Учет

Соблюдение авторских прав при издании виниловых пластинок 2023

Соблюдение авторских прав при издании виниловых пластинок 2023

Какими правами обладает диджей?

Для того чтобы понять, какими правами обладает диджей, нужно определить какой результат интеллектуальной деятельности он создает. Итак, диджей (DJ) — лицо, которое лично воспроизводит через специальную техническую аппаратуру музыкальный контент.

При этом он не просто включает чужой трек, а перерабатывает его: изменяет ритм и темп с помощью микшерного пульта и регулировки скорости вращения пластинки. Он использует также звуковые спецэффекты, благодаря чему произведение преобразуется. Результат такой переработки называют компиляцией.

Таким образом, мы можем утверждать, что диджей — композитор, производящий собственный музыкальный контент. И, как любой «творец», он может защищать свои права.

Можно сказать, что права диджея «миксованные», как и его продукт. Потому что они образуют совокупность из авторских и смежных прав. Давайте разберем всё по полочкам.

Диджей берёт за основу песню другого автора и добавляет к ней свою аранжировку. Как мы уже знаем, авторское право охраняет объективную форму выражения произведения, определённый порядок.

Когда диджей меняет последовательность звуков оригинальной песни, он получает авторское право на созданное произведение. Объективная форма этого произведения другая.

Так гласит пункт 1 статьи 1260 Гражданского кодекса РФ. Но и здесь есть нюанс.

Диджей не может осуществить переработку без согласия автора, исполнителей и производителей фонограмм оригинального произведения.

Если диджей не владеет информацией о правообладателях, то ему следует проверить их наличие. Первичная проверка контента производится через популярные видео- и аудиохостинги, позволяющие распознать автора и исполнителя.

Игнорирование этого этапа может привести к неприятностям. Ремикс без соответствующих разрешений считается незаконным. Диджей в таком случае будет привлечён к ответственности.

Чтобы избежать этого, он должен заключить с правообладателями лицензионный договор с обязательным указанием права на переработку. Без него договор не имеет смысла.

Сама звуковая запись диджея является фонограммой, то есть объектом смежных прав. Диджей признаётся изготовителем фонограммы, взявшим на себя инициативу и ответственность за первое отображение новых звуков.

Следовательно, он обладает авторскими правами на уникальный порядок звуков и смежными — на их первую запись.

Авторские права

Как автор, диджей наделен личными неимущественными и имущественными правами.

Неимущественные права бессрочны, не отчуждаемы и не имеют ограничений. А самое главное — тесно связаны с личностью диджея, так как он внёс личный творческий вклад в произведение. 

  • К ним относятся:
  • — право авторства (признание диджея как автора ремикса);
  • — право на имя (использование ремикса под его именем либо псевдонимом);
  • — право на неприкосновенность произведения (защита от искажений).
  • Возможно, у вас возник вопрос: если произведение нельзя изменять и дополнять, то разве диджей не нарушает право на неприкосновенность оригинального произведения?

Ответ: нет. Есть принципиальная разница между правом на неприкосновенность и правом на переработку. Если первое охраняет авторский замысел, то в результате осуществления второго появляется новое произведение, уникальная последовательность звуков. Грубо говоря, авторский замысел уже другой.

  1. Автор обладает и имущественным правом, которое называется в сфере интеллектуальной собственности исключительным.
  2. Исключительное право выражает материальную, экономическую ценность произведения.
  3. Диджей может:
  • использовать объект авторских прав по своему усмотрению;
  • распоряжаться объектом авторских прав;
  • запрещать и разрешать использование объекта авторских прав третьим лицам.

Это так называемое общее содержание исключительных прав на все объекты интеллектуальной собственности.

Видовое содержание, а именно способы использования произведения, содержится в статье 1270 Гражданского кодекса РФ:

  • воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения;
  • распространение;
  • публичный показ;
  • сообщение в эфир

и другие.

Диджей вправе не только самостоятельно использовать своё творение, но и выдавать лицензии на использование другим лицам.

Более того, диджей может «продать» исключительное право с полным объёмом прав. Это называется отчуждением и оформляется письменным договором.

Смежные права

Как изготовитель фонограммы диджей обладает следующими правами:

Неимущественные:

  • право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
  • право на защиту фонограммы от искажения при её использовании;
  • право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения.

Имущественные:

  • исключительное право на фонограмму.
  • Мы уже знаем общие правомочия исключительного права. Специальные, относящиеся только к фонограмме, регламентируются статьей 1324 Гражданского кодекса:
  • — публичное исполнение;
  • — доведение фонограммы до всеобщего сведения;
  • — прокат оригинала и экземпляров фонограммы
  • и другие.

Срок действия прав диджеев

Несмотря на то, что ремикс диджея — переработанное произведение, оно всё равно является самостоятельным объектом авторских прав. Из этого следует, что права диджея охраняются независимо от прав авторов первоначальных произведений.

Весь набор возможностей неслучайно делится на две группы. Как правило, личные права бессрочны. А срок действия имущественных прав уже ограничен.

Так, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с года, следующего за годом его смерти.

Исключительное право на фонограмму действует гораздо меньше. В течение пятидесяти лет, считая с года, следующего за годом осуществления записи. Заметьте, если фонограмма обнародована, то срок отсчитывается с года, следующего уже за годом, в котором она была обнародована.

Как ни странно, личные права изготовителя фонограммы охраняются только в течение всей его жизни.

Возникновение и регистрация прав диджея

Запомните главное правило: для возникновения и защиты авторских и смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей. То есть диджею достаточно лишь создать ремикс. Казалось бы, повод для радости, не нужно проходить через длительную процедуру государственной регистрации.

Однако это порождает более серьёзную проблему. Задумайтесь, как быстро чужой труд может быть присвоен и использоваться без согласия автора, особенно в интернете. Диджеи и другие авторы недополучают прибыль, при этом сайты, неправомерно использующие их творения, зарабатывают колоссальные суммы.

Известный диджей Дэвид Гетта был одним из тех, кто требовал ужесточить закон об авторских правах. Совместно с Полом Маккартни, Энни Ленокс, Пласидо Доминго он выступал в пользу Директивы об авторских правах. Она должна была защитить правообладателей в цифровую эпоху. Каким образом? Обязывая онлайн-платформы проверять весь этот контент на соблюдение авторских прав.

68 млрд мелодий! Музыканты пробуют прекратить тяжбы по авторскому праву

Изображение: Цитата из х ̸ф «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли». Реж. Сидни Поллак. 1969. СШАСоблюдение авторских прав при издании виниловых пластинок 2023Виниловая пластинка

Виниловая пластинка

Способ возможного прекращения судебных разбирательств по авторским правам на музыку был осуществлен двумя программистами-музыкантами из США, сообщили 25 февраля СМИ.

Два программиста Дэмиен Рил и Ной Рубин записали на жесткий диск все возможные MIDI-мелодии и защитили свою работу авторским правом, а затем сделали их открытыми для свободного копирования, сообщает интернет-издание vice.com. По мысли музыкантов, эта ситуация может стать причиной прекращения судебных тяжб по поводу авторских прав на музыку. Энтузиасты считают, что бесконечные суды душат творческую свободу авторов.

Программист, музыкант Дэмиен Рил сам является адвокатом по авторским правам. Защита такого дела в суде может стоить миллионы долларов судебных издержек, и результат никогда не будет гарантирован. Рил и Рубин надеются, что, опубликовав мелодии публично, они предотвратят многие из судебных разбирательств.

Чтобы определить конечную природу мелодий, Рил и Рубин разработали алгоритм, который записал все возможные 8-нотные, 12-битные мелодии. Они фактически использовали основную тактику некоторых хакеров для угадывания паролей. Алгоритм просто формировал все возможные комбинации нот. Рил утверждает, что этот математический аппарат «сочиняет» со скоростью 300 000 «мелодий» в секунду.

А как только произведение переходит в материальный формат, оно считается защищенным авторским правом. А в формате MIDI ноты заменены цифрами. Всего, как утверждают авторы, алгоритм создал 68 миллиардов «мелодий», состоящих из набора цифр.

«По закону об авторских правах числа являются фактами, а по закону об авторских правах факты либо имеют тонкие авторские права, либо почти не имеют авторских прав, либо вообще не имеют авторских прав, — пояснил Рил в своем выступлении. — Может быть, мелодии — это просто математика, которая является просто фактами, незащищенными авторским правом».

Авторы опубликовали все сгенерированные «мелодии» под лицензией Creative Commons Zero, которая предусматривает полный отказ от авторских прав, сообщает сайт classicalmusicnews. По мнению Рила и Рубина, это наиболее удобный и простой способ сделать что-то «достоянием» всех, чего они и добивались. Кроме того, все наработки были опубликованы авторами на Github.

Будут ли аргументы на существование этой разработки иметь силу в судебных заседаниях, пока не ясно. Законодательство об авторских правах слишком сложно и запутано, но авторы сохраняют оптимизм в отношении перспектив проделанной ими работы.

«Может быть, из-за одной только мелодии эти дела прекратятся, — считает Рил. — Может быть, они уже остановлены».

Небезынтересны комментарии пользователей интернета под этим сообщением, опубликованным интернет-изданием tjournal.ru.

«А те мелодии, которые уже кто-то зарегистрировал до них, они тоже зарегистрировали?» — задается логическим вопросом пользователь под ником Андрей Коршев. «За них им будут предъявлены 200 000 исков за нарушение авторских прав. Осталось только найти за какие», — отвечает ему пользователь Kir Kirsky.

«Теперь нужно только проверить 68 млрд мелодий на предмет их принадлежности к чужой интеллектуальной собственности», — констатирует Oleg Vorogushin.

«Вообще было бы отлично, если бы это мракобесие с авторским правом в популярной музыке хоть как-то охладили, — эмоционально отреагировал пользователь под ником Deepsdog. — Индустрия развлечений и технологии защиты авторских прав опускаются всё глубже в кризис, где как раз крупные чуваки/лейблы пытаются отгрызть побольше денег от всего, в том числе и от мелких».

А участник обсуждения с ником Alexander Petcoglo ставит проблему шире: «Мне кажется в том-то и дело, что это явно показало весь абсурд заявлений прав на мелодии». Ну и в качестве резюме обсуждения — высказывание пользователя Kir Kirsky: «В целом это можно рассматривать как троллинг системы авторских прав».

Соблюдение авторских прав при издании виниловых пластинок 2023

Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения. Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ. Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ.

Доказательства понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.

    1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65

Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.

Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.

Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил.

Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.

Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.

К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.

Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.

2. Депонировать произведение

Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения.

Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.

Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.

Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.

Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.

3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста

У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя.

Стоимость услуги в среднем 1500 рублей.

Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом.

Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.

4. Письмо себе

Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления.

Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление.

Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.

5. Публикация в соцсетях и блогах

Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©.

Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.

Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.

"Мелодия" не смогла доказать в суде, что Барыкин записывался на ее студии

МОСКВА, 15 мар – РАПСИ. Девятый арбитражный апелляционный суд отказал фирме «Мелодия» в оспаривании прав на песни Александра Барыкина, издававшиеся на грампластинках более 35 лет назад, следует из судебного постановления.

Апелляция не поверила в доводы «Мелодии» о том, что певец в 80-ых записал 8 треков на студии объединения – данный факт якобы подтверждал её право на спорные фонограммы. На обложках виниловых пластинок, представленных в материалы дела, не было указания на место записи песен, а студия, где действительно были записаны спорные песни, доподлинно неизвестна, указал суд.

«Между тем, в период записи спорных фонограмм существовало неопределенное количество профессиональных звукозаписывающих студий, например, Государственный дом радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ), Всесоюзное радио, Центральное телевидение, Всесоюзная студия грамзаписи, кроме которых в СССР действовали студии грамзаписи в Алма-Ате, Вильнюсе, Ленинграде, Риге, Ташкенте, Тбилиси, а также многочисленные студии звукозаписи при киностудиях и театрах», — следует из постановления апелляционного суда.

На обложках пластинок была обнаружена важная деталь, на которую обратил внимание суд. При визуальном осмотре пластинки «Больше не встречу» судья установила, что запись фонограмм была произведена в 1981 и 1985 году соответственно, а сама пластинка выпущена только в 1986 году.  

Спор за наследие Барыкина

Первоначально исковое заявление было подано ООО «Издательство Джем» к ООО «Музыкальное право» (Moroz Records) о признании права использования на условиях исключительной лицензии 120 записей Барыкина. Истец настаивал, что между студией и всеми наследниками популярного певца был заключен лицензионный договор о передаче исключительных прав на воспроизведение песен в интернете.

Позднее «Мелодия» вошла в процесс как третье лицо, заявляющее собственные требования на 8 треков. Суд первой инстанции требования наследницы советской студии частично удовлетворил, подтвердив права на 6 песен, а в удовлетворении требований издательства «Джем» — отказал. 

Ответчик настаивает, что получил исключительные права путём неоднократной переуступки. Первоначально сам исполнитель в 1997 году передал права на свои песни компании «Традишионел Экспорт Импорт Груп», которая передала их компании «Мороз Мьюзик». Далее права уступили «Концертному агентству Лавина концерт», которое, в свою очередь, передало их ответчику.

«Представленные в материалы дела скан-копии упаковок фонограмм и технические паспорта не подтверждают создание этих фонограмм третьим лицом АО «Фирма Мелодия», а лишь свидетельствуют о хранении фонограмм», — посчитала апелляция.

Представители ответчика считают, что суд разумно отверг довод о том, что все пластинки, выпущенные на «Мелодии», содержат фонограммы, записанные там же.

«Мы считаем важным решение апелляционной инстанции, разобравшейся в правовой природе спорных записей. Довод советского звукозаписывающего гиганта, что всё записывалось на их студиях, должен подкрепляться конкретными доказательствами, а не голословными утверждениями», — рассказала юрист, представитель лейбла Moroz Records Валерия Рытвина.

На круги своя: как устроена индустрия виниловых пластинок

На протяжении всего XX века грампластинка была единственным музыкальным носителем: игла съезжала с дорожки, пластинка заедала, но слушать музыку было больше не на чем.

Долгая и размеренная (по аналогии с проигрыванием) жизнь виниловой пластинки резко прервалась с появлением компакт-дисков.

В середине 90-х уже никто, кроме коллекционеров, про неудобные грампластинки не вспоминал — они либо пылились на полках, либо отправлялись в утиль вместе со старыми журналами и другим хламом.

Однако полное забвение длилось не больше десяти лет — уже в начале 2000-х многие меломаны начали жалеть, что списали со счетов ценный артефакт эпохи.

В 2007 году в США прошел благотворительный праздник магазинов грамзаписи Record Store Day, который теперь называют символичным для возрождения всей виниловой индустрии.

Торговцы пластинками и другими аналоговыми носителями публично заявили тогда о своем праве на существование посреди тотальной цифровизации.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

В 2021 году продажи виниловых пластинок подскочили на 61% и достигли рекордных показателей в $1 млрд — это максимум с 1986 года, сообщает Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA).

Лидерами рынка остаются США и Великобритания, а в России, по разным данным, в год продается от 400 тыс. до 1 млн пластинок.

«Необъяснимо, но на сегодняшний день продажи виниловых пластинок вернулись на уровень конца 80-х годов. Представьте, что мы стали ездить в 2022 году на паровозах. Они красивые, конечно, но бессмысленные», — говорит Михаил Борзенков, специалист по домашней аудиотехнике и создатель самого популярного русскоязычного видеоблога об аудиотехнике Borzenkov.

Правда, маркетологи оговариваются, что рынок винила хоть и растет, но относительно себя самого: соотношение физических носителей к цифровым составляет всего 7%.

Впрочем, говорить о популярности винила заставляют не столько цифры, сколько ощущение мейнстрима, которое создает вокруг себя современная виниловая индустрия. В отличие от тех же пленочных фотоаппаратов, использование которых, скорее, маргинальный тренд, моду на пластинки задают ведущие музыкальные лейблы и артисты первой величины.

Культурный феномен

Как и почему вдруг бессмысленный для XXI века аналоговый носитель получил вторую жизнь в цифровую эпоху?

Кажется, что поиски ответа на этот вопрос — неотъемлемая часть маркетинговой стратегии, с которой виниловая индустрия повторно завоевывает мир. На тему «винилового бума» проводятся лекции и записываются подкасты, более открытым становится довольно снобский и замкнутый на себе мир коллекционеров и аудиофилов.

Самой очевидной причиной возвращения пластинок называют ретроманию, охватившую все сферы человеческого потребления: от одежды до дизайна интерьеров (взять хотя бы повальную моду на винтаж).

«Прослушивание виниловых пластинок с эстетической точки зрения очень приятное занятие. Когда игла падает на пластинку, и из динамиков начинает доноситься характерное потрескивание, у человека создается ощущение путешествия во времени», — иронически замечает коллекционер пластинок Николай Арутюнов.

Однако такое объяснение кажется поклонникам аналогового формата неисчерпывающим, а желание докопаться до истины выводит их на философские просторы.

«Популярность винила связывают с особым феноменом, который человечество пережило после эпохи тотальной цифровизации, об этом и книги написаны, — говорит Михаил Борзенков.

 — Когда весь мир оказался на экране телефона, к человеку пришло желание вернуться к материальному и осязаемому миру. Что интересно, возрождали винил в начале 2000-х тинейджеры, даже не заставшие эпоху грампластинок».

Напластование смыслов вокруг виниловой пластинки, которая, по сути, является просто болванкой для записи музыкального файла, наводит на мысль, что вернулась она не столько в качестве музыкального носителя, сколько культурного феномена.

В музыкальном смысле «священный винил» уже не тот — как ни странно, на новом технологическом этапе винил потерял прежнее качество звука.

«В новых пластинках запись оцифрована, тогда как аналоговые «первопрессы» записывались с бобинной ленты и качество звучания там совершенно другое: звук на старых пластинках шире, объемнее и чище по звучанию», — объясняет Иван Петренко, консультант магазина VinylMarket на Старом Арбате.

Опровергать это высокопарное убеждение не пытаются даже представители современной виниловой индустрии, среди которых в основном молодые люди, тем более что этот факт все равно не лишает пластинку романтического пафоса.

В VinylMarket «первопрессы» висят на стене как музейные экспонаты, что подчеркивает их особый статус, а пространство магазина организовано так, чтобы бродить по нему было интересно даже не слишком искушенному меломану.

Пластинки рассортированы по категориям «кантри», «фолк», «диско», есть информационные справки, можно купить ностальгическую «вертушку» советского бренда «Мелодия» за 1 тыс. руб. Есть и редкие коллекционные издания: например, пластинка группы «Царь» 1970 года издания за 250 тыс.

руб. (для коллекционного рынка сумма совсем не большая).

Показательно, что офлайновые точки продаж винила в столице раньше ограничивались несколькими культовыми местами «для своих», вроде «Трансильвании» на Тверской, но в последние несколько лет стали появляться даже в жилых комплексах. Новые магазины хоть и не масс-маркеты, конечно, но полностью ориентированы на «новую формацию» городских меломанов.

«В основном пластинки сегодня покупают в качестве антуража, — говорит Александр, консультант магазина «Это винил» на Павелецкой. Важен внешний ритуал: пластинка крутится, звуки издаются, поэтому многие и начинают собирать пластинки. О каких-то аудиофильских характеристиках в этом случае речи не идет».

Cреди посетителей виниловых маркетов много подростков 16–17 лет, которые покупают на виниле не только Ивана Дорна, но и классику времен молодости своих родителей: Kiss, Beatles, АВВА. Такой выбор говорит не о меломанских предпочтениях молодого поколения, а о важности все того же антуража: пластинка как ретроноситель должна воспроизводить музыку своей эпохи.

Исследование, проведенное недавно в Великобритании, показало, что больше 60% людей, которые покупают себе пластинки, даже ни разу их не слушали, говорит Михаил Борзенков.

«Парадоксально, но винил и прослушивание музыки сегодня не имеют между собой прямой связи, — рассуждает он.

 — Ко мне часто приходят знакомые и спрашивают, какой купить проигрыватель в связи с тем, то у них накопилось 20–30 пластинок и интересно было бы все-таки их послушать. Люди покупают пластинки в качестве красивой вещи, и это создает огромную индустрию».

По его словам, даже покупка проигрывателя не всегда приводит к тому, что пластинки начинают слушать, а не ставят на полку в качестве аксессуара. Популярные пластиковые проигрыватели со встроенным динамиком в ценовой категории от 3 до 10 тыс. руб. (такие производят, например, бренды Crosley, ION) хороши только своим дизайном и удовлетворяют все тот же запрос на декоративность.

Такой проигрыватель не только не дает качественного звука, но просто-напросто портит пластинку, делая ее «запиленной». Для минимального прослушивания музыки следует выбирать более дорогой сегмент, где проигрыватель встроен в аудиосистему, а его стоимость начинается от 20–30 тыс. руб.

Но такой подход уже требует разборчивости и некоторых финансовых вложений, а значит, опять же исключает массовость.

Мерч или душа

Основную долю винилового рынка (70–80%) занимают сегодня переиздания старой музыки 60–90-х годов, однако тренд на «перезапуск» пластинок задают современные исполнители. После того как выпускать свои релизы на виниле стали Кайли Миноуг, Адель и Леди Гага, вопрос о состоянии индустрии отпал сам собой.

Не отстает от западных артистов и российская эстрада: альбомы на виниле есть даже у Филиппа Киркорова. Что и говорить про локальную сцену, объединяющую вокруг себя хипстеров и продвинутых городских меломанов, для которых все связанное с культурой винила стало значимой частью актуальной городской жизни.

Тренд на винил кажется уже заезженным, как и сама пластинка, а музыкантов часто упрекают в эксплуатации формата, который требует особого отношения, а превращается в итоге в единицу мерчендайза.

«Все зависит от артиста, — говорит арт-директор клуба и студии звукозаписи Powerhouse и сооснователь рижского завода виниловых пластинок Semikols Record Pressing Андрей Алгоритмик.

 — Не секрет, что большинство музыкантов поклонники винилового формата и коллекционируют пластинки.

Но бывает так, что лейбл заинтересован продавать пластинки артиста наряду с футболками, и для обеих сторон эти артефакты идут на равных, что характеризует более коммерческий и бездушный подход к винилу».

Впрочем, внутри музыкальной индустрии вопрос о значимости винилового формата не стоит.

«Трудно представить музыканта, который бы отказался от предложения выпустить винил, потому что его музыка с оформлением и так есть на стриминговой платформе, — считает фронтмэн группы «Шумы России» Денис Рылов.

 — Виниловая пластинка — очень важный продукт для современного музыканта, своего рода показатель состоятельности.

Это и ответственная дизайнерская работа в крупной форме, и особый подход к мастерингу, и в конечном счете знаковый артефакт, показатель музыкальной преемственности».

Кстати, с точки зрения аудиальных характеристик современная пластинка вовсе не пустышка. По качеству звука новые «вертушки» хоть и не сравнятся с аналоговыми, но при этом звучат лучше, чем цифровой файл.

Связано это с тем, что в «результате переноса цифрового файла на пластинку уменьшается громкость и расширяется динамический диапазон звучания фонограммы», поясняют специалисты.

Правда, почувствовать разницу можно только на хорошей аппаратуре.

Несмотря на все это, многие коллекционеры убеждены, что современная индустрия десакрализует аналоговый формат, по сути, лишая его смысла.

«На виниловых пластинках действительно стоит слушать музыку того времени, когда винил являлся передовым носителем информации, — считает Николай Арутюнов. — Пластинки тех лет — настоящие свидетели эпох, которые давно канули в лету, и это одна из немногих возможностей для нас к ним приобщиться, как бы это наивно не звучало».

В очередь за пластинкой

Не последнюю роль в разжигании «винилового бума» сыграла и пандемия, вызвавшая производственные заторы на заводах.

Сбои в поставках сильно затормозили выпуск пластинок, заставив исполнителей «выстроиться в очередь».

Ожидание выпуска тиража на европейских заводах может затягиваться до года, что заставляет артистов нервничать и переносить даты релиза, но при этом явно добавляет апломба и значимости виниловой индустрии.

По словам директора завода «Ультра Продакшн» Андрея Белоногова, сам процесс производства пластинок точно такой же, как и 30–40 лет назад: тиражирование каждой композиции на пластинку требует столько же времени, сколько длится сама песня. Зависимость от этой технологии не дает возможности резко нарастить выпуск продукции.

«Кроме того, технология производства винила требует привлечения узких специалистов на каждом этапе: от звукорежиссера, который нарезает мастер-диск, до гальваника, который потом должен сделать его точную никелевую копию», — поясняет Белоногов.

«Ультра Продакшн» пока что единственный виниловый завод в России, здесь печатается почти вся российская эстрада от Zivert и Димы Билана до переизданий Виктора Цоя. В год выпускают около 500 тиражей (это более 100 тыс. пластинок).

Интересно, что при таком обороте в штате компании всего десять специалистов, каждого из которых обучали утраченным технологиям с нуля.

Да и в принципе для запуска производства (завод заработал в 2014 году) пришлось реанимировать отрасль: оборудование собирали по европейским странам (все это старые агрегаты), среди находок были и станки советского бренда «Мелодия».

  • Повышение спроса, по словам Андрея Белоногова, заставило перевести продакшн в формат работы 24/7, а также начать обучать (процесс небыстрый) новых специалистов.
  • Открыть виниловую фабрику в России пытались и другие компании, но попытки не увенчались успехом.
  • Более развитым выглядит европейский рынок, где, по словам Андрея Алгоритмика, в год открываются одна-две виниловые фабрики, но потребление винила все равно растет быстрее, чем возможности индустрии делать пластинки.

Маркетологи прогнозируют, что сложности с производством могут свести «виниловый бум» на нет.

Однако пока кажется, что трудности только подогревают интерес исполнителей и слушателей к аналоговому формату.

А вот зыбкие основания, на которых винил обрел вторую жизнь в цифровой эпохе, действительно повод для беспокойства: музыка все равно будет вечной, а мода на пластинки может схлынуть в любой момент.

Авторские права на классическую музыку

Мы уже как-то привыкли к тому, что классическая музыка вовсю эксплуатируется бизнесом, рекламой, блогерами, телевизионщиками.

Некоторые даже думают, что “Лунная соната” Бетховена и “Турецкий марш” Моцарта — это народные произведения, “Каприс №24” Паганини — официальный саундтрек сериала “Бригада”, а “Венгерский танец” Брамса вообще рингтон для телефона.

И тем не менее это авторские произведения, которые являются интеллектуальной собственностью, а значит, и права на классическую музыку так же охраняются законом.

Бессмертное право: срок действия авторских прав

Авторское право как объект гражданских взаимоотношений имеет свой срок, который закрепляется в соответствующих законодательных документах. В нашей стране, например, вопросы интеллектуальной собственности регулируются Гражданским кодексом РФ, который устанавливает срок действия исключительных прав на произведение на период жизни автора и 70 лет после его смерти.

По истечении данного срока, если у автора нет законных наследников или они не изъявили такого желания, произведение переходит в категорию народного достояния. Вместе с этим часть прав остается за автором навсегда, как то: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. Иными словами, “Сказка о рыбаке и рыбке” написана А.С.

Пушкиным и даже спустя 1000 лет в этой книге не появится новый персонаж.

В странах мира срок действия исключительных прав варьируется.

К примеру, Бернская конвенция, в которую входят почти все страны ЕС и США, устанавливает срок в 50 лет, однако ряд европейских стран увеличили его до 70 лет изменением внутреннего законодательства.

В большинстве африканских стран срок составляет 50 лет, в некоторых странах Латинской Америки — до 80 лет, а самый долгий срок действия прав установлен в Мексике — 100 лет.

Согласно закону, принятому в нашей стране, по истечении срока действия исключительных прав произведение переходит в общественное достояние и может использоваться кем угодно и как угодно. Однако ситуации, когда человек использовал вроде бы всенародно доступное произведение, а ему “шьют” нарушение авторских прав, по-прежнему нередки. Разберемся, почему так происходит.

Это просто смежно!

Вопрос нарушения авторских прав на так называемые старые произведения особенно актуален для классической музыки, которую в наше время любят использовать в коммерческих целях.

При этом многие думают, что это можно делать бесплатно и очень удивляются штрафам и блокировкам.

Лезут в интернет, ищут статьи на тему “Есть ли авторские права на классическую музыку”, находят статью кодекса о сроке действия таких прав и всё равно недоумевают.

Если читать закон внимательно, то можно увидеть, что помимо исключительных авторских прав, существуют еще и смежные права. И вот они-то чаще всего и становятся камнем преткновения для желающих использовать классику в своих целях.

Смежное право, а именно право на исполнение произведение — это отдельный объект, охраняемый законом. В соответствии со статьей 1318 ГК РФ, срок действия исключительных прав на исполнение произведения, составляет 50 лет с момента записи фонограммы.

Чаще всего именно на этом пункте и ловят незадачливых нарушителей ушлые правообладатели из числа крупных лейблов и студий. К примеру, музыка Чайковского принадлежит людям. А вот права на музыку Чайковского в исполнении Дениса Мацуева принадлежат Денису Мацуеву и его менеджменту.

Не на музыку вообще, а на “музыку в исполнении”, то есть на запись конкретного концерта в исполнении конкретных музыкантов.

Как это работает? Композитор, живший 200 лет назад, пишет кантату. Академический оркестр спустя 150 лет ее исполняет, а студия записывает этот концерт на пленку. Таким образом, фонограмма становится интеллектуальной собственностью оркестра и студии, при этом кантата остается общественным достоянием.

И когда человек, скажем, для своего ролика на Ютубе берет запись, сделанную студией, он естественным образом налетает на блокировку за нарушение. Поскольку авторские права на классическую музыку не подразумевают права на фонограмму этой музыки, если конечно, с момента записи не минул установленный законом срок.

Фонограмма — отдельный продукт интеллектуального труда, об этом надо помнить.

Как по нотам: где взять бесплатную классическую музыку

Отвечая на вопрос, так есть ли права на классическую музыку, и что это значит, говорим: есть. И права, нарушить которые практически невозможно, касаются самого произведения, то есть его нотной записи.

Иными словами, по прошествии 70 лет со смерти автора (а для классики этот срок уже вышел) вы можете свободно исполнять любимое произведение, записывать его и использовать в любых, даже самых что ни на есть коммерческих целях. Но если захотите взять готовую запись, то будьте осторожны! Это не ноты, это — фонограмма.

Она кем-то записана, и скоре всего, у нее есть издатель, которые всё еще владеет правами именно на эту запись и на это исполнение произведения.

Отчаиваться не стоит — достать фонограмму классики, даже бесплатную, можно. Например, в тех же бесплатных фонотеках, где размещают музыку с открытой лицензией.

Там вполне можно встретить и всемирно известные мелодии, правда, качество исполнения обычно оставляет желать лучшего. Ведь это всё-таки классика. Один из вариантов — собрать ансамбль и записать нужное произведение со своими музыкантами на студии.

Страшно подумать, сколько времени и денег это может стоить, не говоря уже о поиске подходящих исполнителей. В таком случае лучше обратиться в профильное агентство, у которого есть ресурсы для подобной профессиональной записи.

Если повезет, то нужную мелодию можно найти в лицензионной библиотеке музыки. По крайней мере, за свои деньги вы получите достойный результат и юридическую защиту.

Классическая защита от дурака

Любопытно, что именно с музыкальной классикой чаще всего связаны истории блокировок различными онлайн-платформами и вообще нелепые с правовой точки зрения казусы. Первым номером в списке незаконных блокировок значится, конечно, Ютуб с его всевидящим оком Content ID.

Проблема этого цифрового идентификатора, что его алгоритмы весьма хреново прямолинейно работают с музыкой, не разбираясь в нюансах исполнения.

Из-за этого пользователи часто получают предупреждения и баны за якобы нарушение авторских прав на запись, хотя человек выложил видео, на котором сам сидит и “пилит Шопена” на скрипке.

Что тут говорить о классической музыке, если однажды Ютуб пытался оштрафовать человека за неправомерное использование…тишины! Речь, конечно, о нашумевшей истории блогера Себастьяна Томчака. В 2018 году в своем блоге о технологиях он выложил 10-часовую запись “белого шума”, который записал сам.

Каково же было его удивление, когда спустя некоторое время он получил сразу пять (!!!) страйков от “правообладателей” за нарушение авторских прав.

История закончилась для Томчака хорошо: испугавшись огласке и вниманию интернет-сообщества, которое привлекла эта история, Гугл отказался от претензий, а Себастьян получил несколько десятков тысяч новых подписчиков.

Эта история лишний раз подтверждает, что даже соблюдение авторских прав не гарантирует того, что до вас никто не докопается. Но в случае с правомерным использованием чужой интеллектуальной собственности хотя есть возможность доказать свою невиновность. А вот будучи нарушителем, шансов нет никаких.

Пользуйтесь легальной музыкой!