Бюджетный Кодекс Внутренний Финансовый Контроль В 2023 Году
ВОПРОС:
Добрый день! Вопрос по внутреннему финансовому контролю и аудиту. В Бюджетный кодекс ст. 160.2-1 внесены изменения и исключена информация по внутреннему финансовому контролю. Однако ч. 5 звучит в следующей редакции: «5.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.».
Отменили или нет внутренний финансовый контроль?
ОТВЕТ:
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, как управленческие инструменты главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (далее – ГА (А)БС), применяются в Российской Федерации уже более пять лет.
За это время стало ясно, что применение изначально установленных норм законодательства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия, привело не только к получению положительного эффекта, но и повлекло чрезмерную формализацию процедур внутреннего контроля.
Ранее действующая редакция статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) не содержала определения понятия «внутренний финансовый контроль». Согласно БК РФ, осуществляемый внутренний финансовый контроль должен был быть направлен на:
- соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
С учетом изложенного, внутренний финансовый контроль должен представлять собой контрольный механизм, осуществляемый на постоянной основе в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операции и действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры). Следует отметить, что фактически внутренний финансовый контроль представляет собой составную часть цикла осуществления любого процесса, включая осуществление бюджетных полномочий (внутренних бюджетных процедур).
Цикл осуществления бюджетного полномочия приведён на рисунке 1.
Рисунок 1 — Цикл осуществления бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры)
В этой связи, а также в целях устранения излишней формализации осуществляемых процедур внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), была осуществлена реорганизация норм статьи 160.2-1 БК РФ.
Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» из БК РФ исключено понятие ВФК как отдельного самостоятельного бюджетного полномочия.
Одновременно были внесены правки, в соответствии с которыми изменены как подходы к организации ВФК, так и к его осуществлению.
Во-первых, в БК РФ косвенно появилось определение ВФК. Так, п.п.1) п.2 статьи 160.2-1 БК РФ установлено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
«1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.».
Таким образом, исходя из обновленных норм БК РФ, под внутренним финансовым контролем понимается внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.
В соответствии с новой редакцией статьи 160.
2-1 БК РФ, деятельность по осуществлению внутреннего финансового аудита регламентируется на федеральном уровне и должна с 1 января 2020 года осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
При этом, деятельность по ВФК не регулируется нормативными правовыми актами федерального уровня. Согласно обновленной редакции абзаца сорокового статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет только методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля.
Как указано в п.5 ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Таким образом, ГА(А)БС получили возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК.
В этой ситуации руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и обеспечить увязку систем внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, необходимую для исполнения новых полномочий по организации и проведению мониторинга качества финансового
менеджмента с учетом существующей специфики.
Это позволит, с одной стороны, организовать эффективную систему внутреннего финансового контроля в организациях государственного сектора, отвечающую потребностям конкретного главного администратора (администратора) бюджетных средств, а с другой, избавит сотрудников ГА (А)БС от необходимости «механического» соблюдения норм, не отражающих существующие реалии и потребности.
В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018-2020 гг., утверждённой Минфином России 14.11.2018, планируется разработка девяти федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
К настоящему времени в открытом доступе опубликованы проекты трёх федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ФС ВФА). Перечень ФС ВФА с указанием сфер регулирования приведён на рисунке 2.
Федеральное казначейство
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2023 года № 341 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в три федеральных стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, регулирующие стадии планирования контрольных мероприятий, проведения и оформления их результатов, а также порядка и правил составления отчетности о результатах контрольной деятельности.
Из наиболее значимых изменений следует отметить следующие.
Стандартом по планированию проверок, ревизий и обследований закреплено, что в утвержденный план контрольных мероприятий также могут вноситься изменения в связи с поручениями (актами) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, главы местной администрации.
- Стандарт по проведению проверок, ревизий и обследований и оформлению их результатов дополнен положением о том, что акт, заключение, содержащие описание нарушений, в том числе нарушений, устраненных в ходе контрольного мероприятия, дополняются приложениями, подтверждающими нарушения и факты устранения нарушений в ходе контрольного мероприятия, в обязательном порядке.
- Кроме того, стандарт дополнен нормой, согласно которой документы, полученные от объекта контроля, не прилагаются к копии акта, заключения, вручаемого руководителю объекта контроля, его уполномоченному представителю или направляемого объекту контроля.
- В стандарте по правилам составления отчетности о результатах контрольной деятельности изменены сроки представления отчета о результатах контрольной деятельности – до 1 апреля (вместо 1 марта) года, следующего за отчетным; также изменены сроки размещения отчета на официальном сайте органа контроля – не позднее 1 мая (вместо 1 апреля) года, следующего за отчетным.
- Постановление вступает в силу 10 марта 2023 года.
Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «Закон о персональных данных»).
Совершенствование условий осуществления финансового контроля
Федеральным законом от 29.12.2015 № 406‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные поправки в нормы Бюджетного кодекса, регулирующие вопросы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля. Об этих изменениях мы и поговорим в статье.
Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля
Федеральным законом № 406‑ФЗ обеспечивается возможность реализации полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита – они обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Так, согласно новой редакции п. 3 ст. 157 БК РФ Росфиннадзор осуществляет анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций). Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Росфиннадзором в целях осуществления указанного полномочия.
https://www.youtube.com/watch?v=75GVBBObTJM\u0026pp=ygVr0JHRjtC00LbQtdGC0L3Ri9C5INCa0L7QtNC10LrRgSDQktC90YPRgtGA0LXQvdC90LjQuSDQpNC40L3QsNC90YHQvtCy0YvQuSDQmtC-0L3RgtGA0L7Qu9GMINCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D
Согласно п. 4 ст. 157 БК РФ на Росфиннадзор, а также на органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), возложена обязанность проводить анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
- При этом главные администраторы средств федерального бюджета, главные администраторы средств бюджета субъекта РФ, главные администраторы средств местного бюджета обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые соответственно Росфиннадзором, органом государственного (муниципального) финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации), в целях осуществления полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
- Федеральным законом № 406‑ФЗ уточнено, что не могут являться объектами такого контроля Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
- Кроме того, Федеральным законом № 406‑ФЗ уточнены полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
- Согласно внесенным изменениям главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:
- на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета.
В свою очередь, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета также осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
Федеральным законом № 406‑ФЗ в ст. 266.1 БК РФ внесены изменения, позволяющие органам государственного (муниципального) финансового контроля осуществлять контроль:
- за достижением главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предоставленные из другого бюджета бюджетной системы РФ, достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами;
- за соблюдением юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также государственных (муниципальных) контрактов;
- за соблюдением юридическими лицами целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.
Обеспечение деятельности контрольных органов
Федеральным законом № 406‑ФЗ установлена обязанность объектов контроля не воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Так, согласно новой редакции п. 3 ст. 266.
1 БК РФ объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.
Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
Напомним, что непредставление запрашиваемых документов является административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ст. 19.7 КоАП РФ.
Кроме того, как мы видим, в положения Бюджетного кодекса добавлена норма, предусматривающая обязанность объектов контроля не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, ответственность за нарушение которой предусмотрена ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений в 2023 году
семинар
Проведение курса на ближайшее время не запланировано.
Основное внимание семинара уделено действующей практике организации ВГФК в сфере бюджетных правоотношений, включая прикладные решения для контрольных мероприятий и локальных документов. Актуальные Регламенты ВГФК, Положения, Инструкции и прочие документы включены в раздаточный материал для упрощения применения информации семинара на практике.
В программе семинара пошагово разъясняются методические и прикладные вопросы осуществления контрольной деятельности органами финансового контроля:
- Субъекты полномочий по осуществлению ВГФК, внутреннего финансового аудита (ВФА) и внутреннего контроля — подтверждение, передача полномочий. Особенности совмещения полномочий ВГФК и ВФА (в случае передачи органу ВГФК полномочий на осуществление ВФА).
- Субъекты исполнения государственной функции финансового контроля —институциональные (структурные) единицы и формы организации ВГФК. Распределение нагрузки по осуществлению контрольных мероприятий между органом ВГФК и объектами контроля (ГРБС, ЦРБ и др.).
- Формирование Регламента ВГФК и прочих локальных нормативных актов, определяющих порядок, форму и прочие параметры контрольной деятельности в рамках осуществления контрольных мероприятий. Регламент взаимодействия субъекта ВГФК и ЦРБ.
- Формирование перечня рисков, подлежащих минимизации в результате контрольной деятельности ВГФК. Увязка перечня рисков и полномочий субъекта ВГФК. Анализ рисков в рамках исполнения требований риск-ориентированного контроля. Методы оценки рисков Мониторинг.
- Формирование должностных обязанностей и инструкций для субъекта ВГФК. Возможности и допустимые способы привлечения должностных лиц объектов контроля к выполнению задач в рамках контрольного мероприятия ВГФК.
- Составление и утверждение плановых и внеплановых мероприятий ВГФК. Особенности содержания плана мероприятий ВГФК.
- Формирование результатов контрольных мероприятий ВГФК. Особенности отражения результата контроля в виде снижения риска.
- Практические вопросы осуществления контрольной деятельности. Мероприятия финансового контроля и финансового аудита.
Дать разъяснения методических и прикладных вопросов осуществления контрольной деятельности органами финансового контроля.
Бюджетная реформа — основные направления изменений и обновленные требования к контрольным мероприятиям.
- Сущность, приоритеты и принципы бюджетной реформы системы управления общественными финансами:
- развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля — определение перечня рисков в увязке с полномочиями проверяющих, оптимизация контрольных мероприятий за счет внедрения риск-ориентированного подхода. Особенности формирования критериев существенности и оценки бюджетных рисков. Прикладные вопросы формирования программ контрольных мероприятий ВГФК
- методические и прикладные задачи переориентация государственного (муниципального) финансового контроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля. Оценка эффективности контроля, качества финансового менеджмента.
- централизации в сферах бюджетного и учётного процессов. Новые инструменты контроля на базе информационных систем.
- переход к унифицированным требованиям контрольной деятельности в рамках внутреннего финансового контроля (аудита).
- Действующая система контроля расходования бюджетных средств. Трехуровневая система контроля и аудита в бюджетной сфере:
- ВГФК — функции, полномочия и принципы осуществления деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля.
- Внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль администратора бюджетных средств, ГРБС. Порядок и требования контроля учредителя за деятельностью подведомственных учреждений. Ведомственный контроль.
- Внутренний финансовый контроль на уровне учреждения. Внутренний аудит как дополнительный инструмент контроля.
- Государственный (муниципальный) контроль (надзор). Требования федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Отличия государственного надзора и государственного финансового контроля.
- Уровни функций контроля и специфика муниципального финансового контроля (МФК) в Российской Федерации. Порядок формирования местными органами власти органов муниципального финансового контроля.
Бюджетная реформа и обновление механизма внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
- Правовое регулирование организации и проведения внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Положения и изменения Бюджетного кодекса, федерального законодательства и иных НПА.
- Отмена ранее действовавших НПА и уточнение требований к ВГФК федеральными стандартами в 2023 году. Принципы, способы и прочие правила, перешедшие в действующий регламент из отмененных документов (в т.ч. отмененный Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»).
- Полномочия органов ВГФК и МФК. Отличия и особенности полномочий на разном уровне контроля.
Минфин отредактировал госстандарты о внутреннем финконтроле
Правительство внесло правки в три федеральных стандарта, посвященных требованиям к составлению плана проведения внутреннего финконтроля и о непосредственном планировании мероприятия. Кроме того, ревизоры могут отчитаться о результатах проведенного мониторинга на месяц позже.
С 10 марта 2023 года Федеральное казначейство и надзорные органы обязаны отчитываться в соответствии с новым порядком госстандартов. Речь идет об отчетах по внутреннему госмониторингу. Однако изменили только три основных стандарта ─ о требованиях к планированию проверок, о правилах проведения контроля, а также об отчете надзорных ведомств.
Стандарт о требованиях к планированию внутренних проверок
Госстандарт, посвященный планированию финмониторинга, определяет содержание документа, а также требования к его составлению. Например, темы проверок, перечень мероприятий, название подконтрольных объектов и даты проведения контроля. При этом план можно редактировать.
Новые изменения в Постановлении № 208 коснулись как раз этого. В частности, власти подкорректировали пункт 18, добавив очередное основание, согласно которому можно исправить план проведения финконтроля. Это исполнение поручений:
- российского президента;
- Правительства РФ;
- вышестоящего госоргана региона РФ;
- высшей исполнительной инстанции области;
- главы муниципальной администрации.
Помимо прочего, в соответствии с изменениями в последней и прочих ситуациях разрешено ввести мораторий на контрольные мероприятия. Хотя Минфин отметил, что ранее эти положения тоже считали основанием для запрета внутренних госпроверок.
План мониторинга необходимо заверить до окончания года, идущего перед тем, в котором запланирована внутренняя проверка.
Стандарт о планировании и проведении внутреннего контроля
Вторым стандартом, претерпевшим ряд перемен, стало Постановление № 1235 о непосредственном планировании внутреннего финмониторинга. В частности, его дополнили пунктом 53(1), уточнив порядок отчета о нарушениях.
Теперь к проколу или акту о результатах мониторинга с регистрацией факта правонарушения необходимо приложить документальное подтверждение проступка.
В этот перечень включают и доказательства ликвидации как самих ошибок, так и их последствий.
В то же время к копиям указанных документов не нужно прилагать иные бумаги, полученные от подконтрольного объекта. А саму копию оформляют по стандарту, поставив на ней печать «Копия верна» и подпись руководителя объекта проверки. Если же документы оформляют в электронном формате, то нужна ЭЦП этого же лица. В дальнейшем бумаги распечатывают и оформляют в соответствии с указанным порядком.
Стандарт об отчете надзорных инстанций
Власти подкорректировали сроки сдачи отчетов о проведенных процедурах финконтроля, что отразилось в Постановлении № 1478. Так, согласно главе III, отчет с ми за 2023 год придется сдать до 1 апреля 2024 года.
А размещать его теперь будут до 1 мая 2024 года. В последующих годах последний отчетный день останется таким же. Сейчас крайние даты ─ это 1 марта и 1 апреля соответственно.
Что касается отправки, то ее порядок остался прежним:
- Госказначейство отчитывается в Минфин РФ;
- ведомства внутреннего финмониторинга сдают документы высшему уполномоченному лицу соответствующего региона;
- внутренние областные инстанции, подведомственные высшему органу госконтроля, направляют отчеты управляющему администрацией муниципального образования.
Причем сведения, составляющие гостайну, необходимо формировать исключительно на бумажном носителе. А срок их отправки продлен до 20 апреля.