Автоюрист: каршеринг и суд
Каршеринг – это краткосрочная аренда автомобиля, которая появилась в городах нашей страны относительно недавно, но уже получила большую популярность.
Каршеринг позволяет людям, у которых нет своего авто под рукой, совершать комфортные поездки за рулем. Все операции проводятся через мобильное приложение – в наших реалиях это очень удобно.
Каршеринг обходится дешевле классического проката и обычного такси.
Но далеко не все может идти гладко, возникают споры, которые решают в судебном порядке. Рассмотрим более подробно суд с каршерингом, какие могут быть причины споров и как их решать.
Житейская практика порождает судебную
Стремительное развитие каршеринга привело к появлению судебных разбирательств, с ним связанных, в которых в роли истцов чаще выступают не компании, оказывающие услугу, а их клиенты. «Молодость» сервиса часто приводит к «непоняткам» и спорам на правовом поле, к тому же пока не существует единого правового акта, регулирующего вопросы, связанные с сервисом.
Потенциальным клиентам перед подписанием договора с каршеринговой компанией предлагается внимательно прочесть этот документ, а также правила пользования. В них оговаривается, за что предусматриваются штрафы, указана их сумма. Но человек, не имеющий юридического образования, вряд ли будет внимательно читать (те же «грабли», что и при подписании кредитного договора).
В итоге клиент не знает, к примеру, что курить в салоне арендованного автомобиля нельзя: дескать, в своем я всегда курю, это не общественный транспорт. В итоге он «попадает» на приличный штраф: незнание законов не освобождает от ответственности.
Сумма может быть такой непомерно большой, что арендатор подает в суд на каршеринг, опираясь на гражданское законодательство и закон «О защите прав потребителей».
Напоминаем: оператор автоматически списывает штраф с банковской карты клиента, прикрепленной к аккаунту. Если средств на ней не хватает, то за каждый день просрочки насчитывается пеня. Эти условия указаны в договоре. Подписав документ, арендатор сам дает разрешение на такие действия.
Каршеринговая компания обращается в суд, если клиент не желает платить, к примеру, за порчу машины. Как правило, у каждой в штате есть свой грамотный юрист, благодаря которому решение обычно выносится в пользу арендодателя. Если же дело проиграно, то большого ущерба оператор не понесет.
Основные причины споров с каршерингом
Ниже описаны типичные причины для спора с каршеринговой компанией:
- Взыскание по факту ДТП;
- Взыскание денежных средств за повреждения, которые были причинены другими водителями;
- Курение в салоне, прожженные сидения, испорченная обивка салона;
- Пропажа вещей из автомобиля каршеринга;
- Незаконное списание с Вашей карты средств за время, в которое Вы не использовали каршеринговый автомобиль;
- Оставление автомобиля на закрытых площадках;
- Вас обязывают оплатить штрафы по нарушениям, которых Вы не совершали;
- Оставление автомобиля на общей парковке аэропорта;
- Оставление каршерингового авто на закрытой парковке торгового центра вне установленного места для парковки конкретной каршеринговой службы;
- Оставление каршеринговой машины на парковке ж/д вокзала вне отведенного для этих автомобилей мест;
- Дрифт на автомобиле, резкие перестроения и неаккуратное вождение ТС;
- Передача автомобиля третьим лицам, в том числе в Вашем присутствии – передача управления каршеринговым автомобилем родственникам, друзьям и иным лицам;
- Другие случаи досудебной и судебной попытки взыскания с Вас средств по факту использования или не использования каршерингового автомобиля.
Судя по статистике, каршеринговые компании не такие уж «белые и пушистые» и довольно часто пытаются обогатиться за счет своих клиентов. Но и их клиенты отвечают им тем же – часто водят каршеринговый автомобиль в состоянии алкогольного опьянения, попадают в аварии и думают, что им за это ничего не будет.
Решение вопроса в досудебном порядке
Сразу отметим, что суд с каршерингом обычно является длительным и затратным мероприятием. Если клиент не реагирует на требования оператора, фирма может сама подать в суд или отдать дело коллекторам.
Рекомендуется попытаться решить все в досудебном порядке, в переписке. Но для ее ведения необходимо обратиться к квалифицированному юристу. Стоит попытаться разойтись миром или хотя бы снизить сумму претензий со стороны компании. После достижения компромисса не лишним будет оформить его документально.
Судебная тяжба
В нее придется включаться, когда решить все миром не удалось. Как правило, в суд на каршеринг пользователи подают по следующим причинам:
- Чрезмерная неустойка, которая никак не соответствует ущербу.
- Требования оплатить «чужие» дефекты. То есть пользователь взял уже поврежденную машину, а с него требуют оплатить ремонт этих самых повреждений и так далее.
Таких ситуаций более чем достаточно, причем в них часто право на стороне пользователей, а потому клиенты наверняка выиграют тяжбу. Оператор списывает деньги с карт людей, так как они сами согласились на это, подписывая договор и привязывая банковскую карту к аккаунту.
Однако мало кто решается идти в суд и отстаивать там свою правоту. Большая часть пострадавших либо не знает, что делать, либо не хочет ввязываться в это. В результате на сайтах и форумах появляются негативные отзывы, однако компаниям на них все равно.
Особняком стоят дела по обвинению клиента в дрифте (он запрещен правилами). Тут все довольно неоднозначно. Податель иска под этим понимает множественное превышение машиной установленных углов поворота за короткий промежуток времени. Но, в то же время, дрифтом можно назвать занос на скользкой дороге и стремление водителя вернуть контроль над автомобилем.
Если арендатор объяснит необходимость такого маневра (уход от аварии, столкновения) или обратит внимание судьи на отсутствие расшифровки термина (обычно так и есть), то заседание закончится в его пользу. Суд встанет на сторону клиента, как более слабого с экономической точки зрения.
Если этого не произойдет, то дрифт посчитают нарушением одного из условий договора и штраф за него придется заплатить, причем немаленький.
Что говорит закон
Рассмотрим положения Гражданского кодекса РФ.
- Согласно статье 421, условия договора определяется сторонами, его подписывающими. Ответственность, предусмотренная условиями этого документа, обязательна для исполнения.
- Статья 1064 данного законодательного акта гласит: вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению тем, кто его причинил.
- В статье 15 указаны правила, согласно которым формируется размер ущерба.
Если договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере, то пострадавшее лицо вправе требовать полной компенсации убытков.
Убыток – это расходы, которые потерпевший несет для восстановления имущества + недополученный из-за его повреждения доход. То есть, возместить придется и ремонт автомобиля, и его простой.
Государственная дума в настоящий момент разрабатывает законопроект, цель которого – сделать работу каршеринга более четкой, урегулировать ее, ужесточить правила. В частности, такая инициатива возникла из-за участившихся аварий, виновниками которых был транспорт именно краткосрочной аренды. В проекте будут учтены мнения и предложения операторов, экспертов, законодателей.
Может ли каршеринговая компания проиграть в суде
Да, могут. Проигрывают и проигрывают часто. Поэтому предпочитают всеми силами урегулировать спор в досудебном порядке, особенно, если чувствуют, что гражданин или юридически подкован или пользуется юридической помощью.
Зачем в таком случае каршеринговые компании подают досудебные претензии и подают в суд если знают, что могут проиграть?
- Большинство пользователей платит штраф в полном размере, частично или получает рассрочку на его уплату. Это главный аргумент! Кто-то отказался, а кто-то заплатил.
- Каршеринговая компания, подавая в суд на арендатора автомобиля ничего не теряет. Штатные юристы и так получают зарплату, а размер государственной пошлины укладывается в несколько тысяч рублей – с учетом того какую сумму удается взыскать это оправданные расходы.
Никто ведь не говорил о том, что каршеринг обманывает людей, просто каршеринг работает по очень жестким правилам и их можно понять – им нужно не просто сохранить свое имущество, но еще и заработать на этом. Пока же, у многих складывается впечатление, что заработок в минуту по 3-5 или даже 15 рублей это далеко не те суммы которые может заплатить водитель в качестве штрафа каршерингу по решению суда.
