Новости

Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений

Рассматривая вопрос об участии публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, необходимо определить, во-первых, круг этих отношений, во-вторых, формы участия в них данных субъектов.

Среди гражданских правоотношений, в которых участвуют публично-правовые образования, в первую очередь следует назвать правоотношения собственности (публичной собственности).

Материальную основу для самостоятельного участия данных субъектов в гражданском обороте составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Российская Федерация и ее субъекты являются субъектами права государственной собственности в отношении объектов соответственно федеральной собственности и собственности субъектов РФ (ст. 214 ГК РФ). Соответственно муниципальные образования являются субъектами права собственности муниципальных образований (ст. 215 ГК РФ).

Основное отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности заключается в том, что объекты публичной собственности могут и должны использоваться по строго целевому назначению — для материального обеспечения выполнения публичными образованиями своих социальных функций.

Органы местного самоуправления, обеспечивающие, как следует из ст. 130 Конституции РФ, самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств[1].

Публично-правовые образования принимают широкое участие в отношениях приватизации, а также в отношениях противоположной направленности — реквизиции, конфискации и национализации — обращению в публичную собственность имущества частных лиц (ст. 242, 243, 306 ГК РФ).

Публично-правовые образования могут стать субъектами наследственных правоотношений — приобрести право на имущество, составляющее наследственную массу. Субъектами права наследования могут быть Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (п. 2 ст. 1116, ст. 1151, п. 1 ст. 1162 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, Российская Федерация может принимать участие в исключительных гражданских правоотношениях — авторских, патентных и иных.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в обязательственных правоотношениях, как правило, вытекающих из договоров, например в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд. Кроме того, они выступают заказчиками подрядных работ для государственных нужд, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг.

Публично-правовые образования могут осуществлять внутренние и внешние государственные займы, в частности, путем выпуска государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные образования участвуют и во внедоговорных обязательствах, в частности, по возмещению вреда, причиненного соответственно государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ).

Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных отношениях путем приобретения долей участия (акций) в уставном капитале хозяйственных обществ.

Как правило, публично-правовые образования приобретают доли участия (акции) не на вторичном их рынке, а в ходе приватизации в порядке, установленном специальным законодательством.

Другим способом приобретения права участия в делах и капиталах хозяйственных обществ является внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в их уставные капиталы с целью оплаты дополнительных акций и увеличения уставных капиталов.

Если говорить о формах участия публично-правового образования в гражданском обороте, то необходимо учитывать, что государство, его субъекты и муниципальные образования могут осуществлять свои гражданские права и обязанности как непосредственно, так и через специально созданные ими для этих целей юридическими лицами (опосредованное участие).

Так, согласно п. 1 ст. 113 ГК в организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ гражданские права и обязанности от имени публично-правовых образований осуществляют (исполняют) органы государственной власти либо соответствующие органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

По специальному поручению от имени указанных субъектов могут выступать также граждане и юридические лица в случае и в порядке, предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований.

Приватизация, управление и распоряжение иным государственным имуществом (прежде всего недвижимым) и земельными ресурсами России, в том числе закрепление имущества за создаваемыми Российской Федерацией унитарными предприятиями и публичными учреждениями, осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) и его территориальными органами)[2].

Полномочия по созданию унитарных предприятий, не относящихся к категории казенных, предоставляются иным государственным органам, чаще всего отдельным министерствам и ведомствам. Следует отметить, что функции по управлению унитарными предприятиями между федеральными органами исполнительной власти четко не разделены.

Отдельные функции по управлению имуществом Российской Федерации и ее представлению в гражданских правоотношениях выполняют Министерство культуры РФ, Министерство юстиции Российской Федерации, некоторые иные министерства и ведомства, созданные по отраслевому признаку, а также Управление делами Президента РФ.

Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации[3].

  • Компетенция между исполнительными органами субъектов РФ распределяется, как правило, аналогично распределению компетенции между федеральными министерствами и ведомствами.
  • Что касается органов субъектов РФ и муниципальных органов, то к числу уполномоченных логично отнести те из них, которые вправе распоряжаться имуществом, составляющим казну субъекта (правительства субъектов РФ) или казну муниципального образования (местные администрации муниципальных образований).
  • Управление делами муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления:
  • • представительный орган муниципального образования;
  • • высшее должностное лицо (глава) муниципального образования;
  • • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • • контрольный орган муниципального образования;
  • • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Все эти органы (в том числе представительные) являются юридическими лицами, а значит, могут создаваться и действовать в форме муниципальных учреждений, которые, в свою очередь, могут наделяться полномочиями действовать от имени муниципального образования в гражданских правоотношениях.

Как правило, в гражданских правоотношениях муниципальное образование проявляет себя посредством своих исполнительных органов, которые в большинстве муниципальных образований именуются местными администрациями. Наименования органов, создаваемых местными администрациями, самые разнообразные — управы, управления, департаменты, комитеты, комиссии, коллегии, отделы,

советы, сектора и др.; четкого различия между ними как видами органов обычно не проводится.

Особенности участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, вытекающих из выпуска муниципальных ценных бумаг, закреплены в ст. 817 ГК РФ.

Опосредованное участие публично-правового образования в гражданском обороте. Опосредованное участие публично-правового образования в гражданском обороте проявляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, принимающих обязанности и приобретающих права не для образования, а для себя.

Наиболее приемлемым вариантом определения статуса органа государственной власти (местного самоуправления) является правовая конструкция такого вида юридического лица, как учреждение (ст.

120 ГК РФ), тем более что оно наделяется имуществом, закрепляемым на праве оперативного управления.

Следует отметить, что правовая природа учреждения как вида юридического лица, которое может создаваться для осуществления управленческих функций (в том числе государством), однако властными полномочиями не обладает, отлична от правовой природы органа государственной власти.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Согласно ст.

115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

Случаи участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях

Материальную базу для самостоятельного участия публично-пра- вовых образований в гражданских правоотношениях составляет иму- щество, принадлежащее им на праве собственности.

Российская Фе- дерация, ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях.

При этом они не- зависимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношени- ях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обо- собленные субъекты.

Именно поэтому законом предусмотрен прин- цип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам: Российская Федерация не отвечает своей каз- ной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образо- ваний, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам 

друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обя- зательствам другого субъекта (п. 4–6 ст. 126 ГК).

Поэтому имевшие место попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, на- пример определять объекты и сроки приватизации либо безвозмезд- но перераспределять публичное имущество1, не могут быть признаны основанными на законе.

Публично-правовые образования располагают некоторыми особы- ми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, в слу- чае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государст- венную собственность (п. 2 ст. 233 ГК).

Бесхозяйные недвижимости, а также находки и безнадзорные животные при определенных услови- ях по указанию закона переходят в муниципальную собственность (п. 3 ст. 225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231 ГК).

Основаниями возникновения права государственной или муниципальной собственности на имущество яв- ляются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК), и изъятие недви- жимости для государственных или муниципальных нужд (ст.

239 ГК), а для государственной собственности – выкуп бесхозяйственно содер- жимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национа- лизация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК). Вместе с тем только эти собственники производят отчуждение своего определенного имущества (земельных участков, жилых помещений и других объектов недвижимости, а также акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий) ча- стным лицам в порядке приватизации.

В качестве собственников публично-правовые образования вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве или на праве собственности.

Создание унитарных предприятий – несобственников разрешено только пуб- лично-правовым образованиям.

Органы государственной и муници- пальной исполнительной власти от имени соответствующих публичных собственников выступают учредителями государственных и муници- пальных учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры, передавая им имущество на праве оперативного управления.

Государственные и муниципальные образования могут создавать новых собственников – хозяйственные общества и товарищества – за счет своего имущества или также совместно с другими субъектами граждан- ского права.

Отчуждение имущества в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц означает его приватизацию (если только в устав- ный капитал не вносится лишь право пользования соответствующей ве- щью).

В частности, публично-правовые образования выступают в роли учредителей – акционеров приватизируемых государственных и муни- ципальных предприятий, преобразуемых в акционерные общества в по- рядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Как акционеры и участники других хозяйственных обществ и това- риществ публично-правовые образования через уполномоченных ими лиц становятся участниками гражданско-правовых корпоративных отношений.

Их представители участвуют в деятельности таких коммерче- ских организаций от имени публично-правовых образований и в со- ответствии с их указаниями как на общих собраниях, так и в испол- нительных органах. Более того, Российская Федерация и ее субъекты (т.е.

государственные образования) могут в ряде случаев установить специальное право («золотую акцию») в отношении открытого акцио- нерного общества с их участием.

В этом случае их представители в со- вете директоров общества получают право вето при принятии некото- рых решений общим собранием такого акционерного общества.

Государственные и муниципальные образования могут быть субъ- ектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений. В сфере договорных связей распространены случаи их выступления в качестве государственных или му- ниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда для госу- дарственных или муниципальных нужд (государственных контрак- тах), где от их имени могут выступать как государственные органы, так и иные уполномоченные ими на это лица.
Публично-правовые образования выступают также в роли заемщи- ков или займодавцев в договорах займа или кредита через свои финан- совые органы (министерства или управления финансов и т.п.). Такие отношения могут оформляться выдачей публично-правовыми образо- ваниями бюджетных кредитов, а также выпуском облигаций или иных государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг (в том числе в «бездокументарной форме»), выполняющих функции облига- ций («казначейских векселей» или «казначейских обязательств», «золо- тых сертификатов» Минфина России и т.д.) (ст. 817 ГК)1. Федеральное государство может также предоставлять государственные финансовые и экспортные (бюджетные) кредиты иностранным государствам и юри- дическим лицам (п. 2 и 3 ст. 122 БК).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образова- ния вправе выдавать юридическим лицам, а также другим субъектам РФ и муниципальным образованиям государственные и муниципальные гарантии, по которым они принимают на себя ответственность за исполнение гражданско-правовых обязательств третьими лица- ми в отношении тех субъектов оборота, которым выданы гарантии (ст. 115–117 БК).

Для более эффективного использования находящегося в публичной собственности имущества государственные и муниципальные образова- ния могут обращаться к профессиональным управленческим компани- ям, банкам и другим коммерческим организациям или предпринимате- лям, заключая с ними договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (например, пакетами акций или других ценных бумаг, «финансовыми инвестициями» или «кредитными ресурсами», т.е. правами требования, и т.д.). Публично-правовые образования могут заключать договоры купли-продажи, залога, аренды принадлежащего им иму- щества, а в отношении денежных средств – заключать договоры бан- ковского счета с банками и другими кредитными организациями.

Государство является обязательным участником (стороной) в соглашениях о разделе продукции.

По таким соглашениям (договорам) предприниматели, включая иностранных инвесторов, получают право на поиск и добычу минерального сырья на находящихся в государст- венной собственности определенных участках недр, причем от имени Российской Федерации здесь выступает Правительство РФ1.

Федеральное государство является стороной внешнеторговых сделок, за- ключенных сохранившимися в некоторых странах российскими торговыми представительствами, и несет по ним имущественную ответственность.

С соблюдением указанных ранее условий публично-правовые образования могут быть участниками и других гражданско-правовых сделок, в том числе многосторонних (например, договоров о совместной дея- тельности) и односторонних. В частности, в силу правила п. 1 ст. 1063 ГК Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в качестве организаторов лотерей, тотализаторов (вза- имных пари) и других основанных на риске игр.

Публично-правовые образования являются также субъектами ответст- венности за вред, причиненный гражданам или юридическим лицам неза- конными действиями государственных органов, органов местного само- управления либо их должностных лиц (ст. 16, 1069 ГК). Иначе говоря, они могут выступать в качестве участников обязательств из причинения вреда (деликтных).

Разновидностью (частным случаем) такой ответственности является ответственность за вред, причиненный вследствие издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соот- ветствующего закону или иному правовому акту, а также ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, пред- варительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК).

Имущественный вред, причиненный гражданам и юридическим лицам такого рода действиями публичной власти, подлежит возмещению за счет соответствующей казны (Российской Федерации, ее субъекта, муниципаль- ного образования), т.е.

прежде всего за счет бюджетных (денежных) средств, а при их отсутствии – за счет иного составляющего казну имущества, кро- ме имущества, изъятого из оборота (п. 1 ст. 126 ГК).

Поэтому ответчиками по соответствующим искам по общему правилу выступают главные распо- рядители соответствующих бюджетных средств (п. 3 ст. 158 БК)2.

Государственным или муниципальным контрактом публично-пра- вовому образованию может быть предоставлено право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель, про- мышленный образец или селекционное достижение (ст. 1373 и 1432 ГК), исключительное право на произведение науки, литературы и ис- кусства, топологию интегральной микросхемы, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1298, 1464, ч. 2 ст. 1471 ГК), созданные при выполнении работ по такому контракту. Российской Федерации и ее субъектам мо- жет также принадлежать право на единую технологию, созданную за счет или с привлечением бюджетных средств (ст. 1546 ГК), и исклю- чительное право на результаты интеллектуальной деятельности в об- ласти геодезии и картографии (ст. 10 Закона о введении в действие части четвертой ГК).

Публично-правовые образования могут быть участниками наследственных отношений. Здесь они могут выступать в качестве наследни- ков по завещанию.

Выморочное имущество (не имеющее наследников) переходит в собственность Российской Федерации в порядке насле- дования по закону (п. 2 ст. 1151 ГК).

Функции наследника вымороч- ного имущества от имени РФ осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Участие публичных образований в гражданских правоотношениях

  В соответствии с аб.2 п.1 ст.2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

 В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Согласно ст.124 ГК РФ публичные образования выступают в гражданских отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона и особенностей этих субъектов.

Содержание правосубъектности государства и муниципальных образований раскрывается в ст.49 ГК РФ, в соответствии с которой, как и юридические лица, публичные образования могут иметь гражданские права, соответствующие целям их деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В настоящее время преобладает точка зрения о том, что гражданская правоспособность государства является специальной, указывая, что публичные образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Порядок участия публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, урегулирован ст.125 ГК РФ.

В силу п.1-2 ст.125 ГК РФ по общему правилу участие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских отношениях осуществляется посредством действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют соответственно от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в результате чего субъектами гражданских отношений становятся не эти органы государственной власти или органы местного самоуправления, а сами публичные образования.

В отличие от п.1, в п.3 ст.125 ГК РФ закреплено иное правило: в случаях и порядке, предусмотренных нормативно-правовыми актами публичных образований (федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ), по их специальному поручению, от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

   Это означает, что для участия в гражданских отношениях от имени публичных образований иных субъектов, помимо предусмотренных в п.1 ст.125 ГК РФ, должен быть соблюден ряд условий.

  • А именно – в нормативных актах должны быть закреплены случаи и порядок подобного выступления, должно иметь место специальное поручение, сделанное в отношении государственных органов, юридических и физических лиц.
  • Традиционно выделяется две формы публичных образований в гражданских отношениях: 1) непосредственная (публичные образования посредством действий своих органов вступают в гражданские отношения),
  • 2) опосредованная (публичные образования наделяют специально созданные ими юридические лица – унитарные предприятия, казенные предприятия и учреждения — принадлежащим им имуществом на особых вещных правах – праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления).
  • Гражданские правоотношения, в которых участвуют публично-правовые образования :

— правоотношения собственности – РФ и ее субъекты являются субъектами права государственной собственности в отношении объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ(ст. 214).

Муниципальные образования являются субъектами права собственности муниципальных образований( ст. 215).

Отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности – объекты публичной собственности должны использоваться по строго целевому назначению – для выполнения социальных функций.

— публично-правовые образования принимают участие в отношениях приватизации, а также в отношениях реквизиции, конфискации и.т.д. – обращению в публичную собственность имущества частных лиц( ст. 242, 243, 306 ГК РФ)

— публично-правовое образование могут стать субъектами наследственных правоотношений: в частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства – ст. 1151 ГК РФ

— РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в обязательственных правоотношениях, как правило, вытекающих из договоров

 например, в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд,Выступают заказчиками подрядных работ для гос. Нужд, научно- исследовательских работ и.т.д.

— Государственные и муниципальные образования участвуют во внедоговорных обязательствах

Например, по возмещению вреда, причиненного соответственно государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами( ст. 1069 ГК РФ).

    По общему правилу, закрепленному ст.

126 ГК РФ, публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом, а юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам (п.2-3 ст.126 ГК РФ).

Исключения, предусмотренные п.3 ст.126 ГК РФ, закреплены п. 6 ст. 113 ГК РФ- публичное образование — собственник имущества казенного предприятия – несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

  1. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.
  2. Смежные права.
  3. Права, смежные с авторскими (смежные права), — это исключительное право исполнителя на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
  4. Основное содержание смежных прав заключается в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись.
  5. Авторские, и смежные прававытекают из результатов творческой деятельности: авторские права связаны с созданием произведений науки, литературы и искусства;
  6.  смежные — с их использованием путем исполнения, постановки, создания фонограммы, передачи в эфир или по кабельному вещанию.
  7. Объектами смежных прав являются( ст. 1304 ГК РФ):
  8. — исполнения артистов — исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения);
  9. -фонограммы;
  10. -сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания;
  11. -базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  12.  — произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
  13. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.
  14. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем его футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277—1279 ГК РФ).

   Так, согласно ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

— цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях

— использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью и.т.д.

  • К смежным правам относятся:
  • 1) личные неимущественные права (в предусмотренных ГК РФ случаях).
  • 2) исключительные права.
  • Исключительное право может отчуждаться субъектом смежного права двумя способами.

1.

Согласно договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

2.

В соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования объекта смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель (лицензиар) передает или обязуется передать другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

  1. Если же нарушается исключительное право на объект смежных прав, обладатель данного права наряду с использованием установленных способов защиты и мер ответственности (ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ) может требовать от нарушителя по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
  2. 1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  3. 2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель( ст. 1311 ГК РФ).

Для обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, которое является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ.

например, наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения( п. 2 ст. 1302 ГК РФ).

Виды гражданских отношений, в которых участвуют публичные образования

.

Признание публичных образований полноправными участниками гражданского оборота и распространение на режим их деятельности принципа юридического равенства свидетельствует о существующей у публичных образований равной возможности (наряду с иными участниками гражданского оборота) быть субъектами отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Как следует из предыдущих глав настоящего учебника, эти отношения подразделяются: 1) на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные (договорные и внедоговорные), наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности отношения; 2) личные неимущественные отношения; 3) организационные отношения*(377).

Укажем на основные особенности участия публичных образований в данных отношениях.

Выступление в гражданском обороте, опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия, в первую очередь, в имущественных отношениях. Так, публичные образования, будучи собственниками (ст. 214, 215 ГК; см. подр. гл. 22 учебника), являются субъектами вещных отношений.

Правовой режим управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью имеет свои особенности, которые проявляются:

1) в существующих наряду с общими (абз. 1 п. 2 ст. 218 ГК) специальных способах приобретения (например, абз. 2 п. 3 ст. 225, ст. 228, 231, п. 2 ст. 233 ГК) и прекращения (например, ст. 238-243 ГК) права собственности;

2) порядке управления собственностью, функции по осуществлению которого от имени Российской Федерации и ее субъектов возложены на органы и лица, указанные в п. 1 ст.

125 ГК, а от имени муниципальных образований — на органы местного самоуправления и лица, указанные в п. 2 ст. 125 ГК (абз. 1 п.

5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ»О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 25 февраля 1998 г. N 8*(378)).

Например, к таким органам и лицам, если речь не идет о специальных видах имущества (скажем, об объектах культурного наследия), относятся Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее — Росимущество) и его территориальные органы и подведомственные организации, а также специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» (далее — РФФИ).

К числу полномочий Росимущества отнесено, в частности, осуществление полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий и учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности и т.д. (см. разд. II постановления Правительства РФ «О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» от 27 ноября 2004 г. N 691*(379); п. 1 постановления Правительства РФ «Вопросы реализации федерального имущества» от 20 декабря 2006 г. N 782*(380)).

РФФИ, в свою очередь, осуществляет функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства (см. подр. разд. II постановления Правительства РФ «О Российском фонде федерального имущества» от 25 декабря 2002 г. N 925*(381); п. 2 постановления Правительства РФ N 782).

Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений

Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.

Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?

Что означает «собственность публично-правовых образований»?

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).

Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества.

Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями.

Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

  Обязанности правления товарищества собственников жилья

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Особенности реализации права

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству.

Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом.

При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств.

В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации. Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры.

В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно

— попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

8 (бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Объекты госсобственности

Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество. Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.

Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г. В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам.

Природные ресурсы

Они считаются важнейшим объектом собственности публично-правовых образований. Участки недр, полезные ископаемые, присутствующие в них, принадлежат исключительно государству. Их оборот ограничен. Они могут предоставляться в пользование. При этом ресурсы, извлеченные из недр, могут переходить к организациям или гражданам в собственность.

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов.

Участки приобретаются в собственность или аренду.

Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам. Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.

Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам. Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота. В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.

Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Местные структуры власти, в задачи которых, согласно 130 статье Конституции, входит создание условий для самостоятельного решения населением вопросов территориального значения, владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, могут приобретать отдельные государственные полномочия с предоставлением финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации. При этом право собственности на объекты реализуют представительные структуры власти, а в случаях, предусмотренных нормативными актами (уставами МО) – непосредственно население.

Публично-правовые образования активно участвуют в приватизации, реквизиции, национализации, конфискации имущества, принадлежащего частным лицам, и обращении его в публичную собственность. Правила проведения соответствующих процедур закреплены в ГК (статьи 242-243, 306).

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  Какие разрешения нужно получить для строительства балкона?

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.

  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену.

    Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.

  4. Возможность улучшить условия проживания.

    При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Дополнительно

Публично-правовые образования имеют возможность участвовать в наследственных правоотношениях. В собственность, в частности, приобретается выморочное имущество.

В случаях, закрепленных законодательством, федеральная власть может участвовать в авторских, патентных и иных исключительных правоотношениях. Соответственно, в ее собственность могут перейти продукты интеллектуального труда и права на них.

Отдельные функции, связанные с управлением имуществом в РФ, реализуют Минюст, Минкульт и ряд других ведомств и министерств, сформированных по отраслевому признаку. Отдельные полномочия в рамках отношений собственности реализует Управление по делам Президента.

Распоряжение общественным имуществом

Публичные структуры имеют право владеть и распоряжаться имуществом в рамках своих полномочий. Это право реализуется с помощью нормативных и законодательных актов, для его исполнения существуют министерства, ведомства, исполнительные органы разных уровней власти.

Существует несколько форм распоряжения имущественными объектами, которые могут осуществляться публично-правовыми структурами.

  1. Правоотношения общественной собственности, в которой объектом выступает непосредственно госимущество. Общественные владения могут использоваться только по целевому назначению, в отличие от частных объектов.
  2. Приватизация. Сюда можно отнести наиболее распространённый пример с приватизацией квартир проживающими в них гражданами.
  3. Деприватизация. Это обратный процесс, когда имущество изымается из частного владения путём национализации или конфискации.
  4. Корпоративные формы взаимоотношения. Публично-правовые образования имеют право делать вклад в уставной капитал частных компаний или выкупить часть доли.

Кроме указанных выше правоотношений, публичные организации могут участвовать в делах наследования, например приобретать выморочное имущество. Унитарные предприятия создаются исключительно на базе общественной собственности.

Государственные органы несут ответственность за осуществляемые правоотношения. Если происходит удовлетворение обращения взыскания, претензии лица удовлетворяются из бюджета или за счёт общественного имущества.

Обращение с общественным имуществом регламентируется Земельным и Гражданским кодексами Российской Федерации. В них говорится о праве приватизации, выделения из федерального владения на безвозмездной основе и возможности аренды имущества.

Особенности участия МО в гражданском обороте

Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.

Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются представительные органы, местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Ответственность

РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление.

При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны.

Аналогичным образом определяется ответственность муниципалитетов по их долгам.

Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Специфика управления

Эффективная реализация права собственности, охрана имущества, его использование в целях воспроизводства, учет и контроль за состоянием ресурсов обеспечивается посредством оптимизации организационно-правовых форм. Она позволяет существенно экономить финансовые средства на управление.

В составе муниципальной и госсобственности следует различать, во-первых, объекты, составляющие казну, и, во-вторых, имущество, закрепленное за учреждениями и предприятиями на правах хоз. ведения или оперативного управления. В соответствии с этим, реализуются права в отношении казенного имущества и ценностей, переданных самостоятельным юрлицам, созданным на соответствующем уровне власти.