Консультации

Единая россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими

Рассказываем, какая семья в России считается молодой и на какую поддержку государства по улучшению жилищных условий она может рассчитывать

Единая Россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими

shutterstock

Поскольку многие молодые семьи в России к началу совместной жизни не успевают обзавестись собственным жильем, для них предусмотрены меры государственной поддержки. Однако власти готовы помогать только семьям, уже имеющим доход и готовым самостоятельно оплатить большую часть стоимости квартиры.

Рассказываем, как получить помощь в улучшении жилищных условий в рамках программы «Молодая семья».

Cуть программы

Государственная поддержка молодых семей в России не подразумевает бесплатного предоставления жилья. Государство оплачивает часть стоимости квартиры за семью, а средства предоставляются в виде субсидии (то есть деньги государству возвращать не придется). Программа действует до 2025 года, однако ее могут продлить.

Условия программы «Молодая семья в 2022 году

Претендовать на субсидию в рамках программы «Молодая семья» могут супруги, которые одновременно соответствуют определенным критериям. Под них подпадают:

  • супруги с российским гражданством в возрасте исключительно до 35 лет с наличием или отсутствием детей;
  • молодые семьи с наличием одного и более детей, даже если муж или жена не имеют российского гражданства;
  • родитель-одиночка, находящийся в возрасте до 36 лет, с наличием одного ребенка.

При этом семья должна быть платежеспособной. Государство выдает получателям 30% или 35% от стоимости жилья, а остальное те выплачивают сами — сразу или в ипотеку. Наличие средств на доплату необходимо подтвердить. Например, представить справку с работы о величине зарплаты или выписку о наличии сбережений. Необходимый вид подтверждающего документа лучше уточнять при подаче заявки.

Семья должна нуждаться в улучшении жилищных условий, а именно: все ее члены обеспечены жилой площадью менее установленной в регионе нормы либо проживают в помещении, не соответствующем техническим и санитарным требованиям. Также уважительной причиной считается необходимость разъехаться с тяжелобольным заразной формой некоторых болезней и ряд других факторов, прописанных в ст. 51 Жилищного кодекса России.

В каждом регионе свои правила определения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Узнать, подпадает ли ваша семья под этот статус, можно в местной администрации, соцзащите или МФЦ. Нуждаемость в жилье определяют по учетной норме, которую устанавливает муниципалитет. Показатель может различаться даже в соседних городах одного региона.

Наличие или отсутствие детей на участие в программе не влияет, однако если у семьи есть дети, то размер помощи может быть увеличен. На госпомощь по этой программе может претендовать и один человек, относящийся к указанной возрастной категории, но тогда необходимо наличие у него хотя бы одного ребенка.

Единая Россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими

shutterstock

На что можно потратить субсидию молодым семьям

Субсидию в рамках программы можно использовать для покупки жилья любой стоимости и класса. Финансовый эксперт Ян Мирчинский рассказал, что подобную социальную выплату можно использовать:

  • для оплаты покупки жилого помещения;
  • для оплаты строительства жилого дома;
  • для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи;
  • для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита;
  • для оплаты услуг уполномоченной организации по приобретению в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья;
  • для погашения суммы основного долга (или ее части) и уплаты процентов по жилищным кредитам;
  • для оплаты участия в долевом строительстве.

«При выборе жилой недвижимости должен соблюдаться ряд условий. Жилье должно располагаться в том же регионе, где оформляется выплата субсидии, недвижимость не должна приобретаться у близких родственников. При этом семья не может пользоваться такой программой дважды», — прокомментировал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Единая Россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими

shutterstock

Сколько дадут денег

В рамках программы «Молодая семья» супруги получают сертификат, который дает право на использование субсидии на приобретение жилой недвижимости. Все расчеты производятся в безналичном виде через банк. Размер выплаты определяется в зависимости от количества членов семьи и составляет не менее:

  • 30% от расчетной стоимости жилья для молодых супругов без детей;
  • 35% — для семьи, в которой есть хотя бы один ребенок.

«Претендовать на помощь государства с жильем могут не все молодые семьи, а только те, кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Обычно для этого нужно доказать местной администрации, что размер имеющейся у семьи жилплощади не превышает норму для этого региона (норму общей площади жилого помещения на человека устанавливают органы местного самоуправления — п. 2 ст. 685 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В большинстве российских регионов, включая Москву, этот показатель составляет 18 кв. м на человека, а если семья проживает в коммунальной квартире или доме барачного типа, то минимальная норма площади на одного человека — 20 кв. м», — уточнил Мирчинский.

Сумма выплаты в рамках программы рассчитывается не от цены приобретаемого жилья по договору, а от расчетной стоимости. Она высчитывается по формуле: СтЖ = Н × РЖ. РЖ — это расчетная площадь жилого помещения: 42 кв.

м для семьи из двух человек, по 18 «квадратов» на лицо — из трех и больше человек. Н в формуле — это норматив стоимости 1 кв. м площади жилья.

Региональные власти устанавливают его самостоятельно, поэтому расчетная стоимость различается в зависимости от того, где живет семья.

Единая Россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими

shutterstock

Как стать участником программы «Молодая семья»

Для того чтобы стать участником программы, молодая семья должна обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением и необходимым набором документов. Руководитель практики частного права Amulex.ru юрист Елена Проскурова рассказала, что необходимо предоставить:

  • заявление на участие по установленной форме;
  • копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
  • если семья полная, то копию свидетельства о браке;
  • документ, подтверждающий нуждаемость в жилом помещении;
  • справку о доходах либо выписку по счету о наличии денежных средств;
  • при необходимости копию кредитного/ипотечного договора;
  • при необходимости справку об остатке ипотечного долга;
  • подтверждение доходов или накоплений;
  • номера СНИЛС.

«Документы можно подать лично либо направить в электронной форме через Единый портал госуслуг. Решение о признании молодой семьи принимается в 10-дневный срок со дня представления документов. Далее орган местного самоуправления формирует списки молодых семей, которые изъявили желание получить социальную выплату.

В первую очередь в списки включают лиц, имеющих трех и более детей», — уточнила Елена Проскурова.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты по программе может быть предоставлено только один раз и удостоверяется именным свидетельством, у которого срок действия не более семи месяцев с указанной в свидетельстве даты выдачи, резюмировала юрист.

Очередь в госпрограмме

Для того чтобы получить статус семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, нужно встать на учет — другими словами, в очередь. «Сегодня в очереди на получение средств по программе «Молодая семья» стоят сотни семей по всей стране, а деньги получают около 20 семей ежегодно.

При этом стоит отметить, что за время ожидания помощи от государства супруги могут перестать соответствовать условиям программы — стать старше установленного возраста, они могут развестись или самостоятельно приобрести жилье», — отметила юрист из Amulex.ru.

По ее словам, как быстро супруги получат субсидию, зависит от числа граждан, уже стоящих в очереди в определенном регионе и условий региональных программ, однако в среднем своей очереди на получение жилищной субсидии супруги ждут четыре года.

В России также действует программа «Семейная ипотека», которая позволяет российским гражданам получить кредит на покупку жилья по сниженной ставке. Жилищный кредит по этой льготной программе можно получить на следующих условиях:

  • c 1 июля 2021 года программа «Семейная ипотека» распространится на семьи с одним ребенком, если тот родился в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Эти же условия действуют для семей, где есть рожденный в эти сроки усыновленный ребенок;
  • cтавка по программе составляет 6%;
  • если ребенок родился с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2022 года, ипотеку можно взять до 1 марта 2023 года;
  • максимальная сумма кредита по семейной льготной ипотеке в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях составит 12 млн руб., в других регионах — 6 млн руб.;
  • по программе льготной семейной ипотеки можно будет как взять новый кредит, так и рефинансировать существующий;
  • первоначальный взнос должен составлять не менее 15% от стоимости квартиры;
  • жилищный кредит по льготной ставке можно получить на срок до 30 лет.

Как может измениться механизм поддержки малоимущих граждан — Ассоциация Юристов России

7 Июля 2021

Нуждающихся в господдержке россиян определят с участием налоговой службы и окажут материальную помощь, даже если они за ней не обращались. Как выяснили «Известия», такой законопроект подготовлен Минтрудом.

