссии проходить, потому что можно не только группу обучения по упрощенке получить для ребенка, но и сесть на домашнее обучение. А значит, родитель не сможет работать. Жалоба номер три — бюрократическая.

ФГОСы и ФОПЫ (федеральные стандарты образования и программы — Авт), онлайн-курсы повышения квалификации, сертификации, всяческая отчетность. Не становится ее меньше, хоть убейся — так пишут учителя.

Если говорить о более конкретных примерах, это сетования на детей, которые на расстаются в школе с телефонами и не в силах оторваться от них даже во время уроков. Отобрать телефон нельзя, оставить — тоже. И на учеников, которые не хотят работать в школе, дерзят, не учатся и пр.

Для полноты картины, также много историй о том, как зажимают в школах МС (молодых специалистов — Авт.). Из-за чего, а не только по экономическим соображениям, сверкая пятками, молодые бегут из школы.

Много тревожных примеров несоблюдения трудовых прав беременных.

И сообщений о навязывании классного руководства, назначении в комиссию по ЕГЭ или в наблюдатели, о недоплатах за переработку, вообще, о произволе и дедовщине со стороны школьной администрации.

Которые, порой, принимают даже творческие формы. В одной школе недавно директор заставила учителей сделать и наклеить «интерактивный пол» по всей школе, с разноцветными квадратиками и лабиринтами. В другой учительницам нельзя приходить на работу в «неженственных» кроссовках и балетках.

В третьем случае, заставили написать пьесу и сыграть с учениками на сцене спектакль «Суд над инерцией». По физике. И это не говоря о простых и невзыскательных дисциплинарных санкциях учителям: за грязь в классе, за плохие оценки на ЕГЭ и ВПР, за не приход родителей или детей на внеклассные мероприятия.

Из новенького — требование к предметникам без классного руководства и первых уроков являться к 8 часам в школу для присутствия на торжественной линейке поднятия флага и исполнения гимна.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28999 от 29 марта 2023

Заголовок в газете: Год обещаний учителю

Права учителя в школе | Роскачество

На что имеет право учитель, а что недопустимо для педагога?

Мы уже рассказали о правах детей и родителей в школе, а что же учителя? Что им разрешает и запрещает закон, имеет ли право учитель на те ли иные действия в отношении ученика? Рассказываем вместе с экспертами в этой статье, какие права у учителя в школе не могут быть нарушены ни администрацией, ни учениками.

Права учителя в образовательном учреждении

Многие говорят о том, что учитель сегодня – самое бесправное существо, которое имеет в основном обязанности перед учебным заведением и родителями учеников. Но права учителя по закону тоже есть, и они должны соблюдаться.

Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей

Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.

Перечислим основные права учителя.

Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.

Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками.

Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем.

Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).

Получать условия для организации учебного процесса.

Рабочее место учителя и учеников обеспечивает и поддерживает администрация учебного заведения. Мебель, техника, учебные пособия должны быть предоставлены, никто не вправе требовать, чтобы что-либо из этого приобреталось учителем или родителями учеников за свои деньги.

Возможность отказаться от поручений, не связанных с должностными обязанностями учителя.

Все обязанности педагога перечисляются в его должностной инструкции, подписываемой вместе с трудовым договором. Привлекать персонал для выполнения других работ администрация не вправе.

Поэтому если учителя заставляют, например, самостоятельно убирать класс, территорию школы, выполнять ремонтные работы, это является нарушением его прав! В этом случае можно смело отказываться от дополнительной нагрузки, которая в обязанности не входит.

У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью

А именно:

  • Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
  • Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
  • Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
  • Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
  • Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.

Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:

  • Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
  • Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
  • Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
  • Отбирать телефон или другие личные предметы.

Но учитель может действовать в рамках устава учебного заведения, не нарушая при этом никаких других законов. Конфликтные ситуации, если их невозможно разрешить с учеником, лучше решать с администрацией и родителями – таким образом, чтобы интересы и права всех сторон были соблюдены.

При этом учитель вправе требовать, чтобы учащийся соблюдал правила школы, а родители или опекуны обеспечивали ему все возможности для обучения (в том числе, материальные и психологические).

Помните! В случае с конфликтами руководство зачастую предпочитает вставать на сторону родителей, так как обвинения в превышении полномочий со стороны учителя или проявлении насилия по отношению к несовершеннолетнему – серьезны и ударят по репутации школы. Поэтому учителю очень важно держаться в рамках закона и решать все вопросы цивилизованно, даже в том случае, если ученик совершенно неуправляем.

