Персонал

Контрактный Управляющий Кто Это В 2023 Году

В 2023 году вступят в силу новые положения приказа о контрактной системе в сфере госзакупок. Одним из ключевых изменений станет назначение контрактного управляющего на каждый контракт.

Что такое контрактный управляющий и какую должностную инструкцию он будет иметь? Для создания понимания этой новой роли и ее обязанностей представим пример деятельности контрактного управляющего в контракте по поставке офисного оборудования.

Пример: контрактный управляющий следит за соблюдением всех положений контракта, проверяет документы и счета поставщика на соответствие контракту и законодательству. Также он участвует в составлении протоколов и приемки товара и обеспечивает своевременную оплату поставок.

Для регулирования работы контрактного управляющего была принята инструкция и положения, которые будут осуществлять службы контрактного управления госзакупок.

Если у вас возникли вопросы о назначении контрактного управляющего или о контрактной деятельности в целом, наша статья поможет разобраться в этой теме и узнать все, что нужно знать о контрактном управляющем по 44-ФЗ в 2023 году.

Контрактный управляющий: основные аспекты деятельности

Контрактный Управляющий Кто Это В 2023 Году

Контрактный управляющий — это профессиональный управленец, который занимается управлением государственных и муниципальных контрактов в сфере госзакупок.

Он назначается на должностную позицию по приказу руководителя учреждения согласно положениям, которые регулируют его деятельность в соответствии с инструкциями и образцами документов, утвержденными службой государственных закупок.

Контрактный управляющий должен знать, что его деятельность по созданию и контролю за контрактной документацией входит в компетенцию госзакупочной службы.

Примерами документов, с которыми должен работать контрактный управляющий, являются проекты контрактов, заключенные договоры, акты выполненных работ и другие документы, связанные с проведением государственных закупок.

Контрактная деятельность управляющего должна соответствовать правилам, регламентированным Положением о контрактном управляющем по 44-ФЗ, которое устанавливает требования к квалификации, опыту и навыкам специалиста.

Важно понимать, что контрактный управляющий не является единоличным исполнителем заказчика, но делает все возможное, чтобы государственные и муниципальные контракты были выполнены в полном соответствии с законом и поставленными задачами.

Как проходит процесс назначения контрактного управляющего?

Назначение контрактного управляющего происходит в результате проведения организацией госзакупок процедуры выбора контрактного управляющего согласно положениям статьи 93.4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).

В соответствии с инструкциями и регулирующими положениями, при создании должностной контрактной службы организации, ответственной за подготовку и проведение госзакупок, формируется комиссия, которая делает рекомендации по назначению контрактного управляющего.

Назначение контрактного управляющего осуществляется приказом руководителя организации на основании результатов проведения процедуры выбора. Для этого необходимо предоставить определенный набор документов, который устанавливается регулирующими положениями. Такое назначение контрактного управляющего может служить примером для других организаций.

В ходе своей деятельности контрактный управляющий занимается управлением исполнением контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Он также контролирует выполнение обязательств исполнителем контракта и представляет интересы организации, заказчика во всех отношениях, связанных с исполнением контракта.

  • Документы, необходимые для назначения контрактного управляющего:
    • Заключение комиссии по выбору контрактного управляющего;
    • Приказ руководителя организации о назначении контрактного управляющего;
    • Доверенность (если контрактный управляющий назначен по доверенности).

Что должен знать заказчик при работе с контрактным управляющим?

Контрактный Управляющий Кто Это В 2023 Году

Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это лицо, которое по определенным правилам назначается на должность и осуществляет деятельность по управлению контрактами, заключаемыми заказчиком и исполнителем, в рамках государственных закупок.

Что делает контрактный управляющий? Он взаимодействует с исполнителями, следит за соответствием контрактных условий, отвечает за корректность и своевременность исполнения, ведет учет и контроль выполнения работ.