 Документ предлагает предоставить полномочия ФНС передавать данные о снижении доходов граждан в Единую государственную информационную систему соцобеспечения, которая определит степень нуждаемости семьи с учетом владения ею движимым и недвижимым имуществом. В Госдуме заявили о готовности изучить инициативу.

При этом депутаты убеждены, что «имущественный критерий» не должен отсекать граждан от госпомощи. Эксперты, в свою очередь, считают, что с участием ФНС обмануть государство будет гораздо сложнее.

Помогут автоматом

Оценка состояния: по каким принципам назначат пособия на детей 8–17 лет

Минтруд разработал проект правил с требованиями к имуществу и доходу получателей выплат

По информации «Известий», Минтруд подготовил поправки в закон «О государственной социальной помощи». Документ предлагает усовершенствовать порядок оказания поддержки малоимущим гражданам, которую они смогут получить даже без подачи соответствующего заявления, если подпадут под критерии ее оказания.

«Предполагается реализовать подход, при котором при снижении уровня дохода семьи Федеральная налоговая служба инициативно передает по гражданину и членам его семьи информацию в Единую государственную информационную систему социального обеспечения, где информация дополняется сведениями о получаемых пособиях и пенсиях каждого члена семьи, рассчитывается среднедушевой доход и определяется степень нуждаемости для принятия решения об оказании дальнейшей поддержки», — говорится в тексте пояснительной записки к законопроекту, которая имеется в распоряжении «Известий».

Кроме того, там уточняется: если у гражданина будет выявлена нуждаемость по доходам, то к нему будет применен «имущественный критерий». Получит он пособие или нет, будет зависеть от оценки имущества (движимого и недвижимого), которое принадлежит ему или его семье. До сих пор в законодательстве этого оценочного фактора не было, как и участия в этом процессе ФНС.

В настоящее время, чтобы получить соцпомощь государства, россиянам при подаче заявления достаточно паспортных данных, номера СНИСЛ, контактного телефона, сведений о зарплате, информации о периодах трудовой деятельности, а также для пенсионеров сведений о сумме назначенной пенсии. Помимо этого, необходимо сообщить о фактах лишения родительских прав, ограничении дееспособности или о признании недееспособным.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтруда, планируется, что законопроект «О внесении изменений в статью 6.9 Федерального закона «О государственной социальной помощи» будет внесен в Госдуму до 30 сентября этого года.

— Законопроект подготовлен в рамках работы по созданию социального казначейства. Благодаря его принятию, станет возможным проактивное информирование граждан о доступных мерах поддержки. Это ускорит в том числе их назначение.

При принятии федерального закона можно будет через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) получать данные о доходах гражданина и его имуществе, которые уже содержатся в различных информационных системах, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Глава профильного комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в разговоре с «Известиями» отметил, что как только законопроект поступит в Госдуму, он будет внимательно изучен.

— Базовыми принципами социальной сферы являются критерии адресности и нуждаемости. Но ни в ком случае не должны быть созданы условия, чтобы те, кто действительно нуждался, оказались без мер поддержки.

Первый шаг в этом направлении правительство уже сделало, когда стало по-новому начислять пособия на детей в возрасте от трех до семи лет. Тогда поначалу это вызвало много критики, — пояснил парламентарий.

Он напомнил, что на недавней прямой линии к Владимиру Путину обратилась жительница Астрахани, которой не хотели выплачивать пособие на ребенка. Чиновники требовали подтверждение дохода за каждый из 12 месяцев.

Если хотя бы в один из них оба родителя не работали, семье отказывали в пособии, хотя в других регионах такая строгая норма не действует, пожаловалась женщина.

Президент сказал, что это незаконно, и пообещал разобраться в ситуации, ведь изначально главой государства ставилась задача упростить получение помощи, пояснил Ярослав Нилов.

— Мое мнение, помощь должна оказываться гражданам, которым она нужна, а не выплачиваться тем, кто утаивает доходы, переписывая свой бизнес на бабушку или других родственников, и таким образом попадает под критерии нуждаемости. Нельзя допустить ни малейших шагов, которые бы позволили лишить помощи тех, кто в ней нуждается, даже если у них есть имущество, которое не приносит им доходов, — подчеркнул депутат.

Он убежден, что этот вопрос недопустимо решать механически, а если получатель попадает в зону, которая вызывает вопросы, работать с ним точечно и индивидуально.

— Лично меня интересуют критерии нуждаемости. Какой у них потолок, в том числе имущественный, после чего начнется начисление и выплата субсидий. На мой взгляд, наличие собственности у граждан — не повод, чтобы им не помогать.

Например, если это пенсионеры, которые всю жизнь прожили в большой квартире, — что ж им теперь, на старости лет, ее продавать и где-то ютиться, чтобы получать эти дотации и пособия? — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

В КПРФ к законопроекту отнеслись крайне отрицательно.

— Мы это поддерживать не будем, так как это аморальная инициатива. Никаких гарантий, что ущемления прав населения не произойдет, нет, — пояснил «Известиям» зампред фракции Николай Коломейцев.

В «Единой России» пообещали изучить инициативу после того, как она поступит в Госдуму. В партии считают, что никакого ущемления прав граждан произойти не должно.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев также считает, что ничего плохого в инициативе Минтруда нет.

— Социальная помощь должна быть адресной. А у нас зачастую происходит так, что пособия получают не те, кто их заслуживает, и это сегодня проблема, — пояснил эксперт.

По его словам, «размазывание денег ровным слоем по тарелке» приводит к тому, что средства не доходят до тех, кому они действительно нужны. Эксперт убежден, что с участием ФНС обмануть государство будет гораздо сложнее.

Единая Россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими Единая Россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими

Источник: Известия

Предоставление мер социальной поддержки по-новому: проактивный формат, комплексная оценка нуждаемости, правило нулевого дохода

Новости и аналитика Новости Предоставление мер социальной поддержки по-новому: проактивный формат, комплексная оценка нуждаемости, правило нулевого дохода Важно

Единая Россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими

По данным Минтруда России, в настоящее время в нашей стране существует 387 видов мер социальной поддержки, которые с учетом региональных и муниципальных особенностей предоставления превращаются в примерно 30 тыс. вариаций этих мер. Максимально упростить пользовательский путь, то есть процесс получения гражданами положенной им помощи, призван проект «Социальное казначейство». Главная его цель согласно Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике заключается в создании условий для предоставления мер социальной поддержки за счет бюджетных средств при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств – без истребования у них документов, что должно повысить адресность и эффективность поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Таким образом, при полноценной реализации «Социального казначейства» меры поддержки будут предоставляться гражданам по одному заявлению, поданному ими в электронном виде, или в беззаявительном (проактивном) порядке – вся необходимая информация о получателе поддержки будет получаться из государственных информационных систем. Именно так, как портал ГАРАНТ.РУ писал ранее, осуществлялись единовременные выплаты семьям с детьми как дополнительные меры поддержки во время пандемии COVID-19.

На такой формат оказания постепенно переводятся и «постоянные» меры поддержки: в проактивном режиме сейчас, например, оформляются сертификаты на материнский капитал – ПФР формирует сертификат для конкретного лица на основе данных о рождении ребенка, которые получает из единого государственного реестра ЗАГС, назначаются пенсии по инвалидности – со дня признания лица инвалидом на основании данных из федерального реестра инвалидов в том числе.

Новые меры поддержки, в том числе требующие проверки уровня доходов граждан, также предоставляются в соответствии с принципами «Социального казначейства», – первой такой мерой стала ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (назначается и осуществляется по определенным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 правилам). Заявление на выплату можно подать в электронном виде – через портал госуслуг, форма заявления предполагает уточнение жизненной ситуации подающего его лица, большинство необходимых для принятия решения о выплате сведений автоматически подгружается из государственных информационных систем.

При этом изменился и подход к определению того, какие семьи являются нуждающими в поддержке. Лица, претендующие на указанную выплату, проверяются по новым критериям. Во-первых, проводится комплексная оценка нуждаемости.

