Новости

Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии

Сейчас корректировка трудового законодательства, как указывает Минтруд в записке, — это длительный процесс, требующий участия органов исполнительной и законодательной власти, сторон социального партнерства (профсоюзов и работодателей).

Речь идет, например, о необходимости введения временного порядка вахтового метода работы на непрерывных производствах, пояснили РБК в Минтруде.

«Чтобы избежать массового заражения на добывающих предприятиях непрерывного цикла, на геологоразведке и на ряде других объектов стратегически значимых отраслей, необходимо вводить режим обсервации (периода медицинского наблюдения. — РБК) для прибывающих на вахту сотрудников.

Сейчас нормативной базы, которая позволяла бы оплачивать сотруднику такую обсервацию, нет», — пояснили в министерстве. С учетом эпидемии возникает угроза непрерывности производства, а чтобы предотвратить это, необходимо увеличить продолжительность вахты на три месяца по согласованию с сотрудником.

«Необходимые особые условия регулирования трудовых отношений в первую очередь продиктованы стратегическими интересами работника.

Крайне важно сегодня сохранить рабочие места, создать условия для того, чтобы компании по возможности продолжали свою деятельность», — подчеркивают в Минтруде.

Принятие таких временных порядков будет проходить по согласованию с социальными партнерами — профсоюзами и работодателями, уточнили в министерстве.

Законопроект Минтруда внесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. РТК — координационный орган правительства, в котором участвуют представители профсоюзов и работодателей.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства. В пресс-службе Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Минтруд не первый раз разрабатывает законопроекты об особом порядке регулирования трудовых отношений в период борьбы с коронавирусом.

В марте министерство предлагало наделить правительство правом определять срок уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации в условиях эпидемии.

Конкретные сроки, за которые нужно уведомлять сотрудника, в законопроекте не были определены, но согласно одной из версий проекта (с ней ознакомился РБК) в случае эпидемии министерство предлагало установить вместо двухмесячного двухнедельный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении. Правительство не поддержало законопроект из-за потенциальных рисков для работников и предложило Минтруду не вносить его на согласование, сообщили источники РБК.

За упрощенный порядок увольнений в период кризиса выступали российские бизнес-объединения.

В начале апреля четверка крупнейших российских бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП) направила премьер-министру Михаилу Мишустину совместное обращение, в котором попросила на период острой фазы кризиса сократить срок предупреждения работников о предстоящем увольнении и период выплаты средней зарплаты работникам в случае, если они не трудоустроились. Одновременно бизнес предложил заморозить или снизить материальную ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства при увольнении или невыплате зарплаты. Ни одна из указанных инициатив не вошла в антикризисную программу правительства по поддержке бизнеса.

Профсоюзы против

Федерация независимых профсоюзов России выступила против законопроекта Минтруда о временном праве правительства регулировать трудовые отношения, подчеркнув, что в Трудовом кодексе уже содержатся особенности правового регулирования трудовых отношений во время чрезвычайных ситуаций.

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать.

Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Строгое регулирование трудового законодательства обусловлено его особой ролью для социально-экономических интересов граждан, подчеркивает зампредседателя ФНПР Александр Шершуков.

«Мы очень хорошо знаем такой механизм предоставления временных чрезвычайных полномочий. Потом скажут: «Такой механизм хорошо себя зарекомендовал» — и закрепят его на постоянной основе.

Не нужно, ссылаясь на экстренную ситуацию, пытаться существенно изменить давно устоявшиеся практики», — сказал он в комментарии профсоюзному изданию «Солидарность».

Подготовленный правительством законопроект фактически отменяет действующие законодательные нормы регулирования социально-трудовой сферы, говорится в совместном обращении Конфедерации труда России и Федерации профсоюзов работников морского транспорта. «Возникающие на сегодняшний день в трудовых отношениях проблемы в первую очередь связаны с массовым нарушением прав работников, а не с наличием пробелов в регулировании трудовых отношений», — считают представители профсоюзов.

Под видом чрезвычайных мер и «революционной целесообразности» чиновники пытаются получить как можно больше полномочий, не задумываясь о том, что их действия — грубое нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, предусматривающего принцип разделения властей, сообщил РБК руководитель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е.Кутафина Никита Лютов. Реализация законопроекта позволит правительству иметь возможность подзаконными актами регулировать то, что должно регулироваться трудовым законодательством, считает он.

Практически ни одна российская компания не избежит сокращений персонала из-за экономических последствий борьбы с коронавирусом, показал опрос ЦСР среди 1,4 тыс. предприятий в период с 10 по 17 апреля.

Более трети компаний (38%) отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Пандемия коронавируса, карантинные ограничения и девальвация рубля вследствие обвала цен на нефть привели к снижению спроса в экономике, из-за сокращения прибыли компании вынуждены оптимизировать штат сотрудников и урезать зарплаты.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью РБК предупредил о росте безработицы в три раза — с 2,5 млн до 8 млн человек к концу года.

Реальные доходы россиян могут упасть на 17,5% во втором квартале, а по итогам года сокращение составит 6,5%, спрогнозировал Институт исследований ВЭБ.РФ.

В базовом сценарии рейтингового агентства АКРА безработица возрастет до 6,7% и вернется на докризисный уровень только в 2022 году, реальные доходы населения упадут на 6,4%.

Правительство повысило максимальный размер пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.) и намерено выплачивать безработным родителям дополнительно 3 тыс. руб. на ребенка до трех лет.

Однако эксперты считают, что этого недостаточно: необходимо максимально упростить регистрацию безработных и выплату самого пособия, а также увеличить его размер хотя бы на 25%, назвав это, например, «временной субсидией из-за потери дохода вследствие вынужденной самоизоляции», предлагают в Центре трудовых исследований ВШЭ.

Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии

Применение трудового законодательства в условиях пандемии

 Финансовая газетаФинансовая газета

Ситуация с распространением коронавируса остается непростой и требует от предпринимателей не только по-новому организовывать условия труда, но и оперативно реагировать на меняющиеся законы, постановления и рекомендации федеральных и местных властей в этой области.

С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 08.12.

2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях». Теперь такая работа может быть не только постоянной, но и временной (на срок не более шести месяцев), а также периодической, подразумевающей комбинированный режим.

Но все-таки выбор мер будет зависеть от конкретного работодателя, в том числе от его финансовой ситуации. Это может быть: перевод работника на дистанционную работу с сохранением оплаты, оформление простоя (если обеспечить работой не получается), изменение режима работы.

А вот отправить сотрудника в отпуск не по графику без его согласия нельзя. То же самое касается отпусков без сохранения зарплаты: направлять в них в одностороннем порядке работодатель не имеет права.

Если работник оформил больничный, в том числе в связи с коронавирусом, допускать его к работе нельзя (даже на дому) – у вас будут проблемы с оплатой больничного.

https://www.youtube.com/watch?v=WfSK3VzCTpU

Ограничительные меры в целом принимаются на региональном уровне: например, приостановление деятельности организаций на территории субъекта (кроме медицинских, аптечных и некоторых других) или определение особенностей режима работы.

Федеральные госорганы, госорганы субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также органы управления государственными внебюджетными фондами должны определить численность сотрудников, обеспечивающих их деятельность в период действия принятых в регионе мер (п. 1, 4, 6, 7 Указа Президента РФ от 11.05.2020 № 316).

Госорганы оказывают работодателям информационную поддержку. Например, Роструд запустил специальный сервис «Коронавирус: горячая линия».

Здесь можно получить онлайн-консультацию о порядке применения трудового законодательства, в том числе при переходе на дистанционный режим и работу на дому, при введении простоя, предоставлении внеочередных отпусков и по другим вопросам (Информация Роструда).

Пандемия как вызов традиционным формам занятости

Пандемия Covid-19 и введение ограничительных мер привели к появлению новых, ранее не известных трудовому праву механизмов работы в условиях самоизоляции (в первую очередь –удаленной работе вне офиса для работников с ранее не дистанционными и не урегулированными трудовым законодательством условиями труда в период введенного указами президента режима «нерабочих дней»1). Тем самым выявились противоречия между реальными процессами в сфере труда в период эпидемии и российским трудовым правом – в частности, установленными им формами занятости и рабочего времени.

Катализатор «удаленки»

Трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на удаленный режим работы.

Так, для уведомления о переходе на «удаленку» работодатели использовали разные способы – электронные письма, устные сообщения, приказы руководства компаний, реже – ознакомление работников с приказом о новом режиме работы и крайне редко – рекомендованный большинством юристов по трудовому праву способ: дополнительное соглашение к трудовому договору, устанавливающее режим удаленной работы и местонахождение удаленного рабочего места. Но даже такое допсоглашение, как выяснилось, невозможно заключить в электронном виде, поскольку это также не предусмотрено действующим законодательством.

Подчеркнем, ТК РФ в принципе не регулирует так называемую «временную удаленную занятость», поскольку ст. 72.1 и 72.2 регламентируют только вопросы перемещения и временного перевода работников в случаях, под которые пандемия и режим «нерабочих дней» не подпадают.

Стала очевидной проблема – положения трудового законодательства не позволяют работнику временно работать удаленно: в ТК закреплена возможность заключения либо традиционного трудового договора (ст. 57), либо трудового договора о дистанционной работе, не подразумевающего нахождение рабочего места в офисе (гл. 49.1).

До пандемии широко использовалась временная удаленная занятость, основанная преимущественно на устных договоренностях руководителя и его подчиненного о том, что последний некоторое время работает вне офиса (например, из дома).

Причины могли быть разные: работнику нужно посидеть с ребенком, не разболеться, в силу характера производственных задач их эффективнее решать из дома и т.д.

Судебной практике известны ситуации, когда недобросовестные работодатели в конфликтной ситуации фиксировали временную «удаленку» как прогул, а недобросовестные работники, в свою очередь, пытались убедить суд, что работали из дома с ведома работодателя, хотя такой договоренности не было.

«Общероссийский народный фронт» в 2019 г. подготовил законопроект, предусматривающий совмещение офисной и удаленной работы, но он остался невостребованным. Пандемия Covid-19 «заставила» перейти на «удаленку» огромное число работающих граждан, включая госслужащих. В связи с этим полагаем необходимым безотлагательно вернуться к рассмотрению указанного законопроекта и его оценке экспертами.

Итак, пандемия сформировала общественный запрос на законодательное регулирование временной удаленной занятости, поскольку в законодательстве не оказалось правового механизма взаимодействия работника и работодателя в периоды самоизоляции, когда трудовые обязанности выполняются из дома.

Недостатки правовых норм о дистанционном труде

Пандемия также актуализировала вопрос оценки гл. 49.1 ТК РФ о дистанционном труде, а также практики ее применения. Предусмотренный Кодексом трудовой договор о дистанционной работе в период самоизоляции оказался не соответствующим реалиям, что подтверждает необходимость переработки соответствующих норм ТК РФ.

До эпидемии дистанционные условия труда, предусмотренные гл. 49.1 ТК РФ, не получили широкого распространения: по данным Росстата, в 2019 г. из 67,1 млн занятых лишь 30 тыс. работали по трудовому договору такого типа. Это ничтожно мало по сравнению с масштабами дистанционной и платформенной занятости, а также фриланса с использованием интернет-технологий.

При этом параллельно с гл. 49.1 ТК РФ о дистанционном труде действует гл. 49 об особенностях регулирования труда надомников (по сути, рудимент советского КЗоТ). Полагаем, нормы о дистанционном труде должны стать более гибкими и их следует объединить с положениями о работе на дому.

Что касается судебной практики, связанной с дистанционной работой, то на уровне Верховного Суда РФ она пока не сформировалась в силу «молодого возраста» гл. 49.1 ТК РФ.

При этом региональные суды общей юрисдикции занимают единую позицию: дистанционный характер работы должен быть прямо обусловлен в трудовом договоре по правилам гл. 49.1, а не определен работником самостоятельно.

Последние порой использовали довод о дистанционном характере работы с целью восстановления после увольнения за прогул, но проиграли суды из-за того, что данный вопрос не был решен с работодателем в письменной форме.

Например, Мосгорсуд исходит из того, что «работающими дистанционно» признаются работники, заключившие соответствующий трудовой договор по правилам гл. 49.1 ТК РФ, – т.е. выбравшие такой режим не сами себе, а только если он предусмотрен в трудовом договоре, иначе любое отсутствие на работе может быть квалифицировано как прогул3.

Таким образом, неурегулированность правовых отношений по временной удаленной и полностью дистанционной занятости остро проявилась в период пандемии, потребовав внесения в законодательство изменений, о чем уже заявили представители обеих палат Федерального Собрания. Так, 16 апреля первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев анонсировал разработку законопроекта по регулированию и защите прав работников, которые трудятся удаленно, а также спрогнозировал расширение дистанционных форм работы.

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко также выступила за скорейшее законодательное урегулирование новых форм организации рабочего времени и занятости, указав, что законодательство не позволяет сотруднику сочетать стационарную и дистанционную работу, и предложила исправить данное положение (в том числе применительно к госслужбе).

Внедрение электронного кадрового документооборота необходимо ускорить

На наш взгляд, для правовой регламентации временной удаленной и дистанционной работы важное значение имеет правовой механизм электронного кадрового документооборота, который позволит работникам и работодателям, а также органам власти в социально-трудовой сфере взаимодействовать без использования бумажных носителей. К сожалению, внедрение электронного документооборота в трудовых отношениях «пробуксовывает» по срокам, хотя многие работодатели давно просят Минтруд России ускорить этот процесс.

Принят закон о цифровизации сведений о трудовой деятельностиИз трех входящих в пакет поправок законопроектов Госдума приняла два, отложив рассмотрение включения в КоАП положения об административной ответственности работодателей на весеннюю сессию

Полностью поддерживаем идеи законодателя о внедрении электронного кадрового документооборота, в том числе введение в действие поправок в ТК РФ (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ), устанавливающих режим передачи работодателем сведений о работниках и их стаже в Пенсионный фонд РФ в электронном формате и вводящих с 2021 г. электронные трудовые книжки.

Однако нельзя не обратить внимание, что законодатель предпочел провести эту работу в два этапа: первый – внедрение электронных трудовых книжек и сведений о стаже, второй – переход к ведению всего кадрового документооборота в электронном виде (приказы по кадрам, табели учета рабочего времени, документы, регламентирующие принятие и ознакомление работников с локальными нормативными актами – правилами внутреннего трудового распорядка, положениями об оплате труда, о защите персональных данных и т.п.).

Второй этап связан с принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, связанных с работой». Данным документом установлен переход по 31 марта 2021 г. в порядке эксперимента на электронный документооборот выборочно.

Но даже при удачном эксперименте с 2021 г. создается правовой вакуум, поскольку трудовые книжки станут электронными, а приказы по кадрам и локальные нормативные акты по-прежнему останутся бумажными.

Это неизбежно усложнит работу кадровых служб и взаимодействие работников и работодателей.

Полагаем, решить проблему можно будет, досрочно признав эксперимент успешным или сократив срок его проведения (внесением поправок в Закон № 122-ФЗ).

В Трудовой кодекс предлагается ввести положения о юридически значимых сообщенияхВ Госдуму внесен законопроект, регулирующий вопросы коммуникации между работодателем и работником с использованием электронных и иных технических средств

Считаем необходимым также скорейшее принятие внесенного в июне 2019 г.

проекта поправок в ТК (законопроект № 736455-7), которым предлагается закрепить в Кодексе нормы о возможности передачи в электронном виде юридически значимых сообщений (уведомлений, заявлений и т.д.

) между участниками трудовых отношений, разрешить заключение трудового договора с помощью электронных и иных технических средств.

Если бы к началу введения ограничительных мер законопроект уже был принят и действовал, вопрос о том, как заключить допсоглашение об удаленной работе, не возник – это могло быть сделано в электронной форме посредством электронной цифровой подписи. Надеемся, что названный законопроект будет принят и синхронизирован по срокам с внедрением электронного кадрового документооборота и введением в действие электронных трудовых книжек.

Изменение технологий госуправления

На наш взгляд, требует общественного обсуждения и вопрос о совершенствовании организации государственных функций, поскольку массовый перевод государственных и муниципальных служащих на дистанционную работу, быстрота принятия управленческих решений в период пандемии (соответственно, сокращение бюрократических процедур и задействованного для их выполнения персонала) демонстрируют потенциал для оптимизации численности госслужащих и повышения эффективности оказания госуслуг.

Используемые в настоящее время технологии дистанционных совещаний и мероприятий, полагаем, продолжат применяться и по завершении пандемии. Даже депутаты Госдумы начали вести дистанционный прием избирателей из регионов. Данная форма работы – существенная экономия времени и средств государственного бюджета, затрачиваемых на проведение мероприятий и командировочные расходы.

В целом пандемия Covid-19 демонстрирует резервы для оптимизации расходов предприятий и организаций всех форм собственности. Закрытые на карантин МФЦ и госучреждения открыли возможности для предоставления госуслуг в дистанционном формате.

Вероятно, все эти перемены потребуют корректировки законодательства о госслужбе и работе органов государственной власти. Дистанционные заседания Госдумы – это также вопрос отдаленного будущего, когда пригодятся технологии виртуальной реальности, создающие эффект присутствия в одном зале с коллегами.

Другой стороной изменения технологий госуправления в период эпидемии и режима самоизоляции стал быстрый переход органов власти к предоставлению в электронном виде госуслуг, что ранее требовало личного присутствия гражданина. Данный процесс затронул и сферу управления трудом и социальной защитой, но требует закрепления на законодательном уровне в «посткоронавирусный» период.

Подводя итог, выделим три правовые тенденции, характеризующие влияние пандемии на совершенствование законодательства в сфере трудовых отношений.

Первая: трансформация законодательных механизмов дистанционного труда и временной удаленной занятости. Учитывая массовость применения данных форм, решение по этому вопросу необходимо принимать в срочном порядке.

Отметим также, что возможность гибко распоряжаться рабочим временем, четырехдневная рабочая неделя по согласованию работника и работодателя, о которой еще несколько месяцев назад говорили как об отдаленной перспективе, – одномоментно для миллионов россиян стали реальностью. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости изменения трудового законодательства в сторону большей гибкости.

Вторая: внедрение электронного документооборота в трудовые отношения и его одновременная интеграция в электронные сервисы ПФР, Фонда социального страхования, государственной инспекции труда и т.п.

Третья: модернизация законодательных способов регулирования удаленного взаимодействия в социально-трудовой сфере органов власти и граждан, а также работодателей: в частности, выдача электронных листков нетрудоспособности, дистанционная регистрация в качестве безработного, подача документов в электронном формате для получения социальных пособий, удаленное взаимодействие с государственной инспекцией труда.

1 Указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239.

2 См., например, Апелляционное определение Мосгорсуда от 30 августа 2019 г. по делу № 33-36168/2019.

Минтруд предложил особые правила увольнений во время пандемии — новости Право.ру

Минтруд подготовил проект постановления правительства «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году». По информации РБК, ведомство направило документ на рассмотрение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, после этого проект могут внести в правительство.

В норме трудовое законодательство предлагает работодателю три основных способа оптимизации персонала: введение простоя, сокращение штата или численности, а также перевод на неполный рабочий день. При этом действующие законы не предусматривают принципы поведения работодателей и сотрудников в условиях карантинных мер.

В этом сюжете

Подготовленный Минтрудом проект предлагает запретить отправлять в простой или увольнять сотрудника по инициативе работодателя во время вынужденной приостановки деятельности компании из-за карантинных ограничений.

«Прекращение трудовых отношений с работником, на которого распространяются ограничительные мероприятия, осуществляется по инициативе работника (по собственному желанию) или по соглашению сторон», — говорится в документе.

Запрета на принятие решений о сокращении численности или штата в период карантина в проекте нет. Но предлагается такой вариант: в случае сокращения численности или штата, если срок уведомления сотрудников истекает во время карантина, увольнение может произойти только после завершения ограничительных мер – на следующий рабочий день после этого. 

Что касается специалистов, на которых не распространяются ограничительные меры (работники предприятий непрерывного цикла, аптеки, продуктовые магазины, банки и т.д.), согласно документу, введение простоя осуществляется по действующему законодательству.

Во время действия ограничительных мер сотрудники могут уйти в отпуск по согласованию с работодателем. В проекте уточняется: «временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска».

  • Минтруд также предлагает сократить срок уведомления сотрудника об изменении условий трудового договора и режима работы по инициативе работодателя с двух месяцев до двух недель, если необходимость таких перемен вызвана карантинными ограничениями.
  • В числе других предложений ведомства – дать работодателю право переводить сотрудника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на период до трёх месяцев. 
  • Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается с письменного согласия сотрудника, при этом его зарплата не должна быть ниже среднего заработка на прежней работе, следует из проекта.
  • Министерство также предлагает уведомлять работников о новых графиках сменной работы не позднее чем за семь календарных дней до введения их в действие.

Трудовые правоотношения во время пандемии

Начну, пожалуй, с заявления Мишустина о том, что «работодателей, решавших проблемы за счет «шумихи» вокруг коронавируса, проверит трудовая инспекция, ФНС и прокуратура»:Подробнее на РБК:

https://www.rbc.ru/society/21/03/2020/5e75e3619a79474c3ea1d877

Продолжу своим видением оформления трудовых отношений в период COVID-19.

По результатам анализа Указа Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ разделила работодателей на 3 группы:

  1. работодатели, обязанные приостановить свою основную деятельность;
  2. работодатели, которым лишь рекомендовано обеспечить режим самоизоляции сотрудников;
  3. работодатели, обязанные обеспечить режим самоизоляции всем сотрудникам.

Группа 1: компании, занимающиеся проведением спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий; досуговых мероприятий с участием граждан, в т.ч. в сфере культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно.

Группа 2: все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы.

Группа 3: по состоянию на 19 марта, в группе нет никого.

► Оформление трудовых отношений для трех категорий работодателей

Группа 1: компании вправе принять решение либо (1) о продолжении сотрудниками осуществления своих трудовых функций, либо (2) о полном прекращении деятельности сотрудников на период пандемии.

Полное прекращение трудовых функций персонала в данном случае будет квалифицироваться как простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Внесение изменений в трудовые договоры с персоналом не требуется: простой по причинам, не зависящим от работодателя и сотрудника, оформляется распоряжением работодателя.

  • В случае принятия решения о продолжения исполнения работниками своих должностных обязанностей работодатели могут использовать гибкие формы занятости персонала: перевеси сотрудника с его согласия на дистанционный режим работы, ввести для работника неполный рабочий день или посменный режим работы.
  • Смена режима работы должна оформляться дополнительным соглашением к трудовому договору.
  • Группа 2: Работодатели вправе перевести сотрудника с его согласия на удаленный режим работы, ввести неполный рабочий день, посменный режим работы либо вынуждены будут оформить простой по вине работодателя.
  • Отказ работодателя от перевода сотрудника по его требованию на дистанционный режим, если такой режим для данного вида работ возможен, может быть расценен как нарушение трудовых прав персонала.
  • Смена режима работы оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.
  • ► Оплата труда
  • дистанционная работа — оплата неизменна;
  • неполный рабочий день – исходя из кол-ва выбранных часов работы;
  • посменный режим работы – исходя из кол-ва смен;
  • простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника — не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) пропорционально времени простоя (Группа 1);
  • простой по вине работодателя — не менее 2/3 средней заработной платы сотрудника (Группа 2)

► Новые обязанности работодателей

  • измерение температуры тела сотрудников на рабочих местах;
  • отстранение от работы сотрудников с повышенной температурой;
  • оказание содействия в обеспечении соблюдения режима самоизоляции сотрудникам на дому;
  • проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший COVID-19 работник;
  • незамедлительный ответ на запрос Роспотребнадзора с информацией о лицах, контактировавших с заболевшим COVID-19 сотрудником;
  • ограничение допуска в организацию в течение 14 дней с момента прибытия работников, прибывших из неблагополучных стран (Китай, Корея, Италия и других, находящихся в «черном списке»);
  • не допускать на территорию организации сотрудников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции.

► Ответственность работодателей за нарушение новых обязанностей

Административная ответственность в виде штрафа в размере 50-80 тысяч руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Уголовная ответственность, если несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил привело к массовому заболеванию людей или смерти человека (ст. 236 УК РФ).

Глава Минтруда России рассказал о развитии проактивности в предоставлении мер соцподдержки и ситуации на рынке труда

Период нерабочих дней в пандемию ударил как по доходам семей с детьми, так и по рынку труда в целом, заставив россиян перейти на удаленный режим работы. В интервью ТАСС министр труда и социальной защиты России Антон Котяков рассказал о том, останется ли и в будущем дистанционный формат работы, вырастет ли минимальный размер оплаты труда, что делать тем, кто потерял работу из-за пандемии, а также о том, как изменится механизм назначения выплат и установления инвалидности в дальнейшем.

— Антон Олегович, в связи с пандемией большое количество работников были переведены на дистанционный формат работы. После окончания режима нерабочих дней часть людей осталась работать удаленно. Какова доля работающих удаленно сегодня? Насколько это эффективно?

— Пиковое значение достигало 11% от количества трудоустроенных граждан — это порядка 5,5 млн человек. Сейчас доля тех, кто работает удаленно, составляет менее 9% — почти 4,6 млн человек.

 Мы прогнозируем, что дистанционная занятость будет востребованной и в постпандемический период.

Ведь многие граждане поняли, что это достаточно удобно с точки зрения организации труда и минимизации издержек.

— Как будет регулироваться удаленная занятость?

— Совместно с нашими коллегами из партии «Единая Россия» подготовлен законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс.

 Он предполагает закрепление трех видов занятости: дистанционная удаленная, временная дистанционная удаленная и комбинированная дистанционная удаленная работа.

Это позволит легализовать сложившиеся формы взаимоотношений работодателя и работника, определить порядок оформления документов и правила компенсации расходов работника, например, на личное оборудование при работе из дома.

Дистанционная занятость постепенно будет играть более существенную роль в трудовых отношениях. Удаленка открывает новые возможности для отдельных категорий граждан, например для людей с ограниченными возможностями здоровья.

 Для того чтобы этот формат получил еще более широкое распространение, нам необходимо доработать технологическую платформу и законодательство, чтобы все кадровые вопросы можно было решать удаленно — посредством электронного кадрового документооборота.

Сейчас Минтруд проводит эксперимент по электронному кадровому делопроизводству, в который заявились уже порядка 70 организаций.

Среди них есть и очень крупные организации с несколькими тысячами сотрудников, которые четко осознают, что за электронным кадровым документооборотом будущее.

 В основе электронного кадрового документооборота будет лежать государственный портал «Работа в России», но компании могут использовать и собственные IT-системы.

— В связи с пандемией максимальное пособие по безработице было увеличено до размера МРОТ. По оценкам Минтруда, насколько в этом году вырастет МРОТ?

— Минимальный размер оплаты труда конституционно уже сейчас привязан к прожиточному минимуму. Поэтому МРОТ не может быть ниже, чем прожиточный минимум трудоспособного населения.

В свою очередь прожиточный минимум формируется на основании стоимости потребительской корзины по итогам второго квартала года, предшествующего очередному финансовому.

МРОТ на 2021 год будет определен по итогам расчета прожиточного минимума за второй квартал 2020 года.

Когда будет подсчитана стоимость потребительской корзины за второй квартал, будет четкое понимание, какой МРОТ будет установлен на 2021 год. Естественно, он вырастет.

— Рассматривает ли Минтруд продление максимального размера пособия по безработице в объеме МРОТ после августа?

— В период пандемии пособие стало своего рода социальной гарантией минимального дохода в период, когда найти новое место работы объективно непросто.

Поэтому было принято два решения: первое — максимальный размер пособия по безработице был повышен до МРОТ — это 12 130 рублей, минимальный размер пособия по безработице — до 4,5 тыс. рублей.

Изначально размеры пособий были 8 тыс. и 1,5 тыс. рублей соответственно.

Дополнительно к пособиям — доплата зарегистрированным безработным по 3 тыс. рублей на каждого ребенка до 18 лет. При этом пособия по безработице рассчитываются с учетом районных коэффициентов, то есть в отдельных регионах максимальный размер пособия выше 12 130 рублей. Все это в совокупности дает возможность обеспечить достаточно серьезную поддержку гражданам, оставшимся без работы.

«Максимальный размер пособия сейчас установлен до конца года, до 31 декабря 2020 года, период выплаты повышенного минимального пособия — до 1 октября».

Сейчас обсуждаются параметры пособия на 2021 год. Эти выплаты, с одной стороны, гарантия обеспечения минимальной потребительской корзины, а с другой стороны, должны быть стимулом для поиска работы. Поэтому сейчас обсуждаются дополнительные возможности дифференциации размеров пособий по безработице в зависимости от периода нахождения человека в статусе безработного.

— Когда, по прогнозам Минтруда, замедлится рост числа безработных?

— Темпы роста численности безработных граждан уже существенно замедлились. Если в апреле Росстат зафиксировал рост безработицы на 1,1 процентного пункта, то в июне — уже на 0,1 процентного пункта. Сейчас уровень безработицы составляет 6,2% — это порядка 4,6 млн человек.

В центрах занятости зарегистрировано 3 млн 211 тыс. безработных граждан. Если в конце апреля — начале мая центры занятости регистрировали порядка 220 тыс. граждан в неделю, то в июле уже порядка 110 тыс. человек.

— Когда начнется спад безработицы?

— Пиковое значение по численности безработных граждан будет достигнуто в третьем квартале — август-сентябрь. В четвертом квартале начнется стабилизация, численность безработных граждан будет снижаться за счет трудоустройства.

— Планируется ли продление мер поддержки для граждан, потерявших работу, а также введение новых мер, поскольку число безработных за три месяца выросло более чем в три раза?

— Предусмотрена временная занятость для тех, кто находится на предприятиях под угрозой увольнения, и организация общественных работ для тех, кто остался без работы.

Совместно с Министерством просвещения мы сформировали программу по повышению квалификации тех, кто находится на бирже труда. Правительством выделено порядка 3 млрд рублей на переобучение.

В проекте примут участие 110 тыс. граждан.

Мы нацелены на синергию центров занятости и работодателей: работодатели предварительно оценят образовательные программы, которые будут представлены в центрах занятости.

При этом мы понимаем, что нам нужно будет дополнительно стимулировать работодателей на привлечение тех граждан, которые зарегистрированы в качестве безработных, а также более активно вовлекать граждан в формирование собственного дела, переходу к самозанятости.

— Антон Олегович, вы затрагивали тему поддержки семей в пандемию. Сколько сейчас семей всего получили выплаты?

— В целом дополнительными выплатами по 5 тыс. рублей на детей до трех лет, единовременными выплатами по 10 тыс. рублей были охвачены семьи, воспитывающие свыше 27 млн детей. Право на подачу заявлений сохраняется до 1 октября. Заявления до сих пор поступают, число выплат еще растет, но в целом мы достигли почти 100% охвата.

В июне, на месяц раньше первоначально планируемого срока, стартовали с программой поддержки малообеспеченных семей, воспитывающих детей от трех до семи лет включительно.

При этом начисление пособия осуществляется с 1 января 2020 года, поэтому многие граждане получили выплаты сразу за все первое полугодие. В среднем это 33 тыс. рублей по России. Пособия назначены на 2 млн 480 тыс.

детей, родителям этих детей в общей сложности переведено почти 80,2 млрд рублей.

В целом в период пандемии на поддержку семей с детьми было направлено более 640 млрд рублей. Это беспрецедентный объем поддержки со стороны государства. В совокупности введенные меры, безусловно, помогли поддержать доходы семей с детьми.

— С начала пандемии Минтруд начал вводить проактивные форматы предоставления услуг. Насколько эффективны оказались механизмы?

— Еще до начала пандемии была поставлена цель предоставлять сертификат на материнский капитал в беззаявительном режиме.

И с 15 апреля после регистрации ребенка в органах ЗАГС в личный кабинет матери на Госуслугах приходит сертификат на материнский капитал.

 Принцип проактивности стараемся применять во всех вновь вводимых мерах социальной поддержки и по возможности упрощаем процедуры предоставления ранее введенных мер.

В период пандемии упрощенный порядок начали использовать и при выдаче больничных листов.

Изначально была поставлена задача в кратчайшие сроки выдать больничные листы тем гражданам, которые прилетали из-за рубежа и должны были оставаться две недели на карантине.

Благодаря синхронизации данных ПФР и ФСС, удалось запустить механизм, при котором гражданам достаточно было сформировать заявление на сайте ФСС, чтобы получить соответствующую выплату.

Следующая категория больничных касалась граждан 65+, и здесь работа организована уже на основе взаимодействия с работодателями. Гражданину не требовалось даже заполнять заявление на получение больничного листа.

Предприятия, на которых работали граждане 65 лет и старше, передавали сведения в ФСС. Фонд связывался с медорганизациями для открытия больничного листа и производил по нему выплаты, в том числе авансовые.

Было сформировано более 3 млн больничных листов для порядка 800 тыс. самых уязвимых перед коронавирусом граждан.

— Как формат предоставления выплат, больничных будет развиваться в дальнейшем?

— Такой проактивный подход получил название «социальное казначейство». Это технологическое и нормативное решение, которое позволяет определять потребность гражданина в мерах поддержки, информировать его об этом и предоставлять поддержку без истребования каких-либо документов, по одному лишь электронному заявлению — согласию на получение помощи.

— Откуда Минтруд будет собирать данные, необходимые для создания социального казначейства?

— Для каждой жизненной ситуации — свой набор сведений. Данные могут запрашиваться и у Федеральной налоговой службы, если речь идет о доходах гражданина. Уже сейчас эти сведения мы получаем для назначения пособий на детей от трех до семи лет.

Нужны сведения и от органов ЗАГС — для выдачи сертификата на материнский капитал и предоставления других мер поддержки семьям с детьми.

Потребуются сведения и от медорганизаций, если речь об установлении инвалидности, — по такому принципу работа ведется в рамках временного порядка.

— Во время самоизоляции Минтруд ввел упрощенный порядок установления инвалидности. Как был сформирован этот механизм?

— Перед нами стояла задача обеспечить возможность самоизоляции для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому мы изменили порядок прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Сейчас все граждане, у которых до 1 октября заканчивается срок ранее установленной инвалидности, получают автоматическую пролонгацию на полгода.

Для тех, кто проходил медико-социальную экспертизу впервые, МСЭ устанавливает инвалидность только на основе медицинских документов. Более того, МСЭ самостоятельно направляет данные в Пенсионный фонд для назначения пенсий по инвалидности и в Фонд социального страхования для обеспечения программы реабилитации.

Упрощенным порядком воспользовались уже свыше 615 тыс. человек. 

Упростили и процедуру предоставления расходных материалов для граждан с инвалидностью.

Проанализировали практику и приняли решение такие средства, как абсорбирующее белье, подгузники, выдавать без дополнительных заявлений.

Отказались от дополнительных экспертиз сложных технических средств перед их заменой. Эти пусть даже небольшие шаги очень важны, чтобы упростить быт граждан с ограниченными возможностями и их семей.

«В следующем году с 1 июля перейдем к проактивному назначению пенсий по инвалидности — гражданам с инвалидностью не нужно будет обращаться в Пенсионный фонд, это будет проходить автоматически».

— Рассматривает ли Минтруд возможность продления механизма после 1 октября, чтобы гражданам и впредь не приходилось лично проходить медико-социальную экспертизу?

— Да. Целевая модель прохождения медико-социальной экспертизы именно такая. За основу будет взят временный порядок с небольшими корректировками. Основной принцип — минимизация личного участия — будет сохранен, но есть отдельные вопросы, которые перед запуском на постоянной основе нуждаются в доработке.

Например, сейчас органы МСЭ контактируют с медицинскими организациями в «аналоговом формате». Даже в рамках временного порядка пакет документов передается на бумаге. Целевая модель — полностью автоматизировать взаимоотношения между МСЭ и медицинской организацией, этот переход запланирован на конец 2021 года.

 Исключение, когда медико-социальная экспертиза будет проводиться при личном участии гражданина, — проведение сложных исследований, которые можно осуществить только на оборудовании медико-социальной экспертизы.

Но и здесь мы развиваем программы выездных освидетельствований, чтобы гражданину не приходилось самому приходить в бюро, если нужно личное освидетельствование.

В 2021 году до 30% экспертиз будет проведено заочно даже до перехода на электронный документооборот между медучреждениями и МСЭ. Этот целевой показатель достижим, это видно по пандемическому периоду.

При этом по мере развития механизма социального казначейства мы будем проактивно информировать граждан с инвалидностью о доступных мерах поддержки как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.