Ходатайство

Признаками Состава Административного Правонарушения Являются В 2023 Году

Административное правонарушение является одной из основных категорий нарушений в правовой системе.

Оно представляет собой нарушение гражданами или организациями закона, установленного административными нормами.

Административные правонарушения обычно характеризуются меньшей степенью тяжести по сравнению с уголовными преступлениями, но имеют свои собственные специфические формы ответственности.

Состав административного правонарушения включает определенные элементы, необходимые для его квалификации. Они могут включать в себя такие факты, как наличие вины в действиях нарушителя, нарушение конкретной нормы права, объективные признаки правонарушения, а также последствия его совершения.

Структура административного правонарушения может быть представлена следующим образом: субъект правонарушения (физическое лицо, юридическое лицо), объект правонарушения (интересы общества, государства, граждан), деяние правонарушения (незаконные действия или бездействия), причинная связь между деянием и наступившими последствиями, а также градация ответственности (санкции).

Виды административных правонарушений могут быть различными и определяются конкретными нормами права. К ним относятся нарушение Правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности, норм общественного порядка, правил торговли и другие.

Ответственность за правонарушение может быть выражена в виде административного штрафа, административного ареста, лишения специального права и других мерозданий.

Каждое конкретное правонарушение имеет свои специфические характеристики и требует особого подхода со стороны правоохранительных органов и судебных инстанций.

Состав административного правонарушения:

Административное правонарушение — это нарушение правил и норм, установленных административным законодательством.

Состав административного правонарушения включает в себя две основные составляющие: объективную и субъективную.

  • Объективная сторона — это деяние или бездействие лица, нарушающего административное законодательство. Объективная сторона определяется наличием характеристик и признаков, предусмотренных административным законом.
  • Субъективная сторона — это вина лица, то есть его умышленное или неосторожное отношение к совершению правонарушения. Субъективная сторона характеризуется намерением или неосторожностью.

В зависимости от сложности, тяжести и последствий совершенного правонарушения, состав административного правонарушения может быть различным.

Существуют различные виды административных правонарушений, такие как:

  1. Нарушение правил дорожного движения;
  2. Нарушение санитарных норм и правил;
  3. Нарушение правил трудовой дисциплины;
  4. Нарушение порядка рекламы и деятельности СМИ;
  5. Нарушение правил таможенного контроля и многое другое.

В случае совершения административного правонарушения, налицо нарушение закона, идет ответственность перед государством в виде назначения административного наказания.

Понятие административного правонарушения

Признаками Состава Административного Правонарушения Являются В 2023 Году

Административное правонарушение – это нарушение правил, предусмотренных административным законодательством. Оно является одним из видов нарушений, которые регламентируются специальными административными нормами. Такие нарушения могут быть совершены как физическими, так и юридическими лицами.

Структура административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

  1. Субъект — физическое или юридическое лицо, которое совершает нарушение;
  2. Объект — интересы государства, общества, граждан, которые защищаются посредством административно-правового регулирования;
  3. Объективная сторона — действие (бездействие) субъекта, которое не соответствует установленным нормам;
  4. Субъективная сторона — волевая сторона, намерение нарушить административные правила или небрежность, которая привела к нарушению;
  5. Вина — степень виновности субъекта в совершении правонарушения (умысел, неосторожность, халатность);
  6. Мера административного наказания — специальные меры, применяемые государственными органами в отношении субъектов, совершивших административные правонарушения.

Виды административных правонарушений классифицируются по различным признакам, таким как сфера правовых отношений, характер субъектов и др. Они могут быть описаны в специальных перечнях, предусмотренных административным законодательством. К ним относятся, например, нарушения в сфере общественного порядка, экономики, защиты окружающей среды и др.

Структура административного правонарушения

Признаками Состава Административного Правонарушения Являются В 2023 Году

Административное правонарушение представляет собой нарушение административного законодательства, влекущее применение административной ответственности. Структура административного правонарушения включает следующие элементы:

  1. Субъект состава административного правонарушения — лицо, которое нарушило административное законодательство. Субъектом может быть как физическое, так и юридическое лицо.
  2. Объективная сторона административного правонарушения — действие (бездействие) субъекта, которое противоречит требованиям административного законодательства.
  3. Субъективная сторона административного правонарушения — вина субъекта. Вина может быть умышленной или неосторожной.
  4. Вред — результат действий (бездействий) субъекта, нарушающих административное законодательство. Вред может быть имущественным или нематериальным.

В зависимости от характера субъекта состава административного правонарушения, различаются различные виды административных правонарушений. Кроме того, структура административного правонарушения может иметь изменения в зависимости от конкретных нормативных актов, регулирующих административное право.

Виды административных правонарушений

Административные правонарушения делятся на несколько видов в зависимости от их характера и тяжести. Рассмотрим основные виды административных правонарушений:

  1. Административные правонарушения общего характера — это наиболее распространенный вид правонарушений, который включает нарушения в различных сферах жизни общества, таких как общественный порядок, транспорт, миграционная политика и др.
  2. Административные правонарушения в сфере экономики и предпринимательства — включают в себя нарушения в сфере налогового, трудового и антимонопольного законодательства, а также нарушения правил предоставления услуг и качества товаров.
  3. Административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды — такие правонарушения связаны с нарушением экологических норм и требований, включая незаконное загрязнение воздуха, воды и почвы, незаконную вырубку лесов и др.
  4. Административные правонарушения в сфере государственной безопасности — это нарушения, связанные с нарушением правил, регламентирующих государственную безопасность, включая шпионаж, диверсии и иные противоправные действия в этой области.

Каждый вид административных правонарушений имеет свои особенности, процедуры рассмотрения и наказания, определенные в соответствующих статьях административного кодекса. Все нарушения имеют разную степень тяжести и, соответственно, разный размер штрафа или наказания.

Административные правонарушения в сфере экономики

Административные правонарушения в сфере экономики представляют собой нарушения законодательства, связанные с экономической деятельностью и влекущие за собой административную ответственность. В данной сфере существует ряд различных правонарушений, которые могут быть классифицированы по различным признакам.

Структура состава административного правонарушения в сфере экономики включает следующие элементы: признак правонарушения, описание конкретного деяния, указание нормативных актов, регулирующих данное правонарушение, указание возможных мер административного воздействия и санкций.

Виды административных правонарушений в сфере экономики могут быть разнообразными. Например, это могут быть нарушения в сфере налогообложения, финансовой деятельности, торговли, ценообразования, лицензирования и т.д. Каждый вид правонарушения имеет свои уникальные особенности и санкции.

Одним из наиболее распространенных видов административных правонарушений в сфере экономики является нарушение трудового законодательства, такие как неправильная организация рабочего времени, несоблюдение правил охраны труда, незаконное использование рабочей силы и т.д.

Административные правонарушения в сфере экономики имеют серьезные последствия для нарушителей, как физических лиц, так и юридических лиц.

Они могут быть наказаны административными штрафами, лишением определенных прав, ограничением деятельности, приостановкой или аннулированием лицензий и т.д.

Поэтому важно соблюдать требования законодательства в сфере экономики, чтобы избежать возможных правовых проблем и финансовых потерь.

Административные правонарушения в сфере общественных отношений

Административные правонарушения являются нарушениями правил и норм, установленных административным законодательством. Они возникают в разных сферах общественных отношений и подразделяются на различные виды в зависимости от характера правонарушения.

В сфере общественных отношений административные правонарушения могут возникать в различных областях, таких как улично-дорожное движение, общественные мероприятия, торговля, благоустройство и другие. Эти правонарушения могут иметь серьезные последствия и негативно влиять на общественный порядок и безопасность.

Структура состава административного правонарушения включает в себя такие элементы, как объект правонарушения, действия (бездействия) правонарушителя, вред или опасность для общества, мотивы совершения правонарушения и другие. В зависимости от конкретных условий и характера правонарушения, состав правонарушения может быть установлен определенным законом или иными нормативными актами.

Виды административных правонарушений в области общественных отношений включают такие категории, как нарушения правил улично-дорожного движения, нарушения порядка проведения массовых мероприятий, нарушения законодательства в области торговли и другие. Каждый вид правонарушений имеет свои признаки и устанавливается специальными нормативными актами.

Административные правонарушения в сфере государственного управления

Административные правонарушения в сфере государственного управления — это нарушения правил, установленных законодательством в области организации и функционирования государственной власти. Такие правонарушения могут быть совершены должностными лицами властных органов, а также гражданами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере государственного управления.

Структура административных правонарушений в этой сфере охватывает различные виды нарушений. Это может быть нарушение процедур при принятии решений властными органами, несоблюдение установленных требований при осуществлении государственных функций, неправомерные действия по отношению к гражданам и организациям, а также многое другое.

Виды административных правонарушений в сфере государственного управления могут быть разнообразными. Например, это могут быть нарушения в сфере финансового контроля, нарушения в сфере обеспечения прав граждан, нарушения в сфере государственных закупок и т.д. Каждый вид правонарушений имеет свои характерные признаки и последствия.

Для предотвращения и пресечения административных правонарушений в сфере государственного управления существуют механизмы государственного контроля, ответственность за совершение таких правонарушений может быть административной или уголовной. Важное значение имеет также правильное применение санкций, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов граждан и организаций.

Процедура рассмотрения административных правонарушений

Процедура рассмотрения административных правонарушений представляет собой последовательность действий, осуществляемых компетентными органами для вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение. Эта процедура основывается на принципах законности, справедливости и достоверности доказательств.

Вначале процедуры составляется протокол о правонарушении, который содержит информацию о лице, совершившем правонарушение, месте, времени и характере правонарушения, а также данные о свидетелях, если таковые имеются. Составление протокола осуществляет сотрудник полиции или другой компетентный представитель органа, в ведении которого находится данная сфера правонарушений.

После составления протокола он направляется на рассмотрение в орган, уполномоченный рассматривать административные правонарушения.

Данный орган проводит определение процедуры рассмотрения правонарушения, основываясь на законодательстве и установленных процессуальных нормах.

Он оценивает представленные доказательства, устанавливает сроки рассмотрения дела и назначает ответственных лиц для проведения процессуальных действий.

В процессе рассмотрения административного правонарушения могут проводиться такие этапы, как допрос свидетелей и участников происшествия, изучение письменных материалов и документов, экспертиза, если она необходима, и иные действия, способствующие выяснению обстоятельств дела.

По итогам рассмотрения административного правонарушения выносится решение, которое может включать в себя назначение административного наказания или применение мер административного воздействия.

Ответственному лицу о данном решении дается возможность ознакомиться с ним и в случае несогласия подать апелляцию в вышестоящий орган.

Этот орган проводит повторное рассмотрение дела и принимает окончательное решение, которое затем исполняется.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области

Малозначительность административных правонарушений

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьей 2.

9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее КоАП РФ) при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.

2009 № 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Согласно абзацу 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.

2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.

9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.

2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, оценки подлежат конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характер и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, причинение вреда либо угроза причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, но не обязанностью судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении.

Состав административного правонарушения

⇐ Предыдущая54555657585960616263Следующая ⇒

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков.

Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний.

Под составом административного правонарушения обычно понимается совокупность установленных правом элементов, при наличии которых противоправное деяние признается административным правонарушением.

Будучи явлением реальной действительности, правонарушение обладает огромным числом признаков. По юридическим свойствам следует различать признаки, имеющие юридическое значение и не имеющие его (например, использование технических средств при совершении мелкого хищения, рост человека, совершившего правонарушение).

Деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают.

Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков (например, в объективную сторону могут входить факторы, характеризующие сам факт поведения, время, место его совершения, нанесенный им ущерб и т. д.).

Соответственно четырем элементам состава его признаки принято делить на четыре группы, характеризующие объект правонарушения, объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону.

Наряду с основными существуют квалифицирующие признаки, при наличии которых деяние должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более суровое наказание.

В административном праве встречаются такие квалифицирующие признаки, как: повторность (ст. 5.27 КоАП РФ); наличие или возможность наступления вредных последствий (ч.2 ст. 9.

4 КоАП РФ); совершение деяния должностным лицом либо законным представителем несовершеннолетнего (ст. 6.10 КоАП РФ).

Подчеркнем, что квалифицирующие признаки, как и основные, являются разновидностью конструктивных. Одни простые признаки образуют основной состав, но введение в систему квалифицирующего признака влечет возникновение квалифицированного состава.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В уголовном праве существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений. Административное же право знает только основные и квалифицированные (с отягчающими признаками) составы.

По особенностям конструкции различаются материальные и формальные составы административных правонарушений.

Материальными называются составы, в которых:

— содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий антиобщественного деяния (например, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. К числу таких проступков можно отнести также повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАПРФ) и др.;

— описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом и не названы (например, порча земель).

Для выявления состава материального правонарушения необходимо также установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. При отсутствии такой связи ответственность за материальные административные правонарушения не наступает.

Формальными считаются правонарушения, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий (нарушение правил паспортизации, пожарной безопасности, воинского учета и т. д.). Таковыми являются большинство деликтов, т.е.

ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от проступка. Достаточно самого факта нарушения определенных правил (например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и др.).

Хотелось бы отметить, что совершение гражданином правонарушения, предусмотренного статьей КоАП РФ, содержащей формальный состав, нередко влечет наступление имущественного ущерба.

Наличие ущерба в таких случаях не является конструктивным признаком состава, но учитывается при определении размера наказания (например, само управление транспортным средством в состоянии опьянения образует правонарушение независимо от того, был при этом причинен какой-либо материальный ущерб или нет).

Большое практическое значение имеет деление составов на однозначные и альтернативные.

Однозначные, их большинство, четко указывают признак (например, нарушение правил движения через железнодорожные пути, повреждение телефонов-автоматов).

Альтернативные называют два или более вариантов признаков. Так, закон часто предусматривает несколько вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением. При этом правонарушением считается совершение как одного из названных в норме действий, так и нескольких или даже всех например, ст. 20.

8 КоАП РФ устанавливает ответственность за «нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему».

Правонарушением будет как нарушение только правил учета или только правил хранения, или только правил производства оружия, так и нарушение всех названных правил вместе.

Таким образом, если однозначный состав называет те единственные признаки, совокупность которых его образует, то в альтернативном перечисляются несколько вариантов признаков.

Чаще всего эта вариабельность в описании признаков обусловлена стремлением законодателя избежать общих формулировок, раскрыть содержание признака, конкретизировать его.

А в ряде случаев конструирование альтернативных составов связано со стремлением нормотворческих органов экономить нормативный материал, вместо нескольких статей создать единую, но более широкую по охвату явлений.

Состав административного правонарушения, как уже отмечалось, состоит из четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, как и любого другого, выступают общественные отношения. Определенные деяния потому и называются антиобщественными и запрещаются, что причиняют вред существующим общественным отношениям.

Объектом административного правонарушения признаются общественные отношения, урегулированные правовыми нормами и охраняемые мерами административной ответственности.

Большой теоретический и практический интерес имеет научно обоснованная классификация объектов административных правонарушений, позволяющая более четко определить объект каждого деяния, его место в общей системе охраняемых мерами административной ответственности отношений, его ценность. В зависимости от степени обобщения, уровня абстрактности различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты правонарушений.

Общим объектом административных правонарушений охватываются общественные отношения, имеющие два признака: а) регулируются различными отраслями права; б) охраняются мерами административной ответственности.

Родовым объектом правонарушений признается однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Род – высший уровень структурных подразделений общего объекта, его самостоятельная часть.

Элементы социального целого обладают большим количеством признаков, что предопределяет возможность деления целого на части по разным основаниям.

Так, всю совокупность общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности, можно поделить на части в зависимости от того, какой отраслью права они регулируются.

Следовательно, можно говорить об административных, земельных, трудовых, гражданских и других правоотношениях как родовых объектах правонарушений.

Видовой объект – разновидность родового объекта, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда административных правонарушений. Примером видового объекта могут служить общественные отношения в сфере потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Административное правонарушение причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией. Оно и служит непосредственным объектом административного правонарушения (например, при управлении водителем в состоянии опьянения – жизнь, здоровье участников дорожного движения).

Предмет посягательства – элемент общественного отношения, его составная часть. Очевидно, что охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих.

Посягательство на общественное отношение осуществляется путем воздействия на его элементы, и к таковым относятся субъекты отношений, их связи, деятельность, материальные вещи (предметы).

Общественное отношение повреждается путем нарушения сложившихся связей (мелкое хищение), причинения вреда вещам (потрава посевов, порча телефонов-автоматов), посягательства на участников отношений.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это система предусмотренных нормой административного права признаков правонарушения, характеризующих его внешнюю сторону.

Обязательным в объективной стороне правонарушения является признак, характеризующий само деяние (мелкое хищение, распитие, продажа, покупка, хранение и т.п.). Известно, что разновидностями деяния могут быть действие или бездействие.

Во многих составах говорится об активных противоправных действиях, но значительное число их называют такой признак, как бездействие, невыполнение соответствующих обязанностей. Признак деяния – ведущий, главный признак объективной стороны, это стержень, вокруг которого группируются иные ее признаки: способ, время, место и др.

Основу каждого деяния составляет сознательное телодвижение, а чаще всего система элементарных действий или даже определенная деятельность.

Противоправное деяние может быть простым и сложным.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (например, мелкое хищение, безбилетный проезд).

Сложное деяние либо состоит из нескольких самостоятельных действий, либо растянуто во времени, либо совершается группой. Различают следующие разновидности сложных деяний, наказуемых в административном порядке: с двумя разными действиями; состоящие из альтернативных действий; длящиеся; продолжаемые.

Характерным примером правонарушения с двумя действиями служит изготовление и использование радиопередающих устройств без надлежащего разрешения (ст. 13.3 КоАП РФ)

Административное правонарушение, состоящее из альтернативных действий – такое правонарушение, в котором предусматривается несколько вариантов действий.

Подобное правонарушение считается оконченным с момента выполнения любого из этих действий (например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП РФ)).

Длящимися признаются такие правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неисполнения обязанности.

Начальным моментом данного деяния может быть как активное действие, так и бездействие, а затем виновный либо не исполняет конкретную возложенную на него обязанность, либо исполняет ее не полностью, не надлежащим образом, и его поведение оценивается как бездействие по отношению к этой обязанности (например, проживание без регистрации, неисполнение обязанностей по воинскому учету).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 10 июня 2010 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.

1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При применении этой нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не будет длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Длящееся правонарушение прекращается фактически и юридически. В первом случае это происходит путем исполнения обязанности, в результате изменения обстановки и т. д.

Юридическое же прекращение означает, что виновный привлечен к ответственности за свое деяние, а обязанность еще не выполнил. Например, за проживание без регистрации виновный был подвергнут административному штрафу.

В день вынесения постановления о применении санкции длящееся правонарушение считается оконченным, со следующего дня начинается новое аналогичное правонарушение, новое нарушение правил регистрации.

Продолжаемым является правонарушение, складывающееся из ряда тождественных, тесно связанных между собой правонарушений, совокупность которых образует единое правонарушение. Оно состоит из противоправных действий, а значит, совершается не непрерывно, а отдельными дискретными деяниями, которые отделены друг от друга во времени.

Между тем эти действия тождественны, поскольку полностью совпадают по основным юридическим признакам (форма вины, цель, субъект, объект, место и характер действий и др.

), между ними существует тесная внутренняя связь, их можно сравнить со звеньями одной цепи (например, продолжаемое административное правонарушение – многократное использование радиоэлектронных средств без специального разрешения).

⇐ Предыдущая54555657585960616263Следующая ⇒ Поделиться с друзьями:

Административное правонарушение и его состав

Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

​​Административное правонарушение – это противоправное действие/бездействие, за совершение которого Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). В статье расскажем, какие виды административных правонарушений существуют, и в чем заключается состав такого нарушения.

Признаки

Признаками административного правонарушения (далее – АП) являются:

  • Антиобщественность. Этот признак означает, что совершенное нарушение должно носить антиобщественный характер, т.е. причинять вред интересам людей, общества или государства.
  • Противоправность. Это значит, что совершенное действие/бездействие должно нарушать какие-либо существующие нормы. Нарушитель может допустить нарушение требований налогового права – в этом случае АП не будет (за исключением ситуаций, когда законодатель в числе прочего указывает на привлечение нарушителя к административной ответственности).
  • Виновность. Означает, что лицо совершило нарушение умышленно или по неосторожности.
  • Наказуемость. Законом должно быть предусмотрено определенное наказание за совершение правонарушения.

«Административная ответственность юридических лиц»

Состав

Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, наличие которых позволяет квалифицировать определенное деяние как АП.

Обязательными составляющими АП являются:

  1. Субъект – лицо, совершившее правонарушение. Субъектом может быть:
  • физическое лицо (в том числе и ИП), вменяемое и достигшее 16-летнего возраста;
  • юридическое лицо.
  1. Субъективная сторона – это отношение лица к совершенному им правонарушению. Основной характеристикой субъективной стороны является вина совершившего его лица. Вина имеет различные формы:
  • прямой умысел – лицо, совершившее правонарушение, знало о последствиях и хотело их наступления;
  • косвенный умысел – нарушитель мог предполагать, что его действия приведут к негативным последствиям, но относился к этому безразлично;
  • легкомыслие – нарушитель осознает последствия своих действий, но считает, их можно предотвратить;
  • небрежность – нарушитель не осознает последствий своих действий, хотя может и должен их предвидеть.
  1. Объект – общественные отношения, охраняемые законом. Например, объектом правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ является частная собственность.
  2. Объективная сторона – совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения:
  • процесс совершения правонарушения;
  • способ его совершения (путем совершения определенного действия или бездействия, использования специальных технических средств, служебного положения и пр.);
  • обстановка, время и место совершения деяния.

Для правильного определения объективной стороны важно зафиксировать не только само нарушение, но и последствия, которые возникли в результате его совершения, а также установить причинно-следственную связь между ними. Например, нарушение водителем ПДД становится причиной возникновения следствия – ДТП.

Группы

Все АП условно можно разделить на следующие группы:

  1. По особенностям конструкции состава:
  • материальные – результатом совершения правонарушения является вред, причиненный материальным ценностям;
  • формальные – вред, причиненный потерпевшему, носит нематериальный характер.
  1. По продолжительности и периодичности:
  • длящиеся – совершаются на протяжении длительного времени, например, в случае ненадлежащего исполнения должностным лицом своих трудовых обязанностей;
  • обычные – совершаются однократно и прекращаются после того, как противоправное деяние будет завершено;
  • повторные – нарушения, совершенные лицом, которое уже привлекалось к ответственности за аналогичные нарушения (при условии, что КоАП РФ предусматривает наложение более жесткого наказания за повторное нарушение).
  • общие – нарушителем является обычный гражданин (например, превышение скорости при управлении автомобилем);
  • специальные – нарушитель имеет статус должностного лица/организации (например, нарушение срока представления налоговой декларации);
  • смешанные – нарушителем может быть как физическое, так и юридическое лицо (например, недекларирование/недостоверное декларирование товаров).

Виды

Виды АП перечислены в Особенной части КоАП. Признаком, по которому правонарушение относится к определенному виду, является его объект.

Согласно действующей редакции КоАП РФ, можно выделить АП, нарушающие:

  • права граждан;
  • здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие;
  • право собственности;
  • охрану окружающей среды и природопользования;
  • безопасность промышленности, строительства и энергетики;
  • правила ведения сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации;
  • ПДД;
  • правила работы на транспорте и пр.

Последствия

За совершение АП предусмотрена ответственность в виде:

  1. Непосредственно наказания, вменяемого виновнику – штраф, административный арест, лишение права на управление автомобилем и пр.
  2. Сохранения статуса нарушителя в течение 1 года с момента совершения правонарушения (ст. 4.6 КоАП РФ); в том случае, если за указанное время нарушитель совершит еще одно правонарушение однородного характера, это может считаться отягчающим обстоятельством и являться основанием для наложения на нарушителя более серьезного взыскания. Более того в некоторых случаях повторное АП влечет за собой привлечение нарушителя к уголовной ответственности (например, за вождение в нетрезвом виде предусмотрена ответственность по ст. 12.8 КоАП РФ. Однако в том случае, если водитель, который уже привлекался к такому виду ответственности, совершит правонарушение повторно, его ждет уголовное наказание по ст. 264.1 УК РФ).

«Административное задержание: основания, порядок, срок»

Итак, АП, как и любое другое правонарушение, имеет состав – при его отсутствии деяние не может считаться правонарушением, а значит, и привлечь к ответственности совершившее его лицо не получится. За совершение АП предусмотрено наказание в соответствии с нормами КоАП РФ, а в некоторых случаях – и УК РФ.