Помимо доходов семьи – установлено, что среднедушевой доход не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем регионе на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, оцениваются ее имущественная обеспеченность. Так, определен четкий перечень имущества, владение которым лишает семью права на получение выплаты.

В нем, в частности, – два и более жилых помещений, суммарная площадь которых превышает региональные нормативы площади для семьи, два и более нежилых помещений (хозяйственные постройки на землях для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садовых землях таковыми не считаются), земельные участки общей площадью более 0,25 га или 1 га для сельских территорий, два и более авто- или мототранспортных средств, два и более маломерных судов, самоходных машин и других видов техники, с момента выпуска которых прошло не больше 5 лет. Для некоторых категорий, в том числе многодетных семьей, семей, члены которых страдают тяжелой формой хронического заболевания, исключающей совместное проживание граждан в одной квартире, семей, имеющих в составе лиц с инвалидностью, установлены послабления в этих количественных показателях имущественной обеспеченности, поэтому рекомендуем внимательно ознакомиться с указанным перечнем.

Во-вторых, обязательно исследуется использование трудового потенциала, то есть применяется так называемое правило нулевого дохода.

«Принцип простой: если человек находится в трудоспособном возрасте и у него нет никаких ограничений к труду в виде заболеваний, например, он должен трудиться», – пояснила суть данного правила первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина в ходе тематической секции в рамках Гайдаровского форума – 2022. То есть в течение 12 месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, семья должна иметь любой официальный доход: в виде зарплаты, пенсий, доходов от предпринимательской деятельности или деятельности в качестве самозанятых, пособий или иных выплат, стипендий, доходов от отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, доходов, полученных за пределами России, и т. д. (подп. «ж» п. 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно). Однако этим же пунктом установлен и перечень обстоятельств, при наличии которых отсутствие у семьи доходов не является основанием для отказа в назначении выплаты. К ним относятся:

  • уход за ребенком (детьми) единственным родителем или любым из родителей в многодетной семье (при этом второй родитель должен иметь доход);
  • уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • нахождение в статусе безработного и поиск работы в течение не более шести месяцев;
  • получение образования (при очной форме обучения) членами семьи младше 23 лет, не получающими стипендию;
  • уход за ребенком или взрослым с инвалидностью либо пожилым человеком (старше 80 лет или не достигшим этого возраста, но нуждающимся в соответствии с заключением лечебного учреждения в постоянном уходе);
  • лечение продолжительностью более трех месяцев, препятствующее осуществлению трудовой деятельности;
  • прохождение военной службы, включая три месяца со дня демобилизации;
  • лишение свободы, включая три месяца со дня освобождения.

Важно отметить, что находиться в одной из перечисленных ситуаций может как сам заявитель, так и кто-либо из членов его семьи. При этом периоды отсутствия доходов по разным основаниям оцениваются в совокупности. Региональными нормативными актами могут быть предусмотрены и иные причины отсутствия дохода, позволяющие получать ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет.

Аналогичным образом комплексная оценка нуждаемости проводится и в отношении лиц, претендующих на такие новые – появившиеся в 2021 году – меры социальной поддержки, как ежемесячное пособие находящейся в трудной жизненной ситуации беременной женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие одинокому родителю, воспитывающему ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (выплачиваются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 г. № 1037). Учитывается среднедушевой доход, имущественная обеспеченность (также определены конкретные перечни имущества, которым может владеть семья) и подтвержденный доход или уважительная причина его отсутствия (п. 13 Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Таким образом, очевидны две тенденции.

С одной стороны, процесс получения указанных выплат довольно прост – заявление и необходимые для подтверждения имущественного состояния документы (они потребуются, если соответствующие данные отсутствуют в государственных информационных системах) можно подать через портал госуслуг. С другой – государство меняет подход к оценке нуждаемости семей, с тем чтобы стимулировать их трудовую и предпринимательскую активность.

МНЕНИЕ

Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ:

«Изменение, которое тоже произошло благодаря социальному казначейству, – новый подход к оценке адресности поддержки и нуждаемости граждан.

