Ходатайство

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году

Государственный долг – сложное и масштабное явление в финансовой политике страны. Преодоление кризиса, экономического преобразования невозможно без помощи извне. Большинство государств использует этот финансовый инструмент для решения насущных задач.

Кредитная практика широко распространена в странах с высоким уровнем технологического развития и в развивающихся странах. В России внешний долг на 2023 прогнозируется на безопасном для страны уровне 16%. Сокращению заимствований способствуют санкции Запада.

Почему у России есть внешний долг?

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году
Государственный долг возникает перед кредиторами, когда правительство пытается компенсировать дефицит бюджета. Превышение расходов над доходами вынуждает государство брать займы.

Долговые обязательства могут возникать перед иностранными государствами, международными финансовыми организациями, юридическими и физическими лицами. Занимаем не только мы, но и весь мир.

Опасность представляет не сам процесс кредитования, а отношение суммы к ВВП страны. Если не превышен показатель 20-25%, государство успешно справится с финансовой нагрузкой. Величина, равная 40-50% приближает экономику к опасному положению.

Внешняя задолженность делится на частную, государственную и общегосударственную, в которую входят займы низовых звеньев госсистемы.

Долговые обязательства могут принимать различную форму:

  • кредиты международных финансовых организаций (МФО), других стран;
  • ценные бумаги государства;
  • договоры по гарантиям и поручительству для обеспечения кредитных обязательств третьих лиц;
  • прошедшие пролонгацию, реструктуризацию соглашения прошлых лет.

По прогнозам рейтингового агентства АКРА, аккредитованного при ЦБ России внешний долг России в 2023 будет расти. Опасного уровня он может и не достигнет, но динамика сохранится в будущие несколько лет.

Тенденции изменения госдолга за последние годы

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году
Если проанализировать ситуацию за последние 10 лет, максимум долговых обязательств пришелся на 2014 год и составил по данным Министерства финансов 55 794,2 млн долларов США и 5 722,2 млрд рублей, когда страна принимала у себя зимние Олимпийские игры. Затем объем постепенно снижался до 2019 года.

В 2019-2020 годы задолженность возросла как по кредитам, так и по гарантийному обеспечению. Существенно скорректировала экономическую ситуацию в худшую сторону пандемия, и не только в нашей стране.

К концу 2020 года долг достиг 54 880,1 млн долларов и 14 791 млрд рублей. Если итоги 2019 г показали уровень госдолга 12,3% ВВП, то результаты 2020г возросли до 17,8%. Однако прогноз экономистов был еще хуже – 19% и он не оправдался.

В 2021 году цифры удерживались на уровне худшего 2014 года и даже немного превысили максимум. В декабре страна задолжала иностранным инвесторам 58 557,1 млн долларов.

В нынешнем году наметилась некоторая стабилизация и даже падение показателя до 56 582,4 млн долларов по итогам августа, однако в проекте Минфина РФ на последующие 2 года не предусматривается большого списания задолженности.

Внешний и внутренний государственный долг России в 2023 году планируется удержать на оптимально возможном уровне ниже 20% от ВВП. По проекту Счетной Палаты внешний долг России за 2023 год должен сократиться в процентном отношении к ВВП страны, а внутренний – возрасти.

Динамика изменения цифровых показателей различных источников может несколько отличаться. Согласно Бюджетному Кодексу РФ разница между внутренним и внешним долгом заключается в использовании местной или иностранной валюты. Минфин РФ использует эту методику.

В финансовой практике МВФ критерием подсчета служит разделение кредиторов и заемщиков на резидентов и нерезидентов. Центробанк России определяет внутреннюю и внешнюю задолженность по правилам валютного фонда.

Обе схемы применяются на законном основании, но возникает небольшое расхождение в цифрах российских финансовых организаций. Так, например, Минфин считает, что за 2014-2019 гг внешний госдолг РФ сократился почти на 2%.

Банк России утверждает, что произошел рост на 12%. В действительности вырос объем продаж нерезидентам российских ценных бумаг, приобретенных за рубли.

Размер внешнего долга России в 2023 году

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году
По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, размер общего госдолга в ближайшие 3 года будет расти и увеличится в 2023 г до 25,367 трлн рублей, в 2024 г до 27,679 трлн рублей, а в 2025 г до 29,940 трлн рублей.

При этом внешний долг России в 2023 году будет составлять меньше 20% от общей задолженности страны. Доля внутренних займов составит 81,6%. Превалирование операций в рублях – приоритетная политика страны на ближайшее время.

Минфин утверждает, что в соответствии с проектом «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов» в ближайший период не будет размещения гособлигаций на рынке в иностранной валюте.

С учетом санкционных ограничений займы будут проводится в рублях и в сокращенном объеме. В проекте Счетной Палаты общий долг страны может составить на конец 2023 г 28765,1 млрд рублей, в том числе внешний 5238,4 млрд рублей и внутренний 23526,7 млрд рублей.

В следующем 2024 г госдолг может увеличиться до 31939,7 млрд рублей. Рост произойдет в основном за счет внутренних заимствований до 26342,6 млрд рублей.

Как санкции повлияли на размер долга?

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году
В настоящее время структура и размер долговых обязательств в значительной степени формируются под воздействием санкций. Уже в начале века после стабилизации экономической ситуации в стране и в мире были прекращены крупные заимствования.

Долговая политика сместилась в сторону внутрироссийского финансового рынка. Хотя к 2014 году доля внешней задолженности снова стала нарастать, ряд санкционных директив США после украинского кризиса в корне пресек тенденцию.

В условиях ограничений Правительство было вынуждено сокращать займы извне и переходить к внутреннему долговому обороту. Снижение величины внешнего госдолга проходило на фоне падения цен на нефть, сокращения объема ВВП, импорта товаров и услуг.

Санкции затронули основной банковский сектор, предприятия ВПК, нефтяные компании, то есть наиболее крупных заемщиков. Остальные участники рынка с долей государственного капитала сохранили возможность привлекать международные финансы.

В качестве суверенного заемщика Российская Федерация под воздействием санкций снизила активность в 2014-2015 гг. Внешний долг государства упал в 2 раза. В 2016 году Россия снова приступила к размещению еврооблигаций и к концу 2017 г вернулась к прежнему показателю.

Таким образом, санкции привели к резкому изменению процентного отношения участия в формировании госдолга.

Падение спроса на кредиты со стороны российских банков компенсировалось приобретением нерезидентами ценных суверенных бумаг. Последние запрещения к покупке госдолга привели к кардинальному изменению соотношения внутренний/внешний рынок в пользу внутреннего.

Стабильной остается долговая политика компаний. Основная масса долга частного сектора была накоплена к 2015 году и к настоящему времени постепенно снижается. Больше половины обязательств принадлежит энергетическому сектору, в числе которых Газпром и Роснефть.

Внешний долг России на 2023 – кому должны?

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году
Несмотря на продолжительные санкции и подкосившую экономику пандемию, объем долговых обязательств России остается на безопасном уровне. За первый квартал этого года он понизился на 25,6 млрд долларов, в основном за счет госсектора.

Суверенный долг и дальше планируется удерживать от роста. Внешний корпоративный долг России в 2023 году, как и в текущем будет оставаться значительной частью общих долговых обязательств.

К началу спецоперации кредитный рейтинг Российской Федерации оценивался высоко, а основная часть задолженности носила долгосрочный характер. Сейчас рейтинг страны понизился, но остается довольно стабильным благодаря соблюдению Правительством и частными должниками своих финансовых обязанностей.

Кто является держателем внешнего долга России, кому мы должны в 2023 году? Основными покупателями до недавнего времени оставались инвесторы из Великобритании и США.

После запрета американского правительства в 2021 г приобретать ценные бумаги РФ напрямую доля нерезидентов в размещении госдолга несколько уменьшилась.

Однако совокупный спрос сохранялся благодаря хорошей ликвидности бумаг и высокой процентной ставке на фоне общего падения на мировом рынке. Тем более, что вместо покупки на первичных аукционах облигациями можно было спекулировать на вторичном рынке, чем и пользовались инвесторы.

С введением новых санкций на запрет покупки на вторичном рынке отток зарубежного капитала в экономику страну продолжился. Тем не менее по оценкам российских экономистов, наш бюджет не настолько нуждается в настоящее время в инвестициях.

Нет ни заметного дефицита, ни бурного роста экономики, при которых приток капитала чрезвычайно важен.

Размер внешнего долга России по сравнению с другими странами

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году
По данным Всемирного банка на 2022 год первое место по сумме задолженности занимает США. Сумма 30,4 трлн долларов составляет 102% от ВВП страны. На каждого американца приходится почти 61 тысяча долларов.

Второе место принадлежит Китаю с его 13 трлн долларов. Однако по отношению к ВВП здесь положение оптимистичнее – долг составляет только 75%.

России в рейтинге отведено 20 место. На фоне стран ЕС, Австралии, Японии РФ выделяется низким процентным отношением к валовому продукту. 489 млрд долларов составляют 32% от ВВП, а на каждого россиянина приходится 3700 долларов общенационального долга.

Критерий оценки по сумме долга не совсем корректен. Некоторые государства кредитуют больше, чем занимают и фактически являются кредиторами. С нулевым коэффициентом задолженности стран очень мало. Среди них Лихтенштейн и Новая Зеландия.

В целом размер государственного долга России незначителен по сравнению с крупными мировыми заемщиками, а выплаты не представляют угрозы для стабильности экономики.

По оценкам мировых рейтинговых агентств, Российская Федерация занимает 9-10 место в классификации надежности как ответственный партнер по долговым обязательствам.

Внешний долг России на 2023 год | сколько сумма, размер госдолга

Слово «госдолг» звучит на ТВ и в интернете с завидной регулярностью. Чаще всего его используют в негативном ключе и с гордостью говорят, что внешний долг России в 2023 году будет сокращаться, а вот у Европейских стран он, наоборот, будет расти. Прежде чем рассуждать, на сколько процентов ВВП можно кредитоваться, нужно разобраться с тем, почему это не такая однозначная тема.

Что такое внешний долг

Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

С государствами работает похожая система. США – крупнейшая экономика мира, и при этом, у страны самый большой госдолг. ФРС должно своим гражданам, другим государствам, частным инвесторам. При этом, Америка продолжает исправно платить проценты, а дефолт все еще не предвидится.

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году

Государства, которые ничего не занимают, обладают низкой кредитоспособностью и рейтингом доверия от инвесторов. Им приходится развиваться только на собственные средства. Чаще всего это страны с низким развитием, которым не доверяют.

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году

Как появился внешний долг России

Сумму обязательств Российской Федерации можно разделить на две части: расходы, возникшие еще в 90-ые при образовании нового государства и новые займы, необходимые для развития. На рубеже тысячелетий Россия оказалась в сложной ситуации: Центральный Банк и Минфин принимали самые плохие решения из возможных и в итоге были вынуждены объявить дефолт.

С Советским прошлым закончили в 2017 г. Летом был проведен последний платеж в размере 125 млн. долларов. Неудачи страны больше не влияли на оплату и осталось только брать новые деньги и обслуживать текущие задолженности.

Начиная с 2000-ых Россия получила в свои руки большие нефтегазовые доходы. Топливные рынки начали развиваться с очень высокой скоростью, цена на нефть взлетела, что позволило постепенно погашать свои обязательства.

В тот же период, государство тратило деньги на внутреннее развитие.

Структура внешнего долга России в 2023

Банк России опубликовал открытые данные: на 1 октября 2022 года внешний долг – 436,8 млрд долларов. Доля государственного сектора – 45%, а частного 55%.

 Основная нагрузка приходится на банковский сектор – почти 20% всех задолженностей. Затем идут органы государственного управления, которые должны порядка 13,5%.

Краткосрочные обязательства занимают порядка 10% всех долгов, которые РФ обязано погасить.

Динамика

Вот так выглядит динамика долга по данным ЦБ. Диаграмма на основе данных за 2015-2022 годы.

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году

Динамика отрицательная. Если добавить данные по 2014 г. – 728 миллиардов долларов, то сразу видно, какими средствами достигаются все геополитические победы. Хотя заимствования сокращаются, страна все еще должна трлн рублей, но уже не сможет получить дополнительное финансирование из зарубежных источников.

Прогноз

Внешние задолженности России будут постоянно сокращаться. При текущей внешнеполитической ситуации есть слишком мало стран, которые готовы кредитовать государство. В таких обстоятельствах, РФ придется использовать только собственные средства на развитие отраслей.

Это означает постоянный отток инвестиций и снижение денег на реализацию государственных проектов и инициатив. Если судить по прошлым тенденциям, в первую очередь пострадает социальная сфера, за ней частный сектор. Здравоохранение и образование будут постепенно ухудшаться из-за снижения финансирования.

Уже в 2022 году говорят о том, что в ряде областей будут уменьшены расходы на образование и медицину. Следом пойдут пенсии, соцвыплаты и гарантии нетрудоспособному населению. Можно ожидать дальнейшего роста налоговой нагрузки, потому что правительству, в условиях низких цен на нефть, придется еще сильнее собирать деньги с частных компаний.

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году

Размер госдолга РФ в 2023 году будет постепенно сокращаться. На конец 2022 он уже составляет 436 миллиардов, что примерно на 15% меньше, чем в начале того же года.

Если судить по общей динамике, до этого сумма задолженности находилась на одном уровне, что позволяло комфортно погашать все обязательства.

С учетом общей неблагоприятной экономической обстановки и дефицита бюджета, развитие РФ станет еще более медленным.

В какие сроки формировать сведения о денежных обязательствах и распоряжения о казначейских платежах

В 2023 году сроки постановки на учет бюджетного обязательства в Казначействе для заказчиков изменили. Сведения о денежных обязательствах и распоряжения о платежах нужно формировать по новым правилам.

Еще в 2022 году в Федеральную контрактную систему внесли изменения о новых сроках размещения денежного обязательства в ЕИС и изменении порядка казначейского обслуживания.

Сроки оплаты поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг сократили до 7 (в некоторых случаях — 10) рабочих дней. Это обусловлено изменениями, которые законодатели внесли в Федеральную контрактную систему (ч. 13.

1 ст. 34 44-ФЗ, пп. «б» п. 8 104-ФЗ от 16.04.2022).

По сути, постановление на учет бюджетных обязательств — это регистрация госконтракта в казначейской системе. Это требуется для дальнейшего контроля исполнения и проведения оплаты поставщикам. Сроки подготовки и направления для постановки на учет сведений о денежных обязательствах тоже регулирует ФК. Заказчикам надо сформировать ДО и отправить информацию в ТОФК:

  • не позднее рабочего дня, который следует за днем публикации в ЕИС документов о приемке (документы формируются в ЕИС в электронной форме);
  • не позднее рабочего дня, который следует за днем включения в реестр контрактов информации об исполнении госконтракта (документы о приемке составляются в бумажном виде).

За нарушение срока постановки на учет бюджетного обязательства предусмотрена административная ответственность. Если нарушить установленную дату постановки на учет бюджетных или денежных обязательств более чем на 10 рабочих дней, то получателю бюджетных средств (заказчику) грозит штраф (ст. 15.15.7 КоАП РФ). Должностному лицу придется заплатить от 10 000 до 30 000 рублей.

Сроки взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками и исполнителями таковы (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ):

  • максимум 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, который сформировали в ЕИС;
  • максимум 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, который сформировали на бумаге, или если расчеты по госконтракту подлежат казначейскому сопровождению.

Состав И Размер Денежных Обязательств В 2023 Году

В какие сроки готовить распоряжения о казначейских платежах

Что нужно знать о бюджете на 2023 год. Разбираемся в цифрах

Власти приняли закон о федеральном бюджете на 2023 год и плановые 2024–2025 годы.

В основу бюджета, как и прежде, лег прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период.

Он предусматривает, что после падения на 2,9% в 2022 году в 2024–2025 годах российская экономика вернется к росту на уровне 2,6% в год.

При этом мировой ВВП продемонстрирует резкое замедление, мировая инфляция останется повышенной, а санкции сохранятся, что приведет к сокращению отечественного импорта и сжатию экспортных рынков.

https://www.youtube.com/watch?v=QC5kg5LqfTk\u0026pp=ygVX0KHQvtGB0YLQsNCyINCYINCg0LDQt9C80LXRgCDQlNC10L3QtdC20L3Ri9GFINCe0LHRj9C30LDRgtC10LvRjNGB0YLQsiDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает за то, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько в стране соберут налогов, а сколько она заработает на экспорте нефти.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Подробнее о том, сколько стадий федеральный бюджет проходит до того, как вступит в силу, рассказываем в нашем спецпроекте.

При подготовке бюджета на 2022 год власти предполагали, что и в текущем, и в следующем году он будет профицитным. Но сейчас они планируют, что следующий год станет дефицитным.

  • Так, в 2023 году доходы составят 26,13 трлн рублей, расходы — 29 трлн рублей, а дефицит — около 2,9 трлн рублей соответственно. 
  • При этом в процентном отношении траты составят 19,4% к объему ВВП, который прогнозируется на уровне 149,949 трлн рублей.
  • Для сравнения, по предварительной оценке, в 2022 году доходы бюджета оказались на уровне 27,693 трлн рублей, расходы — 29,006 трлн рублей, а дефицит — примерно 1,313 млрд рублей.
  • Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит, наоборот, когда доходы больше расходов.

На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны.

Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, в 2022 году, по предварительным оценкам, — 0,9% ВВП, и в 2023 году дефицит планируется на уровне 2% ВВП. Ожидается, что он будет постепенно сокращаться — до 0,7% ВВП в 2025 году.

В допандемийном 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать.

Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям.

И по итогам того года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.

В 2022 году он, по предварительным оценкам, вырос до 23,407 трлн рублей, или 16% ВВП. Это меньше, чем предполагалось проектом федерального бюджета годом ранее. Ожидается, что следующие три года в абсолютных числах размер госдолга продолжит увеличиваться — до 25,368 трлн рублей в 2023 году и 27,679 трлн рублей и 29,939 трлн рублей в 2024–2025 годах соответственно.

https://www.youtube.com/watch?v=QC5kg5LqfTk\u0026pp=YAHIAQE%3D

Но сам по себе госдолг больше макроэкономического показателя. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии. По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП.

Оно в текущем году составит 16%, а следующие годы будет оставаться около 17–20%. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т.д.

Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь.

Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 12,4%.

ЦБ постоянно корректирует прогноз по инфляции. По его оценке, в сентябре 2022 года ее годовой показатель составил 14,1% — после 15,1% в июле, в 2023 году он должен снизиться до 5–7% и вернуться к 4% в 2024 году. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку. На нее же рассчитывает и правительство.

По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 68–72 рублей. В среднем 68,3 рубля за доллар в 2023 году, 70,9 рубля — в 2024 году и 72,2 рубля — в 2025 году.

При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным».

В 2023 году нефтегазовые доходы составят 8,939 трлн рублей, ненефтегазовые — 17,191 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 34,2%.

При этом по отношению к объему ВВП ненефтегазовые доходы ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11,5%, а нефтегазовые снизятся — с 8% в 2022 году до 5% в 2025 году.

Власти связывают это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и общей добычи, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения.

При этом доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года тоже будет сокращаться — до 30,3% в 2025 году.

Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $70,1 за баррель в 2023 году и $67,5 и $65 в 2024–2025 годах соответственно. В 2020 году российская нефть стоила в среднем $41,73 за баррель, $69,1 — в 2021 году и, как предполагает проект федерального бюджета, $80 в 2022 году.

Кроме того, проект бюджета предусматривает, что средняя контрактная цена на газ с учетом стран СНГ в 2023 году составит $592,2 за тыс. куб. м.

Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 6,968 трлн рублей, а импортного — 3,449 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,632 трлн рублей, внутренние акцизы — 1,108 трлн рублей, импортные — 137,4 млрд. На НДФЛ придется 153,4 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 746,2 млрд рублей.

Объем ФНБ на 1 сентября 2022 года составил 11,869 трлн рублей, или 8,9% ВВП, а к концу 2024 года его объем, предположительно, составит 5,947 трлн рублей. 

Следующие три года власти планируют направлять средства из фонда на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян и на инвестиционные проекты. Также деньги из него можно тратить и на покрытие бюджетного дефицита.

Бюджет на 2023–2025 годы формировался, исходя из необходимости полного исполнения поручений президента и социальных обязательств перед гражданами России, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин. 

Так что традиционно самые большие расходы планируются в разделе «социальная политика» — 7,343 трлн рублей, или 25,3% от общего объема бюджетных трат. 

На втором месте — национальная оборона с расходами 4,98 трлн рублей в 2023 году. На третьем — национальная безопасность и правоохранительная деятельность: 4,417 трлн рублей.

Экономика оказалась на четвертом месте — 3,514 трлн рублей, и замыкают пятерку направлений по тратам «общегосударственные вопросы» — 1,994 трлн рублей.

Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=GoQePUJlUTI\u0026pp=ygVX0KHQvtGB0YLQsNCyINCYINCg0LDQt9C80LXRgCDQlNC10L3QtdC20L3Ri9GFINCe0LHRj9C30LDRgtC10LvRjNGB0YLQsiDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

На образование и здравоохранение планируют направить примерно по 1,4 трлн рублей соответственно.

При этом каждое из таких направлений состоит еще из подразделов. Например, «социальная политика» включает пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы социальной политики.

Финансирование национальных проектов составит 2,8 трлн рублей в 2023 году и 2,9 трлн рублей в 2024 году.

C 1 июля 2023 года – обновленный порядок учета бюджетных и денежных обязательств на лицевых счетах федеральных ПБС

© A№dreyPopov / Фотобанк Фотодженика

Внесены изменения в Порядок № 258н учета в органах Казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Часть внесенных поправок будет применяться с июля 2023 года, а часть – только в 2024 году (Приказ Минфина России от 19 сентября 2022 г. № 141н, зарег. в Минюсте России 24 ноября 2022 года).

Изменения, применяемые с 1 июля 2023 года

Часть поправок касается сроков осуществления тех или иных процедур, осуществляемых как казначейскими органами, так и получателями средств федерального бюджета в целях постановки на учет бюджетных обязательств. В частности, для ПБС нынешними поправками изменены сроки представления в отдельных случаях в Казначейство Сведений о принимаемых бюджетных обязательствах, а именно:

Вид обязательства, подлежащего постановке на учет в органе ФК До 1 июля 2023 С 1 июля 2023 года
Принимаемые бюджетные обязательства на основании проектов договоров/контрактов для обеспечения федеральных нужд с единственным контрагентом, заключаемых в рамках гособоронзаказа, сведения о котором подлежат включению в соответствующий реестр контрактов в течение двух рабочих дней до дня заключения контракта в течение пяти рабочих дней до дня заключения контракта
Принятые бюджетные обязательства на основании договора/контракта для обеспечения федеральных нужд, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения госконтракта, договора Одновременно с направлением Казначейству сведений о заключенном контракте, подлежащих включению в реестр контрактов в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов

Также поправками установлен срок внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство в том случае, если они не связаны с изменением условий контрактов, поименованных в п.

4 и 5 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные / денежные обязательства: Сведения о бюджетном обязательстве в этом случае должны быть направлены получателем средств федерального бюджета не позднее трех рабочих дней, следующих за днем возникновения обстоятельств, требующих внесения изменений в бюджетное обязательство. Ныне действующая редакция Порядка № 258 подобного срока не содержит.

Изменен предельный срок, в течение которого орган Казначейства согласно положением Порядка № 258н осуществляет проверку при принятии на учет бюджетного обязательства. Теперь срок проведения проверок будет зависеть от документов-оснований возникновения бюджетного обязательства:

Документ-основание возникновения принимаемого/принятого бюджетного обязательства Срок проведения проверки документа Казначейством для постановки на учет
  • Извещение об осуществлении закупки
  • Приглашение принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя, сформированное с использованием ЕИС
в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления в Казначейство Сведений или документа-основания в соответствии с п. 24 и 28 Правил контроля № 1193
  • Приглашение принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя, сформированное без использования ЕИС
  • Проект договора/контракта с единственным контрагентом, заключаемых в рамках гособоронзаказа, сведения о котором подлежат включению в соответствующий реестр контрактов, сформированный без использования ЕИС
в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления в орган ФК Сведений о бюджетном обязательстве
Договор/контракт, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов, сформированный с использованием ЕИС в течение трех рабочих дней, следующих за днем поступления в Казначейство Сведений или документа-основания в соответствии с п. 15 Правил ведения реестра контрактов
Договор/контракт, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов, сформированный без использования ЕИС в течение пяти рабочих дней, следующих за днем поступления в Казначейство Сведений о бюджетном обязательстве
Иные документы-основания в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления в в Казначейство Сведений о бюджетном обязательстве

При постановке на учет принимаемого бюджетного обязательства, возникающего на основании документа-основания, предусмотренного п.

 1 – 3 графы 2 Перечня, заключаемого в целях осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, в дополнение к проверке, предусмотренной п.

 11 Порядка № 258н, Казначейство будет осуществлять проверку наличия в составе документа-основания утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства.

В случае исполнения бюджетного обязательства, содержащего более одного кода КРБ, проверят также соответствие предмета оплаты, указанного в Сведениях о денежном обязательстве и в документе, подтверждающем возникновение денежного обязательства, коду вида расходов.

В случае положительного результата проверки Сведений о денежном обязательстве, сформированных с использованием ЕИС, Извещение о денежном обязательстве будет направлено через ЕИС во взаимодействии с ГИС «Электронный бюджет». В аналогичном порядке будет направляться и уведомление в том случае, если результат проверки Сведений о денежном обязательстве окажется отрицательным.

Изменения, применяемые с 2024 года

Перечень документов-оснований возникновения принимаемых бюджетных обязательств начиная с 2024 года будет значительно расширен. К числу таких документов оснований будут относится?

  • проект контракта, заключаемого с единственным контрагентом, подлежащий размещению в ЕИС;
  • проект соглашения о предоставлении из федерального бюджета МБТ;
  • проект соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному / автономному учреждению;
  • проект соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу.

Причем речь идет не только о проектах госконтрактов и соглашений, но и о проектак дополнительных соглашений к госконтракту (эта норма применяется с 01.07.2024) либо к соглашению о предоставлении субсидий или межбюджетных трансфертов, которые также будут поименованы в Перечне документов-оснований для формирования Сведений о принимаемых бюджетных обязательствах.

В том случае, если госконтракт с единственным поставщиком заключается с использованием ЕИС, Сведения о принимаемых бюджетных обязательствах должен сформировать заказчик. Сделать это нужно одновременно с направлением в Казначейство проекта госконтракта в соответствии с п. 24 Правил контроля № 1193. Данное требование начнет действовать с 1 апреля 2024 года.

В аналогичном порядке, начиная с 1 июля 2024 года, в целях постановки на учет принимаемых бюджетных обязательств заказчик должен будет сформировать Сведения одновременно с направлением в Казначейство проекта соглашения об изменении условий договора/контракта, подлежащего размещению в ЕИС, в части увеличения цены или/или аванса по договору/контракту, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов.

Сведения для постановки на учет принимаемых бюджетных обязательств на основании проектов соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий и МБТ будут формироваться органом Казначейства не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления в орган Федерального казначейства документа-основания.

Помните, что несоблюдение сроков постановки на учет бюджетных и денежных обязательств может послужить основанием для привлечения к ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ. Штраф на должностное лицо ПБС – от 10 тыс. руб. до 30 тыс руб.