Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.
Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?
Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона):
По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона):
Чьи условия труда оцениваются?
По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.
Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона):
Кто проводит специальную оценку?
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно, ст.ст. 19-20.
Когда проводится специальная оценка?
Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.
Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. «б» п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).
Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):
Как проводится специальная оценка?
Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Созыв специальной комиссии
Этап 2. Утверждение графика специальной оценки
Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке
Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку
С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.
Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
Этап 7. Подведение итогов специальной оценки
Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки
Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя
Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:
Какие классы и подклассы условий труда существуют?
Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.
Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование»
Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):
Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку?
Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).
В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.
Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.
В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?
Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.
Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:
При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации.
Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?
Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:
По вопросам проведения специальной оценки условий труда обращаться к специалисту по трудовым отношениям Администрации Егорлыкского района, каб. № 19, контактный телефон 23-7-68.
Администрация Егорлыкского района просит руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей в целях учета рабочих мест на территории муниципального образования, на которых завершена специальная оценка условий труда, представлять информацию о проведенной специальной оценке условий труда.