Очень важно, чтобы социальные выплаты не замещали доходы человека от трудовой или предпринимательской деятельности, а наоборот, поощряли такую деятельность и поддерживали человека в том случае, если он, делая все от него зависящее, не может пока выйти на достаточный уровень дохода. Вот тогда он справедливо рассчитывает на поддержку государства.

Раньше социальная политика все-таки была основана в основном на прямых выплатах. Люди привыкли, что они подали документы и больше от них, как правило, ничего не требуется. Деньги поступят на счет, они ими распорядятся.

Но социальные выплаты не всегда позволяют человеку наращивать свой трудовой потенциал, а в конечно счете, мы прекрасно понимаем, устойчивая финансовая основа без трудовых или предпринимательских доходов только на основании соцвыплат невозможна. Цель – не просто преодолеть бедность, цель – реально повысить качество жизни граждан.

А для этого, конечно, важно, чтобы каждый, кто готов и способен трудиться, имел такую возможность: делать это с интересом, с использованием своих компетенций, квалификации».

Поэтому большое внимание сейчас уделяется именно таким мерам социальной поддержки, использование которых действительно может помочь их получателю и его семье преодолеть трудную жизненную ситуацию и начать себя обеспечивать. Одна из них – социальный контракт.

Несмотря на то что возможность предоставления социальной помощи на основании социальных контрактов появилась еще в 2013 году (в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), активное ее использование, по сути, только начинается.

Как отметил, выступая в рамках правительственного часа на пленарном заседании Госдумы 7 декабря 2021 года Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, в прошлом году впервые все регионы получили cубсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по оказанию социальной помощи на основании социальных контрактов – в течение трех лет (начиная с прошлого) предполагается охватить этой мерой поддержки не менее 3 миллионов человек. 

Средства по социальному контракту, напомним, предоставляются семьям или одиноким гражданам с доходами ниже прожиточного минимума по региону при условии выполнения ими программы социальной адаптации – перечня мероприятий по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства или иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации (в данном случае полученные средства используются на приобретение товаров первой необходимости, одежды, лекарств, товаров для детей и т. д.). Срок реализации контракта – от трех месяцев до года. 

В прошлом году Минтруд России утвердил методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г.

№ 536), на которые регионам следует ориентироваться, определяя порядок осуществления такой поддержки, – предусмотрены в том числе перечни типовых трудных жизненных ситуаций, возможных мероприятий программ социальной адаптации, уважительных причин невыполнения этих мероприятий, документов, подтверждающих целевое использование выплаченных гражданину по социальному контракту средств. Также предложен пошаговый алгоритм оценки эффективности оказания данного вида социальной помощи.

Разумеется, для повышения популярности этой меры поддержки необходимо довести информацию о ней до максимального количества потенциальных получателей. В связи с этим органам социальной защиты рекомендовано, в частности:

  • предлагать малоимущим гражданам заключение социального контракта при обращении за назначением других мер социальной поддержки (уточним: предлагать, но не настаивать, так как добровольность – один из главных принципов оказания помощи на основании социального контракта);
  • организовывать встречи сотрудников органов соцзащиты с гражданами в медицинских и образовательных организациях;
  • публиковать сведения о возможности заключения социальных контрактов на официальных информационных ресурсах субъектов РФ;
  • информировать граждан о возможности заключения социального контракта путем рассылки соответствующей информации. 

Надо полагать, в ближайшем будущем такой формат, когда гражданин не ищет самостоятельно информацию о тех мерах социальной поддержки, на которые имеет право, а получает ее от уполномоченного органа власти, в принципе будет превалировать. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г.

№ 1994, напомним, утверждены правила так называемого проактивного информирования граждан о праве на получение мер социальной поддержки в связи с наступлением определенного жизненного события – оно осуществляется через единый портал госуслуг при условии предоставления гражданами согласия на такое информирование.

Начиная с прошлого года в проактивном режиме рассылаются уведомления о мерах поддержки, положенных в трех жизненных ситуациях: при рождении ребенка, установлении инвалидности и достижении пенсионного возраста – по словам Ольги Баталиной, на текущий момент 19 млн граждан дали согласие на получение соответствующей информации при наступлении перечисленных событий.

В этому году к этим событиям, по словам замминистра, добавятся еще два: беременность женщины и достижение ребенком определенного возраста.

В дальнейших планах – включение в этот список таких ситуаций, как получение статуса многодетной семьи, создание молодой семьи, присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, установление опеки и потери кормильца – таким образом, почти по всем по основным блокам соцподдержки будет осуществляться проактивное информирование.

Власти изменили критерии нуждаемости семей при назначении детских пособий

Единая Россия: критерии в оценке нуждаемости семей должны быть более гибкими

Правительство уточнило критерии нуждаемости граждан при назначении пособий на детей и при ранних сроках беременности. Соответствующее постановление от 28.01.2022 № 68 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.

Документ содержит изменения в правила назначения:

  • ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
  • ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
  • ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.

Напомним, с 1 июля 2021 года Минтруд ввел новые правила выплаты перечисленных ежемесячных пособий, согласно которым выплаты назначают с учетом комплексной оценки нуждаемости. Это значит, что социальные пособия назначают беременным женщинам или родителям, если среднедушевой доход в семье меньше прожиточного минимума и семья соответствует имущественным критериям назначения выплаты.

Теперь правительство внесло подготовленные Минтрудом изменения в данные правила и исключило из доходов, учитываемых при расчете среднедушевых доходов семьи:

  • денежные средства предоставленные в рамках государственной социальной поддержки на приобретение недвижимости, авто- или мототранспортного средства;
  • средства материнского (семейного) капитала, в том числе регионального;
  • возвращенный НДФЛ в связи с получением права на получение налогового вычета через работодателя;
  • денежные средства, возвращенные после перерасчета налоговой базы с учетом предоставления налоговых вычетов по окончании года.
  • Как уточняет Минтруд, из учета будут исключены целевые средства на развитие собственного дела.
  • Также новые нормы разрешают не учитывать в имущественном положении семьи автотранспортные и мототранспортные средства, а также объекты жилого недвижимого имущества, находящиеся в розыске или под арестом.
  • Кроме того, в целях социальной защиты малоимущих, беременных женщин, поправки предусматривают освобождение их от действия правила «нулевого» дохода в случае, если срок беременности шесть и более месяцев расчетного периода.
  • Новые нормы вступят в силу с 1 апреля 2022 года.

Анна Кузнецова предложила включить в народную программу «Единой России» более гибкие критерии предоставления льгот семьям с детьми

Необходимо разработать новый подход к оценке нуждаемости для предоставления услуг семьям с детьми, которые находятся с сложной жизненной ситуации. Об этом заявила Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова в ходе визита в Омск 11 августа. 

«Даже случайный заработок несовершеннолетнего ребенка учитывается в доходах, и семья не может получить положенные пособия, льготы и выплаты.

Мы создаем серьезную проблему – ребенок понимает, что работать не нужно, мотивация снижается, и мама может также препятствовать заработку ребенка.

Мы договорились обратиться в Правительство РФ, непосредственно в Министерство труда за выработкой более гибких критериев в оценке нуждаемости семей, попавших в трудную жизненную ситуацию», — пояснила она. 

Второе предложение поступило от родителей детей с особенностями развития и орфанными заболеваниями. По их мнению, необходимо создать федеральный ресурсный центр. 

«Запрос на него высок, особенно в регионах. Нужны специалисты на федеральном уровне, которые станут навигаторами для своевременной помощи ребенку, не оставляя мам с такими детьми один на один с этой ситуацией», — сказала детский омбудсмен.

Анна Кузнецова подчеркнула, что ранее в народную программу «Единой России» вошли инициативы, касающиеся поддержки семей с детьми – в частности, это предоставление дополнительного отпуска для родителей, которые ездят с детьми на реабилитацию, а также поддержка бабушек и дедушек, которые ухаживают за детьми. 

«Понимая, что мы оказались точны с одним блоком предложений, мы каждый раз находим новые, нужные сегодня. Хочется, чтобы они были включены в программу или в конкретной (узкой) формулировке, или вошли в более серьезные формулировки, которые бы характеризовали в целом проблему. Эта задача важная. Но еще важнее – добиться их реализации», — отметила она. 

Также по итогам визита в Омск Анна Кузнецова отметила необходимость изменения принципов работы системы органов опеки и попечительства. 

«Мы проверяли различные учреждения и выявили спектр проблем, которые подталкивают к этому решению.

Я рада, что в регионе принято решение о создании рабочей группы по реформированию органов опеки и попечительства. Нужно максимально сохранять семью.

Это задача не контроля, а поддержки и сопровождения тех семей, которые оказались в сложной ситуации», — подчеркнула Уполномоченный по правам ребенка.

Изменений требует и система обеспечения жильем детей-сирот. 

«Мы добиваемся принятия государственной программы по строительству для них жилья. Это принципиально важная задача, которую надо решить. Она актуальна для Омской области и многих регионов России.

Мы обсудили необходимость прозрачного наблюдения за движением очереди со стороны детей-сирот, такой запрос тоже есть.

Мы обратимся в Минцифры, чтобы на «Госуслугах» появилась возможность детям-сиротам наблюдать за тем, как двигается очередь», — заключила она. 

Детский омбудсмен Анна Кузнецова 11 августа находится с рабочей поездкой в Омске. 

Ранее на Съезде «Единой России» по предложению Президента Анна Кузнецова вошла в первую пятерку списка партии.

Кузнецова: в программе "Единой России" надо учесть новые критерии помощи семьям с детьми

ОМСК, 11 августа. /ТАСС/. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова в среду предложила включить в предвыборную программу «Единой России» пункт о введении более гибких критериев предоставления льгот семьям с детьми, а также о создании федерального ресурсного центра орфанных заболеваний.

«Даже случайный заработок несовершеннолетнего ребенка учитывается в доходах, семья не может получить положенные пособия, льготы и выплаты.

Мы создаем серьезную проблему — ребенок понимает, что работать не нужно, мотивация снижается, мама может также препятствовать заработку ребенка», — сказала в ходе визита в Омск Кузнецова, которая вошла в пятерку общефедерального списка «Единой России» на выборах в Госдуму.

Омбудсмен заметила, что в Министерство труда и социальной защиты РФ будет направлено обращение о необходимости выработки «более гибких критериев в оценке нуждаемости семей, попавших в трудную жизненную ситуацию».

Кроме этого, к Кузнецовой обратились родители детей с особенностями развития и орфанными заболеваниями, по мнению которых необходимо создать федеральный ресурсный центр.

«Запрос на него высок, особенно в регионах.

Нужны специалисты на федеральном уровне, которые станут навигаторами для своевременной помощи ребенку, не оставляя мам с такими детьми один на один с этой ситуацией», — сказала детский омбудсмен.

Кузнецова напомнила, что ранее в программу «Единой России» вошли инициативы, касающиеся поддержки семей с детьми, — предоставление дополнительного отпуска для родителей, которые ездят с детьми на реабилитацию, а также поддержка бабушек и дедушек, которые ухаживают за детьми.

«Понимая, что мы оказались точны с одним блоком предложений, мы каждый раз находим новые, нужные сегодня. Хочется, чтобы они были включены в программу или в конкретной формулировке, или вошли в более серьезные формулировки, которые бы характеризовали в целом проблему. Эта задача важная.

Но еще важнее — добиться их реализации», — отметила она.

По итогам визита в Омск Кузнецова указала на необходимость изменения принципов работы органов опеки и попечительства. «Мы проверяли различные учреждения и выявили спектр проблем, которые подталкивают к этому решению. Я рада, что в регионе принято решение о создании рабочей группы по реформированию органов опеки и попечительства», — заметила она.

Также в ходе ее визита обсуждалась тема принятия государственной программы по строительству жилья для детей-сирот. «Мы обсудили необходимость прозрачного наблюдения за движением очереди со стороны детей-сирот, такой запрос тоже есть.

Мы обратимся в Минцифры, чтобы на «Госуслугах» появилась возможность детям-сиротам наблюдать за тем, как двигается очередь», — заключила она.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире. 

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи. 

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.

Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.

Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру. 

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).

Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.

Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье. 

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг.
.  Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.

В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
приводит в пример другое дело.

Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020). 

Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.

Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.

Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:  

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;  
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;  
  •  нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией