Лицензия на проведение предрейсовых медосмотров 2023
Стоимость лицензирования для предрейсовых осмотров от 75 000 рублей.
Лицензия на предрейсовые осмотры — документ, дающий право организации или индивидуальному предпринимателю законно осуществлять деятельность по оказанию услуг по предрейсовым и послерейсовым осмотрам. Данный документ подтверждает соответствие нормам и требованиям на осуществление данных услуг, прописанных в медицинской лицензии.
На сегодняшний день лицензия на предрейсовые осмотры получается один раз и является бессрочной. Если ваша организация занимается или планирует заниматься предрейсовыми и послерейсовыми осмотрами, то вам необходимо получить лицензию на предрейсовые осмотры.
- На сегодняшний день лицензия на предрейсовые и послерейсовые осмотры выдается один раз и является бессрочной!
- Как получить лицензию на предрейсовые / послерейсовые осмотры?
- Для получения лицензии на предрейсовые / послерейсовые осмотры необходимо наличие:
- набора помещений подходящих для получения заключения СЭЗ
- наличие медицинского персонала
- наличие медицинской мебели и оборудования с Регистрационными Удостоверениями
Также необходимо получить заключение СЭЗ на вид деятельности: предрейсовые / послерейсовые осмотры. Для этого необходимо подготовить помещение, которое должно соответствовать нормам СанПин для медицинских учреждений, а также подготовить документы на обслуживание помещения, такие как:
Также должны быть правильно составлены и оформлены следующие документы:
- Программа производственного контроля (ППК)
- Журнал учета дезсредств (ЖУДС)
После получения заключения СЭЗ на предрейсовые / послерейсовые осмотры необходимо правильно подготовить лицензионное дело для получения медицинской лицензии. Для этого важно обратиться к профессионалам, имеющим многолетний опыт.
Сколько времени занимает получение лицензии на предрейсовые / послерейсовые осмотры?
Согласно 99 Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок получения медицинской лицензии должен составлять не более 45 рабочих дней.
Также для оформления лицензии на предрейсовые осмотры необходимо получить заключение СЭЗ (санитарно эпидемиологическое заключение) на заявленные виды деятельности, которое выдает Роспотребнадзор. Срок получения такого заключения составляет не более 30 календарных дней.
В некоторых случаях необходимо вначале получить экспертное заключение, на основании которого Роспотребнадзор оформляет санитарно эпидемиологическое заключение. Срок оформления экспертного заключения также составляет до 30 календарных дней.
Почему многие получают отказ в получении лицензии на кабинет предрейсового осмотра?
Для получения медицинской лицензии на предрейсовые / послерейсовые осмотры, помимо сбора необходимых документов нужно соблюсти целый ряд требований.
Существуют требования к помещению: требования к кабинету — квадратура кабинета, высота потолков, наличие окна и мокрой точки (раковины), отделка (полы, стены, потолок) должны соответствовать санитарным нормам и правилам, также должны быть места общего пользования.
- Также необходимо оформить в штат медицинский персонал, который будет соответствовать квалификационным и лицензионным требованиям для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей.
- Согласно приказу Министерства Здравоохранения кабинет предрейсовых и послерейсовых осмотров должен быть оснащен медицинской мебелью и оборудованием на которое имеются Регистрационные Удостоверения подтверждающие, что мебель и оборудование медицинского применения.
- Таким образом заявители лицензии при подготовке объекта на получение медицинской лицензии делают множество ошибок и несоответствий, что является причиной в отказе получения медицинской лицензии.
- Для получения лицензии на предрейсовые осмотры достаточно:
- Организовать встречу в нашем Центре или у Вас на объекте
- Предоставить нам копию плана помещения и учредительных документов
- Заключить с нами договор
- Всю остальную работу мы сделаем за вас!
Почему Вам лучше обратиться к нам:
- 100% получение лицензии в течении 45 дней
- выезд специалиста на объект для оценки и бесплатные консультации
- уже более 200 компаний доверили нам получение лицензии на предрейсовые и послерейсовые осмотры
- мы всегда на связи 7 дней в неделю, без обеда и выходных
- Обращайтесь к нам, мы ответим на Ваши вопросы:
- В Москве: (499) 322-08-33
- В Санкт-Петербурге: (812) 648 24 77
- Всегда на связи 7 дней в неделю без обеда и выходных.
- С уважением Центр Медицинского Лицензирования!
- Отправить запрос Расчет стоимости
Дистанционные медосмотры водителей в 2023 году
Водители, работающие по трудовому договору, и ИП, самостоятельно осуществляющие перевозки, проходят обязательные медосмотры (ст. 23 Закона № 196-ФЗ):
- предварительные — перед оформлением на работу;
- периодические — не реже раза в два года;
- предрейсовые — кроме водителей, работающих по вызовам экстренных оперативных служб;
- послерейсовые, если работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов;
- предсменные, послесменные (п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н).
Предварительные и периодические медосмотры проводятся в лицензированных медицинских организациях. Их порядок утвержден Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.
Предрейсовые, предсменные, послесменные и послерейсовые медосмотры может проводить привлекаемый по договору ГПХ медработник или лицензированная медорганизация.
Работодатель также имеет право создать свой медицинский пункт и принять в штат соответствующего квалифицированного специалиста (п. 4 ст. 24 Закона № 323-ФЗ).
Порядок проведения таких медосмотров утвержден Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.
Медицинский работник должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров нужна соответствующая лицензия (п. 8 Порядка от 15.12.2014 № 835н). Если работодатель создает свой медпункт и принимает в штат медика, он тоже должен получить специальное разрешение.
Что входит в предрейсовый, предсменный, послерейсовый и послесменный медосмотр:
- визуальный осмотр водителя; сбор жалоб; осмотр видимых слизистых и кожных покровов; измерение температуры, давления, частоты пульса;
- выявление признаков опьянения и остаточных явлений опьянения, в том числе измерение алкоголя в выдыхаемом воздухе алкометром.
Медик также может направить работника на лабораторный анализ мочи, чтобы выявить наличие или отсутствие психоактивных веществ. Такое исследование назначают, если есть признаки опьянения, но измерение алкометром дало отрицательный результат.
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
Отчитаться
Закон № 323 разрешает применение телемедицинских технологий для оказания медпомощи (ст. 10). Это специальные программные средства, которые обеспечивают:
- информационное взаимодействие медика и пациента, а также медиков между собой;
- идентификацию участников и подтверждение их личности;
- документирование действий при консультациях, дистанционных наблюдениях.
С помощью телемедицины можно опросить пациента, собрать жалобы и оценить необходимость назначения очного осмотра. Суды считают, что на предсменные, предрейсовые, послерейсовые и послесменные медосмотры такие технологии не распространяются. Дистанционный допуск водителей автотранспорта противоречит ст. 23 Закона № 196-ФЗ (Постановление Третьего КСОЮ от 18.09.2020 № 16-2978/20).
До 1 сентября 2023 года применение телемедицины к медосмотрам рассматривается как нарушение требований к перевозкам. Компании грозит штраф до 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
ОАО «РЖД» в 2017-2021 годах проводило эксперимент по применению дистанционных медосмотров работников локомотивных бригад.
Такие сотрудники часто работают на отдаленных станциях и перегонах, где нет возможности привлечь медика к очному обследованию.
Результаты эксперимента показали снижение почти на 80 % уровня не рекомендованных к допуску в рейс при одновременном кратном увеличении количества осмотров дистанционным способом (пояснительная записка к законопроекту № 177055-8).
Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ внес два важных изменения в действующие правила:
-
Появился новый вид медосмотра — «медицинский осмотр в течение рабочего дня (смены)».
Он будет проводиться дополнительно к уже существующим предрейсовым, предсменным, послерейсовым и послесменным осмотрам (п. 4.1 ст. 46 Закона № 323-ФЗ, п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ в редакциях с 01.09.2023).
Работодатель самостоятельно будет решать, кого из водителей направлять на медосмотр в течение рабочего дня (смены).
-
Разрешено использовать дистанционные технологии в оценке состояния здоровья работников (ст. 46 Закона № 323-ФЗ, ст. 23 Закона № 196-ФЗ в редакциях с 01.09.2023). Их можно применять для предварительных, внеочередных медосмотров, а также медосмотров на работе.
Если вы пользователь Экстерна, то возможности тарифа уже входят в вашу поставку
Узнать больше
Для дистанционной оценки состояния здоровья будут использоваться специальные медизделия, которые позволяют:
- точно идентифицировать личность работника, чтобы исключить возможность прохождения медосмотра другим лицом;
- дистанционно передавать информацию о состоянии здоровья водителей и контролировать состояние их здоровья;
- вносить автоматически сведения о проведенном медосмотре в соответствующие разделы электронного путевого листа;
- обеспечить соблюдение требований к обработке персональных данных.
Работодатель должен будет направлять не реже двух раз в год водителей, которые проходят дистанционные медосмотры, на очные химико-токсикологические исследования (ч. 11 ст. 46 Закона № 323-ФЗ с 01.09.2023). Их цель — выявить наличие или отсутствие в организме работника наркотических и психотропных веществ, их метаболитов.
Предрейсовый медосмотр водителей. Порядок проведения
Предрейсовые медосмотры водителей – обязательная мера для обеспечения безопасности. Регулируются они соответствующими нормативными актами.
Вопрос: Возможно ли осуществлять предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств с помощью телемедицинских технологий (специальных устройств) без непосредственного участия медицинского работника?
Посмотреть ответ
Что представляет собой предрейсовый медосмотр?
Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.
Вопрос: Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации?
Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг.
Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.
- Посмотреть ответ
- Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:
- Транспортирующих опасные грузы.
- Перевозящие пассажиров.
Вопрос: Физическое лицо, применяющее НПД, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов на арендованном транспорте. Должно ли оно проходить предрейсовые медицинские осмотры перед поездками?
Посмотреть ответ
Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:
- В скорой помощи.
- В полиции.
- В пожарной службе.
Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем?
Посмотреть ответ
То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам. Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС. Обследование проводятся врачами, фельдшерами.
Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:
- Ознакомление врача с жалобами водителя.
- Измерение артериального давления.
- Замер пульса.
- Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.
Вопрос: Можно ли в целях налога на прибыль учесть расходы на ГСМ, амортизацию автомобиля руководителя, если в путевом листе нет отметки о предрейсовом медицинском осмотре?
Посмотреть ответ
Если будут обнаружены настораживающие признаки, врач направляет человека на расширенное обследование. Рассмотрим эти признаки подробнее:
- Симптоматика временной нетрудоспособности.
- Воздействие на организм алкогольных, наркотических, психотропных средств.
- Влияние лекарственных средств, которые негативно влияют на способность к концентрации.
Если водитель прошел медосмотр, врач ставит соответствующую отметку на путевом листе. Также он обязан поставить свою подпись.
Если водитель не явился на медосмотр, он не сможет приступить к работе, работодатель просто не имеет права его допустить к рейсу. В случае, если такое нарушение допущено, и в рейс вышел водитель без отметки врача в путевом листе, это чревато административной ответсвенностью для виновных – по ст. 11.32 КоАП РФ либо ст. 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.
Если причина неявки не зависит от работодателя, сотрудник допустил ее по своим личным причинам, пусть даже уважительным, заработная плата за период до прохождения предрейсового осмотра водителю начисляться не будет.
Законодательная база
Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:
- Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
- Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
- Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.
Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.
ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования. Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя. Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555.
Особенности проведения предрейсового осмотра по новому закону
Новые требования к обследованию устанавливаются приказом Минздраваот 15 декабря 2014 года №835. Рассмотрим некоторые из них:
- Обследование проводится перед рабочей сменой для того, чтобы человек с противопоказаниями не попал на рейс.
- Оплачивается и организуется осмотр работодателем.
- Обследовать водителя могут только квалифицированные сотрудники медицинских учреждений с соответствующей лицензией.
В новом законе прописаны следующие ступени предрейсового осмотра:
- Сбор анамнеза.
- Визуальный осмотр человека.
- Замер температуры тела.
- Замер артериального давления и пульса.
- Проверка на предмет алкогольного опьянения.
- Определение содержания алкоголя в крови (в процентах).
- Проверка наличия в крови психоактивных элементов.
Результаты обследования докладываются работодателю. Если противопоказания есть, человеку выписывается направление на полный осмотр.
Последние законодательные новшества о предрейсовых осмотрах
29 июля 2017 года был принят новый Федеральный закон № 242 о предрейсовом осмотре водителей автобусов и таксопарков. Он вступил в силу в начале 2018 года, и в нем содержатся некоторые принципиально новые моменты, с которыми необходимо ознакомится водителям и работодателям.
Самая главная новинка заключается в возможности дистанционного предрейсового осмотра. Врач может находиться на своем рабочем месте, далеко от пациента, а заключение давать посредством телеметрии.
Доктор не будет лично ставить свою подпись на путевом листе, как это было ранее, а отправлять свой вердикт в электронной форме, скрепляя его ЭЦП – электронной цифровой подписью. Планируется, что подвергаться осмотру водители будут непосредственно за рулем перед самым началом рейса.
Механизм подобной процедуры пока не разработан, но такая задача поставлена перед Минздравом РФ. Телемедицина поможет сберечь время на осмотры и средства на их организацию.
Второе изменение касается ужесточения самих требований к осмотру. Увеличилось количество поводов, по которым врач законно сможет отстранить водителя от участия в рейсе. К ним добавились:
- повышенное артериальное давление;
- значительно участившиеся сердцебиение;
- острая форма заболевания.
Прочие детали
Обследование засчитывается в рабочее время сотрудника. Для проверки работодатель должен предусмотреть специальное помещение. Минимальная площадь его – 12 кв. м. Человек также может быть направлен на проверку в специализированное учреждение.
Ответственность за транспортировку несет работодатель. Для этого можно, к примеру, воспользоваться корпоративным транспортом. Приблизительная продолжительность одного осмотра – 10-15 минут. При наличии настораживающих признаков обследование может быть расширено до анализов крови и мочи.
В этом случае время проверки увеличивается до 20 минут.
Человек отстраняется от рейса при обнаружении признаков наличия алкоголя или наркотиков в крови, при учащенном пульсе, повышенном давлении. Итоги обследования должны быть зафиксированы в путевом листе и журнале осмотров. В частности, туда заносится следующая информация:
- Дата и время осмотра.
- ФИО врача, который проводил обследования.
- Подпись врача.
Информация из путевого листа и данные из журнала должны совпадать.
ВНИМАНИЕ! Если в процессе осмотра выявится содержание в крови алкоголя или наркотиков, на сотрудника может быть наложен штраф.
Как работодателю организовать медосмотр?
Существует три формы организации предрейсового медицинского осмотра:
- Привлечение стороннего медицинского учреждения. У учреждения обязательно должна иметься лицензия на осуществление медосмотров. Работодатель заключает с организацией соответствующий договор.
- Устройство в компанию врача. У врача должен быть соответствующий сертификат. Со специалистом заключается соответствующий трудовой договор.
- Получение лицензии самим предприятием. Получение лицензии имеет смысл только в том случае, если это большая компания, сотрудники которой должны регулярно проходить медосмотр. В данном случае работодателю придется организовывать медицинский кабинет, нести ответственность за его содержание. Если предприятие получило лицензию, оно может оказывать услуги предрейсового осмотра другим компаниям.
Какую форму лучше выбрать? Все зависит от величины компании. Обращение в стороннюю компанию – наиболее популярная форма. Если в организации в рейс выходят более 15 водителей, имеет смысл взять медицинского работника в штат.
К СВЕДЕНИЮ! Получение лицензии предприятием – крайне затратный процесс. Он предполагает получение множества документов. На все это нужно время, а потому в процессе оформления все равно придется обращаться к сторонним организациям.
Штрафы
Предрейсовый осмотр крайне важен для обеспечения безопасности. Поэтому к нему предъявляются соответствующие требования. За нарушение правил обследования накладываются следующие штрафы:
- 1 000-1 500 рублей для сотрудника.
- 2 000-3 000 рублей для врача, осуществляющего осмотр.
- 30 000-50 000 для ИП или ЮЛ.
Данные штрафы регулируются статьей 11.32 КоАП РФ. Как правило, накладываются они только после ЧП, которое приводит к расследованию и последующему обнаружению нарушений правил. Руководитель не должен допустить ЧП из-за наличия противопоказаний у водителя.
Примерные затраты на медосмотры в месяц
Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:
- 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
- 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
- 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
- 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
- 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
- 31-50 – 18 тысяч рублей.
- Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.
Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.
Предрейсовые медосмотры водителей: порядок проведения в 2023 году, кто проходит, состав обследований
Залогом безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Чтобы своевременно выявить противопоказания к выполнению рейса работодатели обязаны организовать предрейсовые медосмотры.
Рассмотрим, как и по каким правилам проводятся предрейсовые медосмотры, кто обязан их проходить, что они включают, когда водителя не допустят к рейсу.
Правовое регулирование
Порядок проведения медосмотров опирается на Приказ Минздрава России от 15.12.2014 №835н. Он регламентирует проведение предсменных, предрейсовых, послеменных и послерейсовых осмотров.
Отдельные аспекты, регулирующие проведение предрейсовых и предсменных медосмотров содержатся в:
С сентября 2023 года порядок проведения предрейсовых и предсменных медосмотров изменится после вступления в силу ФЗ от 29.12.2022 №629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»…».
Что такое предрейсовый медосмотр
Предрейсовые медосмотры – это обследования, которые проводятся перед рейсом для обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний, делающих невозможным выполнение рейса.
Предрейсовые медосмотры являются обязательными. Они способствуют безопасности пассажиров, препятствуют возникновению ДТП и помогают не допустить до рейса нетрезвого или заболевшего водителя. Если у работника выявят нежелательные состояния или болезни, его отстранят от работы и направят на дальнейшее обследование.
Послесменные и послерейсовые осмотры проводятся по окончании рабочего дня для выявления влияния рабочей среды на состояние здоровья работника.
Предрейсовые осмотры не отменяют периодические медосмотры водителей или медосвидетельствование на водительские права, а дополняют их.
Кто обязан проходить
Предрейсовые осмотры обязательны для всех сотрудников, работа которых связана с управлением автотранспортом. Законодательно не предусмотрено исключений для водителей, которые лишь иногда управляют служебной машиной. Они проходят предрейсовые осмотры наряду с профессиональными водителями.
Не нужно проходить ежедневные осмотры только водителям, которые работают на машинах экстренных служб:
- в скорой помощи;
- полиции;
- пожарной службе.
Предприниматели, которые самостоятельно занимаются перевозками, также должны пройти обследования.
Ежедневные предсменные (предрейсовые) медосмотры кроме водителей также проходят:
Послерейсовые осмотры обязательны только для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров, а также опасных грузов. Если водитель, к примеру, переводит корреспонденцию, послерейсовые медосмотры проводить не нужно.
Кто проводит
За проведение предрейсовых осмотров отвечают:
- медицинские работники, имеющие высшее и среднее профессиональное образование (врачи или фельдшеры);
- медицинская организация, обладающая соответствующей лицензией на медицинскую деятельность.
Медработники могут состоять в штате работодателя или привлекаться им из медицинской организации. Какую форму выбрать, решает работодатель в зависимости от численности работников, выходящих в рейс.
Медицинские работники для проведения предрейсовых осмотров должны пройти обучение по программе переподготовки и получить сертификат (ее состав есть в Приложении 1 к Письму Минздрава).
Если обследование проводится непосредственно на рабочем месте, то работодатель должен предусмотреть рабочее помещение для этого. Если в медицинской организации – работодатель ответственен за доставку работников (например, с помощью корпоративного транспорта).
Как проводятся предрейсовые осмотры
В рамках предрейсовых и предсменных медосмотров проводятся следующие обследования (на основании п.10 Порядка):
- Сбор жалоб и визуальный осмотр.
- Измерение температуры.
- Измерение артериального давления.
- Исследование пульса.
- Выявление признаков опьянения (алкогольного или наркотического).
Чтобы узнать, не употреблял ли работник алкоголь или психоактивные вещества, проводятся лабораторные и инструментальные исследования. Для начала медработник определяет количественное содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Если у работника визуально есть все признаки опьянения, но алкометр показал отрицательный результат, то проводится анализ мочи для выявления психоактивных веществ (на основании Приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2006 №40).
Если у работника зафиксировано отклонение артериального давления или пульса, проводится повторное обследование с интервалом не менее 20 минут.
Согласно письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 работодателю следует утвердить локальный документ, который регламентирует проведение осмотров. В нем следует указать:
- организацию медосмотров;
- содержание медосмотров;
- требования к медучреждению для проведения медосмотра;
- проведение процедур в рамках медосмотров;
- условия проведения медосмотра;
- критерии допуска водителей к медосмотрам.
С 2023 года разрешено проведение предрейсовых осмотров с использованием телемедицины
- В сентябре 2023 года после вступления в силу поправок можно будет проводить предрейсовые осмотры с использованием телемедицины – специальных терминалов с датчиками, которые будут измерять показатели водителей и автоматически их передавать.
- Если работодатель будет проводить осмотры с использованием телемедицины, то не реже двух раз в год водителям нужно пройти очные химико-токсикологические исследования на присутствие в организме наркотических, психотропных веществ и их метаболитов.
- Проходить осмотры в дистанционном формате смогут все водители, кроме тех, которые занимаются:
- перевозкой детей;
- перевозкой опасных грузов;
- междугородней перевозкой пассажиров по маршрутам протяженностью более 300 км.
Когда водителя могут отстранить от рейса
Работника не допустят до рейса в следующих случаях:
- при выявлении признаков болезни (повышенное давление или температура, головная или зубная боль и пр.);
- при положительной пробе на алкоголь в воздухе;
- при выявлении признаков наркотического опьянения;
- при выявлении признаков воздействия лекарств, отрицательно влияющих на работоспособность.
Как регистрируются результаты медосмотров
По результатам предрейсового осмотра врач вынесет заключение:
- об отсутствии вредных и опасных факторов, которые препятствуют выполнению трудовой функции;
- о выявлении противопоказаний и недопуске работника к выполнению обязанностей – при обнаружении признаков наличия алкоголя или наркотиков в крови, учащенном пульсе, повышенном давлении.
О результатах предрейсового осмотра информируется работодатель. При необходимости работнику выпишут направление в медучреждение для прохождения дополнительных обследований и получения медицинской помощи.
Результаты проведения медосмотра фиксируются в путевом листе.
В нем ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» (либо «прошел послерейсовый медицинский осмотр») и подпись работника, проводившего медицинский осмотр. С марта 2023 года вступает в силу новый порядок оформления путевого листа (согласно Приказу Минтранспорта от 28.09.2022 №390).
Также по итогам заполняется журнал регистрации, куда вносятся сведения о работнике и проведенных обследованиях (на основании п.14 Порядка):
- Дата и время проведения.
- ФИО сотрудника.
- Пол.
- Дата рождения.
- Результаты исследований и анализов.
- Подпись медработника.
- Подпись работника.
Журналы ведутся на бумажном носителе или в электронном виде, если сведения заверены квалифицированной подписью.
Кто оплачивает
Проведение медосмотров полностью оплачивается работодателем. Примерные месячные затраты на предрейсовые осмотры составляют около 5 тыс.р. за 1-2 водителей, 20-25 тыс.р. за 50 водителей.
Когда проходить
Обследование в среднем занимает 10-15 минут. Медосмотры работник проходит перед началом рейса (смены).
На основании ст.214 Трудового кодекса время прохождения обследований включается в рабочее время.
Ответственность за непрохождение медосмотра
Работодатель не имеет права допустить к рейсу сотрудника, который не прошел медосмотр или с выявленными противопоказаниями. Организация медосмотров – это не право, а обязанность работодателя. В противном случае это грозит ему административной ответственностью по ст.11.32 КоАП.
Если работник пропустил медосмотр по личным причинам, то штраф ему не грозит, но зарплаты за этот день могут лишить.
Если из-за того, что работодатель в целях экономии решит отказаться от медосмотров, а сотрудник попадет в ДТП, работодателя привлекут к ответственности.
Новый порядок проведения медосмотров с 1 сентября 2023 года
Уважаемые коллеги!
С 1 сентября 2023 года вступают в силу три документа, регламентирующие предсменные, предрейсовые, послесменные и послерейсовые медицинские осмотры, а также медицинские осмотры в течении рабочего дня (смены):
- Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
- Постановление Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья»
- Приказ Минздрава РФ от 30 мая 2023 г. № 266н «Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований»
Исходя из этих документов, медицинские осмотры разрешат проводить дистанционно горнякам и водителям, но не всем.
Дистанционные медосмотры будут запрещены, если водители перевозят опасные грузы или выполняют организованные перевозки групп детей. То же касается водителей, которые перевозят пассажиров по междугородним маршрутам протяженностью 300 км и более. Все эти водители по-прежнему должны будут являться на медицинские осмотры лично.
Также введён новый вид медосмотра – медосмотр в течении рабочего дня (смены).
Работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (ст. 330.3 ТК РФ).
Для того, чтобы обеспечить дистанционное проведение медосмотров, узаконили использование медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. В документе установили требования к таким медизделиям:
Программное обеспечение в составе медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья должно быть зарегистрировано в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных или в аналогичный реестр государств — членов ЕАЭС. Поверку таких медизделий проводит специализированная аккредитованная организация.
Для работников, которые проходят медосмотры дистанционно нужно будет организовывать химико-токсикологические исследования на наличие или отсутствие в организме наркотических, психотропных веществ и их метаболитов. Это исследование будет проводиться исключительно очно, не реже двух раз в год, в два этапа: предварительный и подтверждающий.
Медосмотр будет проводиться медработником медицинской или иной организации (например, работодателем), имеющей лицензию на медицинскую деятельность, предусматривающую проведение соответствующих медосмотров (если у вас уже есть лицензия, то переоформлять её не нужно).
Есть определенные требования к проведению медосмотра:
- Медработник, который будет проводить осмотры, должен будет пройти обучение по программе повышения квалификации в объёме не менее 36 часов.
- Медицинская организация и работодатель должны обеспечить идентификацию работника, чтобы исключить прохождение осмотра иным лицом.
- При проведении медосмотра должна быть сделана видеозапись идентификации личности работника и измерений, которые будут проведены в ходе медосмотра. Информация с данными измерений и других результатов медосмотра хранится в медорганизации не менее 30 суток;
По итогам осмотра медик будет оформлять заключение, а также справку о выявлении заболевания либо состояния, при которых сотрудника нельзя допускать к работе в электронном виде. Чтобы его подписать медику, проводящему медосмотр, понадобится оформить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Медработник обязан уведомить работодателя о том, что при осмотре обнаружил признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Эту информацию надо зафиксировать в журнале регистрации.
Заверенное УКЭП заключение на водителей передадут работодателю. Заключения на водителей направят в уполномоченный Минтрансом орган (организацию) и работодателю по письменному соглашению с ними.
Благодаря цифровизации процесса оформления заключений станет возможным интегрировать информацию о прохождении предрейсовых медосмотров в электронные путевые листы.
До 2023 года данные о положенных и фактически проведенных осмотрах отражались в расчете по форме 4-ФСС. С 1 января 2023 г. данная форма утратила силу, и вместо нее действует новый отчет ЕФС-1. В ЕФС данные о медосмотрах отражаются в разделе 2, он со всеми подразделами отведен под сведения о взносах на травматизм.
Раздел 2 формы ЕФС-1 сдается по итогам каждого квартала. В этом же разделе приводятся данные о специальной оценке условий труда и классах профриска, присвоенных рабочим местам.
Совокупность показателей СОУТ и медосмотров послужит основанием для назначения страхователю скидки или надбавки к его базовому тарифу страховых взносов.
- Новый порядок № 266н будет действовать с 1 сентября 2023 года до 1 сентября 2029 года.
- С наилучшими пожеланиями,
- АНО ДПО «Энергобезопасность»
Лицензия на предрейсовые медицинские осмотры водителей
Любое транспортное средство — это источник повышенной опасности. Управление транспортом требует от человека готовности моментально среагировать на быстро меняющуюся обстановку.
Для того, чтобы обеспечить безопасность участников дорожного движения, законодательством РФ предусмотрено обязательное прохождение предрейсовых медицинских осмотров для профессиональных водителей.
Сама деятельность по проведению осмотров также регламентирована и подлежит обязательному лицензированию.
Нормативно-правовая база
Как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения Федеральным законом № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров транспортных средств.
Федеральным законом № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” установлено, что лицензия на проведение предрейсовых медицинских осмотров обязательна для организаций, которые собираются самостоятельно осуществлять данный вид деятельности.
Приказ Минздрава РФ № 835н “Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров” и Письмо Минздрава РФ № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств” содержат в себе развернутые порядок и требования к процедуре проведения осмотров, требования к помещению, оборудованию, квалификации персонала и т.д.
Лицензии на проведение медицинских осмотров водителей выдает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Требования законодательства
Для получения лицензии на проведение предрейсовых медицинских осмотров необходимо соответствовать требованиям, которые установлены законодательством РФ:
- Помещение для проведения предрейсовых медицинских осмотров должно состоять как минимум из двух комнат: в первой из которых проводятся осмотры, а во второй — отбор биологических элементов для анализов.
- Помещение должно соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам по: площади, высоте потолков, материалам отделки, освещенности, наличию горячего и холодного водоснабжения, вентиляции.
- Должно иметься в наличии все необходимое для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров оборудование.
- Должны вестись журналы учета и регистрации осмотров.
- Наличие штатных врача и медицинской сестры (фельдшера).
- Наличие высшего (для врача) или среднего (для медсестры) медицинского образования, стажа работы не менее 5 лет (для врача), сертификатов специалиста и свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации.