Консультации

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.

Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы.

Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей».

Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы.

Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк (ст.

Читайте также:  Ходатайство о производстве дополнительных следственных действий и дополнении материалов уголовного дела

63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» — разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет таких детей — задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке:

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст.

122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г.

N 101), орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3.

Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган власти субъекта Федерации передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан.

Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.

Законодатель одновременно употребляет термины «устройство детей» и «воспитание детей», что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот — «формы воспитания детей».

Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка.

На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием «воспитание» не охватываются.

Таким образом, в содержание понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» включается их «воспитание».

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, — один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях).

Оно состоит в том, что уполномоченный на то орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение потребностей такого ребенка, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Понятие «устройство ребенка» является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего.

Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы.

Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него.

Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в.

в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась «обязанность приискивать средства для пропитания малолетних.

С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами». Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей «в семью» не знают.

В соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы по схеме:
  •                                 Схема N 1
  •                             Формы устройства
  •                               /        
  •                              /          
  •                         Формы             Формы
  •                  «индивидуального»   «неиндивидуального«
  •                      устройства         устройства

При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).

В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личности для формы устройства ребенка юридического значения не имеют.

Важно только, что педагоги организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такую организацию не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог.

Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при «индивидуальном» устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ к формам «неиндивидуального» устройства относится временная, на период до их устройства на воспитание в семью, передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из п. 2 ст. 155.2 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода организации, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

  1. В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка формы устройства разделяются:
  2.                                 Схема N 2
  3.                             Формы устройства
  4.                               /        
  5.                              /          
  6.                         Формы             Формы
  7.                      временного         постоянного
  8.                      устройства         устройства

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства).

  • Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом:
  •                                 Схема N 3
  •                          Формы устройства детей
  •                         /                     
  •                        /                       
  •      Формы «индивидуального»           Формы «неиндивидуального«
  •           устройства                          устройства
  •          /                             (пребывание ребенка в
  •         /                             специальной организации)
  • Усыновление       Опека и
  •     детей       попечительство
  •                   над детьми
  •                   /       
  •                  /         
  •        «Классическая«      Возмездная
  •       (безвозмездная)

Не является формой устройства детей временная (не более чем на три месяца, в исключительных случаях — не более чем на полгода) передача ребенка в семью граждан, осуществляемая на основании п. 4 — 6 ст. 155.2 СК РФ.

Лица, принимающие ребенка в семью на указанных основаниях, не являются его законными представителями, а ответственность за жизнь, здоровье, воспитание ребенка продолжают нести те организации, в которые ребенок был ранее помещен.

Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, были особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. была включена специальная ст. 126.

1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей», в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие.

Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 154 УК РФ; ст. 5.37 КоАП).

В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления тоже могут быть органами опеки и попечительства в случае, если законом субъекта Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А

Порядок выявления и учета детей оставшихся без попечения родителей

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей — забота государства. Но физические и юридические лица не могут оставаться безучастными в этой деятельности. Законодательством не только определен порядок действий с такими детьми, но и установлены наказания за его нарушение.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Законодательством определен список обстоятельств, по которым ребенок признается утратившим родительскую опеку. К ним относятся такие случаи с родителями:

  • ограничение или полное лишение родителей прав на малыша;
  • невыполнение воспитательной деятельности или отказ от обеспечения защищенности прав и интересов детей;
  • наступление недееспособности;
  • заболевание;
  • долгое отсутствие;
  • смерть и др. (ст. 121 СК РФ).

Данные факты должны иметь документальное подтверждение. Поводы, по которым несовершеннолетние остаются без родительской опеки являются основаниями для устройства их государством на попечение. Они выясняются в отношении каждого родителя.

Обязанность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.

) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст.

122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или орган опеки по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.

Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:

  • ОВД;
  • медицинские учреждения;
  • воспитательные и образовательные организации;
  • органы и учреждения социальной защиты и др.

О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.

Порядок выявления и учета

Порядок выявления и учета детей, оставшихся в России без попечения родителей, регламентирован законодательством. Статьей 122 СК РФ закреплена обязанность информирования государственный орган о ставшем известным случае.

С целью определения обстоятельств, доказывающих отсутствие у несовершеннолетнего гражданина родительской опеки, попечительский орган в течение 3-х дней должен осуществить обследование, включающее:

  • проверку истинности поступивших сведений;
  • рассмотрение условий его проживания;
  • нахождение родственников, способных к обеспечению временного ухода за ним.

Основания и порядок проведения обследования, а также форма акта, составляемого по его результатам, установлены в Приказе Минобрнауки РФ № 334. При отсутствии у найденного малыша родственников, он сразу определяется в воспитательное учреждение,  предусматривающее соответствующие формы содержания и воспитания несовершеннолетних граждан.

Учет детей ведется исполнительными органами власти. Для его осуществления предусмотрены специальные информационные базы местного, регионального и федерального уровня, в которые включаются данные о детях до нахождения им новых семей.

Ответственность за неисполнение обязанностей

В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

  • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
  • само поставило его в опасное положение.

В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.

Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • заключением органа опеки и попечительства, подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям.

Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении.

В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Малыш может быть устроен в одной из следующих форм:

  • усыновлен;
  • оформлен под опеку (попечительство);
  • передан в приемную семью;
  • зачислен в специализированную организацию, оказывающую услуги воспитания и образования (к примеру, лечебное учреждение, соцзащита, детдом семейного типа и др.).

Этот список открытого характера: возможно устройство детей и в иных формах (абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ).

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

  • Выявление детей, требующих устройства, в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан.
  • Содержание
  • Дети, которые не имеют родительского попечения, требуют пристального государственного внимания. Проявляя свою забочу через органы опеки и попечительства, государство проводит работу по:
  • обнаружению таких детей;
  • их учету;
  • избранию формы устройства;
  • контролю действующих условий жизни ребенка.

Выявление детей, требующих устройства в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан. Таких детей ставят на учет, после чего в их отношении избирается форма устройства.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения, определяется государственным органом индивидуально, в зависимости от физических возможностей ребенка, его возраста, медицинских показателей, наличия родственников и личностных качеств.

Обязанностью любого гражданина, чья профессиональная деятельность имеет связь с детьми, является сообщение о фактах существования детей без родительского попечения. Воспитатели, учителя, медицинские работники, служащие правоохранительных органов, а также простые граждане являются носителями обязанности по сообщению опекунским органам об обнаружении беспризорных детей.

Их выявление влечет за собой необходимость определения места проживания ребенка и его посещения с целью обследования в течение трех дней с момента обнаружения беспризорника. Результаты обследования отражаются в специальном акте.

В тех случаях, когда фиксируется факт полного отсутствия родительского попечения, органы опеки обязаны защитить интересы ребенка, до момента разрешения вопроса о его передаче на воспитание в соответствующие детские учреждения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является превентивной мерой в процессе увеличения количества беспризорных несовершеннолетних, что имеет особую общественную и государственную важность.

Выявление детей, оставшихся без попечения

Обязанность по сообщению фактов обнаружения беспризорных детей возложена каждого отдельного гражданина, в особенности тех, чья сфера деятельности связана с детьми (учителей, медиков, правоохранительные органы).

Лица, которые сокрыли информацию о беспризорном ребенке, в том числе и руководители образовательных заведений, медицинских учреждений, органов социального обеспечения, могут быть понести наказание за неисполнение своих обязанностей, что определено ст. 122 СК.

Каждый ребенок, который лишен родительского воспитания, подлежит постановке на учет. В тех случаях, когда опека со стороны родителей полностью отсутствует, опекунские органы обязаны разрешить вопрос об определении ребенка в учреждение для детей, не имеющих родителей.

Выявление беспризорного ребенка является первой стадией в работе с ним. В обязанность органа опеки входит функция по определению его места проживания и исследования его на предмет наличия достаточных жилищных условий, общения с родителями несовершеннолетнего и установления причин неисполнения родительских обязанностей.

Защищая интересы ребенка, государственные органы обязаны отразить проблемного несовершеннолетнего в учетной документации, а также, при отсутствии возможности оставить его с родителями, определить детское учреждение, в которое последний может быть помещен.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Отсутствие родительского попечения ставит под вопрос защиту интересов несовершеннолетнего, делает невозможным его нормальное воспитание, обучение и существование в семье, что влечет ряд социальных последствий негативного характера.

Любая информация, полученная органами опеки о фактах обнаружения беспризорных детей, подлежит незамедлительной проверке. Такие дети должны быть не только выявлены, но и учтены.

Государство проводит учет детей, не имеющих родительского попечения. Правила проведения учетных мероприятий определен СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Законодательные нормы по учету детей, не имеющих родительской опеки, определяют 3-дневный срок, в течении которого орган опеки обязан обследовать условия проживания ребенка, зафиксировать сведения о родителях, не исполняющих свои обязанности, провести регистрацию ребенка в журнале информации о первичном учете таких детей.

Дети, которым требуется помещения в специализированные детские учреждения, до момента определения такого места, находятся под защитой органов опеки, которые обеспечивают их права и интересы. Устройство детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в такие учреждения, которые отвечают физическим, психологическим, возрастным потребностям ребенка.

Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения

  1. Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.
  2. Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

  3. Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно.

В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Процесс устройства ребенка находится в прямой зависимости от формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Дети, которые не имеют родителей, могут быть усыновлены, что означает их принятие семью в качестве кровных детей. Такая процедура проводится в судебном порядке, а основанием для усыновления выступает судебное решение.

Усыновление является бессрочным. Такой юридический факт порождает взаимные права родителей и ребенка.

Опека и попечительство над детьми устанавливается на основании приказа соответствующего органа. Таким образом, ребенок передается в семью на правах воспитанника. Опека прекращается с наступлением 14-летия, а попечительство с даты совершеннолетия опекаемого.

На основании договора, ребенок может быть передан на воспитание в приемную семью. Приемные родители становятся законными представителями ребенка. Договор является срочным, дата его окончания определяется приемными родителями и органами опеки.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей включают в себя передачу ребенка на воспитание и проживание в специализированные детские учреждения.

Порядок передачи детей на воспитание

Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления.

Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу.

Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Понятие «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». Последствия лишения родительских прав

  • Понятие «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
  • Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей и др.
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания;
  • статус детей-сирот — особое правовое положение детей-сирот, обусловливающее предоставление им гарантий по социальной защите;
  • статус детей, оставшихся без попечения родителей, — особое правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливающее предоставление им гарантий по социальной защите;
  • Юридические основания и процедура лишения родительских прав.
  • Статья 80. Лишение родительских прав
  • Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что:
  • они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;
  • они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;
  • они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;
  • они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;
  • в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 851 настоящего Кодекса.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

  1. При отказе без уважительных причин взять ребенка из организации здравоохранения после рождения или при оставлении ребенка в организации здравоохранения после рождения в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.
  2. При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
  3. О принятом решении суд уведомляет орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.
  4. Статья 81. Порядок возбуждения дела о лишении родительских прав

Иск о лишении родительских прав вправе предъявить один из родителей, опекун, попечитель ребенка, прокурор, орган опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, инспекция по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей. Иск о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в случае, предусмотренном частью пятой статьи 851 настоящего Кодекса, предъявляется по месту жительства (нахождения) ребенка управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее четырнадцати рабочих дней после принятия соответствующего решения комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе.

  • Другие организации, а также граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, должны сообщить об этих нарушениях органам, указанным в части первой настоящей статьи.
  • Последствия лишения родительских прав.
  • Статья 82. Последствия лишения родительских прав
  • Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону.
  • Родитель, лишенный родительских прав, не может быть опекуном, попечителем или усыновителем.
  • Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.
  • Статья 83. Общение с ребенком родителей, лишенных родительских прав
  • Опекун, попечитель ребенка по просьбе родителей, лишенных родительских прав, могут разрешить им общение с ребенком.
  • В случае отказа опекуна, попечителя от предоставления родителям, лишенным родительских прав, возможности общаться с ребенком порядок общения определяет орган опеки и попечительства, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

В решении органа опеки и попечительства указываются время, место и порядок общения с ребенком родителей, лишенных родительских прав. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.

В случае несогласия с решением органа опеки и попечительства спор разрешается в судебном порядке.

Замещающая семья и её формы.

Замещающая семья– форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми. К такой категории семей относятся прежде всего приемные семьи.

Виды приемных семей

Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.

1. Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.

2. Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.

3. Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

4. Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью. Приемный родитель– это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.

 Нормативно-правовая база, обеспечивающая создание и функционирование приемных семей.

Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. На воспитание в приемную семью передаются от 1 до 4 детей.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор – с одним из них. На содерж. детей выплачивается ежемесяч.

опекунское пособие, приемный родитель получает з/п, время работы зачисляется в трудовой стаж.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с измен. и доп. по состоянию на 25 июля 2012 г

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения род-лей, подлежат устройству на воспит-е в семью (на усыновление), в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приёмную семью) и лишь при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения

Об утверждении Нац. программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011—2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 11 авг. 2011 г.

в Нац.программе демографич. безопасности Р Б на 2011–2015 годы, утверждённой Указом Президента РБ 11 августа 2011 г. № 357, сказано, что одной из задач явл.

развитие семейных форм устройства на воспит-е детей-сирот и детей, оставшихся без попеч-я род-лей. Для её реализации в рамках соц. поддержки семьи и детства предусматриваются различ.

мероприятия по сохранению семейной среды и созданию её для детей, оставшихся без попечения родителе

Положение о приёмной семье. Постановление Совета Министров РБ от28.10.1999 г. № 1678 с изменениями и дополнениями от 23 марта 2005 г. № 307.

►приёмная семья образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Решение об образовании приёмной семьи принимает орган опеки и попечительства управления (отдела) образования.

Договор об усл-ях воспитания и содержания детей заключается между управлением (отделом) образования и приёмными родителями (супругами (в полной семье) или отдельными гражданами) по месту жительства приёмной семьи.

Договор предусматривает условия, необходимые для воспитания, содержания и образования ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности по отношению к приёмной семье управления (отдела) образования и пр., а также основания для его расторжения;

  1. ►в основе д-ти приёмного родителя лежит профессиональная деятельность. Условия оплаты труда приёмных родителей определяются количеством взятых на воспитание детей, их возрастом и наличием у них особенностей психофизического развития;
  2. ►на содержание каждого ребёнка приёмной семье ежемесячно производятся денежные выплаты, а также возмещаются расходы, связанные с содержанием детей (бытовые, коммунальные услуги и пр.), в порядке, определяемом Правительством РБ;
  3. ►приёмные род-ли по отнош-ю к принятому на воспит-е ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) и несут ответственность за ненадлежащее воспитание, за содержание приёмных детей и защиту их прав и законных интересов;
  4. ►приёмные род-ли обязательно проходят образоват-е курсы. Образоват-я программа обучающих курсов предполагает усвоение кандидатами в приёмные родители некоторых знаний, связанных с условиями создания и функционирования приёмных семей; приобретением умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приёмных детей, подготовке их к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической помощи;
  5. ►родители осуществляют воспитание приёмных детей, обеспечивают их нравственное и физическое развитие, создают необходимые условия для получения детьми образования, осуществляют подготовку к самостоятельной жизни, защищают их права и законные интересы в соответствии с планом развития приёмной семьи;

►управления (отделы) образов-я, учреждения образования и соц.-пед. центры предоставляют приёмной семье психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приёмной семьи;

  • ►управление (отдел) образования оказывает приёмной семье необходимую помощь, способствует созданию соответствующих условий жизни и воспитания ребёнка (детей), а также осуществляет контроль и анализ исполнения приёмными родителями должностных обязанностей и обязанностей опекуна (попечителя);
  • ►дети, воспитывающиеся в приёмной семье, могут общаться с родителями и другими родственниками за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребёнка. Передача детей в приёмную семью не влечёт возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми правоотношений, вытекающих из родства
  • Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября

Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года) — ст. 16, 25.

Конвенция оправах ребёнка 1989 г. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. — ст. 9, 10; 18 — 21.

Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» от 19 ноября 1993 г. с изменениями и дополнениями от 5 июля 2004 г. № 298-З. — гл. 2; гл. 4 ст. 29 — 33.

Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 г. № 637.

Положение о детском доме семейного типа. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 года № 29