Документооборот

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

Интерпресс / PhotoXPress.ru

Минстрой инициирует введение в России института региональных операторов по управлению жильем.

Эксперты считают, что нововведение лишает жителей многоквартирных домов права выбирать себе УК и ставит крест на воспитании ответственности граждан за содержание своей собственности.

К тому же, запланированная реформа неизбежно приведет к очередному повышению стоимости ЖКУ, то есть, квартплаты, считают собеседники РБК Петербург.

Новые «институты и модели управления жильем»

В проекте «Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года», подготовленном Минстроем и вынесенном на общественное обсуждение, запланировано «развитие институтов и моделей управления жильем, включая… в том числе модель «регионального оператора по управлению жильём». Это упоминание вызывает прямые ассоциации с внедренной моделью региональных операторов по обращению с отходами.

Введение института «мусорного» регоператора лишило собственников недвижимости в многоквартирных домах права выбирать перевозчика мусора. Аналогичную угрозу монополизации выбора компаний по управлению жилыми домами (УК) практически все эксперты увидели и в проекте стратегии развития ЖКХ. Инициатива Минстроя вообще вызывает массу вопросов.

Как она сочетается с основополагающим правом граждан распоряжаться своей собственностью? Как отстранение владельцев квартир от управления сочетается с объявленным в той же стратегии намерением государства развивать «мотивацию активности и ответственности собственников помещений»? Не приведет ли монополизация к снижению качества жилищно-коммунальных услуг?

  • РБК Петербург попросил прокомментировать эти вопросы экспертов, в том числе представителей строительных компаний, имеющих обслуживающие построенные дома подразделения.
  • Возврат к централизации и государственному управлению

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

Марина Акимова, председатель правления Ассоциации жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья Санкт-Петербурга:

«Я против введения института регионального оператора по управлению жильём — как по принципиальным, так и по практическим соображениям.

Во-первых, это противоречит общим принципам функционирования жилищно-коммунального хозяйства, на основе которых построено действующее в России законодательство в жилищной сфере, в частности, основополагающие законы — в первую очередь, Жилищный кодекс РФ, также и Гражданский кодекс РФ. Согласно общим принципам собственник должен сам управлять своей собственностью.

Полномочия и функции жилищного регоператора в проекте Стратегии не прописаны, но если исходить из формата регоператора по обращению с отходами, то регоператор по управлению жильём должен будет самостоятельно организовать управление многоквартирными домами — вместо собственников квартир в этих домах. Даже если жилищные регоператоры формально будут негосударственными компаниями, они очевидно окажутся под сильным государственным контролем, что будет означать сворачивание рынка и возврат к централизованному, а по сути, государственному управлению жилищным фондом.

«Даже если жилищные регоператоры формально будут негосударственными компаниями, они очевидно окажутся под сильным государственным контролем, что будет означать сворачивание рынка».

Самое большое зло, по моему мнению, будет заключаться в том, что это негативно отразится на привыкании людей в России к ответственности за обустройство собственной жизни. Такая привычка и сейчас-то очень слабо развита у россиян, а снятие с них обязанности организовывать управление своей собственностью еще больше затормозит ее формирование.

К тому же, намерение ввести институт регоператора по управлению жильём входит в очевидное, как мне кажется, противоречие с декларируемым в том же разделе «Управление жилищным фондом» стратегии намерением «формировать правовую среду, включающую мотивацию активности и ответственности собственников помещений», и с реализацией проекта «Новый умный дом», «представляющего возможность гражданам управлять многоквартирными домами…».

Эффективное управление жильем возможно только в том случае, если есть ответственный собственник, который понимает свои права и обязанности. У нас такого собственника, как класса, не существует и отсюда все проблемы. Надо его создавать, а не пытаться обойти эту проблему путем перекладывания ответственности на централизованную структуру.

Второе мое возражение — практическое. Я считаю, что жилищные регоператоры не справятся с управлением огромным количеством жилых домов, особенно в крупных городах. В Петербурге единый регоператор не сможет управлять более чем 24 тысячами МКД и ему придется нанимать нынешние УК в качестве субподрядчиков.

Это приведет к двум основным негативным последствиям. Во-первых, регоператор станет просто еще одним, наряду с нанятой УК, посредником, компанией-прокладкой между жителями и обслуживающими дома бригадами дворников, сантехников и т.д. И это неизбежно приведет к очередному повышению платы населения за ЖКУ.

Во-вторых, будет ликвидирована конкуренция между УК. Она и сейчас сильно ограничена, но жители все же имеют некоторые возможности выбора.

При введении регоператора это станет гораздо сложнее — и практически невозможно, если УК как-то особенно связана с регоператором.

Ликвидация конкуренции неизбежно приведет к снижению качества управления и обслуживания МКД — об этом однозначно свидетельствует как мировой, так и российский опыт.

Не сможет регоператор и решить нынешние проблемы управления домами. Самая тяжелая, по опыту нашей ассоциации, — это долги собственников по квартплате, то есть, за обслуживание жилья и общедомового имущества.

Главная причина таких долгов — в безответственности граждан, которую надо лечить просвещением, воспитанием ответственности с детского сада, разъяснением, что невозможно предоставлять им качественные услуги, если у УК из-за неплатежей не хватает на это денег.

Крайне негативную роль здесь играют дефекты законодательства, из-за чего основная нагрузка по разрешению ситуаций с неплатежами ложится на суды, которые страдают весьма низкой компетентностью и во многих случаях просто не способны принимать справедливые, взвешенные решения. Регоператор никак на эту проблему не повлияет.

«Основная нагрузка по разрешению ситуаций с неплатежами ложится на суды, которые страдают весьма низкой компетентностью и во многих случаях просто не способны принимать справедливые, взвешенные решения».

Бессмысленно, на мой взгляд, возлагать на регоператора, как предусмотрено проектом, обязанность «гарантировать возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность МКД». С этим гораздо лучше справится неплохо развитая в России система страхования имущества.

Хотя в этой системе есть недостатки, она все же предназначена для возмещения издержек при авариях. Я бы сделала страхование квартир (от протечек, пожаров, краж и др.), по образцу ОСАГО, обязательным и добавила страхование общедомового имущества.

Надо развивать существующие механизмы управления жильем и энергичнее ликвидировать дефекты законодательства, а не возвращаться к устаревшим форматам».

«Какие чудеса творит конкуренция»

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

Александр Арсеньев, вице-президент, руководитель дивизиона «Услуги для проживания, Россия» концерна ЮИТ:

«Мы много раз и в разных отраслях видели, какие чудеса творит свободная рыночная конкуренция с качеством услуги и с ее ценой.

Посмотрите, какие прорывы произошли, например, в области ретейла и здравоохранения. Одновременно, мы видим другую картину там, где существует монополия или олигополия.

В такой ситуации рынок развивается крайне медленно. Примером могут служить услуги почты и обсуждаемой сейчас сферы ЖХК.

Конкуренция в управлении жильем законодательно ограничена. Клиент не может легко и понятно поменять управляющую компанию. Из-за этого у игроков недостаточно стимулов для повышения качества продукта и максимизации соотношения цена/качества. Зачем бороться за клиента, если ему так сложно уйти?

В этой ситуации единственный способ сделать качественный скачок вперед в области управления жильем — это максимально открыть рынок для свободной конкуренции.

Создать механизмы для того, чтобы было максимально просто сменить управляющую компанию. Это позволит новым игрокам войти на рынок, запустит конкуренцию и привлечёт частные инвестиции в отрасль.

Если это произойдет, то у государства не будет никакой необходимости вмешиваться в дела отрасли.

«Единственный способ сделать качественный скачок вперед в области управления жильем — это максимально открыть рынок для свободной конкуренции. Создать механизмы для того, чтобы было максимально просто сменить управляющую компанию».

В связи с этим, введение некоего государственного «регионального оператора по управлению жильём» — это шаг в очевидно неправильном направлении. Такой оператор не сможет быть эффективным, поскольку у него не будет страха потерять клиента.

Его появление приведет к еще большему ухудшению услуг и увеличению их стоимости.

Поскольку не всякое увеличение стоимости можно будет переложить на потребителя напрямую, то государству придется субсидировать регионального оператора, что еще больше снизит его мотивацию улучшаться».

Риски для застройщиков

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

Оксана Кравцова, совладелец и генеральный директор Группы компаний «Еврострой»:

«Для элитного сегмента недвижимости такой проект несет в себе серьезные репутационные риски для застройщика. Обслуживание дома после ввода в эксплуатацию, а главное — сопутствующий сервис — это важнейший критерий для покупателей при выборе премиального жилья.

Управляющая компания, близкая к застройщику, знает объект досконально, и это не ограничивается лишь техническими и инженерными характеристиками здания.

Сотрудники службы сервиса в наших элитных жилых комплексах знают всех жителей в лицо с первого дня их заселения; знают об их привычках и предпочтениях.

Кроме того, обслуживание элитного дома подразумевает выполнение поручений жильцов: от уборки квартиры до организации международного авиаперелета.

«Управляющая компания, близкая к застройщику, знает объект досконально, и это не ограничивается лишь техническими и инженерными характеристиками здания».

Благодаря такому подходу и формируется жилая среда, соответствующая элитному жилому комплексу. Если следовать логике опубликованного проекта, то неясно, по каким критериям региональный оператор будет подбирать управляющую компанию.

На каких условиях? Будут ли такие компании отвечать за разные сегменты недвижимости и принимать решения о создании подобных служб сервиса? Ведь если жильцы останутся недовольны управлением дома, то они будут в первую очередь негативно воспринимать застройщика, который не сможет отвечать за действия сторонней компании — ему останется нести репутационные потери, теряя лояльных покупателей».

Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Подготовил: Владимир Грязневич

Повтор публикации от 18.10.2021

Россиянам запретят выбирать управляющие компании

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

Инициатива рискует обернуться очередным кризисом в системе ЖКХ

Собственники жилья могут лишиться права определять управляющие компании (УК). Эти полномочия планируют передать региональным операторам по управлению жильем в соответствии с представленным ранее Минстроем проектом стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

«Известия» ссылаются на документ комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ.

В настоящее время УК выбирают собственники жилья. Однако, как следует из отзыва комитета ТПП, проект стратегии Минстроя подразумевает создание региональных операторов по управлению жильем, которые будут отбирать УК на основе открытых конкурсных процедур. При  этом регоператоры будут гарантировать возмещение ущерба от приводящих к авариям в домах нарушений.

Россияне не смогут выбирать управляющую компаниюНовая инициатива вызвала немало вопросов

Глава комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков предположил, что определенная сумма будет добавлена к плате за содержание домов. Так, деньги будут отчисляться регоператорам, которые будут накапливать средства на счетах и определять, что можно или нельзя отнести к нарушениям, которые покрываются из этого фонда.

Руководители управляющих компаний продолжают использовать подобные «черные» способы конкурентной борьбы.

И это — несмотря на то, что не столь давно лично президент России Владимир Путин заявлял: многие управляющие компании не готовы к тому, чтобы должным образом организовать работу.

Глава государства также напомнил о ранее введенной в России уголовной ответственности за фальсификацию протоколов общих собраний жильцов, выступающих на стороне тех или иных компаний.

«Мы ввели даже уголовную ответственность за фальсификацию протоколов общих собраний. Мы столкнулись и с этим. Ввели серьезные штрафы за нарушение качества работы, вот это все нужно довести до конца», — отмечал президент.

Компании, о которых говорит Владимир Путин, должны быть «белыми» и иметь «прозрачную» структуру собственности. «Даже некоторые компании, работающие в жилищно-коммунальной сфере зарегистрированы в офшорах», – удивляется глава государства. Путин считает, что подобные проекты должны реализовываться в поставленные сроки, а любые попытки «увести» деньги должны пресекаться.

Управляющие компании, по сообщению Путина, будут подвергаться лицензированию. Решение это было принято не так давно. Это позволит отсеивать компании, не способные выполнять поставленные перед ними задачи. Пока механизм лицензирования до конца не проработан. Но Путин уверен – он тоже должен быть максимально прозрачен и понятен для организаций, претендующих на выполнение таких работ.

Ранее эксперт аналитического агентства «Политсобрание» Наталья Желтова заявляла «Блокноту»:  жилищно-коммунальное хозяйство рискует оказаться одной из главных горячих точек. «Долги продолжат  расти долги,  причем есть риск, что процесс пойдет лавинообразно, стремительно», — предположила соьбеседницуа «Блокнота».

  Она не исключила: когда задолженность достигнет критической массы, а прессинг на должников значительно возрастет, может произойти пресловутый «взрыв». По этой причине, считает Желтова, и федеральные, и региональные власти должны нивелировать неизбежные процессы, оказать помощь  наименее защищенным слоям населения.

Петр Кузнецов

Минстрой предложил отнять у жильцов право самим выбирать управляющую компанию

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

Эксперты продолжают изучать проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, предложенный Минстроем. И там находят много интересных деталей.

Сейчас, как известно, управляющую компанию выбирают сами жильцы — собственники. Но в Торгово-промышленной палате ознакомились с предлагаемыми Минстроем нормами и говорят, что из-за них мы фактически можем лишиться права определять УК. Взамен хотят создать специальных регоператоров по управлению жильем — они-то и будут отбирать управляющие компании через открытые конкурсы.

В отзыве Торгово-промышленной палаты говорится, что эти самые регоператоры — новая структура — будут гарантировать жильцам возмещение ущерба в случае нарушений, которые приводят к авариям. Однако и средства для этого как будто хотят собирать с нас, жильцов — предлагается создать некий общий котел, из которого и будут покрывать ущерб. В тех случаях, в которых посчитают нужным это делать.

Согласитесь, идея очень спорная. Во-первых, откуда брать деньги? Председатель комитета палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков предполагает, что определенная сумма будет просто добавлена к плате за содержание домов.

Эти средства будут направлять регоператорам на некий счет, откуда потом деньги будут распределяться на покрытие ущерба.

«Для этого могли бы использоваться бюджетные средства, но об этом нет ни слова в проекте стратегии», — добавляет руководитель комиссии в сфере жилищной политики общественного совета при Минстрое Надежда Косарева.

Предложение критикует член комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев: «Данное предложение абсолютно не соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, который установил, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является высшим органом управления им».

Как бы там ни было, ясно одно: государство все больше пытается вмешаться в управление жилищным фондом, который ему не принадлежит. В общем-то, и сейчас уже оно несет какую-никакую ответственность за управляющие компании — выдает им лицензии.

Александр Авилов/Агентство «Москва»

выбор управляющей компаниирегоператоры Подписаться:

«Ничего страшного?» Россиянам хотят запретить самостоятельно выбирать УК

Схема, когда за собственников жилья Управляющую компанию (УК) выбирают органы местного управления, применяется и сейчас, рассказала Telegram-каналу «Радиоточка НСН» депутат Госдумы, советник мэра Москвы по ЖКХ Светлана Разворотнева.

Ранее в Торгово-промышленной палате РФ сообщили «Известиям», что граждане могут лишиться права выбирать УК, а полномочие это передадут регоператорам по управлению жильем. Об этом говорится в проекте Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ РФ до 2030 года.

«Уже сейчас, если собственники не принимают решение по выбору УК, то органы местного самоуправления принимает это решение за них. Власти выбирают УК на дом, причем делают это зачастую очень странными способами.

Брошенными оказываются чаще всего малоэтажные, ветхие дома с низкими взносами, которые не покрывают расходы. И УК говорят – бери такой дом в нагрузку к своим новым домам. В результате содержание старых домов происходит за счет взносов жителей, которые проживают в других домах.

Эта схема ненормальная, ее надо расшивать», — сказала парламентарий.

https://www.youtube.com/watch?v=WTdUpFKzAw8\u0026pp=ygVb0KDQvtGB0YHQuNGP0L3QtSDQvdC1INGB0LzQvtCz0YPRgiDQstGL0LHQuNGA0LDRgtGMINGD0L_RgNCw0LLQu9GP0Y7RidGD0Y4g0LrQvtC80L_QsNC90LjRjg%3D%3D

По мнению Разворотневой, необходимо определиться: сфера управления многоквартирными домами – это свободный рынок или государственная муниципальная услуга. Ведущие регионы сделали свой выбор в пользу последнего, и эта практика себя оправдывает.

«Уже целый ряд регионов – Москва, Санкт-Петербург, Казань – сделали выбор в пользу государственной услуги. В Москве более 70% управляется «Жилищником» и сети по управлению многоквартирными домами субсидируются из бюджета города Москвы. Среднее состояние домов в столице значительно лучше, чем в других регионах. Поэтому эта практика себя оправдывает, — отметила она.

Проблема состоит в том, что есть люди, которые хотели бы взять на себя ответственность по управлению домами, но очень много таких, кто не хочет этим заниматься, не ходит на собрания, не хочет брать на себя всю эту головную боль, говорит Разворотнева.

«Здесь могут быть схемы аналогичные капремонту, когда собственники, которые хотят заниматься своим домом, выбирают спецсчет, подрядчика. А те, кто не хочет – кладут деньги в общий котел и за них все сделают.

Это нормальная, рабочая схема. Может, она не соответствует тем идеалистическим соображениям, которые заложены в Жилищном кодексе, но соответствует реальным жизненным реалиям и уже реализуется.

Ничего страшного в этом нет», — считает Разворотнева.

Стратегия предполагает, что регоператоры будут гарантировать возмещение ущерба от нарушений, приводящих к авариям в домах. Однако, как полагают в ТПП, средства для этого, скорее всего, будут собирать с граждан по принципу «общего котла».

Депутат же подчеркнула, что речь о дополнительных платежах в документе не идет – обсуждаются более эффективные подходы к тарифообразованию.

«Никто не говорит о дополнительных платежах. Скорее, обсуждаются новые подходы к формированию тарифов, они должны быть более грамотными. Например, может быть предложен пакет «эконом», когда УК занимается только, например, безопасностью, а полы собственники моют сами.

Пакет «комфорт» — УК все делает в приличном объеме, пакет «премиум» — проходят еще и энергоэффективные мероприятия. Должен быть фонд для компенсации непредвиденных расходов, например, по замене лифта. Это все обсуждается, и как это будет выглядеть, пока никто не понимает.

Мы будем это обсуждать, когда стратегия уже превратится в реальные законы, подзаконные акты», — пояснила депутат.

Ранее вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил о необходимости перестройки отрасли ЖКХ, без которой не получится реализовать нацпроект «Жилье и городская среда».

Первым шагом в реформе ЖКХ должна быть отмена лицензирования управляющих компаний и избавление от их монополизма, заявил в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин.

Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

Получайте свежие материалы на почту

Информационное агентство «Национальная Служба Новостей (НСН)»: свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-53714 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 апреля 2013 года.© 2023 ООО «НСН»ЗАО «Мультимедиа Холдинг», все права защищеныПравила перепечаткиДля лиц старше 12 лет

Сделано в Charmer

Россияне могут лишиться права выбирать управляющие компании для своих домов

05:26, 14 окт. 2021

Россияне могут лишиться права выбирать управляющие компании (УК) для многоквартирных домов. Об этом говорится в отзыве комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по предпринимательству в сфере ЖКХ на проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, которую разработал Минстрой. О возможных изменениях в сфере ЖКХ пишут «Известия».

Вместо общего собрания собственников УК будут выбирать региональные операторы. Они, в частности, будут гарантировать возмещение ущерба от нарушений, которые приводят к авариям в домах. Как предположил глава комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, сумма за возмещение ущерба будет добавлена к плате за содержание домов.

https://www.youtube.com/watch?v=WTdUpFKzAw8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Региональные операторы будут отбирать компании для управления домами на основе открытых конкурсных процедур.

Член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев в разговоре с изданием отметил, что предложение Минстроя полностью противоречит Жилищному кодексу. Широков также добавил, что жильцы должны сами управлять своей собственностью.

Он напомнил, что государство сегодня не может решить проблемы со своей собственностью: больницами, школами и детскими садами. Многие организации имеют долги за коммунальные услуги.

Выделенные ранее 150 миллиардов рублей пойдут на модернизацию водопроводов и канализаций, отметил Степашин 10 августа 2021

Россияне не смогут выбирать управляющую компанию

В конце сентября стало известно, что власти планируют увеличить тарифы ЖКУ до экономически обоснованных значений. Как отметила председатель экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова, в России есть предприятия, которые предоставляют коммунальные услуги по цене ниже себестоимости.

Также в сентябре о перестройке сферы ЖКХ говорил вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, правительство до конца этого года утвердит концепцию перестройки, в начале следующего — утвердит.

Чиновник напомнил о проблемах в сфере ЖКХ: нехватке финансирования программы модернизации инженерной инфраструктуры, дефиците бюджета на ремонт зданий, отсутствии законодательного регулирования управления апартаментами и централизованно построенными малоэтажными коттеджными поселками и многом другом.

В этом году в России планируется запустить новую программу расселения аварийного жилья. На нее предполагается направить 45 миллиардов рублей до 2024 года, заявили в пресс-службе Фонда содействия реформированию ЖКХ. В новую программу переселения будут включаться многоквартирные дома, признанные аварийными после 1 января 2017 года.

#жилье
#квартира
#рф
#жкх
#минстрой

Управляй и властвуй: граждан могут лишить права выбирать УК

Граждане могут лишиться права выбирать компанию, управляющую многоквартирным домом (УК). Это полномочие могут передать регоператорам по управлению жильем, рассказали «Известиям» в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП).

Создание такого органа, который в том числе будет возмещать ущерб от нарушений, приводящих к авариям в домах, прописано в проекте Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ РФ до 2030 года.

Деньги для покрытия ущерба, вероятно, станут собирать с граждан, предположили эксперты.

Назад в прошлое

В России планируется создание регоператоров по управлению жильем — они будут отбирать УК на основе открытых конкурсных процедур. Такое положение отражено в проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, которую разработал Минстрой.

Сейчас УК выбирают граждане — собственники жилья.

Но из-за новой нормы они фактически могут лишиться права определять управляющие организации, сказано в отзыве комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ на проект стратегии, который будет направлен в Минстрой (есть у «Известий»).

Впрочем, стратегия предполагает, что регоператоры будут гарантировать возмещение ущерба от нарушений, приводящих к авариям в домах. Но средства для этого, видимо, будут собирать с граждан — предлагается фактически создание «общего котла» на покрытие ущерба, сказано в отзыве ТПП.

Вероятно, определенная сумма будет добавлена к плате за содержание домов, средства будут отчисляться регоператорам, сказал «Известиям» председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков.

Операторы будут накапливать средства на счетах и определять, что относится к нарушениям, которые покрываются из этого фонда, а что нет, также предположил эксперт.

Логичнее ввести обязательное страхование общедомового имущества, уверен он.

Действительно, очевидно, имеется в виду, что предоставление гарантий возмещения ущерба будет осуществляться на платной основе, согласна руководитель комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое Надежда Косарева. В ином случае для этого могли бы использоваться бюджетные средства, но об этом нет ни слова в проекте стратегии, пояснила она.

— Сегодня государство всё больше пытается вмешаться в управление не своей собственностью — жилищным фондом. Но власть уже сегодня несет ответственность за УК — речь идет об институте лицензирования компаний, — сказал Андрей Широков.

https://www.youtube.com/watch?v=9JRrtaOjAWM\u0026pp=ygVb0KDQvtGB0YHQuNGP0L3QtSDQvdC1INGB0LzQvtCz0YPRgiDQstGL0LHQuNGA0LDRgtGMINGD0L_RgNCw0LLQu9GP0Y7RidGD0Y4g0LrQvtC80L_QsNC90LjRjg%3D%3D

Наличие регионального оператора означает сворачивание рынка и возврат к государственному управлению частным жилищным фондом, сказано в отзыве на стратегию, который подготовила комиссия в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое (есть у «Известий»). Кроме того, неясно, о каком государственно-частном партнерстве может идти речь, если жилищный фонд на 92% сегодня частный, отмечено в документе.

— Данное предложение абсолютно не соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, который установил, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является высшим органом управления им, — сказал «Известиям» член комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев.

Сегодня более 70% домов в Москве управляет ГБУ «Жилищник», отметила зампредседателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. И качество управления жилищным фондом в столице выше, чем в среднем по регионам, подчеркнула она.

— Сейчас активно обсуждается, какая модель управления домами предпочтительней и что это — свободный рынок или госуслуга. Можно было бы дать гражданам право выбора — отдать управление дома регоператору или заниматься им самостоятельно, — полагает парламентарий.

В Минстрое «Известиям» сообщили, что проект стратегии опубликован для широкого обсуждения, поэтому говорить о разработанных инициативах преждевременно.

Должен сам

При пассивности собственников ЖК РФ предусматривает в качестве временной меры проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, сказал Дмитрий Гордеев.

Число многоквартирных домов, которыми управляют компании, отобранные властью, снизилось с 139,3 тыс. в 2009 году до 61,7 тыс. в 2019-м, отметил эксперт.

Сегодня доля таких объектов составляет около 3% от числа всех многоквартирных домов, рассказал он.

Но, как писали «Известия», сегодня около 90% решений или протоколов собраний собственников жилья по поводу выбора и смены УК могут быть фальсифицированы.

— Собственник должен сам управлять своей собственностью. Государство же сегодня не может справиться и с имеющейся: со школами, детсадами, поликлиниками. Имеются в виду долги за коммунальные ресурсы, текущее содержание и капремонт, — поделился мнением Андрей Широков.

Из существующей сегодня задолженности за ЖКУ в 1,33 млрд рублей больше половины относится к бюджетным организациям, указал он. Долги населения составляют только примерно 300–400 млн рублей, добавил Андрей Широков.

— Создание регоператоров — движение не в правильном направлении, повышающее коррупционную составляющую рынка и лишающее граждан права на самостоятельный выбор. Необходимо, наоборот, двигаться в сторону коммерческого и свободного рынка управления ЖКХ, вернуть понятие прибыли и инвестиционной привлекательности отрасли, — отметил генеральный директор ПАО «ГИТ» Сергей Минко.

По мнению эксперта тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, реализация этого предложения потребует, по сути, пересмотра всего ЖК РФ. Но при этом такое решение может благотворно сказаться на сфере ЖКХ, если будет реализовано, как в Москве, добавил эксперт.

— Роль собственников в последние годы становится всё более формальной и сводится к тому, чтобы направлять жалобы и платить вовремя, — всё остальное взяло на себя государство. Но наиболее оптимальным вариантом будет использование регоператоров для обслуживания социального жилья и ветхих домов, — считает он.

В подготовленной Минстроем стратегии отражено создание новой централизованной модели управления домами, полагает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Сусана Киракосян. Но, по ее мнению, введение нового оператора требует четкого определения его статуса и полномочий, а также обоснования необходимости такого субъекта, уверена она.

Жильцов рискуют оставить без выбора УК – Коммерсантъ FM

У россиян могут забрать право выбирать компанию для управления многоквартирным домом. Такую инициативу сейчас прорабатывает Минстрой, сообщили журналистам в Торгово-промышленной палате.

Власти намерены создать институты региональных операторов по управлению жильем. Выбирать операторов планируется на основе открытых конкурсов. Для них должны будут разработать и внедрить единую техническую и ценовую политику.

Предполагается, что именно эти операторы займутся выбором управляющих компаний для ЖК.

В некоторых случаях это может даже пойти людям на пользу, говорит исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина. Но жильцы, которым важна коммуникация с УК, лишатся этой возможности.

«Очень много неорганизованных домов, которые не хотят принимать никакие решения, которые не знают, что у них за управляющая организация, как она называется и где сидит. Полное игнорирование.

Может быть, для каких-то домов это будет благо, потому что региональный оператор будет решать все вопросы за собственника.

В принципе это разрыв коммуникационных связей, потому что управляющая компания, измученная отчетностью, информационной открытостью, безумным количеством обращений, очень маленьким бюджетом на управление многоквартирным дом, зависит от собственника.

Особенно частная компания понимает, что хозяин — реальный собственник, в государственном муниципальном секторе — это город. Если сейчас региональный оператор будет принимать все решения, собственнику места не останется. Из-под него «выбивают табуретку»»,— говорит Москвина.

По словам управляющего партнера юридической компании AVG Legal Алексея Гавришева, сейчас собственники формально могут отказываться от услуг не устраивающих их компаний, но добиться справедливости крайне сложно.

Если инициатива Минстоя будет одобрена, злоупотреблений со стороны управляющих компаний будет только больше, уверен эксперт: «Инвесторы, девелоперы, застройщики понимают, что последующее обслуживание — в финансовом плане наиболее интересный момент для любого строителя и управляющей компании, за них постоянно все борются.

Мы постоянно сталкиваемся со спорами на предмет сбора подписей, какая компания выиграла, происходят постоянные фальсификации.

Люди не могут своим одиноким мнением на что-то повлиять и вынуждены оспаривать — зачастую это у них не очень получается, потому что это все долго, дорого и без услуг юриста, бывает, не обойтись.

Проведем конкурсы, потом фактически компания, которая победила, будет получать все необходимые денежные средства.

Сколько они будут доходить до подрядчиков и каким будет качество их работы, не знаю. Я боюсь, оно может оставлять желать лучшего, и коррупционная составляющая может возрасти, соблазнов будет очень много».

По задумке Минстроя, операторы должны будут гарантировать возмещение ущерба при нарушениях, которые приводят к аварийности многоквартирных домов. В Торгово-промышленной палате отметили, что средства на покрытие ущерба, скорее всего, будут собирать с самих жильцов, и эту сумму будут добавлять к плате за содержание домов. Деньги же будут отчислять региональным операторам.

Анна Никитина, Лилия Галявиева

В госдуме ответили на предложение урезать права россиян в сфере жкх

© Lenta.ru

Инициатива Торгово-промышленной палаты (ТПП), согласно которой россиян могут лишить права выбирать компанию, управляющую многоквартирным домом (УК), может вызвать серьезную социальную напряженность. Такие вопросы следует обсуждать публично, считает глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Своим мнением политик поделился в разговоре с «Лентой.ру».

Ранее стало известно, что специалисты ТПП предложили передать полномочия по назначению УК региональным операторам по управлению жильем. По их инициативе, последние будут отбирать компании на основе открытых конкурсных процедур.

В Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года, разработанной Минстроем, есть пункт о создании органа, который займется возмещением ущерба от нарушений, приводящих к авариям в домах.

Как объяснил председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, вероятно, с граждан будут взимать плату и скидывать в «общий котел». Это не исключает появления еще одного пункта платы за ЖКХ.

Эксперт отметил, что сумма, скорее всего, будет добавлена к плате за содержание домов, средства будут отчисляться региональным операторам. Они, в свою очередь, смогут определять, что относится к нарушениям, которые покрываются из этого фонда, а что нет.

Фальшь, коррупция и издевательство над правами граждан в сфере ЖКХ

По мнению Нилова, такая инициатива может вызвать в обществе серьезную социальную напряженность. Прежде чем предлагать отобрать у россиян право выбирать управляющую компанию, необходимо как минимум обсудить этот вопрос публично, считает председатель профильного комитета в Госдуме.

«Вообще в сфере ЖКХ сегодня очень много проблем, неразберихи, фальши, коррупции и издевательств над жилищными правами граждан. Что касается управляющих компаний, то и там есть проблемы и большие вопросы к качеству работы.

Если предлагается граждан лишить права выбирать управляющую компанию, то я думаю, что это будет негативно воспринято как минимум теми гражданами, у кого существуют товарищества. Тогда спрашивается, зачем проводилась жилищная реформа и появлялась такая форма управления многоквартирным домом.

То есть предлагается признать ее неэффективной? Зачем лишать граждан права управлять собственным домом, если у них все выстроено и все работает? Я скептически к этому отношусь», — высказался Нилов.

Он заявил, что если такой законопроект поступит в Госдуму, то его необходимо внимательно изучить и обсудить с экспертным сообществом, общественниками и регионами.

«К примеру, в `оскве есть «Жилищник» и к нему есть вопросы, а в регионах разные управляющие компании, так там вообще, куда не посмотри, одно издевательство.

Для того чтобы такой серьезный шаг предлагать, нужно прежде его публично обсудить, дабы не вызвать серьезную социальную напряженность», — добавил политик.

Ранее `равительство России утвердило новый порядок установления тарифов ЖКХ. Теперь россияне смогут на несколько лет вперед знать план начислений за жилищно-коммунальные услуги.

Россиян лишат права выбирать управляющую компанию? К 2030 году это могут поручить новой структуре – региональному оператору

Одна из задач региональных операторов по управлению жильем – гарантировать возмещение ущерба в случае коммунальных аварий.

Согласно действующему законодательству, многоквартирным домом могут управлять сами жильцы (если в нем до 12 квартир), управляющая организация или товарищество собственников недвижимости (ТСН).

Решение о выборе конкретного способа управления, а также о выборе управляющей компании может принимать только общее собрание собственников жилья.

Однако в перспективе их могут лишить такого права.

Как выяснили «Известия», в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года предусмотрено создание новых структур – региональных операторов по управлению жильем (вероятно, по аналогии с регоператорами по капитальному ремонту и вывозу мусора).

В Торгово-промышленной палате РФ пояснили, что именно регоператоры будут отбирать управляющие компании в рамках открытых конкурсных процедур. В отзыве ТПП РФ на проект стратегии говорится, что из-за этого собственники недвижимости могут фактически лишиться права выбирать УК.

Другое направление деятельности регоператоров – гарантировать возмещение ущерба от нарушений, которые привели к аварии в доме.

Сейчас ущерб возмещают УК, однако многие из них хронически убыточные и находятся в предбанкротном состоянии, из-за чего не могут выплатить сумму ущерба. Если же будут созданы регоператоры, именно они будут оплачивать ущерб.

Правда, источник финансирования пока неясен – судя по всему, это будут дополнительные сборы с жильцов.

В ТПП полагают, что ради создания фонда гарантирования выплат регоператорам придется увеличить плату за содержание домов, и соответствующая надбавка пойдет непосредственно операторам.

Эксперты оценивают это неоднозначно – логичнее было бы ввести более прозрачный механизм страхования общедомового имущества.

Бюджетные средства согласно проекту стратегии в возмещении ущерба участвовать вообще не будут.

В целом стратегию касательно регоператров раскритиковали участники рынка – по сути, государство будет напрямую вмешиваться в управление жилищным фондом (который на 92% уже в частных руках). К тому же, лишение собственников права выбирать УК будет прямым нарушением действующих норм Жилищного кодекса РФ.

При этом государство и сейчас может вмешиваться в выбор управляющей компании – речь идет о тех домах, которые до сих пор не выбрали УК на общем собрании. Тогда в качестве временной меры органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по отбору управляющей компании – сейчас это касается примерно 3% всех многоквартирных домов.

Правда, сетуют эксперты, уже сейчас протоколы общего собрания собственников жилья по выбору УК могут фальсифицироваться – причем таких протоколов насчитали едва ли не 90% от общего количества решений. И в этом контексте создание регоператоров вряд ли сделает ситуацию еще хуже.