Учет

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Административное правонарушение и административная ответственность — особые правовые категории. Они регламентируются соответствующими нормами. В них предусматриваются основания, по которым начинается изучение материалов, условия, при которых оно завершается, субъекты, на которых распространяются санкции.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

КоАП

Об административных правонарушениях говорится во многих актах. Однако основная информация содержится в отраслевом нормативном документе. Им является Кодекс об административных правонарушениях. Особое внимание следует обратить на ст. 28.1. В ней устанавливаются основания, по которым допускается возбуждение дела об административном правонарушении.

Приведенный в статье список считается исчерпывающим.

В соответствии с этими основаниями исследование обстоятельств начинается при наличии достаточной информации, указывающей на совершение проступка, материалов, в которых присутствуют такие сведения, а также обоснованных заявлений и сообщений от физлиц, СМИ или организаций.

Пункт 3 части 1 этой статьи определяет специальных субъектов, от которых могут приниматься данные о том, что есть административное правонарушение и административная ответственность. В частности речь идет о проступках, за которые предусмотрено наказание в форме дисквалификации.

Основания

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется при:

  1. Непосредственном обнаружении должностными лицами, которые уполномочены составлять акты, фиксирующие проступки, достаточных сведений, указывающих на наличие такого рода события.
  2. Поступлении из правоохранительных, а также иных госорганов, структур местного управления, общественных организаций материалов, в которых присутствует информация о совершенных проступках.
  3. Принятии заявлений от физических и юрлиц, представителей СМИ, указывающих на административное правонарушение.
  4. Фиксации проступка в сфере дорожного движения автоматическими техническими средствами, имеющими соответствующие функции, или устройствами кино- и фотосъемки.
  5. Подтверждении сведений, содержащихся в заявлении или сообщении владельца/собственника ТС о том, что в сформулированных в п. 4 случаях автомобиль находился в пользовании иного лица.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Дифференциация

На первоначальной стадии крайне важной является правильная квалификация события. Состав административного правонарушения может граничить с преступлением. Дифференциация событий осуществляется по нормам УК.

В них присутствуют квалифицирующие признаки деяний. К примеру, это может быть размер нанесенного вреда. В ряде случаев состав административного правонарушения граничит с дисциплинарным проступком. При квалификации события их также следует дифференцировать.

В этих случаях руководствоваться нужно ст. 2.5 КоАП.

Общий порядок

Закон об административных правонарушениях предписывает совершить надлежащие процессуальные действия. С этого момента изучение материалов и выяснение обстоятельств будут считаться начатыми процедурами. К процессуальным следует относить действия, касающиеся оформления актов, постановлений, определений. Обжалование указанных документов осуществляется в порядке, установленном в гл. 30.

Составление акта

Протокол об административном правонарушении выступает в качестве процессуального документа. Он считается основанием для начала соответствующих действий. В этом акте фиксируется непосредственно сам факт совершения проступка.

Протокол об административном правонарушении содержит сведения о том, кем, когда и где он оформлен. Особое значение имеет наименование должности лица, которое составило акт.

При оформлении документа неуполномоченным субъектом он признается ничтожным и возвращается в орган, в котором был составлен.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Идентификация субъекта

Закон об административных правонарушениях требует обязательного указания в акте данных о лице, в отношении которого он составляется. Личность субъекта устанавливается по документам, которые у него имеются.

В случае их отсутствия названные им устно данные подлежат проверке. Для установления личности допускается задержание субъекта, досмотр его вещей, ТС, изъятие документов и предметов, имеющихся у него.

Если при совершении проступка были свидетели или потерпевшие, в протокол заносятся сведения о них.

Обязательные данные

В документе должно быть зафиксировано время события. Это имеет особое процессуальное значение, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении допускается не позднее 2 месяцев с даты его совершения. В некоторых случаях данный срок увеличен до года.

В акте также должны присутствовать сведения о месте события. Это необходимо для правильного установления органа, уполномоченного на рассмотрение данного дела. В акте также должно содержаться описание события. Характеристика правонарушения позволяет правильно его квалифицировать.

В протоколе указывается конкретная статья, устанавливающая наказание за проступок.