Советы и рекомендации
Вот простые рекомендации для потенциальных и реальных пользователей сервиса аренды автомобилей:
- До подписания внимательно изучить каждый пункт договора, что именно карается штрафами и их размер.
- Обязательно выполнять все условия пользовательского соглашения.
- Внимательно осматривать машину и салон перед началом аренды, фотографировать выявленные царапины, порчу и т. д., высылать снимки оператору, информируя о нанесенном предыдущим клиентом ущербе.
- После окончания аренды тоже целесообразно сделать такие фото – они будут свидетельствовать, что машина ставилась на стоянку в нормальном состоянии.
- Соблюдать ПДД.
- Аккуратно относится к арендованному транспортному средству, не лихачить, не оставлять мусор в салоне.
- Не привязывать к аккаунту банковскую карту, на которой обычно большая сумма.
- Выбирать тарифы с полной страховкой.
- По окончании аренды нажать соответствующую кнопку и убедиться, что оператор принял эту опцию.
Тем, кто будет неукоснительно следовать этим советам, удастся миновать все «подводные камни» и остаться в хороших отношениях с каршерингом, с удовольствием пользуясь этой удобной услугой.
Вам также может понравиться
Суд с каршерингом — что нужно знать?
КатегорииСтатьи
Несмотря на то, что каршеринг в России появился относительно недавно, в разных мегаполисах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи и многих других – он уже успел завоевать себе «место под солнцем».
Многие пользуются каршерингом, видя в нем альтернативу не только такси, но и собственному транспорту. Однако появление новой услуги породило и новый тип судебных тяжб. А так как в суд с каршерингом может ввязаться каждый из пользователей, то стоит рассмотреть особенности таких ситуаций.
Конфликты
Они между каршеринговыми компаниями и арендаторами возникают сплошь и рядом. А тот факт, что в законодательстве пока отсутствует единый правовой акт, регламентирующий аспекты данного сервиса, только усугубляет ситуацию.
Перед подписанием договора клиенту рекомендуется внимательно его прочесть, однако, как часто бывает, мало кто это делает. А ведь в договоре прописано, какие есть штрафы и за что они взимаются.
Причем банковская карта клиента привязывается к сервису, так что оператор может сам взимать плату за нарушения, а если денег на ней не хватает, то начисляется пеня. Порой, когда штраф слишком велик, в суд на каршеринг подает уже арендатор.
К примеру, курить в каршериговой машине нельзя, однако соблюдают это требование далеко не все клиенты. А наличие в штате квалифицированных юристов приводит к тому, что суд каршеринг в подобных ситуациях выигрывает.
Причины тяжб
С одной стороны, спровоцировать суд может сама компания, когда клиент не желает компенсировать ущерб. С другой, пользователи порой оспаривают штрафы.
Что касается источников конфликтов, то ими могут быть:
- Покупка чужого аккаунта;
- Использование поддельных документов;
- ДТП;
- Нарушения ПДД;
- Хищение или нанесение ущерба имуществу компании;
- Авария;
- Нарушения правил использования – курение в машине, передача управления авто третьим лицам, езда в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения, нарушение границ зоны действия, неправильная парковка и пр.
Причем поводы дают и компании, и арендаторы.
Досудебный компромисс
Сразу отметим, что суд с каршерингом обычно является длительным и затратным мероприятием. Если клиент не реагирует на требования оператора, фирма может сама подать в суд или отдать дело коллекторам.
Рекомендуется попытаться решить все в досудебном порядке, в переписке. Но для ее ведения необходимо обратиться к квалифицированному юристу. Стоит попытаться разойтись миром или хотя бы снизить сумму претензий со стороны компании. После достижения компромисса не лишним будет оформить его документально.
Тяжба
В нее придется включаться, когда решить все миром не удалось. Как правило, в суд на каршеринг пользователи подают по следующим причинам:
- Чрезмерная неустойка, которая никак не соответствует ущербу.
- Требования оплатить «чужие» дефекты. То есть пользователь взял уже поврежденную машину, а с него требуют оплатить ремонт этих самых повреждений и так далее.
Таких ситуаций более чем достаточно, причем в них часто право на стороне пользователей, а потому клиенты наверняка выиграют тяжбу. Оператор списывает деньги с карт людей, так как они сами согласились на это.
Однако мало кто решается идти в суд и отстаивать там свою правоту. Большая часть пострадавших либо не знает, что делать, либо не хочет ввязываться в это. В результате на сайтах и форумах появляются негативные отзывы, однако компаниям на них все равно.
Дрифт
Обвинения в дрифте – это один из самых неоднозначных факторов, с коим сталкиваются пользователи, в том числе и те, которые решились на суд с каршерингом.
Дрифт запрещен правилами пользования. Однако за дрифт могут посчитать, например, занос на скользкой дороге. В этом случае клиенту нужно доказать, что маневр был необходим и суд наверняка примет его сторону.
Рекомендации
Чтобы не пришлось судиться с каршерингом, советуем обратить внимание на некоторые советы. Да, это не панацея, однако, с большой долей вероятности, проблем удастся избежать.
- Перед подписанием договора, внимательно прочтите его, особенно пункты на счет штрафов.
- Соблюдайте ПДД.
- Перед началом езды внимательно проверьте автомобиль на присутствие повреждений. При их наличии сделайте фото и отправьте оператору.
- Сделайте дополнительные снимки после завершения аренды в качестве доказательства, что машина в целости.
- Не привязывайте к учетной записи карту, на которой, как правило, крупная сумма.
- Не мусорьте в салоне;
- Не курите внутри;
- Пользуйтесь автомобилем аккуратно.
- Берите тарифы с включенной в них страховкой.
- После завершения аренды, убедитесь, что оператор принял машину.
Эти советы позволят обойтись без неприятных сюрпризов и суда с каршерингом.
Как судиться с каршерингом
0 0 Read Time:3 Minute, 45 Second
Каршеринг представляет собой вид аренды автомобиля, взятого в частное пользование на определённое время у профильных компаний или частных лиц. Рынок каршеринга только набирает обороты на территории России, поэтому существует масса неясностей и неточностей при правовой регуляции этого процесса. Воспользоваться такой услугой может любой водитель, имеющий смартфон и зарегистрированный в специальном приложении. Однако после завершения поездки пользователь может столкнуться с некоторыми неприятными моментами, которые связаны с наложением штрафных санкций в связи с нарушением одного из множества пунктов договора.
- Типичные причины для спора
- Юрист по каршерингу
- Как судиться с каршерингом
- Когда можно подать в суд при обвинениях со стороны каршеринговой компании
- Подаст ли каршеринг в суд за дрифт
Типичные причины для спора
В связи с новизной явления каршеринга по незнанию или по техническим причинам правила договора аренды часто нарушаются водителями.
При этом каршеринговые фирмы штрафуют своих клиентов и могут присылать письма о необходимости оплатить штраф. Достаточно часто размеры штрафов слишком завышенные, а сами они полностью не обоснованы.
В случае, если арендатор не согласен платить штраф, компания может судиться с ним, требуя взыскания долга.
К наиболее распространённым причинам штрафов и начала судебных тяжб относят такие:
- незначительные аварии с большой суммой компенсации ущерба;
- поломки автомобиля, к которым водитель не причастен;
- запутанная система различных тарифов и скидок, из-за чего водитель может не сориентироваться и не рассчитать стоимость поездки согласно своим финансовым возможностям;
- недостаток обратной связи с каршеринговой компанией;
- оплата за эвакуацию и возврат автомобиля после завершения аренды ложится на плечи водителя.
Важно! Каршеринговые компании достаточно часто подают в суд на граждан, поскольку большинство из них предпочитают платить вместо того, чтобы защищать свои права. Кроме этого, компании преимущественно имеют своих штатных юристов, поэтому не несут затрат даже в случае проигрыша в суде.
Юрист по каршерингу
Часто водитель не знает своих прав и не способен защитить себя в суде, поэтому для обеспечения выигрыша дела желательно привлечь опытного юриста. Разрешением споров относительно заявления каршеринговой компании на арендатора занимаются несколько юридических фирм, например «Автоюрист» и «ДФ».
Компания ООО «Делимобиль», которая действует на территории Москвы и Московской области, является одним из лидеров по количеству судебных споров с необоснованными и большими штрафами.
При этом в судебной практике существует множество прецедентов, где водители выигрывали процесс.
Важно! Правовое регулирование непосредственно каршеринга отсутствует, поскольку это достаточно новое явление.
При предоставлении аргументов защиты руководствуются правилами договора аренды и законом о нарушении прав потребителя.
Обязательно перед тем как судиться с каршерингом, необходимо попытаться найти компромисс, с которым согласны обе стороны в досудебном порядке. Судебный спор с такой компанией — обычная процедура, а правовые взаимоотношения между сторонами регулируются Гражданским кодексом РФ.
При этом важно учитывать ряд аспектов, подлежащих оспариванию, в связи с чем штраф, выписанный каршерингом, может значительно снизиться или вовсе аннулироваться.
Также нельзя игнорировать суды с каршерингом, поскольку без отстаивания позиции выиграть спор не удастся.
Во время процесса необходимо доказать неправомерность требований компании, и при таких обстоятельствах решение суда будет в пользу водителя.
Когда можно подать в суд при обвинениях со стороны каршеринговой компании
Одной из основных причин подать встречное заявление на каршеринговую фирму со стороны водителя являются необоснованные претензии по поводу происшествий, за наступление которых арендатор не несёт ответственности. К таким случаям относятся, например, аварии из-за неисправного автомобиля или повреждение авто, оставленного предыдущим водителем.
Рекомендуем для прочтения:
- Как и куда приходят штрафы с каршеринга
- Как проверить штрафы, выписанные ГИБДД с помощью фотофиксации
- Можно ли забрать машину со штрафстоянки без хозяина
- Штрафы за сбитых диких животных на дороге
Часто не обоснован и очень завышен размер штрафа, например, за незначительную аварию он может составлять до 50 тысяч рублей, а за передачу управления автомобилем третьему лицу, даже родственнику, составляет 100 тысяч рублей. В таком случае нужно не бояться подать встречный иск на компанию с просьбой уменьшить размер штрафных санкций.
Подаст ли каршеринг в суд за дрифт
Предумышленно выполнять занос автомобиля не рекомендуется, поскольку практически во всех договорах каршеринга прописан штраф за дрифт, ведь он нарушает правила дорожного движения и может привести к авариям или поломкам автомобиля. В каждое авто из каршеринга установлен навигатор, с помощью которого можно проследить маршрут его движения.Благодаря этому компании вычисляют нарушителей и применяют к ним штрафные санкции.
В случае отказа в оплате штрафа компания подаёт заявление в суд, а с имеющимися доказательствами у неё появляются большие шансы выиграть процесс.
Каршеринг имеет множество преимуществ, однако огромные и необоснованные штрафы могут испортить впечатление от аренды машины.
При предъявлении фирмой штрафов арендатору он имеет право судиться, а также подавать встречный иск на каршеринг. При этом существует ряд прецедентов в судебной практике, когда решение вынесли в пользу водителя.
Соглашаться на суд необходимо также, чтобы уменьшить размер штрафа и минимизировать свой финансовый ущерб.
Источник: auto.today
Каршеринг и суд
Несмотря на «молодость» каршеринга в России и Москве, уже есть судебная практика по спорам, связанным с деятельностью компаний-операторов.
Причем истцами довольно часто выступают не каршеринговые сервисы, а их клиенты.
В этом тексте разбираются типичные спорные ситуации с каршерингом, варианты их решения и в досудебном, и в судебном порядке, а также помощь юриста в Москве по спорам, связанным с краткосрочной арендой авто.
Автомобильные споры – частое явление, для преодоления которых требуется решение суда. Каршеринг же, в силу своей специфики, подвержен этому куда больше, чем взаимоотношения владельцев автомобилей. Ведь здесь спор может возникнуть даже из-за курения в салоне. И всего 1 сигарета может обернуться крупными финансовыми потерями.
В зависимости от инициатора спора различаются и причины для конфликта.
Если каршеринговый оператор сталкивается с ущемлением своих прав, чаще всего это связано с неисполнением требований компании ее клиентом, выраженное в отказе добровольно компенсировать нанесенный ущерб и уплачивать неустойку. Клиенты же пытаются оспорить наложение санкций в принципе (или в некоторой части), а то и вовсе принудить оператора к заключению договора.
Но чаще всего конфликты возникают на почве:
- использования подложных документов и (или) чужого аккаунта;
- причинение вреда имуществу каршеринговой компании;
- нарушений водителем ПДД во время пользования каршеринговым транспортом;
- нарушение правил использования сервиса, будь то выезд за пределы зоны использования, допуск к управлению транспортом посторонних;
- различные ДТП;
- хищение имущества каршеринговой компании.
Если абстрагироваться от некоторой однобокости сделки по аренде авто и обратиться к голым фактам, то не так уж и редко каршеринговые операторы пытаются нажиться на нерадивых клиентах. Арендаторы часто садятся за руль арендованных машин в нетрезвом состоянии, часто нарушают ПДД и почему-то уверены в своей безнаказанности.
Как видно из примера, молодой человек осознанно (и это важно) нарушил правила пользования арендованным транспортом. Конечно, оператор «спросил лишнего», и юристы помогли снизить сумму штрафа на 70%, до приемлемых для гражданина Н. 30 000 руб. в досудебном порядке. Но факт остается фактом – спор возник из-за нарушений условий договора именно клиентом.
Досудебный порядок разрешения спора
Кто бы ни был инициатором конфликта, решать его следует только цивилизованным путем.
Суд с каршерингом – это не всегда правильно с точки зрения логики и уж точно весьма затратно как по деньгам, так и по времени. Пытаться игнорировать требования оператора – тоже не выход.
Ведь не добившись от клиента хоть какой-нибудь реакции, дело будет передано в суд, или же право требования неустойки будет переуступлено коллекторам.
Поэтому следует пытаться разрешить конфликт мирным путем – с помощью претензий. Вступить в переписку стоит, если:
- клиент уверен, что его права нарушены;
- клиент не согласен с требованиями оператора;
- согласие не может быть достигнуто путем переговоров.
Причем все решения по любому вопросу должны быть зафиксированы на бумаге. Документальное подтверждение достигнутых соглашений может использоваться в качестве доказательства в суде. А вот устные объяснения – вряд ли, поскольку это «слово против слова». Конечно, если соглашение не было достигнуто при свидетелях.
Претензионный порядок решения конфликта не столь прост, как кажется. Поэтому к переписке стоит привлечь юриста, способного выражать позицию своего клиента максимально точно. И только если соглашение не достижимо, спор придется переносить в суд.
Судебные тяжбы
Идея подать в суд на каршеринг возникает в голове у многих, кому хоть раз предъявлялись необоснованные претензии. Например:
- водитель-арендатор начал аренду автомобиля с повреждениями, и оператор требует оплатить ремонт «чужих» царапин;
- клиента каршеринга обвинили в попытке порчи оборудования (хотя он всего лишь отключал ESP чтобы выехать из сугроба во дворе);
- сумма начисленной неустойки несоразмерна причиненному ущербу (как в случае с гражданином Н. из вышеприведенного примера).
Словом, ситуаций может возникнуть множество. Причем во многих случаях клиенты оказываются правы.
В отличие от арендаторов, каршеринговые агентства не стесняются добиваться своего любыми законными способами. Ситуаций, когда каршеринг подал в суд на клиента – море. Например, гражданин У.
был вынужден оплатить неустойку за курение в салоне прокатного авто и прожженное сидение. Мужчина просто забыл, что прокатный автомобиль не относится к местам, разрешенным для курения, что арендный договор исключает возможность курить в салоне.
В конце концов, каршеринговую машину можно сравнить с общественным транспортом…
Но некоторые дела обладают определенной спецификой. Например – тот же «дрифт». Зачастую каршеринговые компании не утруждают себя расшифровкой понятия «дрифт» и выражают его в виде «многократное превышение автомобилем установленных углов поворота в течение короткого промежутка времени».
Но если разобраться в вопросе, то под это же понятие может попасть обычный занос на скользкой дороге с последующей попыткой вернуть управление автомобилем.
Как вариант, подобные действия требуются в аварийно опасной ситуации, когда приходится пускать автомобиль «боком», чтобы уйти от столкновения с пешеходом или другим авто.
В такой ситуации, например, формально прав будет каршеринг. Суд дрифт также сочтет нарушением условий договора. Но есть одно «но». Судья будет трактовать спорные моменты в пользу водителя как экономически более слабую сторону договора, если он:
- обоснует необходимость совершения спорного маневра
- укажет на отсутствие расшифровки термина, которое дал бы четкое понятие дрифта.
Суд подтвердил право компаний каршеринга штрафовать пьяных водителей — Российская газета
Естественно, это не освободит водителей и от государственного наказания: лишения прав, большого штрафа или даже уголовного наказания. Просто человек, выпивший за рулем арендованного авто, будет платить дороже.
https://www.youtube.com/watch?v=xkOCYC4JJNU\u0026pp=ygUw0JDQstGC0L7RjtGA0LjRgdGCOiDQutCw0YDRiNC10YDQuNC90LMg0Lgg0YHRg9C0
Соответствующее разъяснение сделал Второй кассационный суд общей юрисдикции в ходе рассмотрения конкретного дела.
Некий гражданин Р., живущий в столице, однажды был остановлен на арендованном авто в Хамовниках. Инспекторы ГАИ заподозрили, что гражданин нетрезв. Пройти проверку он отказался. Поэтому был наказан.
Нормы в таком случае аналогичны, как если бы алкоголь в крови подтвердился.
Казалось бы, история закончена. Но — нет. Как рассказывают в кассационном суде, впоследствии каршеринговая компания обратилась в суд с иском к Р.
Коммерсанты просили взыскать с ответчика штраф за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения — 100 тысяч рублей, расходы по оплате государственной пошлины — 3,2 тысячи рублей, почтовые расходы — 376 рублей 24 копейки.
В иске было указано, что по условиям договора аренды, в случае вождения транспортного средства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в случае отказа от освидетельствования, предложенного сотрудниками ГИБДД в законодательно установленном порядке, арендатор выплачивает арендодателю штраф.
Сам водитель с иском не согласился. По его мнению, во-первых, после того печального эпизода его отношения с компанией прекратились. Руль ему больше не доверяют. А раз так, полагал ответчик, то и он компании ничего не должен.
Во-вторых, продолжал гражданин, он крайне не согласен с действиями сотрудников ГИБДД. А раз он считает себя правым, то, опять же, платить каршерингу ничего не должен.
В-третьих, уверял бывший клиент, компания ничем не доказала свои убытки. Мол, ну выпил, ну попался, с кем не бывает. Машина-то цела.
Несогласие водителя с действиями сотрудников ГИБДД ничего не меняет. Раз суд наказал нарушителя, это значит, что он должен еще и заплатить каршеринговой компании, у которой взял авто
Однако суды отмели все три аргумента. Поэтому водитель оставлен в должниках. Его пример должен быть другим наукой. Пить за рулем нельзя. Не пить, но отказываться от медосвидетельствования, когда у сотрудников ГАИ возникли обоснованные сомнения, тоже нельзя. Если нарушитель был за рулем арендованной машины, то заплатить придется намного больше.
Впрочем, это не значит, что за рулем своего автомобиля можно расслабиться. Если выпивать регулярно, то можно лишиться своего железного коня. В прошлом году в УК была введена конфискация по статье, предусматривающей наказание за пьяное вождение. Под нее подпадают алкоголики-рецивисты: водители, попавшиеся подшофе второй раз.
Что делать если каршеринг выставил штраф?
Пошаговая инструкция уменьшения размера штрафа каршеринга
Каршеринг в больших городах в последнее время пользуется популярностью у автовладельцев. Это удобно, не нужно задумываться о платной парковке в центре города, о хранении авто, о замене резины, не нужно думать о ремонте и заправке автомобиля, все эти проблемы решают за вас службы каршеринга.
