Учет

Отмена льготы участнику ликвидации аварии на чаэс 2023

Последнее обновление: 24.03.2021

С момента чернобыльской трагедии прошло уже более 30 лет, но правительство РФ до сих пор несет ответственность перед пострадавшими лицами.

Она проявляется в виде мер по пенсионному обеспечению чернобыльцев и оказанию им социальной помощи в виде льгот и различных компенсаций.

Подробнее о том, какие положены льготы чернобыльцам в 2023 году в РФ, кто ими может воспользоваться, а также как получить удостоверение чернобыльца, читайте далее.

Нормативно-правовая база

Отмена льготы участнику ликвидации аварии на чаэс 2023

  1. Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Трудовой кодекс РФ.

Кроме того, дополнительные региональные льготы (например, скидка на проезд в общественном транспорте) вводятся на усмотрение субъектов федерации в зависимости от наполненности местного бюджета и оформляются региональными законами. Некоторых из них будут рассмотрены ниже.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая.

Какие льготы и социальные гарантии положены чернобыльцам

© Парламентская газета

Кто имеет право на льготы?

В России вопросы помощи людям, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, регламентирует одноименный Федеральный закон № 1244-1.

Всего в нем содержится девять категорий граждан, которые могут рассчитывать на социальную поддержку от государства, — причем в этот список входят не только те, кого крупнейшая радиационная авария XX века затронула непосредственно, но и те, кто пострадал от ее отложенных последствий:

— граждане, получившие лучевую болезнь или подвергшиеся радиационному облучению либо из-за самой аварии, либо в процессе работ по ликвидации;

— граждане, ставшие инвалидами во время работ по ликвидации, включая военнослужащих, военнообязанных и сотрудников МВД и Государственной противопожарной службы, откомандированных в Зону отчуждения, эвакуированных и переселенных (в том числе добровольно) с загрязненных радиацией территорий, а также доноров костного мозга — вне зависимости от того, когда именно у них появилась инвалидность;

— ликвидаторы, работавшие непосредственно на самой АЭС или в Зоне отчуждения, принимавшие участие в эвакуации людей и животных, а также те, кто в 1988-1990 годах участвовал в строительстве объекта «Укрытие» — защитного саркофага над разрушенным четвертым энергоблоком; кроме того, в эту категорию входят врачи и медсестры, которые лечили ликвидаторов и гражданское население и при этом получили сверхнормативные дозы облучения с 26 апреля по 30 июня 1986 года;

— мирные граждане и военнослужащие, работавшие на ликвидации последствий катастрофы в 1988-1990 годах;

— граждане, эвакуированные или выехавшие добровольно из Зоны отчуждения в 1986 году или позже. Очень важный момент: в эту категорию входят также еще не родившиеся дети. То есть если с зараженных территорий выехала беременная мамочка — право на льготы будет иметь и она сама, и ее на тот момент еще не появившийся на свет ребенок;

— граждане, постоянно работающие или проживающие на территории так называемых зон отселения. Согласно статье 9 того же закона, это местности, расположенные за пределами Зоны отчуждения, но где все равно наблюдается избыточный радиационный фон — в том числе превышены показатели загрязненности почвы и воздуха цезием-137, плутонием-90 или стронцием;

— граждане, постоянно работающие или проживающие в зонах с правом на отселение. От предыдущей категории они отличаются тем, что если в зоны отселения людей должны были эвакуировать в обязательном порядке, то здесь — по их собственному выбору. В случае если человек принимает решение оттуда выехать, он получает право на государственную поддержку и возмещение полученного вреда;

— граждане, работающие в зоне отселения, но постоянно там не проживающие;

— граждане, добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

— военнослужащие, а также сотрудники МВД, пожарные и спасатели, проходившие службу в самой Зоне отчуждения, на территориях зон отселения и зон проживания с правом на отселение;

— дети и подростки. Это особая категория с особыми правилами. Так, как уже упоминалось ранее, право на социальную поддержку имеют дети, которые еще не родились на момент катастрофы или эвакуации из самой Зоны отчуждения и прилегающих зараженных территорий.

