Учет

Могут ли сотрудники полиции проверять поднадзорного ночью 2023

Поскольку автор вопроса не указал, в связи с чем установлен административный надзор (а он устанавливается как в отношении несовершеннолетнего, так и взрослого человека, как условно освобожденного, так и освобожденного от наказания и т. д.), расскажем об административном надзоре в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, предусмотренном Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Согласно ч. 1 ст. 173.

1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст. 205–205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277–279, 282–282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст.

228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ, за исключением преступлений, указанных в ч. 1 ст. 173.

1 УИК РФ, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Читайте также:  Взаимозависимые лица при получении имущественного вычета 2023

Обе части ст. 173.1 УИК РФ ссылаются на федеральный закон, устанавливающий порядок реализации административного надзора, и таким законом является Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ  «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).

  • Основные понятия, используемые в Законе об административном надзоре определены в ст. 1, согласно которой для целей этого закона используются следующие основные понятия:
  • 1) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным законом;
  • 2) административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом об административном надзоре;
  • 3) поднадзорное лицо – лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;
  • 4) место фактического нахождения – избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 173.1 УИК РФ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об административном надзоре наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных данным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.

Упоминаемый в законе «орган внутренних дел» – это районный отдел внутренних дел в лице участкового уполномоченного полиции, который участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) (п. 37.16 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об административном надзоре порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об административном надзоре при осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

  1. 1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
  2. 2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных указанным законом обязанностей;
  3. 3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, на который имеется ссылка в ч. 2 ст. 8 Закона об административном надзоре, утвержден приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 (далее – Порядок).

Согласно п. 7.

5 Порядка сотрудники подразделения по надзору или иные должностные лица при осуществлении административного надзора вызывают поднадзорное лицо в территориальный орган, получают от него объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных Законом об административном надзоре обязанностей.

Согласно п. 8.

3 Порядка участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора, проводят с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получают от них объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них Законом об административном надзоре обязанностей.

Согласно п. 8.

9 Порядка участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора, посещают не реже одного раза в месяц поднадзорных лиц по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого этим лицам запрещено пребывание вне указанных помещений.

Таким образом, приведенные нормы не указывают конкретного времени посещения участковым поднадзорного лица в жилом помещении, за исключением п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона об административном надзоре и п. 8.

9 Порядка, когда судебным актом определено время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Например, если приговором суда установлена обязанность нахождения дома с 22:00 до 07:00, то участковый вправе «не реже одного раза в месяц» «проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица».

В остальное время поднадзорный вызывается к участковому.

А вот в какое время он может быть вызван в полицию, ни законом, ни Порядком не определено, и данная неопределенность предоставляет простор для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.

Если при обжаловании действий полиции суды придут к выводам об отсутствии в названных нормах конкретного времени, то это может служить основанием для проверки спорных положений Конституционным Судом РФ.

  • Во всяком случае, если поднадзорное лицо считает, что его права и свободы нарушены действиями должностного лица органа внутренних дел, оно может воспользоваться любым видом защиты, предусмотренной в ст. 10 Закона об административном надзоре, согласно которой поднадзорное лицо имеет право:
  • 1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;
  • 2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч. 3 ст. 12 данного закона;

4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

О полномочиях сотрудников полиции при проведении проверочных мероприятий

  • Сотрудники полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены рядом полномочий, подпадающих под общее понятие «проверка».
  • В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») полиция обязана:
  • принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 12);
  • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия (пункт 2 части 1 статьи 12);
  • выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу (пункт 4 части 1 статьи 12);
  • осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункт 10 части 1 статьи 12);
  • пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1 статьи 12).
  • При этом полиции предоставлены права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13), проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (пункт 2 части 1 статьи 13), беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 5 части 1 статьи 13).
  • Действуя в соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции в целях подтверждения соответствующих полномочий обязаны предъявлять только служебные удостоверения.

В свою очередь, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части 1 статьи 7). При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 6). В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 части 1 статьи 15). За исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен прокурорский надзор и ведомственный контроль (статьи 21 и 22).

Предметом проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ), будет являться соблюдение обязательных требований, если в их отношении предусмотрен государственный контроль (надзор).

При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия положения федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются (пункт 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

При проведении проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ на сотрудников полиции будут распространяться все установленные данным федеральным законом требования и ограничения.

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ устанавливается административными регламентами.

Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г.

№ 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила), предусмотрено, что регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (пункт 1 Правил).

В регламент включаются требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора), досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц (пункт 12 Правил).

Названные разделы регламента среди прочего включают в себя: предмет государственного контроля (надзора); права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора); права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору); описание результата осуществления государственного контроля (надзора); исчерпывающие перечни документов и (или) информации, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки; срок осуществления государственного контроля (надзора); порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции.

Перечень нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), подлежит обязательному размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет (www.mvd.ru), в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (подпункт «в» пункта 13 Правил)

Проверки ОЭБиПК, полномочия сотрудников ОБЭП

  • Проверка ОЭБиПК
  • Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.
  • Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП
  • Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.
  • В статье даны ответы на вопросы:
  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • вы не в Москве, узнайте о возможности получения юридической помощи (консультаций) дистанционно;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • вызвали на допрос в ОБЭП адвокат окажет услугу;
  • об оформлении результатах проверки ОБЭП;
  • нажмите ссылку и узнаете какие действия проводят в отношении поставщиков Налогоплательщика-смотреть здесь;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • об особенностях сопровождения проверки ОБЭП;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК Москва;
  • узнайте, к чему быть готовым в ходе допроса как в ФНС, так и в ОБЭП и СК РФ-смотреть здесь;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на  консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено.

В каждом округе Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются  свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по  линии ОЭБиПК, расположенному в городе Москва по адресу: Шаболова, д.

6, то есть управлению МВД России по г.Москве.

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании.

При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует «вежливо» в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации.

Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

  ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача — выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2020, 2021 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых (выездных) проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые «Внеплановые проверки ОБЭП» — это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях.

Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности  за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Новый порядок взаимодействия ДПС с водителями вступает в силу

11 июля в силу вступает приказ МВД, регламентирующий новый порядок надзора сотрудников ДПС за дорожным движением. Это своего рода служебная инструкция, которая описывает правила общения инспекторов с водителями.

Документ устанавливает новые ограничения для работников ГИБДД: теперь им запрещено брать из рук водителей не только деньги и ценные бумаги, но и мобильный телефон.

Кроме того, новая формулировка не оставляет сомнений в праве инспектора остановить машину для проверки документов без каких-либо дополнительных оснований.

Во вторник вступает в силу приказ МВД №264 («Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения»), который идет на смену административному регламенту 2017 года.

Из текста нового приказа можно сделать вывод о том, что полиция при подготовке пыталась исключить различные конфликтные и спорные ситуации на дорогах.

До сих пор, например, инспектору должностной инструкцией запрещалось брать у водителя из рук вместе с документами деньги, ценные бумаги и иные «предметы». Теперь нельзя «пользоваться средствами связи участников движения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства».

Официально МВД данную новеллу не поясняло, но в сети описаны многочисленные случаи, когда нарушители настойчиво просят инспектора взять мобильный телефон, чтобы поговорить с неким родственником или «другом» из силовых структур для «решения вопроса». Отныне инспекторы, не желающие ни с кем разговаривать, могут сослаться на норму приказа.

Напомним, все действия сотрудников фиксируются на видеорегистратор — невыполнение порядка чревато для них санкциями.

Порой водители при проверках требуют от инспекторов показать документы о проведении рейдов, послуживших основанием для остановки (к примеру, рейда по проверке пьяных на дорогах).

В новом регламенте уточнено: автомобилист вправе ознакомиться с документами, «содержащими информацию ограниченного распространения», в подразделении ГИБДД или в отделении полиции. На месте сотрудник предоставлять эти данные не обязан.

В регламенте также записана обязанность полицейских в случае ДТП сообщать близким родственникам жертв аварий информацию о больницах, куда направили пострадавших в аварии. Эта норма уже записана в законе о полиции, теперь ее продублировали в регламенте.

