Новости

Цены на продукты будет регулировать государство

Возмущение президента Владимира Путина ростом цен на продукты может иметь масштабные последствия. На следующей неделе производители и сети могут заключить межотраслевое соглашение для сдерживания цен на сахар и масло.

Юристы напоминают, что регулировать цены может только государство, а эксперты сомневаются что мера в принципе сработает. Для регулирования рынка зерна возможно введение пошлины на экспорт пшеницы.

Но это негативно отразится на доходах участников рынка и положении РФ среди поставщиков продовольствия.

Производители продуктов питания и торговые сети могут на следующей неделе подписать соглашение, договорившись о сдерживании цен, рассказал источник “Ъ”, знакомый с обсуждением. По его словам, в первую очередь это может коснуться сахара и подсолнечного масла.

Рост цен на продукты обсуждался в четверг на совещании с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова, «Союзроссахара», Масложирового союза, Союза экспортеров зерна и других.

Подготовку соглашения для снижения цен на сахар журналистам подтвердил председатель правления «Союзроссахара» Андрей Бодин.

Параметры документа еще будут обсуждаться, говорит источник “Ъ”. Как вариант, может быть установлен предельный рекомендованный уровень отпускных и розничных цен, но решения по вопросу нет.

Основной смысл соглашения, по его словам, сделать так, чтобы «никто не нажился».

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт указывает, что закон «О защите конкуренции» позволяет заключать подобные соглашения с согласия Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Но строго говоря, право ограничения цен на социально значимые товары, да и то лишь при росте цен в рознице более чем на 30% и на ограниченный срок, имеет только государство, указывает он.

В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните», «Ленте», Metro и Ассоциации компаний розничной торговли тему не комментируют.

Президент Владимир Путин 9 декабря указал правительству на рост цен на сахар, масло, макаронные изделия и хлеб, отметив, что «все инструменты сдерживания роста цен» есть.

Премьер Михаил Мишустин 10 декабря заявил, что министерства и ведомства «своевременно не приняли меры и упустили ситуацию с ростом цен на важную продукцию». В Минсельхозе, Минпромторге и ФАС комментарии оперативно не предоставили.

Частично решить проблему власти, видимо, рассчитывают за счет повышения экспортной пошлины на подсолнечник и рапс с 6,5% до 30%, но не менее €165 за тонну.

Мера вводится с 9 января по 30 июня 2021 года: предполагается, что это сдержит рост цен на подсолнечник, рапс и продукты переработки. По данным «Совэкона», средние цены на растительное масло на прошлой неделе выросли на 1,65 тыс. руб., до 88,5 тыс. руб. за тонну с НДС, на подсолнечник — на 875 руб., до 39,9 тыс. руб. за тонну.

Михаил Мишустин, премьер РФ, 10 декабря 2020 года Почему ответственные министерства и ведомства своевременно не приняли меры и упустили ситуацию с ростом цен на важную продукцию?

Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев заявил, что предельные цены на масло в возможном соглашении с сетями указаны не будут. По его словам, после повышения пошлины сырье должно подешеветь, что позволит переработчикам снизить отпускные цены на масло.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов напоминает, что цены на масло и сахар в стране растут на фоне повышения мировых котировок и падения рубля, а установка предельных оптовых цен в принципе вряд ли сработает: либо эти цены будут ниже текущих, либо поставщики просто приостановят отгрузки.

Посыл президента и правительства услышан, отметил топ-менеджер крупного производителя сахара. Фактически компаниям предложили снижать маржу, согласен он.

Кроме того, по словам источников “Ъ”, в дополнение к ограничению экспорта пшеницы, кукурузы, ржи и ячменя с 15 февраля по 30 июня 2021 года в 17,5 млн тонн планируется установка пошлины на экспорт пшеницы.

Ее размер может быть 50% от таможенной стоимости минус 15 тыс. руб. за тонну. По данным «Совэкона», средние цены на российскую пшеницу на прошлой неделе были $255 за тонну (FOB).

По словам Андрея Сизова, помимо ухудшения положения всех участников рынка мера может негативно повлиять на приток инвестиций в отрасль, на выполнение целевых показателей экспорта и пошатнуть позиции РФ на мировом рынке, перечисляет он.

Анатолий Костырев, Никита Щуренков

Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости. Почему нельзя ввести государственное регулирование цен

Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?

Рост потребительских цен (инфляция) — объективный процесс, определяемый рядом внутренних и внешних факторов, среди которых основными являются общий уровень производства в стране, динамика обменного курса, мировой рост цен на отдельные виды товаров и услуг. Современный этап развития российской экономики характеризуется тем, что основную роль в росте потребительских цен играют немонетарные факторы.

  • Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).
  • Исключение составляют только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий — на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
  • Для проведения государственной тарифно-ценовой политики в Российской Федерации существует достаточное количество инструментов и законодательная база, которая выработана с учетом рыночных принципов развития экономики.

В отношении субъектов естественных монополий осуществляется государственное тарифное регулирование на основании законодательных и нормативных актов в сфере естественных монополий.

Контроль за деятельностью (в том числе ценообразованием) хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка в нерегулируемых сферах экономики, осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2006 г.

N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и положением о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России занимается предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В случае наличия каких-либо данных о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о возможном установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара), автор обращения имеет право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой в антимонопольный орган.

Также в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г.

N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) государственное регулирование цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров осуществляется только на основании федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти и (или) местного самоуправления.

В целях предотвращения резких колебаний цен на социально значимые товары Законом о торговле предусмотрен механизм установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен.

Согласно части 6 статьи 8 Закона о торговле перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530.

В соответствии с указанным постановлением, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, Правительство Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России вправе установить на срок не более 90 календарных дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары.

Указанный механизм фиксирования предельных розничных цен предназначен для краткосрочной стабилизации ценовой ситуации при сбое рыночных факторов ценообразования, то есть при краткосрочных дисбалансах спроса и предложения, имеющих по своей природе спекулятивный либо форс-мажорный характер. При этом он актуален только при наличии достаточных для удовлетворения спроса объемов товара либо при реализации мер по восстановлению предложения, которые не имеют мгновенного эффекта, а постепенно способствуют насыщению рынка.

Открыть полный текст документа

В госдуме подготовили поправки о регулировании цен на некоторые товары и услуги

МОСКВА, 9 марта. /ТАСС/. Профильные комитеты Госдумы подготовили и готовы внести в палату поправки, которыми предлагается установить госрегулирование цен на ряд товаров и услуг.

Об этом в среду сообщил глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн на оперативном совещании «Единой России» по обсуждению мер обеспечения социально-экономической стабильности, предложенных региональными отделениями партии.

«Партии необходимо занять принципиальную позицию, а именно предложить законодательные инициативы, которые позволят установить механизм регулирования конкретных цен», — сказал он. Такая законодательная инициатива профильными комитетами уже на сегодняшний день подготовлена и «может быть внесена при положительном решении в любой момент», добавил Хинштейн.

По словам парламентария, в перечень таких товаров могут и должны войти в том числе продукты питания, детские товары, строительные материалы, сельхозудобрения, сельхозтехника и запчасти к ней, бытовая химия, зоотовары, лекарства, медикаменты.

Формирование полного перечня товаров Хинштейн предложил «передать на уровень правительства».

Как отметил политик, в этом вопросе также следует учесть уже имеющийся опыт ограничительных мер в период пандемии, когда был принят закон о праве правительства фиксировать цены на лекарства и медицинские изделия.

Причины роста цен

В свою очередь замглавы комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина в ходе совещания отметила, что рост цен на товары становится сегодня главной проблемой. «Есть объективные (причины — прим.

ТАСС), когда производитель больше не может сдерживать цены на конечную продукцию из-за постоянного роста себестоимости», — отметила Школкина.

По ее словам, рост цен по таким причинам наблюдается в хлебопекарной и молочной промышленности.

Однако, по ее словам, нельзя «не учитывать такой фактор, как цены на мировом рынке, которые растут в стремительной прогрессии, особенно на пшеницу».

Кроме того, нередко встречаются ситуации, когда предприятия начинают необоснованно перекладывать будущие издержки на выпускаемую продукцию, «в том числе пользуясь своим практически монопольным положением на рынке, как, например, по гречихе», добавила депутат.

«Есть и такой фактор, который влияет на рост цен, — розничные сети, которые по-прежнему наживаются на наших аграриях и делают беспрецедентные наценки на продовольствие. Этот факт есть, мы его подтверждаем.

Например, на социально значимые товары есть договоренность — наценка должна составлять не более 5%, но вместе с тем сети иногда делают от 30% до 46%, это, конечно, абсолютно неправильно.

Нужно на это обратить особое внимание», — подчеркнула Школкина.

В думе предложили ввести регулирование цен на важнейшие товары. что будет с ценами на продукты после введения антироссийских санкций

В Госдуме подготовили поправки, которые должны обеспечить госрегулирование цен на некоторые товары и услуги. Инициатива задумана профильными думскими комитетами, поправки они готовы внести, сообщил глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.

По словам депутата, инициатива может затрагивать продукты питания, детские товары, строительные материалы, сельхозудобрения, сельхозтехнику и запчасти к ней, бытовую химию, зоотовары, лекарства, медикаменты.

Конкретный полный перечень товаров, считает Хинштейн, может быть сформирован на уровне правительства. Он также предложил учесть опыт ограничений периода коронавирусного кризиса, когда был принят закон о возможности зафиксировать цены на лекарства и медицинские изделия.

Глава правительства России Михаил Мишустин, в свою очередь, ранее заявил, что кабмин разработал план для стабилизации экономики России.

Меры, по его словам, нужны «для ускоренной адаптации к сложившейся ситуации, поддержке наших граждан и предприятий в период турбулентности».

Соответствующие решения принимаются на фоне экономических санкций со стороны Запада, последовавших за объявленной президентом России Владимиром Путиным военной операцией, целью которой называлась «демилитаризация и денацификация» Украины.

Читайте еще :  Росстат меняет методику расчета инфляции с января 2022 года

В россии начали расти цены на продукты — ритейлеры принимают меры для борьбы со спекулянтами

После начала российской спецоперации на Украине и последовавших санкций в России начали расти цены, в том числе на продовольствие. Для борьбы со спекулянтами «Магнит» ввел ограничения на продажу сахара, гречки и курицы в одни руки. Аналогичное решение принял «Ашан».

5 марта X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик» и интернет-магазин Vprok.ru) объявила, что вводит ограничение на большие закупки некоторых товаров, в частности сахара, гречневой крупы и подсолнечного масла.

Что будет происходить с ценами на продукты после введения антироссийских санкций

Россиянам объяснили, что будет происходить с ценами на продукты после введения антироссийских санкций. О мерах регулирования рассказали на сервисе «Объясняем.рф».

«Федеральная антимонопольная служба России внимательно следит за ценами. Запрещены необоснованное повышение цен, злоупотребление доминирующим положением на рынке, картельные и ценовые сговоры», – говорится в сообщении.

В случае выявления нарушений законодательства ФАС может направить предостережение или возбудить антимонопольное дело.

Также многие торговые сети приняли добровольные обязательства по ограничению наценок на отдельные виды необходимых продуктов. Для контроля за регулированием цен ФАС запустила горячую линию, с помощью которой россияне могут сообщить о росте цен на продукты в сетевых магазинах.

Читайте еще :  В какую криптовалюту инвестировать?

Глава правительства России Михаил Мишустин также подписал постановление, которое предусматривает возможность использования средств госфонда.

Если цены вырастут более чем на 10 % по сравнению со средней ценой, фонд сможет продавать эту продукцию, стабилизируя ситуацию на рынке.

В ближайшее время Минсельхоз, Минэкономразвития, Минфин и ФАС составят список компаний, которые смогут покупать такие продукты у государства, сообщается на «Объясняем.рф».

В союзе потребителей назвали подводные камни госрегулирования цен на продукты и товары

9 марта 2022, 20:10 — Общественная служба новостей — ОСН

На оперативном совещании Госдумы, посвященном выработке мер и контрмер противодействия санкциям против России для поддержки социально-экономической стабильности, предложили законодательно закрепить цены на социально значимые товары. К данной продукции относятся продукты, лекарства, детские товары, стройматериалы, бытовая химия, зоотовары. Об этой идеи заявил Александр Хинштейн.

Председатель Союза потребителей РФ, председатель совета директоров Союза участников потребительского рынка Петр Шелищ заявил Общественной службе новостей, что данное решение может привести к разорению предприятий и дефициту продуктов.

«К социально значимым продуктам относятся 25 категорий и в том числе есть основные продукты. Если они это сделают, то все остановится. То, что сейчас есть на прилавках, народ раскупит, но через месяц станет ясно, что пищевая промышленность ничего не поставляет. Она не может поставлять по таким ценам, которые могут зафиксировать.

Ясно же, что если торговая сеть обязана продать за 100 рублей, то она не может купить у поставщика за 110 рублей. За счет чего компания будет оплачивать заработную плату своим сотрудникам? В торговой наценке меньше всего сидит прибыль. У крупнейшей в России сети х5 прибыль примерно 1,5%.

Если законодатель скажет продавать народу товар за 100, а поставщик не может поставить меньше чем за 80, его продукт торговля покупать не будет. Она тихо закроется. А поставщик закроется чуть позднее, когда продаст запасы на складе. Но скоро запасов не будет, они мгновенно уйдут при нынешней ситуации.

Пока заводы придерживают продукцию, но еще немного и держать будет нечего», -сообщил он.

Также председатель Союза потребителей РФ объяснил, что при появлении фиксированной цены рыночной экономики не станет и следующим шагом может послужить национализация собственности.

«Фиксированные цены на товары, это значит, что сегодня фиксировали, а завтра придётся выпускать товар по этой цене. Сейчас закон не заставляет выпускать продукцию так. Сегодня у нас рыночная экономика. Основа рыночной экономики— это свободное ценообразование. Если есть фиксированная цена, это уже не рынок, это первый шаг к его ликвидации.

Производить по фиксированным ценам никто не станет и не захочет. Как можно заставить что-то делать собственника? Да! В военное время такое было, американцы в 42-ом году стали поставлять Англии разные продукты. Америка обязала 100 тысяч предприятий производить то, что нужно. Но это в условиях военного времени.

У нас военное время не объявлено! Если это не военное время, то следующим шагом может быть национализация собственности», -заявил Петр Шелищ.

Ранее сообщалось, что за прошлую неделю в России сильнее остальных продуктов подорожали помидоры, бананы, сахар и капуста.

Чем опасно сдерживание цен на продукты в России. Объясняют эксперты

Анастасия Целых, редактор

Ещё в декабре эксперты предупреждали об опасности госрегулирования цен на сахар и растительное масло, которые взлетели на рекордные 65% и 26%.

Сейчас, когда власти заморозили цены на эти товары, стоимость на другие базовые продукты взлетела выше инфляции, отметили опрошенные «Секретом» эксперты.

К чему может привести желание снизить стоимость продуктов — в разборе «Секрета фирмы».

В декабре 2020 года президент Владимир Путин раскритиковал правительство за взвинчивание цен на базовые продукты: сахар и подсолнечное масло — и призвал не допустить дефицита как во времена СССР.

В ответ правительство отрапортовало, что сахара в России достаточно, хоть цены и растут. «А как достаточно, если на 75% рост (цен)? Или подсолнечное масло — что, у нас семечек нет?» — удивлялся президент.

Но хотя глава государства прямо сказал о том, что его лично задевает рост цен на базовые продукты, это не привело к должным результатам. Правительство запретило повышать стоимость сахара и подсолнечника, после чего рост цен на эти продукты вроде как приостановился. Но в целом базовые продукты к январю 2021 года подорожали выше уровня инфляции.

Цены на пшеницу взлетели за первую рабочую неделю 2021 года на 3,5%, а макароны подорожали на 8%. Как итог, Владимир Путин пригласил чиновников вновь обсудить эту проблему. А правительство задумалось о том, чтобы распространить жёсткое регулирование цен на зерно, макароны, яйца и картофель.

Производители и сами думают о том, как снизить стоимость товаров. Так, представители Картофельного союза предложили российским торговым сетям пустить в продажу корнеплоды мелкого калибра. Они будут стоить в среднем на 20% дешевле.

Опрошенные «Секретом» производители товаров поспорили о том, насколько целесообразен госконтроль за ценами на базовые продукты. Так, президент производителя сыра ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев считает, что госрегулирование не в состоянии остановить рост цен.

«У бизнеса есть понятия себестоимости и прибыли. Если себестоимость растёт, как можно остановить рост цен на продукцию? Экономика в сельском хозяйстве, например, более чем на 50% ориентирована на курс доллара, а доллар за год вырос на 30%», — объяснил он «Секрету».

ГК «Кабош» закупает сельскохозяйственную технику и ингредиенты для производства сыров за границей. Все цены привязаны к евро и доллару. Кроме того, в стране ежегодно растут коммунальные тарифы — на газ и на свет. Поэтому государство может временно сдержать рост цен, но потом это может вызвать ещё более резкий скачок цен.

Гендиректор племенного хозяйства «Лазаревское» Кристина Романовская, напротив, считает, что госрегулирование — это единственный способ остановить рост цен. По крайней мере до тех пор, пока продукты питания стоят гораздо дороже, чем могут продаваться на рынке.

гендиректор племенного хозяйства «Лазаревское»

Другой вопрос: чем госрегулирование опасно? Тем, что село и так остаётся без внимания.

Развивать село, вводить современные технологии, привлекать профессиональные кадры — всё это невозможно сделать без стабильного дохода.

Откуда ему взяться, если, регулируя цены, государство постоянно пытается лишить сельхозпроизводителей дополнительного дохода, который можно инвестировать и в кадры, и в технологию, и в автоматизацию?

Единственный способ снизить цены — внедрить эффективную систему субсидирования, как принято во многих странах мира, считает Романовская. Всё, что касается инвестиций и базовых продуктов, должно быть субсидировано государством.

Как такая схема может работать на практике, объяснил инвестбанкир Евгений Коган. С одной стороны, государство, вводя вывозные госпошлины, забирает деньги у тех, кто продаёт за границу.

«Они и так хорошо зарабатывают, мировые цены на пшеницу на исторических максимумах и прибыли производителей (даже в условиях роста вывозных пошлин) очень неплохие», — говорит Коган.

С другой — направляет эти средства тем производителям, которые продают товар в России по более низким ценам.

В то же время, если правительство примет решение о дальнейшем вмешательстве в формирование рыночных цен, это даст предпосылки для перехода к плановой экономике, прогнозирует руководитель E.M.Finance Евгений Марченко.

«Мы с вами видели в Советском Союзе, к чему привела регулируемая экономика. Государство может диктовать цены бизнесу, но к чему это приведёт? К тому, что бизнес просто не выживет», — отметил Матвеев.

Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что регулировать цены можно с помощью малого числа налоговых проверок и низких банковских ставок. «В Европе они составляют 1–3%, в Америке — от 0,25%, а у нас — от 10% и выше. То есть влиять на цены можно и с помощью рыночных механизмов», — добавил Матвеев.

Ещё один вариант — внедрить новых игроков на рынок, чтобы увеличить предложение, тем самым снизив цены, отметил аналитик TradingView Игорь Кучма.

Снизить цены можно и с помощью госрегулирования, но ограниченного и чётко определённого, резюмировал директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Госрегулирование цен — это последняя мера в арсенале, говорит Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей. «То же самое, что и с зубом: если за ним не ухаживать, не удалять налёт, то рано или поздно придётся удалять», — пояснил он.

Как и следовало ожидать, решение о регулировании цен на сахар и подсолнечное масло простимулировало ускоренный рост цен на другие продовольственные товары, отметил Игорь Николаев. В результате в январе 2021 года пришлось решать новые ценовые проблемы.

директор Института стратегического анализа ФБК

Всё больше товаров охватываются весьма спорным ценовым регулированием. Если не изменить эту порочную практику, то нам будет грозить товарный дефицит. У нас, конечно, кривоватенькая, но рыночная экономика. Подобное ценовое регулирование способно сделать из неё полного инвалида.

О том, что ограничение цен может привести к уходу производителей с рынка и дефициту на продукты, предупреждает и аналитик TradingView Игорь Кучма. «Рыночная экономика не терпит вмешательства.

В итоге производители предпочитают экспортировать продукт, а не продавать на местном рынке. В этом случае государство может пойти дальше и ввести ограничения на экспорт.

Это, конечно же, сыграет не на пользу сектора», — уточнил он.

Пока же правительство балансирует между вмешательством в цены на одни продукты и рыночным регулированием стоимости других, резюмировал Евгений Марченко. Но это равновесие крайне и крайне хрупкое.

Агентство «Москва»/Денис Воронин

а’ а аОббаИаИ аГаОб‚аОаВбб‚ аЗаАаКаОаН аО б‚аОб‚аАаЛбŒаНаОаМ аГаОбб€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИаИ б†аЕаН аНаА аПб€аОаДбƒаКб‚б‹ | 14.08.21

а аОббаИаЙбаКаИаЕ аВаЛаАбб‚аИ аГаОб‚аОаВбб‚ аПаАаКаЕб‚ аОб‚б‡аАбаНаНб‹б… аМаЕб€, б‡б‚аОаБб‹ аЗаАб‚аОб€аМаОаЗаИб‚бŒ аПб€аОаДаОаВаОаЛбŒбб‚аВаЕаНаНбƒбŽ аИаНб„аЛбб†аИбŽ, б€аАаЗаОаГаНаАаВбˆбƒбŽбб аДаО аМаАаКбаИаМбƒаМаА аЗаА 6 аЛаЕб‚ аИ аВб‹аВаОаДбб‰бƒбŽ аГб€аАаЖаДаАаН аИаЗ аГаИаПаНаОаЗаА ТЋбб‚аАаБаИаЛбŒаНаОбб‚аИТЛ аНаАаКаАаНбƒаНаЕ аВб‹аБаОб€аОаВ аВ а”бƒаМбƒ.

  • т€ЈаЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаАб аАаНб‚аИаМаОаНаОаПаОаЛбŒаНаАб баЛбƒаЖаБаА б€аАаЗб€аАаБаАб‚б‹аВаАаЕб‚ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚, б€аАббˆаИб€ббŽб‰аИаЙ аПб€аАаКб‚аИаКбƒ аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаГаО б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИб б†аЕаН аНаА аПб€аОаДбƒаКб‚б‹ аПаИб‚аАаНаИб.
  • аŸаОаДаПаИбб‹аВаАаЙб‚аЕббŒ аНаА Finanz.ru аВ Telegram
  • аšаАаК баОаОаБб‰аАаЕб‚ Forbes, аВаЕаДаОаМбб‚аВаО б…аОб‡аЕб‚ аДаИб€аЕаКб‚аИаВаНаО аОаГб€аАаНаИб‡аИаВаАб‚бŒ ТЋаНаАб†аЕаНаКбƒТЛ аПб€аИ аПб€аОаДаАаЖаЕ аПб€аОаДаОаВаОаЛбŒбб‚аВаИб аНаАбаЕаЛаЕаНаИбŽ.
  • ааОаВб‹аЕ аМаЕб€б‹ аОаБббƒаЖаДаАаЛаИббŒ аНаА баОаВаЕб‰аАаНаИаИ аЄааЁ аИ б€аИб‚аЕаЙаЛаЕб€аОаВ, аКаОб‚аОб€аОаЕ баОбб‚аОбаЛаОббŒ 13 аАаВаГбƒбб‚аА аОаДаНаОаВб€аЕаМаЕаНаНаО б б€аЕаЙаДаАаМаИ, аПб€аОаВаЕаДаЕаНаНб‹аМаИ аПб€аЕаДбб‚аАаВаИб‚аЕаЛбаМаИ баЛбƒаЖаБб‹ аВ аМаАаГаАаЗаИаНаАб… аИ ббƒаПаЕб€аМаАб€аКаЕб‚аАб….

аЂаОб€аГаОаВб‹аМ баЕб‚баМ аБб‹аЛаО аПб€аЕаДаЛаОаЖаЕаНаО ТЋбаКаОб€б€аЕаКб‚аИб€аОаВаАб‚бŒ аНаАб†аЕаНаКбƒТЛ аДаОаБб€аОаВаОаЛбŒаНаО, аА баАаМаО баОаВаЕб‰аАаНаИаЕ аНаОбаИаЛаО ТЋаНб€аАаВбб‚аВаЕаНаНаО-аПаОаЛаИб‚аИб‡аЕбаКаИаЙ б…аАб€аАаКб‚аЕб€ТЛ, б€аАббаКаАаЗаАаЛ Forbes аИбб‚аОб‡аНаИаК, аЗаНаАаКаОаМб‹аЙ б аДаЕб‚аАаЛбаМаИ аВбб‚б€аЕб‡аИ. аŸаО аЕаГаО баЛаОаВаАаМ, аК баЛаЕаДбƒбŽб‰аЕаЙ аНаЕаДаЕаЛаЕ б€аИб‚аЕаЙаЛаЕб€б‹ аДаОаЛаЖаНб‹ аПб€аЕаДбб‚аАаВаИб‚бŒ аПаЕб€аЕб‡аЕаНбŒ б‚аОаВаАб€аОаВ аИ аМаЕб‚аОаДаИаКбƒ аКаОб€б€аЕаКб‚аИб€аОаВаКаИ аНаАб†аЕаНаОаК.

а’аНаЕаПаЛаАаНаОаВб‹аЕ аПб€аОаВаЕб€аКаИ, аПб€аОаВаЕаДаЕаНаНб‹аЕ аЄааЁ, аПаОаКаАаЗаАаЛаИ: аПбˆаЕаНаО аПб€аОаДаАаЕб‚бб б аНаАб†аЕаНаКаОаЙ 44%, баВаЕаКаЛаА — 41%, б‡аАаЙ — 40%, б€аЖаАаНаОаЙ б…аЛаЕаБ — 30%.

а’аЕаДаОаМбб‚аВаО аИб‰аЕб‚ аПб€аИаЗаНаАаКаИ аКаАб€б‚аЕаЛбŒаНаОаГаО баГаОаВаОб€аА б б†аЕаЛбŒбŽ аПаОаВб‹бˆаЕаНаИб аИ бƒаДаЕб€аЖаАаНаИб б†аЕаН, аНаАаКаАаЗаАаНаИаЕаМ аЗаА аКаОб‚аОб€аОаЕ аМаОаЖаЕб‚ бб‚аАб‚бŒ бˆб‚б€аАб„ аВ б€аАаЗаМаЕб€аЕ 15% аВб‹б€бƒб‡аКаИ, аИаЛаИ 600 аМаЛб€аД б€бƒаБаЛаЕаЙ аВ аПаЕб€аЕбб‡аЕб‚аЕ аНаА аОаБаОб€аОб‚ аКб€бƒаПаНаЕаЙбˆаИб… б€аИб‚аЕаЙаЛаЕб€аОаВ, аВаКаЛбŽб‡аАб X5, ТЋаœаАаГаНаИб‚ТЛ, ТЋа›аЕаНб‚бƒТЛ аИ ТЋаšаАб€бƒбаЕаЛбŒТЛ.

ТЋаЃаЖаЕ аЕбб‚бŒ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚б‹ аИ аПаОбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаИаЕ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аПаОаЗаВаОаЛббŽб‚ б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАб‚бŒ б†аЕаНб‹, — б€аАббаКаАаЗб‹аВаАаЕб‚ аИбб‚аОб‡аНаИаК Forbes, аБаЛаИаЗаКаИаЙ аК аОаДаНаОаМбƒ аИаЗ бƒб‡аАбб‚аНаИаКаОаВ баОаВаЕб‰аАаНаИб. — ааО аВаОб‚ б аНаАб†аЕаНаКаАаМаИ аВ баЕб‚бб… аПб€аАаКб‚аИб‡аЕбаКаИ аНаЕаВаОаЗаМаОаЖаНаО б бŽб€аИаДаИб‡аЕбаКаОаЙ б‚аОб‡аКаИ аЗб€аЕаНаИб баЕаЙб‡аАб б‡б‚аО-б‚аО аДаЕаЛаАб‚бŒТЛ.

а аИб‚аЕаЙаЛаЕб€б‹ б аНаЕаГаОаДаОаВаАаНаИаЕаМ аВаОбаПб€аИаНбаЛаИ аНаОаВб‹аЕ бˆаАаГаИ аВ аНаАаПб€аАаВаЛаЕаНаИаИ баОаВаЕб‚баКаОаЙ аМаОаДаЕаЛаИ аКаОаНб‚б€аОаЛб аЗаА б†аЕаНаАаМаИ.

ТЋа аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИаЕ б†аЕаНаОаОаБб€аАаЗаОаВаАаНаИб — бб‚аО аПаАаГбƒаБаНаАб аИбб‚аОб€аИб аДаЛб б‚аОб€аГаОаВаЛаИ аВ б†аЕаЛаОаМ, аПаОбаКаОаЛбŒаКбƒ аКаОаГаДаА б‚б‹ б„аИаКбаИб€бƒаЕбˆбŒ аМаИаНаИаМаАаЛбŒаНб‹аЕ аНаАб†аЕаНаКаИ аНаА аКаАаКбƒбŽ-аЛаИаБаО аПб€аОаДбƒаКб†аИбŽ, б‚аО аЕаЕ аНбƒаЖаНаО аКаОаМаПаЕаНбаИб€аОаВаАб‚бŒ аВ б‡аЕаМ-б‚аО аДб€бƒаГаОаМТЛ, — аГаОаВаОб€аИб‚ аПб€аЕаДбб‚аАаВаИб‚аЕаЛбŒ аКб€бƒаПаНаОаЙ б‚аОб€аГаОаВаОаЙ баЕб‚аИ.

ТЋаšб€аОаМаЕ б‚аОаГаО, бб‚аО аМаЕбˆаАаЕб‚ аДаОаГаОаВаОб€аЕаНаНаОбб‚баМ б аПаОбб‚аАаВб‰аИаКаАаМаИТЛ, — баЕб‚бƒаЕб‚ аОаН.

аŸаО аДаАаНаНб‹аМ а аОббб‚аАб‚аА, аНаА аКаОаНаЕб† аИбŽаЛб б‚аЕаМаПб‹ б€аОбб‚аА б†аЕаН аНаА аПб€аОаДбƒаКб‚б‹ аВ а аОббаИаИ аДаОбб‚аИаГаАаЛаИ 8,14%, аА аОаБб‰аАб аПаОб‚б€аЕаБаИб‚аЕаЛбŒбаКаАб аИаНб„аЛбб†аИб баОбб‚аАаВаИаЛаА 6,46%. аŸб€аИ бб‚аОаМ баАаМаИ аГб€аАаЖаДаАаНаЕ аОб†аЕаНаИаВаАбŽб‚ б€аОбб‚ б†аЕаН аПаОб‡б‚аИ аВ 15%, аА аКаАаЖаДб‹аЙ аПбб‚б‹аЙ бб‡аИб‚аАаЕб‚, б‡б‚аО аВ бб‚б€аАаНаЕ аБбƒбˆбƒаЕб‚ аГаИаПаЕб€аИаНб„аЛбб†аИб аВ 30% аИ аВб‹бˆаЕ.

аЁб‚б€аЕаМаИб‚аЕаЛбŒаНаО аДаОб€аОаЖаАбŽб‰аИаЕ аПб€аОаДбƒаКб‚б‹ аПб€аОаЖаИаГаАбŽб‚ аКаАб€аМаАаНб‹ аБаЕаДаНаЕбŽб‰аИаМ баЕаМбŒ аЛаЕб‚ аПаОаДб€баД аЛбŽаДбаМ, б‡бŒаИ аДаОб…аОаДб‹ б€бƒб…аНбƒаЛаИ аДаО бƒб€аОаВаНаЕаЙ 10-аЛаЕб‚аНаЕаЙ аДаАаВаНаОбб‚аИ аИ аПб€аОаДаОаЛаЖаАбŽб‚ баНаИаЖаАб‚бŒбб аВаОаПб€аЕаКаИ аПаЛаАаНаАаМ баОаВаЕб€бˆаИб‚бŒ б€б‹аВаОаК аИ аПб€аОб€б‹аВ.

а—аА аГаОаД б…аЛаЕаБ бб‚аАаЛ аДаОб€аОаЖаЕ аНаА 7,8% аКб€бƒаПб‹ — аНаА 7,6%, аМаАаКаАб€аОаНб‹ — аНаА 8,2%, аМббаО — аНаА 11,4%, аКбƒб€бб‚аИаНаА — аНаА 18,9%, б€б‹аБаА — аНаА 14,7%, аПаОаДбаОаЛаНаЕб‡аНаОаЕ аМаАбаЛаО — аНаА 27,3%, баЙб†аА — аНаА 18,4%, баАб…аАб€ — аНаА 41,3%.

аЁб‚б€аЕаМаИб‚аЕаЛбŒаНаОаЕ бƒбаКаОб€аЕаНаИаЕ аИаНб„аЛбб†аИаИ аПаОб€аОаДаИаЛаО аВ аОаБб‰аЕбб‚аВаЕ аЗаАаПб€аОб аНаА аВаОаЗб€аОаЖаДаЕаНаИаЕ баОаВаЕб‚баКаОаЙ аМаОаДаЕаЛаИ бƒаПб€аАаВаЛаЕаНаИб баКаОаНаОаМаИаКаОаЙ.

аŸб€аОаВаЕаДаЕаНаНб‹аЙ аВ аИбŽаЛаЕ аОаПб€аОб аЃаНаИаВаЕб€баИб‚аЕб‚аА ТЋаЁаИаНаЕб€аГаИбТЛ аПаОаКаАаЗаАаЛ, б‡б‚аО 20,1% бб‡аИб‚аАбŽб‚ аНаЕаОаБб…аОаДаИаМб‹аМ аВаВаЕбб‚аИ аПб€баМаОаЕ аГаОбб€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИаЕ б†аЕаН б‚аОаВаАб€аОаВ аВ аМаАаГаАаЗаИаНаАб….

а•б‰аЕ 24,9% бб‡аИб‚аАбŽб‚, б‡б‚аО аДаЛб бб‚аАаБаИаЛаИаЗаАб†аИаИ аИаНб„аЛбб†аИаИ аНбƒаЖаНаО ТЋаБаОб€аОб‚бŒбб баО баПаЕаКбƒаЛбаНб‚аАаМаИТЛ.

аžб€аИаЕаНб‚аИб€аОаВаАаНаНб‹аМ аНаА аЁаЁаЁа  аЛбŽаДбаМ аПб€аОб‚аИаВаОбб‚аОаИб‚ аПб€аИаМаЕб€аНаО б‚аАаКаАб аЖаЕ аПаО б‡аИбаЛаЕаНаНаОбб‚аИ аГб€бƒаПаПаА, аВб‹бб‚бƒаПаАбŽб‰аАб б аПаОаЗаИб†аИаЙ б€б‹аНаОб‡аНаОаЙ баКаОаНаОаМаИаКаИ.

аЂаАаК, 25,8% аЗаАбаВаИаЛаИ, б‡б‚аО аДаЛб бб‚аАаБаИаЛаИаЗаАб†аИаИ аИаНб„аЛбб†аИаИ аНаЕаОаБб…аОаДаИаМаО аОаГб€аАаНаИб‡аЕаНаИаЕ аМаОаНаОаПаОаЛаИаЙ (19,2%), аА аЕб‰аЕ 25,8% бб‡аИб‚аАбŽб‚, б‡б‚аО аКаЛбŽб‡аЕаВаАб аПб€аОаБаЛаЕаМаА — аНаЕ аВ б†аЕаНаАб…, аА аВ аНаИаЗаКаИб… аДаОб…аОаДаАб….

аžаНаИ аПб€аЕаДаЛаАаГаАбŽб‚ ТЋаПаОаВб‹баИб‚бŒ аЗаАб€аАаБаОб‚аНбƒбŽ аПаЛаАб‚бƒ аНаА бƒб€аОаВаЕаНбŒ аИаНб„аЛбб†аИаИТЛ.

ааАаКаОаНаЕб†, 6,1% аПб€аЕаДаЛаОаЖаИаЛаИ баНаИаЗаИб‚бŒ аНаАаЛаОаГаИ, аА 3,8% — баКаОб€б€аЕаКб‚аИб€аОаВаАб‚бŒ аКаЛбŽб‡аЕаВбƒбŽ бб‚аАаВаКбƒ б†аЕаНб‚б€аОаБаАаНаКаА.

аœаАб‚аЕб€аИаАаЛб‹ аПаО б‚аЕаМаЕ

а˜аЗаОаБб€аАаЖаЕаНаИаЕ: RIA Novosti

Будем есть «ножки Байдена»? Чем грозит новое госрегулирования цен

Напуганные стремительными подорожанием продуктов питания перед выборами в Госдуму, власти готовят закон, расширяющий практику государственного регулирования цен на продукты питания

Как известно, Федеральная антимонопольная служба России начала за проверку крупных торговых сетей, в том числе, «Пятерочки», «Перекрестка», «Карусели», «Ленты» и «Магнита», чтобы оценить ценообразование этих торговых сетей и выяснить причины роста стоимости товаров.

Причиной проверки стал резкий рост на продукты и бытовые товары в последние полгода. Продовольственные товары с начала года подорожали на 8-9%, и по всей цепочке – от поля до прилавка – субъекты потребительского рынка спихивают друг на друга причины повышения цен.

По данным Росстата, на конец июля темпы роста цен на продукты в России достигали 8,14%, а общая потребительская инфляция составила 6,46%. При этом сами граждане оценивают рост цен почти в 15%, а каждый пятый считает, что в стране бушует гиперинфляция в 30% и выше, пишет Finanz.ru со ссылкой на Forbes.

Стремительно подорожание продуктов сильно сказывается на жизни беднеющего семь лет подряд населения страны, чьи доходы рухнули до уровней 10-летней давности и продолжают снижаться вопреки планам совершить рывок и прорыв.

За год хлеб стал дороже на 7,8% крупы — на 7,6%, макароны — на 8,2%, мясо — на 11,4%, курятина — на 18,9%, рыба — на 14,7%, подсолнечное масло — на 27,3%, яйца — на 18,4%, сахар — на 41,3%.

Внеплановые проверки, показали: пшено продается с наценкой 44%, свекла — 41%, чай — 40%, ржаной хлеб — 30%. Ведомство ищет признаки картельного сговора с целью повышения и удержания цен, наказанием за которое может стать штраф в размере 15% выручки, или 600 млрд рублей в пересчете на оборот крупнейших ритейлеров.

Ускорение инфляции породило в обществе запрос на возрождение советской модели управления экономикой. Проведенный в июле опрос Университета «Синергия» показал, что 20,1% считают необходимым ввести прямое госрегулирование цен товаров в магазинах. Еще 24,9% считают, что для стабилизации инфляции нужно «бороться со спекулянтами».

Ориентированным на СССР людям противостоит примерно такая же по численности группа, выступающая с позиций рыночной экономики. Так, 25,8% заявили, что для стабилизации инфляции необходимо ограничение монополий (19,2%), а еще 25,8% считают, что ключевая проблема — не в ценах, а в низких доходах. Они предлагают «повысить заработную плату на уровень инфляции».

Наконец, 6,1% предложили снизить налоги, а 3,8% — скорректировать ключевую ставку Центробанка.

Журналист Павел Пряников пишет по поводу проверки ФАС:

«Думаю, много интересного узнаем о ценообразовании в крупных торговых сетях. Главное, чтобы ФАС выложила в открытый доступ эту информацию. Но по крохам той информации, что была раньше, кое-что уже можно прогнозировать из выводов. Например, весной 2020 года ФАС проверяла сеть «Магнит».

Тогда выяснилось, что «торговая наценка на гречневую крупу торговой марки «Увелка» в сети «Магнит» превышала 200%» (помните, тогда был краткий период ажиотажной скупки круп из-за боязни локдауна). А в декабре 2020 года проверка ценообразования красной рыбы (нерка, кета, лосось и т.д.

) показала, что в крупных торговых сетях наценка на неё была 100-130%.

Не удивлюсь, что в этот раз выяснится то, что похожие наценки существуют для десятков видов продовольствия…»

В связи с этой ситуацией, журналистам стало известно, что российские власти готовят пакет радикальных мер, чтобы затормозить разогнавшуюся перед выборами в Госдуму до 6-летнего максимума продовольственную инфляцию.

ФАС разрабатывает законопроект, расширяющий практику государственного регулирования цен на продукты питания. Forbes сообщает, что ведомство хочет директивно ограничивать «наценку» при продаже продовольствия населению.

Новые меры обсуждались на совещании ФАС и ритейлеров, на котором торговым сетям было предложено «скорректировать наценку» добровольно, а само совещание носило «нравственно-политический характер». К следующей неделе ритейлеры должны представить перечень товаров и методику корректировки наценок.

«Уже есть законопроекты и постановление правительства, которые позволяют регулировать цены, — рассказывает источник Forbes. — Но вот с наценками в сетях практически невозможно с юридической точки зрения сейчас что-то делать».

Не секрет, что ритейлеры с негодованием восприняли новые шаги в направлении советской модели контроля за ценами.

«Регулирование ценообразования — это пагубная история для торговли в целом, поскольку когда ты фиксируешь минимальные наценки на какую-либо продукцию, то ее нужно компенсировать в чем-то другом.

Кроме того, это мешает договоренностям с поставщиками», — говорит представитель крупной торговой сети.

Общественный деятель Вера Афанасьева комментирует эту новость:

«Первыми с чёрного хода отовариваются сотрудники райкома партии и члены Народного Контроля, после чего магазин закрывается на учёт».

В России готовят закон о тотальном госрегулировании цен на продукты.

За тотальным госрегулированием непременно идут рост теневой экономики, снижение качества и дефицит продуктов.

А следом — талоны (QR-коды?) на покупку еды.

Ну, и «ножки Буша» не за горами — пардон, ножки Байдена. Если в этот раз пришлют.

Старую макаку новым трюкам не научишь…»

Как государство регулирует цены

Регулируемые цены — это тарифы, которые устанавливаются госорганами. Госрегулирование необходимо для контроля над ценообразованием в различных экономических сферах.

Экономические теоретики разъясняют, должно ли государство регулировать цены, — да, вмешательство государства необходимо для формирования уровней и структуры цен, их динамики, утверждения порядка ценообразования.

Методы ценового госрегулирования — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

По сути, на способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние факторы различного характера:

  • национальные;
  • политические;
  • климатические;
  • сырьевые;
  • трудовые.

Главными инструментами государственного регулирования ценообразования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством.

Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.

Нормативно ценовая политика государства определяется:

В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государственного ценообразования в Российской Федерации.

Как регулируется стоимость

Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами, и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры. А фиксация цен применяется, когда нужна твердая стоимость, одинаковая для всех.

В экономической теории приводятся пояснения, какие виды фиксированных цен может устанавливать государство и для чего это делается: фиксация требуется для восстановления рыночного равновесия, устранения несовершенств отдельных рынков, для борьбы с инфляцией и безработицей, для конкурентоспособности страны на международных рынках.

Для фиксации вводят поддерживающие и потолочные цены:

  1. Поддерживающие — минимальная стоимость, которую устанавливают на товары в избытке и на продукцию, склонную к перепроизводству.
  2. Потолочные — максимальная стоимость на дефицитные товары.

Выделяют косвенные и прямые методы госрегулирования. Фактически к методам прямого регулирования цен можно отнести:

  • установление ФЦ;
  • установление РЦ;
  • определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
  • ценовое декларирование;
  • замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.

И если к прямым мерам государственного регулирования цен относится утверждение фиксированных и регулируемых тарифов, то косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.

Примеры

Самым ярким примером является ценовое госрегулирование на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.

Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил для обоснования НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017).