При создании государственного контракта контрактный управляющий придерживается контрактной инструкции и положений приказа о его назначении. Здесь, например, могут быть прописаны образцы отчетности, которые должен предоставлять исполнитель.

Помимо этого, контрактный управляющий подчиняется не только контрактной службе заказчика, но и регулирующим органам. Например, управляющий должен знать о положениях закона «О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок», который регулирует деятельность при выполнении госзаказов.

Важно, что должностной инструкцией контрактного управляющего утверждаются меры ответственности за нарушение законодательства или условий контракта, а также процедуры уведомления заказчика об обнаруженных нарушениях.

В примере работы с контрактным управляющим заказчик должен понимать, что такое контрактная служба, регулирующие документы и какие документы предоставлять. Кроме того, заказчику важно знать об обстоятельствах, в которых контрактный управляющий может привлекаться к ответственности.

Обязанности контрактного управляющего

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ с изменениями 2021 года:

  • планирует закупки;
  • определяет поставщика;
  • заключает, исполняет, вносит изменения и расторгает договоры.

Контрактный Управляющий Кто Это В 2023 Году

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует деятельность госзакупок. По нормам ФКС контрактный управляющий — это должность специалиста по закупкам. А Минфин определяет перечень обязанностей, которые возлагаются на сотрудника, такую должность занимающего. Заказчики обязаны выделить в штате специальное лицо, уполномоченное на обработку закупок, а в определенных случаях — создать контрактную службу.

В п. 1 ст. 38 ФЗ-44 указано, в каком случае заказчик назначает контрактного управляющего — если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) не превышает 100 млн рублей. Если СГОЗ выше 100 млн рублей, то формируется контрактная служба. Создавать специальное подразделение нет необходимости, но назначить руководителя службы нужно.

Контрактный управляющий: дополнительные обязанности или отдельная должность

Управляющий закупками — это должностное лицо, которое сопровождает деятельность предприятия в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Он контролирует весь процесс — от планирования до заключения и исполнения договора, включая оплату.

Термин введен законом в целях регулирования сферы госзаказов. Эта должность не включена в тарифно-квалификационный справочник и профессиональные квалификационные группы.

Соответственно, не утверждена типовая должностная инструкция, нет и унифицированной формы приказа о создании службы.

Но назначая ответственного специалиста, заказчик вводит должность «контрактный управляющий» в штатном расписании, разрабатывает должностную инструкцию и издает отдельный приказ.

https://www.youtube.com/watch?v=-uplLD8lXRo\u0026pp=ygVM0JrQvtC90YLRgNCw0LrRgtC90YvQuSDQo9C_0YDQsNCy0LvRj9GO0YnQuNC5INCa0YLQviDQrdGC0L4g0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

Типовое положение о госконтрактной службе, в котором прописаны основные функции контрактного управляющего по 44-ФЗ, утверждено Приказом Минфина России №158н от 31.07.2020. Но необходимость его разработки не установлена — положение не является обязательным локальным нормативным актом на предприятии.

Если объем работы небольшой, то дополнительные должностные обязанности, связанные с осуществлением госзакупок, возлагают на любого специалиста с высшим образованием или специальным профильным образованием в сфере закупок. Если закупок много, целесообразно создать отдельную должность.

Все работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь по 44-ФЗ специальное образование (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). Специалисты обязаны получить высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок.

Как прописать должностные обязанности

Функции и обязанности конкурсного управляющего по 44-ФЗ (для службы полномочия аналогичны):

  • планирование: разработка плановой документации и внесение при необходимости изменений в нее, размещение планов в Единой информационной системе, организация обязательного общественного обсуждения, установление требования к закупкам, проведение консультаций с поставщиками, в том числе на предмет исследования конкурентной среды и выбора оптимальных путей решений;
  • определение поставщиков: обеспечение проведения закрытых способов, подготовка и размещение в ЕИС извещений, документации и проектов контракта, определение НМЦК, описание объекта госзакупки, указание информации по ст. 42 44-ФЗ, подготовка и размещение разъяснений по документации, публикация извещений об отмене заказа, размещение протоколов определении поставщика, организация технического обеспечения работы комиссии, привлечение экспертов по требованиям ст. 41 ФКС;
  • заключение контрактов: размещение проекта контрактов, рассмотрение протокола разногласий, рассмотрение банковской гарантии, проверка поступления денег от поставщика, направление в ФАС уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком по нормам ч. 2 ст. 93, хранение всех протоколов, обеспечение заключения госконтракта с участником, направление необходимой информации в органы кассового обслуживания.

Работа управляющего по исполнению, изменению и расторжению контрактов заключается в следующем:

  • рассмотрение обеспечения в форме банковской гарантии;
  • выполнение условий авансирования;
  • обеспечение приемки товаров, работ, услуг;
  • проведение экспертизы;
  • подготовка решения о создании приемочной комиссии заказчика;
  • оформление документов о приемке;
  • проведение оплаты по госконтракту;
  • направление необходимой информации в органы кассового обслуживания;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении и расторжении договора;
  • обеспечение возврата поставщику денежного обеспечения;
  • проведение одностороннего расторжения контракта по ст. 95 и выполнение иных функций по 44-ФЗ.

Перечень не является закрытым: заказчик вправе его дополнить в соответствии с собственными интересами.

Как составить должностную инструкцию

Организация самостоятельно решает, кто может быть контрактным управляющим: главное, чтобы сотрудник имел образование в сфере госзаказа. Должностная инструкция специалиста формируется организацией самостоятельно, с учетом функций, перечисленных в ст. 38 44-ФЗ и Приказе Минфина №158н.

На практике закупками занимаются юристы, договорники, экономисты. Их работа приобретает официальный статус после издания приказа о создании службы и разработки положения. Законом не запрещен и главный бухгалтер как контрактный управляющий, если он имеет необходимое образование.

Контрактный Управляющий Кто Это В 2023 Году

Должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения учитывает специфику самого предприятия. В своей работе специалист руководствуется действующим законодательством и локальными актами организации.

Другие материалы раздела Все о 44-ФЗ

Контрактный управляющий по 44‑ФЗ: цели и задачи

Есть такая профессия – закупки проводить. Называется она контрактный управляющий. Важно понимать, какие задачи перед профессией ставит законодательство, а вместе с ним — руководство

Контрактный управляющий — это должностное лицо, которое назначается заказчиком в качестве ответственного за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (ст. 38 Закона 44-ФЗ).

Назначается контрактный управляющий при выполнении двух условий:

  1. Совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. рублей;
  2. У заказчика отсутствует контрактная служба.

Функции и полномочия контрактного управляющего

Контрактная служба и контрактный управляющий в равной степени наделяются следующими функциями и полномочиями:

1. Подготавливают и размещают в ЕИС:

  • план-график и изменения в него;
  • извещения об осуществлении закупок;
  • документацию о закупках;
  • проекты контрактов;
  • приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.

2.  На стадии планирования закупок организуют консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них. Определяют лучшую цену товаров, работ, услуг, лучшие технологии и другие параметры.

3. Обеспечивают закупки, в том числе заключение контрактов.

4. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для претензионно-исковой работы.

5. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Задачи контрактного управляющего

Помимо Закона № 44-ФЗ, существует документ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Положение). Он утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Это Положение может использоваться и для контрактного управляющего. Ведь по смыслу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий назначается вместо контрактной службы.

Следовательно, их функции должны быть совершенно идентичны.

В Положении более подробно, нежели в законе, перечислены функции и полномочия контрактного управляющего. Задачи, стоящие перед контрактным управляющим прописаны в п. 4, 5 и 15 данного Положения.

Выделим следующие задачи контрактного управляющего:

Контрактная служба и контрактный управляющий

Кадровые аспекты, организация работы. Вебинар в Контур.Школе

Посмотреть вебинар

1 задача — организовать и вести процесс закупок

Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

2 задача — работать в соответствии с законодательством

Контрактный управляющий обязан руководствоваться:

  • Конституцией РФ;
  • Законом № 44-ФЗ
  • Гражданским кодексом;
  • Бюджетным кодексом;
  • нормативными правовыми актами о контрактной системе;
  • иными нормативными правовыми актами РФ;
  • положением о контрактном управляющем.

3 задача — заключать выгодные заказчику контракты

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Выполнение первых двух задач контрактным управляющим должно приводить к реализации третьей задачи — контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях. То есть, контрактный управляющий должен позаботиться о том, чтобы были закуплены по максимально выгодной цене именно те товары, работы и услуги, которые действительно необходимы  заказчику.

Цель всей деятельности контрактного управляющего в обобщении трех задач: экономия бюджетных средств при закупке нужных товаров, работ и услуг, организованной по правилам, определенными нормативными правовыми актами.

Обязанности заказчика 

Заказчик обязан:

  • не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допускать разглашения сведений, ставших ему известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допустить возникновения оснований, по которым заключенный контракт может быть признан судом недействительным, в том числе, по такому основанию, как личная заинтересованность контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
  • не допускать в своей работе нарушений законодательства о контрактной системе, которые могут привести не только к наложению штрафа на самого контрактного управляющего, как на должностное лицо, но и на заказчика, как на юридическое лицо. Например, за неразмещение плана-графика на официальном сайте может быть оштрафован не только контрактный управляющий на 50 00 рублей, но и заказчик, причем на сумму в 10 раз больше — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Контрактный управляющий, за что отвечает и чем знимается

автор: Александр Сандульский | 25 апреля 2020

В соответствии с требованиями 44 ФЗ, для проведения госзакупок в организации должна быть создана контрактная служба или нанят контрактный управляющий.

Решение о том, нанять специалиста или образовать полноценную контрактную службу, принимается на основании ежегодного объёма проводимых закупок и напрямую зависит от их объёма.

Расскажем подробно о том:

  • кто такой контрактный управляющий,
  • какие требования предъявляются к его кандидатуре,
  • основные обязанности, выполняемые им в процессе работы.

Контрактный управляющий — это должность человека, непосредственно ответственного за проведение всех форм закупок. Он отвечает за выполнение всех требований договора, заключаемого с исполнителем. Профильный специалист назначается в компании, если ежегодный объём проводимых компанией закупок не превышает 100 млн.

и в компании нет службы, занимающейся этим. При этом есть дополнительное письмо Минэкономразвития РФ № Д28и 1889 от 30.09.

2014 года, которое определяет, что при большом объёме закупок в различных сферах деятельности и невозможности образовать службу закупок, в одной компании может быть несколько КУ, отвечающих каждый за своё направление.

https://www.youtube.com/watch?v=-uplLD8lXRo\u0026pp=YAHIAQE%3D

Служба организовывается в рамках компании в случае, если ежегодно проводимые закупки составляют 100 млн. ₽ и более. При этом делать это не обязательно. Можно обойтись наймом соответствующего специалиста. А вот при совокупном объёме затрат на закупки менее указанной суммы возможно создание контрактной службы заказчика, но при этом обязателен найм контрактного управляющего.

Их перечень определён в ст.38 соответствующего закона. Перечислим их:

  1. Разработка и утверждение плана проводимых закупок, подготовка и актуализация необходимых изменений, размещение соответствующей документации на портале ЕИС.
  2. Работа с планом-графиком закупок, подготовка нужных изменений и их внесение, а также размещение в установленные сроки в ЕИС.
  3. Размещение на портале госзакупок извещений о проведении закупок, проектов договоров и контрактов, направление подготовленных приглашений и предложений при закрытых способах определения поставщика. Корректная работа с расчетом НМЦК.
  4. Проводит закупки в полном объёме, вплоть до заключения контракта в итоге с выбранным победителем.
  5. В случае наличия жалоб от поставщиков ведёт претензионную работу и участвует в рассмотрении дел такого рода.
  6. Если такой момент предусмотрен особенностями закупок, то занимается организацией плановых консультаций с поставщиками для анализа конкурентной среды и корректного выбора победителя организуемых закупок.
  7. Иные варианты полномочий по 44-ФЗ.

Человек, претендующий на должность или назначаемый на неё, обязан иметь высшее образование или пройти профессиональную переподготовку именно в сфере организации закупок — поставки товаров или оказания услуг.

У любой компании есть 3 варианта выбора и назначения этого должностного лица:

  1. Найти себе подходящего по всем параметрам кандидата на специализированных ресурсах с резюме и заключить с ним полноценный трудовой договор. Также можно для этих целей устроить сотрудника на иную позицию в штатном расписании, при этом фактически возложив на него обязанности КУ.
  2. Изменить условия текущего контракта выбранного для замещения новой должности работника вашей компании и перевести его на новую позицию конкурсного управляющего.
  3. Назначить сотрудника, который будет выполнять эти обязанности по совмещению с соответствующей доплатой к зарплате. Изменения условий труда прописываются в трудовом договоре.

При вводе в список сотрудников вашей компании такого сотрудника следует предпринять следующие действия:

  1. При вводе такой штатной позиции она утверждается руководством и включается в расписание сотрудников.
  2. Разрабатывается для него официальная инструкция с должностными обязанностями. Как правило, в ней должны быть права сотрудника, его ответственность в случае невыполнения обязанностей, общая информация о его работе и обязанности, предусмотренные выполняемой работой.
  3. Издаётся приказ по компании, рассказывающий о том, что назначается конкурсный управляющий.

Ответственность может наступить сообразно принимаемым решениям и их особенностям.

В разработанной должностной инструкции в обязательном порядке прописываются все обязанности управляющего и официальная ответственность, которая наступает в случае их нарушения или невыполнения. Ст.

232 ТК РФ предусматривает ответственность за нанесение работодателю материального вреда путём ненадлежащего или неполноценного выполнения ими своих обязанностей.

Граждане, которые признаются официально ответственными за нарушение законов РФ и нормативных актов о закупках и контрактной системе, несут соответствующую ответственность в соответствии с актуальным на момент совершения противоправных действий законодательством РФ. При этом действия конкурсного управляющего оцениваются как действия должностного лица.

Для работы на этой должности специалист должен соответствовать особому профстандарту, который определяет особенности его работы и необходимые профессиональные навыки. Это требование строго определяется положениями ч. 1 ст. 9 44-ФЗ.

Любой заказчик обязан поддерживать высокую квалификацию сотрудников, работающих на этих должностях. В том числе повышение уровня профессионализма обеспечивается прохождением курсов профессиональной квалификации и переобучения в соответствии с актуальными требованиями нормативно-правовых актов, действующих в этой сфере.

Приказ Минобразования и науки № 499 от 1 июля 2013 года устанавливает срок прохождения программы повышения профессиональной квалификации не менее 16 академических часов, а программы полной переподготовки и смены профиля деятельности — от 250 часов.

Обучение идёт в профильном учебном учреждении и может проводиться как в заочной форме без отрыва от профессиональной деятельности, так и в полноценном очном формате. Есть также система дистанционного обучения, полностью исключающая необходимость присутствия в учебном учреждении.

Нужен только выход в сеть интернет и современный компьютер.

Есть официально утверждённые и внедрённые в работу профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Они позволяют утверждать должности и вводить их в штатное расписание согласно единым требованиям ОКПДТР и ЕКС.

Чтобы стать экспертом, недостаточно пройти только профессиональное обучение и иметь высшее образование по смежному профилю работы.

Нужно ещё иметь стаж профессиональной деятельности на штатной позиции в сфере осуществления госзакупок не менее 5 лет, а руководящей работы по любому профилю деятельности — не менее 3 календарных лет подряд.

Контрактный управляющий закупками по ФЗ 44

ФЗ-44 – это Федеральный закон №44 от 5 апреля 2013 года. Регулирует государственные закупки. Это отдельное направление закупок, подчиняющееся целому ряду правил. Мероприятие осуществляется под непосредственным контролем управляющего.

Какие существуют особенности трудоправового статуса контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

Кто такой контрактный управляющий

Для проведения госзакупок на основании ФЗ №44 нужно назначить специальную службу или управляющего. Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое несет ответственность за закупку, выполнение положений контракта. Он исполняет весь перечень обязанностей, единолично работает от начала закупки до ее завершения.

Некоторые вопросы применения норм об уголовной ответственности за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Контрактная служба – это группа должностных лиц, занимающихся госзакупками. На каждого из представителей службы возложена определенная обязанность. Очевидно, что на контрактного управляющего возлагается больше ответственности, чем на отдельного представителя службы.

Обязанности

ВАЖНО! Приказ о назначении контрактного управляющего от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Перечень обязанностей контрактного управляющего содержится в пункте 4 статьи 38 ФЗ №44.
Рассмотрим подробнее этот список:

  • Формирование плана закупок, внесение корректировок в этот план.
  • Включение плана в единую систему.
  • Формирование плана-графика, внесение в него корректировок.
  • Помещение в единую систему сведений о проведенных закупках.
  • Подготовка документов, сопутствующих госзакупкам.
  • Проведение госзакупок, оформление контрактов.
  • Участие в делах по обжалованию итогов выбора поставщиков.
  • Подготовка документов для отправки исков или претензий.
  • Планирование консультаций с поставщиками.
  • Прочие полномочия, содержащиеся в ФЗ №44.

Полный перечень функций управляющего приведен во втором разделе типового регламента, установленного приказом Минэкономразвития №631 от 29 октября 2013 года.

Задачи

Контрактный управляющий обязан вести госзакупки от начала мероприятия до его завершения. В частности, он занимается планированием, решением конфликтов с поставщиками, документальным оформлением.

Основная задача специалиста – заключение контрактов, которые будут выгодны заказчику. То есть управляющий должен оформлять контракты с наиболее выгодными условиями.

Цель деятельности контрактного управляющего – экономия бюджетных денег в рамках закупок.

Ответственность

В части 5 статьи 38 ФЗ №44 указано, что управляющий несет ответственность в рамках своих законных полномочий. Обязанности специалиста и его ответственность за их неисполнение оговариваются в должностной инструкции. Контрактный управляющий несет ответственность также на основании ТК РФ. В частности, его работа регулируется статьей 232 ТК РФ.

Если управляющий совершит преступление в рамках исполнения государственного заказа, он будет нести административную и уголовную ответственность. Существуют нарушения, предусмотренные этими статьями:

  • Статьи 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Часть 7.1, статья 19.5 КоАП РФ.
  • Статья 19.7.2 КоАП РФ.

ВАЖНО! За все эти правонарушения накладывается административная ответственность. В рамках этой статьи управляющий будет являться должностным лицом. То есть он несет повышенную ответственность.

Рассмотрим некоторые штрафы, оговоренные в КоАП РФ:

  • Статья 7.29.1 КоАП РФ. Несоблюдение порядка установления начальной стоимости госконтракта по оборонному заказу. Накладывается штраф 30 000-50 000 рублей.
  • Статья 7.29.2 КоАП РФ. Уклонение от заключения госконтракта по оборонному заказу. Накладывается штраф 30 000-50 000 рублей.
  • Статья 7.30, пункт 2.1 КоАП РФ. Нарушение требований к содержанию протокола, составляемого при определении поставщика. Штраф составит 10 000 рублей.
  • Статья 7.30, пункт 4.2 КоАП РФ. Утверждение конкурсной документации с нарушением положений ФЗ №44. Штраф составит 3 000 рублей.

Ответственность может накладываться при наличии этих обстоятельств:

  • Неисполнение указаний своего руководителя.
  • Неисполнение функций и задач, определенных должностной инструкцией.
  • Злоупотребление своими служебными полномочиями.
  • Предоставление недостоверных сведений о статусе выполнения порученных исполнителю задач.
  • Игнорирование техники безопасности, противопожарных правил.
  • Создание угрозы деятельности компании.
  • Игнорирование трудовой дисциплины.

Сотрудник несет ответственность за нарушение законов, а также положений должностной инструкции.

Требования к должности

Контрактный управляющий – это должностное лицо с расширенным перечнем полномочий. А потому к нему предъявляются повышенные требования. В частности, в пункте 6 статьи 38 ФЗ №44 указано, что контрактный управляющий должен иметь или ВО, или дополнительное образование в области госзакупок.

Можно ли пригласить стороннего контрактного управляющего?

В пункте 2 статьи 38 ФЗ №44 указано, что работодатель может только назначить контрактного управляющего. То есть сотрудник именно назначается. Работодатель не может нанять стороннего специалиста. Контрактный управляющий должен обязательно входить в штат сотрудников компании.

У работодателя есть следующие варианты:

  1. Принятие в компанию нового работника. При этом с ним нужно оформить трудовое соглашение. Сотрудник принимается на должность или контрактного управляющего, или специалиста другого профиля.
  2. Перевод штатного работника на должность контрактного управляющего. При этом нужно оформить соглашение об изменении положений трудового договора.
  3. Сотрудник компании может совмещать свою должность с должностью контрактного управляющего (основание – статья 60.2 ТК РФ). В статье 151 ТК РФ указано, что работнику в этом случае начисляется доплата. Кроме того, должностная инструкция сотрудника корректируется.

То есть единственная возможность нанять стороннего специалиста – это наем нового сотрудника в штат организации.

Какой из рассматриваемых вариантов лучше? Все зависит от конкретных обстоятельств. Если это масштабный заказ, следует назначить на должность контрактного управляющего отдельного сотрудника. Если же госзаказ небольшой, то специалист компании может совмещать обе должности. Это более выгодный для работодателя вариант, так как не нужно будет нанимать нового сотрудника.

Обычно руководитель назначает контрактного управляющего, а не контрактную службу. Выгоды первого варианта очевидны.

В этом случае работодатель может значительно сэкономить, так как не нужно будет организовывать деятельность целой службы. Однако подобный вариант не всегда можно реализовать.

В частности, службу придется организовывать тогда, когда стоимость суммарного годового объема заказов превышает 100 000 000 рублей (основание – пункт 1 статьи 38 ФЗ №44).

Документальное оформление

Контрактный управляющий будет работать на основании двух документов: приказа и должностной инструкции. Форма приказа в законе не оговорена. Документ может быть составлен в свободной форме.

В инструкции указываются все обязанности специалиста, задачи, которые ставятся перед ним. Прописываются критерии оценки деятельности специалиста, условия его работы, а также дополнительные пункты.

Дополнительные нюансы

Можно ли назначать нескольких контрактных управляющих в рамках одной компании? Делать это можно. Основание – пункт 2 приложения к Письму Минэкономразвития №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В этом случае нужно хорошо разграничить контракты между управляющими. Ответственность за одну закупку будет нести один управляющий, за вторую – другой.

Контрактный управляющий может являться руководитель организации. Основанием является то, что в законе №44 отсутствует запрет на это. Лицо может совмещать должности руководителя и управляющего.

Требования к контрактному управляющему в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к контрактному управляющему в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.

Введение должности управляющего в штатное расписание.

Итак, работодатель может ввести должность контрактного управляющего в штатное расписание. Причем это не обязательно должна быть целая ставка – можно установить и 0,5, и 0,3 ставки, и др.

Обратите внимание:

Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий.

Должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от на­именования указанной в штатном расписании должности (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.02.

2015 № ОГ-Д28-2128).

Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа работодателя.

Кроме этого, работодателю целесообразно утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего, в которой определить его функции и полномочия. В инструкции, в частности, рекомендуется указать:

  • наименование должности;
  • информацию о том, что контрактный управляющий по 44 фз отвечает за осуществление всех (или нескольких) закупок заказчика;
  • требования к образованию (иные квалификационные требования – при их наличии);
  • требования к знанию законодательства;
  • полномочия по осуществлению закупок;
  • права и обязанности;
  • ответственность.
  • Требования к контрактному управляющему по действующему законодательству предусматривают зачисление в штат заказчика.
  • Работник не должен иметь близких родственников среди потенциальных исполнителей заказа.
  • Контрактный управляющий должен быть образован: иметь диплом вуза либо документ об образовании в сфере закупок. На практике получение специального образования является обязательным, поскольку «закупочное» законодательство является одним из самых сложных сфер права.
  • Обучение осуществляется по профстандартам, разработанным Минтрудом. Уровень квалификации своих работников организация-заказчик вправе определять самостоятельно.

Распространенные ошибки контрактных управляющих

Чтобы стать участником мероприятий по государственным закупкам, необходимо соответствовать ряду условий в рамках 44-ФЗ.

Тем не менее, часто заказчики, то есть, действующие от их имени контрактные управляющие по 44-ФЗ, выдвигают необоснованные запросы, среди прочих – требование предоставлять лицензию и специальный допуск СРО.

В таких случаях ситуацию исправляет УФАС, защищает права поставщика и заставляет заказчика действовать в рамках закона.

Вот примеры конкретных ситуаций:

  • выдвигается запрос на предоставление лицензии, в то время как закон предусматривает ее наличие лишь для некоторых видов работ из списка ТЗ;
  • слишком придирчивое требование к действующему свидетельству о допуске к выполнению работ, влияющих на безопасность объектов капитальной стройки. Детально можно ознакомиться с данным вопросом в статье «СРО с 1 июля 2017 года в контрактной системе».

Особенности работы контрактного управляющего в небольшой организации.

С одной стороны, работы для контрактного управляющего немного, только придется повозиться с планами и расчетами объемов закупок, внести в единую электронную систему (Общероссийский сайт – до ввода Единой электронной системы) несколько извещений и контрактов по ним.

Также нужно составлять отчеты об исполнении контрактов. Возможно, что придется самостоятельно решать вопросы с электронными ключами (Электронными цифровыми подписями – ЭЦП). И этим занимается тендерный специалист.

У небольшого объема закупок есть своя обратная сторона — руководству не имеет смысла выделять под эту работу отдельную штатную единицу, поэтому начинают страдать те сотрудники, которые есть под рукой.

Мне известны контрактные управляющие, основная должность которых — завхозы, воспитатели детского сада и т. д.

Можно им только посочуствовать, так как работа контрактного управляющего требует много труда и времени не только на сами процедуры, но и на то, чтобы не отстать от непрерывно выходящих постановлений Правительства, Минэкономразвития и т. д.

Штрафы, которые могут налагаться на должностные лица за нарушения в соответствии с КоАПом, при этом часто кратны их мизерной зарплате, например, в детском саду.

Коротко говоря, даже минимальный объем закупок требует от таких совместителей основательных знаний законодательства, практики его применения и потенциально приводит к такой же ответственности, как и при работе в крупной организации, а оплачивается скудно.

Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»

О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.

КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране.

Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день.

На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?

Специалист по госзакупкам

Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.

Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).

Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.

Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.

В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей.

Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий.

В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.

Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.

Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И.

, председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н.

, временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).

Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.

Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.

Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке.

И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили.

К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам.

В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».

Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.

Ответственность должностного лица по 44-ФЗ

По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.

Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, провинившиеся по законодательству РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

  • У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:
  • Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;
  • Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»