Ходатайство

Дела Рассматриваемые В Административном Судопроизводстве В 2023 Году

31 июля 2023 в 15:07

Дела Рассматриваемые В Административном Судопроизводстве В 2023 Году

Содержание:

04 августа 2023 г. вступят в силу поправки в КАС РФ, внесенные федеральным законом № 349-ФЗ от 24 июля 2023 г. «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».

Как пояснили авторы законопроекта, его положения направлены на «обеспечение полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также положений, направленных на ускорение судебной защиты по соответствующим делам».

Основные положения федерального закона № 349-ФЗ от 24 июля 2023 года

В целях сокращения временных затрат на рассмотрение административных дел законом вводятся следующие новеллы: 

  • Расширен перечень судебных документов, которые могут изготавливаться и направляться судом в электронном виде (подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью судьи): сюда вошли, помимо судебных актов, еще и распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения суда.
  • Установлена возможность ведения производства по делу в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций по электронным материалам административного дела, без передачи документов на бумажном носителе.
  • Определен круг полномочий, которые вправе осуществлять любой уполномоченный представитель участника административного дела, в том числе не имеющий высшего юридического образования, а именно: получать судебные извещения, копии судебных актов, исполнительные документы, делать копии материалов дела.
  • Закреплено за судом право самостоятельно получать необходимые сведения из открытых источников, включая публичные информационные системы, официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в сети «Интернет». Полученная информация приобщается к материалам дела, о чем ставятся в известность участники дела, у которых, в свою очередь, есть право излагать доводы и предъявлять доказательства касательно достоверности этих сведений.

В качестве еще одной цели принятия нового закона выступает устранение пробелов правового регулирования и коллизий правовых норм посредством внесения необходимых изменений.

Читайте также:  Заработная Плата На Испытательный Срок В 2023 Году

Приведем некоторые из таких изменений:  

  • Четко разъяснено, что следует понимать под немедленным применением мер предварительной защиты по административному иску: это означает, что исполнить определение суда о применении таких мер уполномоченное лицо обязано в течение 1 дня после его получения, если иное не установлено законом или судом.
  • Уточнены требования к содержанию заявления о вынесении судебного приказа.
  • Установлено, что в административное исковое заявление могут включаться требования о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым решением, действием (бездействием).
  • Предусматривается, что в административном исковом заявлении (равно как в апелляционной, кассационной и надзорной жалобах) указывать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца и его представителя следует только при их согласии на получение судебных извещений и вызовов посредством СМС-сообщений, факсимильной связи либо по электронной почте.
  • Уточняется, что если после начала судебного разбирательства имеет место хотя бы одно обстоятельство из перечисленных:- замена судьи,- изменение состава участников (вступление соистца, привлечение соответчика, замена ненадлежащего ответчика надлежащим, появление заинтересованного лица),- изменение основания или предмета иска,- несколько административных дел объединяются в одно производство,- заявленные требования выделяются в отдельное производство,в таком случае течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.  
  • Регламентирована процедура объявления перерыва в судебном заседании и определен срок, на который может быть объявлен перерыв – не более 5 дней, установлен порядок информирования о времени и месте продолжения судебного заседания – путем размещения сведений в сети «Интернет».
  • Установлены возможность и порядок индексации присужденных денежных сумм, в том числе указано, что заявление взыскателя должно быть рассмотрено судом без проведения судебного заседания в течение 10 дней со дня его поступления и без извещения участников дела.
  • Введена ответственность за неисполнение или несообщение об исполнении судебного акта властными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами, наделенными публичными полномочиями.
Читайте также:  Причины Отстранения Работника От Работы В 2023 Году

Из вышеизложенного следует, что принятые поправки являются уместными и необходимыми для обеспечения всесторонней судебной защиты прав, свобод, законных интересов в сфере административных правоотношений.

Вступление закона в силу

Данный закон принят и опубликован 24 июля 2023 г., и по общему правилу, вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, то есть 4 августа 2023 г.

Кодекс административного судопроизводства ( ст КАС РФ 2023 )

Дела Рассматриваемые В Административном Судопроизводстве В 2023 Году

КАС РФ 2023 — это перечень законодательных правил, которые определяют порядок административного судопроизводства.

В Кодексе урегулирован порядок осуществления ВС РФ и судами общей юрисдикции административного судопроизводства (по делам об оспаривании нормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.).

В отличие от гражданского судопроизводства в Кодексе сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах.

В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) — выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

Предусмотрены гарантии объективности процесса и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства. Так, определяются категории дел, которые рассматриваются судом первой инстанции коллегиально.

При оспаривании нормативно-правовых актов в суде субъекта Федерации предусмотрено обязательное участие представителя гражданина, если сам истец не имеет юридического образования.

Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

В Кодексе административного судопроизводства четко определена подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Они рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации, а также арбитражными судами (в случаях, установленных федеральными законами). Участие мировых судей в рассмотрении указанных дел не предусмотрено.

Ряд нововведений направлен на ускорение судебного процесса. Это, в частности, возможность использовать электронные процессуальные документы, применять видео-конференц-связь. По некоторым административным делам вводится упрощенное (письменное) производство.

В большинстве случаев сокращаются сроки обращения в суд, рассмотрения и разрешения административных дел. Освобождены от судебных издержек некоторые категории граждан и общественных объединений.

КАС РФ 2023 введен в действие с 15 сентября 2015 г.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве Статья 3. Задачи административного судопроизводства Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением Статья 6. Принципы административного судопроизводства Статья 7. Независимость судей Статья 8. Равенство всех перед законом и судом Статья 11. Гласность и открытость судебного разбирательства Статья 12. Язык, на котором ведется административное судопроизводство Статья 13. Непосредственность судебного разбирательства Статья 14. Состязательность и равноправие сторон Статья 16. Обязательность судебных актов Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам Статья 17. Подведомственность административных дел судам Статья 17.1. Административные дела, подсудные мировым судьям Статья 18. Административные дела, подсудные военным судам Статья 19. Административные дела, подсудные районному суду Статья 23. Исключительная подсудность Статья 24. Подсудность по выбору административного истца Глава 3. Состав суда. Отводы в КАС РФ 2023 Статья 28. Формирование состава суда Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел Статья 34. Заявления о самоотводе и об отводе Статья 35. Порядок разрешения заявления о самоотводе и об отводе Статья 36. Последствия удовлетворения заявления о самоотводе или об отводе Статья 37. Лица, участвующие в деле Статья 39. Участие прокурора в административном деле Статья 43. Замена ненадлежащего административного ответчика Статья 44. Процессуальное правопреемство Статья 45. Права и обязанности лиц, участвующих в деле Статья 47. Заинтересованные лица Статья 48. Иные участники судебного процесса Статья 53. Секретарь судебного заседания Глава 5. Представительство в суде Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде Статья 56. Полномочия представителя Статья 57. Оформление и подтверждение полномочий представителя Статья 58. Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей Глава 6. Доказательства и доказывание в КАС РФ 2023 Статья 59. Доказательства Статья 60. Относимость доказательств Статья 61. Допустимость доказательств Статья 62. Обязанность доказывания Статья 63. Истребование доказательств Статья 64. Основания освобождения от доказывания Статья 65. Освобождение от доказывания обстоятельств, признанных сторонами Статья 66. Судебные поручения Статья 67. Порядок выполнения судебного поручения Статья 68. Объяснения лиц, участвующих в деле Статья 69. Свидетельские показания Статья 70. Письменные доказательства Статья 71. Возвращение подлинников документов Статья 72. Вещественные доказательства Статья 73. Хранение вещественных доказательств Статья 75. Распоряжение вещественными доказательствами, находящимися в суде Статья 76. Аудио- и видеозаписи Статья 77. Назначение экспертизы Статья 78. Содержание определения о назначении экспертизы Статья 79. Порядок проведения экспертизы Статья 80. Комиссионная экспертиза Статья 81. Комплексная экспертиза Статья 82. Заключение эксперта (комиссии экспертов) Статья 83. Дополнительная и повторная экспертизы Статья 84. Оценка доказательств Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску Статья 89. Отмена мер предварительной защиты по административному иску Статья 91. Замена мер предварительной защиты по административному иску Глава 8. Процессуальные сроки в КАС РФ 2023 Статья 92. Исчисление процессуальных сроков Статья 93. Окончание процессуального срока Статья 94. Последствия пропуска процессуального срока Статья 95. Восстановление пропущенного процессуального срока Глава 9. Судебные извещения и вызовы Статья 96. Судебные извещения и вызовы Статья 97. Содержание судебных повесток и иных судебных извещений Статья 98. Доставка судебных повесток и иных судебных извещений Статья 99. Вручение судебной повестки Статья 101. Перемена адреса во время производства по административному делу Статья 102. Неизвестность места пребывания административного ответчика Глава 10. Судебные расходы Статья 103. Судебные расходы Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины Статья 106. Издержки, связанные с рассмотрением административного дела Статья 110. Выплата денежных сумм, причитающихся свидетелям и переводчикам Статья 111. Распределение судебных расходов между сторонами Статья 112. Возмещение расходов на оплату услуг представителя

Раздел II. Меры процессуального принуждения

Глава 11. Меры процессуального принуждения Статья 116. Понятие и виды мер процессуального принуждения Статья 117. Основания и порядок применения мер процессуального принуждения Статья 119. Предупреждение и удаление из зала судебного заседания Статья 121. Обязательство о явке Статья 122. Наложение судебных штрафов Статья 123. Порядок рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа

Раздел III. Общие правила производства в суде первой инстанции

Статья 123.1 Судебный приказ

Статья 123.2 Подача заявления о вынесении судебного приказа

Статья 123.3 Форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа

Статья 123.5 Порядок вынесения судебного приказа

Статья 123.6 Содержание судебного приказа

Статья 123.7 Отмена судебного приказа

Статья 123.8 Выдача судебного приказа
Глава 12. Предъявление административного искового заявления Статья 124. Административное исковое заявление Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению Статья 127. Принятие административного искового заявления Статья 128. Отказ в принятии административного искового заявления Статья 129. Возвращение административного искового заявления Статья 130. Оставление административного искового заявления без движения Глава 13. Подготовка административного дела к судебному разбирательству Статья 137. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон Статья 138. Предварительное судебное заседание Статья 139. Назначение административного дела к судебному разбирательству Глава 14. Судебное разбирательство Статья 140. Устность судебного разбирательства Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел Статья 143. Председательствующий в судебном заседании Статья 144. Порядок в судебном заседании Статья 145. Открытие судебного заседания Статья 146. Проверка явки участников судебного разбирательства Статья 147. Участие переводчика Статья 148. Удаление свидетелей из зала судебного заседания Статья 149. Объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода Статья 152. Отложение судебного разбирательства административного дела Статья 154. Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле Статья 155. Разъяснение эксперту и специалисту их прав и обязанностей Статья 156. Начало рассмотрения административного дела по существу Статья 158. Установление очередности исследования доказательств Статья 159. Объяснения лиц, участвующих в деле Статья 161. Порядок допроса свидетеля Статья 162. Допрос несовершеннолетнего свидетеля Статья 163. Оглашение свидетельских показаний Статья 164. Исследование письменных доказательств Статья 166. Исследование вещественных доказательств Статья 167. Воспроизведение аудио- и видеозаписей и их исследование Статья 169. Консультация специалиста Статья 170. Окончание рассмотрения административного дела по существу Статья 171. Судебные прения Статья 172. Возобновление рассмотрения административного дела по существу Статья 173. Удаление суда для принятия решения Статья 174. Объявление решения суда Статья 175. Принятие решения суда Статья 176. Законность и обоснованность решения суда Статья 177. Составление мотивированного решения суда Статья 178. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда Статья 179. Изложение решения суда Статья 180. Содержание решения суда Статья 182. Выдача и направление копий решения суда Статья 183. Дополнительное решение суда Статья 185. Разъяснение решения суда Статья 186. Вступление в законную силу решения суда Статья 187. Исполнение решения суда Статья 188. Немедленное исполнение решения суда Глава 16. Приостановление производства по административному делу Статья 191. Право суда приостановить производство по административному делу Статья 192. Возобновление производства по административному делу Глава 17. Прекращение производства по административному делу Глава 18. Оставление административного искового заявления без рассмотрения Глава 19. Определение суда Статья 198. Порядок вынесения определения суда Статья 199. Содержание определения суда Статья 200. Частное определение суда Статья 202. Порядок обжалования определения суда Статья 204. Обязательность ведения протокола Статья 205. Содержание протокола Статья 206. Составление протокола Статья 207. Замечания на протокол

Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд Статья 229. Вопросы применения правил настоящей главы Статья 258. Рассмотрение административного дела о присуждении компенсации Статья 261. Обжалование определений суда первой инстанции Статья 272. Рассмотрение административного дела об административном надзоре Статья 278. Обстоятельства, подлежащие выяснению Статья 280. Психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке Статья 284. Обстоятельства, подлежащие выяснению Статья 285.2 Принятие административного искового заявления Статья 285.4 Обстоятельства, подлежащие выяснению Статья 285.5 Решение суда по административному исковому заявлению

Раздел V. Упрощенное (письменное) производство по административным делам

Раздел VI. Производство в суде апелляционной инстанции

Глава 34. Производство в суде апелляционной инстанции Статья 295. Право апелляционного обжалования Статья 296. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления Статья 297. Порядок подачи апелляционных жалобы, представления Статья 298. Срок подачи апелляционных жалобы, представления Статья 299. Содержание апелляционных жалобы, представления Статья 300. Оставление апелляционных жалобы, представления без движения Статья 301. Возвращение апелляционных жалобы, представления Статья 303. Отказ от апелляционных жалобы, представления Статья 305. Сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Статья 309. Полномочия суда апелляционной инстанции Статья 311. Судебный акт суда апелляционной инстанции Статья 313. Обжалование определений суда первой инстанции Статья 314. Срок подачи частной жалобы, представления прокурора Статья 317. Законная сила определения суда апелляционной инстанции

Раздел VII. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

Глава 35. Производство в суде кассационной инстанции Статья 318. Право на обращение в суд кассационной инстанции Статья 319. Порядок подачи кассационных жалобы, представления Статья 320. Содержание кассационных жалобы, представления Статья 322. Сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления Статья 323. Рассмотрение кассационных жалобы, представления Статья 329. Полномочия суда кассационной инстанции Статья 330. Судебный акт суда кассационной инстанции Глава 36. Производство в суде надзорной инстанции Статья 332. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора Статья 333. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления Статья 334. Содержание надзорных жалобы, представления Статья 336. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления Статья 337. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

Раздел VIII. Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом

Статья 352. Порядок исполнения судебного акта Статья 353. Выдача исполнительного листа Статья 354. Выдача дубликата исполнительного листа или судебного приказа Статья 355. Разъяснение исполнительного документа Статья 356. Сроки предъявления исполнительного документа к исполнению Статья 361. Поворот исполнения судебного акта Статья 362. Разрешение вопроса о повороте исполнения судебного акта Статья 364. Ответственность за утрату исполнительного документа

Раздел IX. Заключительные положения

Глава 39. Порядок введения в действие настоящего кодекса Статья 365. Порядок введения в действие настоящего Кодекса

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Подводим итоги: год работы с Кодексом административного судопроизводства РФ

09.09.2016

Лексина Виктория Александровна, консультант по юридическим вопросам

КАС РФ установил новый вид административного судопроизводства, в рамках которого судами обеспечивается защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Так, КАС РФ регулирует порядок административного судопроизводства в Верховном суде и судах общей юрисдикции, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля над законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

К таким делам относятся, например, дела об оспаривании нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти, а также о прекращении деятельности СМИ.

С даты вступления в силу КАС РФ подобные дела, не рассмотренные и находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, начали рассматриваться по правилам КАС РФ.

Сходное положение предусмотрено для апелляционных, кассационных, надзорных и частных жалоб (представлений).

Когда КАС не действует?

Однако КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (КС РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), даже если эти дела возникли из публичных правоотношений. Также действие нового Кодекса не распространяется на дела, подлежащие рассмотрению в ВС РФ, судах общей юрисдикции в ином судебном (процессуальном) порядке.

  • Положения КАС РФ не регулируют производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
  • Что изменилось, а что работает по-прежнему?
  • Необходимо отметить, что в целом порядок судебного разбирательства по административным делам в рамках КАС РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц не является принципиально новым.
  • Большинство процессуальных положений КАС РФ, начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов, заимствованы из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
  • Вместе с тем, КАС РФ закрепил ряд процессуальных новелл.

Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений. Так, ранее согласно ГПК РФ в качестве сторон выступали заявители и заинтересованные лица. В настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик (статья 38 КАС РФ).

Внесены изменения и в некоторые нормы Налогового кодекса РФ, касающиеся рассмотрения дел о взыскании налогов, сборов и налоговых санкций, а также в порядок обжалования актов налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц. Теперь Налоговый кодекс относит рассмотрение таких дел к законодательству об административном судопроизводстве.

Изменения в связи с введением КАС РФ коснулись правил определения подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

КАС РФ введен новый процессуальный институт мер предварительной защиты по административному иску. Его значение заключается в защите прав административного истца от действия оспариваемого акта, от продолжения нарушения его прав в период рассмотрения административного иска, а также в принятии мер, с помощью которых гарантируется в дальнейшем исполнение судебного решения.

К новшествам, введенным КАС РФ, относится установление образовательного ценза для представителей в судах по административным делам.

Кроме того, КАС РФ наделил суд широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства, пополнив арсенал суда новыми мерами процессуального принуждения, под которыми понимаются действия суда, применяемые к нарушителям порядка.

КАС РФ значительно, по сравнению с ГПК РФ, ужесточил требования к содержанию и форме процессуальных документов.

При этом, поскольку КАС РФ действует незначительный период времени и в настоящий момент отсутствуют разъяснения судов высших инстанций по применению многих его положений, большое значение с точки зрения практического применения имеет постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 17.11.2015. При этом в ряде случаев данное постановление допускает расширительное толкование норм КАС РФ.

Как показало время, прошедшее с начала действия КАС РФ, некоторые процессуальные институты, введенные им, вызывают на практике ряд трудностей.

Источник Аскон

Дела административного судопроизводства, подсудность

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

— по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

— по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

— по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

  • — по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);
  • — по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);
  • — дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

— иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств.

Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика.

Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

  1. — административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;
  2. — административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;
  3. — административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.
  4. Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.