Учет

Статья 278 ГПК РФ. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим 2023

1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

См. все связанные документы >>>

1. В положениях комментируемой статьи законодатель лаконично, но емко определил специфические особенности подготовки (ч. ч. 1, 2), рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч. 3).

Подготовка дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим к судебному разбирательству осуществляется по общим правилам искового производства.

Судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, указывая действия, которые следует совершить для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела в целях достижения задач стадии подготовки дела к судебному разбирательству. При подготовке дела к судебному разбирательству судья уточняет фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон; разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, обеспечивает представление необходимых доказательств.

В предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим ученые предлагают включать такие юридические факты, как неизвестность места пребывания лица в течение года; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; начало безвестного отсутствия.

По делам об объявлении гражданина умершим требуется устанавливать неизвестность места пребывания гражданина в течение сроков, указанных в законе; наличие обстоятельств, дающих суду основание сделать вывод о возможной смерти гражданина в течение сокращенных сроков безвестного отсутствия; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, получить сведения о безвестно отсутствующем лице; дату предполагаемой смерти гражданина .

———————————

См.: Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими в порядке гражданского судопроизводства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1977. С. 7.

Спецификой дел особого производства является превалирование следственного начала и уменьшение роли принципа состязательности ввиду отсутствия сторон в процессе в классическом их понимании. Как следует из содержания ч.

1 комментируемой статьи, эта особенность дел особого производства наиболее ярко проявляется при подготовке дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, поскольку законодатель возлагает обязанность по сбору доказательств по делу на суд.

Суд на стадии подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим к судебному разбирательству опрашивает заявителя или его представителя по существу заявленных требований, выясняет у них, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, какими еще доказательствами заявленные требования могут быть подтверждены. В качестве доказательств, подтверждающих факт отсутствия сведений о месте пребывания лица в течение продолжительного времени в месте его жительства, факт предполагаемой гибели лица при обстоятельствах, угрожавших пропавшему без вести смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суды рассматривают справки органов внутренних дел об обращении к ним в связи с пропажей людей, письменные документы (справки, акты и др.) компетентных органов о произошедших стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, разыскные дела, показания свидетелей и т.п.

Учитывая, что в отдельных случаях заинтересованным лицам может быть затруднительно представить те или иные документы, свидетельствующие об обстоятельствах предполагаемой гибели или пропажи человека, например материалы уголовных дел, разыскных дел, документы, связанные с трудовой деятельностью пропавшего или с прохождением им военной службы, суд самостоятельно, по собственной инициативе запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Таким образом, как представляется, роль суда по таким делам значительно возрастает, по сравнению с делами искового производства, уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку именно от суда, а не от активности заинтересованного лица зависит качество подготовки дела к судебному разбирательству. При этом заявитель в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, как отмечается в науке процессуального права, находится в преимущественном положении в процессе доказывания своей правовой позиции .

———————————

См.: Портянкина С.П. Указ. соч. С. 22.

Следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение судом возложенной на него законодателем обязанности по сбору доказательств или переложение этой обязанности на заинтересованное лицо может стать причиной отмены вынесенного судебного решения.

Пример: Ставропольский краевой суд отменил решение суда первой инстанции, которым было отказано в удовлетворении требований о признании гражданина безвестно отсутствующим ввиду того, что заявителем суду не было представлено достаточных сведений о том, что органами внутренних дел проводились разыскные мероприятия по месту жительства и возможного нахождения должника.

Вышестоящая инстанция не согласилась с доводами суда первой инстанции по причине того, что по данной категории дел суд должен по своей инициативе выяснить, кто может сообщить сведения о месте нахождения гражданина, и сделать все необходимые запросы в соответствующие органы и организации (подробнее см. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 8 декабря 2015 г.

по делу N 33-8499/2015).

  • 2. Кроме действий суда по установлению:
  • — необходимых сведений о месте жительства гражданина;
  • — отсутствия его в этом месте жительства и отсутствия сведений о его месте пребывания в течение года;
  • — принятия заявителем мер по его розыску;
  • — невозможности установления места нахождения данного гражданина;
  • — существования обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться, в частности находиться в розыске;
  • — наличия правовой заинтересованности лица, подавшего заявление, и наличия материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, —

законодатель в ч. 2 комментируемой статьи предоставляет суду право с учетом фактических обстоятельств дела, выявив имущество пропавшего без вести лица, требующего управления, привлечь орган опеки и попечительства к обеспечению сохранности имущества пропавшего гражданина.

В качестве имущества, которое может стать объектом доверительного управления, законодатель рассматривает предприятия, другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги (ст. 1013 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что в доверительное управление может быть передано только имущество лица, признаваемого безвестно отсутствующим, принадлежащее ему на праве собственности (подробнее см.

Определение Нижегородского областного суда от 9 ноября 2010 г. по делу N 33-9975/10).

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству задачей органа опеки и попечительства при возникновении необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом пропавшего гражданина является определение лица, которое будет осуществлять управление таким имуществом и с которым впоследствии будет заключен договор о доверительном управлении таким имуществом. Как правило, такое лицо назначается из числа родственников пропавшего без вести. Однако закон не исключает возможность осуществления доверительного управления имуществом и иными лицами, не относящимися к родственникам пропавшего без вести, в том числе и некоммерческой организацией, за исключением учреждения. Кроме того, в качестве доверительного управляющего не может выступать государственный орган или орган местного самоуправления, а также доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.

Орган опеки и попечительства предлагает соответствующую кандидатуру суду и подготавливает договор доверительного управления имущества. При определении кандидатуры доверительного управляющего важно учитывать мнение всех заинтересованных лиц по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим (подробнее см.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2012 г. N 33-4375/2012). Орган опеки и попечительства, предлагая суду кандидатуру доверительного управляющего, должен учитывать требования гражданского законодательства, предъявляемые к кандидатуре доверительного управляющего.

В частности, лицо, предлагаемое в качестве доверительного управляющего имуществом, должно понимать, что оно не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих пропавшему без вести лицу прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие действия, влекущие уменьшение имущества пропавшего без вести. До сведения лица, предлагаемого в качестве доверительного управляющего имуществом, должна быть доведена информация об имущественной ответственности в случае непроявления при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах пропавшего без вести, а также за причиненные убытки, если не будет доказано, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий органа опеки и попечительства. Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет лично доверительный управляющий (п. 2 ст. 37, п. п. 1, 2 ст. 1022 ГК РФ).

3. Обеспечению законности в защите прав граждан в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском процессе.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону решения, определения и постановления судов. В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ. Согласно ч. 3 комментируемой статьи одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является вступление в процесс для дачи заключения, в том числе по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

Судам во исполнение требований комментируемой нормы следует уведомлять прокурора о назначении к слушанию дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим с таким расчетом, чтобы прокурор имел достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд. Неявка прокурора в суд не является препятствием к разбирательству дела, но только при условии его надлежащего извещения. Ненадлежащее извещение прокурора о слушании дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим является основанием для отмены принятого судом решения в связи с нарушением требований ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. Хотя в большинстве случаев требования процессуального законодательства о привлечении к участию в деле прокурора соблюдаются, имеют место случаи, когда такие нарушения все же допускаются.

Пример: Апелляционным определением Московского городского суда было отменено решение суда первой инстанции, которым было удовлетворено заявление об объявлении умершим Г.

Одним из оснований отмены такого решения стало нарушение норм процессуального права, выразившееся в непривлечении прокурора к участию в деле, неизвещении его о времени и месте судебного заседания, что препятствовало даче заключения по делу (см.

Апелляционное определение Московского городского суда от 16 июля 2012 г. по делу N 11-14237).

Статья 278 ГПК РФ (действующая редакция). Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Комментарий к Ст. 278 ГПК РФ

1. Анализ правил ч. 1 ст. 278 позволяет сделать ряд важных выводов:

а) в делах особого производства, связанных с признанием гражданина безвестно отсутствующим или объявлением умершим, обязательна такая стадия процесса, как подготовка дела к судебному разбирательству (см. коммент. к ст. 147-153 ГПК);

б) в ходе такой подготовки судья должен:

выяснить, какие лица (причем не только родственники и сослуживцы, но и соседи, организации и т.п.) могут дать сведения (письменные, свидетельские, записанные на видеокассете, аудиокассете, фотографии и др.) об отсутствующем;

запросить в порядке, установленном ст. 57, 113-117 ГПК (см. коммент. к ним), соответствующие организации по последнему месту жительства (месту работы) отсутствующего гражданина.

2. Применяя правила ч. 2 ст. 278, нужно учитывать следующее:

а) органы опеки и попечительства — это отделы (управления, департаменты, комитеты и т.п.) здравоохранения, просвещения, иные аналогичные структуры администрации муниципальных образований (ст. 34 ГК РФ),

б) суд вправе, но только после принятия решения и вступления его в законную силу предложить органу опеки и попечительства назначить лицо для охраны и постоянного управления имуществом отсутствующего. Дело в том, что правила ч. 2 ст. 278 применяются лишь постольку, поскольку они не противоречат п. 1 ст. 43 ГК РФ и ст.

279 (см. коммент.

) о том, что имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом;

в) орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом (п. 2 ст. 43 ГК РФ);

г) что касается имущества лица, которого предполагается объявить умершим, то здесь правила ч. 2 ст. 278 действуют непосредственно. Иначе говоря, суд после принятия заявления об объявлении лица умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить опекуна доверительного управляющего имуществом;

д) о назначении опекуна суд выносит определение в соответствии со ст. 224, 225 ГПК (см. коммент. к ним).

3. Кроме того, анализ ст. 279 показывает, что:

а) дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим рассматривается:

судьей единолично (чем данная категория дел сходна с большинством других дел особого производства — см. коммент. к ст. 7, 263 ГПК);

с непременным участием прокурора (см. коммент. к ст. 45 ГПК);

  • б) участием прокурора при рассмотрении дел данной категории законодатель преследовал несколько целей:
  • прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов, а также прав и интересов лица, который может быть признан безвестно отсутствующим или умершим;
  • прокурор может быть и заявителем в интересах государства и лицом, представляющим интересы государства.

4. Суд обязан известить о времени и месте судебного заседания прокурора в порядке, установленном ст. 113-117 ГПК. Если он не явится, суд своим определением откладывает рассмотрение дела в порядке, установленном ст. 169 (см. коммент. к ней).

О неявке прокурора по неуважительной причине суд вправе вынести частное определение (см. коммент. к ст. 226 ГПК).

Альтернативный комментарий к ст.278 ГПК

При подготовке дела к судебному разбирательству судья руководствуется не только требованиями статьи 278 ГПК РФ, но и общими нормами гл. 14 ГПК в той мере, в какой они применимы в особом производстве.

Судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству должен принять все необходимые меры для проверки указанных в заявлении данных о невозможности установления места нахождения гражданина.

С этой целью опрашиваются указанные в заявлении лица, запрашиваются соответствующие учреждения по месту жительства, работы, военной службы (органы милиции, жилищно-эксплуатационные организации, военкоматы и т.п.). В последней редакции ч.

1 статьи 278 ГПК РФ введено дополнительное требования о запросе сведений в службе судебных приставов.

В случае подачи заявления об объявлении гражданина умершим, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, судья в ходе подготовки дела должен истребовать документы, которые подтверждали бы указанные обстоятельства, а при их отсутствии в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 150 ГПК решить вопрос о вызове в судебное заседание свидетелей.

Необходимо также выяснить, не является ли отсутствие гражданина умышленным, т.е. не скрывается ли гражданин с целью избежания привлечения его к тому или иному виду юридической ответственности, не уклоняется ли от уплаты алиментов или от исполнения какой-либо другой обязанности. Для этого судья должен направить запросы в органы милиции, опросить близких лиц отсутствующего.

Судья не должен назначать дело к судебному разбирательству до тех пор, пока им не будут получены ответы на все его запросы в соответствующие органы.

Если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества безвестно отсутствующего, судья может предложить органу опеки и попечительства назначить опекуна для охраны данного имущества. Предложение органу опеки и попечительства оформляется определением, которое обязательно для исполнения.

Орган опеки и попечительства назначает управляющего имуществом отсутствующего гражданина и определяет его полномочия на основании заключаемого договора о доверительном управлении.

Поскольку вопрос о необходимости назначения опекуна для охраны соответствующего имущества, является правом суда, а не его обязанностью, постольку он должен решаться судом исходя из конкретной ситуации.

Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматривается в открытом судебном заседании с обязательным участием прокурора (ч. 3 ст. 278 ГПК РФ).

Разбирательство дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим заканчивается вынесением решения.

Дополнительный комментарий к статье 278 ГПК РФ

В числе действий судьи по подготовке дела к рассмотрению — выяснение лиц, которые могут дать сведения об отсутствующем. Такую информацию дает, как правило, заявитель. Кроме того, судья направляет запросы в организации по последнему месту жительства и месту работы отсутствующего, ОВД, воинские части, судебным приставам.

Суд может запросить сведения у любых иных организаций и лиц, которые могут представить информацию о месте нахождения гражданина.

День получения последних сведений о пропавшем, который необходимо установить для определения основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим, может быть определен по дате обращения заинтересованных лиц в ОВД с заявлением о розыске пропавшего, которая указывается в выдаваемой ОВД справке.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Это право, но не обязанность органа опеки и попечительства, в связи с чем суд не может обязать назначить доверительного управляющего.

Такие меры необходимы для охраны имущественных прав пропавшего гражданина с целью предотвращения утраты, порчи, хищения его имущества. ГК РФ не предусматривает заключения договора доверительного управления с управляющим до вступления решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим в силу.

В этой ситуации орган опеки и попечительства должен принять меры по охране имущества, о чем и указано в статье 278 ГПК РФ.

Статья 278. действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Статья 278. действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 2.
Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим
Обе категории гражданского дела имеют много общего как в предмете доказывания, так и в перечне необходимых доказательств, но в то же время они специфичны, поэтому будут рассмотрены

17.4. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

17.4. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим
Правовые цели и последствия данного производства сходны с установлением фактов, которые имеют юридическое значение. Основное отличие состоит в степени достоверности судебных выводов.

Глава 30. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

Глава 30.
Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим Статья 276.
Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об

Статья 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Статья 276.
Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения

Статья 277. Содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Статья 277.
Содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо

Статья 278. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Статья 278.
Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также

Статья 279. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Статья 279.
Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
1. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и

47. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

47. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим
Основанием для возбуждения особого производства является заявление, которое подается по местожительству или местонахождению заинтересованного лица. В заявлении о признании гражданина

Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.В заявлении о

§ 4 Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

§ 4
Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим
Согласно ст. 42, 45 ГК гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте пребывания.

Каковы основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим?

Каковы основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим?
Согласно ст. 42, 45 ГК гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет

Глава 30. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

Глава 30. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ СТАТЬЯ 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об

СТАТЬЯ 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

СТАТЬЯ 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения

СТАТЬЯ 277. Содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

СТАТЬЯ 277. Содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо

СТАТЬЯ 279. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

СТАТЬЯ 279. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
1. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и

5. Место жительства. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

5. Место жительства. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим
Место жительства гражданина — место, где он постоянно или преимущественно проживает. Для несовершеннолетних, не достигших 14 лет, и других граждан, которые находятся под