Учет

Предельные максимальные размеры земельных участков 2023

Предельные максимальные размеры земельных участков 2023

  • В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.
  • Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.
  • То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство.
  • Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:
  • Градостроительного кодекса РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил землепользования и застройки;
  • СниПов.

На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:

  • общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
  • спрос населения;
  • количество свободных земельных наделов.

Нормы и правила регулирования

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).

Площадь надела

Предельные максимальные размеры земельных участков 2023

Так минимальный размер участка со статусом ИЖС под строительство жилого дома не может быть меньше, чем 3 сотки.

Даже если застройщик готов «ютиться» на меньшей территории, то органы государственной власти в лице Росреестра не зарегистрируют подобный надел.

Также возникнут проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Поэтому, присматривая небольшие и недорогие куски земли под строительство, обращайте внимание на их минимальный размер.

Максимальный размер участка ИЖС существенно отличается в субъекте Федерации и даже конкретном населенном пункте. В среднем по стране он составляет 30 соток, но все же более конкретную информацию необходимо получать для каждого населенного пункта или региона индивидуально.

Превышение допустимого размера надела также приведет к тому, что государственная регистрация такого участка будет невозможна.

Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор участка, необходимо предварительно ознакомиться с нормативами, действующими в вашем регионе. Проще всего обратиться в местную администрацию и получить нужную информацию из первых рук.

Кроме того, можно поискать необходимые законодательные акты, касающиеся вашего региона, области или населенного пункта в сети Интернет:

  1. В поисковой строке вашего браузера необходимо ввести запрос «Правила землепользования и застройки» и наименование населенного пункта или региона, области
  2. В открывшемся документе ищите статью, в названии которой фигурирует фраза «параметры разрешенного строительства». Необходимые вам сведения о предельных размерах участков ИЖС вы найдете именно там

Обратите внимание, что вас должны заинтересовать цифры, указанные для зоны ж1 (Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами).

Минимальная

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Предельные максимальные размеры земельных участков 2023

  1. Например, если в вашем регионе установлен минимальный показатель для ИЖС в 4 сотки, то разделить участок в 6 соток на две равные доли не получится.
  2. Общий минимальный показатель размера участка ИЖС практически не используется в реальном строительстве, так как каждый регион или муниципалитет принимает свои собственные нормативные акты.
  3. Рассмотрим минимальные площади земельных наделов на примере самых популярных регионов России.
Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 4
Санкт-Петербург 3
Ленинградская область 6 в городах, 10 в селах
Новосибирск 6
Екатеринбург 4
Краснодарский край 4

Предельная

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе.  Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.
Наименование территориального объекта Максимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 30
Санкт-Петербург 15
Ленинградская область 25
Новосибирск 10
Екатеринбург 25
Краснодарский край 10

Строительные нормы

  • Предельные максимальные размеры земельных участков 2023Для того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.
  • Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.
  • Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:
  1. Жилая застройка не должна занимать больше 30% от общей площади участка – при минимальном размере земельного участка ваш дом должен быть не более 90 кв. м., чем больше участок земли предоставлен, тем более просторный дом может позволить себе застройщик.
  2. На участке размером не более 12 соток разрешено строить только одно жилое здание (это требование не относится к количеству хозяйственных построек).
  3. Жилой дом не может быть расположен ближе, чем на расстоянии 5 м от улицы («красная линия») и 3 м от бокового проезда.
  4. Важно соблюдать требования СНиПа 30-02-97 в отношении соседских границ, жилых и хозяйственных построек:
  • между жилыми домами – расстояние от 6 до 15 м в зависимости от сочетания материалов несущих конструкций построек;
  • от дома до межи между соседними участками – не менее 3 м;
  • от хозяйственных построек до границы участка – не менее 1 м.

Если вы сможете с учетом всех этих требований возвести дом на земельном участке минимального размера, то никаких проблем с регистрацией права собственности на недвижимость у вас не возникнет.

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков в Подмосковье

Предельные максимальные размеры земельных участков 2023 Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).

Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

В том числе градостроительный регламент поселения

  • устанавливает, где это необходимо, предельные минимальные и максимальные размеры участков под застройку,
  • указывает, на каких территориях нет предельных минимальных и максимальных размеров участков.

Учитывая объем и разнообразие градостроительных регламентов, сделать сводный анализ по интересующим субъектам федерации вряд ли возможно. Поэтому рассмотрим вопрос на примерах.

В г. Москва вопрос с предельными размерами участков под застройку решен на региональном уровне: п. 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП указывает, что ни в одной из территориальных зон города минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются.

Иная ситуация в Московской области. Так, принятые в городе Рошаль Правила землепользования и застройки (утв. Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.2017 № 1/28) вводят минимальные размеры участков для

  • среднеэтажной застройки — многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 5000 кв.м, максимальный – 500 000 кв. м);
  • малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2500 кв. м, максимальный – 100000 кв.м);
  • индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв. м, максимальный – 3000 кв.м).

На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.

 Предельные максимальные размеры земельных участков 2023

Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении

Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно

  1. найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст. 32 ГсК РФ);
  2. На карте зонирования территории поселения найти, хотя бы приблизительно, интересующий участок и выяснить, к какой зоне он относится;
  3. в правилах землепользования выявить требования к застройке интересующей территориальной зоны – в том числе, допустимо ли в ней возведение желаемого объекта и установлен ли для такого объекта предельный минимальный и максимальный размер земельного участка.

Обращаем внимание, что необходимо также проверить соответствие будущего здания по проекту таким требованиям градостроительных регламентов как

  • расстояние до других объектов недвижимости, красных линий и границ соседних участков,
  • предельная этажность для данного объекта в конкретной зоне,
  • максимальный процент застройки выбранной территории

 Предельные максимальные размеры земельных участков 2023

Предельные минимальные и максимальные размеры предоставляемых гражданам участков

Здесь мы рассмотрим исключительно предельные минимальные и максимальные размеры государственных или муниципальных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду.

В Московской области действует закон от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», предусматривающий следующее

Вид использования сельхозучастка Минимальный размер, гектары Максимальный размер, гектары
Фермерское хозяйство 2 40
Садоводство 0,06 0,15
огородничество 0,04 0,1
Дачное строительство 0,06 0,25

Установление предельных размеров участков прочих видов использования региональный законодатель передал местным органам власти. Мы предлагаем информацию по Московской области, актуальную на 2017 г.

