Консультации

Принят закон об упрощении государственных закупок в период пандемии коронавируса

Принят закон об упрощении государственных закупок в период пандемии коронавируса

Владимир Смирнов / ТАСС

Письмо с изменениями правил госзакупок Минфин опубликовал 20 марта. Распространение вируса носит чрезвычайный характер, это обстоятельство непреодолимой силы, пишет министерство.

В таких случаях закон о госзакупках разрешает заказчикам ссылаться на режим чрезвычайной ситуации и закупать товары и услуги у единственного поставщика без конкурса, если другие способы закупки требуют больше времени.

Покупать товары и услуги, которые понадобились из-за распространения вируса, заказчики смогут у единственного поставщика, если введен режим повышенной готовности. Из-за долгих процедур можно не успеть предотвратить чрезвычайную ситуацию, объясняет представитель Минфина. Сейчас режим повышенной готовности из-за коронавируса введен во всех регионах России.

Госзакупки через торги фактически отменили, констатирует гендиректор юрфирмы Urvista Алексей Петропольский. В 2019 г. государство закупило на 8,2 трлн руб., с начала 2020 г. – уже на 1,3 трлн руб., по данным портала zakupki.

gov.ru. Они проводятся по жестким правилам, на строго определенных электронных площадках. На единственного поставщика за I–III кварталы 2019 г. (мониторинг по итогам года еще не вышел) пришлось 7% закупок на 438,8 млрд руб.

Чтобы заказчик мог закупить товар у единственного поставщика, важно, чтобы была причинно-следственная связь между закупкой и пандемией коронавируса, говорит замруководителя ФАС Михаил Евраев.

Служба также разослала письмо территориальным органам с просьбой рассматривать коронавирус как обстоятельство непреодолимой силы и для заказчиков, и для поставщиков.

Ранее правительство поручило признать коронавирус форс-мажором при срыве контрактов.

Даже в спокойное время чиновники часто злоупотребляют введением режима чрезвычайной ситуации, обращало внимание в 2015 г. отвечавшее тогда за госзаказ Минэкономразвития. Поводом для заключения крупных долгосрочных контрактов на поставку лифтов или капремонт становились люди, застрявшие в сломанном лифте, или осыпавшаяся на фасаде штукатурка.

Злоупотребления, конечно, будут – режим чрезвычайной ситуации дает возможность списывать всё на непреодолимые обстоятельства, опасается Петропольский.

Можно выбрать поставщика и объяснить, что только он смог сделать необходимое, готовить срочные закупки тех же масок, антисептиков, но в десять раз дороже, предупреждает он.

Вряд ли приобретаемые во время чрезвычайной ситуации товары или работы потеряют в качестве, но наверняка вырастут в цене, опасается и федеральный чиновник.

Конкуренция в госзакупках и возможность получения госконтрактов для многих малых и средних компаний были одной из немногих возможностей держаться на плаву, говорит директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.

Введение возможности закупать у единственного поставщика может добить и без того страдающий бизнес, опасается он.

Важно, чтобы все сведения о госрасходах оставались общедоступными, чтобы контролировать, насколько эффективно государство тратит общественные финансы, считает Бегтин.

Госдума приняла закон об упрощении процедуры госзакупок для предприятий

17 апреля 2020, 12:46 • ТАСС

Госдума приняла во втором и в третьем чтениях закон, упрощающий процедуру госзакупок для предприятий и облегчающий доступ к госзакупкам для юридических лиц в связи с необходимостью снижения нагрузки на бизнес в период сложной экономической ситуации.

Документ был оформлен как поправки ко второму чтению законопроекта о закрытии данных по гособоронзаказу.

Основные положения

Закон предполагает повышение с 300 тыс. до 600 тыс. руб. предельного размера закупки, которую заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, а также устанавливает, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика (сейчас действует предельная норма в 5%)

Предусматривается, что установление в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика закрытым способом требования об обеспечении гарантийных обязательств является не обязанностью, а правом заказчика. Эта норма вступит в силу 1 июля 2020 года.

При этом размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

Меняются размеры обеспечения исполнения контракта — в общем случае они устанавливаются в размере от 1/2 процента до 30% начальной (максимальной) цены контракта, а если контрактом предусмотрена выплата аванса, то не менее чем в размере аванса.

Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению в размере начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.

Заказчик получает право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона.

В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Закон меняет порядок проведения госзакупок в связи в установлением на территории РФ в 2020 году нерабочих дней из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

В течение таких нерабочих дней сроки, предусмотренные законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исчисляемые в рабочих днях, учитываются в календарных днях, при этом суббота и воскресенье не считаются. Если последний день срока, исчисляемого в соответствии с этим законом, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается такой нерабочий день, за исключением случаев, если последний день срока приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или нерабочим праздничным днем).

Как подчеркнул ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин, документ призван дать послабление серьезное предприятиям, которые участвуют в торгах и подают свои заявки.

«Если раньше требовалось резервирование ресурсов, и это все, безусловно, ложится нагрузкой на бизнес, то сейчас эти дополнительные нагрузки мы откладываем до лучших времен и считаем, что правильным было бы поддержать наши предприятия, которые будут участвовать в реализации проектов, упростив процедуры и тем самым обеспечив им доступ на рынок государственных услуг», — сказал он.

Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса | Контур.Закупки

С марта 2020 года появилось много законодательных нововведений из-за пандемии коронавируса. Рассмотрим, какие изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Можно поменять цену и срок выполнения работ

До конца 2020 года срок и цену контракта допускается менять по соглашению сторон, когда коронавирусная пандемия препятствует выполнению обязательств (ст. 65 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

Для получения отсрочки поставщик должен обосновать задержку письменно.

Обосновать её можно, к примеру решением правительства России или местной администрации, которое вводит режим повышенной готовности в стране или регионе либо официально объявляет распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.

Однако, менять условия контракта допускается только вместе с пропорциональным изменением его обеспечения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • когда цена контракта снижается, заказчик обязан вернуть исполнителю часть средств
  • если выросли срок или цена контракта, то уже исполнитель должен выплатить заказчику разницу
  • если обеспечением служила банковская гарантия, исполнителю потребуется отозвать старую гарантию и запросить новую

Малому бизнесу разрешили не обеспечивать контракт и гарантийные обязательства

Данное правило действует до конца 2020 года (ст. 64 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Теперь заказчик сам определяет, нужно ли обеспечивать контракт и гарантийные обязательства по закупке, если она отвечает двум требованиям:

  • участвуют исключительно малые предприятия (ст. 30 44-ФЗ)
  • закупка не предполагает аванс

Пени будут рассчитываться от цены каждого отдельного этапа контракта

Данное изменение также оказалось в числе срочных поправок из 98-ФЗ, однако, крайнего срока оно не имеет, то есть, сохранится и после 2020 года.

Доступно больше закупок у единственного поставщика

У заказчиков появилось право покупать товары, услуги или работы у единственного поставщика, чтобы:

  • предотвратить заражение коронавирусом
  • ликвидировать последствия его распространения

Госзакупки в период пандемии: что ждет бизнес?

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-2019 привносит в жизнь предпринимателей существенные изменения.

Особенно остро затрагивается сфера госзакупок (в частности, применение федеральных законов № 44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе) и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)), где преобладает жесткое регулирование, не позволяющее, как в правоотношениях между обычными коммерческими организациями, изменять условия исполнения обязательств по желанию сторон, а также заключать договор или отказаться от его заключения в любое время.

В связи с этим объявленная президентом «нерабочая неделя», а затем и «нерабочий месяц» в период и без того сложных условий деятельности породили массу вопросов со стороны заказчиков и участников закупочных процедур. Уполномоченные органы регулярно дают разъяснения, которые влекут очередные корректировки законодательства.

«Нерабочие» недели

Положениями указанных законов предусмотрены правила проведения конкурентных закупок, включающие в том числе определенные сроки, исчисляемые как в рабочих, так и в календарных днях. Это и стало основной загвоздкой при проведении некоторых видов закупок, формально подлежащих осуществлению исключительно в рабочие дни.

При первоначально объявленной «нерабочей» неделе (с 30 марта по 3 апреля) Минфин России опубликовал Разъяснения от 26 марта 2020 г.

№ 24-06-08/24077, в которых указал на необходимость следовать буквальному содержанию норм Закона о контрактной системе, а именно: если закон содержит требования о сроках проведения закупок, исчисляемых в рабочих днях, торги подлежат переносу на ближайший рабочий день (например, при проведении конкурсов). При невозможности внесения изменений в закупочную документацию Минфин разрешил отменить закупку со ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы.

В остальных случаях (общие процедуры проведения аукционов и пр.), когда законом предусмотрены сроки, исчисляемые в календарных днях, закупки проходят без изменений.

Во избежание злоупотреблений со стороны заказчиков, а также непредвиденных неполадок (задержек) и излишних действий по отмене (изменению) закупочных процедур Минфин Письмом от 27 марта 2020 г.

№ 24-06-08/24649 обязал электронные торговые площадки в автоматическом режиме переносить сроки проведения торгов и подачи ценовых предложений.

Особое внимание ведомство уделило процедуре выдачи банковских гарантий: банкам рекомендовано размещать информацию о выдаче гарантий в кратчайшие сроки, а участникам закупок напомнили о возможном затягивании сроков получения гарантии, что следует учитывать при участии в торгах.

  • В отношении закупок, проводимых в соответствии с Законом о закупках, в указанном письме содержались аналогичные ранее данным разъяснения: применять в соответствии с буквальным толкованием норм.
  • Продление «нерабочего» периода до 30 апреля вновь породило неясность: применение ранее данных разъяснений очевидно не могло устроить заказчиков, поскольку перенос почти всех закупочных процедур практически на месяц фактически приостанавливал не только их деятельность, но и деятельность субъектов – участников госзакупок, чей бизнес порой строится исключительно на обеспечении государственных (муниципальных) нужд, а также отдельных видов юрлиц.
  • Также возникла масса ситуаций, когда заказчики, руководствуясь первыми разъяснениями Минфина, переносили торги на следующую за «нерабочей» неделю – с 6 апреля, которая впоследствии вошла в «нерабочий» месяц.

Несмотря на то что о продлении «нерабочего» периода президент объявил 2 апреля, первое разъяснение относительно осуществления закупочных процедур появилось на сайте ФАС России лишь 6 апреля (Письмо от 5 апреля 2020 г. № МЕ/28054/20 «О работе операторов электронных площадок до 30 апреля 2020 года»).

В названном документе содержалось указание электронным торговым площадкам функционировать в обычном рабочем режиме.

Кроме того, еще 3 апреля Минпромторг России потребовал обеспечения беспрепятственного проезда транспорта для доставки грузов, что косвенно подтвердило невозможность приостановления закупочных процедур, поскольку госорганы должны были гарантировать бесперебойность поставок товаров (продукции).

С 6 апреля вступило в силу Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г.

№ 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», которым приравняло рабочие дни, указанные в Законе о контрактной системе, к календарным.

Также членам закупочных комиссий заказчиков было позволено работать удаленно – без составления протоколов на бумажных носителях и собственноручного подписания. Таким образом, правительство, невзирая на ранее данные Минфином разъяснения, учло реалии ограничений в условиях пандемии COVID-19.

Отдельного внимания, на мой взгляд, заслуживает указание правительства на предоставление заказчикам возможности увеличить сроки исполнения обязательств при условии направления проекта контракта победителю закупки. Подобные «поблажки» в обычных условиях антимонопольные органы расценивают как предоставленные конкретным хозяйствующим субъектам необоснованные преимущества.

Данные выводы были обусловлены тем, что срок исполнения обязательств, обозначенный в закупочной документации, является сдерживающим фактором для принятия субъектом решения об участии (неучастии) в торгах: более длительные сроки для поставщиков привлекательнее.

Однако в ежедневно меняющихся в сторону большего усложнения условиях реализации закупочных процедур (включая исполнение контрактов) смягчение жестких антимонопольных требований к торгам представляется резонным.

В то же время в обсуждаемом постановлении не даны ответы на вопросы, возникающие в связи с Законом о закупках, в связи с чем заказчики вынуждены применять его по аналогии.

Следует отметить, что мэром г. Москвы 10 апреля было анонсировано приостановление в период с 13 по 19 апреля в Москве всех закупочных процедур, кроме неотложных.

Изменения в Законе о контрактной системе

С 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, существенно смягчивший применение положений Закона о контрактной системе в столь нестабильный период.

Во главу угла поставлены изменения, касающиеся закупок у единственного поставщика. Существенным пробелом законодательства о контрактной системе, который стал серьезным препятствием для обеспечения нормальной жизнедеятельности организаций и граждан, явилось отсутствие в Законе возможности проведения закупок для предотвращения катастрофических ситуаций.

Норма п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в действительности позволяла провести неконкурентную закупку исключительно после наступления непредвиденного события: для ликвидации его последствий.

Но как быть, если на осуществление полноценной закупки нет времени, а чрезвычайная ситуация наступит в любом случае? Если раньше подобных примеров не возникало, то сейчас, когда возникла острая необходимость в обеспечении организаций (и не только медицинских) товарами первой необходимости для снижения риска распространения заболеваемости, пробел стал очевидным.

Для его устранения Закон о контрактной системе был дополнен случаями закупки у единственного поставщика, в том числе в целях предупреждения возникновения ЧС, признаком которой признается введение режима повышенной готовности.

До конца текущего года субъекты малого и среднего предпринимательства могут быть освобождены от обязанности предоставлять обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (в случаях, если аванс не предусмотрен).

Для данных субъектов такие «поблажки» существенны: им и в обычное время проблематично получить средства для предоставления обеспечения по госконтрактам, не говоря о кризисном периоде, когда банки не решаются лишний раз кредитовать малый бизнес.

Однако завышенные ожидания банков в отношении обращающихся к ним субъектов не должны препятствовать участию в закупках и исполнению контрактов – порой именно высокий процент обеспечения исполнения контракта – помеха для участия в торгах.

Согласно поправкам в Закон участники торгов освобождаются от штрафных санкций, которые по общему правилу должны быть начислены в случае нарушения обязательств.

Указанные изменения также представляются резонными, поскольку нарушения (например, сроков поставки товара) сейчас обусловлены не недобросовестностью поставщика, а в большинстве случаев – изменениями законодательной базы, влияющими на логистику, производственный процесс и пр.

Новеллы предоставили заказчику право изменять сроки и цены контракта, если это вызвано невозможностью исполнения из-за пандемии. Данное право может быть реализовано только при наличии письменного обоснования и решения высшего органа исполнительной власти – для нивелирования рисков безосновательного ограничения конкуренции.

Форс-мажор

Несмотря на положительные, на первый взгляд, тенденции, сквозь каждую норму «красной нитью» проходит необходимость обосновать реальное влияние пандемии на конкретную ситуацию при исполнении госзаказа, что на практике оказалось не так просто.

По-прежнему проблематичным остается доказывание возникновения обстоятельств, не позволяющих исполнить контрактные обязательства: отсутствие товаров на рынке, нарушение обязательств со стороны третьих лиц и пр. не являются основаниями для освобождения от ответственности.

В действительности они обусловлены именно непредвиденными обстоятельствами в виде пандемии: ежедневно меняющееся регулирование (например, издание актов о срочной закупке учреждениями определенного профиля конкретных товаров) влечет рост спроса на товар, увеличение производственной нагрузки на заводы, затягивание ими сроков выпуска продукции и, как следствие, – дефицит на рынке.

Однако данные причины не принимаются госзаказчиками в качестве непредвиденных обстоятельств.

Многие из них по-прежнему требуют сертификаты Торгово-промышленной палаты РФ, фиксирующей возникновение форс-мажора, забывая о том, что ТПП подтверждает обстоятельства непредвиденной силы по внешнеэкономическим сделкам и в существенно долгие сроки (до 14 календарных дней). По последним отчетам ТПП, более 96% обращений за сертификатами остаются без удовлетворения.

3 апреля ФАС России, МЧС России и Минфин выпустили совместные разъяснения № 24-06-05/26578/№219-АГ-70/№МЕ/28039/20, подтвердив, что распространение коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Эти выводы уполномоченные органы связали с возможностью проведения закупки у единственного поставщика, отсрочки (списания) штрафных санкций.

  1. В условиях проблематичности доказывания форс-мажора с документальной точки зрения и отказа заказчиков «войти в положение», несмотря на объективные препятствия по нормальному функционированию поставщиков на рынках, насущным остается вопрос о наиболее «карательном» последствии неисполнения обязательств по госконтрактам – попадании в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
  2. ФАС высказалась на этот счет крайне лаконично еще 18 марта в Письме № ИА/21684/20, указав, что позиция о характеристике пандемии в качестве форс-мажора подлежит обязательном учету при рассмотрении обращений заказчиков о включении сведений о хозяйствующих субъектах в РНП.
  3. В заключение отмечу, что в настоящее время обсуждается так называемая «антимонопольная амнистия» для субъектов малого и среднего бизнеса, предложенная 6 апреля Уполномоченным по защите прав предпринимателей, цель которой – предоставить своеобразную «индульгенцию» от включения в РНП.

Коронавирус как форс-мажор при госзакупках

В связи с влиянием пандемии на государственные закупки Правительством РФ приняты меры поддержки для заказчиков

В Москве коронавирус признали чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством 14 марта 2020 г., в Московской области — 13 марта 2020 г. 17 марта 2020 г. Банк России выпустил пресс-релиз, перечислив меры поддержки экономики в период борьбы с коронавирусом. Их планируют придерживаться Банк России и Правительство РФ.

Согласно этому документу, изменен подход к государственным контрактам по поставщикам, попавшим под негативное влияние сложившейся ситуации. В частности, они могут рассчитывать на отмену штрафов по контрактам, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации не удалось исполнить вовремя.

Специальное урегулирование по контрактам, исполнение которых происходит в нестабильных условиях, вводят также и региональные власти.

Давайте посмотрим, какие ведомства отреагировали на сложившуюся ситуацию и какие инициативы с их подачи были приняты.

Указ Мэра Москвы

Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ», где говорится о введении режима повышенной готовности, положил начало периоду самоизоляции в России. В соответствии с п.

 13 Указа, распространение новой коронавирусной инфекции в сложившихся условиях является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.

1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и считается обстоятельством непреодолимой силы».

Как эта норма может быть применена в контрактной системе? В силу обстоятельств непреодолимой силы заказчики и поставщики могут оказаться в режиме вынужденной изоляции, который может повлечь за собой неисполнение обязательств по контракту. В дальнейшем это обстоятельство дает возможность освободить стороны контракта от уплаты неустойки в соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона №44-ФЗ.

Министерство финансов

17 марта 2020 г. Минфин издал документ № ТГ-П13-1924, согласно которому заказчики получают возможность проводить закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с признанием новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы.

Этот пункт не имеет верхней границы по сумме закупок в этот период и не влияет на процентное количество договоров по малым закупкам, за превышение которого заказчики несут административную ответственность. При осуществлении закупки при форс-мажоре заказчик обязан внести сведения в план-график закупок.

Причем не в третий раздел, содержащий «особые закупки», а во второй, куда заносятся текущие плановые закупки. Контракт при этом можно заключить в день размещения сведений в плане-графике. Наличие извещения для проведения такой закупки не требуется.

В срок не позднее одного дня с даты заключения такого контракта заказчик должен направить уведомление о наличии закупки в контрольный орган в сфере закупок. К нему необходимо приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения. Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт в данном случае должен содержать обоснование его цены.

Признание коронавирусной инфекции форс-мажором при исполнении контрактов может освободить стороны от уплаты неустойки, но не обнуляет обязательства по контракту. При этом обстоятельства неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контрактам должны быть взаимосвязаны с пандемией коронавируса.

Отметим еще раз, в Письме Минфина от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 прямо указано на то, что пандемию COVID-19 можно рассматривать как основание заключения контракта с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При этом заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, необходимых в связи с введением режима повышенной готовности.

Федеральная антимонопольная служба

Согласно Письму ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20, антимонопольная служба также признает пандемию обстоятельством непреодолимой силы и, соответственно, будет учитывать это при рассмотрении жалоб по закупкам, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, а также при проведении проверок.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

ФАС уже сталкивается с обращениями заказчиков, проводивших торги на организацию форумов и выставок, которые должны были состояться в апреле и мае 2020 года.

Сейчас, когда приходит время подводить итоги таких торгов, очевидно, что запланированные мероприятия не состоятся по графику в виду мирового карантина.

Если в обычных обстоятельствах закон о контрактной системе не позволяет отменить такую закупку, то в условиях, когда мероприятия по профилактике распространения COVID-19 признаны форс-мажором, это возможно.

Также ФАС особое внимание обращает на то, что закупки у единственного поставщика, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий инфекции могут проводиться при условии, что между целью, которой является борьба с коронавирусом, и предметом закупки установлена причинно-следственная связь.

Штрафы для заказчика

В обычных условиях и в ситуации пандемии коронавируса как форс-мажора при исполнении контрактов применяются следующие суммы штрафов для заказчиков:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам с ценой до 3 млн руб. влечет взыскание штрафа в сумме одной тысячи руб.
  • С ценой от 3 млн до 50 млн — 5 тыс. руб.
  • С ценой от 50 млн до 100 млн — 10 тыс. руб.
  • С ценой выше 100 млн — 100 тыс. руб.

Закупки в период распространения коронавирусной инфекции СOVID-19

Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в работу и заказчиков, и поставщиков при осуществлении закупочной деятельности товаров, работ и услуг.

Несмотря на то, что организаторы процедур и потенциальные участники в период пандемии сталкиваются с определенными проблемами, обеспечение заказчиков необходимыми ТРУ приостанавливать нельзя во избежание производственных сбоев, которые негативным образом могут отразиться на экономической обстановке в стране.   

Новая коронавирусная инфекция СOVID-19 активизировала нормотворческую деятельность государства, которое старается оперативно реагировать на все изменения эпидемиологической действительности. В период распространения вируса было принято множество нормативно-правовых актов, касающихся закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Рассмотрим некоторые из них.

Рабочие/нерабочие дни

Сведения о том, какие дни являются нерабочими и каков период их действия указаны в следующих документах:

В нерабочих «рабочих» буднях на практике путались не только заказчики и поставщики, но и операторы ЭТП, функционал которых порой давай сбой при подсчете закупочных сроков (при этом стоит отметить, что ЭТП ГПБ с введения мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения действует в штатном режиме при полной функциональности всех систем, за это время не было зафиксировано ни одного сбоя при подсчете сроков и иных ошибок учета новых норм и указаний законодательства).

Пример из практики

В антимонопольный орган поступила жалоба заказчика о включении сведений в отношении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В обращении организатора процедуры указано, что контрагентом не исполнены требования статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в связи с чем, общество признано уклонившимся от заключения контракта на поставку трубок для аппарата аспирации и ирригации.

При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что нарушение срока подписания проекта контракта победителем процедуры на 1 день обусловлено нерабочими днями в РФ, самоизоляцией, в связи с предотвращением распространения коронавирусной инфекции COVID-19, а также неверным информированием о сроках подписания контракта в интерфейсе площадки (размещением оператором ЭТП информации о дате подписания проекта контракта участником позже законодательно установленной), что  ввело участника закупки в заблуждение.

Фас в сми: госзакупки в период пандемии

  • Угроза распространения коронавирусной инфекции, карантинные мероприятия внесли изменения в работу многих служб.
  • О том, каким образом выстраивается деятельность УФАС по РА в сфере госзакупок, наш разговор с начальником отдела контроля закупок и торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Ларисой Владимировной Шебалдиной.
  • — Каковы результаты контрольной деятельности Управления при реализации на территории Республики Алтай национальных проектов за прошедший год?

— В прошлом году Республика Алтай участвовала в десяти национальных проектах, в 45 региональных программах.

На муниципальном уровне — в девяти нацпроектах, 17 региональных программах.

Алтайское республиканское УФАС России во исполнение поручения ФАС России о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов рассмотрело 111 жалоб на закупки, осуществленные в рамках реализации национальных проектов: — «Демография» — 33 жалобы; — «Здравоохранение» — шесть; — «Образование» — 23; — «Культура» — 11; — «Жилье и городская среда» — 14; — «Экология» — 14; — «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 10.

21 жалоба была возвращена заявителям либо ими отозвана. В результате рассмотрения 46 жалоб были признаны обоснованными (обоснованными в части), 44 — необоснованными.

Управлением было выдано 27 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (отмена закупки, внесение изменений в закупочную документацию (проект контракта), повторное рассмотрение заявок).

Должностные лица, допустившие нарушения законодательства о контрактной системе, выявленные в ходе рассмотрения жалоб на закупки, осуществленные в рамках реализации национальных проектов, привлечены к административной ответственности (ч. 1.4, ч. 2, ч. 4.2 ст.

7.30 КоАП РФ) на общую сумму 309000 руб.

В 2020-м Управлением продолжается работа по контролю за реализацией национальных проектов. Так, в первом квартале проведено девять проверок государственных и муниципальных заказчиков, нарушения установлены в шести проверенных закупках. Проверками охвачены закупки, проведенные в рамках национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Здравоохранение», «Демография».

— Имеются ли сейчас особенности в осуществлении за- купок и исполнении контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов?

— С 1 апреля статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частями 55, 57. Изменения коснулись строительства «под ключ».

Ранее перечни объектов капстроительства утверждались только в целях реализации нац-проектов, сейчас данное ограничение снято.

Местные администрации теперь наделены правом утверждать такие перечни (помимо Правительства РФ и высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ).

Обозначен срок утверждения указанных перечней — до 1 января 2024 года. В рамках закупки строительных работ «под ключ» можно приобрести любое оборудование, если оно предусмотрено проектной документацией объекта капитального строительства и необходимо для обеспечения эксплуатации объекта (ранее можно было купить только медицинское оборудование).

  1. Кроме того, Закон о контрактной системе (часть 61 статьи 112) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:
  2. 1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий; 2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту; 3) стоимости поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).
  3. — Что изменилось в сфере государственных закупок в связи с пандемией коронавируса?

— Закон о контрактной системе снова меняется, на этот раз в связи с необходимостью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пандемия влияет на все сферы деятельности и жизни людей.

Не исключение и контрактная система. Следом за рядом разъяснений ФАС и Минфина принят Федеральный закон от 01.04.2020 №98-ФЗ, внесший ряд изменений в Закон №44-ФЗ.

Часть изменений напрямую связана с пандемией.

  • Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика, то есть без проведения торгов.
  • Заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ в соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
  • Правительству РФ предоставлено право до 31 декабря этого года устанавливать новые основания для закупки у единственного поставщика и определять порядок таких закупок.

В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением коронавирусной инфекции, поставщики (исполнители, подрядчики) вправе ссылаться на такое обстоятельство, как на основание, освобождающее их от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе требованию об уплате таких неустоек.

УФАС по РА из-за мер, принимаемых для нераспространения коронавирусной инфекции, перешло на дистанционное (посредством видеоконференцсвязи, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителей) рассмотрение жалоб.

Также дистанционно рассматриваются жалобы на отраслевые торги, обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, несмотря на сложную обстановку, сегодня обеспечена бесперебойность всего закупочного процесса, включая полный контроль за ним со стороны всех уполномоченных органов.

Н. Иванова

Поправки об экстренных мерах в период пандемии коронавируса для госзакупок

За нарушение срока исполнения отдельного этапа контракта пени будут рассчитываться исходя из цены соответствующего этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств (п. 2 ст. 11 Проекта Федерального закона № 931192-7). Сейчас независимо от стоимости этапа пени рассчитываются исходя из цены контракта за вычетом исполненных обязательств.

Исключения (случаи, когда участник закупки не предоставляет обеспечение исполнения контракта) будут действовать и в отношении обеспечения гарантийных обязательств (п. 5 ст. 11 Проекта Федерального закона № 931192-7).

У единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупить любые товары, работы, услуги. Не придется учитывать их наличие в перечне правительства. К списку оснований для такой закупки добавят введение режима повышенной готовности для предупреждения ЧС (п. 4. ст. 11 Проекта Федерального закона № 931192-7).

Неустойки, начисленные в 2020 году, нужно будет списать в том же порядке, что и неустойки за 2015, 2016 годы (пп. «а» п. 6 ст. 11 Проекта Федерального закона № 931192-7).

Для контрактов с СМП и СОНКО госзаказчик сможет до конца года не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств. Исключение составят случаи, когда контракт предусматривает авансирование (пп. «д» п. 6 ст. 11 проекта федерального закона № 931192-7).

В 2020 году стороны госконтракта по взаимному согласию смогут изменить срок его исполнения и (или) его цену (цену единицы товара, работы, услуги), если на прежних условиях госконтракт невозможно исполнить по независящим от контрагентов обстоятельствам. Речь идет о тех обстоятельствах, которые возникли, например, в связи с распространением коронавируса. Все изменения нужно вносить с учетом ЛБО (пп. «д» п. 6 ст. 11 проекта федерального закона № 931192-7).

Чтобы изменить таким образом контракт, заказчику нужно будет подготовить письменное обоснование, а поставщику – предоставить обеспечение исполнения контракта в случае, если в результате этого изменения у него появились новые, не обеспеченные ранее обязательства.

При необходимости размер обеспечения можно будет уменьшить по правилам, установленным Законом № 44-ФЗ. Если исполнение контракта было обеспечено деньгами, поставщик и заказчик выполнят перерасчет. При изменении срока исполнения контракта нужно будет определить новый срок возврата средств.

Если же контракт был обеспечен банковской гарантией, возвращать ее не будут. По ней не предъявят взыскания, если поставщик предоставит новый документ.

Правительству дадут право до 31 декабря 2020 года включительно устанавливать новые основания для закупки у единственного поставщика и определять порядок таких закупок (ст. 16 проекта федерального закона № 931192-7).