Консультации

Изменения в ПДД в 2023 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

Последние новости о средствах индивидуальной мобильности не дают покоя многим их владельцам.

Между тем, власти придумали новый закон в виде изменений в ПДД, закрепляющих все электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и любые устройства с электродвигателем, и уточнили обязанности и, главное, запреты для них.

В статье мы разберёмся, как нужно будет ездить по новым правилам, определим, что такое СИМ, и выясним, какие штрафы полагаются для них за нарушения.

Что за новый закон о средствах мобильности?

Обновление от 17.10.2021 г. Правительство РФ выпустило финальный проект Постановления о внесении изменений в ПДД по части таких средств. В частности, введено их определение, приведён список (не исчерпывающий) подпадающих устройств под это определение, а также вводятся соответствующие ограничения и запреты в связи с этим. Обзор данных поправок мы рассмотрели в специальной статье.

На самом деле, никакого нового закона пока ещё нет. Так как речь идёт об изменениях в ПДД, то таковые вносятся не законами как таковыми, а постановлениями правительства России. И такое постановление, действительно, есть, но даже оно не имеет статус официального – по состоянию на 07 Марта 2022 года это только проект, предложенный Минстрансом, и в законную силу он ещё не вступил.

Между тем, министерство предлагает внести следующие поправки в Правила:

  • разного рода электросамокаты, гироскутеры, ролики и прочий подобный транспорт теперь выделяется в отдельную группу – средства индивидуальной мобильности (СИМ),
  • в то же время лица, использующие для передвижения СИМ, всё ещё приравнены к пешеходам,
  • но для таких участников дорожного движения по новым правилам будут предусмотрены отдельные обязанности,
  • кроме того, вносятся изменения в ряд других разделов ПДД, включая новые обязанности при международном движении, а также новые цвета дорожной разметки.
Читайте также:  Установление отцовства и взыскание алиментов: исковое заявление (образец), порядок признания отцовства через суд или ЗАГС

Проект постановления опубликован официальном Федеральном портале правовых актов.

Что такое СИМ?

Итак, средства индивидуальной мобильности могут стать определены в ПДД. В частности, перечислены устройства, которые к ним относятся:

  • роликовые коньки,
  • самокаты,
  • электросамокаты,
  • скейтборды,
  • электроскейтборды,
  • гироскутеры,
  • сигвеи,
  • моноколёса,
  • иные аналогичные средства.

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

Как видим, законодатели предусмотрели практически неограниченный список такого транспорта, дав свободу при правоприменении на практике это инспекторам ДПС, судьям и другой исполнительной власти. Таким образом, сюда можно отнести даже детские кроссовки с выдвижными колёсами.

Но главных критериев нового средства мобильности 2 – они приводятся в движение либо мускульной силой людей, либо электродвигателем, а также являются устройствами. То есть это должен быть отдельный предмет, и по логике он не является элементом одежды или обуви (таким как высокая платформа или каблуки, к примеру).

Официальная трактовка:

Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

А вот велосипеды и инвалидные коляски, как видим, исключены из устройств СИМ. Сделано это, потому что они выделены в отдельную группу. Так, велосипеды вообще являются транспортными средствами.

Где можно ехать после изменений ПДД?

Самые масштабные поправки коснулись раздела 24 Правил, регулирующих движение для велосипедистов. Теперь этот раздел переименован и туда включены люди на средствах индивидуальной мобильности. И главное, именно эта глава ПДД регулирует, где можно ездить на электорсамокатах, сигвеях, гироскутерах и других СИМ.

Давайте подробнее рассмотрим каждый участок дороги.

По велодорожке

По новым ПДД водители СИМ старше 14 лет не просто могут, а именно обязаны двигаться по:

  1. велодорожкам,
  2. велозонам,
  3. велополосе на проезжей части.

Но эта обязанность, конечно же, действует при наличии перечисленной инфраструктуры. Но даже если вы едете на обычных роликовых коньках, то при наличии велодорожки тротуар вам противопоказан по новым ПДД.

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

По тротуару

Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов.

По обочине

Здесь всё в той же закономерности – при отсутствии велоинфраструктуры и тротуара можно ехать по обочине, но только лицам старше 14 лет.

По краю проезжей части

  • И уже если нет ни обочины, ни тротуара, ни велодорожек, можно ездить по правому краю проезжей части только водителям средств мобильности старше 14 лет. Также такая возможность есть, если отсутствует возможность двигаться по перечисленным участкам дороги. При этом, аналогично велосипедистам, нельзя обгонять другие СИМ, нужно двигаться в один ряд.
  • Если данная дорога не автомагистраль, а также если на этой дороге есть ограничение скорости 60 км/ч и не запрещено ездить велосипедистам.
  • Если мобильное устройство оборудовано электродвигателем, тормозами, звуковым сигналом, светоотражателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета по бокам и красного цвета сзади, а также рабочим фонарём белого цвета спереди.

Отдельный запрет для гироскутеров, сигвеев и моноколёс

Добавлено и определённое запрещение для владельцев СИМ, которые оборудованы системой стабилизации для передвижения – теперь им нельзя ездить по проезжей части дорог в любом случае (кроме ПЧ велозоны).

Официальная трактовка:

Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией, по правому краю проезжей части дорог – не допускается (за исключением велосипедных зон).

Есть ли ограничение скорости?

Да, есть. Но только для зоны тротуара.

  • На проезжей части дороги вы можете ехать с любой скоростью.
  • А вот на тротуарах и в любых зонах, совмещённых с движением пешеходов, скорость ограничена 20 км/ч.

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

Официальная трактовка:

24.5.1. Скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещённого движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.

Как ездить среди пешеходов?

Кроме того, пешеходы имеют приоритет в зонах из последнего пункта выше.

Во всех случаях совмещённого с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

А если существует опасность для пешеходов при вашем движении на мобильном устройстве, то вы обязаны спешиться. И это, пожалуй, самый худший новый пункт ПДД для владельцев СИМ, потому как при любом ДТП с пешеходом фактически можно будет сослаться на нарушение этого правила и виновным во всех случаях признать именно человека на роликовых коньках, электросамокате и прочих устройствах.

Если я еду на электросамокате, я водитель?

Да. Только дети в возрасте до 7 лет являются пешеходами, а также те, кто несёт СИМ с собой, ведёт или везёт его рядом.

Любое лицо, которое едет на мобильном устройстве, является водителем. Понять это достаточно просто из термина транспортного средства – средства мобильного передвижения формально подпадают под это определение, так как являются устройствами, предназначенными для передвижения по дорогам (а тротуары, к слову, тоже включены в дорогу).

А водитель – это лицо, управляющее ТС.

В этом и кроется главное изменение ПДД – если раньше вы могли ехать на электросамокате, который развивает скорость выше многих скутеров, и являться по сути пешеходом, то теперь эту «лазейку» прикрыли, и отвечать придётся по полной.

Таблица сравнения новых ПДД

Как сейчас Как может стать после изменений
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Но не спешите начинать бояться огромных штрафов и возможного лишения водительских прав за нарушения езды на электросамокатах и гироскутерах! Всё же правила движения для средств индивидуальной мобильности значительно мягче и во многих случаях водители СИМ всё же приравнены к пешеходам и могут пользоваться большинством их преимуществ по части перехода дороги. Об этом и поговорим ниже.

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

Должен ли я пропускать пешеходов?

Не совсем. Несмотря на то, что пользователи мобильных устройств – это формально водители, многие пункты правил приравнивают их по обязанностям к пешеходам. То есть, если траектории движения человека на СИМ и пешехода пересекаются, то здесь всё также, как взаимодействие между двумя пешеходами.

Однако, если ведёте или несёте средство мобильности по проезжей части, а не едете на нём, то вы обязаны двигаться по правому краю, в отличие от пеших, которым предписано идти по левому краю.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

А вот пользоваться велодорожками средствам индивидуальной мобильности дано полное право. При этом, пешеходы не должны создавать помех таким устройствам.

Как переходить/переезжать дорогу по светофору?

