Новости

Законопроект о снижении стоимости дистанционного обучения

Депутаты хотят наделить Минобрнауки полномочием обязать вузы возвращать студентам-очникам часть платы за обучение, если все их занятия были переведены в дистанционный формат — соответствующий проект внесен в Госдуму.

Сейчас такое решение могут принять только сами учебные заведения, из-за чего студентам, жалующимся на снижение уровня обучения, в 2020 году не вернули ни рубля, отмечают депутаты.

О том, кому могут вернуть деньги за онлайн-лекции и почему проект парламентариев называют популистским — в материале «Газеты.Ru».

Все отечественные вузы обяжут вернуть студентам часть платы за обучение, если на фоне пандемии их занятия были переведены из очного в дистанционный формат – данное положение предусмотрено новым законопроектом, внесенным в Госдуму.

Инициатива была зарегистрирована в Госдуме 27 октября. Авторами выступают руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, а также его замы Михаил Емельянов и Олег Нилов.

«Мы считаем, что все вузы без исключения обязаны вернуть часть платы – определенные пропорции сумм будет определять вуз. Из-за снижения уровня обучения в дистанционном формате падает и его себестоимость.

Качество дистанционного образования не может быть такое же, как при очном общении с преподавателем. То, что оно падает — это бесспорный факт для нас», — сообщил «Газете.

Ru» первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Он уверил, что денег вузам хватит на возвраты всем студентам – их получат даже те, кто окончит учреждение к моменту вступления в силу законопроекта.

«Как у них не может быть денег, если они заплачены? Вузы становятся коммерческими организациями, которые ведут коммерческую деятельность, так что это общее правило возвращения долгов.

Право студентов на возврат никуда не пропадает и с окончанием вуза»,

— подчеркнул чиновник.

Снижать стоимость образования и, соответственно, принимать решения о возврате, согласно проекту, будет Минобрнауки РФ.

В пандемию выяснилось, что все указания ведомства, касающиеся регулирования договорных отношений между вузом и студентом, носят исключительно рекомендательный характер, в связи с чем учебные заведения вправе ослушаться министерство.

«[Это] часто не позволяет оперативно решать вопросы, возникающие в период введения режима повышенной готовности, связанного с эпидемией коронавируса», — отметили депутаты.

В итоге Минобрнауки не могло помочь студентам, когда вузы игнорировали их требования.

«Только вот вузы за обучение по скайпу почему-то взяли с них точно такие же деньги, как будто бы студенты слушали лекции в аудитории.

И как оказалось, даже правительству было жаловаться бесполезно — у него не оказалось полномочий», — написал глава «Справедливой России» Сергей Миронов в своем Telegram-канале.

Тем не менее депутаты готовы вверить эту ответственность Минобрнауки только при условии, что ведомство сразу обяжет вузы снизить стоимость обучения в случае перехода организации исключительно на дистанционный формат – в том числе и «при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС».

Сейчас существует ст.

29 «Права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги» в ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителя», согласно которой студент может отказаться от исполнения договора, доказав факт некачественного обучения.

Тогда поставщик обязан вернуть вложенные потребителем средства. Наличие этой статьи лишает смысла проект, внесенный депутатами, считает руководитель Института образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«У студентов сейчас есть все возможности предъявить вузу претензии за некачественное оказание услуг и требовать возврата части оплаты. Факт некачественного образования подтверждается при предъявлении доказательств невыполненного вузами учебного плана. Если и тогда вуз отказывается вернуть деньги, то у студента есть все права подавать в суд», — пояснила эксперт «Газете.Ru».

Причин, по которым обучение может быть признано некачественным, много: одна из них – несоответствие обучения изначально заявленной программе.

Кроме того, уровень образования в вузе может быть назван низким при сокращении объема преподавания или деструктивном поведении преподавателя.

В любом случае Минобрнауки не должно вмешиваться в спор между учебным заведением и студентом, заявила Абанкина.

«Платное обучение – это договорные отношения студента с вузом. Упаси господь Минобрнауки вмешиваться – это ведомство к договорным платным отношениям не имеет никого отношения. Оно лишь передает госзадания университету. Это разрушит конструкцию договорных отношений в рамках гражданского права», — возмутилась она.

Между тем депутат Михаил Емельянов отметил, что он и другие авторы проекта «не видят ничего плохого в том, чтобы Минобрнауки выступало регулятором договорных отношений».

Общежитие за счет студентов

Депутаты уверены: у Минобрнауки есть все основания для вмешательства.

Так, в период активного распространения COVID-19, когда студенты были вынуждены выехать из общежитий, ведомство разослало учебным заведениям письмо, в котором порекомендовало вузам рассмотреть возможность «о снижении или приостановлении взимания с обучающихся платы за пользование помещением в общежитии и платы за коммунальные услуги».

«Несмотря на рекомендации поступало много жалоб от студентов, которым отказывали в снижении (приостановлении), пересчете платы за общежития», — отмечается в законопроекте.

Многие вузы отказывали в пересчете, так как не могли избавиться от расходов, пояснили в ВШЭ. «Да, имущественный комплекс мог использоваться в спящем режиме, и у вузов могла появиться экономия за этот счет.

Но они все равно должны оплачивать все имущественные налоги, а некоторые и вовсе не имеют возможности перевести помещения в спящий режим, так как есть нормы отопления, да и не везде стоят регуляторы для консервации здания», — сказала Ирина Абанкина.

Но главный повод вмешаться – это отсутствие четких стандартов такого обучения, из-за чего часть вузов перевели студентов практически на заочную форму.

Она в свою очередь заключалась лишь в отправке молодым людям заданий и сборе ответов, отмечают депутаты в проекте.

«При этом качество обучения резко снизилось, и те студенты, которые проходили платное обучение, справедливо поставили вопрос о перерасчете стоимости и возврате оплаты за несостоявшееся очное обучение», — подчеркивает Миронов.

Тем не менее все эксперты уверяют: преподаватели всеми силами стараются держать уровень обучения на прежнем уровне, при этом на работу уходит больше положенного времени.

«Некоторые считают, что никакого особого снижения качества образования не произошло — другие, что резко снизилось. Но дистанционное обучение увеличило нагрузку на педагога. Мы вынуждены вступать со студентами в переписку постоянно, чего раньше не было. Это превращается в повседневное общение — ненормированное по времени.

Но я бы не относился отрицательно к жалобам студентов. К ним нужно подходить осмысленно и корректно, так как студенты могут придумать повод для жалобы», — рассуждает в разговоре с «Газетой.Ru» глава Центра социологии образования РАО Владимир Собкин.

Специалисты уверены, что фраза «снижение качества образования» не может быть принята в качестве аргумента для возврата денег как от Минобрнауки, так и от студента. «Надо смотреть, какие статьи расходов у университетов были сокращены и что было не выполнено в учебном плане. Но объем труда преподавателей не уменьшился», — подчеркивает Абанкина.

Дайте определение «дистанционке»

Эксперт назвала проект депутатов «популистским» и попросила их вместо денежных вопросов решать проблему определения онлайн-режима обучения. Законодательно «дистанционка» не обозначена как форма – например, очно-заочная, заочная или очная – в связи с этим для онлайн-формата нет четко выверенной программы обучения.

Как только властям удастся дать определение дистанционному формату, его можно будет сравнить с заочным, откуда и станет ясно: потеряли ли студенты-очники в знаниях или нет, пояснила Абанкина.

Отметим, что за весь период распространения коронавируса в России не было зафиксировано ни одного случая возврата или перерасчета средств за онлайн-обучение. «Это не заочное образование, еще раз хочу подчеркнуть. Это очное полноценное образование, но с использованием информационных технологий», – заявлял ректор РАНХиГС Владимир Мау агентству «Интерфакс».

Тем не менее студенты по всей стране подписывали петиции с требованием вернуть часть средств и обращались за помощью во Всероссийский студенческий союз (ВСС), рассказал председатель организации Олег Цапко News.ru.

В мае министр науки и высшего образования Валерий Фальков попытался разрешить ситуацию и предложил оставить цены за обучение на платных отделениях вузов на уровне 2019 года. Но и этот посыл не дошел до всех учреждений – в частности плату увеличили Уральский федеральный университет и Уральский госуниверситет путей сообщения, писала местная газета «Новый день».

Руководство ВШЭ также повысило стоимость обучения – так, цена за год бакалаврской программы по прикладной математике и информатике вуза в 2020 году составляет 550 тыс. рублей.

В то время как в 2019 получить образование на этом факультете стоило 440 тыс. рублей, что на 25% меньше. В МГУ обучение по специальности «менеджмент» обошлось студентам в 490 тыс., что на 90 тыс. рублей дороже прошлого года.

Оказались в этом списке и РГГУ, РГСУ и РУДН, а также другие ведущие вузы России.

Студенты требуют скидок: снизят ли плату за обучение на удаленке в вузах Москвы

Из-за второй волны коронавируса студентов московских колледжей и вузов отправили на дистанционное обучение до 15 января 2021 года, а позже Минобрнауки продлило дистанционку студентам московских и питерских вузов до 6 февраля, включая зимнюю сессию.

Студенты МГУ, которые учатся дистанционно с 16 ноября, создали петицию с требованием снизить оплату за учебу. О снижении стоимости обучения в период пандемии задумались «платники» многих столичных вузов.

Что делать, если удаленка бьет по карману и качеству образования, РИАМО выяснял у экспертов.

Все, что нужно знать о коронавирусе. Спецпроект РИАМО>>

Скидки за удаленку

© РИА Новости,   Владимир Астапкович

Учебный год в условиях пандемии стал испытанием для студентов по всему миру. Еще летом студенты ведущих вузов США выступили с требованием снизить плату за дистанционное обучение. Воспитанники Джорджтаунского, Нью-Йоркского университета и других жаловались на снижение доступности образования, отмену факультативных и практических занятий, проблемы с доступом к ресурсам вузов.

Перерасчета оплаты за обучение в период дистанционки и предоставления скидок потребовала и инициативная группа студентов-контрактников МГУ.

Как отмечается в петиции, многие студенты контрактной формы обучения испытывают значительно больше трудностей в условиях пандемии, чем бюджетники. Необходимость платы за обучение, повышенные расценки за проживание в общежитии, наличие кредитов на образование и нестабильный заработок ставит многих контрактников в незащищенное положение.

В инициативной группе отметили, что дистанционное обучение не может в полной мере заменить очный формат, в связи с чем ухудшается качество образовательных услуг, поскольку студент лишен доступа к инфраструктуре вуза. Кроме того, обучающиеся пожаловались на «виснущие» онлайн-трансляции и различные технические накладки.

  • Петицию о пересмотре оплаты обучения за весенний и осенний семестры уже поддержали более 22 тысяч человек, в том числе студенты многих ведущих вузов России.
  • Отказ от постоянных рабочих мест и рост прибыли: как «удаленка» стала нормой>>
  • Иск в суд

© РИАМО,   Николай Корешков

По мнению члена Московской областной коллегии адвокатов Ирины Зуй, требования студентов вполне обоснованы.

«Платное обучение – это де-юре и де-факто договор на оказание возмездных юридических услуг между высшим учебным заведением и студентом.

В ряд услуг входит, в том числе, возможность пользоваться научно-технической базой института, его лекционными залами, кафедрами, библиотеками на этих кафедрах, университетской библиотекой, лабораторией, а также научно-практическими пособиями и дидактическими материалами», – пояснила РИАМО юрист.

Если вуз работает в дистанционном формате, то условия договора с его стороны в полном объеме исполнены быть не могут, отмечает Зуй.

«Единственный механизм, который здесь может сработать – это обращение студентов с коллективным иском в суд. В этом случае, я уверена, что стоимость обучения снизят», — говорит юрист.

Подработка в период самоизоляции – 6 идей для «удаленки»>>

Продолжить, отложить или прекратить обучение

© РИА Новости,   Евгений Епанчинцев

Разделяет обеспокоенность студентов и их родителей старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов.

Однако он не советует сосредоточиваться на борьбе за снижение стоимости подписанных договоров. Выбор этого пути, по его мнению, приведет к целому комплексу новых проблем.

«Каковы юридические основания? Как быть с очевидной форсмажорностью ситуации? Как определить абсолютную или относительную границу «новой справедливой стоимости обучения»? Как быть с выпадающими расходами образовательной системы?», – поясняет Логинов.

  1. По его мнению, если качество и продуктивность обучения действительно ощутимо снижаются, то усилия было бы правильно сосредоточить на микшировании негативных эффектов, а не на борьбе за принцип «заметно хуже, но зато дешевле».
  2. При этом обязательно должны быть приняты меры, направленные на поддержание качества образовательной подготовки, особенно если пандемия останется с нами надолго, подчеркивает эксперт.
  3. Например, он предлагает провести экспертизу учебных планов с разделением изучаемых дисциплин на три группы: «зеленая» зона – то, что может быть без существенных потерь качества переведено на дистант; «желтая» зона – может быть переведена на дистант в случае жесткой необходимости, и «красная» зона – на дистант не переводится.

Результаты экспертизы должны быть доведены до студентов и их родителей, которые получают возможность выбора – согласиться и продолжать обучение, расторгнуть договор с возвратом неиспользованной суммы или приостановить обучение до нормализации ситуации без потерь для себя, то есть с сохранением места в вузе, отсрочки от воинского призыва.

«С этим связана возможность корректировки учебных планов, усилия образовательной системы по эффективной отработке специфики дистанта и подобные управленческие усилия, необходимые в данной ситуации. Студент же получает возможность выбора – продолжать, отложить, прекратить», – говорит Логинов.

«Проходила один тест три раза»: как работает электронная школа Москвы на дистанционке>>

Когда цену можно снижать

© РИАМО,   Анастасия Осипова

Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, радиоведущий Леонид Клейн согласен с тем, что в случае с отдельными факультетами тарифная сетка за очное и дистанционное обучение имеет право на жизнь.

Например, если речь идет о естественнонаучных факультетах, где для учебы студентам необходимы лаборатории, цену за обучение нужно снижать.

«Что касается гуманитарных факультетов, тут я не вижу проблемы. Я сам преподаю онлайн, и хочу отметить, что студенты достаточно мотивированны на учебу. Вести семинары со студентами на гуманитарную тему можно и в зуме, если это небольшая группа», – считает преподаватель.

То, о чем вузам следует однозначно позаботиться в ближайшее время, – так это техническое оснащение студентов и преподавателей.

«На данный момент в договоре об обучении нигде не сказано, что у студента должен в обязательном порядке иметься высокоскоростной беспроводной интернет и компьютер. Если нас ждет дальнейшая пандемия, эти нюансы нужно прописывать в договоре либо учитывать при расчете оплаты за обучение», – подчеркивает Клейн.

Экзамены на «удаленке»: как я поступала в вуз во время пандемии>>

Скидки есть – да не те

© РИАМО,   Пелагия Тихонова

В свою очередь, руководство МГУ имени М.В. Ломоносова решило выделить около 30 миллионов рублей на поддержку студентов на фоне пандемии.

  • Как сообщает ТАСС со ссылкой на ректора МГУ Виктора Садовничего, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, назначенным на ноябрь 2020 года на государственную социальную стипендию, будет единовременно выплачено по 10 тысяч рублей.
  • Кроме того, по словам Садовничего, до 30 ноября стипендиальные комиссии факультетов с участием студсоветов должны предоставить в ректорат списки на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам, обучающимся по договорам.
  • По мнению ректора, это позволит компенсировать возможные издержки, связанные с дистанционной формой обучения.

Кроме того, университет обещает покрыть расходы на проезд тем студентам, которые на период пандемии хотят вернуться домой. При этом вуз не обязывает никого выезжать из общежитий. Студенты-контрактники будут освобождены от необходимости платить за общежитие в период дистанционки.

Однако эти меры не включают в себя непосредственно скидок на обучение, на которые рассчитывают студенты. Учащиеся МГУ уже подготовили иск с требованием снизить оплату. Как сообщает телеграм-канал «Первый университетский», студенты все-таки рассчитывают на досудебное урегулирование ситуации, а в противном случае готовы идти в суд.

«Мы любим нашу альма-матер. Однако если университет продолжит халатно относиться к своим студентам, мы будем вынуждены обратиться в государственные органы для рассмотрения нашего дела в юридическом порядке — то бишь подать иск в суд», — приводит канал слова одного из инициаторов иска.

К тому же, по его словам, дело получило широкий общественный резонанс, так что студенты заручились поддержкой юристов.

В думу внесли законопроект о снижении стоимости обучения в вузе

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Группа депутатов фракции ЛДПР в понедельник внесла в Госдуму законопроект о снижении стоимости обучения в случае временной реализации программ высшего образования с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий. Текст документа размещен в думской электронной базе.

Депутаты предлагают снижать стоимость обучения в случае, если в течение двух рабочих недель подряд образовательные программы в вузах реализуются с применением исключительно электронного обучения. Речь в том числе идет и о вынужденных мерах в случае угрозы возникновения ЧС или введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части.

Как отмечают авторы инициативы, согласно закону, в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение, указывается полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. При этом у образовательной организации есть право снизить стоимость платных образовательных услуг — вузы сами устанавливают основания и порядок для такого снижения.

Как напоминают депутаты, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, с весны вузы были вынуждены перейти с очного формата обучения на обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Однако система образования «оказалась не готова к стремительному и полному переходу на качественное дистанционное обучение».

«Фактическая вовлеченность студентов в процесс обучения в разы уменьшилась и не позволяет передать обучающимся знания и навыки в полноценном виде, как и проверить усвоение этих знаний.

Вынужденная мера по переводу студентов на дистанционное обучение, к сожалению, привела к тому, что студенты самообучаются и практически не имеют семинарских занятий с коллективным обсуждением пройденных тем», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

В связи с этим депутаты считают «оправданным и справедливым» снижать плату за обучение в вузе в случае вынужденного перехода на дистанционный формат.

«Принимая во внимание, что образовательные организации высшего образования несут ответственность за качество образования, снижение стоимости обучения в случае перехода на дистанционные технологии позволит образовательным организациям более ответственно выстраивать дистанционную систему образования, а студентам получить компенсацию за качественно изменившиеся условия обучения», — считают авторы проекта.

Дистант пришел навсегда

В Минобрнауки считают, что даже после эпидемии университеты уже не вернутся к прежнему формату образования.

Поэтому ведомство начало обсуждать с ректорским сообществом возможность снижения платы за образование для студентов, вынужденных перейти на дистанционную форму обучения. Такое поручение накануне дал и премьер РФ Михаил Мишустин.

Ректоры выступают против: по их словам, вузы просто не смогут возместить финансовые потери. В качестве компромисса университеты предлагают создать программу стипендий для лучших или нуждающихся студентов-контрактников.

Во вторник заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев рассказал, что ведомство начало обсуждать с вузами рекомендации правительства снизить стоимость обучения для студентов-контрактников.

«Общий консенсус, что мы полностью к прежнему образованию уже не вернемся,— признал замминистра.— Мы будем использовать там, где это разумно, смешанный формат».

Напомним, накануне премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил проработать возможность снижения платы из-за коронавирусного перехода многих вузов на дистанционное образования. Минобрнауки и Минпросвещения должны выработать единое решение до 15 февраля 2021 года.

Ранее Минобрнауки рекомендовало перейти в онлайн всем своим подведомственным вузам в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы должны были принять решение об этом с оглядкой на местные власти и Роспотребнадзор.

В итоге сейчас лишь около 60% студентов учатся дистанционно, уточнил господин Афанасьев.

«С одной стороны, если раньше профессор читал лекции в аудитории, а теперь читает перед видеоаудиторией, то он так же готовится, тратит те же силы. Здесь скорее не может быть речи о снижении платы,— считает господин Афанасьев.

— Но если университет не смог в полном объеме сохранить контактные часы, если он заменяет их просто рассылкой материалов, которые студенты должны изучать самостоятельно, то фактически он реализует заочную форму обучения.

И в этом случае у студентов возникает основания претендовать на снижение».

Тем не менее замминистра подчеркнул, что замена «контактных лекций» на «качественные онлайн-курсы» не может рассматриваться как падение качества образования. «Сейчас мы пытаемся найти компромиссную формулу,— пояснил он.— Если вуз заменяет, к примеру, 20% своих контактных часов на фактически заочную форму, то он должен провести определенное снижение, примерно на 10%. Можно посчитать».

При этом, по словам господина Афанасьева, снижение платы возможно лишь в том случае, если это не приведет к банкротству вуза.

Отметим, ранее руководители ряда вузов жаловались “Ъ”, что переход на удаленку обернулся существенным увеличением затрат. Из-за этого ректоры отказываются снижать расценки.

«Массовое снижение стоимости обучения ничего не даст: оно не приведет к улучшению качества и не решит проблемы, связанные с падением жизненного уровня,— заявил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.— Любая поддержка должна быть адресной.

Она не должна касаться всех без исключения, потому что у всех разные возможности». По его мнению, решить проблему можно путем создания специальной программы стипендий для лучших или нуждающихся студентов-контрактников.

«Наши преподаватели не стали работать меньше: очные занятия у нас не остановлены, работы у большинства сотрудников ГИТИСа прибавилось,— заявил “Ъ” ректор вуза Григорий Заславский.— Фонд ГИТИСа потратил 9 млн руб. на помощь в оплате обучения. Всем студентам дали возможность платить в рассрочку. Мы не можем просто так понизить стоимость небюджетного студента».

Ректор ВГИКа Владимир Малышев считает, что снижение платы за обучение приведет к финансовым потерям, которые вузы не смогут возместить. «Педагоги, которые читают лекции дистанционно, тратят в полтора раза больше времени на подготовку и проведение лекций.

И мы никак не можем им понижать зарплату,— заявил он.— Часть зарплаты педагогам идет из госбюджета, часть от платных студентов,— примерно 40%. Плюс мы решаем задачи, которые бюджет нам не обеспечивает.

Допустим, нам надо купить пять кинокамер, это очень дорогое удовольствие — из бюджета могут выделить только на две камеры».

«У нас ничего не перенесено, программа идет по тому же плану, как было и в офлайне, нет никаких отмен,— заявил “Ъ” ректор МГИМО Анатолий Торкунов.— Пока даже не рассматриваем вопрос снижения платы за обучение».

Ранее “Ъ” сообщал, что более двух десятков студентов-контрактников МГУ подготовили коллективный иск к вузу. Из-за перехода на дистанционный формат качество учебного процесса «снизилось в разы», утверждают студенты и требуют произвести перерасчет за два семестра.

Анна Васильева, Павел Степанов

Иск к вузу: есть ли шанс вернуть деньги за онлайн-обучение — новости Право.ру

«Я чувствовал полное пренебрежение и равнодушие со стороны администрации университета.

Думаю, что, как нам и объяснили в этом году, добиться справедливости можно через систему права», – сказал 23-летний Абраам Баркхордар (Abraham Barkhordar), студент Гарвардской школы права, в интервью ABC News.

Он подал иск к университету, потому что стоимость обучения не изменилась, несмотря на переход в онлайн из-за пандемии коронавируса. 

В марте, в середине семестра, Баркхордара, студента юридического факультета, попросили срочно выехать из кампуса из-за пандемии. Он решил отправиться домой.

Это означало пересечь полстраны и жить с родственниками в одном доме.

Условия для учебы были так себе, рассказал студент: приходилось вставать в 5 утра на занятия, не было библиотеки, неотъемлемой части студенческой жизни, а также привычного обучения в группах. В итоге он начал отставать. 

После вопроса о стоимости такого «урезанного» обучения в вузе объявили, что она останется на том же уровне – $65 875 в год. 

Тогда студент пошел в суд. Пока его иск касается только весеннего семестра, но теперь в него могут включить и осень.

К концу семестра иски получили более 50 американских вузов. В числе ответчиков – Drexel University в Филадельфии, Columbia University в Нью-Йорке, Беркли, Университет Колорадо и другие. Истцы утверждают, что в изоляции не было полноценного обучения, и требуют компенсации.

Претензии студента

В иске против Гарварда Баркхордар выдвигает три претензии. Первая – несоблюдение условий контракта. «Студенты подписались под оговорёнными условиями, оплатили обучение и предполагали, что занятия будут очными в течение всего семестра.

Но это условие не было выполнено, потому что половина занятий прошла онлайн, а это нарушает условия договора», – отмечает один из представителей Баркхордара. Вторая претензия – неосновательное обогащение. Студенты платят за то, что они в итоге не получают.

Третий пункт – вузы конвертировали деньги за обучение в собственный доход, но не предоставили ничего взамен. 

Юристы рассчитывают, что иск станет групповым (Class action) и к нему присоединятся другие студенты Гарварда. 

В самом университете отказались от комментариев. На сайте вуза говорится, что в приоритете сейчас здоровье студентов, а также перечислены онлайн-инструменты, помогающие при удаленном обучении. 

Осенью вуз планирует продолжить дистанционные занятия. По словам Баркхордара, осенью условия для студентов даже ухудшатся. Например, профессора не будут записывать лекции. В ответ на жалобы студентов, что учиться из дома неудобно, представители университета посоветовали им решить проблему самим.

Например, скинуться и снять офис, где можно было бы заниматься. В школе права обещали выделить до $1 млн на нужды тех, у кого проблемы c интернетом. Также можно добровольно взять академический отпуск.

Другие престижные юридические школы – Стэнфорд или Джорджтаун – признают необходимость диалога со студентами, вузы планируют заниматься вживую осенью.

Иск к Гарварду – это далеко не первая претензия такого рода. Он может стать прецедентным, поскольку вуз задает тон для образовательной системы в США. «Я думаю, основной вопрос для вуза масштаба Гарварда, справедливо ли брать такие деньги со студентов в нынешних обстоятельствах», – говорит представитель Баркхордара.

Гарвард – один из богатейших вузов в США. По данным финансового отчета Гарварда за 2019 год, на конец прошлого финансового года фонд составил $40,9 млрд. Это больше, чем ВВП более половины стран мира. В самом вузе указывают, что расходы тщательно структурированы, а перерасход в одном месте вызовет дефицит в другом.

 

По мнению студента, вуз может позволить себе поддержать студентов в сложной ситуации.

«Это один из самых престижных вузов мира. Просто смешно, что они открещиваются от запросов студентов. Например, предлагают за свои деньги арендовать офис для учёбы. Я рад, что правосудие дает мне возможность этому противостоять», – говорит студент Гарварда.

Его юристы, выпускники того же вуза, уверены, что очное обучение не идет ни в какое сравнение с онлайн-обучением, где студенты лишены главного – реального взаимодействия с профессорами, политиками и судьями.

Ситуация в России

В марте комитет Госдумы по образованию и науке предлагал снизить стоимость обучения в вузах для студентов очного отделения при переводе на длительное дистанционное обучение из-за пандемии.

Рекомендации перевести студентов на удалёнку дало Минобрнауки, поэтому занятия в вузах проводились с помощью Zoom, Skype и других платформ. То, что формат поменялся, а цена осталась прежней, многих не устроило и вызвало вопросы к вузам.

Руководство отвечало, что снижать стоимость «не планируется» – такой ответ на вопрос и сегодня указан на сайте ВШЭ. 

В этом сюжете

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в апреле заявил, что вопрос об изменении стоимости правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг «очевидным образом» снизилось (цитата – РБК).

Он добавил, что в других случаях стоимость и другие условия обучения регулирует договор между вузом и студентом. Университеты же не торопятся идти навстречу студентам и дают формальные ответы.

Так, «Коммерсант» цитировал директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирину Абанкину, которая настаивала: «Дистант – это не другая форма обучения.

Если говорить строго юридически, у нас формы обучения есть такие, как очная, очно-заочная, то есть вечерняя, и заочная. Дистантная у нас относится к образовательным технологиям». Другие ссылаются на то, что вузам пришлось потратиться на переход в онлайн.

https://www.youtube.com/watch?v=eGlqc9R4biE

Студенты в России просили вузы пересчитать стоимость обучения в этом году, но ответы вузов их не удовлетворили, поэтому учащиеся подписывали петиции (например, так поступили студенты ВШЭ и РГГУ).

До суда дело не дошло (о подобных спорах у «Право.ru» нет информации).

Но даже если кто-то обратится с иском к Минобрнауки и собственному вузу, то добиться перерасчёта стоимости за онлайн-семестр будет тяжело.

«Если бы мы говорили о трудовых отношениях, то перевод в онлайн можно было бы рассматривать как изменение условий труда», – говорит Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы Федеральный рейтинг.

группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 11место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 29место По выручке
. В этом случае заключается допсоглашение, работники его подписывают, в том числе обосновываются и возможные изменения в зарплате. В период пандемии компании так и поступали.

А если работодатель сделает что-то неправильно, то сотрудник может легко пожаловаться. Но здесь такую параллель провести сложно, признает Кожемякина. 

По ее словам, когда речь идет о платных образовательных услугах, смотреть в случае иска нужно не на закон об образовании, а на договор между студентом-платником и самим вузом. Но в нем вряд ли прописаны изменения в связи с коронавирусом. Добиться на этом основании изменения стоимости маловероятно.

«Конечно, попробовать подать иск можно. Для этого нужны веские доказательства, аргументы и квалифицированный юрист в сфере образования», – говорит Кожемякина.

Многие в качестве доводов говорят, что не смогли получить новые знания и лишь решали текущие задания в онлайне, а хозяйственные и другие расходы вуза в это время снизились.

У учебных заведений контраргументов не меньше: нагрузка на преподавателей не упала, а даже выросла, вузы потратились на подключение онлайн-платформ и т. д. Более того, затраты они могут и подкрепить отчетами.

Перевод обучения в онлайн – это не инициатива вузов, а следствие пандемии и режима повышенной готовности.

«Многое в суде будет зависеть от аргументации и доказательств сторон, но перспективы таких исков я вижу весьма туманными», – признает Кожемякина.

Тем временем российские вузы объявили цены на следующий год обучения. В большинстве случаев ниже они не стали.

Сумма не меняется: пересчитают ли студентам-очникам стоимость обучения

После перехода на дистанционную работу студенты российских вузов озаботились вопросом пересмотра платы за обучение.

Универсального решения нет, заявил на брифинге министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. С одной стороны, «дистанционка» — это не очная форма и должна стоить меньше.

С другой — расходы у вузов во время эпидемии не уменьшились и даже увеличились. В чем сложность задачи, разбирались «Известия».

Неэкономная экономия

У большинства вузов сейчас две формы обучения: очная и заочная, иногда добавляется очно-заочная (вечерняя).

Они различаются объемом контактной работы с преподавателем: в первом случае он максимальный, во втором, напротив, минимальный. Некоторые учебные заведения вводят дистанционные программы.

Условия разные: от прямого включения из аудитории до записанных видеоуроков или текстовых материалов для самостоятельного изучения. Самый дорогой вариант — очный.

С середины марта из-за распространения коронавируса студенты перешли на дистанционное обучение (ДО). Вскоре в соцсетях и на платформах с петициями стали появляться требования учащихся пересмотреть стоимость обучения, ведь «дистанционка» и заочка, не предполагающие частого контакта с преподавателем, стоят в несколько раз меньше.

«Несмотря на официально заявленную «цифровизацию» учебного процесса, зачастую всё сводится к выполнению заданий через учебные порталы без получения каких-либо новых знаний.

Дистанционное обучение не компенсирует в полной мере весь образовательный процесс студентов, а следовательно, не может рассматриваться как полноценная замена очной формы обучения.

По нашему мнению, и плата за него должна быть ниже», — пишет автор одной из петиций. Подобных обращений на разных платформах десятки.

Студенты спрашивают о пересмотре оплаты и в деканатах. Как рассказал «Известиям» первый проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Петр Карасев, учащиеся обращались в вуз с этим вопросом.

Он пояснил, что стоимость заочного обучения ниже за счет меньших затрат труда преподавателей и большей самостоятельной работы студента. Кроме того, «заочка» позволяет экономить на обслуживании инфраструктуры: расписание менее интенсивное, аудитории нужны реже.

Но при переходе на ДО, сказал Карасев, вузам поручили обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме.

— Этот объем измеряется зачетными единицами. РЭУ им. Г.В. Плеханова, как и большинство вузов, сохранил учебное расписание и не уменьшил объем контактной работы преподавателя со студентом. Контакт между преподавателями и студентами не прекратился, просто он реализован при помощи онлайн-технологий вместо привычной встречи в аудитории.

Если говорить о затратах труда преподавателей, то общеизвестно, что они возросли. Научно-педагогическим работникам приходится больше времени тратить на подготовку к занятиям, регулярно отвечать на вопросы студентов в чатах или личных сообщениях, поступающих через различные каналы коммуникации, — подчеркнул первый проректор РЭУ им. Г.В.

Плеханова.

Расходы выросли

Если затраты вузов на труд преподавателей не уменьшились, то экономить на обслуживании помещений они могут. Но появилась другая статья расходов: оплата электронных сервисов, которые позволяют организовать удаленную работу с большим количеством студентов.

В госдуму внесли сразу два законопроекта о снижении стоимости учебы при переводе на удаленку

ПрофГид

Обновлено
7 декабря 2020

Депутаты от ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о снижении стоимости платного обучения в случае перевода студентов-очников на дистанционное обучение.

С похожей инициативой уже выступила фракция «Справедливая Россия» – ее проект поправок в закон об образовании сейчас обсуждается в профильных комитетах Госдумы.

Справедливороссы тоже призвали снижать стоимость платной очной учебы при переходе на дистанционку и предложили наделить Минобрнауки правом решать, в каких случаях и в каком порядке надо делать скидки на образовательные услуги.

Вы даже не подозреваете, какая мощь скрывается внутри вас. Всё, что вам нужно сделать — это узнать, в чём ваша сила и как её применить. Тест «Талантум» основан на практиках, применяемых успешными людьми.

По законопроекту либеральных демократов вузы и другие образовательные организации при вынужденном переходе на дистанционную учебу обязаны будут снижать стоимость обучения без указаний Минобрнауки.

Депутаты предлагают задуматься о «скидках» на оплату виртуальных пар вместо очных занятий, если учеба через интернет по программам, для которых ФГОС не допускает использование дистанционных технологий, длится больше двух рабочих недель.  

Снижать размер платы за обучение депутаты от ЛДПР предлагают вузам и в случае угрозы чрезвычайных ситуаций (ЧС), введения режима повышенной готовности к ЧС и при возникновении ЧС.

При этом законопроект предполагает, что порядок корректировки стоимости обучения вузы и другие образовательные организации будут разрабатывать сами, закреплять его в локальных нормативных актах и информировать об этом студентов.

В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают, что после перехода вузов весной этого года на дистанционный формат обучения фактическая вовлеченность студентов в образовательный процесс снизилась в несколько раз, так как лекции, практические и лабораторные работы, даже аттестация проходят на онлайн-платформах. Все это, по мнению авторов законодательной инициативы, снижает качество передачи знаний и контроля их освоения. Кроме того, методы очного и дистанционного обучения существенно различаются, поэтому предложение снизить цену платных образовательных услуг оправданно и справедливо.

Депутаты ожидают, что уменьшение стоимости обучения при вынужденном переходе в дистанционный формат будет стимулировать вузы более ответственно подходить к выстраиванию системы дистанционного образования, а студенты смогут получить материальную компенсацию за изменение условий обучения.  

Кстати

6 декабря в эфире Радио «Комсомольская правда» глава Минобрнауки Валерий Фальков сказал, что зимнюю сессию вузы отменять не будут – она пройдет в онлайне, соответствующий приказ уже есть.

Министр отметил, что 37 % российских высших учебных заведений (больше 400) из-за пандемии полностью перешли на дистанционное обучение и вузы будут с пониманием относиться к проблемам студентов, которые из-за этого возникли.

Минобрнауки рекомендует переводить тех, кто живет в регионах с плохим интернетом, на индивидуальный учебный план, не отчислять из-за одной-двух задолженностей, а «дать рассрочку» для ликвидации хвостов.

Студентам, живущим «там, где вообще связи нет», предоставят возможность уйти в академический отпуск.