Новости

Права пассажиров при задержке или отмене авиарейсов: разъяснения генпрокуратуры

Авиакомпании нередко задерживают или переносят рейсы (особенно чартерные). В каких случаях турист может рассчитывать на компенсацию и на какую? И что нужно предпринять, чтобы получить компенсацию? Отвечает эксперт Роскачества

Права пассажиров при задержке или отмене авиарейсов: разъяснения Генпрокуратуры

Наталия Старостина

председатель Совета московского отделения Объединения потребителей России.

Неважно, каким рейсом вы летите. В случае задержки каждый пассажир имеет право на получение определенного комплекса услуг на время задержки, выплату компенсации и возмещение убытков в полном объеме. Отличается лишь размер компенсации и условия ее выплаты, что зависит от страны вылета и прилета, а также местонахождения авиакомпании.

При задержке рейса (вне зависимости от вида перевозки) требуйте у сотрудников авиакомпании поставить в авиабилете отметку о задержке рейса и выдать вам справку с указанием причины задержки.

И тот и другой документ будет доказательством обоснованности ваших требований в дальнейшем.

Авиабилет, справку и посадочный талон нужно сохранить до удовлетворения перевозчиком ваших требований. 

или международной, в страны, не входящие в Евросоюз

В этом случае размер компенсации установлен ст. 120 Воздушного кодекса РФ и составляет 25 % от МРОТ за каждый час задержки рейса, но не более 50 % от стоимости билета.

Чтобы получить компенсацию вам необходимо в течение 6 месяцев со дня задержки рейса обратиться в авиакомпанию с письменной претензией (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ), в которой надо указать следующее:

  • наименование перевозчика (юридического лица), фирменное название авиакомпании, ваши Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон, электронный адрес;
  • суть ситуации (номер рейса, город и аэропорт вылета, указанное в билете время вылета, фактическое время вылета, количество часов задержки);
  • требование о выплате компенсации и размер с расчетом (со ссылкой на ст. 120 ВК РФ);
  • перечень приложенных документов (копии авиабилета, посадочного талона, справки о задержке рейса);
  • ваша подпись, Ф.И.О. и дата. 

Вручить претензию можно непосредственно в офисе (представительстве) авиакомпании, потребовав поставить на вашем экземпляре отметку о вручении и печать организации-перевозчика. При отказе от подписи отправьте еще один экземпляр по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Получив претензию, перевозчик обязан в течение 30 дней рассмотреть ее и уведомить пассажира о принятом решении. 

Вы имеете право обратиться в суд.

В иске, помимо требования о выплате компенсации за задержку рейса, вы имеете право также потребовать взыскания с авиакомпании компенсации морального вреда и штрафа в размере 50 % от суммы, которая будет присуждена судом, за отказ в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке (в соответствии со ст. 13 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также понесенных вами судебных издержек.

Если задержка рейса произошла из-за обстоятельств, которые не зависят от перевозчика (обстоятельства непреодолимой силы), или из-за устранения неисправности самолета, которая угрожает жизни или здоровью пассажиров, то в этом случае авиакомпания освобождается от обязанности выплаты компенсаций пассажирам. Однако факт наступления таких обстоятельств должен быть доказан перевозчиком.

Компенсация при международной перевозке

Если вы летите авиакомпанией, которая зарегистрирована на территории Евросоюза, или летите из Европы в города России или из одной европейской страны в другую, то размер компенсации определяется в соответствии с Монреальской конвенцией и зависит от времени задержки и дальности расстояния:

  • минимальный размер – 250 евро (при задержке не менее трех часов и дальности до 1500 км);
  • максимальный размер – 600 евро (при задержке более четырех часов и дальности более 3500 км). 

Главным условием для выплаты компенсации при таком виде перевозки является наличие вины авиаперевозчика. При этом, в отличие от первого, описанного выше вида перевозки, неисправность самолета не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности

Предъявить требование о выплате компенсации вы можете в течение нескольких лет, в зависимости от норм, действующих в стране, где зарегистрирована авиакомпания, или в стране вылета (если авиакомпания не европейская). Обычно этот срок составляет два года. Максимальный срок – шесть лет (Великобритания).

Претензия с требованием выплаты компенсации составляется на английском языке и направляется в авиакомпанию онлайн или в письменном виде (в зависимости от правил авиаперевозчика).

В претензии следует указать, на основании каких пунктов закона вам полагается компенсация, сумму компенсации, на которую вы претендуете, и описать обстоятельства задержки рейса. К претензии нужно приложить копии авиабилета, посадочного талона и справки о задержке рейса.

Рассмотреть претензию и ответить вам авиакомпания должна в срок от одного до трех месяцев. 

Вы вправе обратиться в контролирующие организации в стране вылета. Кроме того, вы можете подать к авиакомпании иск в суд того европейского города, в котором расположен главный офис перевозчика. Если же авиакомпания не европейская, то иск надо подавать в стране вылета при условии, что у перевозчика есть там представительство.

Если вы не хотите или не можете заниматься общением с авиакомпанией самостоятельно, можно обратиться в одну из компаний, которые занимаются разрешением таких ситуаций и могут по заявке пассажира обратиться в суд (например, AirHelp, Compensair и др.).

На что еще имеете право?

  • При любом виде авиаперевозки при задержке рейса (вне зависимости от причины) вы имеете и другие права:
  • 1) Право на предоставление следующих услуг:
  • предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте (при задержке более двух часов);
  • обеспечение прохладительными напитками (при задержке более двух часов);
  • обеспечение горячим питанием (при задержке более четырех часов и далее каждые шесть часов днем и каждые восемь часов ночью);
  • размещение в гостинице (при задержке более восьми часов днем и более шести часов ночью);
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • хранение багажа. 
  1. 2) Право требовать возмещения причиненных убытков
  2. Например, в случае задержки вы вынуждены были оплатить стоянку машины, приобрести новый билет на стыковочный рейс или другой вид транспорта до места назначения, пропустили оплаченные заранее экскурсии или понесли иные незапланированные убытки.
  3. В таких случаях нужно собирать и сохранять все документы, подтверждающие понесенные убытки.  
  4. Требование о возмещении убытков предъявляется вместе с требованием о выплате компенсации с приложением копий документов, подтверждающих убытки.

Узнавайте о новых материалах Роскачества первыми, подписывайтесь на нашу рассылку!

Права пассажиров при задержке рейса

В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ пассажир, покупая авиабилет, заключает договор воздушной перевозки с авиакомпанией (перевозчиком), которая обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения с предоставлением места в воздушном судне. Условия договора воздушной перевозки изложены в авиабилете.

Авиакомпания (перевозчик) несет ответственность перед пассажиром за нарушение условий договора воздушной перевозки (ст. 116 Воздушного кодекса РФ).

Аэропорт предназначен для приема и отправки воздушных судов и выполнения необходимого комплекса аэропортовых услуг по выполнению воздушной перевозки (ст. 40 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил (ФАП) «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа…», утвержденными Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, при задержке, отмене, изменении маршрутов авиарейсов:

  1. Авиакомпания обязана информировать пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 ФАП).
  2. Авиакомпания должна предоставить пассажирам в аэропорту визуальную и/или акустическую информацию о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса (п. 92 ФАП).
  3. Авиакомпания обязана бесплатно организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки следующие услуги (п. 99 ФАП):
  • предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа в камере хранения в пунктах отправления.
  • Факт нарушения условий договора воздушной перевозки может быть удостоверен отметкой Администратора аэропорта в авиабилете.
  • По вопросам предоставления вышеуказанных услуг ПАССАЖИРАМ необходимо обращаться в представительства авиакомпаний.
  • При задержке (отмене) авиарейса пассажир может обратиться в авиакассу для решения вопроса о возможности:
  • замены авиабилета на другой рейс;
  • возврата авиабилета;
  • приобретения билета на ж/д транспорт.

Авиакасса находится на 1 этаже аэровокзала.

Условия и порядок замены, возврата авиабилетов или приобретения разъясняются пассажиру при обращении в авиакассу.

Санкции за нарушение условий договора воздушной перевозки авиакомпаниями

  1. Перевозчик обязан оплатить потребителю штраф за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
  2. Перевозчик обязан удовлетворить в 10-дневный срок требования пассажира (потребителя):
  • о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной услуги третьими лицами (другим авиаперевозчиками);
  • о расторжении договора перевозки и возврате провозной платы, если им обнаружены существенные отступления от условий договора;
  • о возмещении убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
  • о компенсации морального вреда в виду причинения ему физических и нравственных страданий (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей).

Порядок рассмотрения обращений, претензий и исков

В случае если перевозчик не принял меры по защите прав пассажиров авиарейсов, потребитель должен предъявить претензию (образец см. внизу страницы) в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса РФ).

Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю рекомендует пассажирам заранее собирать документы, подтверждающие факт непредоставления обязательных бесплатных услуг, а также причинение имущественного и морального вреда, причиненных нарушением условий договора и установленных норм законодательства:

  • контрольно-кассовые чеки и квитанции на предоставление услуг связи, гостиничных услуг, проезда до места нахождения гостиницы, услуги хранения, необходимое питание, прохладительные напитки и т.п.;
  • сведения о пассажирах рейса, которые могли бы подтвердить сложившуюся на тот момент ситуацию (фамилия, имя, отчество, место жительства, номер билета, контактный телефон);
  • фото- и видеоматериалы, подтверждающие факт задержки и непредоставления обязательных услуг;
  • сообщения в средствах массовой информации;
  • документы, подтверждающие причиненный моральный вред (медицинская справка, чеки на лекарства и т.д.).

Иски к перевозчику (после обязательного предъявления претензии) могут быть предъявлены только по месту нахождения (юридическому адресу) перевозчика (ст. 30 ч. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Органы, уполномоченные рассматривать жалобы потребителей на услугу авиаперевозки

Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю

адрес: 614016, г. Пермь, ул. Куйбышева, 50

  1. Федеральное агентство воздушного транспорта
  2. адрес: 125993, ГСП-47, Москва, Ленинградский проспект, 37, корпус 2.
  3. Телефон круглосуточной службы «горячая линия» по сбойным ситуациям на международных пассажирских рейсах вне расписания (чартерные рейсы):

Как получить компенсацию за задержанный рейс — новости Право.ру

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир.

Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

  • напитки спустя 2 часа задержки, горячее питание спустя 4 часа;
  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте спустя 2 часа;
  • комната матери и ребенка, если один из пассажиров – ребенок до 7 лет;
  • гостиница, если разница между отмененным и другим представленным рейсом составляет 8 часов днем или 6 часов ночью;
  • бесплатный транспорт до гостиницы и обратно;
  • бесплатное хранение багажа.

п. 99 Федеральных авиационных правил 

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.  

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист Федеральный рейтинг.

группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15место По количеству юристов 24место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40место По выручке Профайл компании
. Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Елена Соплина, ведущий юрист Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15место По количеству юристов 24место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40место По выручке Профайл компании

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
.

Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов,  юрист
Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
, считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке.

Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 8место По количеству юристов 13место По выручке на юриста (более 30 юристов) 15место По выручке Профайл компании
, советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.  

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).  

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Ст. 202, 401 ГК

https://www.youtube.com/watch?v=7r4DrKN1_cg

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира).

Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть.

Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности.

В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Карточки Авиакомпании против пассажиров: шесть судебных дел

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса.

Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна.

Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний».

Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб.

, в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

отсудил юрист за семичасовую задержку рейса

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле  № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно.

Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону).

Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС.

Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

https://www.youtube.com/watch?v=KDpjsCbibXQ

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.

Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
 

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

  • наличие договора воздушной перевозки (билеты, счета, акты, платежные поручения и тому подобное);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей по перевозке;
  • наличие и размер убытков (билеты, платежные поручения);
  • наличие причинно-следственной связи между задержкой рейса и убытками;
  • соблюдение претензионного порядка (претензии, переписка сторон, уведомления).                                                         

Татьяна Мацукова, юрист ЮК Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения

Рекомендации гражданам. что можно требовать от авиаперевозчика при задержке рейса? :

    В связи c задержками авиарейсов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет законодательные аспекты обеспечения защиты прав пострадавших пассажиров. Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным п. 1 ст. 795 Гражданского кодекса Российской Федерации, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.  Согласно требованиям п. 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы – в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.  При изменении расписания движения воздушных судов перевозчик должен проинформировать пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 ФАП).  Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (п. 92 ФАП).  При этом в соответствии с требованиями п. 99 ФАП «при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:  предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;  два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;  обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;  обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;  размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;  доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;  организация хранения багажа».  Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.  Источник новости: http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_detail.. Подписаться на журнал
    В связи c задержками авиарейсов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет законодательные аспекты обеспечения защиты прав пострадавших пассажиров. Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным п. 1 ст. 795 Гражданского кодекса Российской Федерации, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.  Согласно требованиям п. 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы – в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.  При изменении расписания движения воздушных судов перевозчик должен проинформировать пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 ФАП).  Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (п. 92 ФАП).  При этом в соответствии с требованиями п. 99 ФАП «при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:  предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;  два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;  обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;  обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;  размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;  доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;  организация хранения багажа».  Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.  Источник новости: http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_detail.. Подписаться на журнал

Отмена или задержка рейса

Задержка или отмена рейса по вине авиакомпании считается основанием для вынужденного возврата средств. Но, если на другом рейсе той же авиакомпании есть места, перевозчик может предложить пассажиром полететь другим самолётом. Какой вариант выбрать — решать пассажиру. 

Важно помнить, при переносе рейса на два-три часа компании часто отказываются компенсировать расходы. А если вы не против полететь другим рейсом — лучше поторопиться, потому что новые билеты предложат и другим пассажирам.

Эта статья и правда очень интересная, но еще интереснее находить дешевые билеты для сотрудников на  b2b.aviasales.ru

Рейс отменили или перенесли перед вылетом 

Обо всех изменениях, связанных с перелётом, авиакомпания сообщает пассажирам по email. Если рейс будет перенесён или отменён заранее, вы получите электронное уведомление, и у вас будет время обдумать дальнейшие шаги: лететь другим рейсом или вернуть билеты.

Если об изменении в расписании вы узнали уже в аэропорту, первым делом получите подтверждение. Подойдите к представителю авиакомпании и попросите поставить отметку о задержке или отмене рейса на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Эта отметка поможет вернуть деньги, если вы не собираетесь лететь альтернативным рейсом. 

Если полёт перенесли, но вы решили сохранить билет и подождать, следите за временем. При задержке более, чем на два часа, пассажиру полагается:

  • доступ к комнате матери и ребёнка для одного пассажира с ребёнком не старше семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по email;
  • прохладительные напитки.

Если вы ждёте больше четырёх часов, просите горячее питание каждые шесть часов днём и каждые восемь часов в ночное время. 

При задержке более восьми часов днём и более шести часов ночью требуйте:

  • бесплатно остановиться в гостинице;
  • довезти вас от аэропорта до этой гостиницы и обратно;
  • бесплатно оставить багаж в камере хранения.

Альтернативный перелёт

При отмене рейса авиакомпания может предложить вам полететь другим рейсом. Перелёт может быть в другое время, в другой день или с дополнительными пересадками, но только если на этот альтернативный рейс есть места. Поменять пункт назначения при этом нельзя.

Если новый рейс отправляется позже, то время между несостоявшимся и новым полётом считается задержкой рейса. Так что, в зависимости от времени задержки, вы сможете рассчитывать на все меры поддержки со стороны авиакомпании: прохладительные напитки, горячее питание и др.

Вынужденный возврат авиабилета

Получить назад средства из-за отмены или переноса рейса можно, если это произошло по вине авиакомпании. Например, самолёт не успели подготовить или возникли нестыковки в расписании. Плохая погода или забастовка персонала виной авиакомпании не считаются. 

Чтобы подтвердить отмену или перенос рейса в России, поставьте у представителей авиакомпании отметку на маршрутную квитанцию или посадочный талон — она понадобится для заявления на возмещение средств. В Европе такая отметка используется только при овербукинге.  

Возврат также зависит от вашего маршрута: 

  • для полёта с пересадкой, для которого куплен единый билет, можно получить компенсацию за весь билет;
  • для двух отдельных билетов возвращается только стоимость отменённого рейса; 
  • для билета по тарифу round trip (туда и обратно) деньги вернут за оба рейса;
  • если у вас было запланировано путешествие из нескольких пунктов назначения и вы уже пролетели часть пути, а следующий рейс перенесли или отменили — можно вернуть деньги за проделанный путь. То есть авиакомпания возмещает деньги за билет, по которому пассажир уже прилетел. Если альтернативного рейса авиакомпания не предложила, то она должны дать возможность вернуться в изначальный пункт отправления. Но в таком случае пассажиру необходимо подтвердить неактуальность путешествия официальными документами; 
  • если из-за отмены или переноса рейса вы пропустили уже оплаченные мероприятия, можно возместить и эти расходы. Соберите чеки, билеты и квитанции, напишите дополнительное заявление на возмещение убытков и ссылайтесь на пункт 2 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей». 
  • Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
  • Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
  • Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.

Невозвратное возвратно: как вернуть деньги за задержку рейса

 depositphotos.comdepositphotos.com

В ведомстве пояснили, что задержкой рейса считается «перерыв в воздушной перевозке по вине авиакомпании или вынужденная задержка самолета». Основными причинами ее могут стать технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие воздушного судна.

В случае задержки рейса пассажир может отказаться от полета и получить деньги даже за невозвратный билет, так как «такой отказ считается вынужденным». Также за пассажиром закреплено право на возмещение убытков и компенсации морального вреда.

Так, если сорвались заранее оплаченные экскурсии или из-за проблем с вылетом пассажир опоздал на поезд, нужно составить претензию в адрес авиакомпании и приложить к ней копии документов, подтверждающих понесенные убытки.

«Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение 6 месяцев со дня задержки рейса», — пояснили в Роспотребнадзоре.

Также можно взыскать с перевозчика штраф «за просрочку доставки пассажира в пункт назначения» в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета. Однако штраф не будет взыскан, если перевозчик докажет, что просрочка рейса произошла из-за независящих от него обстоятельств.

При задержке рейса пассажир также имеет право на организацию хранения багажа, предоставление комнат матери и ребенку до 7 лет, обеспечение прохладительными напитками, два телефонных звонка и два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов. Если же рейс будет задержан на срок более четырех часов, то пассажирам положено горячее питание, а также размещение в гостинице, если ожидание вылета превышает восемь часов.

Ранее один из пассажиров устроил переполох на борту лайнера, летевшего в Турцию. Рейс задерживался на час, в самолете не работал кондиционер.

Жара спровоцировала массовое недовольство среди туристов, стало плохо детям. Один из пассажиров подошел к аварийному люку и открыл его, после чего автоматически был спущен надувной спасательный трап.

Лайнер решили заменить. Вылет задержали еще на три часа.

В транспортной прокуратуре разъяснили права пассажиров при отмене или задержках авиарейсов

МОСКВА, 9 августа. /ТАСС/. Московская межрегиональная транспортная прокуратура (ММТП) разъяснила права пассажиров в случае отмены или задержек авиарейсов. В ММТП напомнили, что для подготовки самолета к полету необходимо согласовать целый ряд факторов, поскольку любая ошибка, даже самая незначительная неисправность, может привести к задержке рейса.

«Прежде всего пассажиру необходимо понимать, что не во всех случаях отмена или задержка рейса сопряжена с нарушением закона. Зачастую это происходит с целью обеспечения безопасной перевозки пассажиров, — пояснили в прокуратуре.

— Так, в действиях перевозчика отсутствует вина, если причиной отмены стали метеоусловия, природные катаклизмы, военные действия, ввод в стране военного положения, наложение запретов и ограничений на грузоперевозки по определенным маршрутам, забастовка сотрудников авиапредприятия или решение государственного органа об отмене рейса».

В случае задержки или отмены рейса, изменения маршрута воздушной перевозки авиакомпания обязана предоставить всем пассажирам следующие услуги: при задержке рейса на срок от 30 минут до двух часов предоставляется бесплатное хранение багажа, а также обеспечивается бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате, при задержке рейса от двух до четырех часов должна быть предоставлена возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира либо отправить два сообщения по электронной почте, при этом гарантируется бесплатная раздача прохладительных или горячих напитков. Задержка рейса от четырех до шести часов предусматривает бесплатное питание с интервалом 6-8 часов. Если задержали рейс более чем на шесть часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега — это не может быть зал ожидания, компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

В ММТП подчеркнули, что эти услуги установлены федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России № 82 от 28 июня 2007 года и предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

«Как бы не складывалась ситуация, советуем пассажиру обязательно внести в свой билет специальную отметку на случай задержки или отмены рейса, — рекомендовали в прокуратуре.

— Если указанные услуги не предоставлены, а пассажиром понесены соответствующие расходы, то они могут быть взысканы с авиаперевозчика в претензионном или судебном порядке».

Если же рейс по вине авиакомпании и вовсе был отменен, то пассажир вправе вернуть полную стоимость авиабилета и взыскать денежную компенсацию.

Кроме того, пассажиру следует обратиться с жалобой в органы транспортной прокуратуры, которая по результатам проверки даст оценку действиям перевозчика, а при наличии оснований примет меры реагирования как в отношении авиакомпании, так и в отношении должностных лиц, виновных в нарушении прав пассажиров.