Тормозная система ВАЗ-2107: схема, устройство, ремонт
Схема тормозной системы «ВАЗ 2107» включает в себя две автономных подсистемы: рабочую тормозную систему (далее по тексту РТС) и стояночную тормозную систему (далее по тексту СТС).
В свою очередь, гидравлический привод РТС автомобиля «ВАЗ 2107» разделен на два независимых контура, ответственных за функционирование тормозных механизмов передних или задних колесных пар.
Функциональность такого разделения достаточно очевидна, ведь именно оно обеспечивает необходимую эффективность торможения транспортного средства в случае отказа основных элементов тормозной системы, включенных в тот или иной контур.
Устройство тормозной системы ВАЗ 2107
РТС конструктивно состоит из:
- Главного тормозного цилиндра (ГТЦ) (поз. 4).
- Вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) (поз. 3).
- Узла тормозной педали (поз. 24).
- Емкости для тормозной жидкости, оснащенной датчиком уровня (поз. 8).
- Тормозных механизмов (дискового типа) передней колесной пары (поз. 1, 2, 6).
- Тормозных механизмов (барабанного типа) задней колесной пары (поз 15, 16).
- Регулятора давления тормозной жидкости в контуре задних тормозов (поз. 12).
- Трубопроводов тормозных магистралей (поз. 5, 7, 11).
СТС конструктивно состоит из:
- Узла регулировки (поз. 18, 20)
- Рычага стояночного тормоза (поз. 10).
- Тросовой системы, включающей передний (поз.21) и задний (поз. 17) тросы.
- Рычага привода в действие тормозных колодок (поз. 14).
- Направляющей (поз. 19).
- Привод СТС «семерки» — механический, тросового типа.
Ремонт тормозной системы ВАЗ 2107
В этом разделе нашего повествования мы предлагаем практические советы по выполнению ремонтно-восстановительных работ, вызванных необходимостью замены вышедших из строя основных элементов тормозной системы автомобиля «ВАЗ 2107».
Наиболее распространенным в этом перечне является замена тормозных колодок, износ фрикционных накладок которых превысил допустимые нормы (1,5 миллиметра и менее).
Замена передних тормозных колодок
В качестве материально-технического обеспечения процесса вам потребуются пассатижи, обладающие достаточно широким захватом, чтобы отжать поршни тормозных цилиндров, обычные пассатижи для удаления шпилек, молоток, и тонкий бородок.
Внимание! В целях предотвращения возникновения дисбаланса автомобиля при торможении, замена тормозных колодок производится на обоих колесах пары ОДНОВРЕМЕННО.
- Демонтируем колесо и при помощи жесткой металлической щетки очищаем суппорт от загрязнений.
- Пассатижами разжимаем шплинты, фиксирующие шпильки, и удаляем их.
- При помощи бородка молотком выбиваем из посадочных проушин фиксирующие пальцы и удаляем их и прижимные пружины.
- Тормозные колодки после проведенных нами манипуляций в штатных посадочных местах удерживаются лишь силой давления поршней тормозного цилиндра.
- Откройте крышку емкости для тормозной жидкости и отожмите посредством пассатижей с широким хватом поршни цилиндра.
- Удалите старые тормозные колодки из посадочной ниши и вставьте в нее новые.
- Выполните сборку узла в последовательности, обратной вышеприведенной.
- По окончании сборочных работ выжмите несколько раз тормозную педаль для установки поршней тормозного цилиндра на штатное место.
- Проверьте уровень тормозной жидкости в резервуаре и в случае необходимости доведите уровень до отметки «MAX».
- Замена задних тормозных колодок
- Материально-техническое обеспечение процесса замены предполагает наличие торцевого ключа на «7» или «12» (в зависимости от размера направляющих колесных шпилек), двух монтажных лопаток, молотка и пассатижей.
- После демонтажа колеса при помощи торцевого ключа на «7» (на автомобилях ранних годов выпуска – на «12») отворачиваем колесные направляющие шпильки (2 штуки).
- Аккуратно демонтируем барабан (не изменяя положения тормозных колодок).
- Уперев монтажные лопатки в колодки, вдавливаем поршни внутрь тормозного цилиндра.
- Демонтируем шпильки фиксации тормозных колодок, расположенные в средней их части.
- При помощи пассатижей отсоедините нижнюю пружину. Трос стояночного тормоза выведите из зацепления с рычагом привода тормозных колодок.
- Снимите тормозные колодки вместе с пружиной и распорной планкой.
- Отсоедините приводной рычаг стояночного тормоза, вынув для этого при помощи пассатижей шплинт из оси крепления.
- Тщательно очистите и промойте от загрязнений все элементы тормозного механизма, особое внимание уделив внутренней поверхности тормозного барабана.
- Замените колодки новыми и проведите сборку узла в обратной последовательности.
Замена главного тормозного цилиндра (ГТЦ)
Ремонт ГТЦ, как правило, выполняется способом его замены новым или заведомо исправным агрегатом.
Для обеспечения данного процесса вам потребуются: специализированный ключ для выкручивания (вкручивания) штуцеров тормозных трубок, торцовый ключ на «13», резиновая груша и некоторое количество свежей тормозной жидкости.
Завершив подготовительные мероприятия, приступаем непосредственно к выполнению ремонтных работ, которые заключаются в следующем:
- При помощи груши отбираем тормозную жидкость из резервуара.
- Ослабляем хомуты крепления резиновых шлангов, после чего отсоединяем их от главного тормозного цилиндра.
- Маркируем тормозные трубки для предотвращения путаницы в процессе сборки. После этого снимаем их посредством специализированного ключа, конфигурация которого позволяет избежать «слизывания» граней штуцера за счет полного и плотного их (граней) облегания.
- Закончив отсоединение элементов от ГТЦ, откручиваем гайки, крепящие его (ГТЦ) к корпусу ВУТ (вакуумного усилителя тормозов). Для этого используйте торцевой ключ на «13».
- Снимаем ГТЦ и заменяем его новым или заведомо исправным.
Установив агрегат на штатное место и произведя сборку узла, в последовательности, обратной, нежели приведенная выше. Затем долейте до установленного уровня тормозную жидкость и удалите воздух из контура тормозной системы.
Устройство тормозной системы ВАЗ 2107. Поломки и методы их устранения
Тормозная система ВАЗ 2107 выполняет три функции:
- Управление скоростью движения.
- Остановка.
- Удержание авто в неподвижном состоянии.
Это одна из важнейших систем любого автомобиля. От эффективности тормозной системы зависит безопасность водителя и пассажиров при движении и даже стоянке машины.
Система торможения ВАЗ 2107. Описание
«Семерка» имеет две системы тормозов: рабочую и стояночную. Первая предназначена для снижения скорости движения и остановки, вторая – для удержания автомобиля во время стоянки (остановки).
Особенность тормозной системы ВАЗ 2107 – простота и надежность. Сложные электронные компоненты (антиблокировочная система, системы стабилизации и перераспределения тормозного усилия отсутствуют) что упрощает самостоятельный ремонт и обслуживание тормозной системы.
Схема тормозной системы ВАЗ 2107 состоит из двух элементов:
- Тормозной механизм, непосредственно реализующий функцию торможения.
- Тормозной привод, управляющий тормозным механизмом.
На ВАЗ 2107 используются дисковые, работающие на сжимание, (спереди) и барабанные, работающие на разжимание, (сзади) тормозные механизмы, основанные на силе трения.
https://www.youtube.com/watch?v=dOxoP5-BMMI\u0026pp=ygVd0KLQvtGA0LzQvtC30L3QsNGPINGB0LjRgdGC0LXQvNCwINCS0JDQly0yMTA3OiDRgdGF0LXQvNCwLCDRg9GB0YLRgNC-0LnRgdGC0LLQviwg0YDQtdC80L7QvdGC
Гидравлический привод тормозного механизма ВАЗ 2107 основан на передачи усилия с тормозной педали на тормозные механизмы посредством тормозной жидкости. Привод включает:
- Тормозную педаль, управляющую системой тормозов.
- Вакуумный усилитель, создающий дополнительное усилие при нажатии педали.
- Главный тормозной цилиндр, обеспечивающий давление тормозной жидкости в системе.
- Расширительный бачок для тормозной жидкости.
- Рабочие цилиндры, передающие усилия тормозным механизмам.
- Регулятор давления жидкости в заднем тормозном контуре, меняющий усилие в соответствии с загрузкой автомобиля.
- Шланги и трубопроводы, по которым тормозная жидкость перемещается по системе.
Для повышения надежности системы она включает два независимых контура привода тормозных механизмов – задний и передний. При поломке одного контура другой может выполнять свои функции.
Гидравлическая тормозная система ВАЗ 2107 (инжектор). Принцип работы
Схема работы тормозов ВАЗ типична для легковых автомобилей. Нажатие педали тормоза перемещает поршень в главном цилиндре, увеличивает давление тормозной жидкости, которая перемещается по трубопроводам к рабочим цилиндрам колес.
Давление тормозной жидкости заставляет перемешаться поршни цилиндров, которые передают усилие на колодки. Последние прижимаются к тормозным дискам и барабанам, замедляя движение последних.
Вместе с барабанами и дисками останавливаются колеса, замедляя движение машины.
При ослаблении нажатия на тормозную педаль давление в системе снижается, поршни, а с ними тормозные колодки, возвращаются в исходное положение.
Роль вакуумного усилителя заключается в том, что он увеличивает давление тормозной педали на поршень в главном тормозном цилиндре.
Со временем детали и узлы тормозной системы изнашиваются, ее функционирование ухудшается. Часть неисправностей относится к «абсолютным», требующих немедленного исправления.
С такими неисправностями эксплуатация машины запрещена. Другие, «относительные» неисправности, несколько снижают удобство управления автомобиля.
Эксплуатация авто с такими неисправностями не запрещена, но они также требуют внимания, являясь предвестниками более серьезных поломок.
Абсолютные неисправности тормозной системы ВАЗ 2107
Неэффективность работы тормозной системы – самая распространенная неисправность. Диагностируется она по увеличению тормозного пути и ухудшению замедления при торможении. Определить это можно на глаз. Если тормозной путь со скорости 40 км/ч превышает 12,2 метра, использование автомобиля (даже для перемещения к месту ремонта) запрещается.
Причинами неисправности могут быть:
- Утечка тормозной жидкости.
- Наличие в системе воздуха.
- Поломка тормозных цилиндров (главного или рабочих).
- Износ колодок.
То есть, проверке подлежит вся тормозная система.
Утечка тормозной жидкости. Причина этой неисправность – износ цилиндров и элементов трубопровода тормозной системы. С данным типом поломки эксплуатация транспортного средства запрещена. Для устранения утечки необходимо провести тщательно проверить элементы системы и произвести замену поврежденных.
Поломка стояночного тормоза. Это частый дефект, проявляющийся в движении автомобиля при поднятом рычаге «ручника». Причина этого кроется в растяжении троса или износе барабанов и тормозных колодок.
Согласно ПДД, «ручник» должен удерживать машину на уклоне до 16 градусов при полной загрузке. Если его эффективность хуже, двигаться на машине можно лишь к месту ремонта.
https://www.youtube.com/watch?v=dOxoP5-BMMI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Устранить проблему можно регулировкой троса или заменой изношенных элементов.
Относительные неисправности тормозной системы ВАЗ 2107
Увеличения хода тормозной педали («мягкая» или «проваливающаяся» педаль). Причина неисправности – наличие воздуха в контурах тормозной жидкости износ цилиндров тормозной системы.
Иногда причиной может быть повреждение тормозного шланга, который «надувается» при повышении давления. Этот вариант наиболее опасен.
Если вовремя не заметить неисправный тормозной шланг, он может лопнуть, что приедет к отказу тормозов.
Для устранения неисправности нужно заменить неисправные элементы, прокачать тормозную систему.
Изменение траектории движения авто при торможении. Причиной этого является износ колодок или неисправности рабочих цилиндров. Замена или ремонт неисправных деталей и узлом поможет решить проблему.
Шум и скрежет в тормозном механизме во время движения либо при торможении. Обычно проблема возникает в задних механизмах. Ее причина – неравномерный износ барабанов (или дисков передних тормозов), недопустимый износ колодок, попадание грязи в тормозной механизм, поломка пружинных элементов. Чтобы избавиться от шума нужно заменить детали механизма и очистить (промыть) его.
Вибрация при торможении. Неисправность вызвана деформацией либо неравномерным износом дисков (барабанов) тормозного механизма. Единственный способ их ремонта – замена на исправные.
Вывод
Тормозная система ВАЗ 2107 – важный компонент системы управления автомобилем. От ее исправности зависит жизнь и здоровье водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Вероятность попадания в аварию при поломке тормозов очень высока.
Более опасна по своим последствиям лишь поломка рулевого управления. Поэтому необходимо постоянно следить за состоянием тормозной системы и каждого из ее компонентов. Особенно важно регулярно проводить проверку состояния тормозных шлангов.
Несмотря на наличие двух независимых тормозных контуров, лопнувший тормозной шланг приводит к падению давления и полному отказу тормозной системы.
Чтобы в полной мере задействовать исправный тормозной контур, необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза, а на это может элементарно не хватить времени.
Контроль состояния и своевременный ремонт тормозной системы – жизненная необходимость.
Ваз 2107 — тип тормозной системы
Тормозная система (ТС) любого транспортного средства предназначается для управления скоростью движения, остановки и удержания его в неподвижном состоянии на необходимый промежуток времени.
Она является одной из наиболее важных систем управления автомобилем, так как безопасность дорожного движения функционально зависит от степени исправности и эффективности тормозной системы.
Схема тормозной системы: 1 — диск тормоза; 2 — педаль тормоза; 3 — вакуумный усилитель; 4 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 5 — трубопровод контура привода передних тормозов; 6 — защитный кожух переднего тормоза; 7 — суппорт переднего тормоза; 8 — вакуумный трубопровод; 9 — бачок главного цилиндра; 10 — кнопка рычага привода стояночного тормоза; 11 — рычаг привода стояночного тормоза; 12 — тяга защелки рычага; 13 — защелка рычага; 14 — кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 15 — возвратный рычаг; 16 — трубопровод контура привода задних тормозов; 17 — фланец наконечника оболочки троса; 18 — колесный цилиндр заднего тормоза; 19 — регулятор давления задних тормозов; 20 — рычаг привода регулятора давления; 21 — колодки тормоза; 22 — рычаг ручного привода колодок; 23 — тяга рычага привода регулятора давления; 24 — кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 25 — задний трос; 26 — контргайка; 27 — регулировочная гайка; 28 — втулка; 29 — направляющая заднего троса; 30 — направляющий ролик; 31 — передний трос; 32 — упор выключателя контрольной лампы стояночного тормоза; 33 — выключатель стоп-сигнала
Схема тормозной системы: задних тормозов ВАЗ 2107: 1. Пружины пальцев крепления колодок; 2. Шплинт; 3. Прижимная пружина колодки; 4. Тормозные колодки; 5. Суппорт тормозного механизма; 6. Диск тормоза; 7. Защитный кожух; 8. Палец крепления колодок тормоза; 9. Штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 10. Соединительная трубка цилиндров; 11. Поршень; 12.
Колесный цилиндр; 13. Уплотнительное кольцо поршня; 14. Фрикционная накладка колодки; 15. Защитный колпачок поршня; 16. Фиксатор цилиндра; 17. Заклепка крепления опорной и направляющей пластин колодок; 18. Нижняя стяжная пружина колодок; 19. Направляющая пластина; 20. Тормозная колодка; 21. Задний трос привода стояночного тормоза; 22. Пружина заднего троса; 23.
Наконечник заднего троса; 24. Рычаг привода стояночного тормоза; 25. Распорная планка тормозных колодок; 26. Палец рычага привода колодок; 27. Корпус колесного цилиндра; 28. Распорная пружина поршней; 29. Штуцер для прокачки привода заднего тормоза; 30. Штуцер трубки подвода тормозной жидкости; 31. Уплотнительное кольцо поршня; 32. Поршень цилиндра; 33.
Защитный колпачок колесного цилиндра; 34. Упор колодки; 35. Верхняя стяжная пружина колодок; 36. Фрикционная накладка колодки; 37. Ребро колодки; 38. Пружина; 39. Ось; 40. Втулка пружины; 41. Фрикционные шайбы; 42. Втулка оси автоматического устройства; 43. Оболочка троса; 44. Направляющая пружина; 45. Опорный щит тормозного механизма; 46. Опорная пластина колодок I.
Тормозной механизм переднего колеса; II. Тормозной механизм заднего колеса.
Схема тормозной системы: передних тормозов ВАЗ 2107: Тормозной механизм переднего колеса: 1 — штуцер для прокачки привода передних тормозов; 2 — соединительная трубка рабочих цилиндров; 3 — провод сигнализатора износа накладок тормозных колодок; 4 — поршень колесного цилиндра; 5 — фиксатор колесного цилиндра; 6 — накладка тормозной колодки; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — пылезащитный колпачок; 9 — пальцы крепления колодок; 10 — болт крепления суппорта к кронштейну; 11 — поворотный кулак; 12 — кронштейн крепления суппорта; 13 — суппорт; 14 — защитный кожух; 15 — шплинт; 16 — прижимная пружина колодки; 17 — тормозные колодки; 18 — колесный цилиндр; 19 — тормозной диск
Система торможения современных автомобилей
Общая схема торможения на современных автомобилях предполагает наличие трех основных видов:
- рабочей;
- запасной;
- стояночной.
Рабочая ТС выполняет функции уменьшения скорости автомобиля или его остановки.
Запасная ТС предназначена для профилактики неисправности или отказа рабочей системы.
https://www.youtube.com/watch?v=YYiKAQ7F1gY\u0026pp=ygVd0KLQvtGA0LzQvtC30L3QsNGPINGB0LjRgdGC0LXQvNCwINCS0JDQly0yMTA3OiDRgdGF0LXQvNCwLCDRg9GB0YLRgNC-0LnRgdGC0LLQviwg0YDQtdC80L7QvdGC
Стояночная ТС выполняет функции удержания автомобиля в неподвижном состоянии в особых условиях и в режиме парковки. В ВАЗ-2107 реализованы в «чистом» виде рабочая и стояночная ТС.
В современном автомобиле торможение может осуществляться не только самой ТС, но и двигателем, электрическим или гидравлическим тормозом трансмиссии. Кроме того, часто реализуются дополнительные системы (или устройства), которые увеличивают продуктивность тормозящих функций:
- антиблокировочная система(пресловутая ABS);
- система электрораспределения тормозного усилия (или EBD);
- система электростабилизации (ESP) и пр.
Описанные устройства и системы приводят к значительному удорожанию транспортного средства, и схема тормозной системы ВАЗ-2107 их не предусматривает.
Однако отечественные автомобили в последнее время стали предусматривать подобные возможности.
Общее устройство тормозной системы
Принципиальная схема ТС включает следующие элементы:
- тормозной механизм;
- тормозной привод.
Тормозной механизм реализует функцию торможения – достижения момента, который необходим для уменьшения скорости движения или остановки.
На ВАЗ-2107 установлены классический вариант фрикционных механизмов, основанных на силе трения.
Их конструкция может быть представлена следующими двумя вариантами:
- дисковыми (работа механизма на сжимание) передние тормоза;
- барабанными (работа механизма на разжимание) задние тормоза.
Тормозной привод нужен для управления тормозными механизмами. Выделяют механический, пневматический, гидравлический, электрический и комбинированные принципы действия приводов. В ВАЗ-2107 применяется самый распространенный – гидравлический – принцип, основанный на действии тормозной жидкости (специальной маслянистой субстанции).
Схема гидравлического привода включает в себя:
- педаль тормоза (для управления гидроприводом);
- вакуумный усилитель (для создания дополнительного усилия при нажатии на педаль);
- главный тормозной цилиндр с расширительным бачком (для обеспечения роста или снижения давления жидкости в двухконтурной системе, а также для пополнения жидкости);
- колесные (или рабочие) цилиндры (для доведения управляющих функций педали до тормозного механизма);
- регулятор давления задних тормозов (для корректировки тормозного усилия при увеличении массы автомобиля);
- трубопроводы и шланги (для размещения и перемещения тормозной жидкости по системе).
Реализация тормозных функций в ВАЗ-2107 (как и в родственных моделях – седанах 2101, 2103, 2105, 2106 и универсалах 2102, 2104) предусматривает использование двух параллельных независимых контуров гидропривода. В случае неисправности одного контура, тормозные функции перераспределяются на второй.
Как работает гидравлическая тормозная система
Схема функционирования тормозной системы ВАЗ-2107 типична. Нажатие на педаль тормоза (при посредничестве вакуумного усилителя) ведет к перемещению поршня в главном цилиндре, что создает давление жидкости и заставляет ее по трубопроводам перемещаться к тормозным механизмам колес.
Под воздействием давления жидкости поршни цилиндров способствуют перемещению тормозных колодок передних колес к дискам, а задних – к барабанам. Итогом перемещения колодок становится их контакт с дисками и барабанами и замедление движения последних. Сила трения тормозящих колес с поверхностью проезжей части приводит к общему замедлению движения транспортного средства.
Схема прекращения торможения предполагает ослабление нажатия на педаль тормоза и перемещения жидкости назад — в главный цилиндр. Это означает падение давления жидкости в системе и потерю контакта колодок с барабанами и дисками, то есть прекращение торможения.
Этот же принцип лежит в основе процесса торможения на «классических моделях ВАЗ (с 2002 по 2106). Единственное исключение, которое имеет схема системы ВАЗ-2101, — это отсутствие вакуумного усилителя.
Неэффективность тормозной системы
Наиболее распространенная неисправность тормозной системы (в том числе и ВАЗ-2107) – это неэффективность, которая диагностируется двумя основными параметрами (при осуществлении специализированного инструментального исследования):
- увеличением тормозного пути;
- ростом установившегося замедления при торможении.
Подобные неисправности можно определить и «на глаз». После движения на легковом автомобиле по сухой дороге со скоростью 40 км/ч при осуществлении торможения автомобиль проходит расстояние, превышающее 12,2 м. В этом случае, согласно пункту 2.3.1 ПДД, использование транспортного средства запрещается (даже до места стоянки или ремонта).
Указанная неисправность может быть обусловлена:
- наличием воздуха в системе;
- утечкой жидкости из системы;
- изношенностью колодок;
- выходом из строя главного или колесных цилиндров.
Иными словами, мониторингу должна быть подвержена практически вся ТС. Ремонт (замена) узлов и агрегатов потребует прокачки системы для удаления из нее воздуха.
Негерметичность тормозной системы
В ходе работы ТС узлы, агрегаты и детали подвергаются износу, что приводит к разгерметизации системы и утеканию тормозной жидкости.
Чаще всего это происходит в тормозных шлангах или колесных цилиндрах. Ремонт неисправности осуществляется путем мониторинга течи и замены поврежденных элементов.
Негерметичность системы тоже исключает возможность эксплуатации автомобиля (согласно пункту 2.3.1 ПДД).
Неисправность стояночного тормоза
Данный дефект — самый распространенный, когда автомобиль осуществляет непроизвольное движение даже при зафиксированном «ручнике». Это обусловлено износом колодок, дисков или барабанов, а также вытягиванием тросовых элементов.
Согласно требованиям «Перечня…», стояночная ТС должна обеспечивать неподвижное состояние легкового автомобиля:
- на уклоне до 16% при полной нагрузке;
- на уклоне 23% в снаряженном состоянии.
В том случае, когда данные требования не выполняются, двигаться на автомобиле можно только до места стоянки или ремонта. Ремонт неисправности обеспечивается регулировкой натяжения троса специальной гайкой или заменой изношенных деталей.
Относительные неисправности
Данный перечень неисправностей не относится к абсолютным (или категориальным). Их наличие связано с удобством (или неудобством) движения на автомобиле.
Увеличенный ход тормозной педали
Причины «проваливания» педали обуславливается присутствием воздуха в системе; предельной изношенностью тормозных колодок; отказом в работе главного или колесных цилиндров. Схема действий при ликвидации технических проблем включает в себя проверку и ремонт всех узлов и агрегатов системы; а при необходимости — замену вышедших из строя и прокачку системы.
Смещение автомобиля в сторону при торможении
Неисправность обусловлена либо отказом в работе рабочего (колесного) цилиндра, либо износом колодок. Их замена (или ремонт) позволит решить возникшую проблему.
Скрежет, трение
Недостатки локализуются, в основном, в задних механизмах и определяются загрязнением механизма, критическим износом колодок, поломкой пружинных элементов, неравномерным износом дисков или барабанов. Ремонт неисправностей связан с промывкой и заменой деталей механизма.
Вибрация во время торможения, биение в руль
Это достаточно распространенная неисправность, которая связана исключительно с критическим или неравномерным износом дисков или барабанов, и ремонт будет заключаться в их замене.
Итоги
Тормозная система ВАЗ-2107, как и любого другого автомобиля, является важным компонентом целостной системы управления транспортным средством, обеспечивающим безопасность движения.
Тормозная система Ваз 2107, схема с подробным описанием
Одной из основных систем, обеспечивающих безопасность при передвижении на автомобиле, является тормозная система. Наибольшее распространение получили тормозные механизмы, использующие силу трения разных материалов. Такие механизмы устанавливаются на все авто, и на ВАЗ тоже, относящиеся к семейству «Классика».
В качестве примера классического ВАЗ выступит модель 2107. Тормозная система ВАЗ-2107 включает рабочую и стояночную системы. В задачу рабочей составляющей входит уменьшение скорости передвижения авто вплоть до полного обездвиживания.
Состоит она из двух составляющих: первой – тормозных механизмов, производящих воздействие на колеса, из-за чего и происходит снижение их вращения. Вторая составляющая – привод, посредством его водитель задействует механизмы.
Стояночная составляющая обеспечивает блокировку колес одной из осей авто, в случае с ВАЗ-2107 – задних, во время того, как автомобиль обездвижен. Использование этого тормоза исключает самопроизвольное движение авто. Эта система использует отдельный привод, которым выполняется воздействие на механизмы задней оси.
Более подробно, о том, как выглядит тормозная система ВАЗ-2107 показано на схеме:
Теперь рассмотрим более подробно устройство тормозной системы ВАЗ-2107. Сначала пройдемся по рабочей составляющей. Привод у нее является гидравлическим и включает:
- Педаль управления;
- Усилитель вакуумный;
- Цилиндр главный;
- Бак для рабочей жидкости;
- Трубопроводы высокого давления;
- Регулятор давления мех-змов задней оси;
Использование жидкости в качестве рабочего элемента привода обусловлено рядом положительных качеств: не требуется сложной системы рычагов для привода, облегчена проводка трубопроводов к механизмам, передача усилия от ноги водителя усиливается в несколько раз из-за вакуумного усилителя.
Рабочие механизмы на ВАЗ-2107 используются двух типов – спереди установлены дисковые тормоза, с использованием суппортов, На задней оси применены механизмы барабанного типа, включающие также стояночный механизм.
Теперь более подробно об элементах данной системы. Итак, педаль, на которую жмет водитель, расположена на одной оси с педалью управления сцеплением. Чтобы обеспечить возможность возвращения ее в исходное положение – она подпружинена.
Вакуумный усилитель тормозов
К педали подсоединен шток, связанный с усилителем. Устройство вакуумного усилителя тормозов ВАЗ-2107 довольно интересно, представлено оно на рисунке:
Представляет усилитель собой герметичную емкость, внутри поделенную на 2 камеры посредством мембраны. Камера, находящаяся ближе к педали называется атмосферной, а отделенная мембраной от нее – вакуумной. Сама мембрана соединена со штоком поршня главного цилиндра.
Вакуумная камера патрубком подсоединена к впускному коллектору мотора, откуда и берется разрежение. В конструкцию включен также следящий клапан, управляемый штоком педали, им то и выполняется вся работа.
При отпущенной педали этот клапан посредством канала соединяет полости камер, обеспечивая идентичное давление. При воздействии на педаль, клапан закрывает канал, связывающий камеры и открывает канал, связывающий атмосферную камеру с атмосферой.
Поскольку во второй камере сохраняется разрежение, то атмосферное давление начинает давить на мембрану. Поскольку она связана со штоком поршня главного цилиндра, за счет перемещения поршня производится вытеснение жидкости с цилиндра в трубопроводы.
Главный цилиндр тормозов
Главный цилиндр присоединен к усилителю. Представляет этот элемент собой корпус, к которому подводиться трубопроводы подачи и обратки от бачка с жидкостью, и выходят 3 трубопровода, ведущих к тормозным механизмам. На передние тормозные механизмы выходят по одному трубопроводу, а назад – только один, ведущий к регулятору.
Внутри этого корпуса установлены поршни, которыми жидкость выталкивается в трубопроводы. Один из них связан со штоком мембраны усилителя. Это основные элементы привода. Подробное устройство главного тормозного цилиндра показано выше.
Ссылка по теме:
Как завести двигатель ВАЗ зимой
Устройство суппорта
Идем далее. Механизмы передней оси – дисковые, состоящие из суппортов с основными тормозными элементами – колодками, и тормозных дисков.
Суппорт – это корпус, с проделанными в нем цилиндрами под поршни. Их у этой модели – два, по одному на каждую колодку. Устройство суппорта показано на рисунке.
Поршни суппорта имеют вид стакана, который помещены в свои цилиндры, но по нем они могут перемещаться. Чтобы исключить просачивание жидкости, на поршни одеты уплотнительные кольца.
- Колодки представляют собой небольшие металлические пластины, на которые наклеены накладки из фрикционного материала.
- Тормозной диск – выполнен из металла, для лучшего сцепления с поверхностью колодок, его боковые поверхности хорошо обработаны, чтобы не было на них никаких выступов и раковин.
Работа тормозов ВАЗ 2107 выполняется так: жидкость движется в цилиндры суппорта, где и начинает выталкивать поршни. Те выходят из цилиндров, поджимая колодки к диску.
Устройство тормозного механизма задней оси
Тормозная система ВАЗ-2107 задней оси имеет иное устройство. Все элементы ее спрятаны внутри тормозного барабана:
Рабочий тормозной цилиндр ВАЗ 2107 имеет такое устройство: есть корпус, он же цилиндр, с размещенными в нем двумя поршнями. При воздействии давления жидкости они выходят из цилиндра.
Колодки – металлические, сделанные в форме полумесяцев, на верхнюю кромку их приклеены фрикционы. Установленные на ступицу колодки образуют кольцо.
В нижней части колодки устанавливаются в проделанные под них посадочные места, а в верхней – в пазы, сделанные в поршнях. Чтобы самопроизвольно колодки не разводились, они стянуты пружинами. Там же и размещается механизм стояночного тормоза.
Поверх этого всего одет на вал ступицы барабан. При притормаживании жидкость выталкивает поршни, а поскольку в их пазы входят колодки, то это передвижение поршней сопровождается расхождением колодок. При этом они поджимаются к барабану и происходит замедление вращения.
Ссылка по теме:
Выбор аккумулятора для автомобиля Ваз-2107
Стояночный система
Она хоть задействует механизм колес задней оси, но никак не связана с рабочим механизмом. В качестве привода у него используется трос, подсоединенные к ручнику, находящемуся в салоне авто.
Под авто этот трос делиться на две части, идущие в механизмы задней оси. Внутри концы троса соединены с рычагом привода, а тот в свою очередь – с распорной планкой. Рычаг привода соединен с одной из колодок.
При задействовании ручника, трос тянет за рычаг, а поскольку тот упирается в планку – происходит разжатие колодок. Зубчатый сектор ручника при этом фиксирует положение рычага, при котором колодки разведены.
Регулятор давления
Он установлен в приводе задних колес и не только распределяет жидкость на механизмы, он еще и предотвращает возможный занос из-за разных усилий на механизмах. Производится это путем ограничения подачи давления в механизмы, в зависимости от положения кузова авто относительно моста.
Привод регулятора выполняется от тяги, один конец которой закреплен на заднем мосту, при этом сам же он закреплен на кузове. При увеличении нагруженности на заднюю ось, кузов меняет положение относительно моста, в результате тяга давит на поршень регулятора, из-за чего производится регулировка давления, подаваемого на механизмы.
Принцип работы тормозной системы ВАЗ-2107
При надобности снижения скорости, водитель давит на педаль. Его усилие передается на клапан усилителя, который открывает нужный канал для подачи атмосферного давления на мембрану.
Мембрана связана со штоком, соединенным с поршнем главного цил-ра. Этот шток вытесняет жидкость в трубопроводы, ведущие к рабочим механизмам.
Поскольку жидкость не сжимается, то все усилие полностью передается на механизмы.
Жидкость нажимает на поршни рабочих цилиндров, и те выдвигаясь, разжимают (на барабанных мех-змах) или прижимают колодки (на дисковых мех-змах) к диску или барабану, связанными со ступицами колес. Из-за трения колодок о диски (барабаны) и осуществляется замедление вращения.
Ссылка по теме:
Установка подогревателя на автомобиль ВАЗ
Виды обслуживающих работ
Несмотря на то, что конструктивно система не такая уж и сложная, однако она требует периодического обслуживания, включающего:
- Проверку уровня жидкости в системе;
- Проверку степени износа фрикционов колодок, дисков, барабанов;
- Прокачку системы для удаления воздуха;
- Проверку состояния тросов ручника;
- Регулировку натяжения тросов;
- Регулировку регулятора задних тормозов;
Перед каждым выездом нужно обязательно проверять, сколько тормозной жидкости в системе ВАЗ-2107. Ее недостаточное количество может привести к тому, что эффективность работы системы может значительно снизиться из-за попадания воздуха внутрь трубопроводов. К тому же, снижение уровня может сигнализировать о повреждении трубопроводов и утечке жидкости.
Проверять элементы механизмом следует раз в несколько месяцев, особенно это касается колодок, поскольку изнашиваются они достаточно интенсивно. При надобности производится замена изношенных элементов.
В случае попадания воздуха внутрь привода рабочей системы, выполняется прокачка, в результате которой воздух выгоняется из системы.
Послабление натяжения тросов стояночного тормоза может привести к его отказу, поэтому периодически нужно следить за ним, и при надобности восстанавливать натяжение.
Особенность тормозной системы
Одной из особенностей схемы тормозов ВАЗ-2107 является наличие двухконтурной системы. Суть двухконтурной системы сводится к тому, что рабочий привод разделен на две части, каждая из которых подает жидкость только на два механизма, при этом контуры между собой не взаимодействуют.
Наличие двух контуров обеспечивает работоспособность тормозов хотя бы двух колес в случае разгерметизации одного из контуров. То есть, даже при пробое трубопроводов одного контура, второй останется полностью работоспособным, что обеспечит функционирование тормозов.
У ВАЗ-2107 контуры поделены таким образом, что привод механизмов передней оси отделены от привода задних механизмов. Это позволяет не только сохранять работоспособность системы при выходе одного из контуров, но и производить прокачку отдельно каждого контура. То есть, если завоздушен один из контуров, то его нужно прокачивать, обслуживать второй при этом не обязательно.
Это только общая информация о том, как устроена тормозная система ВАЗ-2107, не включающая всех подробностей по обслуживанию и ремонту ее. В целом же тормоза этого авто работают вполне исправно, хотя некоторое элементы ее у автовладельцев вызывают нарекания.
Статья в тему — Прокачка тормозов Ваз
Видео – нужен или нет регулятор давления?
Устройство тормозной системы ваз 2107
png» width=»624″>
Схема
тормозной системы ВАЗ 2107: 1 — диск
тормоза; 2 — педаль тормоза; 3 — вакуумный
усилитель; 4 — главный цилиндр гидропривода
тормозов; 5 — трубопровод контура привода
передних тормозов; 6 — защитный кожух
переднего тормоза; 7 — суппорт переднего
тормоза; 8 — вакуумный трубопровод; 9 —
бачок главного цилиндра; 10 — кнопка
рычага привода стояночного тормоза; 11
— рычаг привода стояночного тормоза;
12 — тяга защелки рычага; 13 — защелка
рычага; 14 — кронштейн рычага привода
стояночного тормоза; 15 — возвратный
рычаг; 16 — трубопровод контура привода
задних тормозов; 17 — фланец наконечника
оболочки троса; 18 — колесный цилиндр
заднего тормоза; 19 — регулятор давления
задних тормозов; 20 — рычаг привода
регулятора давления; 21 — колодки тормоза;
22 — рычаг ручного привода колодок; 23 —
тяга рычага привода регулятора давления;
24 — кронштейн крепления наконечника
оболочки троса; 25 — задний трос; 26 —
контргайка; 27 — регулировочная гайка;
28 — втулка; 29 — направляющая заднего
троса; 30 — направляющий ролик; 31 —
передний трос; 32 — упор выключателя
контрольной лампы стояночного тормоза;
33 — выключатель стоп-сигнала.
Тормозной
механизм переднего колеса автомобиля
ваз 2107:
1
— направляющий палец колодок ; 2 —
тормозная колодка ; 3 — рабочий цилиндр
внутренний ; 4 — прижимная пружина
колодок ; 5 — шланг тормозного механизма
переднего колеса ; 6 — суппорт ; 7 — штуцер
прокачки тормозного механизма переднего
колеса ; 8 — соединительная трубка
рабочих цилиндров ; 9 — рабочий цилиндр
наружный ; 10 — тормозной диск ; 11- защитный
кожух .
На автомобиле ваз 2107 установлены две
тормозные системы — рабочая тормозная
система и стояночная тормозная система.
Гидравлический привод рабочей тормозной
системы на автомобиле ваз 2107 состоит
из двух независимых контуров, приводящих
в действие тормозные механизмы передних
и задних колес.
При нарушении в работе
одного тормозного контура автомобиль
ваз 2107 затормаживается вторым тормозным
контуром, хотя и с увеличением хода
педали тормоза и тормозного пути.
Рабочая
тормозная система автомобиля ваз
2107 состоит из педального узла, вакуумного
усилителя, главного тормозного цилиндра,
тормозного бачка с датчиком уровня
тормозной жидкости, трубопроводов,
тормозных механизмов передних и задних
колес с рабочими цилиндрами и регулятора
давления задних тормозов.
Педаль тормоза закреплена на одной оси
с педалью сцепления и снабжена возвратной
пружиной. Над педалью тормоза расположен
выключатель стоп сигналов, буфер
выключателя стоп сигналов при правильной
регулировке должен касаться упора
тормозной педали. При нажатии педали
тормоза контакты выключателя замыкаются
и у автомобиля ваз 2107 загораются лампы
стоп сигналов задних фонарях.
Вакуумный
усилитель ваз 2107, установленный на
перегородке моторного отсека, служит
для снижения усилия на педаль тормоза
за счет разрежения во впускном трубопроводе
при работающем двигателе.
Главный
тормозной цилиндр ваз 2107 установлен
на двух шпильках, ввернутых в корпус
вакуумного усилителя, и крепится к нему
гайками. В главном тормозном цилиндре
ввернуты штуцеры тормозных трубок
переднего и заднего контуров рабочей
тормозной системы.
На
перегородке моторного отсека автомобиля
ваз 2107 хомутом закреплен тормозной
бачок, из которого тормозная жидкость
по шлангам подводится к главному
тормозному цилиндру.
На тормозном бачке
выполнены метки максимального и
минимального уровней жидкости. В крышке
тормозного бачка установлен датчик
уровня тормозной жидкости с поплавком.
При падении уровня тормозной жидкости
в тормозном бачке ниже допустимого на
панели приборов автомобиля ваз 2107
красным светом загорается сигнальная
лампа.
Тормозной механизм переднего колеса
автомобиля ваз 2107 — дисковый и состоит
из чугунного, невентилируемого тормозного
диска, тормозного суппорта с двумя
рабочими цилиндрами и двух тормозных
колодок.
Тормозной диск заменяют при
износе его рабочей поверхности до
толщины менее 9,5 мм. Рабочие тормозные
цилиндры правого и левого тормозных
механизмов на автомобиле ваз 2107 —
невзаимозаменяемые.
Минимально допустимая
толщина накладки колодки тормозного
механизма переднего колеса 1,5 мм.
Тормозной механизм заднего колеса
автомобиля ваз 2107 — барабанный и состоит
из тормозного барабана, рабочего
тормозного цилиндра, двух тормозных
колодок со стяжными пружинами и распорного
рычага привода стояночного тормоза.
Тормозной барабан — алюминиевый с
чугунной вставкой. Наибольший допустимый
внутренний диаметр тормозного барабана
ваз 2107 при износе или после расточки —
251 мм.
Рабочий
тормозной цилиндр автомобиля ваз
2107 — двухпоршневой, с механизмом
автоматической регулировки зазора
между тормозным барабаном и тормозными
колодками. Основным элементом механизма
автоматической регулировки зазора
являются два упругих стальных разрезных
кольца, установленных на поршнях в
рабочем тормозном цилиндре с осевым
зазором 1,25—1,65 мм.
Упорные кольца
установлены в тормозном цилиндре с
натягом, обеспечивающим усилие сдвига
по зеркалу тормозного цилиндра не менее
35 кгс, что превышает усилие от стяжных
пружин тормозных колодок.
По мере износа
накладок тормозных колодок поршни при
торможении перемещают кольца в тормозном
цилиндре, благодаря чему поддерживается
постоянный зазор между тормозным
барабаном и тормозными колодками.
Для
снижения тормозного усилия в автомобиле
ваз 2107 на задней оси в гидропривод
тормозных механизмов задних колес
включен регулятор давления тормозов.
Регулятор давления тормозов предотвращает
занос автомобиля ваз 2107 при торможении,
ограничивая давление в тормозных рабочих
цилиндрах, в зависимости от положения
задней части кузова автомобиля ваз 2107
относительно балки заднего моста.