Новости

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт

Не платить за капремонт дома можно, но для этого нужно весомое основание. Методы должны быть законными, поскольку содержать многоквартирный дом дорого, и платить за это должны его жильцы.

Обычно жильцы делают материальные взносы в организацию, что занимается обслуживанием общедомовой территории. Если денег недостаточно, могут быть последствия.

Но если у вас есть право не платить деньги или платить меньше положенного, мы расскажем, как им воспользоваться.

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт

Вопросы про капремонт на уровне закона

Как не платить за капремонт рассматривается на уровне закона.

Но в тех же законах (№ 271-ФЗ и № 185-ФЗ) говориться о том, что именно собственники помещения в общем здании должны платить государственным и муниципальным властям для организации капитального ремонта.

Рассматриваемое условие было внесено в 2012 году. Но существует ещё перечень региональных нормативов, где требования и условия сотрудничества властей и владельцев недвижимости отличаются.

На уровне региональной власти определяется минимальная ставка для капремонта. Также отдельно рассчитывается, куда именно переводятся деньги – на свой счет или на счет региональной организации.

Если эти требования не прописаны, владельцы квартир могут действовать по умолчанию. В частности передать деньги в региональную структуру, а там уже средства будут распределены, зависимо от необходимости.

Если нужен спецсчет, решение о его создании должно быть принято на ТСН-собрании.

Права собственников на проведение капремонта

Многие владельцы недвижимости переживают, куда уходят деньги на капремонт. Чтобы не возникало вопросов, должны ли платить за капремонт и куда тратятся вносимые деньги, следует открыть спецсчет. Его главная особенность заключается в возможности контролировать, сколько денег поступило, и куда они были потрачены. После отправки заявления вам эти данные предоставят.

Открывается специальный счет на общем собрании. На таком же собрании жильцы должны определить, какие работы должны быть выполнены, сколько денег на них нужно потратить, а также когда ремонт необходим. И нет никакой необходимости ждать, пока у регионального оператора подойдет очередь к вашему дому.

Жильцы имеют полное право требовать от представителей ТСН отчета по поводу предоставления ремонта. Например, попросить документацию о проводимых работах, в том числе увидеть подтверждающие документы.

Точная сумма, которую жилец должен платить за капительный ремонт не фиксированная – это отношение к занимаемой им площади. Логично, что чем больше квартира, тем больше нужно будет платить за содержание общедомовой территории.

Но рассматриваемый факт не удовлетворяет некоторых людей, считающих, что даже владельцы маленьких квартир пользуются лифтом, водопроводом и другими коммуникациями, из-за чего те быстрее приходят в непригодность.

Но пока закон остается без изменений, и платить нужно в расчете от квадратуры.

Региональный оператор и капитальныйремонт

Обычно капитальный ремонт лежит в зоне ответственности регионального оператора. Именно он создает законный фонд, куда поступают финансовые активы. Рассматриваемые активы должны быть направлена на то, чтобы отремонтировать жилые здания, что нуждаются в ремонте. В одном из банков РФ должен быть открыт счет, на котором хранится капитал, в размере от 20 миллиардов рублей.

Законный региональный оператор выполняет сразу несколько важных функций:

  • Представители оператора обращаются к муниципальным властям. Их задача – решать организационные вопросы, что являются наиболее актуальными.
  • Накапливать деньги, что в виде взносов поступают от граждан. Рассматриваемые капитальные накопления должны контролироваться региональным оператором.
  • Выбрать ответственного и профессионального подрядчика, который выполнит работу. Также в задачи оператора входит проверка сметы на строительство и т.п. задачи, что лежат на плечах заказчика.
  • Работать по установленному сроку. Его рамки устанавливаются региональной программой.
  • Оператор должен проверить, насколько качественно выполненные заказанные ремонтные работы. Если есть недостатки, они должны быть исправлены. И исправление рассматриваемых недостатков также ложится на плечи оператора.
  • Составлять отчеты и оставлять их на сайте организации, чтобы жильцы домов могли быть в курсе того, куда уходят их деньги.

Законный представитель организации должен взаимодействовать с жильцами и ТСН. Он в обязательном порядке присутствует на собраниях, чтобы предоставить информацию о проводимом ремонте и планах на рассматриваемую деятельность.

Что входит в капремонт домов

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт

Иногда споры возникают, буквально, на ровном месте. В частности, потому что люди не знают, какие именно работы входят в понятие капитальногоремонта общего дома и на каком уровне они должны быть выполнены. В частности, под рассматриваемым понятием подразумевается нивелирование серьезных недостатков пространства, чтобы улучшить условия его эксплуатации.

Ориентируясь на рассматриваемое определение, под капитальнымремонтом подразумеваются следующие работы:

  • Восстановление и утеплительные работы по фасаду и стен внутри здания;
  • Выполнение герметизации пространства между панелями;
  • Восстановление крыши, системы водостока, лифтов;
  • Действия для восстановления подвалов и фундамента;
  • Выполнение замены окон, дверей и ремонт лестниц.

Также за счет денег в счет капитального ремонта дома могут быть заменены такие важные инженерные коммуникации, как водопровод, электросеть, вентиляция, газопровод и не только. Обычно рассматриваемые средства накапливаются длительное время, поскольку платежи небольшие, а если придется выполнять ремонт – предстоит потратить немало денег. Платежи должны поступать ежемесячно.

Если жилец не платит за капремонт, ему начисляют долг. И что важно, рассматриваемый долг на законных основаниях переходит новому владельцу квартиры, после её продажи.

Потому приобретая жилье, будьте внимательны и проверьте недвижимость на наличие задолженности (в том числе за капремонт). Исключением выступают люди, которые могут не платить за капремонтзаконно или уменьшить платежи.

То есть, платить они будут, но сумма в платежках окажется меньше. Это законный шаг для региональных льготников.

Когда уменьшается плата за капитальный ремонт

Прежде чем выяснять, нужно ли платить за капремонт, следует разобраться, в каких ситуациях рассматриваемая плата может быть уменьшена после того, как напишете соответствующее заявление. Чаще всего плата будет уменьшена, если у жильцов имеются определенные льготы. К таким льготным категориям относятся следующие лица:

  • Жильцы аварийного дома, что подлежит сносу. Дом все равно снесут, так что нет необходимости выполнять его капитальныйремонт.
  • Землю, на которой стоит дом, правительство планирует использовать для своих целей.
  • Живете в новом доме, которому ещё нет 3-5 лет. Такие дома получают отсрочку.
  • Люди, которые подписали договор социального найма и не являются официальными владельцами здания.

Некоторые особенности оплаты платежей по коммунальному ремонту имеют пенсионеры, которым больше 70 лет и они самостоятельно проживают в квартире. Эти лица могут платить только половину платежа. Если пенсионеру исполняется 80 лет, отныне он может вообще не платиткапитальный сбор.

Также 50% платежа могут платить инвалиды первой и второй группы (при условии, что они не работают) и родители детей-инвалидов.

Также могут не платить некоторые другие льготники, но при условии, что такое решение было сделано на уровне местных администраций.

Чтобы получить льготу, нужно собрать подтверждающие документы, записаться на прием через Госуслуги и прийти в назначенное время в МФЦ.

Субсидии для малообеспеченных граждан по капремонту

Капремонт должен выполняться во всех домах, в том числе в тех, где находится квартира малообеспеченных граждан. Государство идет навстречу лицам, у которых коммунальные расходы больше максимально допустимой черты. Для сравнения берется общий семейный доход. Таким семьям часть платежа за капремонт дома может быть компенсирована.

Какая именно часть платежей за капитальный ремонт будет возмещена, решается на уровне регионов. Компенсируемая доля не такая масштабная – обычно она не превышает 18%-20% бюджета семьи. Но чтобы был получен законный формат компенсации, нужно заплатить всю сумму, и только потом вам вернут её часть.

Чтобы получить возможность пользоваться рассматриваемым заявлением, необходимо вовремя обратиться в соответствующие органы, написав заявление. Сделать это необходимо, как только появляются основания. Если заявление было подано пропустив сроки, никакой компенсации не получите. Заявления могут писать только лица, имеющие право на льготу.

Иногда, чтобы заработать на капремонт, на первых этажах зданий размещают коммерческие организации и магазины. Также на домах за отдельную плату размещают рекламные баннеры и объявления. Заработанные деньги переходят ТСН, потому на общем собрании владельцы квартир могут разобраться, на какие нужды дома будут потрачены средства.

Образец заявления об отмене оплаты капремонта выглядит таким образом:

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт

Что будет, если не платить за капитальный ремонт

Не платить за капремонт законно можно, но такая возможность доступна не всем, у которых есть квартира. Если человек самовольно решит не платить, его ждут неприятные последствия. Появится долг, а за его неуплату начислят пеню. Если не платить несколько месяцев, придется разбираться с судом. Суд поставит блок на счета неплательщика, пока долг не будет полностью погашен.

Если долг за капремонт меньше 500 тыс. руб. действует упрощенный порядок взыскания, подразумевающий быстрое рассмотрение дела и выставление приговора. Обычно это занимает не больше недели.

Не редко должника даже не уведомляют о суде, а ставят уже перед фактом. Иногда могут даже выселить, но только если жилье с долгом не является единственным для должника.

Хотя выдавать кредит должнику не будут.

Можно деприватизировать недвижимость, написав заявление, но тогда она отойдет государству, и распоряжаться в квартире вы не сможете. Хотя оплатакапитального ремонта при таких обстоятельствах действительно не обязательна.

Также будут запрещены такие манипуляции, как дарение, продажа, передавать дом по завещанию.

Так что решайте сами, настолько ли принципиально не платить за недвижимость или стоит отказаться от написания заявления и платить взнос.

Получить юридическую помощь по вопросам оплаты за капитальный ремонт можно на нашем сайте.

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт жилья

Конституционный суд (КС) сегодня отказался признать неконституционными оспоренные депутатами Госдумы от КПРФ и «Справедливой России» поправки к Жилищному кодексу (ЖК) 2012 года, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт. Однако законодателю предписано конкретизировать порядок исполнения государством обязательства по проведению капремонта домов, нуждавшихся в нем на момент приватизации жилья, и установить механизм, гарантирующий исполнение региональных программ капремонта и прозрачность их реализации.

КС признал конституционными нормы ЖК, которые обязывают всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт — вносить деньги на специальный счет (только на ремонт своего дома) либо перечислять их региональному оператору (в так называемый общий котел).

Размер платы привязан к площади квартиры, а субъектам федерации предоставлено право создать специальные уполномоченные компании — региональных операторов капитального ремонта. Депутаты считают такой механизм дополнительным и неправомерно установленным налогом.

По их мнению, первоначальный капремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство, а возможность муниципалитета выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок) нарушает права собственников.

Недовольно парламентское меньшинство и нормой об «общем котле», считая, что она позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами.

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт

В оглашенном сегодня решении КС говорится, что обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома вытекает из права собственности на жилье, а взносы на капремонт налогом не являются, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом.

Однако введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, которые нуждались в капремонте на момент приватизации жилья,— они должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу, указал КС.

Для проведения их капремонта из бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка. КС предписал законодателю конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства, а также установить механизм, обеспечивающий непрерывность исполнения и прозрачность реализации региональных программ капремонта.

Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами, говорится в решении КС.

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт

Не противоречит Конституции, по мнению КС, и право муниципалитета самостоятельно определить способ финансирования капремонта, если жильцы от этого выбора уклонились.

Но если суд установит несоблюдение местными властями требования проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта, жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу спецсчета, на котором оседают средства на ремонт только их дома.

В решении говорится, что система «общего котла» позволяет аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях, а очередность проведения капремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Как капремонту прописали возрастные рамки

Мосгордума в марте приняла поправки в законодательство, вводящие льготы по уплате взносов на капремонт жилья. Москвичей старше 70 лет освободили от уплаты 50% сбора, а граждан старше 80 лет — полностью.

Вокруг законопроекта в парламенте ранее развернулась партийная борьба: коммунисты и единороссы спешили наперегонки внести соответствующие поправки в Мосгордуму.

Победил вариант последних, который сами единороссы сочли «идеально проработанным». Читайте подробнее

Регионы сорвали программу капремонта

В 2015 году израсходовано только 25 млрд из 97 млрд руб., собранных на капремонт, заявил 1 марта вице-премьер Дмитрий Козак.

Он поручил субъектам до 1 апреля представить новые программы капремонта на 2016 год, а осенью пообещал подвести итоги в регионах и принять решения «вплоть до кадровых».

Как сообщил «Ъ» заместитель главы Минстроя Андрей Чибис, ведомство уже подготовило поправки к законодательству, предполагающие административную ответственность должностных лиц, отвечающих за капремонт в регионах. Читайте подробнее

Что надо знать о решении Конституционного суда по взносам на капремонт

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт

12 апреля на сайте КС РФ наконец-то появилось итоговое решение по поводу проверки на конституционность статей Жилищного кодекса РФ о взносах на капремонт. Сразу скажем: чуда не произошло, и взносы на капремонт не отменили. Однако из огромного постановления можно извлечь пару полезных моментов. Что говорит Конституционный суд по поводу взносов на капремонт?

1. Взносы на капремонт соответствуют Конституции

Для всех, кто не верил: статья 169 ЖК РФ, в которой сказано, что все собственники обязаны платить ежемесячные взносы на капремонт, не противоречит Конституции.

Право собственности на квартиру — это не только приятное (владение, пользование и распоряжение), но и неприятное (бремя содержания своего имущества). В многоквартирном доме в довесок к своим 33 квадратным метрам вы получаете в собственность и общее имущество МКД.

Соответственно, должны платить и налоги на это общее имущество (за земельный участок под домом), и нести издержки по его содержанию (в т.ч. платить за капремонт).

2. Взносы на капремонт не являются еще одним налогом

4 основных различия между взносами на капремонт и налогами:

  • Налоги собираются на обеспечение всевозможных расходов государства, взносы же за капремонт идут на оплату конкретных работ и услуг по ремонту общего имущества конкретного дома, что отвечает интересам жителя этого дома Василия Пупкина, а не обитателей Кремля и Госдумы.
  •  Налоги не имеют конкретного целевого назначения — грубо говоря, идут и на ремонт дорог, и на медицину. У взносов на капремонт есть четкие цели расходования — они перечислены в ч.1 ст.174 ЖК РФ.
  • Взносы за капремонт не перечисляются в бюджет (как налоги), а идут либо на индивидуальный счет дома, либо на счет регионального оператора капремонта. Собственниками собранных взносов являются все владельцы квартир в данном МКД.
  • Взносы на капремонт носят возмездный характер, поскольку взамен каждый из собственников получит отремонтированный дом. Налоги же перечисляются в бюджет безвозмездно, просто так. То есть вы можете платить налоги, но не обязательно воспользуетесь бесплатной медициной или бесплатным образованием.

3. Сбор взносов не отменяет обязанности государства провести капремонт

Это касается тех домов, которым требовался капремонт на момент приватизации, и записано в ст.

16 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»: в отношении домов, требующих на момент приватизации капитального ремонта, за бывшими наймодателями сохраняется обязанность проводить капремонт.

Статью никто не отменял, она действует, то есть государство / муниципалитет обязаны сделать один капремонт приватизированного дома за свой счет. Все последующие капремонты таких домов уже будут осуществляться за счет самих собственников квартир.

КС пишет, что эти дома нужно включать в региональную программу капремонта в первоочередном порядке и выделять средства на их ремонт из бюджетов всех уровней. Хотя порядок исполнения этой обязанности по проведению ремонта требует конкретизации.

Важно: непроведение капремонта МКД бывшим наймодателем не освобождает собственников квартир от уплаты взносов на капремонт. Муниципалитеты и государство, которые владеют квартирами в МКД, также обязаны платить за них взносы на капремонт.

4. О собственниках квартир — «молчунах»

Что делать, если собственники квартир в МКД в установленные законом сроки не выбрали вариант накопления взносов (индивидуальный счет дома или общий котел) или приняли решение, но не исполнили его? На этот случай законодательство дает органам местного самоуправления право принять решение за дом и сформировать его фонд капремонта на счете регионального оператора.

Если муниципалитет принял все необходимые меры по информированию жильцов, это правило не противоречит Конституции. Если же муниципалитет такую информацию до жильцов не довел, и в доме еще не был проведен капремонт, жильцы могут по суду досрочно изменить порядок внесения средств и собирать взносы на счет дома.

5. Как уйти от общего котла на спецсчет

Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут в любой момент. Достаточно принять соответствующее решение на общем собрании. Исключение — когда у дома имеется непогашенная задолженность по оплате уже выполненных работ по капремонту, по кредиту или займу.

В течение 5 дней решение надо направить региональному оператору. Однако вступит в силу оно лишь через 2 года. Более короткий срок может быть установлен региональным законодательством.

На данный момент таким правом воспользовались лишь 38 субъектов федерации, и в некоторых из них срок уменьшен до 2-6 месяцев.

После вступления решения в силу региональный оператор в течение 5 дней обязан перечислить все накопленные домом средства на его спецсчет.

6. Общий котел не противоречит Конституции

Чем отличается формирование фонда капремонта на спецсчете и в общем котле? При выборе спецсчета собственники сами накапливают нужную сумму и сами занимаются организацией работ по капремонту. При накоплении денег в общем котле организацией капремонта занимается региональный оператор по утвержденной в регионе программе капремонтов.

Централизованный сбор средств помогает региональному оператору своевременно находить средства на проведение ремонтов, в т.ч. для неотложных капремонтов в аварийных домах. У жильцов отремонтированного дома сохраняется обязанность платить взносы за капремонт. За счет них в общий котел будут возвращаться потраченные средства других домов.

Если жильцы считают, что очередность проведения ремонта определена необъективно (без учета состояния дома), тогда они могут оспорить ее в суде. Еще КС напоминает, что региональные операторы капремонта не имеют права тратить средства из общего котла на свои административно-хозяйственные расходы — такой цели расходования нет в ч.1 ст.174 ЖК РФ.

Постановление КС РФ 10-п от 12.04.2016 окончательно и не подлежит обжалованию, вступило в силу с момента провозглашения.

Еще про капремонт:
Слухи: Генпрокуратура признала незаконными взносы на капремонт
Льготы: кто может законно не платить взносы на капремонт
Судебная практика: как взыскивают взносы на капремонт
Слухи: Верховный суд разрешил не платить за капремонт

Статья с сайта Паритет — защита прав потребителей. Образцы претензий

Взносы на капремонт как обязанность // КС признал соответствующими Конституции положения Жилищного кодекса

Конституционный суд признал законными взносы на капремонтПоложения Жилищного кодекса (ЖК), предусматривающие сборы за капитальный ремонт, соответствуют Конституции. Такое решение сегодня провозгласил Конституционный суд (КС) РФ по жалобам двух групп депутатов, поступившим еще в прошлом году. Взносы за капремонт КС не отнес ни к налогам, ни к сборам, посчитав их обязательной платой за проведение ремонта. Не противоречат Конституции и нормы о том, что средства фонда капремонта могут использоваться региональным оператором для капремонта других домов. В этом КС увидел реализацию принципа «социальной солидарности» и указал законодателю на необходимость обеспечить прозрачность реализации региональных программ капремонта.

Право собственности на жилые помещения предполагает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома (МКД), отметил КС. У помещений и дома «общая правовая судьба» — существование помещений обусловлено состоянием самого дома.

Поэтому несение расходов на содержание общего имущества не просто неотъемлемая часть права собственности, но и обязанность, вытекающая из этого права, сделал вывод КС.

Каждый собственник несет эту обязанность перед другими собственниками, что в конечном итоге обеспечивает сохранность дома.

Взносы за капремонт не являются налогами или сборами, решил КС. У таких взносов иная правовая природа. Это обязательные платежи, которые не обладают признаком индивидуальной безвозмездности, и предназначены для оплаты конкретных работ.

Взносы перечисляются не в бюджет, а на специальный счет дома или регионального оператора (фонд капремонта). КС считает, что взносы на капремонт носят индивидуально возмездный характер, так как являются платежами собственников помещения МКД в целях «финансового обеспечения организации ремонта общего имущества».

По мнению суда, установление взносов в ЖК не противоречит Конституции.

Соответствует Основному закону и система «общего котла», при которой средства, поступившие на счете регионального оператора от собственников помещений в одном МКД, могут быть потрачены на ремонт другого дома.

Заявители считали, что это противоречит положениям о защите права собственности, поскольку собственники помещений фактически обязаны содержать не принадлежащее им имущество (см. здесь).

Однако КС отметил, что право выбора способа накопления средств на капремонт, которое установлено в ЖК, исходит из того, что это «свободное волеизъявление» собственников, которые «в силу презумпции знания закона информированы о правовых и экономических последствиях своих действий».

Так, собственники, которые создали специальный счет для своего дома, сами организуют капремонт и принимают на себя связанные с этим риски. А при аккумулировании средств на счете регионального оператора на собственников возлагается обязанность только по уплате взносов. Все функции по распоряжению деньгами передают региональному оператору. КС также напомнил, что ст. 173 ЖК дает право изменить способ формирования фонда капремонта в пользу специального счета МКД.

По мнению КС, у двух способов накопления средств на капремонт «разные экономические принципы». В первом случае речь идет о принципе самостоятельного накопления средств на счете в банке, а во втором — о принципе «социальной солидарности».

Такая централизованная система аккумулирования средств призвана обеспечить капремонт в МКД в соответствии с региональными программами. Очередность ремонта определяется на основе объективных критериев, подчеркнул КС.

Вместе с тем он дал указание законодателю разработать механизм информирования собственников о содержании программ капремонта и критериев оценки, на основании которых устанавливается очередность капремонта.

КС также коснулся ситуаций, когда дома, требовавшие капремонта, были приватизированы еще до введения взносов. Изменение законодательства не освобождает публично-правовые образования от исполнения своей обязанности по ремонту, отметил КС.

Такие здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу капремонта. Для его проведения из бюджета может оказываться дополнительная финансовая поддержка.

При этом законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства, указал КС.

Гульнара Исмагилова, Закон.ру

Россиянам разрешили менять очередность капремонта

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт Вадим Ахметов © URA.Ru

Конституционный суд РФ признал законными взносы на капремонт в «общий котел», но указал, что очередность по ремонту домов должна исходить из объективной оценки. Кроме того, россиянам дано право оспорить решение исполняющего органа в суде по очередности ремонта домов, если оно покажется им необъективным.

Постановление КС опубликовано на официальном сайте. В постановлении указано, что система сборов за капремонт по принципу «общего котла» не противоречит Конституции РФ, так как «позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях».

Суд отметил, что очередность при ремонте домов должна определяться с учётом объективной оценки их состояния.

При этом в постановлении КС подчеркивается, что введение взносов не отменяет обязательства государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья.

«Эти здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу», — отмечается в судебном постановлении.

Если региональный оператор не сможет выполнить обязательства перед гражданами по капремонту домов, то эти функции обязано взять на себя государство.

«Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения», — отмечается в решении суда.

Кроме того, в постановлении подчеркивается, что должна быть гарантирована «прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта».

Муниципалитеты будут вправе самостоятельно определить способ финансирования капремонта для дома, если его жильцы не смогли самостоятельно определиться с этим вопросом в положенный срок. Способ финансирования позже может быть изменен по решению собственников жилых помещений.

«Местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта. Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета», — отмечается в постановлении суда.

Ранее Генпрокуратура назвала взносы на капремонт многоквартирных домов неконституционными и обратилась с запросом в Конституционный суд. В частности, в документе, представленном Генпрокуратурой, отмечалось, что норма не конкретизирует объемы и сроки распоряжения внесенными средствами и не определяет порядок их возврата.

Депутаты Госдумы также не остались в стороне. Они считали, что «общий котел» нарушает права граждан, так как позволяет использовать деньги, полученные от собственников помещений в одних домах, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других.

Конституционный суд РФ признал законными взносы на капремонт в «общий котел», но указал, что очередность по ремонту домов должна исходить из объективной оценки. Кроме того, россиянам дано право оспорить решение исполняющего органа в суде по очередности ремонта домов, если оно покажется им необъективным. Постановление КС опубликовано на официальном сайте.

В постановлении указано, что система сборов за капремонт по принципу «общего котла» не противоречит Конституции РФ, так как «позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях». Суд отметил, что очередность при ремонте домов должна определяться с учётом объективной оценки их состояния.

При этом в постановлении КС подчеркивается, что введение взносов не отменяет обязательства государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья.

«Эти здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу», — отмечается в судебном постановлении. Если региональный оператор не сможет выполнить обязательства перед гражданами по капремонту домов, то эти функции обязано взять на себя государство. «Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения», — отмечается в решении суда.

Кроме того, в постановлении подчеркивается, что должна быть гарантирована «прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта». Муниципалитеты будут вправе самостоятельно определить способ финансирования капремонта для дома, если его жильцы не смогли самостоятельно определиться с этим вопросом в положенный срок.

Способ финансирования позже может быть изменен по решению собственников жилых помещений. «Местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта.

Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета», — отмечается в постановлении суда.

Ранее Генпрокуратура назвала взносы на капремонт многоквартирных домов неконституционными и обратилась с запросом в Конституционный суд. В частности, в документе, представленном Генпрокуратурой, отмечалось, что норма не конкретизирует объемы и сроки распоряжения внесенными средствами и не определяет порядок их возврата. Депутаты Госдумы также не остались в стороне. Они считали, что «общий котел» нарушает права граждан, так как позволяет использовать деньги, полученные от собственников помещений в одних домах, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других.

Расскажите о новости друзьям

Взносы на капремонт можно не платить

Новые права и обязанности граждан регулируются федеральными и региональными законами. Однако не всегда со стороны населения исходит одобрение введенных норм и актов. Ввиду этого жители изыскивают возможности опротестовать положения.

Аналогичные споры возникли вокруг ФЗ №271, на основании которого собственники квартиры каждый месяц должны оплачивать квитанции по капитальному ремонту МКД.

После ряда разбирательств по делу, Постановление Верховного Суда о капремонте окончательно поставило точку в данных разногласиях.

Куда должны идти средства, собранные на капремонт.

Законодательное регулирование

Примечательно, что деньги за капитальный ремонт не означают оплату услуг по его проведению. Средства, поступившие от физического лица на счет оператора, после зачисления передаются третьей стороне. При этом в отношении взносов по данной статье расходов в ЖК России (с изменениями от 2020 года) установлен отдельный порядок по их распоряжению.

Действующие законы

Прежде чем разбирать Постановление ВС РФ, необходимо рассмотреть законы, которые отвечают на вопрос – плата за капремонт не является обязательной по решению Верховного Суда?

В действующих нормативно-правовых актах фигурируют следующие аспекты:

  1. Сумма взносов, перечисляемых в Фонд капитального ремонта или на отдельный счет МКД, рассчитывается на основании площади жилой недвижимости – ст. №158 ЖК России.
  2. Арендаторы муниципальных помещений не должны перечислять средства по данной статье расходов. Такая обязанность возложена на собственников квартир – ст. №154 ЖК РФ.
  3. Если земельный надел изымается у МКД для нужд региона или Федерации, то деньги, собранные с владельцев многоквартирного дома, подлежат возврату в полном объеме. При этом если собственник недвижимости меняется, то настоящий хозяин получает средства и за прошлого жильца – ст. №174 ЖК России.
  4. На законодательном уровне установлены лимиты по использованию денег из Фонда, которые ранее были сформированы за счет средств владельцев недвижимости. Платежи допускается перечислять только по определенному списку услуг, проводимые для осуществления капитального ремонта, закрытия кредитных договоров, открытых для выполнения работ – ст. №174 ч. №1.
  5. В ст. №179 ЖК России также указано, что при инициации судопроизводства в адрес Регионального оператора, не допускается наложение ареста на средства, полученные от владельцев недвижимости в качестве взносов по капремонту.
  6. Если Фонд в субъекте признается банкротом, то все деньги, полученные от собственников квартир МКД, не могут включаться в массу для выставления на торги – ст. №179 ч. №5 ЖК России.

Посмотрите видео: «Решение Конституционного суда о законности взимания платы за капитальный ремонт.»

Таким образом, средства, перечисляемые в Фонд, не являются внесением платы за ремонт. Данные взносы преобразуются в платеж только при наступлении обстоятельств, в рамках которого производится капремонт.

Законность взносов на капремонт – платить или нет

Собственники квартир интересуются у юристов – обязательны ли платежи за капитальный ремонт. По решению Верховного Суда, которое опирается на ФЗ №7 (с актуальными правками и дополнениями 2020 года), а также ряд других правовых актов, отмечает, что эти взносы вменяются всем владельцам жилья. Исключениями являются лица, обладающие соответствующими преференциями.

О законности уплаты средств в Фонды указывает ФЗ №7 в статье №7 касательно некоммерческих организаций:

  • ч. №1 прописывает определение Регионального оператора;
  • ч. №4 устанавливает обязанности по выплате взносов, размер которых фиксируется муниципальными и/или федеральными властями.

При этом ещё ряд правовых положений указывают на несение расходов по капитальному ремонту. Например, статья №169 ЖК России содержит, что взносы – прямой долг, при котором собственники каждый месяц должны оплачивать квитанции.

Соответственно, о добровольности в данном контексте нет ни слова. Однако жильцы многоквартирного дома вправе выбирать порядок сбора денег – на счет у регионального оператора или открыть отдельный л/с МКД.

Верховный суд о взносах на капремонт

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы.

Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.

Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.

Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

**************************************************

В настоящей статье проанализирована широко распространенная в Интернете лжетеория о том, что якобы Верховный суд РФ установил отсутствие обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт.

Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась по данному вопросу статья «Интернет-бред и его вред», однако, в связи с неутихающими спорами по данному вопросу, представляется необходимым дать повторные разъяснения в рамках цикла «Мифы ЖКХ».

Необходимо отметить, что настоящая статья не содержит оценки справедливости анализируемых норм, некой моральной или нравственной «правильности» предъявления к оплате собственникам взносов на капремонт.

Более того, с учетом существенного ажиотажа вокруг вопроса оплаты капремонта, представляется необходимым пояснить, что для достижения некой справедливой сбалансированной системы взаимоотношений участников жилищных отношений по указанному вопросу необходимо глубокое понимание юридических норм, регулирующих аспекты капитального ремонта.

На взгляд автора статьи, недопустимо, например, требовать отмены норм, устанавливающих обязанность оплаты взносов на капремонт, и одновременно с этим утверждать, что обязанности по оплате таких взносов не установлены (либо отменены решением суда).

В этом случае создается логическая ошибка — заявляются требования об отмене норм, которые якобы признаны судом недействующими.

Более разумным и эффективным для противников оплаты взносов на капремонт представляется сначала изучить положения законодательства, устанавливающие обязанность оплачивать взносы на капремонт, признать их действие с учетом сложившейся судебной практики (разумеется, для тех положений, которые являются действующими), а уже потом требовать их отмены или изменения. Игнорирование же таких норм (либо необоснованные заявления об их недействительности) будет иметь исключительно негативные последствия для всех участников жилищных отношений.

Суть лжетеории

Не первый год в Интернете муссируется мнение, что якобы Верховный суд РФ своим решением признал взимание взносов на капитальный ремонт (далее — КР) незаконным. Речь идет об определении Верховного суда РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 (далее — Определение).

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт в «общий котел»

Однако КС отметил, что очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке, передает ТАСС.

Фото Евгений Курсков, ТАСС

Конституционный суд (КС) РФ признал законными взносы на капитальный ремонт в «общий котел», однако подчеркнул, что очередность проведения ремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке. Соответствующее постановление оглашено во вторник в суде.

  • «Система «общего котла» сама по себе не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях», — говорится в материалах суда.
  • Однако КС отметил, что очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке.

Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами. По мнению суда, «законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения». «Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта», — подчеркнул суд.

В постановлении КС напомнил, что введение взносов не отменяет обязательства государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья, «эти здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу».

Суд также признал законным право муниципалитета самостоятельно определить способ финансирования капремонта для дома, если его жильцы не смогли самостоятельно определиться с этим вопросом в положенный срок.

«В то же время местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта.

Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета (только на ремонт своего дома)», — говорится в материалах суда.

*** Согласно законодательству, фонд капитального ремонта может формироваться двумя способами. Один из них предполагает перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Депутаты просили признать неконституционной норму Жилищного кодекса, которая позволяет использовать деньги, полученные от собственников помещений в одних домах, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других.

Заявители не оспаривали законность формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора, однако, по их мнению, возможность использования денег, собранных жильцами одного дома, на ремонт чужого имущества, нарушает права граждан.