Актуальное

Как получить ответ — нужен ли запрос адвоката

Как получить ответ - нужен ли запрос адвоката

Одним из ключевых полномочий адвоката, закрепленных в ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ), является право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. На практике это право реализуется посредством направления адвокатских запросов. При этом закон гарантирует ответ на них, обязывая адресатов таких запросов выдавать запрошенные адвокатом документы или их копии (подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Но, по словам советника ФПА РФ Сергея Макарова, анализ практики направления адвокатских запросов показывает, что реализация указанного полномочия порой находится на грани нарушения закона.

Поэтому адвокатскому сообществу требуются ориентиры для эффективного применения статусного права на направление адвокатского запроса.

Именно такие ориентиры сформированы в Стандарте подготовки и направления адвокатских запросов1, который был утвержден 20 апреля 2023 года на XI Всероссийском съезде адвокатов.

На ключевых положениях документа остановимся более подробно.

Общие положения

Во-первых, Стандарт содержит определение понятия «адвокатский запрос».

Им считается направляемое адвокатом в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию таких органов и организаций вопросам о предоставлении информации, документов и сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Здесь же говорится о законном праве на получение информации с помощью адвокатских запросов, которое обеспечивается публичной ответственностью в порядке ст. 5.39 КоАП. Указанная статья устанавливает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами. Такое нарушение, равно как и несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, грозит должностным лицам штрафом в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Читайте также:  Муж платит алименты на ребенка - что можно сделать?

Во-вторых, оговорено, что адвокатский запрос можно направлять только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи – причем при оказании любых ее видов.

Напомним, это могут быть: правовое консультирование в устной или в письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях и т. п.

В-третьих, в документе содержится перечень действий, которые адвокат не должен совершать при направлении адвокатского запроса. В частности, речь идет:

  • о целях направления запроса – это не должны быть иные цели, кроме получения информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи;
  • о недопустимости указания на направление адвокатского запроса в качестве самостоятельного предмета соглашения об оказании юридической помощи – к слову, такое положение скоро может появиться и в самом Законе № 63-ФЗ, так как оно включено в рассматриваемый Госдумой законопроект № 301952-8, который 12 апреля уже был принят в первом чтении (предполагается, что такая норма предотвратит случаи заключения соглашений между адвокатом и доверителем, предметом которых является исключительно направление адвокатского запроса).

Также согласно Стандарту недопустимо направлять адвокатский запрос в органы адвокатского самоуправления (органы ФПА РФ и органы региональных адвокатских палат) для сообщения или получения адвокатами какой-либо информации, связанной с организацией или осуществлением адвокатской деятельности, за исключением запроса информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи.

Здесь же содержатся отсылки к отдельным положениям Кодекса профессиональной этики адвоката. Речь идет о п. 1 ст. 10 Кодекса этики, который не допускает исполнение адвокатом любых пожеланий, просьб или требований доверителя, направленных на несоблюдение закона или нарушение правил, предусмотренных кодексом.

В Стандарте уточняется, что с учетом указанного положения адвокат не должен направлять адвокатские запросы в незаконных или безнравственных целях. Кроме того, упоминается п. 5 ст. 6 Кодекса этики, в котором сформирован перечень сведений, составляющих профессиональную тайну.

В Стандарте отмечается, что наряду со сведениями, перечисленными в указанном пункте, адвокатскую тайну должна составлять информация о факте направления, адресате адвокатского запроса и его содержании.

Подготовка и направление адвокатского запроса

Общие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса установлены в приложении к Приказу Минюста России от 14 декабря 2016 г. № 288 (далее – Требования).

В частности, они касаются формы адвокатского запроса (он может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме), его содержания, порядка направления и регистрации.

В Стандарте же конкретизируются положения о: предпосылках направления адвокатского запроса; его инициировании; выборе вида и способа направления адвокатского запроса; приобщении копий адвокатского запроса к материалам адвокатского производства.

Так, адвокат при принятии решения о подготовке и направлении адвокатского запроса должен ориентироваться на:

  • необходимость получения информации в целях оказания доверителю квалифицированной юридической помощи;
  • возможность наличия у конкретного органа или организации необходимой информации;
  • возможность предоставления (сообщения) адресатом адвокатского запроса информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи.

«Никакие пожелания, просьбы или требования доверителя в отношении адвокатского запроса, направленные к несоблюдению закона или нарушению Кодекса профессиональной этики адвоката, не могут быть исполнены», – еще раз подчеркивается в документе.

Что касается решения о подготовке и направлении адвокатского запроса, то оно может быть принято по инициативе адвоката или по предложению доверителя. При этом адвокат самостоятельно выбирает вид адвокатского запроса (бумажный носитель или электронная форма) и способ его направления (подача через канцелярию, по почте и т. д.).

Отметим, Требования предусматривают возможность направления адвокатского запроса на бумажном носителе почтовым отправлением, факсимильной связью, а также лично или через представителя.

Относительно электронного запроса имеется оговорка, что такой способ направления возможен только тогда, когда у адресата имеется организационная и техническая возможности для рассмотрения запроса в электронной форме (п. 7-8 Требований).

В Стандарте напоминается и о том, что при подготовке текста адвокатского запроса адвокат обязан соблюдать требования к форме, порядку его оформления и направления. Также говорится об обязательном приобщении копии адвокатского запроса и подтверждения его направления к материалам адвокатского производства.

Получение ответа на адвокатский запрос

Наконец, третий раздел Стандарта касается ответов на адвокатский запрос. Под ответом в документе понимается поступившая адвокату информация, содержащая запрошенные адвокатом сведения, а также документы, или отказ в предоставлении информации. Отмечается, что такой ответ тоже представляет собой адвокатскую тайну.

Напомним, по общему правилу, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него письменный ответ в течение 30 дней со дня его получения.

Если на сбор и предоставление запрашиваемых сведений требуется дополнительное время, то этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем адвокату направляется уведомление.

Что касается отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений, то он возможен, если адресат не располагает такими сведениями или они отнесены к информации с ограниченным доступом, а также если нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (п. 2-4 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ).

К слову, и здесь намечаются изменения – законопроектом № 301952-8 предусмотрено включение в перечень оснований для отказа органов власти и организаций в предоставлении адвокату запрошенных сведений случая, когда в запросе содержатся просьба о разъяснении правовых норм, представлении позиции по вопросам правового характера, а также явное или скрытое обжалование решений уполномоченных органов (организаций) и должностных лиц, для которого предусмотрен специальный порядок. Помимо этого, если решение вопросов, поставленных в запросе, не входит в компетенцию органа власти или организации, которым он направлен, предлагается возвращать его адвокату в течение 10 календарных дней.

Последний пункт Стандарта касается возможных действий адвоката в случае, если адресат адвокатского запроса в установленный срок не ответил на него или предоставил неполную информацию. Предусмотрено два варианта действий адвоката исходя из интересов оказания доверителю квалифицированной юридической помощи:

  • направление повторного адвокатского запроса – по общим правилам, аналогичным его первоначальному направлению;
  • инициирование привлечения адресата адвокатского запроса (его руководителя) к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.

***

  • Ожидается, что Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов позволит установить единые требования к порядку реализации адвокатами права на обращение в органы госвласти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации с адвокатскими запросами.
  • В свою очередь, законодательные поправки, инициированные ФПА РФ совместно с Минюстом России и уже рассматриваемые в Госдуме, – позволят усовершенствовать федеральное законодательство в этой сфере, в том числе минимизировать злоупотребления при направлении адвокатских запросов и ответов на них.
  • _____________________________
  • 1 С текстом Стандарта подготовки и направления адвокатских запросов можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов РФ.

Расходы на представителя: как за оказанные юридические услуги в суде получить полную компенсацию?

Подача иска, письменных отзывов и пояснений, регулярная явка представителя в судебные заседания, сбор доказательств и документов, необходимых для защиты интересов в суде и т. п. сами по себе не являются признаками оказания квалифицированной юридической помощи.

А значит суд, оценив качество оказанных услуг, в том числе знания и навыки, которые продемонстрировал представитель, может снизить размер подлежащих компенсации за счет проигравшей стороны суммы расходов.

Эксклюзивный обзор правоприменительной практики подготовил наш эксперт.

Адвокатский запрос и персональные данные граждан

10 ноября 2019

Из ст.6.

1 63-ФЗ следует, что адвокатский запрос представляет собой официальное обращение адвоката в органы власти, различные организации о предоставлении сведений, справок, характеристик и прочих документов, без которых невозможно оказание квалифицированной правовой помощи. Ответ на запрос организации обязаны предоставить в течение 30 суток, а если требуется дополнительное время на сбор сведений, то указанный срок может быть продлен еще на 30 дней.

Если организация или орган власти не предоставит адвокату запрашиваемую информацию, передаст ее в искаженном виде или нарушит установленные сроки, то их ждет административная ответственность по ст.5.

39 КоАП. Возможное наказание за нарушение достаточно мягкое – штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Однако есть ситуации, при которых организации не обязана предоставлять адвокату запрашиваемые сведения:

  1. Организация не располагает интересующей юриста информацией.
  2. Адвокатский запрос составлен с нарушением закона, либо не соблюден алгоритм его подачи.
  3. Требуемые сведения относятся к информации с ограниченным доступом.

Если с первыми двумя пунктами все понятно, то на третьем стоит остановиться поподробнее. Итак, доступ к информации может быть ограничен в целях необходимости защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности страны. В 149-ФЗ сказано, какая именно информация находится в ограниченном доступе:

  • государственная тайна;
  • коммерческая тайна;
  • профессиональная тайна;
  • служебная тайна;
  • личная тайна;
  • семейная тайна;
  • персональные данные граждан;
  • иная охраняемая законом информация.

По общему правилу, указанные сведения по адвокатскому запросу не предоставляются.

Когда персональные данные по адвокатскому запросу могут быть предоставлены

Согласно ст.7 152-ФЗ, лица, имеющие доступ к персональным данным, обязаны не передавать информацию третьим лицам без согласия на то субъектов персональных данных. Иными словами, если гражданин, предоставивший свои персональные данные, дал такое согласие, то сведения могут быть переданы в рамках адвокатского запроса.

Что делать гражданину, не желающему, чтобы его персональные данные передавались третьим лицам (в том числе через адвокатский запрос)? Физлицо вправе отозвать свое согласие путем направления соответствующего уведомления в адрес оператора (например, администратора доменного имени и т.д.). Точный адрес для отправки уведомлений, как правило, указывается в Политике конфиденциальности. Оператор, получивший письмо, обязан удалить персональные данные в течение 30 дней. Однако гражданин должен быть готов к тому, что вторая сторона прекратит договорные отношения.

Можно ли сделать частичный отзыв согласия на обработку персональных данных (например, запретить компании только передачу данных третьим лицам или ограничить обработку какой-то определенной информации)? Есть ли возможность защитить бизнес и продолжать получать нужные услуги? На практике многие организации говорят четкое «нет», ссылаясь на то, что без передачи данных другим лицам они не смогут оказывать услуги гражданину. Другие компании допускают такой вариант, предлагая клиенту заключить дополнительное соглашение. Однако, с нашей точки зрения, граждане могут осуществить частичный отзыв согласия на обработку персональных данных.

Почему это возможно?

  1. В понятие «обработка персональных данных» включаются такие действия, как сбор, хранение, систематизация, передача информации и т.д. Если гражданину дано право запретить совершение всех указанных действий, то он вправе ограничить и отдельные из них.

  2. В 152-ФЗ не содержится запрета на частичный отзыв согласия на обработку персональных данных.

Есть еще один момент, который заключается в цели обработки персональных данных.

Например, во многих типовых согласиях на обработку персональных данных основной целью регистратора доменного имени является выполнение услуг по Договору, заключенному с заказчиком (обслуживание доменного имени, направление уведомлений, обработка заявлений от клиента и т.д.).

В приложении к согласию могут быть указаны IT-организации, которым может передаваться информация, и с технической точки зрения без такой передачи регистратор действительно не состоянии осуществлять свою деятельность.

Однако, например, передача данных по адвокатскому запросу никаким образом не связана с целью сбора персональных данных регистратором. Следовательно, если гражданин запретит передавать свои данные именно по адвокатским запросам, то регистратор обязан выполнить это требование: прочие действия по обработке персональных данных будут продолжены.

Алгоритм действий будет выглядеть примерно следующим образом:

  1. Подготовьте заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных. Если Вы желаете запретить какие-либо конкретные действия – опишите их. Не забудьте сослаться на соответствующие статьи 152-ФЗ. Единого образца заявлений нет, оно составляется в свободной форме.

  2. Удостоверьте заявление у нотариуса, если Вы хотите отправить его почтой. Если Вы будете передавать документ лично, такое удостоверение делать не нужно.
  3. Отправьте документ оператору персональных данных заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или передайте в офисе компании.

  4. Если оператор откажется выполнять требования, обозначенные в заявлении, гражданин вправе подать иск в районный суд. Требовать можно не только прекращения обработки персональных данных, но и компенсации морального вреда.

Сайты, передавшие без согласия граждан персональную информацию о них по адвокатскому запросу, могут быть оштрафованы по ст.13.11 КоАП РФ на сумму 75 тысяч рублей. Граждане, пострадавшие от незаконных действий оператора, могут обратиться в суд.

Конечно, чаще всего граждане судятся с кредитными учреждениями по поводу предоставления последними персональных данных коллекторским организациям. Однако встречаются ситуации, когда субъекты подают в суд и по причине неправомерной передачи данных по адвокатским запросам.

Приведем пример

Три гражданина обратились в суд с иском к администрации МО Репьевский сельсовет об обязании прекратить передачу и обработку их персональных данных, уничтожении персональных данных граждан и компенсации морального вреда.

Было установлено, что сельсовет по адвокатскому запросу предоставил персональные данные из похозяйственной книги о месте проживания истцов.

Граждане не предоставляли своего согласия администрации МО Репьевский сельсовет на обработку своих данных.

Также суд обнаружил следующие нарушения:

  • адвокатский запрос не содержал данных о лице, в чьих интересах действует адвокат;
  • администрация предоставила данные о трех гражданах, хотя адвокат запрашивал информацию только на одного субъекта.

По этим причинам иск граждан был удовлетворен: МО Репьевский сельсовет было запрещено обрабатывать и передавать персональные данные третьих лиц. Однако компенсация морального вреда оказалась совсем небольшой: вместо 100 тысяч на каждого истца суд присудил по 1 500 рублей.

Если бы граждане представили убедительные доказательства своих моральных страданий, скорее всего, компенсация была бы намного выше.

Итак, как мы видим, адвокатский запрос имеет меньшую юридическую значимость, чем, например, запрос правоохранительных органов.

И поэтому у гражданина есть реальная возможность сохранить свои персональные данные в тайне.

Однако каждая ситуация сугубо индивидуальна, поэтому если Вы хотите узнать, как можно защитить собственную личную информацию, — посоветуйтесь с опытным уголовным адвокатом.

Скачать пример (шаблон) заявления на отзыв персональных данных

Как получить ответ - нужен ли запрос адвоката

Обзор статусного права по направлению адвокатских запросов

5 августа 2022 г.

Статусное право по сбору информации с помощью адвокатских запросов имеет давнюю историю, поскольку в советский период было закреплено в Положении об адвокатуре 1980 г. В настоящее время это право закреплено в подп. 1) п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).

Согласно указанной норме адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Нормативная регламентация института адвокатского запроса включает в себя 3 блока:

  • общие вопросы регулирования института адвокатского запроса;
  • порядок подготовки и направления адвокатских запросов;
  • ответственность за нарушения данного статусного права адвокатов.

Общие вопросы регулирования института адвокатского запроса

В 2016 г. государство предусмотрело более подробную регламентацию данного статусного права – в Закон об адвокатуре была внесена ст. 6.1, полностью посвященная его нормативному регулированию. Важной новеллой стало впервые предусмотренное законодательством нашей страны определение адвокатского запроса.

Согласно п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре адвокатский запрос – это официальное обращение адвоката по входящим в компетенцию указанных в законе органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

На основании положений подп. 1) п. 3 ст. 6 и п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре важно обозначить возможных адресатов адвокатских запросов, обязанных отвечать на них:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • общественные объединения;
  • иные организации.

Под иными организациями можно рассматривать юридические лица любых форм собственности.

В связи с этим необходимо обозначить, что физические лица не обязаны отвечать на адвокатские запросы и что бы то ни было предоставлять в ответ на них.

В п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатуре предусматривается, что адресаты адвокатских запросов, обязанные отвечать на них, должны давать ответы на них в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения.

В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Приведенное выше определение позволяет рассматривать адвокатский запрос как инструмент для сбора адвокатом доказательств в рамках оказания конкретно-определенной юридической помощи конкретному доверителю (или доверителям, если в соответствии с соглашением об оказании юридической помощи предусмотрено оказание такой помощи нескольким лицам). В связи с этим важно обозначить: адвокатский запрос – это именно инструмент для сбора адвокатом доказательств при оказании различных видов юридической помощи – но не отдельный вид юридической помощи.

Это важно в свете того, что направление адвокатом адвокатского запроса не подлежит отдельной оплате – поскольку охватывается гонораром, выплачиваемым адвокату за оказание юридической помощи, в рамках которой адвокат считает необходимым истребовать доказательства с помощью адвокатского запроса.

Существенное правовое значение имеет определение оснований для отказа в предоставлении информации, причем перечень этих оснований носит закрытый характер. В соответствии с п. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

  • 1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;
  • 2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;
  • 3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
  • Однако важно подчеркнуть, что ответ на адвокатский запрос должен быть дан в любом случае: даже при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений письменный ответ на адвокатский запрос должен быть направлен адвокату – с обозначением причин отказа в предоставлении запрашиваемых им сведений и/или документов.
  • Иное (отсутствие ответа, игнорирование адвокатского запроса) будет являться нарушением предусмотренной законом обязанности адресатов запроса.
  • Порядок подготовки и направления адвокатских запросов

Согласно п. 3 ст. 6.1. Закона об адвокатуре требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

Данные Требования были утверждены Приказом Министерства юстиции России от 14 декабря 2016 г. № 288 «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса».

Следует отметить, что этими Требованиями предусматривается возможность оформления адвокатского запроса как на бумажном носителе, так и (или) в электронной форме; во втором случае он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

В п. 5 упомянутого Приказа определены обязательные составные части (компоненты) адвокатского запроса. Адвокатский запрос должен содержать:

  1. 1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
  2. 2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
  3. 3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;
  4. 4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;
  5. 5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);
  6. 6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;
  7. 7) почтовый адрес; при наличии – адрес электронной почты и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;
  8. 8) наименование документа (адвокатский запрос);
  9. 9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;
  10. 10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);
  11. 11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица (в случае его согласия на указание этих данных, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о персональных данных) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние – при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);
  12. 12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;
  13. 13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на адрес электронной почты, на руки);
  14. 14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
  15. 15) дату регистрации адвокатского запроса;
  16. 16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.
  17. Все указанные компоненты являются обязательными, их отсутствие считается нарушением Закона об адвокатуре.
  18. Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.
  19. Также обязательным требованием является регистрация адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов, который должен вестись в адвокатском образовании.
  20. На основании подп. 12) приведенного перечня можно сформулировать возможные варианты ответа (содержательного) на адвокатский запрос:
  21. – ответ с изложением содержания известных адресату запрашиваемых адвокатом сведений;
  22. – справки, характеристики и иные документы, запрашиваемые адвокатом (в подлиннике или в заверенной копии), с приложением сопроводительного письма.
  23. Ответ на адвокатский запрос поступает в распоряжение адвоката, и лишь адвокат может определить дальнейшее применение его как доказательства с учетом интересов доверителя:
  24. – в случае соответствия ответа на адвокатский запрос интересам доверителя адвокат может представить ответ и/или поступившие документы в качестве письменного доказательства в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством;
  25. – в иных случаях отсутствует обязанность адвоката кому бы то ни было представлять полученный им ответ на адвокатский запрос.

Практика применения рассматриваемого статусного права привела к тому, что обозначились некоторые проблемы, возникающие в процессе использования адвокатами данного статусного права (и обращения к адвокатскому запросу как инструменту для сбора доказательств по делу). Для урегулирования данных проблем принимались Решения Совета ФПА РФ, обязательные для исполнения всеми адвокатами нашей страны.

Такие решения принимались дважды, в 2019 г. и в 2021 г.

В 2019 г. предметом рассмотрения Совета ФПА РФ стала получившая широкое распространение практика направления адвокатами адвокатских запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы адвокатского самоуправления с просьбами и/или требованиями дать разъяснения по отдельным правовым аспектам конкретных дел, по которым они оказывают юридическую помощь.

Подобная практика была признана несоответствующей действующему законодательству РФ.

При этом Совет ФПА РФ отметил, что использование адвокатского запроса не в связи с оказанием квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю или в не предусмотренных законом целях (не для сбора доказательств) недопустимо, так же как недопустим сбор информации следователем или судом вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного или гражданского дела.

Получение адвокатами с помощью адвокатских запросов мнений адресатов запросов по каким-либо вопросам (правового или неправового характера), а тем более истребование адвокатами толкования адресатами запросов правовых норм не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации.

В связи с этим Совет ФПА РФ 24 сентября 2019 г. решил:

Указать адвокатам Российской Федерации на необходимость оформлять и направлять адвокатские запросы только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю и только для истребования необходимых для доказывания позиции в интересах доверителя конкретно определяемых документов и фактических сведений, предоставление которых находится в пределах компетенции адресатов запросов.

Не допускать применения адвокатских запросов для истребования от адресатов запросов толкования в какой-либо форме правовых норм.

Не допускать использование адвокатских запросов для явного или скрытого обжалования процессуальных решений уполномоченных государственных органов.

Не допускать направление адвокатских запросов в органы адвокатского самоуправления (органы Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и органы адвокатских палат субъектов Российской Федерации) для сообщения или получения адвокатами какой-либо информации, связанной с организацией или осуществлением адвокатской деятельности, если это не обусловлено необходимостью оказания юридической помощи доверителю адвоката – автора запроса.

В 2021 г. предметом рассмотрения Совета ФПА РФ стало использование адвокатами публичного правомочия по направлению обязательного к исполнению адвокатского запроса в качестве отдельной услуги, предоставляемой адвокатом за плату, в том числе, в отрыве от квалифицированной правовой помощи его доверителю.

По результатам рассмотрения данной проблемы Совет ФПА РФ 8 июля 2021 г. решил:

Адвокатский запрос является правомочием, необходимым для оказания адвокатом квалифицированной правовой помощи своему доверителю, и не может рассматриваться в качестве самостоятельно оплачиваемой услуги.

Недопустимо направление адвокатского запроса в интересах третьих лиц, оказывающих услуги юридического и фактического характера. Коммерциализация публично-правового полномочия, предоставленного законом адвокату, дискредитирует его, подрывает авторитет адвокатуры.

Каждый такой случай должен становиться предметом реагирования дисциплинарных органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

В обоих случаях Совет ФПА РФ исходил из важного постулата: являясь по своей правовой природе публичным полномочием, гарантированным государственно-властным принуждением – публичной ответственностью за неисполнение, адвокатский запрос выступает материальным механизмом, обеспечивающим реализацию конституционно значимой функции по оказанию юридической помощи.

Данное полномочие предоставлено лицам, имеющим статус адвоката, исключительно с целью получения информации, носящей строго доказательственный характер, – т.е. сбора уже имеющихся у адресата адвокатского запроса конкретно-определенных сведений, совокупность которых позволит обосновать позицию в интересах доверителя по вопросам, входящим в компетенцию адресата.

Ответственность за нарушения данного статусного права адвокатов

В п. 5 ст. 6.1 Закона об адвокатуре предусмотрено, что неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность определена в ст. 5.

39 КоАП РФ, согласно которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

С заявлением о привлечении к административной ответственности адвокату, столкнувшемуся с нарушением этого статусного права, необходимо обращаться в прокуратуру по месту нахождения адресата запроса.

ru.freepik.com

Вс запретил отказывать адвокатским запросам без причин

Верховный суд вновь поддержал возможность защитников обращаться в инстанции с адвокатским запросом: высшая инстанция отметила, что адвокатам нельзя отказывать в предоставлении сведений, не указывая причин. 

Примечательно, что высшая инстанция разбирала спор адвоката с крымским судебным департаментом.

Суть дела 

До высшей инстанции с жалобой дошёл крымский адвокат, который запрашивал в судебном департаменте информацию об условиях содержания арестованных в Киевском суде Симферополя и Верховном суде Крыма.

В частности, защитника интересовали площадь отдельных камер и размер окон в них, сведения о наличии столов, стульев, огороженного туалета и освещения в помещениях, а также данные о вентиляции и проветривании камер.

Однако судебный департамент ответил на запрос отказом, сославшись на нарушение требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса. При этом в письме ведомство разъяснило, что для получения запрашиваемой информации необходимо обратиться непосредственно в суд, а оно не располагает подобными сведениями.

  • Адвокат оспорил действия ведомства в судебном порядке, но получил отказ и в первой, и в апелляционной инстанциях. 
  • Суды исходили из того, что документ истца не в полной мере отвечает пункту 5 требований к форме адвокатского запроса, утвержденной приказом Минюста от 14 декабря 2016 года №288, согласно которому в нем должны содержаться:
  • 1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется; 
  • 2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется; 
  • 3) фамилия, имя, отчество (при наличии) адвоката; 
  • 4) регистрационный номер адвоката в реестре; 
  • 5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности; 
  • 6) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность; 
  • 7) почтовый адрес; при наличии — электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;
  • 8) наименование документа (адвокатский запрос); 
  • 9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов; 
  • 10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса); 
  • 11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат и номер дела; 
  • 12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;
  • 13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений; 
  • 14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов; 
  • 15) дата регистрации адвокатского запроса; 
  • 16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

При этом суд апелляционной инстанции указал, что он учел решение ВС РФ от 24 мая 2017 года, который отменил обязанность указывать фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат и разрешил не упоминать эти сведения, если подзащитный не желает их разглашать. Кроме того, высшая инстанция признала незаконным требование об обязательном обосновании получения адвокатом запрашиваемых сведений. Данные положения признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу.

  1. Между тем, Верховный суд РФ все равно с позицией коллег не согласился. 
  2. Позиция ВС 
  3. Высшая инстанция напоминает, что в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случаях:
  4. 1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;
  5. 2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;
  6. 3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
  7. При рассмотрении и разрешении настоящего дела защитник ссылался на то, что его запрос в полной мере соответствовал требованиям к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенным в установленном порядке и с учетом поправок от ВС РФ.
  8. Вместе с тем ни в ответе управления судебного департамента, ни в решениях первой и апелляционной инстанций не указано, а каким конкретно требованиям к форме и порядку оформления не соответствует адвокатский запрос заявителя, удивился ВС.
  9. Так, ссылаясь на нарушение пункта 5 требований, суды первой и апелляционной инстанций, между тем, не указали, какое именно из перечисленных в данном пункте требований не исполнил истец в своем адвокатском запросе, указывает высшая инстанция.
  10. При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам ВС РФ пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
  11. Алиса Фокс