Учет

Регресс по ОСАГО к виновнику ДТП 2023

Регресс по ОСАГО к виновнику ДТП 2023

Добрый день, уважаемый читатель.

В 2023 году каждый водитель при управлении автомобилем должен иметь при себе страховой полис ОСАГО, то есть должен застраховать свою ответственность за возможный вред другим участникам движения. Суть ОСАГО сводится к тому, что если водитель стал виновником ДТП, то ущерб за него должна возместить страховая компания.

Однако далеко не каждый водитель знает о том, что страховая компании оплачивает ущерб далеко не во всех случаях. Если говорить еще более точно, то страховая платит всегда, однако в некоторых случаях она впоследствии может потребовать, чтобы водитель самостоятельно возместил ущерб. Это и есть регрессное требование.

В этой статье рассмотрены следующие вопросы:

Что такое регресс в страховании ОСАГО?

Рассмотрим часть 1 статьи 14 Федерального закона «Об ОСАГО»:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

Таким образом, регрессное требование — это право страховой компании потребовать возмещения ущерба от водителя, виновного в ДТП.

В каких случаях возможно регрессное требование после дтп?

Существует строго определенный перечень нарушений, при которых водителю придется возместить ущерб из собственного кармана. Все они перечислены в части 1 статьи 14 закона «Об ОСАГО». Рассмотрим их в виде таблицы:

П Нарушение
а Умышленное причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего.
б Водитель находился за рулем в состоянии опьянения.
б Водитель отказался от проверки на состояние опьянения.Примечание: С 29 октября 2019 года
в У водителя отсутствовало право управления (вообще не было прав, не было нужной категории прав или он был лишен прав).
г Водитель скрылся с места ДТП.
д Водитель не был вписан в страховку ОСАГО.
е ДТП произошло в период года, когда страховка не действовала (если куплена страховка на не полный год).
з Виновник ДТП не предоставил автомобиль на экспертизу или начал его ремонт раньше, чем через 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) после ДТП.
и У автомобиля не пройден техосмотр. Только для легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и ТС для перевозок опасных грузов.
и У автомобиля не пройден техосмотр и причиной ДТП стала техническая неисправность. Только для транспортных средств, для которых техосмотр обязателен.Примечание: С 1 марта 2021 года, с 15 февраля 2022 года по 12 апреля 2022 года.
к При заключении договора ОСАГО предоставлены недостоверные сведения, которые привели к уменьшению стоимости полиса.
л Виновник ДТП использовал автомобиль с прицепом, при этом прицеп в ОСАГО не вписан (на прицепы граждан для легковых машин не распространяется).Примечание: С 29 октября 2019 года

Итак, если имело место одно из нарушений, перечисленных выше, то страховая компания сможет потребовать от виновника ДТП возмещения вреда и понесенных ею расходов.

Регресс от страховой за непредоставление извещения

Отдельного внимания заслуживает еще одно нарушение, которое довольно часто допускают водители. Речь идет о том, что после самостоятельного оформления ДТП водитель не направил в страховую компанию бланк извещения о ДТП (европротокол).

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

Данный пункт был исключен из закона «Об ОСАГО» с 1 мая 2019 года. То есть в 2023 году он не действует. Однако если ДТП произошло до 1 мая, то к водителю может быть предъявлено регрессное требование.

Срок исковой давности по регрессу

Рассмотрим часть 2 статьи 966 Гражданского кодекса РФ:

2. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196).

Таким образом, страховая компания может потребовать возмещения ущерба от виновника ДТП в течение 3-х лет с того момента, как она произвела выплату в пользу пострадавшего.

https://www.youtube.com/watch?v=YdPAL-cvn7c\u0026pp=ygVA0KDQtdCz0YDQtdGB0YEg0L_QviDQntCh0JDQk9CeINC6INCy0LjQvdC-0LLQvdC40LrRgyDQlNCi0J8gMjAyMw%3D%3D

В заключение хочу отметить, что в 2023 году регрессное требование предъявляется только в случае серьезных нарушений. Законопослушному водителю оно не грозит.

Удачи на дорогах!

Право на регресс возникает с момента прямого возмещения по ОСАГО // Верховный суд рассказал, как считать исковую давность

Регресс по ОСАГО к виновнику ДТП 2023Верховный суд (ВС) разъяснил тонкий вопрос исчисления исковой давности при ОСАГО. Речь идет о выплате возмещения страховщиком потерпевшего и последующей компенсации его расходов страховщиком виновника аварии. Когда начинает течь давность по регрессному требованию к виновнику: с момента выплаты потерпевшему или компенсации расходов первому страховщику? ВС посчитал, что с момента выплаты возмещения, объяснив это тем, что именно тогда считается исполненным обязательство страховщика, покрывающего ответственность виновника аварии. Взаиморасчеты между страховщиками значения не имеют (см. определение).

Никита Бутусов из Ростовской области стал виновником аварии.

Его ответственность была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах», которое возместило сумму страхового возмещения, полученного собственником пострадавшей машины от своей страховой компании «РЕСО-Гарантия».

Потом «Росгосстрах» решил взыскать эту сумму (220 тыс. руб.) с Никиты Бутусова. Основанием для регресса стало то, что он не был включен в страховой полис.

Суды в деле по-разному посчитали сроки исковой давности. Первая инстанция и кассация, поддержавшие истца, решили, что срок надо считать с момента, когда «Росгосстрах» возместил «РЕСО-Гарантии» произведённую ею выплату. Это случилось 20 сентября 2016 года.

Иск «Росгосстрах» подал 2 сентября 2019 года, значит, сроки давности не пропущены. Апелляция с этим не согласилась. По ее мнению, срок надо считать с момента, когда «РЕСО-Гарантия» произвела выплату потерпевшей в порядке прямого возмещения убытков. Это было в августе 2016 года.

В таком случае «Росгосстрах» обратился в суд за пределами срока исковой давности.

Гражданская коллегия ВС не согласилась с кассацией (дело было рассмотрено 15 марта). Обязанность возместить убытки возникает у страховой компании виновника аварии, но прямое возмещение убытков страховщиком потерпевшего упрощает получение возмещения вреда, что соответствует целям защиты прав потерпевших. Поэтому в п. 4 ст. 14.

1 Закона об ОСАГО[1] указано, что страховщик потерпевшего осуществляет возмещение от имени страховщика виновника. Значит, прямое возмещение убытков потерпевшему является исполнением основного обязательства страховщика, покрывающего ответственность причинителя вреда. С таким исполнением п. 3 ст.

200 ГК связывает начало течения исковой давности по регрессным требованиям.

В этом деле убытки потерпевшей были возмещены в августе 2016 года, поэтому трехлетний срок на обращение в суд «Росгосстрах» пропустил. При этом взаиморасчёты страховщиков по возмещению расходов на прямое возмещение убытков сами по себе на исковую давность не влияют и не могут служить основанием для его увеличения по регрессным требованиям к причинителю вреда, считает ВС.

Гражданская коллегия отправила дело на пересмотр в кассацию.

***

Подборку интересных дел из практики гражданской коллеги ВС за 2022 год см. здесь.

Наш Телеграм-канал о практике ВС — https://t.me/zakon_vsrf.

[1] Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Взыскание страховой выплаты с виновника ДТП в порядке регресса. Стоит ли платить?

Регресс по ОСАГО к виновнику ДТП 2023

21 окт 2021

Практически любой бизнес использует транспорт в служебных целях, даже если он не связан непосредственно с перевозками. Естественно, что существует риск попадания в ДТП служебного автомобиля, которым управлял сотрудник компании. Именно с таким делом недавно столкнулись наши юристы, более того, сотрудник нашего клиента стал виновником аварии.

 Повреждения оказались незначительными, пострадавших не было, водители оформили ДТП европротоколом, т.е. без участия сотрудников полиции. Оба автомобилиста были клиентами одной и той же довольно крупной страховой компании.

Но спустя время работнику клиента от страховой компании пришло письмо, в котором оказалось требование о взыскании убытков в порядке регресса. Страховая решила, что были нарушены требования закона об ОСАГО, ведь наш клиент (его сотрудник) не представил машину на осмотр в установленный срок.

А раз так, то он обязан выплатить сумму, эквивалентную страховой премии, ранее уплаченной компанией потерпевшему. Но так ли это? Давайте разбираться…                   

Кто в случае вины должен платить страховой компании? Сотрудник, управлявший служебным автомобилем или непосредственно сама организация, являющаяся собственником машины? 

Ответ на этот вопрос дал Верховный Суд РФ еще в 2010 году. Основываясь на нормах Гражданского Кодекса РФ, он указал, что юридическое лицо может быть собственником автомобиля.

Работник, состоящий в трудовых отношениях с собственником автомобиля, не признается его владельцем в данном случае, несмотря на то, что он управляет им. Ответственность за причинение вреда возлагается на работодателя.

Речь шла о ДТП с причинением вреда жизни и здоровью.                             

Но в 2020 г. Верховный суд вернулся к разъяснениям десятилетней давности. Поводом для этого стал спор по требованиям о возмещении ущерба в порядке регресса, когда вред был причинен только имуществу лиц.

Верховный суд фактически распространил свое прошлое толкование на ситуации, когда вред причинен только транспортным средствам (нет вреда жизни и здоровью) и ДТП оформлено без привлечения полицейских.

Таким образом, по общему правилу, водитель служебного транспорта (в силу трудовых отношений или иных оформленных договором гражданско-правовых отношений) не отвечает за вред, причиненный автомобилем. Ответственность несет работодатель, являющийся владельцем этого источника повышенной опасности.    

Законно ли вообще это требование страховой компании? Действительно ли владелец нарушил закон и обязан компенсировать страховую выплату или это просто попытка страховщиков покрыть свои убытки по формальным основаниям? 

Здесь потребуется более детальный разбор. По общему правилу, стоимость восстановительного ремонта и размер подлежащего выплате страхового возмещения устанавливаются путем осмотра автомобиля потерпевшего, то есть транспортного средства, которому причинены повреждения.

Если привлеченный страховой организацией эксперт приходит к выводу, что осмотра автомобиля потерпевшего недостаточно для полного выяснения обстоятельств причинения вреда и размера убытков, страховщик вправе осмотреть транспорт виновника происшествия.

Соответственно, если страховщик своевременно направил такое требование, то виновник ДТП обязан предоставить свое транспортное средство для осмотра.

Как оказалось, попытки страховых компаний взыскать убытки в порядке регресса являются повсеместной практикой, такие иски предъявляются к участникам ДТП по всей России. 

Так законен ли авто-регресс? 

Вернемся еще раз к делу, рассмотренному Верховным судом. В нем виновник ДТП, вопреки правилам, установленным законом об ОСАГО, не направил в течение пяти рабочих дней заполненный бланк извещения о ДТП в страховую компанию потерпевшего.                                                                                                           

На самом деле, это довольно частая ситуация, ведь став виновником ДТП, автомобилист понимает, что потерпевшему компенсирует ущерб его страховая компания, и не придает значение обязанности направить извещение о ДТП в свою страховую компанию. Эта ошибка часто приводила к тому, что регрессные требования страховых компаний к виновникам ДТП удовлетворялись, а сумма, равная страховому возмещению, ложилась финансовым бременем на виновника. 

Но с 29 октября 2019 года норма, наделяющая страховщиков правом регрессного требования не подлежит применению. Это не касается дел, связанных с ДТП, случившихся до этой даты, ведь страховщик обратился за защитой права в период, когда эта норма еще действовала.              

Напомним, что потерпевший и причинитель вреда – клиенты одной страховой компании. На этот факт и обратил внимание Верховный суд.

Таким образом, если буквально следовать нормам закона, то страховая должна дважды получить одинаковые бланки извещения от каждого участника ДТП.

Тем не менее, это стало причиной обращения в суд с требованиями к виновнику ДТП о возмещении убытков в порядке регресса.  

Формализм не пройдет, сговор — тоже              

Казалось бы, в одном случае отсутствовало извещение, в другом не был представлен автомобиль на осмотр. Однако, объединяет их единая цель – установление страхового случая и размера причиненных убытков.

Соответственно, если виновник ДТП, имеющий иное видение на происшествие, не направляет бланк извещения о страховом случае и не предоставляет транспортное средство на осмотр, а страховщик испытывает сомнения в наличии страхового случая, характере и степени повреждений и, как следствие, размерах страхового возмещения, то регрессные требования выступают своеобразной мерой ответственности причинителя вреда за нарушение установленного порядка. 

Практический смысл правил, установленных законом об ОСАГО, сводится к недопущению злоупотребления страхователями своими правами, пресечение сговора между участниками ДТП и попыток получить возмещение за повреждения, не связанные со страховыми случаями и прочим.

Если же у страховщика отсутствуют сомнения, о чем свидетельствует выплата потерпевшему страхового возмещения, осуществляемая по соглашению между страхователем (потерпевшим) и страховщиком (страховой компанией), то эти правила теряют свой первоначальный смысл и приобретают формальный характер. Это не говорит о том, что их следует игнорировать, тем не менее, в вопросах о возложении на причинителя вреда убытков в порядке регресса, по мнению суда, стоит исходить из адекватного соотношения правовой природе и целям страхования гражданской ответственности.           

В деле нашего клиента суд, приняв во внимание наши доводы, отдельно подчеркнул, что акт осмотра поврежденного автомобиля (потерпевшего) не содержит указаний на неясность характера повреждений и необходимость осмотра второго автомобиля.

На основании акта осмотра было подготовлено заключение экспертизы об определении размера страхового возмещения, которое «не носит вероятностный характер, изложенные в нем выводы являются однозначными».

В итоге выплата потерпевшему была произведена страховой компанией на основании следующих документов: извещения о ДТП, экспертного заключения, страхового акта, что, «свидетельствует о достаточности имевшихся сведений и документов для осуществления выплаты».

Более того, наши юристы обращали внимание суда на то, требование о предоставлении автомобиля было направлено почтой фактически одновременно с проведением экспертизы. Это лишний раз показывает, что страховщик не имел сомнений в страховом случае и размере ущерба.

Таким образом, требования страховой компании носили формальный характер и фактически являлись злоупотреблением правом и попыткой компенсировать свои расходы на выплату страхового возмещения потерпевшему.        

Стоит ли соглашаться на «мировую»?                       

В делах о взыскании регрессных требований с виновников ДТП страховые компании часто прибегают к попыткам убедить слабо защищенную сторону пойти на «мировую» и заплатить страховой компании, не углубляясь в тонкости вопроса и законность предъявленных требований.              

Страховщики часто предлагают урегулировать спор в досудебном порядке в т.ч.

с предоставлением «скидок» от исковых требований, пытаются убедить, что выгоднее будет «заплатить здесь и сейчас» как можно быстрее, иначе дело уйдет в суд, а человек (или организация) столкнется с судебными издержками, включая компенсацию судебной пошлины и прочее. Или же предлагают заключить мировое соглашение, что, по сути, аналогично предыдущему, с позиций интереса клиента.         

Активные попытки «договориться» часто говорят о слабости правовой позиции страховой компании и направлены на воздействие на эмоции, мешая клиенту объективно оценить ситуацию.

О формальном характере требований и массовости предъявления подобных исков косвенно говорит и то, что чаще всего представители истца просто не являются на судебные заседания.

                                                                                                               

Напоминаем, что вовремя оказанная юридическая помощь позволит сэкономить средства и не поддаться на уловки недобросовестных страховщиков. Автомобилистам, в свою очередь, напоминаем о необходимости соблюдения всех требований закона, чтобы отсутствовали даже формальные основания к каким-либо взысканиям.

Когда ущерб по осаго взыщут в порядке регресса в 2023 году – Ериковское сельское поселение

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 мая 2019 года.

https://www.youtube.com/watch?v=YdPAL-cvn7c\u0026pp=YAHIAQE%3D

Сразу же хочу отметить, что в законе №88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечислено довольно много нововведений, затрагивающих закон «Об ОСАГО». Однако они вступают в силу в разное время. В этой статье речь пойдет исключительно об изменениях, вступивших в силу с момента опубликования закона, то есть с 1 мая 2019 года.

Отмена регрессного требования за неподачу документов

Для начала напомню, что такое регрессное требование.

Если виновник ДТП имеет действующий полис ОСАГО, то его страховая компания должна в любом случае возместить причиненный ущерб, то есть отремонтировать поврежденный автомобиль пострадавшего.

Однако в случае серьезных нарушений виновником ДТП (например, при управлении автомобилем в состоянии опьянения) страховая компания может потребовать, чтобы водитель возместил ей выплаченную сумму. Это и есть регресс.

Если говорить коротко, то регрессное требование — это право страховой компании потребовать возмещения ущерба от водителя, виновного в ДТП.

До 1 мая 2019 года одно из условий, при котором страховая предъявляла регрессное требование, состояло в том, что виновник ДТП вовремя (в течение 5 дней) не подал документы о ДТП в свою страховую компанию. С 1 мая 2019 года это требование исключено из закона «Об ОСАГО»:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:.

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

Напомню, что данное условие начало действовать с 1 сентября 2014 года. За прошедшие 4 года и 8 месяцев довольно много водителей поплатились за то, что вовремя не подали документы в страховую компанию.

В том числе несколько раз читатели ПДД Мастер обращались с вопросами о том, законно ли страховая требует от них компенсации. Однако требования были законными.

С 1 мая 2019 года закон «Об ОСАГО» изменился и теперь несвоевременная подача документов не будет причиной для того, чтобы взыскать деньги с водителя. Это должно защитить водителей, которые невнимательно относятся к срокам подачи документов.

Запрет на регрессное требование к пострадавшему пешеходу

Рассмотрим еще одно интересное нововведение, которое многие водители не могут понять правильно:

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Для начала приведу неправильный вариант толкования, которые можно встретить в средствах массовой информации. Если пешеход пострадал в ДТП или погиб, то водитель не может взыскать с него деньги за ремонт автомобиля. Еще раз подчеркиваю, это неправильный вариант.

Правильный вариант заключается в следующем. Если пешеход получил вред жизни или здоровью в ДТП, то страховая компания не может предъявить ему регрессное требование по поводу ремонта автомобиля.

То есть, если после ДТП, в котором виноват пешеход, страховая выплатила водителю деньги на ремонт автомобиля, то она не может взыскать эти деньги с пешехода или его родственников.

Однако данный пункт не запрещает самому водителю, автомобиль которого поврежден, взыскать ущерб с виновника ДТП (с пешехода). Этот вопрос рассмотрен в статье про гражданско-правовую ответственность пешехода.

Еще раз вернемся к новому пункту 5 статьи 14. Давайте попробуем смоделировать ситуацию, к которой можно было бы отнести данный пункт:

Пусть произошло ДТП с участием пешехода и автомобиля. Пешеход получил травмы, а автомобиль — повреждения. При этом водитель, как и положено, застрахован по ОСАГО, а у пешехода никакой страховки нет.

https://www.youtube.com/watch?v=fleWmiQsLnw\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D

В данном случае водитель не может обратиться в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков), т.к. для этого не выполняются условия. Если в ДТП пострадали люди, то прямое возмещение невозможно.

Также водитель не может обратиться и в чужую страховую компанию, т.к. у пешехода нет страховки.

Теоретически водитель может отремонтировать автомобиль по КАСКО, однако в рамках данной статьи мы рассматриваем закон «Об ОСАГО». И КАСКО к этому закону не относится.

То есть получается, что при ДТП, в котором виноват пешеход, страховая ничего не возмещает водителю по ОСАГО. А если она ничего не возмещает, то и права регрессного требования к пешеходу у нее быть не может.

Возникает вопрос, для какой теоретической ситуации введен новый пункт 5 в статью 14? Если у Вас есть какие-то варианты, то обязательно напишите их в х к данной статье (ниже).

Возмещение вреда жизни или здоровью несколькими страховыми

Рассмотрим еще одно нововведение, которое заслуживает внимания:

9 1 .

В случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящей статьи. В этом случае общий размер страховой выплаты, осуществленной страховщиками, не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона.

В данном случае речь идет о дорожно-транспортном происшествии, виновником которого являются несколько водителей и в котором пострадал человек.

Например, один из водителей нарушил правила перестроения, а второй — вез не пристегнутого пассажира. Причиной травм пассажира стали нарушения каждого из водителей.

В такой ситуации вред возмещают обе страховые компании. При этом суммарная выплата не может превышать 500 000 рублей. А доля, которую выплачивает каждая из страховых компаний, пропорциональна степени вины каждого из водителей, определенной судом.

  • Кроме рассмотренных выше нововведение в закон «Об ОСАГО» внесены еще несколько небольших дополнений, которые не оказывают серьезного влияния на жизнь водителей. При желании Вы можете ознакомиться с полным текстом документа самостоятельно:
  • Ну а в следующей статье рассмотрены изменения закона «Об ОСАГО», которые действуют с 1 июня 2019 года.
  • Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Серия статей «Закон Об ОСАГО 2019» Отмена регрессного требования по ОСАГО за неподачу извещения в страховую Самостоятельное оформление ДТП по страховке зеленая карта с 1 июня 2019 года Заполнение извещения о ДТП в электронном виде с 1 сентября 2019 года Регрессное требование по ОСАГО при отказе от медосвидетельствования с 29 октября 2019 года Проверка страховки при пересечении границы РФ с 29 октября 2019 года

Рекомендуем также прочитать: Наезд на пешехода вне перехода Изменения закона «Об ОСАГО» с 26 августа 2017 года Заявление в страховую по ОСАГО при наличии разногласий с 29 июля 2019 года Что такое регрессное требование по ОСАГО? Правила аннулирования диагностических карт техосмотра с 1 марта 2021 года ДТП без виновника

Я считаю, что если в ДТП виновен пешеход и к нему не предусмотрен регресс от страховой это вот такая ситуация: в ДТП участвовали 2 автомобиля и пешеход. Из за действий пешехода (например выбежал на проезжую часть в неположенном месте) произошло ДТП т.е., первый автомобиль при маневре (чтобы не задавить пешехода) въехал во второй автомобиль.

ДПСы признают в данном ДТП виновным пешехода и наказывают его согласно КоАП РФ, а на водителя который въехал во второго выносят определение об отказе в возбуждении дела об АПН. Поэтому второй водитель обращается в страховую и ему выплачивают страховое возмещение его автомобилю.

И страховая после выплаты не может предъявлять пострадавшему пешеходу сумму в порядке регресса.

Сергей, спасибо! Действительно, такой вариант возможен.

Спасибо, подписан, читаю очень давно через rss — много полезного для себя выношу. Захотел поблагодарить за труды и дело, которое Вы делаете для всех нас! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

gvrax, спасибо за Ваш отзыв! Буду рад видеть Вас вновь на страницах pddmaster.ru

  1. Удачи на дорогах!
  2. Максим,спасибо за статью и за оперативное размещение очень важной информации для водителей.
  3. Вопрос,а изменения об отмене регресса за неисполнение обязанности 5 дневный срок направить извещение будут распространяться только на те события которые произошли после 1 мая 2019 или на события которые произошли и до 1 мая 2019?

С 1 мая 2019 года закон «Об ОСАГО» изменился и теперь НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ подача документов не будет причиной для того, чтобы взыскать деньги с водителя, а возможно ведь следующая ситуация — не подача документов вообще. В таком случае что говорит (подразумевает) нам Закон?

Алексей, в нормативных документах речь не идет о том, что новая норма распространяется на старые страховые случаи. То есть по старым случаям страховые могут предъявить регрессное требование за несвоевременную подачу документов.

  • Удачи на дорогах!
  • Petr, такая ситуация не должна быть основанием для регрессного требования к водителю.
  • Однако нужно помнить и еще об одной причине регрессного требования:

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

Что такое регрессное требование по ОСАГО?

В 2023 году каждый водитель при управлении автомобилем должен иметь при себе страховой полис ОСАГО, то есть должен застраховать свою ответственность за возможный вред другим участникам движения. Суть ОСАГО сводится к тому, что если водитель стал виновником ДТП, то ущерб за него должна возместить страховая компания.

Однако далеко не каждый водитель знает о том, что страховая компании оплачивает ущерб далеко не во всех случаях. Если говорить еще более точно, то страховая платит всегда, однако в некоторых случаях она впоследствии может потребовать, чтобы водитель самостоятельно возместил ущерб. Это и есть регрессное требование.

https://www.youtube.com/watch?v=tOU325XhxVM\u0026pp=ygVA0KDQtdCz0YDQtdGB0YEg0L_QviDQntCh0JDQk9CeINC6INCy0LjQvdC-0LLQvdC40LrRgyDQlNCi0J8gMjAyMw%3D%3D

В этой статье рассмотрены следующие вопросы:

Что такое регресс в страховании ОСАГО?

Рассмотрим часть 1 статьи 14 Федерального закона «Об ОСАГО»:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

Таким образом, регрессное требование — это право страховой компании потребовать возмещения ущерба от водителя, виновного в ДТП.

В каких случаях возможно регрессное требование после ДТП?

Существует строго определенный перечень нарушений, при которых водителю придется возместить ущерб из собственного кармана. Все они перечислены в части 1 статьи 14 закона «Об ОСАГО». Рассмотрим их в виде таблицы:

П Нарушение
а Умышленное причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего.
б Водитель находился за рулем в состоянии опьянения.
б Водитель отказался от проверки на состояние опьянения.Примечание: С 29 октября 2019 года
в У водителя отсутствовало право управления (вообще не было прав, не было нужной категории прав или он был лишен прав).
г Водитель скрылся с места ДТП.
д Водитель не был вписан в страховку ОСАГО.
е ДТП произошло в период года, когда страховка не действовала (если куплена страховка на не полный год).
з Виновник ДТП не предоставил автомобиль на экспертизу или начал его ремонт раньше, чем через 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) после ДТП.
и У автомобиля не пройден техосмотр. Только для легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и ТС для перевозок опасных грузов.
и У автомобиля не пройден техосмотр и причиной ДТП стала техническая неисправность. Только для транспортных средств, для которых техосмотр обязателен. Примечание: С 1 марта 2021 года, с 15 февраля 2022 года по 12 апреля 2022 года.
к При заключении договора ОСАГО предоставлены недостоверные сведения, которые привели к уменьшению стоимости полиса.
л Виновник ДТП использовал автомобиль с прицепом, при этом прицеп в ОСАГО не вписан (на прицепы граждан для легковых машин не распространяется).Примечание: С 29 октября 2019 года

Итак, если имело место одно из нарушений, перечисленных выше, то страховая компания сможет потребовать от виновника ДТП возмещения вреда и понесенных ею расходов.

Регресс от страховой за непредоставление извещения

Отдельного внимания заслуживает еще одно нарушение, которое довольно часто допускают водители. Речь идет о том, что после самостоятельного оформления ДТП водитель не направил в страховую компанию бланк извещения о ДТП (европротокол).

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

Данный пункт был исключен из закона «Об ОСАГО» с 1 мая 2019 года. То есть в 2023 году он не действует. Однако если ДТП произошло до 1 мая, то к водителю может быть предъявлено регрессное требование.

Срок исковой давности по регрессу

Рассмотрим часть 2 статьи 966 Гражданского кодекса РФ:

2. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196).

Таким образом, страховая компания может потребовать возмещения ущерба от виновника ДТП в течение 3-х лет с того момента, как она произвела выплату в пользу пострадавшего.

В заключение хочу отметить, что в 2022 году регрессное требование предъявляется только в случае серьезных нарушений. Законопослушному водителю оно не грозит.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

  1. Рекомендуем также прочитать: Отмена регрессного требования по ОСАГО за неподачу извещения в страховую Заполнение европротокола через приложение с 10 ноября 2019 года Регресс при отсутствии техосмотра у легкового автомобиля с 1 марта 2021 года Отмена обязательного техосмотра для покупки ОСАГО с 22 августа 2021 года Отмена регрессного требования при отсутствии техосмотра с 12 апреля 2022 года Обновление правил ОСАГО с 1 октября 2022 года
  2. Евгений-362, здравствуйте.
  3. А какая причина регрессного требования?

Добрый день. Подскажите пжт. произошло дтп с моим участием, автомобиль был куплен за 5 дней до дтп, в гибдд моя вина не была определена. ОСАГО ещё не было оформлено так как по закону имелось 10 дней для оформления.

Но на момент дтп оказывается действовал полис ОСАГО предыдущего собственника ТС. Участник дтп второй обратился в СК и СК выплатили ему возмещение . Теперь СК требует данную сумму в порядке регресса с меня .

Обоснованны ли доводы СК что я виновник ДТП и возмещение суммы с меня ?

  • Нарине, добрый день.
  • Да, требования страховой компании правомерны.
  • Полис оформленный предыдущим владельцем перестал действовать в момент смены владельца, согласно ДКП.

Вы же не оформили полис ОСАГО и попали в ДТП. Закон позволяет управлять т/с без оформления полиса ОСАГО в течение 10 суток без штрафов. Но в случае ДТП ответственность лежит на Вас.

Страховая компания подала в суд на виновника ДТП (регрессный иск страховой по ОСАГО). Что делать?

Страхование по программам ОСАГО и даже КАСКО не всегда гарантирует автовладельцам полную финансовую защиту. Наиболее уязвимыми оказываются водители, виновные в аварии. В их адрес страховщики могут подавать регрессные иски. Таким образом, они пытаются компенсировать свои убытки, возникшие в результате выплат по конкретной аварии.

Страховая компания подала иск в суд на виновника ДТП (Регресс страховой компании к виновнику ДТП)

Такой иск «подать в суд на виновника ДТП» является обратным требованием. Если размер выплаты превышает указанную в договоре страхования сумму, страховщик попытается взыскать разницу с виновника ДТП.

При этом, по опыту отдела юридического сопровождения компании «Инвест Консалтинг», он не обязательно будет вести себя добросовестно.

Часто объемы претензий оказываются завышенными, а сами требования — неправомерными.

Подача регрессного иска страховой по ОСАГО на виновника ДТП сопряжена с рядом ограничений.

В течение какого времени можно подать в суд на виновника ДТП. . Истец может подать в суд на виновника ДТП, обратиться в суд в течение трех лет с момента ДТП. По истечении этого срока требования страховой компании становятся неправомерными.

При этом страховщики предпочитают подавать такие иски как можно позже, рассчитывая, что виновник аварии забудет о ее обстоятельствах и не станет оспаривать заявленную в претензии сумму.

Кроме того, за три года документация о ДТП может быть утрачена, что сделает защиту для ответчика более сложной.

Подлежащий компенсации ущерб. Ответчик обязан компенсировать только затраты, связанные с повреждениями транспортного средства в конкретной аварии. Так, если при столкновении было помято правое крыло, а пострадавшему за ущерб насчитали большую сумму, виновник не должен оплачивать ремонт левого крыла.

Порядок расчета суммы ущерба. Такой расчет выполняется с использованием цен, актуальных для региона, в котором произошла авария, и действующих на дату ДТП. Дополнительно учитывают возраст и, если возможно, состояние поврежденного авто на момент аварии.

В регрессном иске по ОСАГО с виновника ДТП страховщик заявляет как можно большую сумму ущерба. Она может намного превышать размер компенсации, которая была выплачена пострадавшей стороне в действительности. Именно поэтому важно принимать активное участие в рассмотрении спора, не соглашаться с требованиями истца, стараться представить суду все возможные данные об аварии.

Содержание иска подлежит тщательной проверке.

Необходимо проверить, подан ли он до истечения трехлетнего срока, проконтролировать правильность расчетов, убедиться, что все заявленные повреждения существовали в действительности и имели отношение к данному происшествию.

Защитить виновника ДТП поможет независимая экспертиза, проведение оценки ущерба после ДТП, привлечение грамотного автоюриста. Получить такую помощь вы сможете в компании «Инвест Консалтинг».

Если страховая прислала Вам претензию, то срочно звоните +7 (495) 255-08-90.

Регрессные иски страховой компании и право суброгации (Регресс по ОСАГО с виновника ДТП)

При суброгации право требовать возмещения убытков после ДТП переходит от пострадавшей стороны к страховщику. Владелец поврежденного автомобиля не может претендовать на компенсацию ущерба, так как она уже выполнена страховой компанией. Если для авто был оформлен полис КАСКО, автовладельцу полностью оплатят восстановительный ремонт.

Далее страховая компания компенсирует связанные с этим затраты, использовав право суброгации при подаче регрессного иска. Обычно страховщики предпринимают такие меры с большой задержкой, незадолго до того, как истечет трехлетний срок давности.

Чтобы увеличить сумму претензии, дополнительно страховые компании включают в список требований выплату ответчиком процентов за использование чужих денежных средств.

Защита виновника ДТП от претензий страховой компании по регрессному иску

Компания «Инвест Консалтинг» предлагает комплексную правовую и экспертную поддержку в спорах, если страховая подала в суд на виновника ДТП. Что при этом делать? Чтобы защитить виновника от неправомерных претензий страховщика, мы выполняем следующее.

Проведение независимой экспертизы. Для этого эксперт анализирует имеющиеся по ДТП данные, собирает информацию о выполненном для поврежденного авто ремонте, изучает обстоятельства аварии и т.п. По результатам экспертизы претензии страховой компании по регрессному иску проверяются на правомерность.

Оценка ущерба. Приведенные страховщиком в исковом заявлении расчеты проверяются, размер ущерба рассчитывают, используя актуальные для того времени, когда произошло ДТП, цены.

Контроль соблюдения процессуальных норм. Регрессный иск анализирует юрист, учитывая срок давности по таким делам и другие действующие ограничения. Если срок давности уже истек либо выявлены другие нарушения, претензия страховщика отклоняется судом.

Дополнительно, чтобы снизить объем претензий, при расчетах учитываются понижающие коэффициенты, связанные с износом, амортизацией авто. Также учитывается стоимость годных остатков, если автомобиль получил значительные повреждения.

Регрессные иски от страховых компаний к виновникам ДТП рассматриваются судами, как правило, за 2-3 слушания. Если ответчик не согласен с решением суда, он имеет право на подачу апелляции, жалобы и т.п.

Компания «Инвест Консалтинг» поможет защитить ваши интересы в суде. Мы предлагаем комплексную поддержку: проведение экспертизы и оценки ущерба, подготовку документов для суда, представительство в ходе судебных разбирательств.

Мы специализируемся на таких делах и помогаем нашим клиентам добиваться значительного уменьшения суммы иска либо полного отказа в удовлетворении претензий страховщика.

Свяжитесь с нами, чтобы получить консультацию юриста или заказать правовое и экспертное обслуживание, защиту виновника ДТП по ОСАГО.

Регресс по ОСАГО — что это?

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при эксплуатации автомобиля. Водители должны иметь при себе полисы ОСАГО. Если водитель станет виновником ДТП, нанесет вред другим участникам дорожного движения, их транспортным средствам, страховая компания возьмет возмещение ущерба на себя.

Регресс по ОСАГО

Мнение автомобилистов, что ОСАГО является панацеей при ДТП – ошибочное. Действительно, по ОСАГО страховая компания производит выплату потерпевшему в любом случае, даже если страхователь-виновник ДТП находился в состоянии опьянения.

Но у страховых компаний в России также есть право потребовать у виновника ДТП возмещения ущерба, которое он причинил транспортному средству, жизни и здоровью третьих лиц. Это право называется регрессным требованием страховой компании или регрессом.

Кроме того, в дальнейшем полис ОСАГО обойдется виновнику ДТП дороже из-за применения коэффициента нарушений, повышения базовой ставки и коэффициента бонус-малус (КБМ). Подробнее про КБМ можно прочитать в статье.

Когда страховая компания может предъявить регрессное требование

Согласно правилам страхования по ОСАГО, регламентированным Федеральным законом «Об ОСАГО», у страховых компаний есть серьезные основания для того, чтобы предъявить виновнику ДТП регресс.

Перечислим нарушений, когда возмещение ущерба страховая компания возложит на водителя, ставшего виновником ДТП. 

  • Умышленное причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего.
  • Водитель находился за рулем в состоянии опьянения.
  • Водитель отказался от проверки на состояние опьянения.
  • У водителя отсутствовало право управления (вообще не было прав, не было нужной категории прав или он был лишен прав).
  • Водитель скрылся с места ДТП.
  • Водитель не был вписан в страховку ОСАГО.
  • ДТП произошло не в рамках периода использования, указанного в полисе,  (если куплена страховка на не полный год, т.е. с ограниченным периодом использования автомобиля).
  • Виновник ДТП не предоставил автомобиль на экспертизу или начал его ремонт раньше, чем через 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) после ДТП.
  • У автомобиля не пройден техосмотр. Только для легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и ТС для перевозок опасных грузов.
  • У автомобиля не пройден техосмотр и причиной ДТП стала техническая неисправность.
  • При заключении договора ОСАГО предоставлены недостоверные сведения, которые привели к уменьшению стоимости полиса.
  • Виновник ДТП использовал автомобиль с прицепом, при этом прицеп в ОСАГО не вписан (на прицепы граждан для легковых машин не распространяется).

Таким образом, если виновник ДТП совершил нарушения из списка, страховщик в праве потребовать от него возмещения расходов, которые оплатила компания пострадавшей стороне.

Суброгация

Страховщик может также перенести свое требование на возмещения ущерба с виновника ДТП на страховую компанию, в которой его автомобиль застрахован по ОСАГО. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба называется суброгацией.

Заключение

Законопослушным водителям, как можно понять из списка нарушений, не грозит получение регресса от страховщика. Будьте аккуратнее на дорогах, соблюдайте законы и не забудьте о пролонгации полиса ОСАГО в проверенной страховой компании. Оформите ОСАГО онлайн на сайте «Согласия».