Учет

Ограничения при приеме на госслужбу 2023

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять должность. К госслужащим предъявляются многочисленные требования.

Ограничения при приеме на госслужбу 2023

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Требования таковы:

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.
Читайте также:  Статья 278 ГПК РФ. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим 2023

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

https://www.youtube.com/watch?v=1IH3KsYyM1U\u0026pp=ygVH0J7Qs9GA0LDQvdC40YfQtdC90LjRjyDQv9GA0Lgg0L_RgNC40LXQvNC1INC90LAg0LPQvtGB0YHQu9GD0LbQsdGDIDIwMjM%3D

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Ограничения при приеме на госслужбу 2023

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ограничения при приеме на госслужбу 2023

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Законодательно уточнены профессиональные требования для приёма на госслужбу

  • Федеральный закон принят Государственной Думой 14 декабря 2022 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2022 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • Федеральный закон направлен
    на совершенствование законодательства о государственной гражданской службе
    Российской Федерации (далее – гражданская служба).
  • Федеральным законом вводятся
    термины «профессиональный уровень», «оценка профессионального
    уровня», «область профессиональной служебной деятельности» и «вид профессиональной служебной деятельности».
  • Так, в соответствии с Федеральным законом под профессиональным уровнем понимается уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной
    государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта
    Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего,
    государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации,
    необходимых для исполнения должностных обязанностей.
  • Федеральным законом
    устанавливается, что для замещения должности гражданской службы требуется
    соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального
    образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению
    подготовки, профессиональному уровню, а также при наличии соответствующего
    решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки (к укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации,
    полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы
    профессиональной переподготовки.

Согласно Федеральному закону квалификационные требования к профессиональному уровню устанавливаются должностным регламентом в зависимости
от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида
профессиональной служебной деятельности гражданского
служащего. Должностным регламентом гражданского служащего могут также
предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению
подготовки (к укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной
профессиональной программы профессиональной переподготовки, которые необходимы
для замещения должности гражданской службы.

https://www.youtube.com/watch?v=1IH3KsYyM1U\u0026pp=YAHIAQE%3D

Проверка соответствия
гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или
гражданского служащего квалификационным требованиям для замещения должности
гражданской службы осуществляется подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, если иное не установлено Федеральным
законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом в целях проверки
соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской
службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям к профессиональному уровню подразделением государственного органа по вопросам
государственной службы и кадров осуществляется оценка профессионального уровня
указанного гражданина или гражданского служащего для замещения должности
гражданской службы. Такая оценка осуществляется с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам
Российской Федерации методов оценки с участием подразделения государственного
органа, в котором учреждена соответствующая должность.

Также Федеральным законом
уточняется, что понимается под конкурсом.

Так, в соответствии с Федеральным
законом конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, проверке их соответствия иным установленным
квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы и определении по результатам таких оценки и проверки гражданина или гражданского
служащего из числа претендентов для назначения на должность гражданской службы.

Как оформить трудоустройство государственного служащего в 2023 году

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

Работодатель при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего должен в течение 10 дней сообщить об этом по последнему месту службы кандидата (ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Уведомление нужно направить в каждой из ситуаций:

  • заключен срочный или бессрочный основной трудовой договор;
  • работник принят по совместительству в другую организацию;
  • заключен договор ГПХ на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью больше 100 000 рублей в месяц;
  • подписан гражданский договор сроком действия менее месяца, но стоимостью услуг (работ) исполнителя свыше 100 000 рублей.

Если сам служащий захочет зарегистрировать ИП или учредить юридическое лицо, то обязанности сообщать об этом по бывшему месту службы нет (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).

По закону есть два исключения из ст. 12 273-ФЗ, в которых сообщать о трудоустройстве не нужно:

Исключение 1. Ранее занимаемая служащими должность не входит в специальные перечни

Речь о следующих перечнях:

  • раздел I или раздел II списка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557;
  • перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня по Указу № 557;
  • перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 27.07.2010 № 925).

В этих перечнях приведены должности, при замещении которых служащие представляют справки о доходах, имуществе и обязательствах в отношении себя и членов своей семьи. И на них же распространяются ограничения по ст. 12 273-ФЗ при трудоустройстве.

Работодатель может посмотреть перечни должностей на сайте органов государственной власти или органов местного самоуправления, в которых раньше трудился кандидат. Если такой информации на официальной странице в интернете нет, или кадровик ее не нашел, то можно направить запрос по месту бывшей службы.

Например, на сайте Администрации Городского округа Коломны перечень должностей, на которые распространяются ограничения по ст. 12 273-ФЗ, «спрятался» в разделе «Нормативные документы»

Нет ничего страшного в том, что работодатель уведомит о найме служащего, который не занимал должности из специальных списков. За это не накажут. А вот если не сообщить о заключении договора, когда это нужно по закону, работодателю грозит административная ответственность.

Исключение 2. С момента увольнения служащего из органов прошло более двух лет

В этом случае ограничения по ст. 12 273-ФЗ уже не действуют.

Если же гражданин уволился со службы менее двух лет назад, то не имеет значения, сколько мест он сменил за это время. Обязанность уведомить о трудоустройстве такого кандидата есть у всех, кто захочет взять его на работу.

Верховный Суд РФ назвал еще один случай, когда не нужно сообщать о найме бывшего госслужащего: тот трудоустроился в организацию, которая выполняет государственные функции.

Суд рассмотрел ситуацию, когда Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в МКД принял на работу сотрудницу ИФНС и не сообщил об этом бывшему работодателю.

Верховный Суд отметил, что работа в государственных и муниципальных органах не предполагает пересечения публичных и частных интересов. Поскольку коррупционных рисков в этом случае нет, направлять уведомление по месту бывшей службы работника не нужно (постановление Верховного Суда РФ от 21.04.2017 № 45-АД17-11).

Но это судебная практика. В законодательстве не содержится исключений из правила об уведомлении, зависящих от формы собственности организации-работодателя. То есть если директор госкомпании решит не сообщать о найме бывшего служащего, он должен быть готов отстаивать свою позицию в суде.

Минтруд советует запрашивать у кандидата на трудоустройство или заключение договора ГПХ письменные сведения о последнем месте своей службы (п.

 44 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией). Например, это могут быть:

  • заполненная анкета соискателя о последних местах работы за два года до трудоустройства;
  • отдельное письменное сообщение.

Пример. Кадровик может попросить кандидата заполнить сообщение «Уведомляю, что в течение предыдущих двух лет я занимал (не занимал — выбрать нужный вариант) должность государственной (муниципальной) службы, на которую распространяются ограничения по ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: (указать должность и период службы)».

По закону гражданин обязан информировать работодателя или заказчика о последнем месте службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров (ч. 2 ст. 12 273-ФЗ).

Если он скроет эту информацию, кадровика либо компанию к ответственности не привлекут.

Но только в том случае, если информация о последних местах службы действительно отсутствует в документах гражданина — например, в трудовой книжке, военном билете, документах воинского учета, в анкете (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

Второй документ, который нужно попросить у бывшего служащего при найме, — согласие Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Оно нужно при заключении трудового или гражданского договора с организацией, если кандидат занимал государственную (муниципальную) должность из специальных перечней, и в его служебные обязанности входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией (ч. 1 ст. 12 273-ФЗ).

Пример. Бывший начальник Департамента регионального Минздрава переходит на должность главврача областной больницы.

Или заместитель руководителя ИФНС после увольнения заключает договор на консалтинговые услуги стоимостью более 100 000 рублей в месяц с ООО, которое зарегистрировано в этой инспекции.

Во всех подобных случаях нужно согласие Комиссии. Его бывший служащий получает самостоятельно.

Минтруд советует не заключать трудовой договор до оформления согласия Комиссии (п. 47 Методических рекомендаций). Иначе работника придется увольнять по основанию в п. 11 ч. 1 ст.

77 ТК РФ — «нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».

Гражданский договор, подписанный без согласия Комиссии, также прекращается (ч. 3 ст. 12 273-ФЗ).

По закону работодатель должен сообщить по месту бывшей государственной или муниципальной службы. Это тот орган государственной власти или орган местного самоуправления, где трудился кандидат.

Если на момент заключения трудового договора или договора ГПХ место бывшей службы упразднено или реорганизовано, то работодатель направляет сообщение о найме правопреемнику или любому из них, когда их несколько (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

Пример. Юридическая фирма принимает на работу бывшего начальника Департамента правового обеспечения Министерства торговли региона.

На момент трудоустройства кандидата такого органа нет в структуре правительства субъекта РФ. Его обязанности были распределены между Министерством промышленности и Министерством экономики.

Работодатель может направить уведомление в любой из этих органов.

На отправку сообщения о найме госслужащего дается 10 дней. Срок считается со дня, следующего за датой заключения договора или фактического допуска сотрудника к работе. Если последний день выпадает на выходной, то сообщение нужно отправить не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

Важно. Работодатель должен сообщить о найме госслужащего или заключении с ним договора ГПХ независимо от того, входили ли в обязанности этого служащего функции управления организацией работодателя. Здесь нет зависимости от служебных обязанностей по месту бывшей службы, как при оформлении согласия.

Правила приведены в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Бланка уведомления не утверждено — есть только требования к его заполнению и содержанию.

Документ оформляется на фирменном бланке организации. Его подписывает руководитель или уполномоченное им лицо, которое подписало трудовой либо гражданско-правовой договор. Уведомление заверяется печатью организации или печатью кадровой службы, если они есть.

Что обязательно нужно указать в тексте:

  1. Общая часть (п. 5 Правил № 29). Здесь приводят Ф.И.О. работника; дату его рождения; должность, которую он занимал на государственной или муниципальной службе; полное и краткое наименование нынешнего работодателя. Место бывшей работы берут из трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности. Если Ф.И.О. гражданина изменялись, то указывают и прежние.

  2. При заключении трудового договора (п. 6 Правил № 29): дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу; дата и срок действия трудового договора; наименование должности по штатному расписанию у нынешнего работодателя; основные должностные обязанности.

  3. При заключении договора ГПХ (п. 7 Правил № 29): дата и номер договора ГПХ; сроки выполнения работ или оказания услуг; предмет договора (краткое описание услуги и результата); стоимость услуг или работ.

Пример сообщения о найме госслужащего по правилам в Постановлении № 29

Работодатель сам решает, как он будет направлять уведомление: Почтой России или курьерской службой. Минтруд советует выбирать способы, которые позволяют подтвердить сроки сообщения — это заказное письмо с уведомлением о вручении или личное вручение с распиской (п. 58 Методических рекомендаций).

Работник может трудиться у неограниченного количества работодателей или выполнять работу по нескольким должностям. Трудовой кодекс здесь его не ограничивает. И это применимо к бывшим государственным и муниципальным служащим.

Уведомлять о заключении трудового договора по ст. 12 273-ФЗ нужно при внешнем совместительстве. Это случай, когда работник принимается на работу в другую организацию, помимо основной.

Если бывшему служащему поручают дополнительную работу у одного и того же работодателя (внутреннее совместительство) или переводят его на другую должность, сообщать об этом по месту бывшей службы не нужно. Достаточно того, что уведомление было направлено при первичном трудоустройстве в эту компанию (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

Автоматизируйте работу с сотрудниками: рассчитывайте зарплату, НДФЛ, взносы, оформляйте кадровые документы прямо в Экстерне

Попробовать

Административная ответственность за нарушение требований ч. 4 ст. 12 273-ФЗ предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ. По ней одна санкция — штраф в размере:

  • 2 000 — 4 000 рублей — на граждан;
  • 20 000 — 50 000 рублей — на должностных лиц;
  • 100 000 — 500 000 — на юридических лиц.

Работодателя привлекут к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, если он не сообщил о найме бывшего служащего или нарушил 10-дневный срок. 

Избежать наказания не удастся, если работник уже фактически приступил к работе, а договор с ним не подписан. В этом случае работодатель рискует получить двойные санкции — за нарушение требований антикоррупционного законодательства и за ненадлежащее оформление трудового договора либо уклонение от его заключения (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 46).

  1. В Трудовом кодексе и антикоррупционном законодательстве есть ограничения на трудоустройство бывших государственных и муниципальных служащих, если их должность входит в специальные перечни по Указам Президента № 557 и № 925, и с момента их увольнения со службы прошло менее двух лет. Работодатели, которые нанимают таких работников, обязаны в 10-дневный срок сообщить об этом по месту бывшей службы.

  2. Уведомлять нужно при заключении трудовых договоров, независимо от размера зарплаты или срока действия договора, а также при подписании гражданских договоров на оказание услуг или выполнение работ стоимостью свыше 100 000 рублей в месяц или сроком действия менее месяца с ценой от 100 000 рублей.

  3. Если работник принимается как внешний совместитель, то об этом тоже нужно сообщать. Уведомление направляется один раз. При дальнейших перемещениях внутри организации или при внутреннем совместительстве сообщать по месту бывшей службы не надо.

  4. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего кадровик должен проверить, входила ли должность кандидата в специальные перечни, и сколько лет прошло с момента увольнения из государственных органов или органов местного самоуправления. Минтруд рекомендует запросить эти сведения в письменном виде у самого соискателя на трудоустройство.

  5. Если бывший служащий устраивается в организацию, которую он ранее контролировал, то для заключения трудового договора или договора ГПХ он должен представить работодателю согласие антикоррупционной Комиссии по месту бывшей службы. Соискатель получает его самостоятельно. Договор, оформленный без согласия, должен быть прекращен. Работника увольняют по основанию в п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

  6. Если работодатель не уведомит о найме бывшего служащего, то его могут привлечь к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ. Это штраф в размере 20 000 — 50 000 рублей на должностных лиц и 100 000 — 500 000 — на юридических лиц. 

  7. Нет ничего страшного в том, что работодатель уведомит о найме служащего, который не занимал должности из специальных списков. За это не накажут. В такой ситуации работодателям лучше перестраховаться, чтобы не попасть под многотысячные штрафы.

Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22 и 251 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 19 октября 2022 года

Одобрен Советом Федерации 2 ноября 2022 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2010, N 7, ст. 704; N 49, ст.

6413; 2011, N 50, ст. 7337; 2012, N 53, ст. 7620, 7652; 2013, N 14, ст. 1665; N 23, ст. 2874; N 27, ст. 3477; 2016, N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4157; 2017, N 27, ст. 3930; 2020, N 44, ст. 6888; 2021, N 13, ст.

2138) следующие изменения:

1) часть 4 статьи 22 изложить в следующей редакции:

«4. Конкурс может не проводиться по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к младшей группе должностей гражданской службы, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.»;

2) часть 1 статьи 251 изложить в следующей редакции:

«1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность государственным органом или соответствующим должностным лицом. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» главной группы должностей гражданской службы в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившим его на должность должностным лицом по согласованию с председателем соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» главной группы должностей гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляется Правительством Российской Федерации, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность федеральным органом исполнительной власти или соответствующим должностным лицом по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» главной группы должностей гражданской службы в исполнительном органе субъекта Российской Федерации, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность исполнительным органом субъекта Российской Федерации или соответствующим должностным лицом по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. На гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет.».

Статья 2

Установить, что в 2022 и 2023 годах по решению представителя нанимателя конкурс при назначении на должности государственной гражданской службы Российской Федерации, относящиеся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, может не проводиться.

Президент Российской Федерации В. Путин

Прокурор разъясняет — Прокуратура Костромской области

Прокуратура Костромской области: Принят федеральный закон, отменяющий квалификационный экзамен для государственных гражданских служащих и вносящий иные изменения в специальный закон о государственной гражданской службе

Разъясняет прокурор отдела кадров Левченко А.В.

С 29 апреля 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022  № 645-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  • Указанным нормативным правовым актом:
  • закреплены понятия «профессиональный уровень», «оценка профессионального уровня», «область профессиональной служебной деятельности» и «вид профессиональной служебной деятельности»;
  • урегулированы вопросы оценки профессионального уровня для замещения должностей гражданской службы, осуществляемой как при назначении на должности гражданской службы по конкурсу, так и без его проведения;
  • исключены положения о квалификационном экзамене, который проводился с целью присвоения классных чинов государственным гражданским служащим, замещающим должности на определенный срок полномочий и назначенным без проведения конкурса;
  • расширены функции подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, включающие поиск и привлечение кадров, оценку профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы (с возможностью привлечения к оценке научных, образовательных и других компетентных организаций), проверку их соответствия квалификационным требованиям;
  • из перечня оснований, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу, исключена утрата доверия к гражданскому служащему.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Разъясняет прокурор отдела кадров Левченко А.В.

С 29 апреля 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022  № 645-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  1. Указанным нормативным правовым актом:
  2. закреплены понятия «профессиональный уровень», «оценка профессионального уровня», «область профессиональной служебной деятельности» и «вид профессиональной служебной деятельности»;
  3. урегулированы вопросы оценки профессионального уровня для замещения должностей гражданской службы, осуществляемой как при назначении на должности гражданской службы по конкурсу, так и без его проведения;
  4. исключены положения о квалификационном экзамене, который проводился с целью присвоения классных чинов государственным гражданским служащим, замещающим должности на определенный срок полномочий и назначенным без проведения конкурса;
  5. расширены функции подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, включающие поиск и привлечение кадров, оценку профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы (с возможностью привлечения к оценке научных, образовательных и других компетентных организаций), проверку их соответствия квалификационным требованиям;
  6. из перечня оснований, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу, исключена утрата доверия к гражданскому служащему.

В минтруде объяснили, как устроиться на госслужбу по новым правилам

© Парламентская газета

В статс-секретари по объявлению

В законодательство о госслужбе ввели понятие «профессиональный уровень». Как следует из текста документа, это «знания и умения гражданина, необходимые для исполнения должностных обязанностей». Оценивать профессиональный уровень чиновников будут кадровые службы органов власти, также для этого хотят привлекать научные, образовательные и иные организации.

Введение нового понятия, впрочем, не означает, что раньше требований к чиновникам вообще не было. Дело в том, что в законодательстве использовалось другое определение — «уровень квалификации». Соответствие ему нужно было периодически подтверждать на так называемом квалификационном экзамене. Новые правила его отменяют.

Еще одно нововведение — ведомства, ищущие специалистов, обязали публиковать вакансии на информационных ресурсах. Таким образом все граждане смогут узнать о свободных должностях, а работодатели — быстрее найти специалистов, считает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.

«В целом новые положения создают правовую и методологическую основы для реализации конституционного принципа равного доступа граждан к гражданской службе посредством установления единых правовых условий для оценки профессионального уровня всех претендентов», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Что должен знать будущий министр

Накануне вступления закона в силу в Минтруде объяснили, как именно оценивать профессиональный уровень госслужащих. Для этого в России есть единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей госслужащих, напомнили в ведомстве.

Согласно этому документу, будущий чиновник должен пройти обязательное тестирование на знание русского языка, основ Конституции и законодательства РФ о госслужбе и о противодействии коррупции и на знание и умение в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Также оценивается профессиональный уровень кандидатов — то есть соответствие их знаний и умений занимаемой должности. Для этого можно проводить анкетирование, групповые дискуссии, письменные работы, тестирование по вопросам.

Например, кандидату на должность руководителя могут предложить подготовить проект документа: ответ на обращение гражданина, нормативный правовой акт с пояснительной запиской и так далее.

При тестировании используется единый перечень вопросов. Тест должен содержать не менее 40 и не более 60 пунктов, рекомендует единая методика.

Как подготовиться к испытаниям

Для подготовки к тестированию кандидаты могут пройти тест вне рамок конкурса. Это позволит им заранее самостоятельно оценить свой профессиональный уровень.

Например, проверить свои знания можно на сайте gossluzhba.gov.ru. Пробный тест предлагает ответить на вопросы: что значит утрата доверия в сфере противодействия коррупции или как поступить, если вышестоящий руководитель дал неправомерное задание. 

При этом результаты предварительного теста не могут быть приняты конкурсной комиссией, также они не являются основанием для отказа в приеме документов для участия в конкурсе.

Задача тестирования — оценить не только профессиональный уровень кандидата, но и его личностные качества: стратегическое мышление, командное взаимодействие, персональную эффективность, гибкость и готовность к изменениям — для всех кандидатов, а также лидерство и принятие управленческих решений — дополнительно для руководителей.