Личное право на пользование землёй – государственный акт и его особенности 2023
Право пользования землей — одна из наиболее распространенных форм использования земельных участков, когда земля не находится в собственности, но ею можно пользоваться в своих интересах, в том числе и для извлечения прибыли.
Однако, для того, чтобы полноценно извлекать максимальную выгоду из имеющегося ресурса, необходимо правильно оформить право пользования землей.
Законодательное регулирование права пользования
Любое право на земельный участок, независимо от того, какие возможности оно дает своему обладателю, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.
Статья 271 Гражданского Кодекса регулирует порядок возникновения права пользования на земельный участок, а также возможности, которые это право предоставляет как пользователю, так и собственнику земельного надела.
Если говорить о Земельном Кодексе, то в рамках этого нормативного акта регулирования возникновение использование права пользования на земле осуществляется с помощью глав 3 и 4, в рамках которых рассматривается порядок установления права собственности на землю в зависимости от подчиненности ресурса федеральному, региональному или муниципальному уровню собственности.
Говоря о том, каким образом происходит регулирование установления права пользования земельными участками, необходимо отметить также и региональное законодательство, так как на уровне субъектов также могут устанавливаться регламенты осуществления процедуры регистрации права собственности.
Какими документами закрепляется право пользования земельными участками
Закрепление права пользования на землю может осуществляться получением различных документов, которые смогут подтвердить законность возникновения такого права.
- Государственный акт о предоставлении участка в пользование;
- Договор о праве пользования землей, заключенный между собственником участка и лицом, которое будет пользоваться им в своих целях;
- Свидетельство о праве пользования.
- Государственный акт о предоставлении участка в пользование выступает в качестве одного из ключевых документов, на основе которых производится регистрация права пользования.
- Этот документ имеет равную юридическую силу с другими подтверждающими документами и может выступать в качестве основания для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.
- Этот документ оформляется путем подписания соответствующего постановления главой администрации муниципального образования или руководителем специально уполномоченного органа субъекта федерации.
Договор пользования также выступает в качестве одного из документов, на основании которого происходит оформление права пользования с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимость.
Составление этого договора должно происходить в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. В таком договоре должны быть даны подробные характеристики участка, предоставляемого в пользование, а также зафиксированы все права и обязанности сторон-участниц.
Свидетельство о праве пользования землей выдаётся уже после внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.
Этот документ носит характер обязательного и подтверждает право полноценного использования конкретного участка (идентификация надела в этом случае происходит на основании присвоенного ему кадастрового номера) в целях, определенных его назначением (для индивидуального жилищного строительства, ведения сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и т.д.).
Все эти документы выдаются уполномоченными органами на основании заявления лица, желающего получить участок в пользование. При этом, ошибочно считать, что подать такое заявление может только физическое лицо. Юридические лица в виде организаций разных форм собственности и уставного характера также могут выступать в качестве просителя наделить его правом пользования землей.
Как осуществляется регистрация права пользования
Регистрация права пользования носит обязательный характер, так как это право порождает определенные юридические последствия как для собственника, так и для пользователя.
Осуществляется этот процесс в органах Росреестра, а подача соответствующего заявления должна происходить в территориальное подразделение этого органа или в многофункциональный центр по месту нахождения участка.
- Государственный акт или договор о праве пользования в отношении этого участка;
- Кадастровые документы на него;
- Документы, подтверждающие полномочия заявителя (если оформление заявления осуществляется не самим пользователем, а доверенным лицом, то в доверенности должны быть прописаны полномочия доверенного лица и срок их действия);
- Если документы подает юридическое лицо, то в пакет документов должна входить действующая на момент подачи заявления выписка из ЕГРЮЛ;
- Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, которая сможет подтвердить отсутствие каких-либо прав у третьих лиц на этот участок;
- Документы, подтверждающие уплату госпошлины заявителем.
Следующий этап подразумевает изучение и проверку всех поданных документов сотрудниками Росреестра с целью выявления нарушений в оформлении права пользования.
Однако этот срок установлен для проверки тех документов, которые поданы через МФЦ.
Если подача осуществляется непосредственно в территориальные подразделения Росреестра, срок увеличивается до пятнадцати дней.
Это обусловлено тем, что сотрудники МФЦ проверяют все поданные документы самостоятельно и возвращают их заявителю в случае выявления ошибок в оформлении. То есть в Росреестр поступают уже полностью проверенные документы, на основании которых без дополнительного изучения можно выдать свидетельство о праве пользования землей.
Заключительным этапом станет получение свидетельства о праве пользования землей.
Выдаётся оно по месту подачи заявления и подтверждает право заявителя использовать участок по своему усмотрению.
Переоформление права пользования
В том случае, если право пользования оформлено с помощью акта о предоставлении земельного участка, свидетельства о праве на участок образца, установленного на момент действия старого земельного законодательства, выписки о предоставлении земли администрацией, переоформление права пользования будет происходить в упрощенном варианте.
Дополнительных проверок в этом случае производиться не будет.
Судебная регистрация
В том случае, если по каким-то причинам в регистрации права пользования отказывают, ее можно осуществить на основании вынесенного решения суда по соответствующему заявлению.
Такое дело будет относиться к категории гражданских дел и рассматриваться судами общей юрисдикции.
В этом документе должна содержаться информация о том, в какой суд направляется заявление; какие претензии должны быть удовлетворены и каким образом.
Для подтверждения законности требований истец должен предоставить все документы, на основании которых суд может вынести справедливое решение.
- Копия заявления о регистрации права пользования;
- Договор или иной правоустанавливающих документ, который сможет подтвердить законность выдвигаемых требований;
- Решение об отказе в регистрации права пользования с обязательной расшифровкой причины такого отказа. Такое решение, выданное органами Росреестра, должно быть оформлено соответствующим образом;
- Квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение дела.
Суд, изучив все представленные доказательства, должен вынести соответствующее решение, которое вступит в силу через десять дней после его официального провозглашения.
Судебная практика по признанию права регистрации права пользования землей в России достаточно обширна:
Право пользования землей выступает в качестве одного из наиболее распространённых в современной России видов использования земли с своих интересах. Однако, для получения максимальной выгоды из такого владения, его надо соответствующим образом зарегистрировать.
Особенности регулирования земельных отношений в 2023 году
Мы продолжаем знакомить вас с особенностями правового регулирования земельных отношений в 2023 году.
Ранее мы рассказали о пролонгации и корректировке мер, устанавливающих особенности земельных отношений, которые были приняты в прошедшем году, изменении сроков выполнения отдельных процедур предоставления земельных участков, а также рассмотрели особенности проведения электронных аукционов и заключения договоров в электронной форме в ГИС Торги.
Настоящий материал посвящен анализу изменений законодательства в сфере регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, включая особенности оборота невостребованных земельных долей и вопросы формирования государственного реестра земель сельхозназначения.
Часть 2.
4. Особенности оборота невостребованных земельных долей
Ключевым вопросом при анализе использования земель сельскохозяйственного назначения является анализ наличия неиспользуемых земель, поскольку выбытие земельных участков из сельскохозяйственного оборота, как правило, связано с неэффективностью собственников и невостребованностью земельных долей.
По данным Минсельхоза России,[1] несмотря на снижение площади земельных долей, включенных муниципалитетами в списки невостребованных, в среднем по стране за последние годы (рисунок 1) в отдельных регионах площадь долей достигает 600 — 1000 тыс. га. Такие масштабы усложняют органам местного самоуправления решение задач по сокращению невостребованных земельных долей, в том числе путем регистрации права муниципальной собственности на них.
Рисунок 1. Динамика изменения площади земельных долей, включенных в списки невостребованных, в Российской Федерации
Проводимая органами местного самоуправления работа по оформлению невостребованных долей в муниципальную собственность направлена на их вовлечение в хозяйственный оборот и пополнение местных бюджетов. Поэтому несовершенство нормативного регулирования оборота невостребованных земель ограничивает возможности для роста поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований.
В целях решения данной проблемы во исполнение поручения Президента России[2] разработан и принят Федеральный закон от 29.12.
2022 № 639-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 639-ФЗ), предусматривающий усовершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных.
Изменения направлены на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации[3] и предусматривают:
- наследование земельных долей, в том числе являющихся выморочным имуществом, в соответствии с гражданским законодательством;
- особенности оборота невостребованных земельных долей и связанные с ними дополнительные полномочия местных органов власти, информация о которых приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Особенности оборота невостребованных земельных долей
Кроме того, Федеральным законом № 639-ФЗ установлена обязанность органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, утверждать списки невостребованных земельных долей, в случае если общим собранием участников долевой собственности не принято решение по таким долям. Ранее указанное полномочие являлось правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Предполагается, что принятые меры позволят увеличить площадь используемых земель в целях сельскохозяйственного производства и обеспечить защиту прав собственников земельных долей.
Обращаем внимание, что помимо вышеупомянутых положений, уполномоченным органам власти в своей работе необходимо учитывать особенности предоставления и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения, обусловленные утверждением новой стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-р), с результатами анализа которых можно ознакомиться здесь.
5. Порядок ведения государственного реестра земель с/х назначения
Эффективность вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения зависит от ряда факторов, одним из которых является учет достоверных сведений о состоянии и текущем использовании земельных участков. В этих целях на федеральном уровне Минсельхозом России ведется работа по формированию государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения (далее – Реестр).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2023 № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения» определены правила ведения Реестра (далее – Правила), который является подсистемой Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения [4].
Реестр предназначен для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о землях сельскохозяйственного назначения и об их использовании, полученной по результатам государственного мониторинга земель данной категории, а также иных сведений, полученных в том числе посредством СМЭВ.
Сведения в Реестр предоставляются рядом поставщиков. Их перечень приведен на рисунке 3.
Рисунок 3. Поставщики сведений в Реестр
Рисунок 4. Сведения, предоставляемые в Реестр органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством СМЭВ
Реестр является важным источником информации для организации и проведения мероприятий по земельному надзору, а также получения сведений о фактическом использовании земельного участка, подтвержденных в ходе проведения таких мероприятий. Правилами предусмотрено безвозмездное предоставление сведений из Реестра лицам, являющимся правообладателями земельных участков, к которым относятся:
- собственники земельных участков;
- землепользователи и землевладельцы;
- арендаторы земельных участков.
Таким лицам сведения предоставляются посредством ФГИС ЕПГУ в виде паспорта земельного участка.
Как отмечено на сайте Правительства, «ресурс станет инструментом оценки состояния земель для сельскохозяйственного производства. Он позволит быстрее находить возможности для новых агропроектов, в том числе по наращиванию производства продовольствия».
Учитывая специфику сведений, содержащихся в Реестре, хочется обратить внимание на возможность использования Реестра в качестве дополнительного источника получения сведений о значениях ценообразующих факторов земельных участков сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Сбор сведений об объектах недвижимости, влияющих на их стоимость, является одной из основных и трудоемких задач в ходе проведения кадастровой оценки.
Использование информационных систем Минсельхоза России в этих целях прямо предусмотрено Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке [5], поскольку это позволяет получить важные исходные данные о земельных участках, отсутствующие в ЕГРН.
Отдельные сведения, размещаемые в Реестре, которые могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, приведены на рисунке 5.
Рисунок 5. Сведения Реестра, возможные для использования при определении кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения
Перечень лиц, которые могут быть заинтересованы в получении соответствующих сведений для использования их при осуществлении полномочий (функций), а также защиты своих законных прав и интересов, связанных с применением кадастровой стоимости земель, приведен на рисунке 6.
Рисунок 6. Лица, заинтересованные в получении сведений из реестра земель сельскохозяйственного назначения
Качество сведений и своевременность наполнения ими Реестра может оказать влияние не только на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, но и на достоверность результатов государственной кадастровой оценки таких земель. Использование дополнительных данных позволит снизить вероятность возникновения споров о результатах определения кадастровой стоимости и сократить объем недополученных налоговых и неналоговых доходов бюджетов в результате оспаривания.
- Заключение
- Необходимость реализации рассмотренных новаций законодательства, регулирующих земельные отношения, влечет не только возникновение дополнительной ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но и появление возможности использования новых инструментов для повышения эффективности деятельности в земельно-имущественной сфере.
- Грамотно организованная работа по выполнению всех необходимых требований нормативных правовых актов позволяет обеспечить комплексный подход к развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также снизить вероятность возникновения замечаний со стороны контрольно-надзорных органов.
- В связи с этим заинтересованным органам власти целесообразно:
- Привести административные регламенты по оказанию услуг по предоставлению земельных участков в соответствие с измененными положениями законодательства;
- Определить случаи установления в 2023 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, а также размер такой платы;
- Оценить уровень доступности в муниципальных образованиях сети «Интернет», достаточного для обеспечения проведения электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков, и при необходимости определить муниципальные образования, на территории которых до конца 2025 года могут проводиться «бумажные» аукционы в рамках статьи 39.18 ЗК РФ;
- Обеспечить регистрацию сотрудников профильных отделов и их обучение работе в ГИС Торги и на электронных площадках для организации электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков и заключения договоров в электронной форме;
- Учесть новые полномочия органов местного самоуправления по работе с невостребованными земельными долями;
- Рассмотреть возможность использования сведений государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Больше информации о новациях законодательства в сфере земельно-имущественных отношений вы можете получить на бесплатном вебинаре, который состоится 30 марта 2022 года в 10:00. Подробности здесь.
- По всем интересующим вас вопросам соответствующей тематики Вы можете обратиться к экспертам БФТ-Холдинга:
- [email protected],
- тел. +7 (495) 784-70-00
- [1] Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году
- [2] Часть 1 подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № Пр-234ГС
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации»
[4] https://efis.mcx.ru/landing/
Личное право на пользование землёй – государственный акт и его особенности
В российском законодательстве есть разграничение между правом владения и пользования земельными участками. В последнем случае собственником земли быть необязательно, но иметь при себе документ, подтверждающий такое пользование, требуется по закону.
Для получения правоудостоверяющих документов пользователь предоставляет соответствующим органам правоустанавливающие документы, которые доказывают возникновение прав на участок. В связи с этим, целесообразно разграничить эти виды и выявить их юридический статус.
Разграничение видов
- Передачи земли или ее части в пользование за ренту.
- Аренды, субаренды, дарения, свидетельство о наследстве.
- Совместного пользования землей в садовых товариществах, на землях сторонних организаций и т.д. (о заключении договоров на совместное пользование наделов читайте тут).
- Временного или пожизненного пользования землей.
Все четыре объединяют два признака. Их невозможно получить в государственных органах и они связаны с объектом сделки между сторонами. Другими словами, они дают основания для регистрации прав в государственных структурах Росреестра. Т.е., без оригинала правоустанавливающего документа нельзя получить государственную поддержку при решении спорных вопросов (регистрация, продажа, аренда, дарение, отчуждение).
Права пользования установлены главой 4 ЗК РФ. В соответствии со ст.
21 — 24 выделяют четыре вида правоустанавливающих документов: договор аренды, договор комплексного освоения территории, договор о сервитуте или ограниченном пользовании земельным участком (ЗУ), договор безвозмездного пользования.
Причем, сделки с муниципальными органами власти в эту категорию не относятся. Как правило, земля передается пользователя по акту или свидетельству, которые проходят как правоудостоверяющие.
Правоудостоверяющие
Правоудостоверяющими документами считаются те, которые подтверждают факт государственной регистрации в реестре недвижимости. К ним относятся различные свидетельства и акты о регистрации.
Несмотря на то, что собственником в подобных свидетельствах числятся другое лицо или организация, в них есть запись о правах обременения и лицах, которые их создали. К ним относятся:
- Свидетельства федеральных и муниципальных органов о передаче земли в пользование (временное, пожизненное).
- Свидетельства о пожизненном наследовании, пожизненного пользования (бессрочного, временного).
- Государственный акт на право вечного пользования или наследования.
- Свидетельство о собственности в случае установления прав пользования собственника.
Далее на фото вы можете увидеть как выглядит государственный акт на право пользования землей:
А так выглядит свидетельство свидетельство на право пользования землей:
Данный класс документов объединяет необходимость регистрации в росреестре и платность их получения. В отличие от правоустанавливающих, свидетельства и акты можно восстановить при помощи запроса. Вся информация, которая в них содержалась, останется неизменной, что гарантирует сохранность права пользования даже при утере формальных бумаг.
Однако, правоудостоверяющие документы всегда идут комплектом к правоустанавливающим. Важно обеспечить сохранность обоих.
Что подтверждает владение ЗУ?
Свидетельство о собственности на земельный участок
Данный документ подтверждает право пользования до тех пор, пока с землей не будет совершена последующая операция — продажа, дарение или передача.
Если в нём стоит запись о том, что участком пользуется не только собственник, например, в случае аренды, еще и другое лицо, права могут быть оспорены в зависимости от условий правоустанавливающих документов. Купить такой участок захочется не каждому.
Справка бессрочного (постоянного) обладания
Передача государственных земель в бессрочное пользование ограничена, начиная с 2001 г., а для частников и вовсе прекращена. Однако, право использовать такие земли по актам Советского Союза (от лица колхозов, сельских поселений) и договорам с местными властями (заключенным до 2001 г.) до сих пор не ограничивается.
Кроме того, земля по свидетельству может быть бесплатно оформлена как собственность пользователя при наличии оснований, например, при использовании земли по назначению без нарушений в течение минимум 15 лет.
Государственные документы на собственность
Эти документы также подтверждают факт пользования землей, но с некоторыми оговорками. По закону РФ вся недвижимость, в том числе, ЗУ, должна регистрироваться с момента появления прав собственности. Т.е., по факту регистрируется только право собственности, а не право пользования.
Собственники, которые заключают сделки с землей, отражают операции в специальных реестрах, тем самым, декларируя отчуждение земли на праве пользования сторонним людям или организациям. Поэтому такие документы являются правоудостоверяющими и в большинстве случаев не требуют регистрации в высших инстанциях со стороны пользователя.
Договор аренды
Договор аренды констатирует факт передачи земли в пользование лишь от части. При совершении сделок с частными негосударственными организациями по договору ренты или аренды право пользования считается полностью обоснованным и не требует предоставления подтверждающих документов на земельный участок в Росреестр (чек, нотариальное заверение сделки, договор).
Однако, органы местного самоуправления часто устанавливают свои механизмы, предполагающие получение дополнительных разрешений для использования земли по назначению. А в случае с частными договорами между негосударственными структурами или лицами в некоторых случаях все же потребуется оформить сделку с регистрацией в Росреестре. В этом случае документ будет считаться правоудостоверяющим.
Юридическая сила бумаг, выданных в советское время
- Решения местных администраций и сельсоветов о передаче земли в бессрочное пользование.
- Акты совхозов и колхозов о передаче надела.
- Постановления, констатирующие переход права собственности выкупленных земель; судебные решения.
- Выписка из похозяйственной книги и др.
Переоформления таких документов не требуется (до 1998 г.). Росреестр перенес все данные о таких ЗУ в новую базу с учетом зарегистрированных ранее прав владения и пользования. Но права собственности должны быть оформлены по новым правилам.
Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками мы рассказали в отдельной статье.
Что делать, если официальное подтверждение утрачено?
Чтобы восстановить справку на земельный участок старого образца, необходимо обратиться в органы, которые их выдавали (архивы). Т.к. Росреестр существует относительно недавно, документы в большинстве случаев восстанавливаются через суд по запросу, имеющему юридическую силу.
При фиксации сделки у нотариуса, восстановить документ получится быстрее всего с гарантированным результатом. Также можно попробовать связаться с органом или лицом, наименование или имя которых фигурировали в договоре. Это поможет восстановить утерю правовым путем через органы правопорядка.
При утрате документа с правами пользования, который был выдан после 1998 г., обращаются в Росреестр или органы местного самоуправления, которые ответственны за хранение кадастрового архива и документов, связанных с ним (из-за чего может возникнуть утрата прав пользования ЗУ?).
Права пользования ЗУ имеют ограничения в плане распоряжения землей. Тем не менее, документы, их подтверждающие, требуют особого внимания к хранению, в особенности, в случае со старыми документами, подлинник или копию которых достать практически невозможно. В любом случае, государство всячески поспособствует в решении проблемы, каким бы долгим этот процесс ни был.
Бесплатная земля в России в 2023 году: условия, как получить
Некоторые россияне могут рассчитывать на получение земельного участка совершенно бесплатно. Землю выделяют из муниципального или государственного фонда. Подробнее о том, какая земля будет раздаваться и на каких основаниях, можно узнать из статьи 39.5 ЗК РФ. Хотя следует принимать во внимание, что могут возникнуть другие основания.
Какую землю можно получить без денег
Чтобы оформить бесплатный участок, нужно быть обладателем льгот или участником программы развития. Кроме того, всегда есть возможность получить землю если недаром, то заметно ниже цены:
- Бесплатная земля на льготных условиях. Чтобы получить такой участок, нужно чтобы у претендента были государственные награды. Размер участка составляет от 8-25 соток. Больше земли предлагают в деревнях. Убедиться, что к вам относятся льготные условия получения земли можно в МФЦ или в администрации по месту жительства.
- Раздача бесплатных гектаров под строительство. Это возможно по условиям региональных программ, для граждан, которые планируют построить на этой земле дом или вести сельское хозяйство. Есть несколько проектов, в том числе и «Дальневосточный гектар». Также россияне возможно вскоре смогут получить по одному гектару в арктической местности. Обычно участки предлагаются на 5 лет, а потом можно оформить долгосрочную аренду.
- Освоение бесхозных земель и домов. На территории РФ есть множество заброшенных участков, где нередко встречаются вполне нормальные дома. Правда стоят они обычно в глубинках или дачных товариществах. По закону стать владельцами такой недвижимости можно практически бесплатно. Но прежде чем заниматься оформлением, придется уточнить, нет ли у участка владельца. Тогда земля переходит государству, а потом разыгрывается на аукционе. Если претендент только один, то и цену никто не будет перебивать.
Если 15 лет пользоваться участком в открытой форме, тогда можно стать владельцем вообще бесплатно. Достаточно просто подать заявление и собрать соответствующие документы.
Кому доступен бесплатный земельный участок
Есть категория граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное получение земли. Точные условия прописаны в статье 39.5 ЗК РФ. Здесь указано, кто из граждан может получить земельный участок, руководствуясь законами федерального уровня.
Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.
Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.
Ещё один популярный вариант оформления бесплатного участка – если на нем проживает многодетная семья. Есть вариант для одинокого родителя, но только при условии, что у него как минимум трое детей.
Есть несколько местных законов, что дают право на бесплатную землю. Например, речь о землях Дальневосточного округа и других территориальных субъектах или согласно ФЗ № 119-ФЗ или ФЗ N 161-ФЗ. При передаче земли в собственность бесплатно, самое важное – соблюдать законы.
Особенности оформления бесплатной территории
Земельные участки не раздают просто так для всех желающих. Как правило, это достаточно сложная процедура, требующая выполнения нескольких дополнительных услуг.
В частности, сначала потребуется заказать изготовление межевого плана, используя услугами кадастрового инженера. Также обязательно понадобиться технический план, если на территории находится недвижимость.
Но только при условии, что рассматриваемая недвижимость ранее не числилась на кадастровом учете.
Претенденты на получение земли должны собрать документы, подтверждающие их право на рассматриваемую сделку. Документы на бесплатную землю нужно принести в местный фонд, к которому относятся участки.
Местные органы власти рассмотрят заявление на получение земли.
Через некоторое время заявителю будет предоставлен ответ – либо договор, либо постановление о том, что землю передали в собственность (или отказали в этой процедуре).
Имея на руках постановление, можно обратиться в Росреестр, чтобы поставить участок на учет и зарегистрировать право на собственность. Когда постановка на учет выполнена, требуется взять выписку ЕГРН. Именно она подтверждает право на бесплатно переданный участок.
Необходимые документы
Оформление запроса на получение бесплатной земли начинается со сбора документов. Нужно принести:
- Паспорт (нужна копия);
- План межевания участка;
- Заявление;
- Бумаги, что подтверждают право на получение участка земли;
- Справку о составе семьи (если речь о многодетной семье);
- Справку, что работаете в муниципальном образовании;
- Доверенность, если бумаги будет подавать представитель.
Подавать бумаги нужно по адресу местной администрации.
Во сколько обойдется сделка
Бесплатная передача участка будет не совсем «бесплатной». Например, нужно заплатить за межевой и технический план, а также регистрацию в Росреестре.
Получить юридическую помощь по вопросам, как получить бесплатную землю от государства в России можно на нашем сайте.
Госакт на земельный участок
Еще с 2001-го года регистрация права на земельный участок (ЗУ) осуществляется по упрощенным правилам. Но те, кто купил землю до 2001-го года, могут столкнуться с определенными трудностями, переоформляя права на пользование землей. О том, как правильно переоформлять ЗУ, а также о том, что такое акт на право собственности, пойдет речь в этой статье.
Предположим, ваш ЗУ был приобретен еще в двадцатом веке. С тех пор вы потратили немало сил, времени и средств на его благоустройство, и по каким-то причинам решили его продать. Разрешается ли это сделать? Так как у вас отсутствует документ подтверждающий право распоряжаться данной землей, то продать землю вы не можете.
Все дело в том, что, как правило, в прошлом на многие ЗУ (особенно расположенные в садоводствах) не выдавался исчерпывающий комплект бумаг. Нередко владельцам просто выдавали книжку садоводческого товарищества.
Рекомендуем различать правомочие пользования землями и собственности на них. В первом случае предоставляется право пользования ЗУ, однако с территорией нельзя производить манипуляции: продавать, сдавать, обменивать, дарить и т.п.
Вот почему когда мы говорим об установлении правомочия пользования земельным участком, здесь имеется в виду оформление собственности на земли, то есть приватизация.
Важно! Начиная с 2001-го года, правомочие на использование ЗУ не предоставляется частным лицам. Данная возможность есть лишь у муниципальных и государственных структур, казенных организаций, органов местного самоуправления. Тем не менее, если ЗУ достался вам до 2001-го года, то вы в любом случае вправе его использовать.
Процедура оформления документов на право пользования землей
В зависимости от конкретной сложившейся ситуации, вы можете оформить право пользования ЗУ и правоудостоверяющие документы на участок через суд или же без его участия. Рассмотрим подробнее подобные ситуации.
Признание права пользования земельным участком через суд
В судебный орган обращаются в том случае, когда у собственника отсутствуют правоустанавливающие документы. Также помощь суда требуется, когда соответствующие органы отказались осуществить приватизацию объекта недвижимости.
Итак, если вы собираетесь решать вопрос через суд, вам следует:
- Обратиться в ближайший районный суд с исковым заявлением с требованием установить собственность на землю.
- Приложить к иску квитанцию об уплаченной государственной пошлине (стоимость — 400 руб.).
- Дождаться судебного решения.
Бывает так, что в правомочии установить собственность истцу отказывают, однако предлагают выкупить ЗУ у государственных органов.
Пример
Что нужно знать дачникам об их главном законе № 217-ФЗ
Закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества…» — основной документ, регулирующий порядок работы СНТ, строительства домов на дачных участках и т. д. Но не все дачники дочитывают текст документа до конца. Мы выбрали для вас основные нормы, которые следует знать владельцам дачных участков…
По закону № 217-ФЗ участок в СНТ предназначен только для некоммерческой деятельности граждан. Это значит, что они могут выращивать на нем сельхозкультуры для собственных нужд или для отдыха. Если же выращенный урожай предназначается для продажи, то владельцу участка может грозить штраф.
Также на участке можно возводить жилые и нежилые (хозяйственные) постройки. При этом в жилых постройках в СНТ можно зарегистрироваться (если это СНТ, а не ОНТ).
Обратите внимание! На территории ОНТ (огороднических товариществ) возводить капитальные дома нельзя.
Об особенностях строительства жилых домов на садовых земельных участках, рассказывают эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям. А по этой ссылке вы можете узнать, как оформить регистрацию по месту жительства на даче.
К хозяйственным постройкам относятся:
- сараи;
- бани;
- теплицы;
- навесы;
- колодцы;
- погреба.
Если постройка некапитальная (не имеет фундамента и не присоединена к инженерным сетям), то ее можно не оформлять в Росреестре. Капитальные постройки нужно оформить.
Что относится к имуществу общего пользования?
К имуществу общего пользования относятся объекты и инвентарь, расположенные на территории СНТ или ОНТ, не относящиеся к конкретному участку и которыми пользуются все члены товарищества.
Распоряжаться общим имуществом имеет право только общее собрание членов СНТ (ОНТ).
Помимо общих объектов и инвентаря существуют и земельные участки общего назначения. Как их использовать, также решает общее собрание.
Все члены СНТ вправе пользоваться таким имуществом на равных условиях. Но и платить за его содержание тоже все должны одинаково, независимо от того, пользовался ли фактически данным объектом конкретный владелец участка.
Может ли правление разрабатывать собственные нормативные документы?
Руководство СНТ обязано разработать устав товарищества, составленный с учетом норм закона № 217-ФЗ. Этих двух документов (устава и закона) достаточно для регулирования всех аспектов деятельности любого СНТ. Локальные документы не требуются, поскольку для того, чтобы быть законными, они в любом случае должны дублировать нормы закона № 217-ФЗ.
Порядок уплаты и размер членских взносов также определяется законом № 217-ФЗ и уставом. Уплата их производится только на расчетный счет.
Для того чтобы определить границы СНТ, существует землеустроительная документация. Отметим, что на территории одного садоводства или огородничества можно создать только одно СНТ (ОНТ).
При этом владельцам участков следует иметь в виду, что вступление в СНТ — добровольная процедура. Зачастую это выгоднее самому дачнику, но если у него нет такого желания, то принуждать к вступлению в товарищество никто не вправе (ч. 6 закона № 217-ФЗ).
Чтобы узнать, каков порядок принятия в члены садоводческого товарищества, переходите по ссылке, получив бесплатно пробный доступ к К+. А если вы хотите выйти из членов СНТ, то предварительно узнайте последствия такого выхода. Для этого получите бесплатный пробный доступ к системе.
Итоги
При возникновении любых спорных ситуаций касательно участия или неучастия в СНТ необходимо обращаться к нормам закона № 217-ФЗ и к уставу СНТ. Члены СНТ имеют право на пользование и распоряжение общим имуществом и несут равные обязанности по его содержанию. Владелец участка может не вступать в СНТ, если не имеет такого желания.
Узнать о том, как производятся начисление и уплата земельного налога, вы можете в нашей рубрике «Земельный налог».