Консультации

Законопроект о признании режима повышенной готовности равным форс-мажору

Законопроект о признании режима повышенной готовности равным форс-мажору

  • Даниил Казин
  • Старший юрист Legis Universum
  • специально для ГАРАНТ.РУ

Мир охватила пандемия COVID-19. Это серьезный вызов не только для системы здравоохранения, но и для экономики, долгосрочные последствия, которые сейчас сложно оценить. Закрытие границ, отмена транспортного сообщения, остановка работы предприятий и многие другие факторы могут привести к большим трудностям, в том числе и в правовой плоскости. Правительства многих стран разрабатывают меры защиты и антикризисные планы, которые призваны стабилизировать ситуацию, Российская Федерация не стала исключением. Одним из таких шагов стало изменение политики Правительства РФ о внесении коронавирус в список причин форс-мажора для поставщиков госзаказа, о котором было заявлено 17 марта на Совещание В.В. Путина с членами Правительства возможно, это будет актуально и для обычного гражданского оборота.

Согласно общему правилу п. 3 ст.

401 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, чтобы быть признанным форс-мажором, обстоятельство вследствие которого сделалось невозможным надлежащее исполнение обязательства должно одновременно соответствовать критериям чрезвычайности и объективной непредотвратимости.

Многие государства, ввели ряд ограничительных мер, направленных на сдерживание распространения эпидемии.

Среди них ограничение транспортного сообщения с отдельными странами, ограничение на ввоз определенных товаров, ограничение или запрет мероприятий, предполагающих массовое скопление людей.

Такие меры не могут не оказывать влияние на исполнение обязательств компаний, вовлеченных в соответствующие процессы, эпидемию в комплексе с такими мерами можно рассматривать именно как форс-мажор.

Для целей официального подтверждения ситуации форс-мажора заинтересованное лицо вправе обратиться в ТПП России, предоставив необходимые документы и сведения.

Порядок выдачи подтверждения форс-мажорных обстоятельств и выдачи соответствующих свидетельств определяется Положением о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств форс-мажора, утвержденным постановлением Правления ТПП РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14.

Получение данного свидетельства хотя и не является необходимым условием признания наличия форс-мажорных обстоятельств (кроме случаев, когда это прямо прописано в контракте), однако позволяет в значительной степени упростить процесс доказывания в суде в случае возникновения спора.

Применительно к исполнению государственных контактов уже сейчас Банком России сообщено, что принято решение о неприменении штрафных санкций к поставщикам, попавшим под негативное влияние ситуации (информационное сообщение Банка России от 17 марта 2020 г.

«О мерах по обеспечению устойчивости экономического развития»).

Данное сообщение хотя и само по себе не содержит какого-либо указания на то, какие именно конкретные обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса, которые государство признает форс-мажорными, однако, полагаю, свидетельствует о смягчении государственной политики в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации.

В аналогичном ключе высказалась и ФАС России, которая указала на то, что ситуация с коронавирусной инфекцией является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор), и поручила своим территориальным органам учитывать это при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 г. № ИА/21684/20).

В то же время, стоит заметить, что сама по себе пандемия, равно как и последовавшие за ней негативные реакции рынков не могут рассматриваться в качестве форс-мажорного обстоятельства.

Так, например, вряд ли можно снять с себя ответственность за нарушение договорных обязательств в связи с падением спроса на ту или иную продукцию или услуги, вызванные эпидемией либо колебания закупочных цен, даже в случае, если эти события были обусловлены возникновением эпидемии.

Вместе с тем, ст. 451 ГК РФ позволяет заинтересованной стороне потребовать изменения или расторжения заключенного договора в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Однако стоит учитывать, что согласно сложившейся судебной практике ни финансовый кризис, ни изменение курса валют, ни резкое увеличение темпов инфляции не могут быть признаны существенным изменением обстоятельств, дающим право на изменение или расторжение договора (Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 г. № 1019-О, п.

8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017)., Решение МКАС при ТПП РФ от 16 марта 2017 г. по делу № 48/2016). Таким образом доказывать существенность изменения обстоятельств придется применительно к конкретной ситуации, возникшей при исполнении конкретного договора, с учетом всех воздействующих на нее факторов.

В условиях уже начавшейся пандемии, имеет значение не только ее последствия применительно к исполнению уже заключенных договоров, но и правильное определение условий вновь заключаемых договоров.

Насколько долго продлится кризисная ситуация с COVID-19 пока не ясно, ситуация постоянно меняется, государствами вводятся новые ограничительные меры, организации и предприниматели также вынуждены учитывать новые реалии экономической деятельности, в том числе и неопределенность ситуации.

В такой обстановке особенно важным становится правильное распределение рисков между контрагентами. Участникам оборота нужно задуматься о включении в договоры специальных условий относительно рисков, связанных с пандемией.

Стоит отдельно отметить, что стороны вправе не только предусмотреть порядок взаимодействия в форс-мажорной ситуации, но и заранее, с учетом всех рисков предусмотреть возможность перераспределения рисков и возмещения одной из сторон другой имущественных потерь при наступлении определенных обстоятельств, не связанных с нарушением обязательств. Например, потерь, вызванных невозможностью исполнения обязательства из-за требований государства или третьих лиц к одной из сторон договора. При использовании данного инструмента управления рисками стороны должны определить в договора размер возмещения таких потерь или порядок его определения (ст. 406.1 ГК РФ). Таким образом, уже при заключении договора, даже в условиях относительной неопределенности будущей ситуации, в которой он будет исполняться, каждая из сторон будет знать какие основные риски она на себя принимает и каков объем этих рисков.

Коронавирус как форс-мажор и причина не исполнять обязательства

Законопроект о признании режима повышенной готовности равным форс-мажору Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 спровоцировало массовые нарушения договорной дисциплины, срывы поставок продукции и просрочку исполнения контрактов. В то же самое время коронавирус поможет бизнесу избежать ответственности за неисполнение договоров. Но только при определенных обстоятельствах. Рассказываем.

Неисполнение обязательств из-за коронавируса

Повсеместное распространение инфекции коронавируса внесло свои коррективы буквально во все сферы жизни, включая экономику и бизнес. Предпринимаемые государствами меры по профилактике и борьбе с пандемией неумолимо приводят к созданию барьеров для внешнеэкономической деятельности и, как следствие, ограничению свободы торговли внутри страны.

Закрытие государственных границ, запреты на ввоз и вывоз отдельных групп товаров, свертывание производств, введение режима нерабочих дней, временное закрытие предприятий из-за карантина, перевод сотрудников на режим удаленной либо неполной занятости – вот далеко не полная картина экономического мира в свете коронавируса.

Разумеется, ничего хорошего для бизнеса все это не сулит. И если ситуация с коронавирусом затянется, то, по прогнозам Торгово-промышленной палаты, около 3 млн предпринимателей могут попросту закрыть свой бизнес уже через пару месяцев.

Не последнее место в закрытии предприятий могут сыграть договорные неустойки и штрафы, которые бизнес вынужден платить за срыв поставок и затягивание сроков исполнения контрактов вследствие закрытия границ и введения других профилактических мер. Поэтому сейчас перед бизнесом остро стоит вопрос об освобождении от ответственности за неисполнение обязательств по причинам, обусловленным коронавирусом и его последствиями.

По действующим правилам организация и ИП могут быть освобождены от штрафов и неустоек при так называемых форс-мажорах, то есть обстоятельствах непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Обычно в договорах прописывается условие о форс-мажоре. Но можно ли применять данное условие к пандемии коронавируса, для многих остается непонятным. Давайте разбираться.

Является ли коронавирус форс-мажором

В соответствии со ст. 401 ГК РФ форс-мажор — это обстоятельства, которые затрудняют или делают невозможным надлежащее исполнение договорных обязательств. При этом такие обстоятельства должны отвечать двум обязательным признакам:

  • быть чрезвычайными;
  • быть непредотвратимыми.

Чрезвычайность – это нестандартность и исключительность обстоятельства. Поэтому чрезвычайным признается только то обстоятельство, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Непредотвратимость – это невозможность избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Исходя из вышесказанного, коронавирус, а точнее его последствия, представляют собой типичные случаи чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы, которые на практике помогут избежать ответственности за нарушение обязательств. Последствия коронавируса обладают всеми характерными чертами форс-мажора:

  • носят чрезвычайный характер и не могли быть заранее предугаданы/запланированы контрагентами сделок. Еще некоторое время назад о коронавирусе вообще мало кто знал и никакой его опасности мы не представляли;
  • не зависят от воли сторон сделки и не могут быть ими устранены. Если государство, с территории которого поставляется оговоренная в контракте продукция, закрывает свою границу, организации-поставщики повлиять на это никак не могут.

Следовательно, если участник сделки докажет, что нарушил договор именно по причинам, связанным к коронавирусом (закрытие государственных границ, введение карантина, приостановление производства контрагентов, закрытие поставщиков и т.д.), штрафов и неустоек можно будет избежать.

Сразу отметим, что сам по себе коронавирус форс-мажором в суде считаться не будет. Форс-мажором будет считаться то или иное последствие коронавируса, которое объективно препятствует или делает невозможным исполнение сделки.

Позиция Верховного Суда по признанию коронавируса форс-мажором

Верховный Суд РФ в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 21.04.2020 № 1 признал, что распространение коронавирусной инфекции само по себе не может быть признано форс-мажором, освобождающим от ответственности за неисполнение обязательств.

Форс-мажором могут признаваться только принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению распространения коронавируса, а также временные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. К мерам, имеющим признаки форс-мажора, относятся:

  • запрет на передвижение транспортных средств;
  • ограничение передвижения физических лиц;
  • приостановление деятельности предприятий и учреждений;
  • отмена и перенос массовых мероприятий;
  • введение режима самоизоляции граждан и т.п.

Все перечисленные меры могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлена причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом признание антивирусных мер, принимаемых властями, форс-мажором зависит от типа осуществляемой организациями/ИП деятельности, условий ее осуществления, а также региона, в котором действует организация/ИП.

Понятно, что если в регионе осуществления предпринимательской деятельности не было введено никаких ограничительных мер, то организации и ИП, нарушившие договорные обязательства, не вправе ссылаться на коронавирус.

И наоборот – если договор не был исполнен, например из-за отмены массовых мероприятий или приостановления работы предприятия, то организация и ИП могут избежать ответственности за нарушение обязательств, сославшись на форс-мажор.

То же самое касается и финансовых трудностей, которые сейчас испытывают многие предприятия. 

ВС РФ отмечает, что отсутствие у должника необходимых денежных средств не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств.

Но если отсутствие денег вызвано, например, запретом деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п.

, то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в связи с форс-мажором.

Что считается форс-мажором при коронавирусе

Примерный перечень обстоятельств, которые признаются форс-мажором, в том числе и при коронавирусе, приведен в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы, утв. постановлением Правления ТПП от 23.12.2015 №173-14.

К форс-мажору, в частности, относятся:

  • массовые и документально подтвержденные заболевания (эпидемии);
  • введение чрезвычайного положения;
  • диверсии;
  • ограничения перевозок;
  • запретительные меры государств;
  • запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами.

К форс-мажору не относятся:

  • нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника;
  • отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров;
  • отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис;
  • отсутствие клиентов из-за карантина и введения предупредительных санитарных норм и рекомендаций;
  • изменение валютного курса, девальвация национальной валюты;
  • преступные действия неустановленных лиц.

Таким образом, обстоятельства, так или иначе обусловленные коронавирусом и не зависящие от воли сторон договора (контракта), могут быть признаны форс-мажором. Причем организация/ИП, желающие избежать договорной ответственности, обязаны будут предоставить документальное подтверждение наличия обстоятельств, которые помешали исполнить договор.

Верховный Суд РФ в своем обзоре отмечает, что для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств сторона сделки, ссылающаяся на форс-мажор, должна доказать:

  • наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы (временных антивирусных мер);
  • наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
  • непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
  • добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Как доказать форс-мажор при коронавирусе 

Внешнеторговые сделки и международные договоры

По действующему законодательству обстоятельства форс-мажора по всем внешнеторговым сделкам и международным договорамсейчас свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ (ст. 15 Закона РФ от 07.07.1993 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

Чтобы при неисполнении обязательства ссылаться на форс-мажор, возникший по причине коронавируса, организация и ИП должны получить в ТПП соответствующий сертификат о форс-мажоре.

Сертификат оформляется и выдается ТПП на основании письменного заявления заинтересованного лица. В заявлении нужно указать реквизиты и предмет заключенного договора, обязательства заявителя по данному договору, порядок и сроки их исполнения, а также событие, которое заявитель считает форс-мажором, препятствующим надлежащему исполнению указанных обязательств.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • свидетельство о регистрации заявителя и постановке его на налоговый учет;
  • сам договор, содержащий форс-мажорную оговорку, предусматривающую обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности;
  • справку об объемах уже выполненных по договору обязательств;
  • документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

Оформление сертификата о форс-мажоре осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты регистрации в ТПП заявления и представленных документов. 

Внутрироссийские договоры и соглашения

Что касается внутрироссийских договоров и соглашений, то их ненадлежащее исполнение также должно быть документально обосновано.

В качестве документального подтверждения неисполнения договора из-за последствий коронавируса могут служить разного рода принимаемые Правительством РФ, регионами и муниципалитетами указы, распоряжения и постановления, в той или иной степени временно ограничивающие свободу экономической деятельности по санитарно-эпидемиологическим основаниям. Например, таковым может считаться распоряжение городской администрации о приостановлении из-за коронавируса деятельности ТЦ, заведений общепита, предприятий торговли и так далее.

При этом отсутствие ограничительных мер со стороны властей уже не позволит ссылаться на объективную невозможность исполнения обязательств в целях освобождения от ответственности. Поскольку, как мы говорили ранее, сам по себе коронавирус не является основанием для нарушения условий контрактов и не влечет отмену ранее принятых на себя обязательств в части уплаты неустоек и штрафов.

Короновирус и ограничительные меры как форс-мажор. Статья для юристов, которым во всем этом разбираться

Складывается ситуация, в ходе которой ряд субъектов гражданских правоотношений не смогут исполнить принятые договорные обязательства по независящим от них причинам.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В исключительных случаях, действия органов власти приводят к невозможности осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, в т.ч. в части исполнения договорных обязательств, как раз в целях взаимодействия между бизнесом и властью созданы в РФ и в субъектах Торгово-промышленные палаты.

В соответствии с п. 1.3. Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утв. Постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.

2015 № 173-14 обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) — чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

  • К таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
  • Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется Торговой — промышленной палатой путем оформления и выдачи Сертификата о форс-мажоре, свидетельствующем обстоятельства непреодолимой силы.

Получение Сертификата о форс — мажоре носит заявительный характер, в котором указываются наименование, реквизиты и предмет заключенного договора (контракта); обязательства заявителя по договору (контракту), порядок и сроки их исполнения; событие, которое заявитель считает обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), препятствующее надлежащему исполнению указанных обязательств; начало и окончание срока действия такого события, а также ссылки на документы его подтверждающие и с приложением соответствующих документов.

При этом ТПП РФ выдает Сертификаты, свидетельствующие наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ, а также обычаев, сложившихся в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обычаев морского порта (подп. «н» п. 3 ст. 15 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»), а региональные Торгово-промышленные палаты наделены правом выдавать заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими организациями и предпринимателями (п. 10 ст. 6 Закона г. Москвы от 27.03.2002 № 17 «О Московской торгово-промышленной палате»), в частности, с 26.03.2020 региональные ТПП получили полномочия выдавать заключения о наступлении форс-мажора (Письмо ТПП РФ от 26.03.2020 № ПР/0315).

Как следует из опубликованной 30.03.

2020 информации Министерства экономического развития РФ «как обстоятельство непреодолимой силы свидетельствуется не сама эпидемия коронавируса, а ограничительные или другие меры, предпринимаемые властями на территории России для противодействия распространению пандемии, из-за которых исполнение контракта российской компанией становится невозможным». К соответствующим мерам, принимаемыми властями можно отнести следующие:

— объявление нерабочих дней (Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206),

— принятие главами субъектов РФ нормативных актов, регламентирующих введение ограничений (приостановлений) от одной недели до двух месяцев права на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности (Поручение Правительства РФ от 27.03.2020),

— временное ограничение движения через государственную границу РФ (Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 763-р),

— ограничение авиасообщения (Поручение Правительства РФ от 20.03.2020 № ТГ-П12-2111),

  1. — введение ограничений передвижения за пределы района проживания,
  2. — введение в регионах режима повышенной готовности и самоизоляции, что безусловно влияет на исполнение договорных обязательств.
  3. В гражданском законодательстве регламентированы юридические концепции, которые могут применяться к договорным отношениям в ситуациях форс-мажора:

1. Непреодолимая сила, или «форс-мажор» (ч. 3 ст. 401 ГК РФ) — как основание для освобождения от гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.

Согласно п.п. 8 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств» в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

При наступлении форс-мажора должник освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в т.ч.

убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 2 ст. 405 ГК РФ).

Обязательство, которое невозможно исполнить после того, как форс-мажорные обстоятельства отпали, прекращается. Бремя доказывания наступления обстоятельств лежит на должнике.

2. Невозможность исполнения обязательств, которые влекут их прекращение:

  • вследствие невозможности исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства, обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК РФ). Если обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения, должник не несет ответственности за неисполнение договора (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.1997 № 4051/97 по делу № 224/8).
  • вследствие издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части (417 ГК РФ).

Обязательство может быть прекращено по основанию, предусмотренному статьей 417 ГК РФ, и в тех случаях, когда издан акт органа местного самоуправления, делающий невозможным исполнение обязательства (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм ГК РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств»). Несмотря на, что в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Президентом РФ чрезвычайное положение на территории РФ или ее местностях введено не было, в соответствии с п. 17.1 Указа Мэра Москвы от 29.03.2020 № 34-УМ распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ, который является обстоятельством непреодолимой силы. Аналогичные решения на региональном уровне (по состоянию на конец марта 2020 года) приняты в г. Череповце Вологодской области, в Октябрьском и Хасанском районах Приморского края. 3. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения в судебном или внесудебном порядке.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (ст. 451 ГК РФ).

При применении положений об изменении (расторжении) договора в связи с существенным изменением обстоятельств суд определяет наличие такого изменения, время наступления, возможность его предвидеть при заключении договора (Определение ВС РФ от 30.07.

2013 № 18-КГ13-70).

Следовательно, форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы) — это юридическая квалификация обстоятельств, при одновременном наличии таких существенных характеристик, как чрезвычайность и непредотвратимость, в соответствии с которым сторона договора может избежать гражданско-правовой ответственности или рассчитывать в случаях, определенными законом на прекращение, изменение или расторжения договора при наступлении определенных обстоятельств, подтвержденных документальным образом.

Таким образом, в случае обращения заинтересованного лица за защитой нарушенного (оспариваемого права) во внесудебном и судебном порядке необходимо предпринять меры к соблюдению установленного договором порядка уведомления кредитора, а также в силу ст. ст.

9 и 65 АПК РФ представить, доказательства, подтверждающие факт наступления форс — мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), например, сертификата о форс-мажоре, актов органов государственной власти и др.

, а также наличия причинно-следственной связи между форс-мажором и невозможностью исполнить обязательство.

При построении доказательственной базы также возможно применить п. 1 ст. 69 АПК РФ, согласно которого обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными не нуждаются в доказывании.

Общеизвестность обстоятельств устанавливает арбитражный суд при рассмотрении конкретных дел.

Для признания факта общеизвестным требуется, чтобы он был известен широкому кругу лиц, в том числе составу суда, рассматривающему дело, в частности, указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в СМИ и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания.

Гость, заканчивается набор на курс по пяти новым ФСБУ

Последствия коронавируса как обстоятельство непреодолимой силы: так ли все очевидно?

Как только распространение коронавирусной инфекции начало приобретать достаточно серьезные масштабы и отражаться на национальных финансовых системах и мировой экономике в целом, стало очевидным, что рано или поздно неизбежно возникнет вопрос правовой квалификации данных событий.

Ключевой сферой, которая окажется затронутой происходящими событиями, является область договорных отношений, причем как внутригосударственных, так и внешнеэкономических.

И здесь теми частноправовыми инструментами, к которым могут обратиться стороны договора, оказавшиеся тем или иным образом потерпевшей стороной в результате указанных внешних событий, выступают, главным образом, институт непреодолимой силы и доктрина существенного изменения обстановки.

До вчерашнего дня, наверное, логичным было бы предполагать, что понять, чем, с правовой точки зрения, являются происходящие события, мы сможем не ранее, чем начнутся соответствующие судебные разбирательства, в частности, по искам об освобождении от ответственности за нарушения договорных обязательств или изменении/расторжении договора ввиду существенного изменения обстоятельств.

Бесспорно, у каждого из юристов уже сейчас может быть и, вероятно, есть своя позиция относительно правовой квалификации происходящих процессов. Однако оценить отношение российской правоприменительной практики в целом к указанным событиям, что, в конечном счете, является, на наш взгляд, ключевым для правоприменительной практики, мы сможем все-таки не в самой ближайшей перспективе.

  Однако 14 марта 2020 г. Указом Мэра Москвы № 20-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.

№ 12-УМ» (далее также Указ) было установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы. Мотивом введения такого пункта в текст Указа стало то, что «в сложившейся ситуации эта мера упростит разрешение споров, связанных с неисполнением обязательств»1.

Таким образом, казалось бы, вопрос правовой квалификации последствий распространения коронавирусной инфекции решился сам собой – данное событие признано обстоятельством непреодолимой силы, которое в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ освобождает сторону-нарушителя от ответственности по договору. Однако так ли это?

В силу п. 3. ст.

401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

https://www.youtube.com/watch?v=Fx62akt-RvA\u0026t=14s

Иными словами, квалификация событий как обстоятельств непреодолимой силы, с точки зрения действующего законодательства, — это сфера полномочий судебных органов по результатам оценки таких событий на наличие у него двух свойств (1) чрезвычайность и (2) непредотвратимость.

При этом даже сам законодатель не устанавливает частных случаев обстоятельств непреодолимой силы.

На наш взгляд, этот факт может быть обусловлен тем, что иное регулирование может создать законодательную презумпцию квалификации тех или иных событий, установленных в законе, в качестве обстоятельств непреодолимой силы, что на практике может быть не всегда справедливым и применимым.

Таким образом, достаточно спорной является возможность иного публичного субъекта, за исключением суда, установить наличие вышеуказанных критериев как присущих тому или иному внешнему событию с тем, чтобы квалифицировать внешнее явление как обстоятельство непреодолимой силы.

Однако Указом как раз и устанавливается квалификация определенного события в качестве обстоятельства непреодолимой силы. Поэтому не до конца понятно, как Указ должен применяться на практике.

Означает ли это, что суды, всегда рассматривая соответствующие споры, должны будут исходить из установленной Указом правовой квалификации последствий распространения коронавирусной инфекции как обстоятельств непреодолимой силы и освобождать стороны от ответственности за нарушение договорных обязательств? Или все-таки суд не связан такой выраженной в Указе правовой квалификацией? С точки зрения положений ст. 3 ГК РФ, суд, как представляется, никоим образом не связан текстом Указа. Но тогда возникает вопрос, в чем правовой смысл включения вышеприведенного положения в Указ? Рискнем предположить, что в текстах судебных актов по соответствующим спорам мы не раз встретим упоминание Указа. А каким образом поступит судебная практика в части практического применения вышеприведенного положения Указа, покажет время.

Попутно стоит отметить, что Указ, очевидно, должен иметь ограниченное территориальное действие.

Соответственно, могут и должны ли суды города Москвы тем или иным образом учитывать установленную Указом правовую квалификацию внешних событий, в то время как, например, суды Санкт-Петербурга никоим образом не связаны выраженной в Указе позицией? Более того, так как Указ квалифицировал последствия распространения коронавирусной инфекции как обстоятельства непреодолимой силы, означает ли это безусловную невозможность альтернативного применения правил ст. 451 ГК РФ о существенном изменении обстоятельств в релевантных ситуациях?

Обращает на себя внимание сама формулировка приведенных положений Указа. С одной стороны, признаками обстоятельств непреодолимой силы чрезвычайностью и непредотвратимостью обладает распространение коронавирусной инфекции.

С другой стороны, обстоятельством непреодолимой силы является введенный в результате распространения коронавируса и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим повышенной готовности, который, с точки зрения буквального толкования Указа, признаками чрезвычайности и непредотвратимость не обладает. И опять же режим повышенной готовности был введен Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.

№ 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» исключительно на территории города Москвы. Означает ли это, что квалификация последствий распространения коронавирусной инфекции в качестве непреодолимой силы в рамках Указа действует лишь в рамках ограниченной территории и то, что является непреодолимой силой на территории города Москвы, не является таковым на территории иных субъектов Российской Федерации?

Вопросов, возникающих в связи с принятием Указа, достаточно много. На наш взгляд, сама постановка всех этих вопросов ставит под сомнение заявленную при принятии Указа цель упрощения разрешения судебных споров.

Очевидно, что только судебная практика покажет, в конечном итоге, как, в целом, будут квалифицированы происходящие сейчас события, и каким образом, в частности, будет и будет ли в принципе применяться Указ в рассматриваемой части.

Поэтому следим за первыми судебными актами и посмотрим, как будет развиваться судебная практика по вопросам применения норм об обстоятельствах непреодолимой силы и существенного изменения обстоятельств.

_____________________

1 https://www.sobyanin.ru/koronavirus-dopolnitelnye-mery-14-03-2020

Названы регионы РФ, которые признали пандемию форс-мажором — новости Право.ру

В этот список на утро 1 апреля 2020 года включены пока только 39 субъектов из 85. Эксперты юрфирмы Нортия ГКС перечислили нормативные акты, на основании которых приняты такие решения. Кроме того, юристы объяснили, почему эти НПА будут для бизнесменов лишь одним из доказательств, чтобы убедить суд освободить предпринимателей от ответственности за неисполнение обязательств.

Власти почти четырех десятков субъектов России признают, что коронавирусная эпидемия является обстоятельством непреодолимой силы. Среди них восемь республик: 

  • Бурятия
  • Кабардино-Балкария
  • Карачаево-Черкессия
  • Карелия
  • Крым
  • Марий Эл
  • Якутия
  • Тыва

Четыре края:

  • Забайкальский 
  • Красноярский 
  • Пермский 
  • Приморский 
  • Двадцать три области: 
  • Два города федерального значения:
  • И два автономных округа:

Как правильно доказать форс-мажор

Партнер Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры
Денис Гудков сразу подчеркивает, что предпринимателям не нужно сейчас массово бежать за сертификатами о форс-мажоре от Торгово-промышленной палаты: «Это актуально только для внешнеторговых контрактов». 

  1. Достаточность доказательств в подобных случаях суды будут оценивать индивидуально по каждому делу, добавляет юрист. К таким аргументам, по его мнению, можно отнести: 
  2. — Нормативный правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ о введении режима повышенной готовности
  3. — Документы Роспотребнадзора о закрытии компаний 
  4. — Документы региональных властей о введении режима самоизоляции
  5. — Внутренние бухгалтерские документы, которые подтвердят падение доходов у компании после решения чиновников о карантине

Форс-мажор является объективным фактором и действует вне зависимости от соглашения сторон, подчеркивает старший юрист Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры
Виталия Скалацкая.

Но должник сразу после его возникновения должен письменно сообщить об этом кредитору, объясняет она: «Если в договоре установлен порядок действий сторон, то придерживайтесь его».

Также целесообразно предложить кредитору выход, советует эксперт: отсрочку платежей, снижение платежей или другие варианты. 

Сразу подчеркнем, что речь не идет об освобождении от исполнения обязательства, а только от ответственности за его нарушение: от неустоек, процентов, убытков. Должнику нет смысла обращаться в суд за признанием форс-мажора, эти обстоятельства будут установлены при рассмотрении иска кредитора о взыскании задолженности, если такой иск будет предъявлен.

Денис Гудков, партнер Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры

  • Форс-мажор освобождает только от ответственности, подчеркивает Гудков. По его словам, на него вряд ли смогут претендовать: 
  • — Продуктовые магазины и аптеки 
  • — Компании, которые, несмотря на закрытие, имеют другие источники дохода
  • — Компании, у которых есть деньги на счетах или депозитах

Минфин и ФАС признали пандемию коронавируса форс-мажором

Под форс-мажором подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия. Пандемия коронавируса тоже считается форс-мажором.

19 марта 2020 Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба признали пандемию COVID-19 форс-мажором: 

  • По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV,  носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
  • Пресс-служба ФАС отметила: сложившиеся обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении административных дел, жалоб на закупки и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Как получить отсрочку

Согласно 44-ФЗ, отказаться от выполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства существуют. В сложившейся ситуации отсрочка действует до окончания пандемии.

План действий при наступлении форс-мажора такой:

  1. В течение одного дня после его возникновения исполнитель сообщает заказчику о возникновении чрезвычайной ситуации, которая мешает подписать или исполнить контракт в установленные сроки.
  2. Исполнитель доказывает, что обстоятельства имеют непреодолимую силу и препятствуют исполнению обязательств. В противном случае он может получить штраф, пени или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Способ доказательства в законе не указан, так что исполнитель составляет документ в свободной форме.
  3. Когда форс-мажорные обстоятельства перестают действовать, исполнитель уведомляет заказчика. На это тоже дается один день.

Как доказать форс-мажор во внешнеэкономической сделке

Нужно получить сертификат, который подтвердит обстоятельства непреодолимой силы. Его оформляет Торгово-промышленная палата (ТПП) в соответствии со своим положением.

Решение о выдаче сертификата принимают отдельно для каждого обращения. Представители ТПП проанализируют условия контракта и документы, подтверждающие наличие форс-мажорного события.

Заявление рассмотрят в течение 10 рабочих дней после его регистрации. 

Сертификат освобождает от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Например, автопром не будут штрафовать за нарушение сроков госконтрактов. Правительство опубликовало соответствующее распоряжение на сайте Кабмина.

По обоюдному согласию сторон можно изменить сроки выполнения обязательств без взыскания штрафов и пеней с поставщика.

Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов — поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД. 

Как еще пандемия повлияла на закупки?

1 апреля вступили в силу льготы для поставщиков (98-ФЗ)

  • До конца 2020 года заказчики могут не требовать обеспечение контракта и гарантийных обязательств в закупках у малого бизнеса без аванса. 
  • Разрешили менять цену и сроки исполнения заключенного контракта, если работать на старых условиях мешают последствия пандемии. 
  • Спишут неустойки, начисленные в 2020 году. 
  • Заказчикам разрешили устанавливать аванс до 50 %.

Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика

Можно покупать без конкурса все что нужно, но заказчики должны будут обосновать, почему проведение закупки нецелесообразно. Минфин подтвердил право провести закупку у единственного поставщика в письме от 19 марта 2020 г. № 24-06-06/21324. Позже это условие появилось и в 98-ФЗ.

Заказчикам разрешили проводить закупки дистанционно  

ФАС обязала работать электронные торговые площадки, а правительство приняло постановление от 03.04.2020 № 443, которое дает возможность  проводить закупки в нерабочие дни:

  • Все этапы закупки, которые измеряли в рабочих днях, измеряют в календарных. Выходными считаются только суббота и воскресенье. 
  • Конкурсные комиссии работают дистанционно. 
  • Протоколы можно составлять в электронной форме и подписывать одной квалифицированной электронной подписью сотрудника, который имеет право действовать от имени заказчика.

Больше подробностей в дайджесте за 2 квартал 2020. 

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту