В связи с поступлением в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области обращений граждан по вопросу необоснованного завышения стоимости услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, предоставляемой специализированными организациями, не имеющими статус региональных операторов, возникла необходимость в повторной даче разъяснений по применению нормативов накопления твердых коммунальных отходов в период поэтапного запуска новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Экспертную позицию по данному вопросу высказал Минстрой России в письмах от 30.12.2016 № 45067-АЧ/04, от 22.02.2017 № 5554-АТ/04, от 19.06.2018 №26459-ОГ/06.
В указанных письмах содержатся разъяснения по применению действующего законодательства следующего характера.
Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года предусмотрен Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), Жилищным кодексом Российской Федерации.
Новая система обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор), в качестве платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, только по тарифам в области обращения с ТКО.
В рамках поэтапного перехода на новую систему обращения с ТКО в Ростовской области:
— постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства от 08.02.2018 № 2 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области.
— посредством конкурсных процедур в зоне деятельности 8 МЭОКов определены региональные операторы, с которым заключены соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
— региональными операторами поданы заявки на установление единого тарифа в Региональную службу по тарифам Ростовской области.
После утверждения единых тарифов для региональных операторов, плата за услуги по обращению с ТКО будет отнесена к коммунальной услуге, и будет рассчитываться исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением министерства ЖКХ.
До начала деятельности региональных операторов действуют договоры, заключенные между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, которые регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 №155.
Оплата услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов для собственника помещения в многоквартирном доме входит в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома (п.11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»), рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.
Оплата услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов для собственников частных домовладений осуществляется на основании ранее заключенных договоров со специализированными учреждениями, осуществляющими сбор и вывоз ТКО.
При этом стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО, а также объем вывозимых ТКО определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», применяются только по договорам с региональными операторами, с момента начала деятельности региональных операторов.
Применение постановления министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 №2 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области» специализированными организациями, не имеющими статус региональных операторов, не заключившими с последними договоров на обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами, неправомерно.