№ района п/п Район МО Вид использования сельхозучастка Минимальный размер, гектары Максимальный размер, гектары
1. Волоколамский ИЖС в Волоколамске и Сычево 0,02 0,12
ИЖС в селе 0,02 0,25
Приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево 0,06 0,12
Приусадебный ЛПХ в селе 0,06 0,25
Полевой ЛПХ 0,06 1
2. Воскресенский ИЖС в Воскресенске и поселках 0,06 0,15
ИЖС в селе 0,08 0,3
Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках 0,06 0,15
Приусадебный ЛПХ в селе 0,08 0,3
Полевой ЛПХ 0,1 0,3
3. Дмитровский Для ИЖС или ЛПХ 0,02 0,15
Для садоводства 0,02 0,12
4. Истринский ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири 0,06 0,15
ИЖС в селе 0,06 0,3
ЛПХ 0,06 0,5
5. Клинский ИЖС 0,05 0,3
Приусадебные ЛПХ 0,05 0,3
Полевые ЛПХ 0,5 1
6. Коломенский ИЖС и ЛПХ в поселке Пески 0,05 0,2
ИЖС и ЛПХ в селе 0,05 0,3
Полевые ЛПХ 0,05 2
7. Ленинский ИЖС в г. Видное 0,06 0,15
ИЖС кроме г. Видное 0,06 0,25
ЛПХ в г. Видное 0,06 0,15
ЛПХ кроме г. Видное 0,06 0,25
8. Лотошинский ИЖС в Лотошино 0,04 0,2
ИЖС в селе 0,04 0,5
Приусадебный ЛПХ в Лотошино 0,06 0,2
Приусадебный ЛПХ в селе 0,06 0,5
Полевой ЛПХ 0,06 0,5
9. Можайский ИЖС 0,04 0,12
ЛПХ 0,04 0,3
10. Наро-Фоминский ЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске 0,04 0,15
Прочие земли для ЛПХ, ИЖС 0,04 0,3
11. Ногинский ИЖС и ЛПХ  в Ногинске 0,09
ИЖС и ЛПХ в районе 0,12
12. Одинцовский ИЖС 0,08 0,25
ЛПХ 0,06 0,25
13. Орехово-Зуевский ИЖС для села 0,03 0,3
ИЖС для городов 0,03 0,15
ЛПХ для села
ЛПХ для города 0,03 0, 4
14. Пушкинский ИЖС в городах и поселках городского типа 0,04 0,25
ИЖС в селе 0,05 0,3
ЛПХ 0,03 0,3
15. Раменский ИЖС 0,06 0,4
Приусадебные ЛПХ 0,04 0,4
Полевые ЛПХ 0,06 1
16. Сергиево-Посадский ЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах 0,06 0,12
ЛПХ, ИЖС в селах 0,06 0,3
Полевые ЛПХ 0,1 2
17. Серпуховский ЛПХ, ИЖС 0,06 (от 0,045, если маленький участок находится в естественных границах) 3
18. Солнечногорский ИЖС 0,05 0,25
Приусадебные ЛПХ 0,03 0,25
Полевые ЛПХ 0,1 1
19. Ступинский ЛПХ, ИЖС в Ступино 0,04 0,06
ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево 0,06 0,08
ЛПХ,ИЖС в селах 0,06 0,15
20. Талдомский ИЖС в городе 0,04 0,2
ИЖС в селе 0,04 0,25
Приусадебные ЛПХ в городе 0,04 0,25
Приусадебные ЛПХ в селе 0,04 0,5
Полевые ЛПХ 0,5 1,5
21. Чеховский ИЖС 0,06 0,15
ЛПХ 0,06 0,25
22. Шатурский ИЖС 0,06 0,5
ЛПХ 0,06 0,5
23. Щелковский Приусадебный ЛПХ 0,04 0,5
Полевой ЛПХ 0,1 1
ИЖС 0,04 0,4

В г. Москве установление предельных максимальных/минимальных размеров участков должно осуществляться городской Думой, однако таковое для целей передачи земли гражданам в собственность или аренду пока не введено.

Итак, мы можем сделать вывод, что введение предельных размеров участков – инструмент, применяемы как в градостроительстве, так и в земельных отношениях в случае предоставления участка гражданам.

Особенно обширно отражены данные вопросы в законодательстве Московской области, в том числе и на муниципальном уровне. Стоит отметить, что наиболее распространенный минимальный размер участка ИЖС для предоставления гражданам – 0,06 га или 6 соток.

Однако в районах, удаленных от Москвы, такой размер меньше – 0,04 га, что должно, видимо простимулировать спрос на землю.

Глава 2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам

Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.

Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

Рассмотрим данные требования подробнее. 

  1. Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков
  • Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.
  • При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:
  • а)  конкретные значения площади участка;
  • б)  указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.
  • Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга[1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:
  • общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.

Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области[2], в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.

Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы[3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Поскольку в данном случае регулирование предельных размеров участков не унифицировано, то правообладатели могут столкнуться с существенными трудностями в определении того, установлен ли данный параметр в отношении участка вообще и каким нормативно-правовым актом он регулируется.

