Ходатайство

Какой Срок Рассмотрения Административных Дел В 2023 Году

Какой Срок Рассмотрения Административных Дел В 2023 Году Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Какой Срок Рассмотрения Административных Дел В 2023 Году

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности.

Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел.

Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

  • обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
  • поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
  • заявление пострадавших;
  • сообщения в СМИ.

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Обратите внимание!

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе. Какой Срок Рассмотрения Административных Дел В 2023 Году

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Обратите внимание!

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства.

Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года.

Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Обратите внимание!

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Обратите внимание!

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.
Какой Срок Рассмотрения Административных Дел В 2023 Году Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Каковы сроки рассмотрения дела об административном правонарушении? | Басакинское сельское поселение Чернышковского муниципального района

Статья 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Это одна из важных норм, регулирующих порядок и сроки проведения административного судопроизводства.

В соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено судом в течение 30 дней со дня поступления материалов дела.

Если в течение этого срока дело не было рассмотрено, оно считается прекращенным по основаниям, предусмотренным статьей 29.7 КоАП РФ.

Это означает, что лицо, которому было предъявлено обвинение в совершении административного правонарушения, будет освобождено от административной ответственности.

Однако стоит отметить, что срок рассмотрения дела может быть увеличен в ряде случаев. Например, если суд решает о назначении экспертизы или сборе дополнительных материалов, срок рассмотрения дела может быть продлен до 45 дней. Также увеличение срока рассмотрения возможно по решению председательства суда.

Таким образом, статья 29.6 КоАП РФ является важной нормой, регулирующей сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Соблюдение этой нормы позволяет обеспечить права всех сторон в административном процессе и обеспечивает эффективность судебной защиты прав граждан и организаций.

Ст. 29.6 КоАП РФ: сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.6 КоАП РФ устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно закону, рассмотрение дела должно быть завершено в установленные сроки, чтобы обеспечить доставление справедливости и эффективность правосудия.

Согласно статье 29.6 КоАП РФ рассмотрение дела должно быть завершено в течение 15 дней со дня поступления дела на рассмотрение. В случае невозможности завершить рассмотрение дела в указанный срок, суд может продлить срок до 30 дней.

Установление конкретных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении позволяет защитить права граждан и организаций, а также обеспечить более эффективное функционирование юстиции. Это способствует предотвращению длительного простоя и неопределенности, которые могут возникнуть при рассмотрении дела.

Статья 29.6 КоАП РФ также устанавливает, что в случае, если рассмотрение дела не завершено в установленные сроки без достаточных оснований, граждане или организации, участвующие в деле, имеют право на возмещение морального вреда. Таким образом, данная статья направлена на обеспечение соблюдения процессуальных сроков и защиту интересов граждан и организаций.

Определение понятия «сроки рассмотрения дела»

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении определяют время, в котором должно быть принято решение о нарушении, установленном ст. 29.6 КоАП РФ. Существуют два вида сроков: общий и особый.

Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет максимум один месяц с момента принятия постановления о возбуждении административного дела. Он включает в себя все процессуальные действия по рассмотрению дела, включая подготовку материалов, назначение заседания и принятие окончательного решения.

В случаях, когда дело требует дополнительного выяснения или содержит сложные обстоятельства, может быть установлен особый срок рассмотрения дела. Он может быть продлен до трех месяцев с момента принятия постановления о возбуждении дела. Дела с особыми обстоятельствами включают, например, дела, требующие проведения экспертизы, допроса свидетелей или обследования места происшествия.

Законодательство, устанавливающее сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, направлено на обеспечение временной эффективности судебного процесса и защиты прав граждан. Нарушение установленных сроков может привести к отмене постановления о возбуждении дела или к прекращению административного производства.

Какие сроки установлены для рассмотрения дела?

Какой Срок Рассмотрения Административных Дел В 2023 Году

В соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ, дела об административном правонарушении должны быть рассмотрены в установленные законом сроки. Это необходимо для обеспечения выполнения принципа своевременности и эффективности правосудия.

Сроки рассмотрения дела начинаются с момента его поступления в суд. Если дело является простым и не требует проведения дополнительных проверок или сбора дополнительных доказательств, оно должно быть рассмотрено в течение 10 суток.

В случаях, когда для рассмотрения дела требуется проведение экспертизы, допросы свидетелей, приглашение специалистов или другие действия, срок рассмотрения может быть продлен до 30 суток. При этом, стороны должны быть уведомлены о продлении срока рассмотрения дела.

Если суд не успевает рассмотреть дело в установленные законом сроки, то он обязан предоставить сторонам объяснение о причинах задержки. В таком случае, сторона имеет право обратиться в прокуратуру или вышестоящий суд с жалобой на нарушение сроков рассмотрения дела и требованием их ускорения.

Советуем ознакомиться:  Как купить б/у авто в лизинг: особенности, условия

Возможность продления сроков рассмотрения дела

Статья 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Однако в некоторых случаях существует возможность продления этих сроков.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, суд может продлить срок рассмотрения дела в случае, если объективные причины (например, болезнь стороны, необходимость дополнительного сбора доказательств или свидетельств) не позволяют рассмотреть дело в установленные законом сроки. При этом такое решение должно быть обоснованным и приниматься судом с учетом обстоятельств конкретного дела.

Важно отметить, что продление сроков рассмотрения дела является исключительной мерой и должно применяться только в исключительных случаях. При этом, суд принимает меры к сокращению времени рассмотрения дела и ведению процессуальных действий с целью ускорения процесса рассмотрения.

В целом, продление сроков рассмотрения дела должно быть исключением, а не правилом. Соблюдение установленных законом сроков рассмотрения дела является важным гарантом обеспечения прав человека на рассмотрение дела в разумные сроки и эффективную судебную защиту. Ответственность за соблюдение этих сроков лежит на судьях и других участниках процесса.

Последствия превышения установленных сроков рассмотрения

Какой Срок Рассмотрения Административных Дел В 2023 Году

Превышение установленных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении может повлечь негативные последствия для всех сторон процесса. В первую очередь, задержка рассмотрения дела может привести к нарушению права на справедливое судебное разбирательство и длительное ожидание результата.

Для лица, которому предъявлено обвинение в совершении административного правонарушения, превышение сроков рассмотрения дела может означать неопределенность и неудовлетворенность, так как оно не может дожидаться окончания процесса и в замедленном темпе вести свою обычную жизнь. Это может отрицательно сказаться на психологическом состоянии лица и его общем самочувствии.

Для государства и его органов превышение установленных сроков рассмотрения дела также имеет отрицательные последствия. Во-первых, оно может вызвать недоверие и недовольство со стороны граждан, которые ожидают скорого и справедливого рассмотрения и разрешения их дела. Это может подорвать авторитет государства и создать негативное общественное мнение.

Кроме того, превышение установленных сроков может привести к материальным убыткам, так как задержка в рассмотрении дела может означать упущение возможности привлечения нарушителя к ответственности и взыскания штрафа или компенсации за причиненный ущерб. В результате, государство может потерять значительные суммы денежных средств, которые могли быть направлены на другие важные цели.

Таким образом, превышение установленных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении имеет серьезные последствия как для лиц, задействованных в процессе, так и для государства в целом.

Для предотвращения таких ситуаций необходимо обеспечить оперативность и эффективность работы правоохранительных органов, административных и судебных органов, а также улучшить механизмы контроля за соблюдением установленных сроков и немедленно реагировать на их нарушение.

Важность соблюдения сроков рассмотрения дела

Соблюдение сроков рассмотрения дела является одним из важных принципов административного процесса. Оно не только обеспечивает справедливость и эффективность правосудия, но и гарантирует защиту прав и интересов сторон. Важно понимать, что сроки рассмотрения дела не устанавливаются случайно, а имеют свою законодательную базу.

Согласно статье 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела об административном правонарушении не может превышать тридцати суток с момента предъявления обвинения. Это означает, что стороны должны получить окончательное решение суда в установленные законом сроки.

Соблюдение сроков рассмотрения дела имеет несколько важных последствий.

  • Во-первых, стороны получают возможность быстро и эффективно защитить свои права и интересы. Нужно иметь в виду, что долгое рассмотрение дела может существенно ограничить возможности сторон в доказывании своей позиции.
  • Во-вторых, соблюдение сроков рассмотрения дела способствует соблюдению принципа справедливости и предсказуемости правосудия. Как известно, долгое ожидание окончания дела может вызывать стресс и тревогу у сторон, их бизнеса или жизнедеятельности.
  • В-третьих, соблюдение сроков рассмотрения дела является одним из гарантий непосредственной исполнимости решений суда. Если решение вынесено в установленные сроки, стороны могут быть уверены, что оно будет моментально исполнено.

Таким образом, соблюдение сроков рассмотрения дела играет важную роль в обеспечении справедливости и эффективности правосудия. Нарушение сроков рассмотрения дела может привести к нарушению прав и интересов сторон, а также к ухудшению качества правосудия.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении

Если орган или суд нарушили срок рассмотрения дела об административном правонарушении, каковы последствия? Ответ на этот вопрос часто ищут люди, когда аргументы жалобы на постановление об административном правонарушении исчерпаны.

Когда порядок привлечения к административной ответственности, органы власти соблюдали. А срок рассмотрения дела нарушили. Тогда лица, в отношении которым назначили административное наказание, и ищут ответ.

Является ли выход за пределы сроков существенным процессуальным нарушением.

Предельный срок рассмотрения дела об административном правонарушении

Срок и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливает глава 29 КоАП РФ. И если порядок рассмотрения одинаков для каждого дела, то срок зависит от состава административного правонарушения. При этом минимальный срок закон не устанавливает. А лишь ограничивает максимальную продолжительность этого периода:

  • 15 дней: закон установил этот срок в качестве общего правила. В том числе для рассмотрения дела, когда протокол составлен на основании фото- и видео-фиксации (нарушения в области дорожного движения, благоустройства). Срок течет со дня поступления протокола или получения самих материалов, зафиксированных с помощью технических средств
  • 2 месяца, когда дело рассматривает суд. И тоже со дня получения протокола и материалов дела об административном правонарушении
  • когда протокол составлен за нарушения в сфере избирательных прав — 5 дней со дня получения протокола об административном правонарушении
  • если санкция статьи КоАП РФ — административный арест, выдворение, суд рассматривает дело в день поступления материалов
  • полиция применила административное задержание? Срок рассмотрения дела об административном правонарушении не превысит 48 часов с момента задержания
  • уполномоченный орган применил временный запрет деятельности. Суд обязан рассмотреть дело в течение 7 суток с момента фактического прекращения деятельности

Последствия нарушения срока

Срок рассмотрения дела о любом административном правонарушении начинает течь со дня поступления материалов и протокола о нарушении уполномоченному лицу. Сюда не включается срок административного расследования.

Сам протокол об административном нарушении составитель его направляет на рассмотрение в течение 3 дней. А по некоторым нарушениям — немедленно (арест, выдворение, временный запрет деятельности) после составления.

КоАП РФ прямо указывает, что нельзя продлить срок рассмотрения дела о нарушении избирательных прав. Остальные дела можно. Как в суде, так и в любом ином органе власти. Основания:

  • поступление ходатайств от участников дела
  • необходимости дополнительно выяснить обстоятельств дела

Но не более чем на 1 месяц.

Ответственность за нарушение сроков рассмотрения дела закон не устанавливает. То есть ссылка на такое процессуальное нарушение вряд ли будет иметь действенную силу. В то же время при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении наряду с другими доводами его использовать можно.

Какой Срок Рассмотрения Административных Дел В 2023 Году

4 вопросов по теме

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

С 15 сентября 2015 года вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ). Изменения коснулись и сроков рассмотрения судами административных дел.

В КАС РФ установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений. Срок принятия административного искового заявления к производству составляет 3 дня с момента его поступления в суд (ст. 127 КАС РФ). Ранее для подобных дел специального срока принятия заявления к производству не было, поэтому применялся общий пятидневный срок.

  • В КАС РФ закреплены следующие общие сроки для рассмотрения административных дел (ст. 141 КАС РФ):
  • до трех месяцев — в Верховном Суде Российской Федерации;
  • до двух месяцев — во всех остальных судах.
  • Срок рассмотрения может быть продлен не более чем на один месяц председателем суда.

Для отдельных случаев предусмотрены иные сроки. Например, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций установлен трехмесячный срок рассмотрения независимо от того, в каком суде рассматривается дело (ст. 289 КАС РФ).

Указанные общие сроки, за исключением срока рассмотрения дел в Верховном Суде Российской Федерации, продолжительнее ранее установленных ГПК РФ в отношении отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений.

Увеличен срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов судами общей юрисдикции с одного до двух месяцев (ст. 213 КАС РФ).

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд (ст. 226 КАС РФ).

Апелляционные жалобы по некоторым делам должны подаваться и рассматриваться в сокращенные сроки.

Общие сроки подачи апелляционной жалобы (представления) остались прежними: месяц со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Однако для отдельных категорий административных дел установлены сокращенные сроки подачи апелляционной жалобы (представления). Так, в ст.

298 КАС РФ законодатель определил десятидневный срок обжалования судебных решений по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; об установлении административного надзора могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

В ст. 305 КАС РФ определены сроки рассмотрения административных дел судом апелляционной инстанции, неизменными остались общие сроки — до двух месяцев в судах субъектов Российской Федерации и до трех месяцев в Верховном Суде Российской Федерации, кроме того, перечислены укороченные сроки рассмотрения по отдельным категориям дел.​​​​​​

Обобщение практики рассмотрения административных дел по правонарушениям, предусмотренным ст. 20.21 коап рф за 5 месяцев 2023 года на судебном участке в административно-территориальных границах всего г. ясного

В соответствии с планом работы судебного участка в административно-территориальных границах всего г. Ясного Оренбургской области на 1 полугодие 2023г. помощником мирового судьи проведено обобщение практики рассмотрения административных дел по правонарушениям, предусмотренным ст. 20.21 КоАП РФ 5 месяцев 2023 года.

https://www.youtube.com/watch?v=Frpiwy2-azY\u0026pp=ygVl0JrQsNC60L7QuSDQodGA0L7QuiDQoNCw0YHRgdC80L7RgtGA0LXQvdC40Y8g0JDQtNC80LjQvdC40YHRgtGA0LDRgtC40LLQvdGL0YUg0JTQtdC7INCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D

Цель обобщения: Изучение практики рассмотрения административных дел по правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность на судебном участке в административно-территориальных границах всего г. Ясного.

В рамках обобщения было изучено 102 административных дела, рассмотренных за 5 месяцев 2023 года на судебном участке в административно-территориальных границах всего г. Ясного по ст. 20.21 КоАП РФ.

Данная статья предусматривает ответственность лица за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.21, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективная сторона анализируемого правонарушения составляет появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Появление в общественном месте гражданина в состоянии опьянения, которое сопровождается проявлением его признаков: шаткой походкой, невнятной речью, запахом алкоголя изо рта, неопрятным внешним видом, является оскорблением человеческого достоинства и общественной нравственности. Такие действия гражданина и образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ

При этом объективная сторона правонарушения по ст. 20.21 КоАП РФ заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в такой степени опьянения, которая оскорбляет человеческое достоинство, общественную нравственность.

Данное административное правонарушение по объективной стороне следует отличать от мелкого хулиганства. Однако если виновный одновременно и совершает мелкое хулиганство, и появляется в общественном месте в состоянии опьянения, он может быть привлечен к административной ответственности и по ст. 20.1, и по ст. 20.21 КоАП РФ.

Субъектом данного административного правонарушения могут быть только граждане, достигшие 16-летнего возраста.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.21КоАП РФ, показывает, что:

1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

Штраф вправе налагать и орган внутренних дел, и судья, а административный арест — только судья. При этом он может рассматривать дела данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет необходимым передать их судье.

Из 102 рассмотренных дел — 102 дел поступили из Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ясненский» Оренбургской области.

По всем 102 делам каких-либо существенных нарушений процессуальных требований закона, которые могли бы повлиять на правильность установления фактических выводов судьёй не установлено, в связи с чем по всем 102 делам вынесены постановления о привлечении к административной ответственности.

Все дела рассмотрены в день поступления материала на судебный участок г. Ясного, срок рассмотрения дел, установленный ст. 29.6 ч. 4 КоАП РФ не нарушен.

Качественный состав лиц, привлечённых за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ, следующий:

Мужчины составляют 96 % привлечённых по данной статье лиц. За 5 месяцев 2023 года по ст. 20.21 КоАП РФ привлечены только три женщины.

Все лица привлечены по ст. 20.21 КоАП РФ за появление в общественном месте именно в состоянии алкогольного опьянения.

Наличие состояния опьянения у правонарушителей выявлялось в лечебном учреждении – ГБУЗ «Восточная территориальная МБ» при помощи тестовых препаратов.

Протокол об освидетельствовании на состояние опьянения заполнялся врачами в соответствии с требованиями Приказа Минздрава № 308 от 14.07.2003 г.,

В ходе изучения дел было установлено, что за данное правонарушение применялось наказание в виде административного ареста было применено в отношении 35 привлечённых лиц, в отношении 66 лиц было назначено наказание в виде административного штрафа, 1 дело было прекращено в связи с истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=Frpiwy2-azY\u0026pp=YAHIAQE%3D

Такая мера обеспечения производства по административным делам как административное задержание применялась в отношении всех 102 лиц.

Максимальное наказание — 10 суток было назначено в отношении 3 человек. Минимальный срок административного ареста – 1 сутки был назначен в отношении 27 человека.

В отношении 76 правонарушителей судом установлено отягчающее наказание обстоятельство, предусмотренное ст. 4.3 КоАП РФ – повторное совершение однородного административного правонарушения, в течение года после исполнения наказания за предыдущее административное правонарушение.

  • Копии постановлений по административным делам в сроки, предусмотренные КоАП РФ вручаются правонарушителям и должностным лицам в органы, составившие протокол об административном правонарушении.
  • Все правонарушители совершили правонарушение в общественном месте на улице, тем самым нарушили общепринятые представления о допустимом поведении в общественных местах в то время, когда рядом могут находится не только взрослые очевидцы правонарушения, но и несовершеннолетние дети, что может пагубно сказаться на их нравственном воспитании в будущем.
  • Выводы:

Обобщение практики рассмотрения административных дел о совершении правонарушений, предусмотренных ст. 20.

21 КоАП РФ показало, что лица, совершающие данные правонарушения теряют свои общественные связи в общественно-активном возрасте.

Для сохранения общественных отношений в области общественного порядка необходимо усилить профилактическую работу с лицами, злоупотребляющими алкоголем, принимать меры к их трудоустройству.

Предложения:

В целях повышения эффективности применения административного наказания к лицам, совершившим правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ целесообразно участковым уполномоченным проводить профилактическую работу с лицами, злоупотребляющими алкоголем, принимать меры к их трудоустройству.

Помощник мирового судьи Л.А. Елисеева

08.06.2023г.

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.