Консультации

ЛПДР предложили освободить россиян от административной ответственности по легким правонарушениям

Депутаты предложили освободить граждан от ответственности за безбилетный проезд, мелкое хищение и, например, за незначительное превышение скорости в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Соответствующие проекты постановлений Госдумы уже внесены в нижнюю палату.

Если они будут одобрены, то впервые в России амнистия будет применена к статьям Кодекса об административных правонарушениях. Впрочем, как рассказали эксперты «РГ» в Госдуме, проект нельзя назвать однозначным, у него найдутся противники, поэтому шансы на его принятие пока туманны.

Освободить от наказания граждан предлагается по 58 статьям КоАП. Это мелкое хищение, безбилетный проезд, нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа, нарушение правил охоты и рыбалки, правил регистрации по месту пребывания или месту жительства.

ЛПДР предложили освободить россиян от административной ответственности по легким правонарушениям

Минтранс предложил обновленный проект изменений в ПДД

Также в связи с введением режимов самоизоляции предложено освободить от административной ответственности за совершение таких нарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии, невыполнение в срок законного предписания постановления, представления, решения контролирующего органа, а также за нарушение сроков регистрации оружия.

Отдельно прописано освобождение от ответственности за нарушения правил дорожного движения, то есть по статьям 12-й водительской главы КоАП.

Например за превышение скорости, и даже выезд на встречную полосу или проезд на красный свет. Однако, сделано исключение для таких составов, как управление в нетрезвом виде, или отказ от медосвидетельствования.

Также не удастся попасть под амнистию тем, кто скрылся с места происшествия.

Предлагается освободить граждан от наказания за незначительные правонарушения

Как рассказал «РГ» один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, принятие амнистии позволит избавить большое количество граждан от дополнительных финансовых обременений, связанных с расходами по уплате штрафов за совершение незначительных административных правонарушений.

В условиях непростой экономической ситуации, когда многие граждане оказались без работы или столкнулись с проблемой снижения своих доходов при принятии неизбежных ограничительных мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.

Авторы идеи считают, что в такой обстановке освобождение уплаты штрафов и лишения прав за незначительные нарушения — мера необходимая, обоснованная и уместная.

ЛПДР предложили освободить россиян от административной ответственности по легким правонарушениям

Черный список. За какие нарушения ПДД лишают прав

Применение амнистии предлагается возложить на судей, органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Действовать постановление об амнистии, если его одобрят депутаты, будет в течение полугода.

Надо сказать, что ранее предложение амнистировать водителей, лишенных прав, направил в Госдуму член Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Дмитрий Гулиев. Он также предлагал не освобождать от наказания тех, кто управлял автомобилем в нетрезвом виде. Его предложение было направлено в комитет Госдумы по госстроительству и законодательству.

Проект, который внесли в Госдуму депутаты фракции ЛДПР, гораздо шире, но учитывает и ту инициативу.

Стоит отметить, что традиционно амнистия применяется только в отношении тех, кто совершил уголовное преступление. Но впервые и небольшой или средней тяжести. Тот же действующий КоАП содержит нормы, которые предусматривают механизм освобождения от наказания тех, кто совершил административные нарушения, изданием акта амнистии. Однако этот механизм до сих пор ни разу не применялся.

ЛДПР

7 мая 2020 г.

ЛДПР предлагает амнистировать осуждённых по лёгким статьям КоАП

Депутаты фракции ЛДПР в ГД во главе с вице-спикером нижней палаты Игорем Лебедевым, а также сенатор Сергей Леонов внесли на рассмотрение Госдумы проект постановления об амнистии по ряду административных правонарушений в связи с 75-летием Победы и пандемией коронавируса

Парламентарии от ЛДПР Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Борис Пайкин, Дмитрий Свищёв, Андрей Свинцов, Алексей Диденко и Сергей Леонов предложили в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в целях смягчения негативных социально-экономических последствий распространения коронавируса в качестве особой меры поддержки объявить амнистию в отношении граждан РФ, совершивших незначительные административные правонарушения.

«Необходимо отметить, что традиционно амнистия применяется в отношении лиц, подвергнутых уголовному преследованию за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, как проявление милосердия со стороны государства к людям, которые впервые оступились, совершив преступления небольшой или средней тяжести. В то же время статьи 24.5 и 31.

7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), также, как и нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривают механизм освобождения от наказания лиц, совершивших административные правонарушения, путем издания акта амнистии.

Однако, данный механизм до настоящего времени не применялся», ‒ говорится в пояснительной записке к документу.

  • Всего авторы законопроекта намерены освободить от административного наказания граждан, совершивших правонарушения, указанные в 58 статьях КоАП РФ.
  • «К таким административным правонарушениям относятся: мелкое хищение, безбилетный проезд, нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа, нарушение правил охоты и рыбалки, правил регистрации по месту пребывания или месту жительства и другие», ‒ уточняют парламентарии.
  • По словам авторов закона, в связи с введением правовых режимов, предусматривающих ограничение свободного перемещения людей, их нахождения в общественных местах, а также в госучреждениях полагается необходимым освобождение граждан от административной ответственности за совершение предпринимательской деятельности без лицензии, невыполнение в срок законного предписания надзорных органов, нарушение сроков регистрации и перерегистрации оружия, сроков постановки его на учет и некоторое другое.

Амнистия, по словам законотворцев, также коснётся и нарушителей ПДД, если их действия не повлекли большую общественную опасность. Но она не затронет тех, кто управлял машиной будучи нетрезвым, позволил сесть за руль своего авто нетрезвому водителю, не стал проходить медицинское освидетельствование, незаконно установил специальные знаки или «мигалки».

Проект постановления предусматривает не только освобождение от ответственности, но и прекращение начатого производства. Постановление должно вступить в силу со дня опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Последний раз амнистия объявлялась в 2015 году в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения

Вторая глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также – Кодекс, КоАП РФ), название которой звучит как «Административное правонарушение и административная ответственность», содержит одну очень важную для правоприменителя статью 2.9 «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения».

          По содержанию статья крайне лаконична: «При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.».

          Таким образом, лицо не привлекается к административной ответственности и освобождается от административного наказания. Немаловажно отметить, что в случае совершения такого же правонарушения в дальнейшем лицо привлекается к ответственности как за впервые совершенное правонарушение.

          Вместе с тем, конструкция правовой нормы и ее неопределенность вызывают на практике множество вопросов.

          Первые вопросы, которые возникают после прочтения данного текста, – что такое «малозначительность совершенного административного правонарушения»? Каковы критерии малозначительности? Какое правонарушение является малозначительным, а какое – нет?

          Сразу отмечу, что однозначного ответа на такие вопросы нет. Малозначительность совершенного правонарушения – исключительно оценочная категория, и признание того либо иного правонарушения малозначительным зависит от совокупности всех обстоятельств его совершения.

          Вместе с тем, за годы действия Кодекса сформирована определенная правоприменительная практика, прежде всего судебная, которая позволяет приблизительно определить признаки, при которых совершенное правонарушение может быть признано малозначительным. Важные разъяснения в разное время даны Верховным Судом Российской Федерации (а ранее – также и Высшим Арбитражным судом Российской Федерации).

          Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.

2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

          При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

          К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ». К таковым составам относится и ст. 19.

29 КоАП РФ (Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).

          Таким образом, в отдельных случаях правонарушения изначально не могут «претендовать» на признание их малозначительными.

С другой стороны, их список не определен, что позволяет практически в каждом случае (за исключением составов, прямо указанных Верховным Судом Российской Федерации) пытаться мотивированно ходатайствовать об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

          Чуть более подробно и определенно высказался в свое время Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Полагаю, что данная позиция и в настоящее время заслуживает внимания.

          Так, Пленум ВАС РФ указал (пп. 18, 18.1), что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.

1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

          При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом.

          Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

          Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

          Интересно отметить расхождение позиций Верховного и Высшего Арбитражного судов в части того, что определенные составы ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными. Вместе с тем, в настоящее время с учетом упразднения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации оно имеет, пожалуй, исключительно теоретический интерес.

          Вторая глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также – Кодекс, КоАП РФ), название которой звучит как «Административное правонарушение и административная ответственность», содержит одну очень важную для правоприменителя статью 2.9 «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения».

  •           Из практики автора статьи можно сделать вывод, что наиболее важный момент, на котором необходимо акцентировать внимание, говоря о малозначительности совершенного правонарушения, – отсутствие последствий совершенного правонарушения.
  •           Вместе с тем, как уже отмечалось выше, имеет значение совокупность всех фактических обстоятельств совершенного правонарушения.
  •           Так, в большинстве случаев, встречавшихся в практике автора, дела прекращались по малозначительности вследствие незначительности нарушения срока исполнения той либо иной обязанности (по предоставлению информации, статистических отчетов и так далее).

          В качестве примера можно привести следующую ситуацию: общество с ограниченной ответственностью представило один из ежемесячных статистических отчетов в Хабаровскстат с нарушением установленного срока на 4 рабочих дня. Постановлением должностного лица Хабаровскстата юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа.

          Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с жалобой, ходатайствуя о прекращении дела в связи с малозначительностью.

          Железнодорожный районный суд г.

Хабаровска жалобу общества удовлетворил, освободив лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, и ограничился устным замечанием, указав, что данное нарушение совершено впервые, срок предоставления отчета нарушен незначительно, отчет был представлен в контролирующий орган. Общество также указало, что правонарушение не повлекло каких-либо последствий. Доказательств обратного контролирующим органом представлено не было.

          В дальнейшем, до истечения года после указанного случая, общество вновь нарушило срок предоставления этого же отчета. Нарушение срока составило 1 рабочий день.

          Постановлением должностного лица Хабаровскстата юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа.

          Общество вновь обратилось с жалобой на постановление в суд.

          Контролирующий орган возражал против прекращения дела, указывая на неоднократное нарушение срока предоставления отчета, что, по его мнению, исключало возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ.

          В суде автор статьи, помимо указания на крайнюю незначительность нарушения срока предоставления отчетности и иные фактические обстоятельства дела, отметил, что содержание ст. 2.

9 КоАП РФ не ставит возможность ее применения в зависимость от того, совершено ли правонарушение впервые или нет.

Необходимо оценивать всю совокупность фактических обстоятельств каждый раз вне зависимости от того, первично или повторно совершено правонарушение.

          Железнодорожный суд г. Хабаровска фактически согласился с доводами защиты, что повторность правонарушения в данном случае не имеет значения, оставив без внимания возражения контролирующего органа. С учетом всех обстоятельств дела общество освобождено от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

          Вместе с тем, нельзя не отметить случаи, когда не удавалось применить положения КоАП РФ о малозначительности.

          Общество с ограниченной ответственностью несвоевременно внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП РФ). Постановлением контролирующего органа юридическое лицо привлечено к штрафу в размере 50 тыс. рублей.

          Постановление по делу об административном правонарушении обжаловано в суд.

          Однако ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью, мотивированное (помимо иных доводов защиты) тем, что минимальный размер штрафа для юридического лица по данной статье составляет 50 тысяч рублей, а не внесенная в установленный срок плата за негативное воздействие на окружающую среду составляет (за год) сумму на порядок меньшую, оставлено без удовлетворения как должностным лицом, уполномоченным решить дело, так и судами при дальнейшем обжаловании вынесенного по делу постановления. Судом отмечено, что невыплаты в бюджет при имевшихся обстоятельствах дела не могут быть признаны малозначительными.

          Также практика свидетельствует о том, что должностные лица и органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, в последнее время крайне неохотно применяют ст. 2.

9 КоАП РФ, освобождая лицо от административной ответственности и ограничиваясь устным замечанием.

Суды при рассмотрении жалоб на постановления органов административной юрисдикции, как правило, более внимательны к доводам защиты.

          Отмечу также, что в каждом случае, когда удалось добиться прекращения дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью правонарушения, доверители не оспаривали сам факт его совершения.

          И в завершение одно важное замечание.

Насколько бы убедительно не было мотивировано ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении, освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности и объявление ему устного замечания, – это право судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, а не обязанность. Как бы убедительно и мотивированно не была выстроена позиция защиты, суд, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, не обязаны применять положения ст. 2.9 КоАП РФ.

          АЛЕКСАНДР ДАНИЛЕВСКИЙ, АДВОКАТ

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 11 (205) дата выхода от 20.11.2019.

Принять и простить: россиян хотят амнистировать по лёгким статьям КоАПа

В России предлагают впервые объявить амнистию по лёгким статьям КоАПа — для смягчения негативных социально-экономических последствий распространения COVID-19. Соответствующий проект постановления в ближайшее время будет внесен в Госдуму.

Его авторы депутаты Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Алексей Диденко предложили простить россиянам штрафы в том числе за большинство нарушений ПДД, безбилетный проезд, мелкие хищения и др. Это поддержит россиян в тяжелой экономической ситуации, считают они. Такое мнение разделяют в большинстве фракций Госдумы.

Подобная разовая акция возможна, но главное, чтобы люди понимали: прощать штрафы постоянно им не будут, считают эксперты.

Реальная поддержка

Как выяснили «Известия», в Госдуму в ближайшие дни будет внесен проект постановления «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших административные правонарушения», приуроченный к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

Его авторы вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, депутаты Ярослав Нилов и Алексей Диденко предлагают простить россиянам штрафы по более чем 30 статьям КоАП.

Это необходимо для смягчения негативных социально-экономических последствий СOVID-19, считают они.

В том числе предлагается простить нарушения правил дорожного движения — речь о главе 12 КоАП, за исключением ст. 12.8 («Управление авто в нетрезвом виде») и 12.26 («Отказ от медосвидетельствования»).

Кроме того, россиян хотят избавить от штрафов за мелкие хищения (ст. 7.22), нарушение правил охоты (8.37), невыполнение сроков подачи налоговой декларации (ст. 15.5), появление в общественных местах в состоянии опьянения (20.

21), безбилетный проезд (11.18) и др.

— Амнистия объявляется под какое-то общественно важное событие, таким является празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому документ будет внесён в нижнюю палату до 9 мая.

Постановление готовилось фракцией ЛДПР задолго до пандемии COVID-19, из-за которой были значительно расширены составы правонарушений амнистируемых, — рассказал «Известиям» глава комитета по федеративному устройству и местному самоуправлению Госдумы, зампред фракции Алексей Диденко.

Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов отметил, что нижняя палата еще ни разу не объявляла амнистию по административным статьям, ранее речь шла исключительно о нормах Уголовного кодекса.

— Сейчас мы считаем, что важнее провести именно такую амнистию, так как коронавирус серьезно ударил по экономике и платёжеспособности граждан.

Поэтому мы предлагаем провести амнистию исключительно для физических лиц и по статьям, которые не являются тяжкими.

Например, что касается нарушений правил дорожного движения, для нетрезвых водителей наказание следует оставить, — пояснил «Известиям» парламентарий.

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев считает, что правильно было бы простить населению какие-то мелкие штрафы, это серьезно не скажется на доходах федерального бюджета.

Тем не менее, как писали «Известия», в 2019 году только за нарушения ПДД россиянам было выписано 142 млн штрафов на 106,5 млрд рублей, из них более 80% — с помощью камер. Эти доходы идут в региональные бюджеты.

Первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов назвал инициативу коллег разумной и заслуживающей поддержки.

— Потому что экономическая и социальная ситуация непростая, у людей просто нет денег. Кроме того, раздражение в обществе сейчас накапливается, а отказ от мелких штрафов мог бы его как-то нивелировать, — отметил он.

Первый зампред фракции КПРФ Николай Коломейцев заявил «Известиям», что коммунисты готовят к внесению аналогичную инициативу.

— Мы тоже разработали такой документ и планируем его внести в ближайшее время. Сейчас, когда многие люди оказались без работы или столкнулись с понижением зарплаты, еще и наказывать их рублём не стоит, — пояснил парламентарий.

В «Единой России» от комментариев воздержались до внесения проекта постановления в Госдуму.

Уместный гуманизм

Согласно ст. 103 Конституции, объявление амнистии относится к полномочиям Госдумы. В случае поддержки постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

В последний раз нижняя палата принимала решение об амнистии в мае 2015 года к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тогда речь шла о статьях Уголовного кодекса за умышленные преступления небольшой и средней тяжести. Амнистия распространялась на впервые осуждённых.

Речь шла о лицах, имеющих заслуги перед страной, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, а также выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или в других странах, либо награжденных государственными наградами СССР или РФ.

Также под амнистию попали одинокие женщины и мужчины, у которых есть несовершеннолетние дети или дети-инвалиды, и некоторые другие категории граждан.

Член СПЧ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что если отмена штрафов — временная мера, и их не будут прощать постоянно, то ее можно поддержать.

— Посыл депутатов правильный. Любое действие, направленное на поддержание социального и экономического положения граждан, которое сегодня ухудшается, можно оценить как позитивный шаг. Когда постановление будет внесено, его надо будет внимательно изучить, так как зачастую между предложением и законом бывает большая разница, — заявил «Известиям» правозащитник.

Глава АПЭК Дмитрий Орлов назвал инициативу вполне разумной.

— Предложение об амнистии в связи с 75-летием Победы и завершением пандемии коронавируса представляется мне логичным. Вполне можно было бы отменить штрафы, вынесенные гражданам за административные правонарушения и нетяжкие уголовные преступления в течение года, например, — заявил он «Известиям».

По мнению эксперта, государство могло бы также гарантировать списание небольшой задолженности граждан по кредитам.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что в данном случае демонстрация гуманизма и человеколюбия более чем уместна. При этом граждане все же должны понимать, что нарушать правила нельзя.