Например, в соответствии с п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В п. 1 ст. 4 закона № 101-ФЗ указано, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В Московской области[4] данный вопрос урегулирован следующим образом: минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара, за исключением прямо предусмотренных случаев (например, если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности).

Одновременно предусмотрено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного городского округа Московской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Применительно к Ленинградской области[5] в законодательстве закреплено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара. 

  1. Образование земельных участков не должно приводить к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости

Соблюдение данного требования оценивается в каждом конкретном случае, исходя из назначения и характеристик расположенного на земельном участке объекта капитального строительства.

Например, в одном из дел[6] суд указал, что в соответствии с техническими нормами площадь участка под существующими гостевыми домами должна обеспечивать размещение не только непосредственно гостевого дома, но и инфраструктуры базы отдыха (в т. ч. дорог, аллей, игровых и спортивных площадок, автостоянок).

В другом деле[7] суд пришёл к выводу о том, что раздел земельного участка, на котором расположены здания и иные объекты, составляющие единый имущественный комплекс морского вокзала, с учётом функциональной взаимосвязи между объектами не позволит использовать образуемые участки для целей грузопассажирских перевозок и обеспечить предоставление иных услуг в полном объёме.

Верховный Суд РФ[8] рассматривал дело, в котором заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка проходили непосредственно вдоль стен объекта недвижимости, отсутствовала территория, необходимая для подъезда к указанному зданию. Суды пришли к выводу о том, что в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

  1. Раздел, перераспределение или выдел земельных участков не должны приводить к тому, что сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешённым использованием

Указанное требование действует, главным образом, в тех случаях, когда обременение (ограничение), установленное в отношении исходного участка, имеет пространственные границы, и образование участка в новых границах осуществляется таким образом, что он полностью/преимущественно расположен в зоне обременения (ограничения).

Например, в отношении исходного участка, разрешённое использование которого допускает строительство определённых объектов, может быть установлен сервитут прохода (проезда).

В указанном случае образование в результате раздела нового участка таким образом, что почти вся его территория будет расположена в зоне прохода (проезда), ввиду чего размещение объекта капитального строительства в соответствии с разрешённым использованием будет невозможным, не должно допускаться. 

  1. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам
  1. Необходимо отметить, что понятия «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ», «чересполосица» не содержатся в законодательстве, что затрудняет предоставление общих рекомендаций и разъяснений по данному вопросу[9].
  2. Можно отметить, что объединяет указанные понятия то, что все перечисленные обстоятельства являются недостатками землепользования, поскольку соответствующая конфигурация и иные характеристики участков затрудняют их рациональное (наиболее эффективное) использование.
  3. Наличие конкретных недостатков землепользования устанавливается, как правило, на основании заключения эксперта при возникновении спора в суде (например, об оспаривании решения Росреестра об отказе в постановке участка на кадастровый учёт, отказа в утверждении Схемы, отказа в предварительном согласовании предоставления участка).
  4. При этом судебная практика выработала определённые подходы к толкованию рассматриваемых понятий.

Например, в одном из дел[10] суд указал, что в результате вклинивания остаётся узкая полоса между исходным и образуемым земельными участками, что является ухудшением конфигурации изменённого земельного участка.

Часть земельного участка от точки 2 до точки 9 на Схеме имеет узкую вытянутую форму, с трёх сторон окружена земельным участком, заявленным обществом для приобретения в собственность.

В связи с наличием данных обстоятельств РФ будет лишена возможности рационально использовать указанный земельный участок, в том числе передавать в пользование третьим лицам.

Также отметим, что примером «другого препятствующего рациональному использованию недостатка» является невозможность обеспечить доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в т.

 ч. путём установления сервитута (в тех случаях, когда отсутствует «вклинивание»). Указанное обстоятельство в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

  1. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов

Наличие данного требования обусловлено необходимостью обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности на территории конкретного участка, непротиворечивости адресной системы.

Так, подготовка ПЗЗ осуществляется в отношении территории поселений, городских округов / их частей (с особенностями применительно к межселенным территориям, городам федерального значения).

Указанные ПЗЗ могут предусматривать различное регулирование тех или иных вопросов (ВРИ, параметров), регулирование может также отличаться и применительно к различным населённым пунктам, в отношении которых действуют одни и те же ПЗЗ.

Очевидно, формирование участка, находящегося в различных муниципальных образованиях / населённых пунктах, делало бы практически невозможным определение подлежащего применению регулирования.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 26 закона № 218-ФЗ рассматриваемое ограничение не действует в случае, если выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ муниципального образования / населённого пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.

  1. Границы образуемого земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков

Указанное требование не распространяется на земельные участки, образуемые для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Применительно к требованию о недопустимости пересечения границ территориальных зон можно отметить, что его наличие обусловлено теми же причинами, которые были рассмотрены в п.

5, в части необходимости обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности в отношении участка, поскольку применительно к каждой территориальной зоне устанавливается отдельный градрегламент с ВРИ и предельными параметрами.

При этом данное требование является зеркальным предусмотренному п. 4 ст. 30 ГрК РФ, п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилу о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Однако в данном случае возникает вопрос о том, допустимо ли образование из исходного участка, который расположен в нескольких территориальных зонах (например, такое зонирование было установлено в ПЗЗ ввиду отсутствия описания местоположения границ участка в ЕГРН в соответствии с актуальными требованиями), участка, который также будет расположен в нескольких территориальных зонах. Специфика данной ситуации заключается в том, что несоблюдение требования по непересечению границ территориальных зон не возникает в результате образования нового участка, а изначально существует в отношении исходного.

Одной из возможных точек зрения в данном случае является указание на недопустимость образования такого участка с применением по аналогии закона положений п.п. 8 и 9 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ в части того, что образование новых участков возможно только путём устранения существующих противоречий и исключения пересечения границ территориальных зон.

Как и в п. 5, рассматриваемое требование не действует, если Росреестром выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ соответствующих территориальных зон, лесничеств.

В качестве примера толкования судами нормы о непересечении границ лесничеств можно отметить, что в соответствии с обстоятельствами дела, рассмотренного Верховным Судом РФ[11], администрация утвердила схему расположения земельных участков, имеющих пересечение с границами земель лесного фонда. Образованный земельный участок был сдан в аренду. Суд признал договор аренды недействительным, поскольку спорный земельный участок был образован с нарушением законодательства, в связи с чем он не мог служить предметом договоров аренды. 

  1. Образование земельных участков не должно нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами

Примером такого требования является закрепление того, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учёте которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, не должны пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

Пересечение границ образуемого участка с границами других существующих участков является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта образуемого участка (пп. 20 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ).

Данное ограничение не действует в прямо предусмотренных случаях (другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, специальное регулирование по «лесной амнистии»[12]).

В законодательстве можно встретить и иные ограничения при образовании участков, например:

  • земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводнённый карьер, разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводнённого карьера (п. 4 ст. 8 ВК РФ);
  • земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется (п. 14 ст. 48 закона № 73-ФЗ[13]).

Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков для ИЖС

Общепринятые нормы законодательства относительно минимальных и максимальных размеров земельных территорий направлены на контроль и правильное использование имеющих земельных участков.

Если бы эти нормы отсутствовали, разделение происходило бы бесконечно. Результатом бесконтрольного межевания стали бы микроучастки.

Их размер не позволял бы использовать в полной мере земельную территорию.

Появление территорий огромных размеров аналогично не способствует правильному использованию. Именно по этим причинам законодатель принял решение ввести рациональные ограничения по делению участков.

Минимальные размеры земельного участка под ИЖС

Разделять землю, площадь которой ниже минимального значения, не допускается. Поэтому такие земли считаются неделимыми. Сегодня законодательство, которое регулировало предельные нормы по минимальному и максимальному размеру, претерпело ряд изменений.

К примеру, утратил свою юридическую силу пункт 4 статьи 41 ГрК РФ . В нем говорилось, что разделенный участок земли не должен превышать минимальные и максимально допустимые значения, предусмотренные законодательством и муниципальными локальными документами.

Закон Московской области о минимальных размерах земельных участков под ИЖС

В Московской области были изданы отдельные законы, вытекающие из ЗК РФ. Подобные законодательные нормы контролируют размеры по межеванию территорий как больших, так и малых. После определения точного размера, они предоставляются гражданам РФ в собственность. Земли необходимы для ведения различной деятельности:

  • Огородничество;
  • Крестьянского или фермерского хозяйства;
  • Садоводство;
  • Возведение дачи.

В соответствии со статьей 1 закона по Московской области , минимальные размеры участков, которые были переданы собственникам во владение, следующие:

  • Для ведения фермерской деятельности — 2 гектара;
  • Выращивание для собственных потребностей урожай — 0,04 гектара;
  • Садоводства — 0,06 гектара;
  • Для возведения дачи — 0,06 гектара.

Максимальные значения земельных территорий, которые предоставляются гражданам в собственность:

  • Для ведения фермерского или крестьянского хозяйства — 40 гектар:
  • Огородничества — 0,10 гектара;
  • Садоводства — 0,15 гектара;
  • Дачное строительство — 0,25 гектара.

Минимальный размер участка под ИЖС

В каждом регионе окончательные минимальные и максимальные значения земельных территорий определяются в зависимости от локальных факторов. Сюда относятся и местные правовые документы. Но следует обратить внимание на то, что никакой официальный местный акт не может противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральному законодательству.

По всей России можно определить среднюю предоставляемую в пользование территорию. К примеру, земля под ИЖС предоставляется по меньшей мере в 3 сотки. Однако в каждом регионе все индивидуально. В некоторых подобная цифра может быть увеличена в несколько раз.

Поэтому для определения зоны с минимальными размерами под ИЖС, необходимо тщательно изучить региональные нормативно-правовые акты.

К примеру, в Краснодарском крае есть индивидуальные требования, если иное не предусматривается законодательством. При заключении договора на получение земельных территорий, участки должны быть не менее, чем:

  • 400 квадратных метров, если их ширина не меньше 8 метров. Такие земли необходимы для ведения садоводства;
  • 600 квадратных метров, ширина которых не менее 12 метров. Подобные земли подойдут в качестве индивидуального жилого строительства или ЛПХ.

Многодетные семьи, которые проживают в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, могут получить подобную земельную территорию на бесплатной основе. Предварительно необходимо зарегистрироваться в очереди. Льготная категория граждан получает:

  • Заранее подготовленный для дальнейшего ведения деятельности участок;
  • Возможность приобретения в любом регионе Российской Федерации благодаря выданному сертификату;
  • Приобретение в собственность землю на бесплатной основе, необходимого для ЛПХ или ИЖС.

В Ленинградской области территории предоставляются без проведения аукционов. Однако прежде чем получить тот или иной участок, необходимо согласовать с местными властями, как будет расположен предварительно строительный объект. Государственные органы власти Санкт-Петербурга могут распоряжаться территориями, на которых еще не было произведено межевание. Размеры для данной области следующие:

  • Минимально возможная территория — 0,12 гектара;
  • Максимально возможная — 0,15 гектара.

Закон о максимальном размере участка под ИЖС

Аналогично минимальным коэффициентам, максимальные показатели также регламентируются местными и Федеральными законодательными актами.

Если земельный участок федеральный, то нормы будут также учитываться по Федеральному закону. Если земля находится во владении региональных властей или муниципалитетов, тогда применимы локальные нормативно-правовые акты.

Чтобы оформить территорию под ИЖС, необходимо сослаться на действующее законодательство РФ.