Новости

Увеличено обеспечение социальных программ в бюджете 2023 года

Увеличено обеспечение социальных программ в бюджете 2022 года

Максим Орешкин предлагал существенно увеличить расходы бюджета на следующий год  / Сергей Бобылев / ТАСС

Помощник президента Максим Орешкин требовал скорректировать проект бюджета на 2022–2024 гг., одобренный правительством 21 сентября. Об этом «Ведомостям» рассказал федеральный чиновник. Информацию подтвердили источник, близкий к администрации президента, и собеседник, знакомый с ситуацией. Свои замечания Орешкин высказал на совещании у президента, которое состоялось на прошлой неделе.

Претензии Орешкина касались прежде всего расходов бюджета на следующий год – он предлагал нарастить их на существенную величину — речь шла о нескольких сотнях миллиардов руб. Сейчас документ дорабатывается и не исключено, что общая сумма государственных трат на 2022 г.

может вырасти. Но, как уточнил близкий к правительству источник, на данный момент изменения основных характеристик производить не планируется.

При этом как минимум, средства довольно ощутимо будут перераспределены, хотя и с сохранением нынешней конструкции базовых параметров бюджета на 2022 г. Сейчас расходы следующего года планируются на уровне 23,6 трлн руб., при этом бюджет сверстан с профицитом в 1,4 трлн.

После внесения документа в Госдуму менять основные характеристики бюджета – уровень доходов, расходов и профицита (либо дефицита) не разрешено.

В проекте бюджета, который сверстан с профицитом в 1,4 трлн руб., расходы на 2022 г. заложены на уровне ниже, чем в 2021 г., что не совсем логично, поскольку номинальный объем ВВП вырастет достаточно существенно, пояснил собеседник.

Впрочем, чтобы увеличить расходы бюджета до этого объема, вероятно, придется продолжить практику отступления от бюджетного правила, к которой прибегли в 2020 г. в качестве антикризисной меры.

Такие предложения могут быть внесены в составе бюджетного пакета документов и законопроектов, добавил он.

Один из источников «Ведомостей», близкий к правительству, сообщил, что, хотя в проекте бюджета на 2022–2024 гг. есть спорные моменты, до повышения общей суммы расходов вряд ли дойдет. В правительстве, по его мнению, ограничатся перераспределением средств между различными направлениями.

Представитель Минфина в ответ на запрос «Ведомостей» заявил, что «традиционно на площадке правительства проект федерального бюджета дорабатывается на предмет корректного учета всех программ и мероприятий – это обычная практика».

«С точки зрения бюджетной политики все приоритеты, цели и задачи уже расставлены и отражены в законопроекте», – сказал он. Представитель аппарата правительства не ответил на запрос.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также не прокомментировал вопросы «Ведомостей».

Ранее Минэк предлагал временно сохранить корректировки бюджетного правила, внесенные специально на период пандемии, ради увеличения расходов бюджета на следующий год, сообщали «Ведомости» в августе.

В частности, ведомство имело в виду продолжение действия структурного первичного дефицита – показателя, определяющего максимально допустимый объем расходов бюджета, – на повышенном уровне. На 2021 г. его размер был увеличен на 875 млрд руб.

– с 585 млрд (эта сумма и закреплена в бюджетном правиле) до 1,46 трлн руб. Такой маневр позволил нарастить госрасходы на эту величину, но со следующего года размер структурного первичного дефицита планировалось вернуть к изначальным значениям.

Минэк считал, что в 2022–2023 гг. необходимо сохранить его на ныне действующем уровне – не менее 1,46 трлн руб.

Размер структурного первичного дефицита определяется как разница между суммой ненефтегазовых и базовых нефтегазовых доходов (от продажи нефти по цене отсечения, в этом году она составляет $43,3 за баррель Urals) и общим объемом расходов федерального бюджета.

Кроме сохранения предельного объема расходов на повышенном уровне Минэк предлагал зафиксировать базовые нефтегазовые доходы бюджета в 2022–2023 гг. в нынешних параметрах – т. е.

перенести на следующие два года действующий прогноз по этому показателю, который установлен на уровне до сделки ОПЕК+ (564 млн т).

Минфин в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 гг. обращал внимание на неопределенность глобальных экономических перспектив.

С одной стороны, масштабная вакцинация наравне с фискальными и монетарными мерами со стороны правительств и центральных банков продолжают стимулировать рост, ведущий к увеличению уровня инфляции, сообщалось в документе.

С другой – сохраняются существенные риски наступления затяжного кризиса в случае задержек с проведением вакцинации, например из-за логистических трудностей, нежелания населения вакцинироваться или неэффективности прививок вследствие появления новых штаммов коронавируса.

В этом случае потребуется пролонгация ограничительных мер, что приведет к росту неопределенности, охлаждению потребительского спроса и снижению инвестиций, уточнялось в документе.

Кардинальное увеличение плановых расходов без корректировки нормы бюджетного правила о предельных расходах технически невозможно, отметил директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов.

В противном случае потребуются достаточно серьезные изменения, такие как улучшение последней версии макропрогноза, применение дополнительных налоговых мер, которые улучшат ожидания относительно ненефтегазовых доходов, и др. В 2005–2020 гг. в проектах федеральных бюджетов доходы и баланс намного чаще недооценивались, чем переоценивались, добавил эксперт.

Но это неудивительно, потому что неожиданный секвестр сопряжен для властей с существенно большими издержками, чем сверхплановые доходы по итогам года, пояснил Куликов.

Новый проект бюджета сводится в 2022–2023 гг. с профицитом в 1% ВВП, что свидетельствует о сохранении приоритетов: цели стабильности стоят выше целей развития, отметил резидент экспертного клуба ЦСР Александр Бездольный.

Он отметил, что ситуация в мировой экономике до сих пор непростая – и дело даже не в том, что возможны новые волны эпидемии. Риск заключается в непонимании последствий, к которым привели ограничения 2020–2021 гг., полагает эксперт.

Эпидемия коронавируса может проявить экономические диспропорции, которые возникли в мировой экономике в последнее десятилетие с началом эпохи «дешевых денег», продолжил Бездольный. В пример он привел ситуацию с китайской строительной компанией Evergrande, которая оказалась на грани банкротства из-за пандемии.

Бюджет – это всегда компромисс, причем компромисс между так называемыми элитами, отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В новых условиях – коронавируса, обновленного состава правительства, Госдумы, ускорения инфляции и т. д.

– поиск этого компромисса может проводиться на новых принципах. Поэтому не исключено, что как структура, так и базовые параметры бюджета будут существенно пересматриваться, в том числе перед внесением в Госдуму.

Социалка в бюджете 2022. Не могу понять… (mamomot)

Сегодня несколько раз встретил в х утверждение, что правительство начало резко резать социальные расходы в новом бюджете. Пример таких набросов:

Увеличено обеспечение социальных программ в бюджете 2022 года

*****

А вот, официальные новости:

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Государственную думу проект федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Проект бюджета, как указали в пресс-службе кабмина, предусматривает увеличение социальных расходов и дополнительное финансирование национальных проектов.

«При формировании документа правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному собранию.

Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углубленной диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации», — подчеркнули в кабмине.

*****

Еще:

Расходы бюджета на 2022 год в социальной сфере будут увеличены

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провел заседание Правительства РФ, в ходе которого обсуждалась подготовка проекта федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов1. «В его основе – одна простая идея: рост благополучия людей», – заявил премьер-министр.

Он добавил, что расходы на эти цели сокращать не планируется. Наоборот, предусмотрено их значительное поэтапное увеличение в течение трех последующих лет.

Например, финансирование национальных проектов в 2024 году вырастет более чем на треть по отношению к уровню 2020 года.

Почти в четыре раза больше средств планируется направить на реализацию задач, которые Президент РФ Владимир Путин поставил в Послании Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года.

Михаил Мишустин обозначил главные направления бюджетных ассигнований в социальной сфере:

адресная поддержка людей, прежде всего семей с детьми и тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, а также нуждающихся одиноких родителей;
развитие здравоохранения, борьба с опасными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, онкологией), а также модернизация первичного звена здравоохранения.

«Особое внимание будет уделено жителям сельских поселений и малых городов.

Для них медицинская помощь должна стать более доступной, поэтому в бюджете предусмотрено финансирование на приобретение мобильных комплексов и новых автомобилей скорой помощи», – поделился премьер-министр;
оказание высокотехнологичной медицинской помощи;
проведение углубленной диспансеризации для тех, кто перенес COVID-19;
повышение доступности и качества образования;
выплата пенсий, других компенсаций и пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременных выплат при рождении ребенка, оплата больничного по уходу за ребенком до восьми лет по новым правилам и т. д.;

обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

  • *****
  • Предлагаю: активному разносчику набросов, некоему Адскому Советнику, если он не предоставит фактаж, доказывающий его утверждения, подпись, чтобы читатели не тратили времени на прочтение его лживой галиматьи!

Федеральный бюджет России на 2022 год

  • Меню
  • X

Увеличено обеспечение социальных программ в бюджете 2022 года

Федеральный бюджет на 2022 год уже принят Госдумой – это значит, что все его параметры уже утверждены и до начала года точно не изменятся. Мы проанализировали основные параметры главного финансового документа страны – что в нем изменится по сравнению с текущим годом, на что потратят больше денег, а на что меньше, и что в бюджете не появится даже в 2022 году.

Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.

В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства.

Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений.

И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета.

За счет федерального бюджета финансируются те расходы, которые в принципе нельзя перенести на уровень региона: армия и оборона, правоохранительные органы, высшее образование и наука, МЧС и другие направления. К тому же, федеральный бюджет «помогает» бюджетам социальных фондов (покрывает половину бюджета ПФР) и бюджетам регионов (через ежегодные дотации).

Поэтому согласование и принятие федерального бюджета открывает путь к принятию бюджетов регионов. При этом федеральный бюджет принимается по строгому графику:

  1. составление проекта бюджета – с 12 марта по 1 октября. При этом процесс подготовки проекта – очень длительный, он включает в себя десятки этапов, по каждому из них назначено ответственное ведомство и есть четкие сроки. Например, до 9 апреля Минэкономразвития должно подготовить основные сценарии функционирования экономики в следующем году и предоставить их в Минфин, который до 20 апреля должен их утвердить. И таких этапов – десятки;

Федеральный бюджет на 2022–2024 годы в цифрах

«Бюджет на 2022 год, в отличие от бюджета прошлого года, сформирован с профицитом. У нас есть возможность направить дополнительные средства на решение приоритетных задач — на социальную поддержку граждан, особенно семей с детьми», — отмечал ранее Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

  • 2022 год
  • Доходы: 25,02 трлн рублей
  • Расходы: 23,69 трлн рублей
  • Профицит: 1,32 трлн рублей (1 % ВВП)
  • Объем
    ВВП:
    133,3 трлн рублей (рост на 3 %)
  • На реализацию нацпроектов: 2,74 трлн рублей
  • Уровень инфляции: 4 %
  • Объем ФНБ на начало года: 13,89 трлн рублей (10,4 % ВВП)
  • 2023 год
  • Доходы: 25,54 трлн рублей
  • Расходы: 25,24 трлн рублей
  • Профицит: 299,1 млрд рублей (0,2 % ВВП)
  • Объем ВВП: 141,88 трлн рублей (рост на 3 %)
  • На реализацию нацпроектов: 2,88 трлн рублей
  • Уровень инфляции: 4 %
  • Объем ФНБ на начало года: 16,48 трлн рублей (11,6 % ВВП)
  • 2024 год
  • Доходы: 25,83 трлн рублей
  • Расходы: 26,35 трлн рублей
  • Дефицит: 522,7
    млрд рублей (0,3 % ВВП)
  • Объем ВВП: 151,51 трлн рублей (рост на 3 %)
  • На реализацию нацпроектов: 2,98 трлн рублей
  • Уровень инфляции: 4 %
  • Объем ФНБ на начало года: 20,1 трлн рублей (13,3 % ВВП)
  • Одним из приоритетов бюджета Вячеслав Володин назвал сокращение разрыва в бюджетной обеспеченности регионов.

В следующем году сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов составит 758 млрд 580 млн рублей, что на 40,3 млрд рублей, или на 5,6 %, больше показателя 2021 года.

При распределении субсидий на выравнивание в качестве критерия самообеспеченности теперь применяется коэффициент 0,9 (ранее 1,0).

Количество самообеспеченных субъектов в 2022 году составляет 17 (при коэффициенте 1,0) и 24 (при коэффициенте 0,9).

В 2022 году предусматривается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на общую сумму 3,201 трлн рублей.

Постановление

Также депутаты ГД приняли постановление. Как отметил
Вячеслав Володин, в нем более 20 пунктов. «Это
фактически наш с вами план работы по реализации норм бюджета и не только — по решению многих вопросов, которые звучали от различных комитетов.

И надо отдать
должное Комитету по бюджету и налогам: они все их постарались обобщить в этом постановлении.
Это итог нашего диалога в ходе пленарного заседания Государственной Думы», — сказал Председатель ГД.

Он отметил, что также там отражены рекомендации для Правительства внести в ГД предложения по решению различных проблем.

Новый бюджет: социальная программа стала самой дорогой — Газета.Ru

Государственная Дума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект о проекте бюджета на 2022 год и на плановый период 2023–2024 годов. Можно ли считать этот бюджет социальным, нашему изданию рассказал эксперт РАНХиГС, заведующий кафедрой конкурентного права Андрей Тенишев.

До 2024 года расходы бюджета по ключевым социальным разделам «Здравоохранение» и «Социальная политика» останутся на высоком уровне. Так, расходы на «Социальную политику» составят в 2022 году – 5837,8 млрд руб., в 2023 году – 6275,8 млрд рублей, в 2024 году – 6342,4 млрд рублей. На «Здравоохранение» выделят в 2022 году – 1245,5 млрд руб.

, в 2023 году – 1211,5 млрд рублей, в 2024 году – 1234,8 млрд руб.

Достаточно плавно произойдет переориентация бюджетной политики с антикризисных мер к устойчивому посткризисному росту.

Если посмотреть в процентах к ВВП, то динамика следующая – на «Здравоохранение» доля расходов постепенно снижается с 1,1 процента ВВП в 2021 году до 0,8 процента ВВП в 2024 году, на «Социальную политику» — с 4,4 процента ВВП до 4,2 процента ВВП в 2024 году. Такая динамика и дала повод критикам упрекнуть правительство в том, что проводимая политика отклоняется от заявленной борьбы с бедностью.

Но это не так, и здесь мы наблюдаем так называемый «эффект 1913 года», с которым было принято сравнивать успехи советской экономики, сколь бы абсурдным это сравнение не было.

В нашем случае бюджет предстоящей трехлетки сравнивают с 2020 годом, когда пандемия привела к незапланированному кратному росту расходов именно по социальным направлениям.

По сравнению с утвержденным еще до пандемии планом, расходы на здравоохранение выросли почти на 600 млрд. рублей, а на социальную сферу – почти на 2,7 трлн рублей.

Совершенно очевидно, что основной финансовый документ страны должен опираться на расчеты. А на случай форс-мажорных обстоятельств у правительства есть резервный фонд, которым оно достаточно часто и точечно пользуется (например, для поддержки медиков, покупку лекарств и другую поддержку здравоохранения в период пандемии).

Говоря о системе соцподдержки, то тут правительство выбрало курс на повышение ее «справедливости», когда почти 40 процентов социальной помощи оказывается адресно, с учетом нуждаемости.

В проекте бюджета около 2,1 трлн рублей ежегодно предусмотрено на адресную поддержку более 5 млн семей с детьми.

Эта статья включает в себя адресные пособия на детей до 8 лет, выплаты одиноким родителям с детьми 8–17 лет, а также беременным женщинам.

Почти 80 млрд рублей за три года предусмотрено на поддержку малоимущих граждан по программе социального контракта, призванной помочь им создать устойчивый источник дохода.

Всего на период с 2022 по 2024 годы проектом федерального бюджета на социальную поддержку предусмотрено направить свыше 7 трлн рублей, что значительно превышает допандемийные значения.

Расходы на пенсии граждан во время пандемии также продолжают расти. Это видно по расходным статьям Пенсионного фонда (ПФР).

Фактические расходы ПФР в 2020-2021 годах превысят 20 тлрн рублей, а в 2022 году расходы запланированы на уровне 10,1 трлн рублей, то есть почти сопоставимые показатели.

Доля расходов по разделу «Образование» вырастет с 4,9 процента в общем объеме расходов в текущем году до 5,2 процента или 1,3 трлн рублей в 2024 году.

Анализ проекта бюджета на 2022–2024 годы показывает его ярко выраженную социальную направленность. При этом логика законопроекта обусловлена завершением действия антикризисных и противопандемийных мер, оставляя правительству значительное пространство для маневра и финансирования антикризисных мер.

Автор — эксперт РАНХиГС, заведующий кафедрой конкурентного права.

Кризис, однако: зарабатывать заставят и больницы, и школы

 © РИА Новости / Николай Хижняк© РИА Новости / Николай Хижняк

В документе говорится о том, что по сравнению с законодательно установленным объёмом базовые бюджетные ассигнования на развитие здравоохранения могут быть уменьшены в 2021 году на 65,7 млрд рублей, до 721,9 млрд рублей, в 2022 году — на 71,6 млрд рублей, до 716,5 млрд, в 2023 году — на 115,4 млрд рублей, до 672,7 млрд рублей.

Более того, в 2021-2022 годах предлагается вообще уменьшить финансирование развития образования. Базовые бюджетные ассигнования могут быть уменьшены в 2021 году на 33,3 млрд рублей, до 355,2 млрд рублей, в 2022 году — на 30,7 млрд рублей, до 307,7 млрд рублей. При этом расходы на развитие образования предлагается увеличить в 2023 году на 10,5 млрд рублей, до 348,8 млрд рублей.

В соответствии с методикой, финансовое ведомство предлагает увеличить расходы на программу «Социальная поддержка граждан». Бюджетные ассигнования могут увеличить в 2021 году на 43,7 млрд рублей, до 1,89 трлн рублей, в 2022 году — на 33,9 млрд рублей, до 1,98 трлн рублей, и в 2023 году — на 188 млрд рублей, до 2,1 трлн рублей.

К месту стоит напомнить, что раннее президент высказывался о повышении эффективности расходов, что, конечно, не всегда связанно с их объёмом в натуральном выражении.

В рамках нового бюджетного цикла прошу правительство предусмотреть увеличение доли эффективных расходов на здравоохранение и образование, — говорил Владимир Путин.

У опрошенных экспертов, заявленное сокращение финансирования системы здравоохранения вызывает беспокойство. Сложно найти в системе здравоохранения те сектора, сокращение которых будет безболезненным, полагает экономист из РЭУ имени Плеханова Ольга Лебединская:

Скорее всего под это подпадёт реабилитация, система санаторно-курортного лечения, возможно пострадает финансирование и федеральных научных медицинских исследовательских центров.

Надо понимать, что само по себе здравоохранение финансируется в РФ из нескольких источников — конечно, из федерального бюджета, но так же и из бюджета ФОМС, и из региональных бюджетов.

Всё это говорит о том, что государство будет продолжать политику оптимизации здравоохранения, несмотря на то что вся эта оптимизация официально признана провальным шагом и ведёт медицину к глубокому провалу, уверен президент «Лиги защиты врачей» и кандидат медицинских наук Семён Гальперин:

Без значительного увеличения финансирования как показывают расчёты нашему здравоохранению не выкарабкаться из этого провала. Если мы не увеличим в ближайшее время государственные расходы на здравоохранение нам просто грозит гуманитарная катастрофа.

Судя по тому, что во многих регионах люди не имеют в принципе возможности получить какую-либо медицинскую помощь.

В крупных городах таких как Москва это менее заметно, но уже тоже большое число людей страдают из-за того что не имеют возможности получать положенную им государством и Конституцией медицинскую помощь.

«ещё месяц назад со всех экранов телевизоров нам рассказывали как будет замечательно с медициной после принятия поправок в Конституцию, в реальности мы видим как опять все проблемы государство перекладывает на граждан и лишает их необходимых социальных услуг».

Если мы хотим называть себя социальным государством, то мы не имеем права так поступать и у нас есть масса других направлений, где мы имеем возможность сократить расходы, в частности на тот же чиновничий аппарат.

Например, министерство здравоохранения Австралии состоит из трёх человек и там нет никаких региональных отделений, а у нас сидят куча чиновников-дормоедоев, на которую уходит основная часть бюджета в том числе здравоохранения. И в других отраслях то же самое.

Если мы будем продолжать так же организовывать нашу систему здравоохранения, то мы оптимизируем наш бюджет до точки. Мы и так стоит на краю гуманитарной катастрофы, — сказал президент «Лиги защиты врачей».

В свою очередь заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург считает, что ничего более абсурдного и опасного в действиях Минфина:

Все последние события показали, что эти две сферы надо не сокращать, а увеличивать. Вы посмотрите на образование во всей этой ситуации.

Хорошо ещё Москва оказалась готова более менее к карантину с точки зрения материальной базы: дополнительные компьютеры выдавались семьям, у которых больше одного ребенка, педагогические кадры оказались готовы, потому что их подготовила Московская электронная школа, но люди работали сутками. И ведь никто не гарантирует что не последует новых волн заболеваемости.

И поэтому то что Минфин хочет сократить финансирование, думаю, что это просто удар ниже пояса и это вызовет огромный электоральный взрыв среди бюджетников, которые всегда являлись ядром этой системы. Поэтому думаю ничего более провокационного придумать было нельзя.

Эксперт подозревает, что за действиями Минфина «стоит определенная установка: и больницы заставляют зарабатывать деньги, и школы».

Существуют определенные платные услуги. Такое сокращение приведёт к удорожанию всех этих вещей. Думаю, тут не подумали о последствиях и такие решения могут привести к таким социальным взрывам, которые и не снились нам, — сказал Ямбург.

Кризис, однако

Очевидно, что кризис начинает накладывать свои отпечатки на уязвимые сферы — образование и здравоохранение, говорит Ольга Лебединская. По её словам, в настоящее время Россия переходит от профицитного к дефицитному бюджету:

А многие страны живут десятилетиями в такой ситуации. Это цена антикризисных мер (снижение цен на нефтяном рынке, борьба с социальными последствиями пандемии). Могу предположить, что это вынужденная мера. Сокращение финансирования коснётся не только здравоохранения и образования, но и многих других сфер жизни.

Так, крупнейшее сокращение ожидает транспорт (12,9% и 29,5%), атомная госпрограмма, которая теряет в 2023 году аж 61,4%. Подобный откат бюджетных расходов происходил и ранее, но впервые за много лет он приобрел такой масштаб.

Бюджет лишился одновременно двух источников дохода — поступлений от нефтяного сектора и сокращение налоговых поступлений, доходы от государственного сектора тоже выходят на минимальные показатели.

Между тем, управляющий директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Андрей Пискунов уверен, что сокращение федеральных расходов на 30 млрд рублей в год вряд ли можно назвать «критическим режимом экономии».

Речь, по его суждению, скорее идёт о технической корректировке, тем более что расходы на здравоохранение были существенно увеличены с целью создания дополнительного коечного фонда и новых объектов, способных принять больных коронавирусом:

В основном расходы на здравоохранение и образование финансируются из региональных бюджетов. Так в частности за 5 месяцев 2020 года суммарные расходы на эти статьи региональных бюджетов составили 1,5 и 1,4 трлн рублей, что соответственно на 30% и 10% выше уровня 2019 года.

Специалист напомнил, что за первое полугодие 2020 года федеральный центр существен-но нарастил помощь региональным бюджетам — в январе—мае 2020 он предоставил региональным бюджетам дотации, субсидии и субвенции в размере 1 трлн рублей, что на 56% больше, чем помощь за аналогичный период 2019 года.

И всё же от инициативы Минфина количество денег в экономике не изменится, отмечает экономист из РЭУ имени Плеханова. Средства будут предоставлены гражданам, но в другой форме — в виде социальных пособий. Из 65,7 млрд руб, которых лишится здравоохранение 43,7 млрд рублей будут переданы с программу «Социальная поддержка граждан».

Подпадающие под сокращение отрасли положены в жертву социальной сфере, так как если не поддержать социальную сферу сейчас, то не будет сформирован платежеспособный спрос, не будет налогов, — резюмировала Ольга Лебединская.

Ключевые бюджетные параметры проекта федерального бюджета на 2022 г

и на плановый период 2023 и 2024 гг.«Единая Россия» шла на выборы с «Народной программой», которая была сформирована на основе инициатив Президента Владимира Путина ипредложений граждан из всех регионов страны.

  • Проект бюджета – это не политическая декларация и лозунги «за все хорошее», а конкретные меры, которые имеют под собой просчитанноеденежное обеспечение.
  • Проект бюджета максимально направлен на социальное обеспечение граждан и выполнение всех социальных гарантий со стороны государства.
  • Приоритет бюджетной политики – содействие достижениюнациональных целей развития – повышению продолжительности и качества жизни, улучшению городской среды, снижению уровня бедности, развитию цифровой среды и другим.
  • На все задачи, поставленные Президентом в рамках нацпроектов и Посланий, на те задачи, которые Партия зафиксировала в «Народной программе» предусмотрено финансирование в полном объеме значительным ростом на протяжении всего трехлетнего периода (+67% в2024 к уровню 2020 г.):

в т.ч. 3,6 трлн рублей в 2022 году,

3,9 трлн рублей в 2023 году,4,0 трлн рублей в 2024 году (2,4 трлн рублей в 2020 году).Также проектом бюджета предусмотрено финансирование «стратегических инициатив» Правительства. Это федеральные проекты, которые будут внедряться до 2030 года и охватят различные стороны жизни людей: от экологии до оказания госуслуг. Во многом стратегические инициативы соответствуют пунктам «Народной программы» — это создание передовых инженерных школ, санитарный щит страны, модернизацияпервичного звена здравоохранения и системы реабилитации, внедрение принципа «социального казначейства» и развитие портала Госуслуги, Пушкинская карта, инфраструктурные кредиты для регионов, стимулирование ИЖС и многие другие инициативы.На это в проекте бюджета закладывается порядка 1 трлн рублей в 2021- 2024 гг., из них 0,5 трлн рублей – новые деньги (общая стоимость реализации инициатив за аналогичный период должна составить порядка 4,6 трлн рублей за счет имеющихся и дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств частных инвесторов, государственных компаний, институтов развития).

  1. В целом, на реализацию «Народной программы», поручений Президента и Правительства в бюджете учтено почти 5 трлн рублей дополнительных средств.
  2. I. СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК
  3. 1 Здравоохранение
  4. были базовыми в Народной программе «Единой России» и стали безусловным приоритетом при работе над проектом федерального бюджета.
  5. На расходы на здравоохранение и социальную политику в проекте бюджета предусмотрено более 22 трлн рублей.
  6. Несмотря на разговоры наших оппонентов о снижении расходов на здравоохранение, проектом бюджета предусмотрен их рост.

Здоровье людей, повышение продолжительности жизни, активное долголетие, защита материнства и детства – основные направления, которые

Расходы на здравоохранение на 2022 год составляют 1 245,4 млрд рублей, что почти на 100 млрд рублей больше заложенных в закон о бюджете 2021-2023 гг. и более чем на 500 млрд рублей больше фактических расходов 2019 года.

В целом по бюджетной системе расходы на здравоохранение составят:

5 187,1 млрд рублей в 2022 году,

5 377,2 млрд рублей в 2023 годуи 5 655,7 млрд рублей в 2024 году.

По сравнению с утвержденными параметрами бюджета на 2022-23 гг. предусмотрен их рост как в номинальном выражении (+ 592 и + 621,8 млрд соответственно), так и в относительном (+0,2% ВВП ежегодно). При этом показатели расходов на здравоохранение в очередном году превышают параметры доковидного 2019 года на 0,4% ВВП, что полностью соответствует социальной направленности бюджета.

Запланировано:

Около 270 млрд рублей на программу «первичное звено для каждого».

Это не только строительство 5 000 и ремонт 2 700 медицинских организаций для повышения «физической» доступности здравоохранения, но и то, что просили в наказах наши избиратели – новая система организации медицинской помощи с персонализированным подходом к пациентам, упрощением получения помощи, сокращением сроков постановки диагноза и т.д.

Почти 800 млрд рублей на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, в т.ч. более 250 млрд на лечение жизнеугрожающих заболеваний у детей.

Более 350 млрд рублей на высокотехнологичную медицинскую помощь, которую смогут получать не менее 300 тыс. человек ежегодно.

  • 2 Социальная политика
  • Проектом федерального бюджета заложен принцип – человек в любом возрасте, в любой части страны не должен остаться один на один с тяжелыми жизненными обстоятельствами.
  • В части ключевых мер поддержки в бюджете предусмотрено:
  • Около 2,1 трлн рублей на адресную поддержку более 5 млн семей с детьми (ежегодно).

Президент России Владимир Путин на Съезде партии «Единая Россия» отметил, что сегодня мы можем в приоритетном порядке поддержать тех, кто в первую очередь нуждается в защите со стороны государства: детей, многодетные семьи, пенсионеров.Система мер поддержки людей должна быть оперативной и доступной. Это положение было зафиксировано в Народной программе «Единой России» и нашло свое отражение в проекте федерального бюджета.

В своем послании Президент Владимир Путин поддержал ряд социальных инициатив, которые ранее направила в его адрес «Единая Россия». Это адресные пособия на детей до 8 лет, выплаты одиноким родителям с детьми 8-17 лет (более 2 трлн рублей, более 6 млн детей ежегодно) и беременным женщинам (более 70 млрд рублей, для более 400 тысяч беременных ежегодно).

Как итог в России будет создана целостная система адресной поддержки нуждающихся семей с детьми начиная с беременности и до окончания школы.

Запланировано:

Почти 80 млрд рублей на поддержку малоимущих граждан (900 тысяч человек ежегодно) по программе социального контракта, в рамках которой они могут начать собственное дело или получить новую профессию и работу;

Около 1,6 трлн рублей на предоставление материнского капитала. Размер материнского капитала будет проиндексирован: к 2024 году до более 550 тыс. рублей на первого родившегося и почти 750 тыс. рублей на второго (последующих);

В 2022 году предусмотрено 95,4 млрд рублей на финансирование программы «Семейная ипотека», которая направлена на улучшения жилищных условий семей с детьми (в т.ч.

субсидирование % ставки по ипотеке для семей с детьми, рожденными после 2018 года), а также на единовременные выплаты 450 тыс. рублей многодетным семьям (с 3-мя и более детьми) на частичное погашение ипотеки.

На финансирование льготной ипотечной программы по ставке 7% предусмотрено в 2022 году 44,5 млрд рублей.

  1. 3 Пенсионное обеспечение
  2. В проекте представленного Правительством бюджета на 3 года расходы на развитие пенсионной системы в 2022 году вырастут на 2,5 млрд рублей.
  3. 4 Поддержка образования и науки

Также проектом бюджета предусмотрена индексация социальных пенсий, в 2022 году на 7,7 %.

Отечественное образование и наука – стратегические ресурсы национального развития. При подготовке бюджета было важно, в соответствии с «Народной программой», предусмотреть все расходы, которые позволят обеспечить устойчивое, опережающее финансирование этих сфер.

Дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование – это звенья единой системы, которые воспитывают и обучают, готовят к избранной специальности новые поколения россиян. Поэтому сфера образования – стратегическая. Ее качество, доступность, равные возможности для каждого определяют наше будущее, успех и достойную жизнь человека.

Наше образование и наука должны быть среди лучших в мире. Для реализации этой важной цели проектом бюджета предусмотрено:

  • Более 500 млрд рублей на строительство к 2024 году новых (1300 школ с 2019 года) и капитальный ремонт 4500 старых школ.
  • Более 260 млрд рублей на выплаты (5000 руб/мес) более 900 тысячам классных руководителей школ и учреждений среднего профобразования.
  • Более 180 млрд рублей предусмотрено для обеспечения более 7,3 млн школьников младших классов горячим питанием.
  • Около 60 млрд рублей на создание 8 кампусов ВУЗов мирового уровня и почти 40 млрд рублей на формирование передовых инженерных школ.
  • Кроме того, планируется обеспечить финансированием создание 45 000 новых бюджетных мест в ВУЗах.
  • II. КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ ЖИЗНИ
  • 5 Строительство. Транспорт
  • В бюджете предусмотрено:

Все это поможет России войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и объему научных исследований и разработок.В соответствии с наказами людей в программе партии «Единая Россия» был сформирован раздел «Удобная и комфортная жизнь».

Мы уже сделали очень много для того, чтобы изменить к лучшему, преобразить облик наших городов и поселков. Но еще больше предстоит сделать. И на эти задачи в проекте бюджета предусмотрены необходимые средства.

Около 448 млрд рублей в 2022 – 2024 гг. в рамках всех ипотечных программ (общая, семьи с детьми, сельская, дальневосточная), нацеленных на повышение доступности жилья.

Около 195 млрд рублей на ликвидацию аварийного жилого фонда. Это включает как завершение программы расселения признанного до 2017 года аварийного жилья (около 500 тысяч граждан), так и запуск программы расселения аварийного жилья на новых принципах. Это предложение «Единой России» Президент поддержал на съезде Партии.

  1. Более 1,8 трлн рублей заложено на модернизацию транспортной инфраструктуры (в рамках нацпроектов по расширению магистральной инфраструктуры и «Безопасные качественные дороги») – это касается как внутригородской (поселенческой) межагломерационной и магистральной.
  2. 6 Экология
  3. На эти цели проектом бюджета предусмотрено:
  4. Более 340 млрд рублей (в рамках нацпроекта Экология) на решение насущных экологических вопросов, включая ликвидацию городских свалок.

Значительное число наказов от наших избирателей связано именно с вопросами экологии. Экологическое благополучие – это, прежде всего, здоровье народа и будущих поколений.

Для решения климатических проблем финансирование различных инициатив. Например, создание к 2024 году сети наблюдений за поглощением парниковых газов для раскрытия полного потенциала лесов и других экосистем. Также разработаны такие инициативы, как «Чистая энергетика»; «Новая атомная энергетика» «Электроавтомобиль и водородный автомобиль».

  • III. ЭКОНОМИКА
  • 7 Рост экономики
  • Для развития предпринимательства в проекте бюджета предусмотрена поддержка самозанятых граждан в том числе через программу предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн рублей по льготной ставке до 1,5 ставки ЦБ.

На Съезде партии «Единая Россия» Президент России Владимир Путин поставил общую задачу: нужно добиться, чтобы рост экономики приобрел устойчивый, качественный и долгосрочный характер, чтобы повышались доходы людей и открывались новые рабочие места.Без устойчивого экономического роста – невозможно повышение качества жизни граждан. Для ускорения темпов экономики необходимо увеличивать инвестиции в основной капитал, поднимать уровень занятости (в том числе в сфере МСП), укреплять конкурентоспособность российских компаний на глобальных рынках.

На опережающее развитие отраслей экономики в законопроекте на 2022-2024 гг.

дополнительно предусмотрено более 500 млрд рублей; развитие внутреннего туризма (более 130 млрд рублей); создание новых гражданских самолетов (около 119 млрд рублей); развитие электронной и радиоэлектронной промышленности (осуществляется и государственной программы «НТР») (более 184 млрд рублей).

8 Государственные расходы

В документе прописано, что в 2022 году расходы бюджета составят 23,69 тлрн рублей. Это на 2,17 трлн рублей больше, чем планировалось потратить в 2021 году. Расходы вырастут в 2023 году на 1,5 трлн рублей и в 2024 году на 1,1 трлн рублей.

Из проекта бюджета следует, что предусмотрен и рост доходов, и рост расходов.

9 ФНБ

Наличие достаточного объема ликвидных средств в ФНБ выступает фактором бюджетной и долговой устойчивости.

За 4 года планируется направить средства ФНБ на поддержку экономики в размере 2,5 трлн рублей. Это крупные инфраструктурные проекты, которые создают основу для экономического развития страны. Инициатива о

предоставление регионам займов для реализации таких проектов принадлежит «Единой России».Это проекты в области цифровой трансформации и технологий, социальной сферы, строительства, экологии, которые сделают жизнь в регионах нашей страны лучше и комфортнее.

  1. Важно отметить, что именно ФНБ позволяет России исполнять все взятые обязательства в сложных условиях борьбы с COVID-19.
  2. 10 Развитие сельского хозяйства
  3. В связи с этим, мы считаем, что государственная программа комплексного развития сельских территорий нуждается в увеличении финансирования.
  4. IV.

    ЦИФРОВИЗАЦИЯ

  5. 11 Цифровая трансформация

Вместе с тем, значительные риски создаёт глобальный энергопереход, который в средней и долгосрочной перспективе может привести к существенному падению цен на нефть. Ключевой фактор устойчивости в этом контексте – размер ликвидных резервных активов в ФНБ.

Несмотря на снижение зависимости страны от нефтегазовых доходов, они составляют значительную часть при формировании бюджета. В случае негативного сценария развития цен на энергоносители Россия может столкнуться с проблемами наполнения бюджета уже к началу 2030х гг.

Поэтому руководство страны понимает, что Фонд национального благосостояния должен всегда иметь минимальный необходимый запас и подходить к инвестированию средств ФНБ нужно взвешенно.Развитие сельских территорий стало, как отметил Президент России Владимир Путин на Съезде партии «Единая Россия», одним из флагманов отечественной экономики.

Развитие сельского хозяйства – один из разделов Народной программы партии «Единая Россия», который был сформирован исходя из запросов жителей села.Сегодня отечественный агропромышленный комплекс – один из самых динамично растущих.

Дальнейшее развитие этого сектора тесно связано с созданием комфортных условий для жизни на селе, формированием здесь современной социальной инфраструктуры. Нам предстоит устранить неравенство условий для предпринимателей в сельском хозяйстве, поддерживая эффективное развитие как крупных агропроизводств, так и крестьянско- фермерских хозяйств.

Пандемия коронавируса ускорила автоматизацию и роботизацию во многих сферах. Для более активного внедрения новых технологий в ключевых отраслях экономики и социальной сферы (включая здравоохранение, образование, госуправление) будет проведена цифровая трансформация.Во-первых, в ближайшие годы планируется обеспечить доступ людей к быстрому Интернету на всей территории страны.

Этому поспособствует в том числе развитие конкурентоспособных инфраструктурных решений, которые касаются передачи, обработки и хранения данных.

До конца 2022 года к интернету будет подключено более 80 тысяч социально значимых организаций (ФАПы, школы, пожарные части и посты, участковые пункты полиции, организации культуры и т.д.). Также жители почти 14-ти тысяч населенных пунктов с численностью населения 100-500 человек получат доступ к интернету с использованием точек доступа. На это планируется направить более 35 млрд рублей в 2022-2024 гг.

В целях защиты доступа и создания безопасного интернет-пространства к Единой сети передачи данных будут подключены образовательные организации и ЦИКи. На эти цели будет направлено 9,4 млрд рублей в 2022-2024 гг.

Чтобы стимулировать развитие отрасли, будет создана комплексная система финансирования цифровых технологий (гранты, льготное кредитование, венчурное финансирование), а также закреплены особенности налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами.

В рамках федпроекта «Цифровые технологии» ежегодно будет поддерживаться более 20 проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере ИТ в виде грантов (к концу 2024 г. – 114 шт.), до 10 проектов в виде льготного кредитования (к концу 2024 г. – 50 шт.

), 148 проектов малых предприятий коммерциализации(к концу 2024 г. – 766 шт.).

Ежегодно будут предоставляться гранты 15-20 компаниям на первое масштабное внедрение коммерческой версии решения (к концу 2024 г. – 72 шт.), а также субъектам МСП по льготной цене — 126 000 лицензий российского программного обеспечения.

На реализацию федпроекта «Цифровые технологии» планируется направить 78,8 млрд. рублей (в 2022-2024 гг.).

Финансовые ресурсы будут направлены и на повышение качества государственных услуг: к 2024 году оформление справок, социальных льгот и пособий перейдет в онлайн.

Доля зарегистрированных пользователей портала Госуслуги, использующих сервисы портала в целях получения гос.

услуг в электронном виде, составит 60% от общего числа зарегистрированных пользователей. К концу 2024 года 30 видов сведений будут предоставляться органами гос.власти в режиме онлайн, без необходимости для человека ходить по инстанциям и собирать справки.

На реализацию федпроекта «Цифровое государственное управление» планируется направить 297,4 млрд. рублей (в 2022-2024 гг.).

Продолжние следует