И это очевидный пример, когда лицам на средствах индивидуальной мобильности – электросамокатах, гироскутерах и прочих – дано право пользоваться преимуществами как велосипедистов, так и пешеходов:

  • в отсутствии велодорожки СИМ могут переезжать или переходить дорогу вместе с пешеходами, руководствуясь соответствующими сигналами пешеходного светофора,
  • но если есть светофор с силуэтом велосипедиста, то они должны руководствоваться им.

Должны ли водители автомобилей уступать дорогу СИМ?

Да, и в этом случае средства индивидуальной мобильности пользуются преимуществами как пешеходов, так и велосипедистов:

  • при выезде с прилегающей и въезде на прилегающую территорию автомобили должны уступать дорогу пешеходам и лицам на СИМ,
  • на нерегулируемых пешеходных переходах появилась обязанность уступать дорогу не только абсолютно пешим, но и лицам на гироскутерах, электросамокатах, коньках, скейтбордах, моноколёсах и сигвеях,
  • при повороте направо нужно также уступать дорогу лицам на средствах мобильности.

ПДД для средств индивидуальной мобильности

Среди других изменений Правил есть как новые запреты, так и разрешения для владельцев двигающихся гаджетов:

  • СИМ запрещено двигаться по автомагистрали,
  • но можно ехать как по дороге, так и по тротуару в жилых зонах и во дворах,
  • при этом, при выезде из жилой зоны нужно уступать дорогу пешеходам – здесь средства мобильности приравнены к водителям машин,
  • если у вас на СИМ есть фара или фонарь, то в тёмное время суток их необходимо включить,
  • нельзя буксировать одним СИМ или велосипедом другое такое средство.

Можно ли ездить пьяным?

Нет. Новые ПДД дополнятся пунктом 24.12, который будет предписывать буквально следующее:

24.12. Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Какие дорожные знаки распространяются на СИМ?

Среди множества знаков в ПДД ряд таковых будут распространяться и на средства мобильности. Среди них:

  • 3.1 Въезд запрещён (Кирпич)Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности
  • а знак 3.2 Движение запрещено распространяет своё действие на всех любителей СИМ, кроме детей младше 7 летИзменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности
  • знак, запрещающий движение велосипедов и мопедовИзменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности
  • знак Обгон запрещён не будет распространять своё действие на средства мобильности – их обгонять будет можно (но без пересечения сплошной).

Кроме того, появится новый дорожный знак – 3.35, запрещающий движение исключительно для СИМ. Но как он будет выглядеть, пока ещё неизвестно.

Скачать официальный текст проекта постановления об изменениях в ПДД.

Какие штрафы для СИМ?

Между тем, несмотря на обширные изменения в ПДД и новый закон для мобильных средств передвижения, штрафы остались те же, и их всего 2. Они регулируются статьёй 12.29 КоАП и составляют:

  • 800 рублей за любое нарушение ПДД «иным лицом, участвующим в дорожном движении, кроме пешехода» в трезвом состоянии,
  • 1 000 — 1 500 рублей за то же нарушение, если управляющий СИМ был пьян.

Следить за изменениями этой статьи

Изменения в ПДД 2022: нюансы парковки и штрафы для самокатчиков

12 января 2022 • ПДД и законы

  • /
  • /

Кроме модернизированного КоАП в следующем году не исключено вступление в силу поправок в Правила дорожного движения.

Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию

Правда, здесь есть большое «но», о котором рассказал Антон Шапарин, член Общественного совет при ГУ МВД России по Москве и вице-президент Национального автомобильного союза.

Дело в том, что поправки, которые продвигает МВД и Минтранс, не нашли поддержки у Минюста из-за «регуляторной гильотины», которая запрещает вносить поправки в ПДД. На данный момент идет дискуссия о том, как быть дальше.

Ожидается решение правительства о возможности исключить Правила дорожного движения из-под «регуляторной гильотины». Мы же упомянем некоторые и наиболее значительные апдейты, озвученные ранее.

Пилоты электросамокатов моноколес и прочих новомодных штуковин, как правило, приравниваются к пешеходам, что окончательно развязывает руки гражданам с напрочь отсутствующим инстинктом самосохранения.

Иногда такие «пешеходы» мчатся между полос оживленной автомагистрали со скоростью попутного транспорта. Кроме того, самокатчики представляют высокую опасность для фактических пешеходов.

Столкновение с ними может заканчиваться травмами и даже гибелью.

Законодатели намерены навести в этой сфере порядок и вводят термин СИМ (средство индивидуальной мобильности) для самокатов, моноколес, сигвеев и других самобеглых аппаратов с электромоторами. Их владельцам запретят двигаться быстрее 25 км/ч, выезжать на магистрали и в зону действия нового знака «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено».

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности При выезде из жилой зоны СИМы должны будут уступать дорогу другим участников движения. Их водителям придется руководствоваться сигналами светофора в виде велосипеда или пешехода.

Выезжать на дорогу и двигаться по правой ее стороне по ходу движения других транспортных средств позволят только лицам старше 14 лет, при отсутствии обочины, на улицах с ограничением скорости 60 км/ч и разрешенным движением велосипедов. У СИМов при этом должна быть фара или фонарь, тормоза, звуковой сигнал, белый световозвращатель спереди, оранжевый или красный по бокам и красный сзади.

За нарушение, как ожидается, выпишут 800-рублевый штраф по статье 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Вот только возникает вопрос, кто займется наказанием их пользователей? На этот момент указывает Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»:

Петр Шкуматов

координатор общественного движения «Синие ведерки»

«Кто станет отлавливать эти девайсы на дорогах? Какое должностное лицо будет это делать? Я с трудом представляю себе гаишников, которые возьмутся за самокатчиков. Возможно периодическое проведение рейдов, но в остальное время они останутся безнаказанными».

Этот же пункт отмечает и Антон Шапарин:

Антон Шапарин

член Совета в Общественный совет при ГУ МВД России по Москве и вице-президент Национального автомобильного союза

«Что касается самого текста поправок в ПДД, то положение дел с электросамокатами никуда не годится, так как разрешает все и всем. Например, позволяет двигаться им по всем частям дорожного полотна, в том числе по тротуару. Кроме того, разрешается использовать высокоскоростные самокаты и при этом не нужно иметь водительское удостоверение».

Вопросов немало, но, тем не менее, в МВД надеются утвердить ПДД для электросамокатов и сигвеев к лету 2022 года.

Поправки вводят запрет на остановки и стоянки на островках безопасности и на островках направляющих.

Последние — новое понятие, «элемент обустройства автодороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков».

В столице и Санкт-Петербурге за выезд на островки оштрафуют на 2,5 тысячи рублей (часть 5 статьи 12.16 КоАП), а в других российских регионах – на 500 рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

В этой области подготовлен целый ряд новшеств. Например, если на обеих сторонах дороги стоят знаки 3.30 и 3.29 (запрет стоянки по четным и нечетным числам), то можно будет парковаться на любой стороне с 21 до 24 часов (сейчас — с 19 до 21 часа). Это придумано специально для граждан, которые поздно возвращаются с работы и хотят переставить машину на другую сторону, дабы не получить штраф.

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

Согласно поправкам, зона действия знаков 3.27-3.30, запрещающих остановку и стоянку, прекратится после установленных табличек 5.29 «Зона регулируемой стоянки» и 6.4 «Парковка». В настоящее время запрет существует, что совершенно не логично.

Желтая линия вдоль тротуара, начинающаяся от знака «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена», больше не будет указывать непосредственно на зону действия указателя. Запрет продлится до следующего перекрестка, другого знака или конца населенного пункта вне зависимости от того, закончилась линия или нет.

Если перед автомобилем остановится маршрутное транспортное средство и в задней его части загорится табло «Внимание, пассажир!» или индикация с силуэтом идущего человека, то водитель в свою очередь должен будет замереть перед желтой зигзагообразной линией на остановке или, в случае ее отсутствия, перед автобусом, троллейбусом или трамваем. Ехать дальше разрешается лишь когда табло погаснет, а люди покинут проезжую часть.

В Правилах дорожного движения пропишут новый вариант светофорной секции в виде силуэта пешехода и мигающей белой стрелки. Она предупреждает автомобилистов о том, что на переходе по направлению его движения включен зеленый сигнал, там могут находиться люди и их следует пропустить. К слову, в столице и области уже действуют такие светофоры.

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

Пункт 2.1.1, регламентирующий необходимость иметь при себе водительское удостоверение и другие документы, дополнили сноской: «документы, предусмотренные в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством, предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

Впрочем, это автоматически не означает, что, например, свидетельство о регистрации транспортного средства разрешат оставлять дома, а предоставлять его в электронном виде. Для этого должна быть подготовлена соответствующая правовая норма. Шаги в данном направлении уже предпринимаются – осенью 2021 года ГИБДД и Минцифра начали эксперимент с мобильным приложением «Госуслуги.Авто».

Оно создает QR-код СТС, который можно показывать гаишникам при наличии оригинального свидетельства.

Читайте краткие версии статей в телеграм

{«0»:{«lid»:»1531306243545″,»ls»:»10″,»loff»:»»,»li_type»:»em»,»li_name»:»email»,»li_ph»:»E-mail»,»li_req»:»y»,»li_nm»:»email»},»1″:{«lid»:»1563796924318″,»ls»:»20″,»loff»:»»,»li_type»:»hd»,»li_name»:»formname»,»li_value»:»Подписка Автоспот»,»li_nm»:»formname»}}

Нажимая «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных

Новые материалы в вашей почте

Средства индивидуальной мобильности и другие изменения в ПДД

Средства индивидуальной мобильности и другие изменения в ПДД

В 2019 году Минтранс России разработал проект «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090».

Изменения и дополнения в ПДД разработаны Минтрансом России в инициативном порядке.

Проект указанного постановления Правительства РФ размещался в период с 31 октября по 29 ноября 2019 года на сайте www.regulation.gov.ru  для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.

Кроме того, предлагаемые изменения явились предметом обсуждений в нижней палате российского парламента во время тематического круглого стола «Актуальные вопросы введения нормативного регулирования средств индивидуальной мобильности».

В результате многочисленных замечаний и предложений Минтранс переработал первоначальную редакцию проекта, в том числе и с учетом введения с 01 апреля 2020 года Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2019 (см.: https://zakon.ru/blog/2020/4/17/novyj_gost_i_izmeneniya_v_pravila_dorozhnogo_dvizheniya).

  • Проект вносит ясность относительно статуса участников дорожного движения, использующих электросамокаты, гироскутеры, мотоколеса, сигвеи и прочие, как их предлагается именовать, средства индивидуальной мобильности.
  • Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
  • Проектом предлагается введение в ПДД норм, регламентирующих участие указанных лиц в дорожном движении.
  • Средства индивидуальной мобильности (далее – СИМ) не оборудованы эффективными системами безопасности, но при этом вполне способны развивать скорость 35 — 80 км/час (в зависимости от мощности электрической силовой установки), что представляется опасным как для пешеходов, так и для самих лиц, использующих СИМ.

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

В целом это проблема общемирового масштаба.

В пояснительной записке к проекту приводится опыт ряда зарубежных государств в исследуемой области. Но единое универсальное решение в настоящий момент отсутствует.

Так, во Франции в 2019 г. внесены изменения в Дорожный кодекс, при том с учетом ограничений, ранее уже действовавших в Париже.

Введена новая категория транспортных средств – «моторизованное личное транспортное средство»; возраст водителя должен быть не менее 12 лет; движение по тротуару с использованием двигателя будет запрещено (за исключением случаев, когда это разрешено главой городского поселения); в городах для движения должны использоваться велодорожки и велосипедные полосы, при отсутствии которых разрешается движение по дорогам, на которых действует ограничение скорости не более 50 км/ч; максимальная скорость движения при этом 20 км/ч, на дорогах с активным пешеходным движением — максимальная скорость снижена до 8 км/ч; запрещается ездить на электрических скутерах, максимальная скорость которых превышает 25 км/ч.

В Швеции запрещено использовать на дорогах общего пользования электросамокаты с электродвигателем мощностью выше 250 Вт, максимальная скорость для движения установлена 20 км/ч.

В Германии на национальном уровне с 15 июня 2019 г.

вступило в силу разрешение на движение по проезжей части электросамокатов, которые отвечают следующим требованиям: наличие руля или стойки определенной высоты, максимальная расчетная скорость не менее 6 км/ч и не более 20 км/ч, постоянная номинальная мощность не более 500 Вт (не более 1400 Вт, если используется гироскопическая стабилизация), соответствие динамических характеристик торможения определенным требованиям; в пределах населенных пунктов такие электросамокаты должны ездить по велосипедным полосам и дорожкам, велопешеходным дорожкам, велосипедным улицам; если такие дорожки и улицы отсутствуют, то разрешено двигаться по проезжей части дорог и жилых зон; по тротуарам и пешеходным зонам разрешено двигаться только при наличии особого дорожного знака; страхование требуется, шлем необязателен.

  1. В Великобритании ведётся подготовка нормативно-правовых изменений, но по действующим правилам электросамокаты запрещены к использованию на дорогах общего пользования.
  2. В США (Калифорния) разрешается движение по тротуару электросамокатам с максимальной конструктивной скоростью до 20 км/ч и мощностью электродвигателя менее 750 Вт, для допуска на проезжую часть сформулированы технические требования, учитывающие определенные конструктивные особенности, установлен минимальный возраст (16 лет), также установлены скоростные ограничения для различных классов дорог.
  3. Минтрансом России предлагает ввести в ПДД нового участника дорожного движения – лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, при этом в определении термина «пешеход» исключить приравнивание к пешеходам лиц старше 7 лет, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
  4. Пункт 24.1 ПДД предложено изложить в следующей редакции:

«24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов, проезжей части велосипедной зоны.».

  • Проектом допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:
  • – по тротуару, пешеходной дорожке в следующих случаях:
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;
  • лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожек;
  • – по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;
  • – по правому краю проезжей части дороги при наличии следующих условий:
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • дорога не является автомагистралью и на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедов;
  • средство индивидуальной мобильности оборудовано электродвигателем (электродвигателями), тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди, которая в темное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена.
  • Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией, по правому краю проезжей части дорог – не допускается (за исключением велосипедных зон).
  • Вводятся жёсткие ограничения скоростного режима для участников, использующих СИМ.
  • Скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.
  • Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
  • При этом, если движение лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, по тротуару, пешеходной дорожке или обочине подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, обязано спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
  • Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Предлагается вести новый дорожный знак 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено» и новые дорожные знаки (таблички) 8.27 «Лица на средствах индивидуальной мобильности», 8.28 «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено»

Изменения в ПДД в 2022 году, касающиеся средств индивидуальной мобильности

Помимо СИМ, проект содержит и иные положения. 

Пункт 12.4 предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «на островках, обозначенных разметкой 1.16.1–1.16.3.». 

Таким образом, вводится эксплицитный запрет выполнять остановку ТС на островках

Не более 20 км/ч: использование персонального электротранспорта пропишут в ПДД

Министерство транспорта РФ разработало пакет поправок в Правила дорожного движения. Изменения коснутся езды на электросамокатах, моноколесах, сегвеях и другом персональном электротранспорте.

Депутаты Московской городской Думы отметили, что вопрос о безопасной интеграции средств индивидуальной мобильности в пешеходное и велосипедное движение назрел и обсуждался в столичном парламенте в течение нескольких лет.

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:

«Поправки в ПДД касательно средств индивидуальной мобильности —  самокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес — назрели уже давно.

Мосгордума неоднократно поднимала эту тему, а в этом году необходимость четких правил стала очевидной на фоне роста популярности данных устройств. Во время пандемии вырос сегмент доставки еды, а многие курьеры зачастую используют как раз электросамокаты.

Кроме того, для некоторых москвичей подобные устройства стали альтернативой общественному транспорту при поездках на небольшие расстояния. 

  • При этом, несмотря на кажущуюся безобидность, некоторые электросамокаты могут разгоняться до 50-70 км/ч и в случае столкновения с прохожими приводить к серьезным травмам и даже летальному исходу.
  • Считаю вполне обоснованными предложения Минтранса запретить управление средством индивидуальной мобильности в нетрезвом состоянии, а также ограничить максимальную скорость передвижения в жилых зонах и во дворах».
  • Член Совета Федерации ФС РФ — представитель Московской городской Думы в Совете Федерации ФС РФ, член комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия»:

«Развитие средств передвижения предусматривает также и развитие инфраструктуры. Поэтому ограничиваться лишь одними правилами будет не совсем корректно, необходим целый комплекс мер.

Например, помимо определения статуса на дороге (пешеход или транспорт), необходимо также предоставить места для передвижения в парках и других общественных местах.

А урегулировав спорные моменты, которые касаются использования индивидуальных средств мобильности, удастся предотвратить множество аварий.

С каждым годом количество людей, которые используют сегвеи, электросамокаты, растет, и некоторые безответственно относятся к таким скоростным средствам передвижения, доставляя дискомфорт, а порой и опасность людям, которые гуляют на пешеходной зоне».

Член комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Сергей Савостьянов, фракция КПРФ:

«Минтранс разработал масштабный проект поправок к Правилам дорожного движения, согласно которому должны измениться правила парковки и стоянки, движения электросамокатов и эксплуатации автобусов, а также тонировки и соблюдения скоростного режима. 

В ПДД планируется ввести новый термин — «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Под него подпадут электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и скейтборды.

Пользователю СИМ младше семи лет разрешат ездить по тротуару и пешеходным дорожкам. Если электросамокатом управляет лицо старше 14 лет, то ему разрешат выезжать на край проезжей части при условии, что СИМ оборудовано тормозом, светоотражателями и фонарем.

В нетрезвом виде ездить на СИМ будет запрещено. Также много других правил и ограничений. 

Действительно, город заполонили электросамокаты и другие высокоскоростные устройства, которые представляют опасность для пешеходов, и все это нуждается в регуляции.

Однако, на мой взгляд, данный проект, несмотря на то, что обсуждается уже несколько лет, до конца так и не доработан. Возникает слишком много вопросов при прочтении.

15-летний подросток на электросамокате и восьмилетний ребенок на роликах станут пользователями СИМ и должны будут подчиняться новым правилам. 

Неясно, как и кем будет осуществляться контроль за нарушениями, будет необходим отдельный законопроект с введением новых норм в КоАП. Считаю, что нельзя торопиться с принятием этих поправок, необходимо тщательно проработать их и сделать максимально понятными и доступными людям, с адекватной мерой ответственности за нарушения. 

Для автомобилистов и водителей автобусов тоже подготовлено много новых правил. Большинство из них действительно необходимо в условиях транспортного коллапса. Вероятно, уже в ближайшее время будем обсуждать новые нормы совместно с коллегами на заседаниях Мосгордумы».

Депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин, фракция партии «Яблоко»:

«Минтранс и ГИБДД подготовили проект изменений в ПДД. Вводятся ограничения для владельцев электросамокатов и сегвеев.

Их уже давно пора выделить в отдельную категорию участников движения вместе с пользователями роликов, скейтбордов и беговелов. Подобные средства передвижения часто используются детьми и подростками, а значит, должны обязательно подвергаться особому вниманию.

Считаю необходимым запретить использование СИМ (средств индивидуальной мобильности) лицам в нетрезвом состоянии и определить территориальные зоны использования персонального электротранспорта (выделенные полосы, специальные площадки), в особенности для несовершеннолетних лиц».

  1. В СМИ на эту тему:
  2. Самокаты и автобусы попросят не разгоняться
  3. Минтранс подготовил новые правила тонировки машин и езды на самокатах
  4. Ранее на эту тему:
  5. Предложения столичных депутатов учтены в проекте ПДД для электросамокатов, моноколес и гироскутеров
  6. Федеральные и столичные парламентарии продолжают работу в целях правового регулирования использования персонального электротранспорта
  7. Электросамокат: «пешеход», «велосипед» или «мопед»? Персональные средства электротранспорта предложено учесть в ПДД и разделить на категории в зависимости от скорости
  8. Столичные парламентарии предлагают ввести водительские права для владельцев электросамокатов
  9. В Московской городской Думе обсудили статус гироскутеров, сегвеев и других самобалансирующихся электрических транспортных средств