Объяснения

В протоколе фиксируются пояснения лица, в отношении которого он составляется. Их наличие выступает как один из источников доказательств обстоятельств совершения проступка. При необходимости пояснения могут записываться отдельно и прилагаться к протоколу. В соответствии с этой информацией устанавливается наличие вины, выявляются обстоятельства, способствующие смягчению санкций.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Гарантии

При составлении протокола всем участникам производства разъясняются их обязанности и права. В качестве важнейшей гарантии достоверности и полноты сведений, присутствующих в документе, субъектам предоставляется возможность ознакомиться с ним.

Более того, лица, в отношении которых составлен акт, могут представить свои замечания и объяснения по содержанию акта в письменном виде. Уполномоченное лицо обязано приложить их к протоколу. Составление документа завершается подписью служащего, составившего его, и субъектом, совершившим проступок.

Копия документа вручается последнему под роспись.

Полномочия прокурора

Они установлены в ст. 28.4. Кодекс об административных правонарушениях формулирует полномочия прокурора посредством перечисления конкретных норм особенной части. Он может, в частности, начать производство об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением установленного порядка и правил:

  • Избирательного процесса.
  • Распоряжения объектами, формирующими жилой фонд.
  • Ограничения прав управления ТС и его эксплуатации и проч.

Кроме этого, прокурор может вынести постановление об административном правонарушении в иных случаях. Для этого факт совершения проступка должен быть выявлен в ходе его надзорной деятельности. Данное положение закрепляется в ст. 22 и ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Решение

Постановление об административном правонарушении, вынесенное прокурором, должно направляться в уполномоченный орган немедленно после составления.

Более продолжительный период может устанавливаться, если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства по событию. Постановление выносится не позднее 2 месяцев с даты установления факта нарушения. В ст. 28.

2 сформулированы требования к должностным лицам, составляющим акты.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Упрощенный порядок

В случаях, специально предусмотренных в КоАП, допускается производство по делу без составления акта. Это, в частности, касается ситуации, когда проступок признается незначительным и за него может назначаться штраф или предупреждение.

Если протокол составлен не был, то должностное лицо на месте происшествия оформляет наложение санкции. При совершении проступка в сфере дорожного движения составляется протокол о наложении штрафа в порядке, установленном в ст. 32.3. При этом субъекту выдается квитанция.

Сам штраф на месте не взимается. Его сумма перечисляется или вносится добровольно на соответствующий счет. В случае неуплаты штраф взыскивается в принудительном порядке.

Если субъект, совершивший проступок, оспаривает действия должностного лица, то происходит переход к производству по делу в обычном порядке. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Направление материалов

После оформления протокола или прокурорского решения, иных существенных документов они передаются в инстанцию, уполномоченную на рассмотрение таких дел. При направлении материалов следует правильно установить подведомственность. Для этого необходимо определить, какой суд, орган или служащий уполномочен рассматривать дело.

Если им выступает руководитель органа, должностное лицо которого составило соответствующий акт, то материалы направляются ему. Постановление о нарушении, за совершение которого в качестве наказания предусмотрен арест, направляется вместе с остальными сведениями суду незамедлительно после составления.

Субъект, которому грозит такая санкция, может быть задержан на срок до 48 час.

Спорные моменты

В некоторых случаях в ходе подготовки материалов к рассмотрению в суде обнаруживаются существенные недостатки протокола и прочих документов. В частности это может быть:

  • Составление акта неуполномоченным лицом.
  • Неполнота сведений, которую нельзя восполнить при рассмотрении дела в суде.

В этих случаях действует ст. 29.4, часть 1, пункт 4 КоАП. В соответствии с положениями статьи выносится определение о возвращении материалов должностному лицу, органу, составившему акт.

После получения протокола и прочих документов выявленные недостатки устраняются в трехдневный срок.

Материалы с внесенными изменениями/дополнениями направляются в суд повторно не позднее следующего дня после исправления.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Исключающие обстоятельства

Они содержатся в ст. 24.5 КоАП. В том случае, если имеет место хотя бы одно из исключающих обстоятельств, разбирательство по совершенному проступку подлежит прекращению.

Соответственно, должностное лицо/орган, в производстве которого находится данное дело, не направляет его на рассмотрение в судебную инстанцию или вышестоящему служащему. Об этом должен быть вынесен соответствующий акт.

Постановление о прекращении разбирательства по материалам дела должно отвечать требованиям, установленным в ст. 29.10. Относительно рассматриваемого случая в акте должна присутствовать информация о:

  1. Должностном лице/структуре, принявшей данный документ.
  2. Месте, дате и времени производства по делу.
  3. Субъекте, в отношении которого был составлен акт.
  4. Обстоятельствах, выявленных при разбирательстве и проверке сведений.
  5. Конкретной статье КоАП, в которой предусмотрены основания для прекращения рассмотрения материалов и исключающие передачу их в суд.
  6. Мотивах принятого решения.
  7. Порядке и сроках обжалования акта.

В постановлении также необходимо решить вопрос, касающийся изъятых предметов и документов, вещей, находящихся под арестом.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

  • Возбуждение дел об административных нарушениях необходимо для пресечения административных проступков.
  • В ходе производства устанавливается личность нарушителя, составляется протокол обеспечивается своевременное рассмотрение дела и исполнение постановления.
  • Делами об административных правонарушениях могут заниматься уполномоченные органы или должностные лица, иногда иные субъекты, которые имеют право привлекать к ответственности.
  • Они же должны проследить, было ли исполнено вынесенное решение.
  • При любых обстоятельствах необходимо строго придерживаться принципа, что человек, которого привлекают к административной ответственности, считается невиновным, пока не будет доказана по закону его вина.
  • Обычно определяют несколько стадий производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение, рассмотрение, разрешение, обжалование, опротестование.

Стадия возбуждения дела по административным правонарушениям

На стадии возбуждения в первую очередь должен быть установлен факт правонарушения, затем должны быть приняты меры по прекращению действий, нарушающих закон.

Следующий шаг — установление личности нарушителя, после этого составляется протокол об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

  1. Если протокол составлен по форме, с соблюдением всех требований, дело может быть открыто.
  2. Если протокол не был составлен или составлен с нарушениями, дело не может быть возбуждено.
  3. В протоколе должны быть зафиксированы даты, фамилии (того, кто составлял, нарушителя, свидетелей), место и время, когда было совершено правонарушение, в чем оно заключалось, правовой акт, устанавливающий наказание за данное правонарушение, а также все сведения, которые могут помочь в разрешении дела.
  4. Протокол подписывает тот, кто его составлял, и тот, кто совершил административное правонарушение.
  5. Если были свидетели и потерпевшие, то они тоже могут подписать протокол.
  6. Если тот, кто совершил правонарушение, отказывается подписывать протокол, то это вносят в протокол и указывают мотивы отказа.

Если у нарушителя возникли замечания по содержанию протокола, то их прилагают к протоколу.

С момента отправления протокола, а также сопроводительных материалов (показания свидетелей, вещи и т.п.) уполномоченному органу или должностному лицу заканчивается первая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Стадия рассмотрения дела

Судья, должностное лицо или орган, который имеет право это делать, при получении дела для рассмотрения должен прежде всего определить, в его ли компетенции находится дело, нет ли ошибок в составленном протоколе, в других материалах, собраны ли дополнительные материалы, если такие имеются.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Если совершено административное правонарушение, которое влечет за собой арест, то дело должно быть рассмотрено в день получения протокола.

Если нарушителя задержали, то не позднее 48 часов с момента его задержания

Лицам, которые должны участвовать в рассмотрении дела, заранее сообщается время и место, где это будет проходить. Обычно открытое рассмотрение дела происходит по месту его совершения.

Вынесение постановления

После этого выносится постановление (стадия разрешения) с указанием того, когда и как оно может быть обжаловано. Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Если же было вынесено постановление о наложении административного взыскания, то оно объявляется немедленно после окончания рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В тот же срок копия вручается или высылается потерпевшему по его просьбе.

В случае если она высылается, в деле обязательно делается запись об этом.

Исключением являются случаи, когда выносится предупреждение, налагается штраф (который взимается на месте правонарушения) или проводится арест.

  • Возбуждение дела об административном правонарушении 2023
  • Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Действия при утрате паспорта», где подробно объясняется за что берется штраф
  • Или ТУТ вы узнаете о сроках давности по административным правонарушениям
  • Как происходит регистрация временного пребывания иностранных граждан:
  • /articles/ap/register/vrem-registr-inostran/

Стадия обжалования и опротестования

Если нарушитель или потерпевший не согласен с принятым по их делу решением, то последнее можно обжаловать.

Для этого необходимо написать заявление в суд или вышестоящий орган, который принимал решение.

Если были допущены ошибки в процессе, то опротестовать постановление по делу может прокурор.