Кроме них, помощь от государства распространяется на детей первого поколения граждан, пострадавших от взрыва на Чернобыльской АЭС, если один из родителей получил облучение радиацией.

А также — на детей второго и последующих поколений, если у кого-то из их родителей вследствие катастрофы развились тяжелые лучевые или генетические недуги.

В зависимости от категории, в которую входит тот или иной гражданин, ему положены те или иные формы социальной поддержки: право досрочного выхода на пенсию, денежные выплаты, жилищные льготы, налоговые и трудовые преференции и так далее.

Так, большинству категорий положены ежемесячные денежные выплаты, размер которых варьируется в зависимости от степени ущерба, который получил человек:

Лица, ставшие инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, а также ликвидаторы, работавшие в Зоне отчуждения с 1986 по 1987 год, — 3540 рублей.

Лица, перенесшие лучевую болезнь из-за взрыва или в ходе работ по ликвидации последствий аварии, ликвидаторы, работавшие в Зоне отчуждения с 1988 по 1990 год, а также эвакуированные в 1986 году из Зоны отчуждения — 2834 рубля.

Жители зон для проживания с правом на отселение или в зоне отселения до их переезда в другие районы — 708 рублей. Дети и подростки, если у них есть тяжелые заболевания, возникшие из-за катастрофы или из-за облучения радиацией одного из родителей, — 2834 рубля. Если из-за этого ребенок стал инвалидом — 3540 рублей.

Рабочие и служащие органов МВД и Государственной противопожарной инспекции, получившие радиационное облучение во время работы или службы в Зоне отчуждения, — 2834 рубля. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зонах отселения или в зонах с правом на отселение, — 1770 рублей.

Кроме того, некоторые категории вправе рассчитывать на компенсацию ежемесячных расходов:

— инвалидам и гражданам, получившим лучевую болезнь во время работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, положена компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Сюда входят взносы на капитальный ремонт и содержание общего имущества, расходы на газ, свет, воду и отопление.

Коме того, инвалидам ЧАЭС положена компенсация на приобретение топлива — в том случае, если они живут в домах, не подключенных к центральному отоплению.

Пострадавшие от катастрофы и участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС получают в том числе и пенсионные льготы. В первую очередь стоит сказать о праве таких граждан на досрочный выход на заслуженный отдых.

Ликвидаторы, работавшие в Зоне отчуждения в 1986-987 годах, имеют право выйти на пенсию на 10 лет раньше срока.

Ликвидаторы, работавшие в 1988-1990 годах, могут обратиться за пенсионным обеспечением на пять лет раньше.

Те, кто получил радиационное облучение, но не стал в результате инвалидом, могут выйти на пенсию на год — пять лет раньше срока, но только если у них есть не менее чем пятилетний трудовой стаж.

Еще одна категория льгот — рабочие. Так, по ней люди, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС, могут рассчитывать на дополнительные две недели отпуска и преимущественное право на оставление во время сокращений рабочих мест. А также — на право получать зарплату в прежнем объеме, если их в силу каких-то корпоративных причин вдруг перевели на менее оплачиваемую должность.

Также ветеранам и инвалидам Чернобыля положены и другие категории льгот:

— внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное обеспечение земельными участками для строительства гаражей для собственных нужд и так далее;

— обслуживание без очереди на транспорте, в организациях связи, общественного питания, ремонта транспорта и так далее;

— внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

— внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание;

— ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14 лет, 300 рублей на покупку продуктов.

В первом чтении принят законопроект, разъясняющий систему социальной защиты внуков чернобыльцев

20 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект № 130593-8 о внесении изменений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поправки разработаны во исполнение Постановления КС от 23 декабря 2021 г. № 54-П.

Как ранее писала «АГ», отец Айтабак Меджидовой принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и в дальнейшем был признан инвалидом. В 2019 г. у нее родилась дочь, которая стала ребенком второго поколения гражданина, пострадавшего вследствие чернобыльской катастрофы.

Женщина обратилась в Пенсионный фонд с просьбой об установлении ее дочери ежемесячной денежной выплаты, однако получила отказ со ссылкой на непредставление документов о радиоактивном облучении одного из родителей ребенка. Не найдя поддержки в судах, Айтабак Меджидова пожаловалась в КС РФ на неопределенность п. 9 ч. 1 ст. 27.

1 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон № 1244-1).

КС выявил неопределенность в системе социальной защиты внуков «чернобыльцев»Суд указал, что действующее законодательство позволяет в различные хронологические периоды принимать решения сначала о назначении, а затем об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты внукам пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС

КС указал, что оспариваемое положение неоднозначно толкуется в той части, в какой определяется степень родства ребенка с лицом, подвергшимся наибольшему радиационному воздействию в связи с чернобыльской катастрофой.

Неопределенным является само основание предоставления таким детям социальной защиты, предназначенной для компенсации возможных неблагоприятных для здоровья ребенка последствий чернобыльской катастрофы.

Суд разъяснил, что при реализации предписаний оспариваемой нормы – в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования – допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной выплаты внукам инвалидов-чернобыльцев.

В связи с этим нарушается конституционный принцип равенства, означающий помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, поскольку эти предписания противоречат Основному Закону.

Оспариваемое законоположение было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно в силу неопределенности нормативного содержания допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков инвалидов-чернобыльцев на выплаты. В связи с этим Конституционный Суд постановил, что федеральному законодателю следует принять меры, направленные на устранение неопределенности нормы.

Разработанным во исполнение постановления законопроектом сохраняется право на ЕДВ детей первого поколения инвалидов-чернобыльцев, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, а также обеспечивается право на ежемесячную денежную выплату детям их последующих поколений при условии, что родители (один из родителей) этих детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения. Для приведения к единообразию наименований категорий детей аналогичные изменения законопроектом предлагается внести в абз. 1 ч. 3 и абз. 1 ч. 4 ст. 4, а также абз. 1 ч. 1 ст. 25 Закона № 1244-1, содержащие формулировки, идентичные формулировкам п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона.

Поправки также устанавливают, что детям второго и последующих поколений инвалидов-чернобыльцев, которым в период до 27 декабря 2021 г. были назначены меры социальной поддержки, выплаты продолжают предоставляться до наступления оснований прекращения их предоставления в соответствии с российским законодательством.

КС не принял жалобу чернобыльца к рассмотрению, но подтвердил его право на две пенсииСуд указал, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости

Комментируя законопроект, адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что предложенные поправки детализируют круг лиц, потенциально претендующих на меры социальной поддержки в рамках Закона № 1244-1.

Она подчеркнула, что законодательно предлагается «разбить» поколения детей с привязкой к заболеваниям их родителей, возникновение которых обусловлено воздействием радиации.

«Таким образом, для того чтобы претендовать на положенные выплаты, необходимо, чтобы в каждом поколении детей был зафиксирован факт наличия болезней, вызванных радиацией, хотя бы у одного из их родителей.

Разбивка на поколения имеется и в действующей редакции Закона, однако размытая формулировка дает основания полагать, что все последующие поколения детей после аварии на ЧАЭС имеют право на выплаты и меры социальной поддержки в рамках данного Закона. В связи с чем возникают спорные ситуации, разрешение которых требует вмешательства судебных органов. Разработанные поправки устраняют данный пробел», – считает Марина Сомова.

Адвокат указала, что по мере развития правоприменения возникает необходимость в корректировке норм, как в данном случае, по запросу общества.

Если КС РФ выявлены недоработки законодателя, прямая обязанность Суда дать указание на внесение изменений в закон, что и было сделано.

Кроме того, поскольку для реализации Закона № 1244-1 финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, то внесение изменений в действующую редакцию является необходимым, добавила Марина Сомова.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский обратил внимание, что проект закона практически дословно повторяет основные идеи Постановления КС, йкоторый отмечал, что государственная помощь потомкам инвалидов-чернобыльцев должна оказываться адресно и только тем, кто в этом непосредственно нуждается.

Владислав Лапинский считает, что формально решение КС было исполнено. Однако Суд указывал на необходимость доказывания лишь факта реального нарушения здоровья самого чернобыльца вследствие перенесенного облучения на АЭС и просто на наличие генетического заболевания его внука.

«Правительство же не на шутку усложнило положение потомков, так как помимо указанного Судом требуется установить прямую взаимосвязь нарушения здоровья потомка 2-го и последующих поколений от последствий не просто облучения или неблагоприятных условий жизни, а конкретно от облучения, полученного именно на Чернобыльской станции», – пояснил адвокат.

Он отметил, что радиационное воздействие может быть получено супругом ветерана, либо супругом потомка ветерана – родителем обследуемого, либо предками этого супруга в лечебных целях при лечении различных заболеваний.

Такое облучение широко используется, например, при лечении раковых больных, а исследование с помощью радиационных препаратов – один из методов медицинской диагностики различных заболеваний, добавил адвокат.

Так, он полагает, что при экспертной оценке становится невозможно исключить, что именно воздействие таких лечебных процедур или просто неблагоприятные условия жизни, неблагоприятная экология повлияли на состояние здоровья претендента на господдержку либо что они не получены от второго родителя.

«С каждым поколением доказать таковую прямую взаимосвязь будет все труднее. А это означает, что эксперт в подавляющем ряде случаев не сможет дать бесспорно однозначный ответ на поставленый вопрос о взаимосвязи дозы облучения во время ликвидации аварии и здоровья обследуемого, такой ответ практически всегда будет иметь вероятностный характер.

Это, в свою очередь, означает, что требование прямого ответа о такой взаимосвязи (как это звучит в законопроекте) является коррупционным фактором предлагаемого закона.

Однако именно это заложенное в законопроекте требование резко сократит расходы бюджета на социальную помощь, что и является конечной целью вносимого законопроекта», – прокомментировал Владислав Лапинский.

Адвокат, руководитель семейной практики КА г.

Москвы № 5 Татьяна Сустина полагает, что законопроект достаточно четко предлагает устранить установленные КС неопределенности законодательства, лишив здоровых внуков чернобыльцев прав на социальные пособия.

По ее мнению, достаточно логично, что законодатель будет выплачивать компенсации только в случае наличия реальных последствий для здоровья граждан, а не в превентивных целях защиты здоровья, как закон предусматривает сейчас.

«Очень много граждан, которые нуждаются в помощи государства сейчас в силу инвалидности или потери кормильца. Количество детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий льготников растет год от года. В нынешнее сложное время их количество будет расти стабильно и быстро, поэтому, конечно, законодатель рассматривает сейчас такой законопроект.

Действующая редакция закона хороша и гуманна, она отражает веяния своего времени, но время идет, и право как живой организм также устаревает и требует изменений согласно существующим реалиям.

В целом права внуков, родители которых имеют проблемы со здоровьем, будут защищены новым законом, поэтому особой тревоги новый законопроект не вызывает», – выразила мнение Татьяна Сустина.

Какие льготы положены вдовам ликвидаторов на ЧАЭС в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие льготы положены вдовам ликвидаторов на ЧАЭС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Общие выплаты для пострадавших

К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:

  • Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам: • до момента восстановления их трудоспособности;• до момента установления инвалидности.
  • Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
  • Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
  • Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме: • 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы: • 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;• 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.

Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших

С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:

  • для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
  • для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
  • для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
  • для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
  • для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.

Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:

  • Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость: • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года; • домашнего имущества, зараженного радиацией; • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;• утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
  • Компенсация расходов на проезд.
  • Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется: • нетрудоспособным лицам; • многодетным семьям; • одиноким матерям;• одиноким женщинам.
  • Ежемесячная компенсация на оздоровление.

Выплаты вдовам участников аварии на ЧАЭС к 26 апреля в 2022 году

  • Вопрос №1: Могут ли внуки людей, пострадавших от аварии на ЧАЭС, наряду с детьми Чернобыльцев, претендовать на льготы и пособия?
  • Ответ: Да, внуки Чернобыльцев тоже относятся к льготной категории граждан.
  • Вопрос №2: Может ли ребенок получать чернобыльские пособия, если на момент аварии он находился в животе у матери?
  • Ответ: Да, такая ситуация предусмотрена действующим законодательством.
  • К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
  • Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая.

Оплата ЖКХ для Чернобыльцев в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата ЖКХ для Чернобыльцев в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии.

Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча.

Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана).

Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Кто имеет право на получение льгот и выплат

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:

    • с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:

    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:

    • с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):

    • с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

    • инвалидам I группы — 23071,70 руб.
    • инвалидам II группы — 11535,86 руб.
    • инвалидам III группы — 4614,32 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа

    Основание для назначения:

    • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:

    • детям первого года жизни — 692,84 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям

    Основание для назначения:

    • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса

    Основание для назначения:

    • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:

    • детям первого года жизни — 692,84 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях

    Основание для назначения:

    • Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I

Ежегодные компенсационные выплаты

  • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения Основание для назначения:

    • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:

    • инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
    • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация на оздоровление:

    • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца

    Основание для назначения:

    • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

Ежединовременные компенсационные выплаты

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:

    • инвалидам I группы — 36780,99 руб.
    • инвалидам II группы — 25746,72 руб.
    • инвалидам III группы — 18390,55 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:

    • семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
    • родителям погибшего — 18390,55 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

  Испытательный срок при приеме на работу ТК РФ 2023

*) С 1 февраля 2022 годакомпенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.

**) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Льготы вдовам чернобыльцев

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.

Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.

Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.

Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.

Чернобыльское удостоверение: льготы, положенные его владельцам

  • Если ребенок (до 18 лет) проживал в опасной зоне и был эвакуирован или покинул ее по собственному желанию, он имеет право на соцвыплаты в размере 912 руб.
  • Дети, которые в момент взрыва были в утробе матери, пребывающей в опасной зоне также получают материальные компенсации.
  • Кроме материальных выплат, эти дети автоматически ставятся на учет в медицинском диспансере. Это дает им право на ежегодное, внеочередное и бесплатное лечение в санатории или пансионате. В случае ухудшения их состояния здоровья, их обследование и лечение также проводится бесплатно и вне очереди.
  • Что касается поступления таких детей в ВУЗы, они получают возможность получать высшие баллы, а также зачисляться в учебное заведение вне очереди.
  • После 18 лет дети переводятся во взрослую поликлинику. И в случае ухудшения их состояния здоровья и получения ими инвалидности, связанной с облучением их родителей или их самих, они получают право на получение социальной материальной ежемесячной выплаты.
  • Члены семей, которые потеряли кормильца по причине аварии на Чернобыльской АЭС, получают разовую материальную помощь в сумме 1950 руб.
  • Родители погибшего чернобыльца также получают разовую компенсацию 9872 руб. Кроме этого, члены семьи получают компенсацию средств на похороны в размере 3949 руб.
  • Дети и нетрудоспособные члены погибшего чернобыльца имеют законное право на получение ежемесячной помощи в сумме 150 руб. на каждого. Кроме этого, дети, точной так же, как и их родители чернобыльцы, имеют право на предоставление им дополнительного оплачиваемого отпуска в срок, который для них максимально удобен и приемлем.
  • В школах и детских садах дети и внуки питаются бесплатно.
  • Каждый член семьи имеет право на 50% скидку по уплате коммунальных услуг, получение жилья вне очереди, улучшение условий проживания. Внуки также получают места в детские сады без очереди.
  • Жены чернобыльцев могут воспользоваться дополнительным отпуском по рождению ребенка, продолжительность которого составляет в целом 12 лет. При этом, ее стаж полностью сохраняется.

Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году

Сегодня в продаже:

  • Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечениеИздательство: Проспект. Год: 2021.
    Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение…
  • Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособиеИздательство: Проспект. Год: 2022.
    Данное издание представляет в сжатой и лаконичной форме основную информацию по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» с учетом действующего законодательства в сфере социального обеспечения, в том числе новых пенсионных законов. Излагаются самые необходимые термины, определения, классификации, включенные в экзаменационные…

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая.