Штрафы

Суррогатное Материнство Понятие И Правовое Регулирование В 2023 Году

Суррогатное материнство стало объектом многочисленных дискуссий и споров в России. Некоторые люди считают эту услугу нарушением этических принципов, в то время как другие видят в ней возможность для бесплодных пар реализовать мечту о ребенке. В связи с этим, нормы российского законодательства в отношении суррогатного материнства подверглись изменениям в 2023 году.

Противоречие между потребностями и ожиданиями родителей и правовыми актами стало очевидным и требовало изменений в законодательстве.

Было предложено изменить правила и процедуры, регулирующие эту сложную и спорную услугу.

Поправки в законодательство направлены на урегулирование вопросов по суррогатному материнству, чтобы лучше учитывать интересы всех сторон, в том числе суррогатных матерей, родителей и детей.

Одной из главных изменений является запрет коммерческого суррогатного материнства. Теперь суррогатное материнство может осуществляться только на неплатной основе, без вознаграждения для суррогатной матери.

Это стало одним из ключевых принципов, предлагаемых изменениями в законодательстве.

Также были ужесточены требования к суррогатной матери и социальным факторам, учитываемым при принятии решения о суррогатном материнстве.

Изменение в законодательстве о суррогатном материнстве 2023 является попыткой российского законодательства установить более справедливые и этические нормы для этой услуги. Эти изменения воздействуют на то, как и для кого доступно суррогатное материнство. Теперь суррогатное материнство становится более регулируемой и контролируемой услугой, с более жесткими требованиями и ограничениями.

Как поправки нарушают нормы российского законодательства и международных актов

Предлагаемые изменения в законодательстве о суррогатном материнстве 2023 вызывают серьезное противоречие с нормами российского законодательства и международных актов.

Статья по теме:  Товарищ или господин? Как правильно обратиться?

Во-первых, поправки нарушают российское законодательство, которое ясно определяет правовой статус суррогатной матери и устанавливает процедуру заключения суррогатного договора. Предлагаемые изменения, в свою очередь, хотят изменить текущую систему, упрощая процесс получения разрешения на суррогатное материнство. Таким образом, предлагаются изменения в том, что уже установлено.

Во-вторых, поправки противоречат международным актам в области прав человека.

Международные организации признают суррогатное материнство сложной и деликатной проблемой и не рекомендуют его использование в коммерческих целях.

Предлагаемые изменения, напротив, открывают возможности для коммерческого использования суррогатного материнства, что может привести к злоупотреблениям и нарушению прав женщин, ставших суррогатными матерями.

И в заключение, стоит отметить, что предлагаемые изменения не только нарушают нормы российского законодательства и международные акты, но и подрывают уже сложившуюся систему регулирования суррогатного материнства. Это создает неопределенность и правовой разрыв, что может негативно сказаться на защите прав всех участников суррогатного процесса.

Что изменилось для тех, кто хочет воспользоваться услугой суррогатного материнства?

Суррогатное Материнство Понятие И Правовое Регулирование В 2023 Году

С вступлением в силу поправок к законодательству о суррогатном материнстве с 2023 года, ряд значимых изменений произошли в правилах и требованиях для тех, кто хочет воспользоваться услугой суррогатного материнства в России.

Одной из основных изменений является противоречие между российскими и международными нормами законодательства о суррогатном материнстве.

Ввиду этого, российское законодательство предлагает изменить акты о суррогатном материнстве, чтобы устранить правовой разрыв и привести их в соответствие с мировыми стандартами.

Однако поправки, предлагаемых законодателями, вызывают определенные споры и нарушают некоторые принципы российского законодательства.

Также внесены изменения в требования к лицам, желающим воспользоваться услугой суррогатного материнства. Были ужесточены условия и критерии, которым необходимо соответствовать. Это включает медицинские и психологические оценки, обязательные согласия и соглашения, а также финансовое обеспечение для суррогатной матери.

Кроме того, вступление поправок вызвало изменения в процедуре оформления суррогатного материнства. Было предложено пересмотреть формулировки и положения, связанные с данным процессом, чтобы учесть новые требования и нормы законодательства.

Что предлагают изменить

Суррогатное Материнство Понятие И Правовое Регулирование В 2023 Году

С изменением законодательства о суррогатном материнстве в 2023 году связано ряд поправок, которые предлагают внести в российское законодательство. В результате этих изменений запретят использование услуг суррогатных матерей для иностранных граждан. Данное ограничение связано с противоречием между российским и международным правом в области суррогатного материнства.

Как изменилось законодательство и что предлагают внести в акты? В соответствии с предлагаемыми изменениями, российским гражданам будет запрещено воспользоваться услугой суррогатного материнства за рубежом. То есть российские граждане, желающие воспользоваться услугами суррогатной матери, должны будут это делать только на территории Российской Федерации.

Кто хочет изменить нормы законодательства? Поправки в закон о суррогатном материнстве предлагают внести Министерству здравоохранения Российской Федерации.

Эти изменения направлены на соблюдение российского законодательства в области суррогатного материнства, а также на предотвращение негативных последствий для здоровья и прав граждан, связанных с использованием услуг суррогатных матерей за границей.

Чем вызвана необходимость изменений в законодательстве? Одной из причин таких изменений является противоречие между российским и международным законодательством в области суррогатного материнства.

На сегодняшний день в мировой практике суррогатное материнство регулируется различными правовыми актами, а в каждой стране эти акты могут отличаться.

Такое разнообразие приводит к появлению противоречий и непониманию между странами, а также может создавать сложности в правовом статусе детей, рожденных посредством суррогатного материнства.

В чем противоречие предлагаемых изменений

Предлагаемые изменения в законодательстве о суррогатном материнстве в России вызывают неоднозначные оценки и различные точки зрения. С одной стороны, есть те, кто хочет изменить существующие нормы, чтобы воспользоваться суррогатным материнством. Однако, эти предлагаемые изменения нарушают не только российское законодательство, но и международные акты, регулирующие данную сферу.

Одним из противоречий является то, что нормы, которые предлагают изменить поправки, уже давно были изменились в актах законодательства. Таким образом, изменения не учитывают текущую ситуацию и реальные изменения, которые уже произошли в данной сфере.

Кроме того, предлагаемые изменения нарушают принцип равноправия и защиты интересов всех участников процесса суррогатного материнства.

В частности, они противоречат правам биологической матери и ее решению о вынашивании и передаче ребенка.

Также, изменения в законодательстве могут создать юридическую неопределенность и привести к возникновению сложностей при установлении отцовства и материнства.

Статья по теме:  Как правильно оценить загородный дом

Важно отметить, что суррогатное материнство уже регулируется нормами, что позволяет предотвратить возможные злоупотребления и защитить интересы всех сторон. Изменения в законодательстве, которые предлагаются, могут оказаться необоснованными и негативно повлиять на практику суррогатного материнства в России.

Изменение в законодательстве о суррогатном материнстве 2023

Суррогатное Материнство Понятие И Правовое Регулирование В 2023 Году

Что изменилось для тех, кто хочет воспользоваться услугой суррогатного материнства?

В первую очередь внимание общественности привлекло изменение, согласно которому исключительно иностранцы больше не смогут воспользоваться услугами суррогатной матери на территории России, поскольку согласно новым требованиям закона, один из потенциальных родителей (генетическая мать или генетический отец), или оба потенциальных родителя (генетическая мать и генетический отец), либо одинокая женщина (генетическая мать) должны иметь гражданство РФ.

Кроме того, теперь некоторые ограничения предусмотрены и для граждан РФ. Услугами суррогатного материнства отныне могут воспользоваться только:

  • люди, официально состоящие в браке, бесплодие которых установлено; если один из супругов – гражданин другой страны, то на него не распространяется запрет для иностранцев;
  • одинокие женщины, которые хотят ребенка, но по медицинским показаниям не могут выносить беременность и родить – такая женщина обязательно должна быть гражданкой России.

Люди, воспользовавшиеся услугами суррогатной матери, могут быть записаны в качестве родителей ребенка только с её письменного разрешения. Это касается и случаев, когда один из родителей умер, если у него было прекращено российское гражданство, или если отменено решение о приобретении российского гражданства.

Если же пара развелась, или брак был признан недействительным, то они могут быть записаны как родители, только если суд не признает брак фиктивным.

Что изменится для детей?

В соответствии с законом дети, рожденные суррогатными матерями на территории РФ, будут автоматически получать российское гражданство – по факту рождения. Кроме того, если один из родителей является иностранцем, то для таких детей не предусмотрена процедура упрощенного выхода из российского гражданства.

К слову, суррогатная мать тоже должна быть гражданкой РФ.

Кого это может коснуться?

Несмотря на новые ограничения, в целом для большинства жителей России всё остается без изменений. К программе суррогатного материнства можно прибегнуть:

  • только в случае, когда вынашивание и рождение ребенка для одинокой женщины невозможно по медицинским показаниям;
  • супружеской паре, состоящей в официальном браке, в отношении которой диагностировано бесплодие;
  • гражданам Российской Федерации; если мужчина и женщина состоят в браке, то допускается, чтобы один из супругов был гражданином другой страны.

Законом не предусмотрено одновременное использование донорских половых клеток и суррогатного материнства. Если пара или женщина решили воспользоваться услугами суррогатной матери, то они должны предоставить собственные яйцеклетки и сперматозоиды.

Яйцеклетки должны быть получены от генетической матери будущего ребенка, а сперматозоиды – от генетического отца. В случае если женщина одинока, используются ее яйцеклетки и донорская сперма.

В остальном услуга по-прежнему остается доступной для жителей России, которые в ней нуждаются по медицинским причинам.

В Репробанке Вы можете выбрать донорский материал, и мы доставим его в вашу клинику. Каждый пациент может получить консультацию врача по выбору донора спермы и/или яйцеклеток. Консультация может быть в очном или дистанционном формате.

08.02.2023

В госдуме предложили пересмотреть механизм донорства половых клеток при сурматеринстве

Законопроектом устанавливается, что к такому механизму супруги смогут прибегнуть при наличии медицинского заключения о невозможности использования донорской половой клетки одного из них. Изменения связаны с отсутствием в ч. 9 ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» четких критериев доступа пар к услугам сурматеринства при использовании донорских половых клеток.

«Супружеские пары – граждане РФ – столкнулись с ситуацией, при которой фактически под запретом оказалось использование эмбрионов из донорской половой клетки (одного из супругов), в ситуации, когда половые клетки второго супруга не могут быть использованы по медицинским показаниям. Фактически положения закона в настоящее время предусматривают для применения суррогатного материнства вынашивание суррогатной матерью эмбриона, созданного только при использовании половых клеток обоих супругов», – говорится в пояснительной записке.

https://www.youtube.com/watch?v=zTwL1grEjwQ\u0026pp=ygV80KHRg9GA0YDQvtCz0LDRgtC90L7QtSDQnNCw0YLQtdGA0LjQvdGB0YLQstC-INCf0L7QvdGP0YLQuNC1INCYINCf0YDQsNCy0L7QstC-0LUg0KDQtdCz0YPQu9C40YDQvtCy0LDQvdC40LUg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

На этот законодательный пробел ранее указывала адвокатская группа Onegin Group. В марте 2023 года группа подала жалобу в Конституционный суд (КС) РФ. Причиной обращения стало дело супругов из Австралии, которые для рождения детей использовали половые клетки отца и яйцеклетки донора.

Однако пара не смогла забрать детей из России, несмотря на юридически установленное родство. В мае 2023 года КС РФ прекратил производство по жалобе супругов.

Решение КС прокомментировала Vademecum управляющий партнер адвокатского бюро Onegin, член Комитета по этике и праву общественной организации «Российская ассоциация репродукции человека» Ольга Зиновьева.

В декабре 2022 года президент Владимир Путин утвердил закон о запрете предоставления иностранным гражданам услуг по суррогатному материнству в России.

За такой помощью теперь смогут обратиться россияне, состоящие в браке (в том числе с иностранцами).

Кроме того, воспользоваться услугами сурматерей смогут одинокие россиянки, которые по медицинским показаниям не могут иметь детей. Одинокие мужчины воспользоваться услугами не смогут.

Суррогатной матерью сможет стать только гражданка России. Закон также предполагает, что рожденным таким образом детям обязательно будет выдаваться российское гражданство.

В июне 2023 года Правительство РФ утвердило Порядок установления потенциальных родителей в качестве генетических матери и отца, участвующих в программе суррогатного материнства. Документ будет действовать и в отношении одиноких женщин, не способных родить ребенка по медицинским показаниям.

Обязательным этапом программы сурматеринства должен стать забор биологического материала у новорожденного для установления родства.

Проводить исследование смогут клиники с лицензией на оказание медпомощи в стационаре, включая работы по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), а также лабораторной генетике.

Неестественный отбор: почему изменения в законодательстве о суррогатном материнстве не похожи на защиту семьи

Законопроект состоит всего из трех статей, а мотивы его подготовки и логика авторов раскрываются в пояснительной записке.

 По мнению партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Тягай, которая подготовила юридическое заключение на законопроект, предложения парламентариев сводятся к запрету доступа к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) для иностранцев, а также людей, не состоящих в браке, и тех, кто младше 25 и старше 55 лет. Свою позицию она пояснила в колонке для Forbes Woman. 

Что предлагают изменить

Сейчас Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что ВРТ, в том числе суррогатное материнство, доступны:

  • Мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. 
  • Одинокой женщине при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. 
  • Требований к гражданству, возрасту или иным характеристикам родителей нет. 
  • Основанием обращения к суррогатному материнству является невозможность вынашивания и рождения ребенка для родителей по медицинским показаниям.

При этом порядок использования ВРТ, показания и ограничения к их применению установлены приказом Минздрава №107н от 30.08.2012. В нем также последовательно подчеркивается, что доступ к ВРТ есть не только у супругов, но и у партнеров, и при этом внятно раскрываются показания к применению суррогатного материнства.

Несмотря на это, авторами поправок предлагается изменить закон и ограничить доступ к суррогатному материнству для всех, кроме мужчины и женщины, состоящих в зарегистрированном браке, при этом:

  • они оба должны быть не старше 55 и не младше 25 лет; 
  • они оба должны быть гражданами России или иметь вид на жительство; 
  • их брак должен быть зарегистрирован не менее года до решения воспользоваться услугами сурмамы; 
  • женщина не должна иметь возможности самостоятельно выносить и родить ребенка не просто по медицинским показаниям, но по показаниям, установленным консилиумом врачей.

Помимо существенного сужения круга потенциальных родителей, в законопроекте предусмотрены:

  • необходимость нотариального удостоверения договора о суррогатном материнстве (без указания его существенных условий и других требований к нему); 
  • запрет рекламы услуг по суррогатному материнству. 

Наконец, для того чтобы зарегистрировать рождение ребенка в ЗАГСе, необходимо будет предоставить не только заявление родителей и документ, подтверждающий факт рождения, но и подтверждение того, что:

  • родители отвечают требованиям, установленным выше; 
  • медицинской организацией было выдано заключение, необходимое для применения суррогатного материнства; 
  • суррогатной матерью было дано соответствующее согласие.

При этом последствия отсутствия или невозможности предоставления одного или нескольких таких документов не предусмотрены, равно как и последствия того, что обстоятельства, которые имели место на момент использования ВРТ, а также рождения ребенка, впоследствии изменились.

В чем противоречие предлагаемых изменений

Пояснительная записка сразу обнаруживает нарушение простых логических связей и крайне низкую (что критически опасно при обсуждении столь чувствительных вопросов) проработку проблемы.

Сначала авторы пишут, что «суррогатное материнство стало легальным, дешевым и беспрепятственным способом преодоления запрета на усыновление детей», но следом утверждают, что «потребность в услугах по суррогатному материнству… оценивается как незначительная в силу небольшого числа нуждающихся и (или) значительной стоимости услуг по суррогатному материнству». Конкретных цифр или статистических данных не приводится.

Отмечается, что в отсутствие запрета на иностранное усыновление из России было вывезено «более 60 000 детей».

Однако ничего не сказано о том, что сейчас, когда такой запрет есть, в банке данных на усыновление остается, только по официальной статистике, около 50 000 российских детей.

Не учитывается и то, что многие являются социальными сиротами, то есть у них есть живые родители, отвечающие всем требованиям, которые, по мнению авторов законопроекта, должны что-то таким детям гарантировать.

Что касается иностранных граждан, парламентарии сначала говорят, что «сформировался рынок «экспорта» российских детей, рожденных суррогатными матерями», но в том же предложении сами себе противоречат, утверждая, что «оценить объемы «экспорта» детей, рожденных суррогатными матерями на заказ для иностранных граждан, практически невозможно».

Наконец, авторы прямо заявляют: «На сегодняшний день официальные власти страны не знают ни объем рынка суррогатного материнства, ни его субъектный состав, ни число суррогатных матерей, ни число родившихся детей». При этом в пояснительной записке фигурируют «громкие дела», возникающие в связи с «мошенничеством, обманом как заказчиков, так и суррогатных матерей, фальсификациями, злоупотреблениями и др.».

Как поправки нарушают нормы российского законодательства и международных актов

Во-первых, авторы, очевидно, не понимают правовой природы семейных правоотношений, путая понятие семьи и брака.

 Показателем «серьезности намерения» стать родителем авторы законопроекта предлагают считать продолжительность нахождения будущих родителей в зарегистрированном браке, указывая, что право на применение вспомогательных репродуктивных технологий возникает, помимо прочего, не ранее чем через год после регистрации брака.

Отношения между родителями и детьми самостоятельны от отношений между родителями и, как бы того ни хотелось, не всегда являются производными от них. Именно поэтому сегодня нормы о суррогатном материнстве сформулированы более широко и возникновение родительских правоотношений не ставится в зависимость от брачных.

То, что «семейные связи» — понятие более широкое, чем «брачные», неоднократно подчеркивали Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в том числе применительно к отношениям между партнерами и их детьми в незарегистрированных союзах.

Действительно ли парламентарии думают, что мать-одиночка или отец-одиночка с детьми — это не семья? Что пара, имеющая детей, но не зарегистрированная в ЗАГСе, не имеет родительских прав и обязанностей? Что дети, пережившие родителей, но имеющие братьев и сестер, остались без семьи? Что бабушки, дедушки, тети, дяди, мачехи и отчимы, воспитывающие детей, не являются по отношению к этим детям семьей?

Все эти отношения требуют признания и защиты. Но обеспечить их сложнее, чем просто запретить иметь детей тем, кто не подходит под удобные стандарты. Именно поэтому следовало бы действительно гармонизировать нормы семейного законодательства и закона об охране здоровья граждан, при этом не лишая гражданских прав, а, наоборот, давая инструменты их защиты.

Во-вторых, не ясно, почему лица, применяющие ВРТ, подвергаются дискриминации и их «права на родительство» ограничиваются по сравнению с правами тех, кто способен родить детей «традиционным естественным путем», как этого ожидает от них государство.

 Иными словами, по действующему законодательству, стать родителем в «обычном» порядке может как одинокий, так и состоящий в любых отношениях человек независимо от пола, возраста и гражданства.

 Но если такой человек нуждается в использовании ВРТ, авторы прямо предлагают всем, кому меньше 25 и большее 55, забыть о счастье материнства и отцовства.

Такой подход нарушает нормы и конституционного, и семейного законодательства, не говоря о международных принципах, гарантирующих права человека.

Наконец, далекой от права является сама цель законопроекта.

Вопреки тому, что авторы сетуют на отсутствие системы контроля в сфере применения суррогатного материнства, они, по сути, предлагают устранить сам объект такого контроля.

Между тем согласно статье 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

Отношения, связанные с суррогатным материнством и другими ВРТ, требуют тонких настроек — это всегда непростые решения для всех участников, будь то семья, решившая таким способом завести ребенка, или женщина, выступающая в роли суррогатной матери.

Худшее, что можно сделать, ­— и недавние скандалы вокруг «торговли детьми» это хорошо иллюстрируют, — оставить данные отношения слабо урегулированными, в результате чего они попадают в серую зону, и страдают в первую очередь дети и родители.

К сожалению, обсуждаемый законопроект представляет собой попытку не решить сложные вопросы, а устранить их, попутно нарушая права человека, дискриминируя одних потенциальных родителей относительно других и подменяя принципы семейного права подходами, основанными на евгенике (учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. — Прим. Forbes Woman).

Показательно и то, как в пояснительной записке упомянуты новые конституционные нормы о «детях как приоритете государственной политики» — хотя именно в интересах детей следовало бы гарантировать обеспечение и защиту родительских прав, а не заведомо ограничивать права тех, кто готов стать родителем.

Детям из пробирки закон не писан: как регулируют суррогатное материнство — новости Право.ру

Россия – одна из немногих стран, где суррогатное материнство разрешено, в том числе на коммерческой основе. Стоимость такой услуги для будущих родителей через агентства может сильно различаться в зависимости от пакета услуг. Московские клиники называют цену в 2,4 млн руб. (GMS ЭКО), 2,5 млн руб.

(«АльтраВита»).

Переменных для ценообразования немало: медицинское сопровождение, процесс переноса эмбриона (по закону для него не может быть использована яйцеклетка суррогатной матери), вознаграждение для суррогатной мамы, другие траты, связанные с ведением беременности, роды (если выбирается платная клиника), а также юридическое сопровождение. На ресурсах указывается, что вознаграждение для сурмамы, как правило, составляет около 1 млн руб. Юридическая часть вопроса по важности сравнима со сложной репродуктивной технологией: суррогатная мать по российскому законодательству может оставить ребенка себе. 

С родителями заключается договор, где описываются детали и условия. В конечном счете для законодателя имеет смысл только соглашение суррогатной матери, которое приносят родители ребенка в ЗАГС.

Также должно быть нотариально заверенное согласие мужа, если он есть у суррогатной матери. Как правило, посредником в таких вопросах выступают медицинские центры и они же предоставляют юридическое сопровождение.

Но тем не менее заставить суррогатную мать отдать ребенка нельзя. 

В РФ нет специального закона, который бы регулировал суррогатное материнство, но отдельные положения о нем закреплены сразу в нескольких документах. В ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст. 55 («Применение вспомогательных репродуктивных технологий») закреплены основные положения.

Там же говорится, что «суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которой вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям». Медицинские показания, которые нужны для процедуры, перечислены в приказе Минздрава «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению». 

  • а) отсутствие матки (врожденное или приобретенное);
  • б) деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;
  • в) патология эндометрия (синехии, облитерация полости матки, атрофия эндометрия);
  • г) заболевания (состояния), включенные в Перечень противопоказаний;
  • д) неудачные повторные попытки ЭКО (три и более) при неоднократном получении эмбрионов хорошего качества, перенос которых не приводит к наступлению беременности;
  • е) привычное невынашивание беременности (три и более самопроизвольных выкидыша в анамнезе).

Еще один документ, в котором говорится об этой репродуктивной технологии, – Семейный кодекс (п. 4 ст. 51).

В нём закреплено положение о том, что суррогатная мать может оставить ребенка себе: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Похожие тезисы есть и в законе «Об актах гражданского состояния». Если суррогатная мать не отдает ребенка, то оспорить это можно в суде. В частности, такие споры рассматривал Верховный суд. 

Следующие шаги

Российский законодатель пришел к тому, чтобы усовершенствовать уже существующие механизмы. Члены Совфеда в мае 2018 года внесли законопроект № 473140-7. В нем предлагается закрепить порядок для ЗАГС по регистрации таких детей.

«Положения Семейного кодекса РФ и № 143-ФЗ предусматривают только один из нескольких случаев регистрации ребенка, родившегося в результате реализации применения репродуктивных методов, тем самым нарушаются права одиноких женщин и лиц, не состоящих в браке», – сообщается там. Пока законопроект не прошел даже первое чтение.

Но и международный опыт показывает, что быстро прийти к безусловному регулированию не получится из-за тонкости вопроса. В Госдуму в начале 2017 года вносили законопроект №133590-7, в котором предлагалось запретить суррогатное материнство.

«Для «передачи» ребенка от суррогатной мамы к «родителям-заказчикам» не требуется даже процедура усыновления, что еще больше выводит договор об оказании соответствующих услуг за пределы правового поля и может привести к нарушению прав детей, рожденных таким способом», – мотивировали авторы проекта свою инициативу. Поддержку инициатива не нашла, и проект провалился в первом чтении.

Позиционирование ребёнка не как личности, а как некоего объекта сделки, по существу – как неодушевлённого объекта, которому атрибутируются признаки товара и потребительские товарные свойства, стало основным аргументом в пользу полного запрета суррогатного материнства в Германии.

Из пояснительной записки проекта о запрете суррогатного материнства.

В Европе отношение к суррогатному материнству преимущественно настороженное. Например, оно полностью запрещено в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции и Франции. Некоммерческая форма (когда сурмать не получает деньги за услугу) разрешается в Великобритании, Испании, Дании и некоторых других странах. А в Бельгии и Греции эта сфера отношений вообще не регулируется. 

Великобритания была одной из первых стран, которые внесли это понятие в законодательство. Долгое время суррогатное материнство там было запрещено, но после его разрешили исключительно на некоммерческой основе. Летом этого года законодательная комиссия страны вновь обратилась к необходимости реформировать сферу, рассказывает The Guardian.

Предлагается создать национальный реестр суррогатных матерей, чтобы при необходимости дети могли получить информацию о своем происхождении. Также комиссия советует создать специальный регулятор над организациями, которые участвуют в процессе.

Предлагается отрегулировать законы для скорейшего процесса получения родительского приказа: сейчас на то, чтобы новые родители получили права, может уйти много месяцев. 

Принят закон, запрещающий иностранцам и апатридам использовать институт суррогатного материнства в РФ

8 декабря Госдума приняла закон, запрещающий иностранцам и лицам без гражданства использовать институт суррогатного материнства на территории РФ (законопроект № 41630-8).

Как ранее писала «АГ», поправки предполагают, что на момент заключения договора о суррогатном материнстве один или оба потенциальных родителя, состоящих в браке, или одинокая женщина должны иметь российское гражданство. Рожденные суррогатными матерями дети приобретают российское гражданство по рождению, если оба потенциальных родителя либо одинокая женщина, заключившие договор о суррогатном материнстве, не являются гражданами РФ.

Авторы поправок убеждены, что введение полного запрета для иностранцев и апатридов на суррогатное материнство в России никоим образом не ущемит их право на получение медицинской помощи в целях применения комплекса мероприятий, направленных на поддержание или восстановление здоровья, поскольку процедура суррогатного материнства непосредственно не влияет на здоровье биологических родителей. Со ссылкой на практику Европейского Суда они подчеркнули, что суррогатное материнство в ряде случаев может превратиться в торговлю детьми.

Правительство РФ поддержало концепцию проекта, однако указало на необходимость более комплексной и детальной проработки затрагиваемой им правовой проблемы.

В правительственном отзыве отмечалось, что предлагаемое регулирование в части приобретения ребенком, рожденным в результате суррогатного материнства, гражданства РФ является избыточным, поскольку это урегулировано положениями ст. 12 Закона о гражданстве.

Более того, проектируемые нормы не согласуются с понятием института гражданства России, установленным в законодательстве.

«В целях соблюдения принципа приоритета интересов детей в законопроекте требуется решить вопрос о возможности использования суррогатного материнства иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, исходя из сроков совместного проживания в браке и проживания на территории РФ с учетом регистрации (признания) брака в соответствии с российским законодательством. Необходимо детально регламентировать предмет договора о суррогатном материнстве, определив его стороны, существенные условия, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение такого договора», – указало правительство.

Кроме того, в отзыве обращалось внимание на то, что законопроект содержит риски нарушения прав и интересов ребенка, рожденного суррогатной матерью, в случаях отказа потенциальных родителей от него до государственной регистрации рождения в отсутствие заинтересованности суррогатной матери в дальнейшей судьбе ребенка, а также игнорирования суррогатной матерью условий договора в части записи в акте о рождении ребенка факта своего материнства и права потенциальных родителей на оспаривание данного действия только в судебном порядке. Также указывалось, что не решен вопрос о возможном использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждан РФ иностранными гражданами.

Иностранцы лишатся возможности воспользоваться суррогатным материнством в России?Законопроект, вводящий такой запрет, прошел первое чтение в Госдуме, однако правительство в своем отзыве указало на необходимость его переработки

Принятые Госдумой поправки подверглись некоторым изменениям с момента внесения. В частности, в законе уточняется перечень оснований, когда лица, воспользовавшиеся суррогатным материнством, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия суррогатной матери, в том числе если на момент внесения записи в книгу записей рождений один из супругов умер.

В нем также появилась норма о том, что ранее состоявшие в браке лица, брак которых был прекращен или признан недействительным на момент записи родителями ребенка в книге записей рождений, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия суррогатной матери на основании решения суда и при условии, если не будет выявлено, что такой брак был зарегистрирован в целях заключения договора о суррогатном материнстве без намерения создать семью. Суд признает за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право быть записанным родителем ребенка.

Теперь супруги или одинокая женщина, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (абз. 2 п. 4 ст. 51 СК РФ) не вправе будут при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства.

Кроме того, подверглись некоторой переработке поправки в Закон о гражданстве: в частности, в нем отредактирована норма о том, что ребенок, который рожден на территории РФ суррогатной матерью, приобретает российское гражданство по рождению.

В Законе об основах охраны здоровья граждан в РФ помимо прочего теперь предусмотрено, что право на применение вспомогательных репродуктивных технологий в виде суррогатного материнства не распространяется на мужчину и женщину, которые не состоят в браке.

Эксперт в области репродуктивного права, генеральный директор компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев полагает, что законом в дополнение к дискриминации по признаку гражданства добавлена дискриминация по признаку супружеского статуса, пола и по признаку здоровья.

«Главным в принятых в третьем чтении поправках является то, что в России впервые узаконена дискриминация по признаку супружеского статуса и пола. Возможность стать родителями, растить и воспитывать своего ребенка отныне привязана к штампу в паспорте.

Новый закон устанавливает, что к помощи суррогатных матерей для лечения бесплодия смогут теперь прибегать лишь пары, состоящие в официально зарегистрированном браке, и одинокие женщины.

Он запрещает прибегать к суррогатному материнству парам, не состоящим в официально зарегистрированном браке, и холостым мужчинам, нашим с вами соотечественникам. Иностранцы, которым теперь запрещено становиться родителями по программам суррогатного материнства, оказались не более чем “дымовой завесой”», – полагает он.

Эксперт заключил, что согласно принятому закону право на применение вспомогательных репродуктивных технологий в виде суррогатного материнства не распространяется на мужчину и женщину, которые не состоят в браке. «Одинокая женщина может стать матерью по программе суррогатного материнства при условии использования ее собственных ооцитов.

При этом использование донорской спермы не возбраняется. В зеркальном праве стать отцом по программе суррогатного материнства одиноким мужчинам новый закон отказывает. Это классический пример дискриминации по признаку пола.

Появилось понятие “генетические родители”, таким образом, новый закон фактически запрещает применение донорских клеток в сочетании с программой суррогатного материнства», – считает юрист.

Константин Свитнев указал на обязательность прямого генетического родства с обоими родителями или же с матерью, если речь идет об одинокой женщине. «Это еще один пример дискриминации, на этот раз по признаку здоровья. Если у супруга проблемы с качеством спермы или же у жены есть медицинские показания к донорству ооцитов, то воспользоваться программой суррогатного материнства они не смогут.

Теперь стать суррогатной матерью может только гражданка РФ, что лишает будущих родителей возможности воспользоваться помощью родственницы или знакомой из Беларуси или Украины. Очередной пример дискриминации по признаку гражданства.

То что ребенок, рожденный суррогатной матерью, автоматически обретает гражданство РФ, может породить своего рода паспортный туризм, когда граждане сопредельных или же иных государств смогут приезжать в Россию на роды – за русскими паспортами для своих детей. Этот закон ничтожен в правовом смысле, так как прямо противоречит ст. 19 Конституции РФ.

Более всего по своей юридической состоятельности он напоминает знаменитую классификацию животных по Борхесу. В случае вступления его в силу я буду оспаривать его в Конституционном Суде», – сообщил эксперт.

Адвокат, руководитель семейной практики КА г. Москвы № 5 Татьяна Сустина отметила, что единственное существенное изменение с момента внесения проекта закона в Думу сводится к добавлению нормы о необходимости получения согласия суррогатной матери на регистрацию биологических родителей отцом и матерью ребенка в случае смерти одного из родителей.

«Эта норма является достаточно странной и не направлена на защиту прав интересов как ребенка и биологического живого родителя, так и биологического погибшего родителя.

Я не могу согласиться с позицией законодателя, который ограничивает право крови, право ребенка знать своих родителей и воспитываться ими желанием и согласием на это суррогатной матери, которая, заключая договор, осознавала последствия таких действий и не желала становиться матерью и воспитывать рожденного ребенка.

Практике известны случаи, когда после рождения ребенка по разным причинам суррогатные матери отказывались отдавать детей биологическим родителям, и принятый закон эту существенную проблему не решает», – считает она.