- Но наряду с удобством, зачастую клиенты данных компаний сталкиваются с огромными штрафами.
- В договоре может быть установлен штраф за повреждение авто, штраф за передачу автомобиля третьему лицу, штраф за вождение авто в пьяном виде.
- Штрафы установлены для того, чтобы водители соблюдали правила, использовали собственные аккаунты, не водили авто в пьяном виде, тщательно и бережно эксплуатировали автомобили.
Но зачастую службы каршеринга выставляют драконовские штрафы 100 тыс. рублей, 150 тыс. рублей, 250 тыс. рублей, размер штрафа явно несоразмерен нарушенным обязательствам.
Как уменьшить штрафы, выставленные службой каршеринга?
Штраф службы каршеринга – это разновидность договорной неустойки.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ сторона договора вправе ходатайствовать об уменьшении размера неустойки.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Пошаговая инструкция по уменьшению размера штрафа службы каршеринга:
- Ответ на досудебную претензию.
Если каршеринг прислал Вам досудебную претензию, то вы можете написать ответ на нее, в которой сослаться на ст. 333 ГК РФ и несоразмерность штрафа размеру нарушенного обязательства и просить Службу каршеринга об уменьшении размера штрафа.
Если Вам удастся договорится, тогда все заканчивается на стадии досудебного урегулирования.
- Участие в судебном заседании.
Если каршеринг все-таки подает на вас в суд, Вам обязательно нужно заявлять ходатайство судье о снижении штрафа по ст. 333 ГК РФ.
Вы можете лично участвовать в судебном заседании, либо отправить своего представителя, либо ходатайствовать о рассмотрении дела без вашего участия.
Не игнорируйте судебные заседания, обязательно заявляйте ходатайства, т. к. если не заявлять их, суд может не уменьшить размер штрафа.
Далее будет судебное решение, в котором суд как правило снижает размер штрафа. Насколько? Зависит от судьи и региона. Но снижает существенно. Не бойтесь ходить в судебное заседание или нанимать юриста, это может сэкономить вам деньги.
- Что делать, если каршеринг необоснованно списал денежные средства с карты?
- Или обратная ситуация, когда Вы сами вынуждены обращаться в суд, потому что у вас списали с карты денежные средства, допустим 100 тысяч за передачу автомобиля другому лицу, или за повреждение, которого не было, или если было, но сумма ремонта на ваш взгляд завышена.
- В этом случае алгоритм, следующий:
- Вы как Истец пишете досудебную претензию в Службу каршеринга.
В досудебной претензии нужно кратко изложить все с чем вы несогласны, просите уменьшить или отменить размер штрафа, иначе будете вынуждены обратиться в суд. Отправляете досудебную претензию ценным письмом с описью вложения. Почтовую квитанцию сохраняете, чтоб в последующем показать суду, что соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Зачастую службы каршеринга решают вопрос досудебно, стороны договариваются и штраф снижают или аннулируют, если Вы докажете, что не совершали правонарушений и не причиняли вреда автомобилю.
Если досудебно договориться не получилось, Вы обращаетесь в суд.
Исковое заявление в соответствии с Законом о защите прав потребителей подается в суд по месту нахождения ответчика, либо по вашему месту жительства. В силу п.3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей Вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.
Какое в данном случае правовое обоснование иска?
Статья 1102 ГК РФ. Обязанность возвратить неосновательное обогащение.
Плюс в иске просите суд снизить размер штрафа по ст. 333 ГК РФ.
Так как вы являетесь экономически слабой стороной по договору, суды часто идут навстречу и снижают размер штрафа.
Например, в деле № 02–4774/2019, рассмотренном в Мещанском суде города Москвы, удалось снизить штраф за передачу управления автомобилем другому лицу со 100 тыс. рублей до 35 тыс. рублей.
Или дело №33-29927/2020, в котором Мосгорсуд, как суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и снизил размер штраф за передачу управления автомобилем другому лицу со 100 тыс. рублей до 70 тыс. рублей.
Статья актуальна на момент написания в 2021 году. Статья написана юристами Юридической Компании БизнесПомощник.