Учет

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации 2023

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации 2023

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации 2023

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.
Читайте также:  Выплаты по беременности и родам при ликвидации предприятия 2023

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации 2023

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации 2023

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации 2023

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Собственность на землю: какие категории не подлежат приватизации?

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации 2023

Приватизация земельных участков означает переоформление прав на землю и получение их в собственность физическими и юридическими лицами. Земельный Кодекс РФ устанавливает основания для этой процедуры.

Ниже описано, в каких случаях можно приватизировать землю, и указаны категории земель, не подлежащие приватизации, а также возможные трудности, которые могут возникнуть при оформлении земли в собственность.

Перечень участков, допустимых к оформлению в собственность

Согласно закону о приватизации земельного участка, в собственность допускается оформлять следующий перечень земель:

  • участки земель, которые были выделены гражданам в целях постройки собственного жилья (о том. как оформить в собственность земельный участок под частным домом, читайте тут, а обо всех нюансах приватизации дома с земельным участком написано отдельно);
  • участки земель, которые были получены гражданами для осуществления деятельности садоводства, огородничества, дачного хозяйства, размещения гаражей и прочих объектов, установленных Законодательством РФ;
  • полученные земли с правом безвозмездного пользования, которые носят бессрочный или наследуемый характер.

Важно! Если на земельном участке находится строение или дом, собственником которого является физическое или юридическое лицо, у них есть право на приватизацию участка земли.

В случае, если на используемой земле нет строений (например, в соответствии с договором нет права возводить капитальные здания), приватизация земли все равно может быть произведена бесплатно при условии, что у заинтересованного лица есть право бессрочного пользования или право пожизненного наследуемого владения.

Какие категории запрещается приватизировать?

Территории общего пользования

  • Статья 1 ГрК РФ указывает, что к землям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
  • Согласно статье 85 ЗК РФ, земли общего пользования, на которых расположены улицы, переулки, проезды, автомобильные дороги, бульвары, площади, скверы, пляжные зоны и другие объекты, установленные Законодательством РФ, приватизации не подлежат.
  • Земли общего пользования имеют на своих границах:
  • линейно-кабельные сооружения;
  • трубопроводы;
  • железнодорожные и автомобильные дороги;
  • и другие подобные сооружения.

Такие границы называются красными линиями. Они отделяют земли общего пользования от территорий, которыми могут быть в собственности у физических и юридических лиц.

Внимание! Вышеуказанный перечень земель общего пользования не имеет ограничений и может пополняться в соответствии с принятыми решениями на законодательном уровне.

Площади, изъятые из оборота

Земельные участки, изъятые из оборота, находятся в федеральной собственности. К ним относятся:

  • национальные парки и государственные природные заповедники (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
  • здания и сооружения, предназначенные для ведения деятельности Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими органами и формированиями (за исключением случаев, установленных Законодательством РФ);
  • здания и сооружения военных судов;
  • объекты, в которых расположены организации федеральной службы безопасности;
  • объекты, в которых расположены органы государственной охраны;
  • объекты, предназначенные для использования атомной энергии, хранения ядерных и радиоактивных веществ и материалов;
  • объекты, в которых ведется деятельность закрытых административно-территориальных образований;
  • объекты, в которых ведут свою деятельность учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинские и гражданские захоронения;
  • линии связи и коммуникаций, инженерно-технические сооружения, созданные в целях охраны и защиты границы РФ.

Объекты местности, ограниченные в обороте

Земли, ограниченные в обороте, находятся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся:

  • земли в пределах охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, входящие в состав земель лесного фонда;
  • водные объекты на территории государственной и муниципальной собственности;
  • земли, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, включенные в Список всемирного наследия, а также земли, на которых расположены историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия и музеи-заповедники;
  • земли, которые были предоставлены в целях обеспечения безопасности и обороны, ведения деятельности оборонной промышленности, таможенной деятельности и иных нужд, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, которые используются в целях строительства, эксплуатации, размещения объектов воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, а также, предназначенные для размещения сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения;
  • земли с расположенными на них объектами космической инфраструктуры;
  • земли, на которых расположены объекты гидротехнических сооружений;
  • земли, используемые в целях производства ядовитых и наркотических средств и веществ;
  • земли, которые были загрязнены опасными отходами и веществами, а также земли, подвергшиеся радиоактивному и биогенному загрязнениям, деградациям земли;
  • земли, находящиеся в границах земель, предназначенных для государственных и муниципальных целей;
  • земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В пределах береговой полосы

В соответствии со статьей 27 ЗК РФ запрещено оформлять приватизацию на земли, расположенные в пределах береговой полосы. Это обусловлено тем, что согласно ВК РФ береговая полоса предназначается для общего пользования.

Береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль линии водного объекта общего пользования. При этом ширина такой береговой полосы составляет двадцать метров. Ширина береговой полосы каналов, рек, ручьев с протяженностью от истока до устья не больше десяти километров, составляет пять метров.

Ширина береговой полосы не определяется в отношении таких водных объектов, как болота, ледники, снежники, природные выходы подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных Законодательством РФ водных объектов.

Обводненные объекты

В статье 27 ЗК РФ указано, что земли, на которых расположены пруды и обводненные карьеры, запрещено приватизировать, если иное не установлено федеральными законами. Данные земли принадлежат государственной или муниципальной собственности . Для таких территориальных объектов определена граница земли, отведенная для общего использования.

В границах государственных природных заповедников и национальных парков

Земли государственных природных заповедников, биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных и дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных курортов и местностей являются особо охраняемыми природными территориями.

Такие земли являются объектами общенационального достояния, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Справка: в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, земельные участки, находящиеся в собственности у юридических и физических лиц, могут быть включены в земли особо охраняемых природных территорий .

Участки, не подлежащие приватизации, находятся в границах государственных заповедников и национальных парков. На землях особо охраняемых природных территорий государственного значения запрещено:

  1. размещать садоводческие и дачные участки;
  2. строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, коммуникации;
  3. и другие объекты, не связанные с функционированием охраняемых природных территорий.

Объявление земель государственным природным заказником возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков. Также участки, на которых расположены природные комплексы, и объявленные Законодательством РФ памятники природы могут быть изъяты.

Запрет на денационализацию определенных земельных участков

Действующее законодательство устанавливает еще ряд причин, из-за которых заинтересованным лицам могут отказать в приватизации земель.

К запрету на приватизацию подлежат:

  • участки земли, которые находятся на территории определенного надела и возможно в ближайшем будущем они будут отнесены к особо охраняемым природным территориям;
  • земли, находящиеся на территории производственной зоны и которые предусматривают реорганизацию;
  • земли, которые находятся под запретом частного выкупа в соответствии с Законодательством РФ;
  • резервные земли, которые планируется использовать для реализации государственных или муниципальных целей.

Также существует ряд трудностей, из-за появления которых граждане не смогут оформить приватизацию земель:

  • необходимые документы для оформления приватизации были утеряны или пришли в негодность (какие нужны документы для приватизации ЗУ?);
  • гражданин хочет оформить в частную собственность бесхозные земли, расположенные рядом с частной территорией;
  • выявленные ошибки и данные, не соответствующие реальной информации, в отчетной документации;
  • земли с расположенными на них незаконными постройками;
  • если заинтересованное лицо состоит в садовом товариществе и у него имеется какая-либо задолженность, или если товарищество было закрыто.

Внимание! Приватизация может быть осуществлена одним гражданином или несколькими при том условии, что все правила, установленные законодательством, будут исполняться в процессе оформления приватизации.

Таким образом, чтобы получить право распоряжаться землей, нужно оформлять ее приватизацию (о порядке и способах оформления приватизации ЗУ читайте тут).

Граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть оформлены в собственность гражданами и юридическими лицами. Исключение составляют выше описанные категории земель.

Положительным моментом приватизации является то, что собственник приватизированного участка сможет распоряжаться землей по своему усмотрению, проводить различные операции с недвижимостью: продавать, сдавать в аренду, передавать в наследство, использовать в коммерческих целях.

( 3 оценки, среднее 4 из 5 )

Анализ земельных участков в Ленинградской области: наделы, которые не подлежат приватизации — Митсан Консалтинг

Переход земли в собственность юридических или физических лиц регулируется Земельным и Гражданским кодексами, Законом о приватизации государственного и муниципального имущества, другими нормативными актами.

Основанием для оформления прав на наделы является их категория (под ИЖС, СНТ, ДНП или ЛПХ), бессрочное пользование и аренда, наличие капитальных строений (зданий, сооружений или их частей) и других параметров.

Анализ земельных участков Ленинградской области экспертами «Митсан Консалтинг» свидетельствует о том, что часть из них приватизации не подлежит.

В частную собственность переходят земли, выделенные под индивидуальное жилое строительство.

Надел либо приобретается будущим собственником капитального строения для постоянного проживания у государства (местной администрации), либо выдается бесплатно.

В последнем случае заинтересованное лицо должно иметь права бессрочного пользования участком или пожизненного наследуемого владения. Если основания для бесплатно получения отсутствуют, земля выкупается на аукционе по кадастровой стоимости.

Приватизации подлежат участки, выделенные для занятия огородничеством и садоводством, ведением дачного хозяйства, размещения летнего дома, гаража, бань и других построек.

Земли товариществ и некоммерческих объединений оформляются в собственность по дачной амнистии в МФЦ или через суд. Часть бесхозных и заброшенных наделов дачники и садоводы занимают, не имея на это прав.

Земельные юристы знают, как узаконить самозахват в СНТ и оформить в собственность присоединенные сотки.

В собственность переходят земли с правом безвозмездного пользования, которое перешло по наследству, на правах бесплатно аренды или на основании имущественной суды. Примером может служить договор о предоставлении с/х участка для выращивания овощей или выпаса скота.

Категории земель, не подлежащие приватизации

Закон запрещает отчуждать участки, ограниченные либо изъятые из оборота и находящиеся в федеральной собственности (п. 8 ст. 28 Закона № 178-ФЗ). Не переходят в частную собственность земли общего пользования (п. 12 ст.

85 ЗК РФ), обводненные или находящиеся в пределах береговой зоны объекты (ст. 27 ЗК). Запрещено приватизировать наделы, являющиеся частью природных заповедников, заказников и национальных парков (ст. 95 ЗК), охраняемых государством.

Одни ограничения помогает обойти смена вида разрешенного использования, другие остаются в собственности государства.

Ограниченные или изъятые из оборота участки

Некоторые наделы земли не могут лишаться статуса федеральной собственности. Из оборота изымаются парки и природные заповедники, объекты, принадлежащие ФСБ и ФСИН, наделы для гражданских и воинских захоронений, размещения линий коммуникаций и инженерные сооружения на границе РФ.

К землям, ограниченным в обороте, относятся:

  • наделы из состава лесного фонда;
  • территории с музеями, заказниками, зданиями археологического наследия и пр.;
  • участки, на которых расположены сооружения таможенной службы, оборонной и космической промышленности;
  • санитарные зоны, находящиеся вблизи объектов с питьевой водой;
  • наделы с автомобильными и ж/д дорогами, аэропортами, взлетными полосами, инфраструктурой для обслуживания водного транспорта;
  • земли с гидротехническими сооружениями, расположенные в пределах охраняемых территорий и др.

Ограниченные в обороте земли в некоторых случаях предоставляются в частную собственность согласно федеральным законам. Изъятые из оборота не могут являться объектами гражданско-правовых сделок.

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации 2023

Земли общего пользования и водные объекты

Не подлежат приватизации территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Определение таких земель дает ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. К таким участкам относятся:

  • ж/д и автомобильные дороги, улицы, переулки, скверы, бульвары, пляжные зоны;
  • трубопроводы;
  • линейно-кабельные сооружения и другие объекты.

Эти земли имеют на своих границах, называемых красными линиями, сооружения, которые отделяют земли общего пользования от частных владений. Согласно Водному кодексу нельзя приватизировать земли, находящиеся в пределах береговой полосы, а также участки, на которых расположены пруды и карьеры.

Преимущества сотрудничества с «Митсан Консалтинг»

За приватизированные объекты с собственника имущества ежегодно взимаются обязательные платежи. Уменьшить размер налогового бремени позволяет обращение к специалистам. Снижение ставки чаще всего производится путем оспаривания кадастровой стоимости здания и участка, на котором оно расположено. Однако есть и другие пути экономии расходов будущих и настоящих собственников.

Земельные юристы знают все тонкости приватизации или покупки наделов, включая использование положенных льгот. Так, за приобретенный на аукционе участок под ИЖС можно оформить налоговый вычет в размере до 290 тыс.

руб. Для расчета за надел можно использовать материнский капитал. Инвалиды, многодетные семьи, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и другие категории граждан вправе получить землю под строительство дома бесплатно.

Юристы следят за соблюдением законных интересов клиентов компании органами власти. Специалисты готовят обращения в налоговую для уменьшения налога на имущество, включая участок.

Перед этим засматриваются различные варианты снижения выплат — изменение вид разрешенного пользования (ВРИ) земли, наличие обременений (например расположение на наделе трубопроводов, опор ЛЭП, зон с особыми условиями использования территории и пр.)

Юристы успешно занимаются оспариванием кадастровой стоимости участков на законных основаниях.

Так, на большие по территории земельные наделы действует понижающий коэффициент, о котором не всегда знают владельцы.

Специалисты, проводящие государственную оценку, ориентируются как на юридический, так и на фактический вид ВРИ. Часто они могут совпадать, что приводит к бóльшей, чем положено, налоговой нагрузке.

Для уменьшения земельного налога необходимо подготовить иск об оспаривании кадастровой стоимости. В судебной практике имеется масса примеров снижения налогового бремени и экономии бюджета владельца.

Собственники участков часто не бывают в курсе региональных нормативов и льготах на землю, предоставляемых местным законодательством. Так, для участков, предназначенных под строительство жилья, ставка составляет 0,3% по сравнению с базовой 1,5%.

В Санкт-Петербурге этот коэффициент еще ниже и равен 0,01% стоимости участка.

Юристы компании готовят документы о смене ВРИ для земли, которую собственник в ближайшее время не планирует использовать, на категорию «для размещения объектов жилой недвижимости».

Льготная ставка налогообложения действует в течение 3 лет с момента переоформления вида разрешенного использования надела. Законодатель таким образом побуждает владельца участка начать строительство дома.

Спустя 3 года коэффициент уравновешивается, но его показатели все равно ниже, чем базовая ставка 1,5%.

Помощь профессионалов необходима как в ходе приватизации участков, так и при их дальнейшем использовании собственником. Земельные юристы помогают снизить размер налоговых отчислений, сэкономив клиентам компании финансовые средства, время и нервы, затрачиваемые на отстаивание своих законных прав.

Как приватизировать земельный участок в 2023 году: пошаговая инструкция | Официальный сайт администрации Ашинского городского поселения

В соответствии с положениями статьи 39.5 Земельного кодекса, статьи 39.10 Закона № 119-ФЗ от 1 мая 2016 года, гражданин может приватизировать землю, находящуюся в свободной собственности:

  1. предоставившие участок в безвозмездное пользование на срок не более шести лет. Разрешение выдается в соответствии с региональным законодательством о частном жилищном или фермерском строительстве. Освобождение предоставляется только в том случае, если участок используется по назначению (например, в контексте домовладения). Право на бесплатную приватизацию участка может быть реализовано по истечении пяти лет с момента уступки гражданину.
  2. Люди заключают договоры в определенных частях муниципалитета, где расположены земельные участки. Список этих участков можно взять в администрации муниципалитета.
  3. Люди, которые ухаживают не менее чем за тремя детьми.
  4. Люди, получившие участок в одном из регионов Дальнего Востока.

Правом на освобождение от приватизации земли можно воспользоваться один раз в жизни для получения участка. Остальные участки необходимо приобретать за свой счет.

Порядок приватизации земли

Приватизация земли включает в себя ряд последовательных шагов. Кратко рассмотрим каждый из них.

С чего начать приватизацию земельного участка

Если участок, который вы собираетесь получить в собственность, еще не был оформлен, или если существуют неразрешенные разногласия по поводу его границ, вам сначала нужно договориться, какая часть участка перейдет в вашу полную собственность. Для этого вам нужно будет обратиться в местный орган власти или другой компетентный орган.

Компетентный орган должен вынести решение в течение 30 дней после подачи вашего заявления. В наиболее сложных случаях этот срок может быть продлен до 45 дней. Решение действует в течение двух лет со дня его вынесения (статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Обращение в Росреестр

После проведения всех необходимых подземных работ необходимо подать заявление в Росреестр о внесении участка в поземельную книгу и государственной регистрации прав на него (ст. 39.15 Земельного кодекса). На этом этапе можно не обращаться в Росреестр, если нет проблем с формированием нового участка или изменением ограничений существующего.

Обращение в администрацию населенного пункта либо в территориальное управление Росимущества

В какой из этих органов следует обратиться, зависит от права собственности на участок, предоставленный гражданину в пользование. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие права заявителя на участок и позволяющие идентифицировать заявителя.

Документация может быть представлена по адресу

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=0PEt2phi5lc\u0026pp=ygV80KHQvtCx0YHRgtCy0LXQvdC90L7RgdGC0Ywg0L3QsCDQt9C10LzQu9GOINC60LDQutC40LUg0LrQsNGC0LXQs9C-0YDQuNC4INC90LUg0L_QvtC00LvQtdC20LDRgiDQv9GA0LjQstCw0YLQuNC30LDRhtC40LggMjAyMw%3D%3D

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
  • В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
  • Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
  • — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
  • — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
  • — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
  • — в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

  1. В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
  2. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
  3. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

https://www.youtube.com/watch?v=0PEt2phi5lc\u0026pp=YAHIAQE%3D

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

  • По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
  • В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
  • Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
  • С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.