Прежде сотрудникам при разговоре с водителями предписывалось «воздерживаться» от «любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений», теперь это прямо «запрещено».

Старый регламент запрещал движение авто в случае, если инспектор обнаружил неисправности тормозов, рулевого управления, неработающие фары ночью или сломанные стеклоочистители во время осадков.

Теперь сотрудник ДПС «вправе потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей», при этом стоянка авто во время ремонта не должна создавать угрозу безопасности движения.

Если возникли более мелкие неисправности, то водитель обязан устранить их на месте или следовать к месту ремонта «с соблюдением необходимых мер предосторожности».

Приказ №264 сохраняет за ГИБДД возможность вести так называемый скрытый надзор за движением — речь идет об инспекторах, несущих дежурство на авто без цветографической схемы.

На одном из этапов разработки приказа ведомство хотело разрешить таким сотрудникам составлять протоколы, но в итоге от идеи отказалось (причины неизвестны).

Сотрудники на «гражданских» машинах, как и раньше, будут следить за движением, фиксировать нарушения с помощью камер (при выездах на встречную полосу, проездах пешеходных переходов и т. д.

) и передавать данные наряду ДПС на служебной машине, который уже остановит и «оформит» нарушителя.

Новых прав инспекторам порядок не предоставляет, а лишь расшифровывает для полицейских и водителей некоторые процедуры, описанные в законах, чтобы исключить конфликтные ситуации, обращает внимание капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов.

«К примеру, в старом приказе из-за формулировок до конца не было понятно, может ли инспектор остановить машину только для проверки документов, не имея на это никаких дополнительных оснований,— пояснил он “Ъ”.— Теперь этот момент четко урегулирован: сомнений нет, такое право есть.

То же самое — с отстранением от управления» Эта мера обеспечения, напомним, применяется при пьяном вождении, управлении без прав, при других грубых нарушениях ПДД. Она упоминается в КоАП, говорит господин Ильинов, но нигде не расшифровано, как ее выполнять на практике. «Многие инспекторы сомневались — новый приказ этот вопрос также снял,— пояснил эксперт.

— Теперь при отстранении от управления инспектор вправе требовать от водителя выйти из машины, а в случае неподчинения — оформить материалы по ст. 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»».

11 июля также вступает в силу приказ МВД №426 от 21 июня 2023 года о порядке ограничения прав военнообязанных на управление автомобилем. Гражданин, не явившийся в военкомат в течение 20 суток со дня получения повестки, лишается права управлять транспортным средством, получать и менять водительское удостоверение.

Напомним, что в апреле президент Владимир Путин подписал закон о введении единого реестра военнообязанных.

Со дня получения повестки из военкомата (как в электронном, так и в бумажном виде) гражданин будет ограничен в получении банковских кредитов, в выезде из России, в пользовании транспортом и регистрации его в органах ГИБДД. Единый реестр воинского учета заработает к осеннему призыву, заявлял ранее глава Минцифры Максут Шадаев.

В течение суток после формирования повестки в реестре информация об ограничениях на управление автомобилем вносится в федеральную информационную систему Госавтоинспекции, доступ к которой есть у всех сотрудников ГИБДД. Отметим, что действующим КоАП (ст. 12.

7) предусмотрены санкции в случаях, если у водителя вообще нет прав или он лишен их по решению суда,— отдельное наказание за езду с «ограниченными» правами отсутствует.

Каким образом будут наказывать уклонистов-автомобилистов, неизвестно, пояснений от властей не поступало.

Наложенное полицией ограничение может быть отменено только после внесения изменений в реестре воинского учета. Поводом для отмены помимо явки в военкомат станет также удовлетворенная жалоба автомобилиста, которому удастся доказать, что не обязан исполнять требование о явке.

Иван Тяжлов

Иван Буранов

Имеют ли право полицейские досматривать на улице, что делать гражданину

– Может ли полицейский остановить меня на улице без причины, проверить документы и потребовать показать содержимое сумки? Как вести себя в этом случае? Может ли он сделать это без понятых, без протокола и свидетелей?

– К любому человеку на улице могут обратиться полицейские.

Представители правоохранительных органов имеют право остановить прохожего на улице, проверить его документы, осмотреть и досмотреть его, но они обязаны придерживаться правил, регламентированных законом «О полиции».

Гражданам, в свою очередь, следует знать правила поведения в случае остановки полицейским на улице. Это позволит при необходимости отстоять свои права и избежать  возможных неприятностей с законом. Расскажем подробней.

???? Поведение полицейского

Правила поведения полицейского при обращении к гражданину содержатся в ст. 5 ФЗ-3 «О полиции» от 2011 года. Когда гражданина останавливает полицейский на улице, последний обязан:

  1. Представиться, назвать свои ФИО и должность, предъявить по требованию служебное удостоверение, сообщить причину остановки и цели обращения. Если этого не сделать, то гражданин может потребовать личные данные полицейского на основании ст. 5 Закона о полиции.
  2. Если по отношению к гражданину применяются ограничительные меры, то полицейский обязан разъяснить основания по применению указанных мер, а также возникающие по этой причине права и обязанности: например, право не давать против себя показания, право знакомиться с протоколом, право на адвоката, на один звонок и пр.

Закон о полиции разрешает полицейским остановку граждан на улице, но только по веским основаниям. То есть остановить гражданина просто так из праздного любопытства полицейские не могут. Ключевыми причинами для остановки в отношении проверки документов или осмотра являются:

  • наличие подозрений в совершении данным лицом преступления и проверка по базе розыска: например, у полицейских есть ориентировка на разыскиваемого преступника, а задержанный на него очень похож;
  • гражданин находится на территории, на которой он находиться не может: например, в охраняемой зоне без разрешения;
  • проведение проверки на предмет причастности к административному правонарушению: например, лицо распивает спиртные напитки на детской площадке, или пешеход перешел дорогу на красный цвет.

Если подозрения полицейских в совершении преступления не подтвердились, гражданина должны сразу отпустить.

Полицейские вправе проводить досмотры и осмотры:

  1. Осмотры проводят в целях безопасности, например, при массовых мероприятиях, на концертах, при попытках посещения охраняемых объектов и пр. От осмотра можно отказаться, но лицо могут не допустить на мероприятие.
  2. Досмотреть человека полиция может, если есть подозрения в совершении правонарушения, или есть основания полагать, что у гражданина имеются при себе наркотики, оружие и пр. Отказаться от досмотра при наличии оснований гражданин не вправе.

Проводить досмотр могут на улице, в метро, такси и пр. В ходе процедуры обязательно присутствуют понятые (как минимум 2 человека), составляется протокол, а проводится она сотрудником того же пола, что и досматриваемый гражданин. Протокол составляется как до досмотра, так и после. В протоколе отображаются результаты досмотра, показания свидетелей и обстоятельства происшествия.

На основании ст. 8 Закона о полиции гражданин имеет право снимать проведение осмотра или досмотра на камеру или фиксировать аудио. Никакого дополнительного разрешения получать не нужно: достаточно взять в руки камеру или диктофон и приступить к записи.

Проведение досмотра или проверка документов не являются спецмероприятием или предметом государственной тайны, поэтому запрещать съемку гражданину не могут. Такая съемка в дальнейшем может выступать доказательством незаконных действий сотрудника полиции.

На что сотрудник полиции не имеет права

Полицейский не имеет права на следующие действия:

  1. Грубить и хамить при общении с человеком, обращаться на «ты», угрожать, нецензурно ругаться, высказывать дискриминирующие фразы в отношении национальности гражданина, проявлять неуважение к культурным традициям гражданина и религии. Обязанность по вежливому общению с гражданами прописана в ч. 3 ст. 7 Закона о полиции.
  2. Задерживать человека без основания и протокола. Если человека задерживают на улице по результатам проверки, то полицейский должен составить протокол с указанием причины задержания, должности сотрудника, сведениями о задержанном, основаниями для задержания.
  3. Применять силу и специальные средства без предупреждения (на основании ст. 19, 20, 21 Закона о полиции).

Доводилось ли вам отстаивать свои права перед полицейскими?Да, пришлось как-то напомнить им о положениях законаНет, все полицейские, с которыми мне доводилось сталкиваться, вели себя корректноДа, подавал жалобу на полицейскихНикогда не имел дел с полицией

???? Поведение досматриваемого

Досматриваемому следует придерживаться ряда правил:

  1. Записать сведения о полицейских. Это может потребоваться, если действия полиции предстоит в дальнейшем обжаловать.
  2. При столкновении с полицией не стоит хамить, кричать, оказывать физическое сопротивление. Это может быть расценено, как неповиновение законным требованиям полиции.
  3. Всегда требовать протокол и реализовывать свое право на ознакомление с документами.
  4. Не подписывать протокол нецелесообразно: это не сделает его недействительным, но указать на свое несогласие с содержимым – стоит обязательно. Если права гражданина при задержании были нарушены, то ему следует указать это в протоколе (например, неизвестна причина задержания, сотрудник не представился и пр.). При составлении протокола гражданину следует не только занести в него все, что показалось неправомерным в работе сотрудника полиции, но и не оставлять места после написанного, чтобы  там не появились недостоверные сведения.
  5. Фиксировать все нарушения со стороны полиции, чтобы потом использовать это против нее.
  6. При необходимости можно напомнить полицейскому о его обязанности на вежливое общение с гражданами.
  7. Гражданин наделен конституционным правом ничего не говорить в свое оправдание и не объяснять причин случившегося или своего нахождения в данном месте.
  8. Если гражданина попросили стать понятым, то он может отказаться: это не грозит какой-либо ответственностью.

Стоит заметить, что между защитой своих прав и невыполнением требований полицейского очень тонкая грань. Иногда чрезмерно активное отстаивание своих интересов может сыграть против гражданина.

❗ Что делать, если права человека при досмотре нарушаются

Если сотрудник полиции отказался представиться и предъявить документы, гражданин вправе пожаловаться на него, позвонив по телефону 112. Дежурному следует сообщить о том, что вас на улице остановил неизвестный и попытался проверить документы.

При нарушении полицейскими регламента проведения досмотра гражданин вправе пожаловаться в прокуратуру или управление собственной безопасности полиции (на основании ст. 53 Закона о полиции). В жалобе необходимо как можно более подробно описать, какие права гражданина были нарушены в ходе досмотра: например, досмотр без составления протокола, задержание без основания, вымогательство и пр.

Гражданин как минимум может потребовать извинений за грубое обращение или раскрытие сведений о частной жизни в письменной или другой форме (на основании ч. 3 ст. 9 Закона о полиции). В отношении действий полицейского проведут проверку, ему может грозить выговор или даже увольнение.

Также гражданин вправе обратится в суд с требованием о признании действий полицейского незаконными и выплаты компенсации.

Телефон экстренной службы 112. В каких случаях звонить и как помогутЧитатьКак могут наказать человека, оскорбляющего властьПодробнееПочему нельзя хамить полицейским. Ответственность за сопротивлениеСмотреть

❓ Часто задаваемые вопросы

Может ли полицейский заставить показать телефон для проверки?

Полицейский может потребовать телефон на досмотр, но нет нормы, которая бы делала обязательной разблокировку. Законодательство защищает тайну переписки, и потребовать ограничения указанного права полицейские могут только в судебном порядке.

В каких случаях после досмотра на улице полицейский может забрать человека в отделение?

Полицейский вправе задержать человека при наличии веских оснований для этого: если лицо подозревают в совершении преступления, если в его отношении избрали меру пресечения в виде заключения, при уклонении от наказания, при нахождении в розыске, при нарушении правил комендантского часа, при административном проступке, при попытке самоубийства. Если человека задерживают, об этом обязательно составляется протокол с указанием оснований и времени.

Что делать, если меня остановила на улице полиция, а у меня с собой нет паспорта?

Закон не содержит указания на то, чтобы обычный человек всегда имел при себе паспорт.

Полицейский может попросить документы для проверки, но при их отсутствии человек ничего не нарушает, и это не является основанием для задержания или назначения штрафа.

Если лицо совершило административное правонарушение, а паспорт при себе отсутствует, то такое лицо могут доставить в отделение полиции до выяснения личности.

На чужих ошибках , Проблемы с законом , Читатель спрашивает