Вообще в любом случае конфликты лучше решать полюбовно, таким образом, чтобы интересы обеих сторон был учтены, а права не нарушены. Именно к этому должна стремиться администрация, которая обязана учитывать как права учеников, так и своих работников.

Не по вашей чести: как защитить личную жизнь учителей

Принципы государственной политики и правового регулирования в сфере образования необходимо дополнить пунктом о защите чести и достоинства педагогического работника — соответствующий законопроект разработал вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Он заметил, что происходят многочисленные случаи вмешательства в частную жизнь учителей, а педагоги не имеют инструментов для защиты чести и достоинства. Сможет ли закон помочь учителям — разбирались «Известия».

13-й принцип

Борис Чернышов предлагает в своем законопроекте (имеется в распоряжении «Известий») дополнить строчкой про «защиту чести и достоинства педагогических работников» статью 3 ФЗ «Об образовании», где перечисляются принципы, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование в этой сфере. Принцип будет 13-м по счету.

https://www.youtube.com/watch?v=sQB22cb9iLE\u0026pp=YAHIAQE%3D

В пояснительной записке автор законопроекта говорит, что педагоги имеют «моральные обязательства и ответственность перед всем обществом», но при этом фиксируется низкий уровень престижа профессии учителя в обществе. На это указывает осеннее исследование ВЦИОМа, согласно которому респонденты оценили положение педагогов в обществе на 3,19 балла из пяти возможных. Положительной динамики в этой оценке нет.

«Вместе с этим средствами массовой информации приводятся многочисленные примеры вмешательства в частную жизнь педагогических работников и попыток осуждения их действий даже в тех случаях, когда эти действия не носят противоправный характер и не обусловлены педагогической деятельностью», — пишет автор законопроекта.

«Особых» инструментов для защиты у педагогов нет, говорит Борис Чернышов. Лишь в статье 47 ФЗ «Об образовании» закреплено «право на защиту профессиональной чести и достоинства», но не личной жизни.

Нуждаются ли учителя в защите

Директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин отмечает, что престиж профессии учителя за последние несколько лет действительно существенно упал.

— Беда не только в заработной плате и нагрузке обычного учителя на 1,5 ставки минимум, — сказал он «Известиям». — Во многом еще и в отношении, бытующем в социальном пространстве. Мы много лет говорили об образовании как об услуге, и это «потребительское» отношение всё чаще проявляется в нашем обществе.

Прекращение случаев откровенной травли учителей, как и защита их частной жизни, — это очень важная задача, говорит Борис Илюхин.

По его мнению, учитель «имеет право ходить на море в купальнике, купаться в проруби, быть прекрасной женщиной или сильным мужчиной». Однако пока у него «огромное количество обязанностей», но «по сути, нет прав».

Борис Илюхин соглашается с инициативой депутата Чернышова, отмечая, что учитель должен чувствовать себя защищенным.

— Если мы хотим, чтобы школа не только давала знания, но и воспитывала личность, — тогда учитель тоже должен быть личностью, и это право должно быть законодательно закреплено, — говорит он. — Это нужно, чтобы у родителей не было возможности вмешиваться в его частную жизнь, а у администрации школ — желания замять возникающие ситуации путем увольнения учителей или понуждения к этому шагу.

Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова замечает, что случаи чрезмерно внимательного отношения к личности педагога случаются чаще в небольших городах, где родители могут случайно встретить преподавателей в кафе и, например, затем упрекнуть их в употреблении спиртных напитков.

— Соцсети многие педагоги уже закрыли от посторонних либо строго ограничивают себя в публикациях, поскольку конфликтов именно из-за соцсетей было достаточно много, — говорит она.

Президент Обрсоюза Евгений Нежданов замечает, что повышенное внимание к жизни учителей можно понять — родителям хотелось бы, чтобы педагоги были идеальным примером для детей. Палка о двух концах — учителя, имея право на личную жизнь, должны внимательно относиться к содержанию своих страниц в соцсетях, а родители должны следить за работой, а не поведением педагогов во внеурочное время.

Директор Федерального института оценки качества образования, член Общественной палаты РФ Сергей Станченко замечает, что никто не может оспаривать право учителя на личную жизнь, но важно понимать, что, когда любой человек принимает решение о выходе в публичное пространство, реакция на его действия может быть непредсказуемой.

Нужен ли закон для защиты чести

Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова согласна, что излишнее внимание к личной жизни педагога может навредить статусу педагога в обществе, но инциденты, описанные в различных СМИ, считает скорее исключением из правил.

— Отдельно прописывать в законодательстве защиту чести и достоинства педагогов, в том числе их право на частную жизнь, не стоит, — сказала она «Известиям». — Защиту, согласно российской цивилистике, можно осуществлять в судебном порядке. Думаю, этого достаточно.

Она добавила, что профильный комитет Госдумы уже включил в программу принятие законопроекта о статусе педагога, о котором говорят не один год. Он должен дать учителю защиту в том числе от различных неправомерных действий.

Евгений Нежданов также считает, что существующее законодательство достаточно защищает честь и достоинство граждан и нет нужды принимать отдельные нормативы, однако активно участвовать в защите статуса педагога должно и руководство образовательных организаций.

Ольга Мирясова из профсоюза «Учитель» отмечает, что сама по себе новая норма станет лишь очередным благим пожеланием, от которого ничего не изменится. Сейчас же защита учителей остается делом школы и самого педагога. Честь и достоинство, например, можно защищать любому гражданину в рамках Гражданского кодекса, однако у учителей, как правило, нет ни сил, ни времени, чтобы судиться.

Сергей Станченко полагает, что нет смысла создавать отдельные правила по защите чести и достоинства для какой-то категории граждан.

— Круг вопросов, связанных с психолого-педагогическим аспектом взаимодействия учителя и учеников — это скорее предмет глубокого профессионального обсуждения и тонкой настройки в каждой конкретной школе, — сказал он.

— Разумеется, выполнение учительской миссии требует соблюдения определенных правил и норм, понятных практически каждому педагогу, и тут дело не в формальной фиксации этих правил в виде кодекса этики, а в осознанном отношении к своей профессии.

Вообще психологический климат — очень важная характеристика всего, что происходит в школе.

Профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А.

Гуружапова МГППУ Евгений Исаев замечает, что внимательное отношение к педагогической деятельности и личности педагога вполне объяснимо, но именно родительская общественность, как правило, выступает наиболее последовательным и принципиальным защитником чести и достоинства педагога, когда они попираются, например, администрацией школы. Он подчеркивает, что профессия педагога, наряду с профессией врача, относится к социономическим профессиям, в которых моральные и нравственные качества имеют такое же значение, как и собственно их профессиональная квалификация, и учитель это должен понимать.

По мнению Евгения Исаева, самих педагогов в большей степени волнует справедливость оплаты труда, в том числе ее существенная разница в зависимости от региона. А Евгений Нежданов призывает ввести дополнительные меры для профилактики профессионального выгорания педагога.

Помогает ли кодекс

Борис Илюхин отмечает, что на учителя накладывает дополнительные ограничения профессиональный кодекс педагога, который он называет «весьма продуманным документом», достаточно полно описывающим правила поведения.

— Кодекс выполняет регулятивную функцию в профессиональном сообществе, и именно профессиональное сообщество в первую очередь должно реагировать на случаи, относящиеся к резонансному общественному поведению педагога, — замечает Евгений Исаев.

— Кодекс профессиональной этики должен стать предметом изучения в системе педагогического образования.

В учебных планах педагогических вузов должна появиться такая дисциплина, как педагогическая деонтология — учение о долге и должном поведении педагога в типовых ситуациях его профессиональной деятельности.

Однако, говорит он, актуальной остается тема и психолого-педагогического просвещения родителей, где пока акцент сделан на вопросах обучения и воспитания детей. С родителями также необходимо обсуждать вопросы культуры их отношений с учителями, говорит профессор МГППУ.

Нововведения, которые заработают в школах в 2023-2024 учебном году

С 1 сентября 2023 года вступает в силу совместный приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора  04.04.

2023 № 232/551, которым утверждены новые редакции порядка проведения  ГИА-9 и ГИА-11 (далее – Порядок), направленные на совершенствование и упорядочивание их процедур проведения, а также  итогового собеседования и итогового сочинения (изложения), в том числе в целях соблюдения прав участников ГИА и повышения объективности проведения экзаменов.

  • В частности, согласно новому  Порядку, одиннадцатиклассники:
  • могут  подавать заявления об участии в ГИА-11 в дистанционной форме;
  • могут изменить с базового на профильный или наоборот выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике; 
  • выпускники прошлых лет могут  сдавать ЕГЭ  только в резервные сроки основного периода, а также  вправе изменить или дополнить перечень предметов, указанных в заявлениях об участии в ЕГЭ;
  • военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или контракту, поступающие в военные вузы, могут подавать заявления об участии в ЕГЭ в места регистрации в регионе, где расположен военный вуз, но также и в места регистрации в регионе, где они проходят военную службу.

Изменены  сроки проверки и обработки материалов итогового сочинения (изложения). Теперь дополнительная дата проведения итогового сочинения (изложения) — вторая среда апреля.

  1. В новом Порядке также подробно прописана процедура проведения ЕГЭ по информатике.
  2. Изменяется и порядок проведения ГИА-9: теперь заявления на участие в ГИА-9  можно будет подавать в дистанционной форме; девятиклассники   могут проходить  итоговое собеседование в дистанционной форме;   дополнительное итоговое собеседование перенесено с мая на  третий понедельник апреля;  участники ГИА-9, которые не смогли пройти ГИА в сентябрьские сроки по  учебным предметам по выбору, вправе  изменить их перечень  для  повторного прохождения ГИА-9.
  3. Подробности можно узнать, ознакомившись с Порядком в новой редакции.

С 1 сентября 2023 года в соответствии с приказом Минпросвещения РФ от 06.04.2023 № 240 вступает в силу  новый порядок и условия перевода обучающихся из одной образовательной организации в другую, Согласно документу, перевод осуществляется:

  • — по инициативе совершеннолетнего школьника или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
  • — при прекращении деятельности исходной организации, аннулировании лицензии, лишении госаккредитации или прекращении действия аккредитации;
  • — при приостановлении действия лицензии.
  • Перевестись можно в любое время учебного года.
  • Также:
  • С 1 сентября 2023 года в российских школах начнет действовать единый стандарт образования, что позволит снять вопрос качества образования при переводе  ребенка из школы в школу, из одного региона в другой.
  • С 1 сентября 2023 года начнется реализация ФООП по шести предметам: географии, ОБЖ, русскому языку, литературе, истории, обществознанию.

Согласно внесенным  изменениям в учебные планы школ,  с 2023 г.

на изучение русского языка и литературы  отведено 157 часов (на 16 часов больше, чем в 1966 году, теперь русский язык изучается и в старшей школе  (в советской школе не было));  возвращены для изучения ряд произведений, изучавшихся в советской школе;  количество часов по математике в 5-9 классах выросло до 6 часов в неделю, введен  практический курс «Вероятность и статистика» в 7-11 классах.

На уроках предметов естественно-научного цикла будут изучаться нанотехнолгии, квантовые технологии, биотехнологии, генетические технологии, школьники получат представление о квантовом компьютере, сотовой связи. Ряд учебных предметов: физика, биология, математика, информатика, химия будут изучаться также и  на углубленном  уровне.

  1. В новом учебном году Минпросвещения планирует принять единые подходы к начислению заработных плат учителям.
  2. С 1 сентября 2023 года российским школьникам вновь будут присуждать серебряные медали за успеваемость.
  3. С нового учебного года заработает ФЗ об обязательном  трудовом воспитании школьников.
  4. Кроме того, в следующем учебном году:
  5. во всех школах страны будут созданы  школьные театры и спортивные клубы;
  6. во всех субъектах РФ появятся советники директора по воспитательной работе;
  7. занятия «Разговоры о важном» будут посвящены 30-летию  Государственного герба РФ, 100-летию Мосфильма, 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда, 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, 215-летию со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя», 190-летию со дня рождения химика Дмитрия Ивановича Менделеева», 200-летию со дня рождения адмирала Федора Федоровича Ушакова,185-летию со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского.
  8. Источник

Приказ Министерство просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (garant.ru)

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406782496/?ysclid=lht4oq03ik338859873#0

Министр Сергей Кравцов подвел итоги учебного года — Российская газета (rg.ru)

Сергей Кравцов назвал темы «Разговоров о важном» нового учебного года / Минпросвещения России (edu.gov.ru)

Массовое внедрение федеральных основных образовательных программ планируется провести в течение двух лет / Минпросвещения России (edu.gov.ru)

В Госдуму внесен законопроект об обязательном трудовом воспитании — Российская газета (rg.ru)