Основания

Основания для возбуждения административного дела могут быть следующие:

  • если должностное лицо обнаружило правонарушение,
  • Возбуждение дела об административном правонарушении 2023если поступили материалы от правоохранительных органов или общественности о правонарушении,
  • если было сообщение от юридических или физических лиц или средств массовой информации о правонарушении,
  • если было зафиксировано ДТП или были нарушения в области благоустройства территории;
  • если комиссия антимонопольного органа зафиксировала факт нарушения антимонопольного законодательства;
  • если составлен акт о наличии признаков правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Датой возбуждения дела об административном правонарушении считается день, когда:

  • был составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения;
  • был составлен протокол об административном правонарушении или было вынесено прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Должностное лицо не вправе возбудить административное дела, если:

  1. Не выявлены признаки состава административного правонарушения.
  2. Нет события административного правонарушения.
  3. Правонарушитель не достиг шестнадцатилетнего возраста.
  4. Лицо, совершившее правонарушение, невменяемо.
  5. Правонарушитель умер.

Стадия исполнения постановления

Завершающей стадией производства по делам об административных правонарушениях является исполнение постановления о наложении административного взыскания. Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

От того, как последовательно реализовано постановление об административном взыскании, доведено ли дело до конца, во многом зависит эффективность борьбы с административными правонарушениями, а также их предупреждение.

Таким образом, процесс возбуждения дела об административном правонарушении проходит в несколько этапов:

  1. Возбуждение дела возможно, если был совершен проступок.
  2. Грамотно составленный протокол позволяет перейти к рассмотрению дела, которое не может продолжаться более 15 дней, за исключением случаев, когда необходимо дополнительное время для выяснения обстоятельств, но не более чем на 1 месяц.
  3. После этого назначается слушание, в ходе которого принимается постановление, т. е. дело разрешается.
  4. Если обнаружены нарушения в ходе рассмотрения, то прокурор может опротестовать решение, или, если виновный не согласен с мерой наказания, он может подать заявление в суд для обжалования.

Смотрите, какая тема — После ДТП в отношении виновника вынесено постановление об отказе в возбуждении дела – что это означает?

  1. После ДТП его участники могут получить на руки определение об отказе в возбуждении дела.
  2. Однако для потерпевшего никаких сложностей быть не должно – этот документ не означает, что виновник не установлен. В 2023 году копия определения об отказе ГИБДД входит в перечень документов для страховой для возмещения ущерба по ОСАГО.

    Но в таком определении должно быть указано, что потерпевший не нарушал ПДД, а виновник, наоборот – нарушил.

  3. Определение об отказе в возбуждении дела выносится при отсутствии состава или события правонарушения, при крайней необходимости, амнистии, истечении сроков давности и др. А еще за несоблюдение ПДД, но отсутствии за это наказания КоАП (к примеру, п. 10.

    1 – за скорость, или 8.12 Правил – за езду задним ходом).

  4. Аналогичные основания и у постановления о прекращении административного дела. Но оно исключает виновность участников ДТП.
  5. На основании постановления нельзя получить страховое возмещение.

    Если у вас на руках оказалось постановление о прекращении дела, а вы хотите получить деньги или ремонт по ОСАГО – придётся обжаловать постановление в судебном порядке.

В 2023 году ДТП можно оформить одним из двух способов: по европротоколу или с помощью сотрудников ГИБДД.

Если происшествие зафиксировано полицией, то на руках у участников аварии может оказаться определение об отказе в возбуждении административного дела. И многие думают, что виновник не установлен и они ничего не получат по ОСАГО.

Однако это заблуждение! Страховые возмещают ущерб потерпевшим не только при наличии постановления об административном правонарушении, но и на основании определения об отказе в возбуждении дела. В статье рассмотрим, когда и кем выносятся эти документы, кто будет виноват в ДТП, как обращаться за ОСАГО и в каких случаях виновность всё же придётся устанавливать через суд. 

Почему ГИБДД вынесли определение об отказе в возбуждении дела?

Иногда участники ДТП получают в ГИБДД не постановление об административном правонарушении, а копию определения об отказе в возбуждении дела. Это разные документы. Но с каждым из них можно обратиться в страховую за возмещением по ОСАГО.

Определение об отказе в возбуждении административного дела – это процессуальный документ, выдаваемый инспектором ГИБДД при наличии обстоятельств, при которых административное дело не может быть начато.

Что это за обстоятельства? Полный их перечень указан в части 1 ст. 24.5 КоАП РФ:

  • отсутствует событие административного правонарушения,
  • нет состава правонарушения,
  • действия участника ДТП в состоянии крайней необходимости,
  • иные случаи – применительно к составлению определений об отказе встречаются гораздо реже.

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств позволяет сотруднику ГИБДД не возбуждать административное дело, а вынести определение об отказе. Почти всегда это делается прямо на месте аварии.

На практике в 2023 году определение об отказе в возбуждении дела выносится в том случае, если водитель допустил нарушение ПДД, но в Кодексе об административных правонарушениях за это отсутствует наказание.

Примером является ДТП с ударом стоящего автомобиля в задний бампер. Обычно в таких случаях инспекторы ДПС вменяют въехавшему несоблюдение пункта 10.1 ПДД – о соблюдении скоростного режима.

Однако ни в одной действующей статье КоАП за это нет ответственности для нарушившего водителя. Поэтому сотрудники ГИБДД не вправе выносить постановление об административном правонарушении со штрафом.

В этом случае они вынесут лишь определение об отказе в возбуждении дела.

Или другой пример – при несоблюдении п. 8.12 ПДД – предписывает водителям соблюдать безопасность и не создавать помех другим автомобилистам при езде задним ходом. И если водитель начал сдавать назад, вследствие чего столкнулся с другой машиной – ему вменят как раз нарушение п. 8.12 ПДД – однако и за него в КоАП нет никакого наказания, так что инспекторы должны вынести определение об отказе.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Когда выносится постановление о прекращении административного производства по делу?

Наравне с определением в ряде случаев могут выдать и постановление о прекращении производства в отношении конкретного водителя. Что это такое и когда выносится?

Постановление о прекращении административного производства по делу – это тоже процессуальный документ, но в ГИБДД его выносят после того, как административное дело было возбуждено.

К примеру, на месте ДТП инспектор составил протокол (возбудил дело), но в ходе расследования были выявлены обстоятельства из ст. 24.5 КоАП, в соответствии с которыми производство подлежит прекращению.

Среди таких обстоятельств:

  • отсутствие состава или события правонарушения,
  • крайняя необходимость,
  • издание амнистии (освобождение от наказания),
  • истечение сроков давности,
  • малозначительность нарушения и т.д.

Рассмотрим пример. Водитель спровоцировал ночное ДТП и скрылся с места происшествия. Прибывшие сотрудники ГИБДД составили протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП и начали розыск водителя.

Однако автомобиль скрывшегося так и не был найден. При этом 3-месячный срок привлечения к ответственности истёк.

В таком случае инспектор ДПС, составлявший протокол, обязан вынести постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности.

Значит виновник ДТП не виноват?

Не стоит путать виновность в ДТП и виновность в правонарушении. Но давайте на примере определения об отказе и постановления о прекращении дела выясним, как работает установление виновности на практике:

  1. Если вынесли определение об отказе в возбуждении дела

В нём обычно содержится информация о том, кто из водителей нарушил ПДД, а кто соблюдал Правила дорожного движения. И как мы выяснили выше, инспекторы могут вменить нарушителю п. 10.1 или 8.12 ПДД, за которые не установлена ответственность. Обычно этого достаточно для возмещения ущерба по ОСАГО потерпевшему в аварии.

  1. Если составлено постановление о прекращении дела

В мотивированном решении указывать на виновность водителя нельзя, поскольку в его отношении производство прекращено. Вопрос вины должен решаться в гражданском процессе. И если вы не согласны с постановлением о прекращении дела, то придётся его обжаловать.

А вот куда подавать жалобу, зависит от органа, вынесшего постановление. Если это инспектор ДПС – обжаловать можно его начальнику или сразу в мировой суд. А если дело прекращено мировым судьей, то жалоба на постановление подаётся в вышестоящий районный суд.

Выплатит ли мне страховая по ОСАГО на основе определения об отказе?

Да, выплатит! Имея на руках определение об отказе в возбуждении производства по делу, вы можете смело обращаться в свою страховую за компенсацией.

Исчерпывающий перечень документов для получения возмещения по ОСАГО приведён в п. 3.10 Положения Банка России № 431-П.

В этом списке, помимо:

потерпевший должен приложить один из документов о происшествии:

копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции

Как видно, копия определения об отказе в возбуждении дела входит в число обязательных документов для страховой для возмещения по ОСАГО. Такой документ, с подписью и печатью, по праву будет считаться официальной бумагой от ГИБДД.

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023

Могут ли отказать в возмещении – что делать?

На практике возможно всякое. В том числе и отказ страховой выплачивать возмещение из-за отсутствия постановления о правонарушении. Однако, в 2023 году такой отказ выносится редко и не является законным.

Рассмотрим инструкцию, что делать в случае отказа страховой возмещать ущерб по ОСАГО:

  1. Проанализируйте причину отказа. Одно дело, если вы не предоставили какой-либо документ из обязательного списка. Например, то же СТС или водительское удостоверение. Но если СК отказывает в возмещении по ОСАГО на том основании, что вы предоставили копию определения об отказе в возбуждении дела – обязательно обжалуйте отказ.
  2. Получите мотивированный отказ от страховщика.
  3. Составьте и подайте заявление о разногласиях. В нём нужно указать всё то, с чем вы не согласны и заявить свои требования.
  4. Далее, в случае очередного отказа СК или при отсутствии их ответа в течение 15-30 дней следует обратиться к финансовому уполномоченному. Направьте финупу те же документы, какие вы передавали в страховую.
  5. Ожидайте ответа от финупа в течение 15 дней + несколько дней на возможную доставку письма.
  6. Если решение омбудсмена не в вашу пользу, остаётся завершающий шаг – обращение в районный суд.

Если отказ страховой действительно был незаконным, на это укажет еще финансовый уполномоченный, и дело вряд ли дойдет до суда. Но бывает, что приходится долго судиться со страховыми.

Производство по делу прекращено, и виновник ДТП не установлен – как быть?

В отличие от определения об отказе, постановление о прекращении производства по делу не входит в число допустимых для страховой документов от ГИБДД.

 Поэтому, если дело вообще прекращено, то придётся действовать через гражданский суд и там устанавливать виновность второго участника ДТП. Это в ваших же интересах – для получения возмещения по ОСАГО.

Ведь если виновник отсутствует, то случай не является страховым и возмещение по ОСАГО не выплачивается.

И тут возможны два варианта:

  • Ни один из участников ДТП не обращается в суд – вместо этого каждый из них идёт в свою страховую. И в силу пункта 22 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО, страховщик выплачивает по ОСАГО обоим 50% / 50%. Например, если вашему автомобилю нанесён ущерб на 50 тысяч рублей, то вы получите возмещение лишь на 25 тысяч – ровно половину (неважно, деньгами или ремонтом на СТОА). Второй участник аварии получит тоже половину, но только от суммы ущерба своего автомобиля.
  • Если вы обжалуете постановление о прекращении дела в отношении другого водителя для получения бо́льшей суммы по ОСАГО, то виновность будет устанавливать уже суд. От вас в любом случае потребуются доказательства вины второго участника ДТП. К примеру, показания очевидцев, записи с регистраторов и камер, заключение трасологической экспертизы и т.д.

Для того чтобы получить 100% возмещение по ОСАГО вы должны доказать, что второй фигурант аварии виновен в её совершении, а ваша вина в ДТП отсутствует. Если суд удовлетворит ваши требования, вы получите копию судебного постановления о правонарушении. В таком случае страховая возместит ущерб вашей машине, а причинителю вреда придётся ремонтировать свой автомобиль самостоятельно.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении 2023Процесс привлечения к ответственности неотделим от такой стадии, как возбуждение дела об административном правонарушении.Именно она является началом процедуры производства по административному делу. А значит, уже на этой стадии и потенциальный правонарушитель, и потерпевший должны знать и понимать свои права.

Административная ответственность в большинстве случаев влечет назначение административного наказания. Но до вынесения какого-либо решения (постановления) органы власти должны обеспечить законность каждой стадии дела об административном правонарушении.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный — непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия — необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти.

Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности.

Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

Не всегда возбуждение дела начинается с составления протокола. Хотя это, безусловно, самый распространенный вариант. Помимо протокола, уполномоченный сотрудник может начать дело путем составления:

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Иногда на месте сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении. Это случаи выявления правонарушения, которое влечет предупреждение или штраф. И если нарушитель не оспаривает факт совершения такого правонарушения. Например, при превышении скорости сотрудник ГИБДД при согласии с нарушением вынесет сразу постановление.

Каждый протокол имеет свои особенности составления. Их закрепляет глава 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Итак, любое привлечение к ответственности начинается с момента возбуждения дела. И вправе это делать только уполномоченный сотрудник.

Наибольшим объемом полномочий обладают сотрудники полиции. Перечень правонарушений, которые они могут выявлять и рассматривать обширен. Статья 28.3 КоАП приводит полный перечень со ссылкой на статьи. Это и мелкое хищение, и нарушения на транспорте и т.п.

Помимо сотрудников полиции дело об административном правонарушении могут начать сотрудники налоговой инспекции, федерального казначейства, трудовой инспекции, таможенных и пограничных органов, социальной защиты, Роспотребнадзора и т.д.

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается.

А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности.

Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП). Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс «выйти сухим из воды» существенно увеличится.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Удмуртской Республики

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, определяющие порядок возбуждения дел об административных правонарушениях и назначения административных наказаний при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) или  муниципального контроля,  может быть возбуждено только после проведения проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.

До оформления результатов контрольной (надзорной) деятельности возможно возбуждение дела об административном правонарушении в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 КоАП РФ (изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; временный запрет деятельности).

  • В таких случаях должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в течение двадцати четырех часов уведомляет прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
  • Кроме того, установлен запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, непосредственно участвовавшим в проведении проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия и возбудившим дело об административном правонарушении.
  • В отношении некоторых видов государственного контроля (надзора) установлены особенности реализации полномочий в указанной сфере.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.

21 КоАП РФ, по фактам нарушения правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) могут быть возбуждены антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в поступивших материалах, сообщениях, заявлениях содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.

1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов), могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в орган федерального государственного надзора в области промышленной безопасности сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Административный штраф за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, может быть уплачен в размере половины предусмотренной проставлением суммы штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о назначении наказания (за исключением составов административных правонарушений, указанных в части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, к участию в деле в качестве защитника может быть допущен региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Указанные изменения федерального законодательства будут способствовать укреплению правовой защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере взаимодействия с должностными лицами органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Административная ответственность по новым правилам

Федеральным законом от 14.07.

2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.

Летом 2022 г. произошел ряд значимых изменений в вопросах привлечения природопользователей к административной ответственности.

Они коснулись нескольких блоков регулирования: возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу об административном правонарушении, назначения и исполнения наказания. Рассмотрим содержание изменений, особенности и риски подробнее.

Возбуждение дела об административном правонарушении 

Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).

Единственное исключение — правонарушения, выявленные автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ). Это исключение будет действовать для составов, предусматривающих наказание за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).

Вопрос компетентного органа всегда был одним из ключевых при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнять, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет привлечения к ответственности одним и тем же лицом создает основу для более объективного рассмотрения дела.

Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, предполагающего взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела в данном случае, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, может быть:

  • • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Обратите внимание

Новые поправки в КоАП

Марина Климова, профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

В 2022 году было принято множество изменений в КоАП РФ.

С 1 сентября вступает в силу уже двадцатая новая редакция Кодекса, если считать с начала этого года! Естественно, в таком изобилии найдутся нововведения, интересные всем.

Читая статью, помните, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за правонарушение либо иным образом улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на того, кто совершил административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении кого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Минимальный штраф или даже предупреждение

Начиная с 25.07.2022 ст. 4.1 КоАП РФ дополнена ч. 3.

4-1, согласно которой штраф будет начислен по нижнему пределу, если правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и нарушитель сам предотвратил вредные последствия своих деяний или добровольно возместил причиненный ущерб (или устранил его).

Это означает, что если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, то должна быть применена нижняя.

Если в ходе контрольных мероприятий было выявлено нарушение, совершенное впервые, штраф заменятся на предупреждение, причем даже если соответствующая статья (часть статьи) КоАП РФ вообще не содержит такого вида наказания, как предупреждение (ч. 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Обязательное условие – наличие совокупности следующих обстоятельств:

  1. нарушением не причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
  2. не создана угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  3. отсутствует имущественный ущерб.

До 25.07.2022 данное правило касалось только некоммерческих организаций, а также субъектов МСП. Теперь норма универсальна, но в ряде случаев рассчитывать на замену штрафа предупреждением все же не приходится. Они названы в ч. 2 ст. 4.1.1.

Статья 28.1 КОАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении

  • 1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 3.1 — 3.4 статьи 8.

2 настоящего Кодекса), в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

(часть первая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.

23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ)

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.

1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

(часть 1.2-1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 250-ФЗ)

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.

2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.