Персонал

Сравнение Федеральных Законов Фз-94 И Фз-44 О Проведении Государственных Закупок В 2023 Году

Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на практике.

Ранее действовавший закон о госзакупках 94-ФЗ от 21 июля 2005 года существенно отличался от теперешнего.

Чтобы понять, в каких случаях необходимо обязательно следовать требованиям ныне действующего документа, рассмотрим основные отличия этих двух законодательных актов.

Сравнение Федеральных Законов Фз-94 И Фз-44 О Проведении Государственных Закупок В 2023 Году

Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов.

Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:

  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.
  • Сфера применения Федерального закона 44-ФЗ РФ

    Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:

  • Планирование закупок;
  • Осуществление закупок;
  • Мониторинг и аудит закупок;
    Читайте также:  Налог На Недвижимость Для Военнослужащих В 2023 Году
  • Контроль в сфере закупок;
  • Разрешение спорных ситуаций;
  • Осуществление отдельных видов закупок.
    • По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения.
    • В то же время действие закона не распространяется на:
  • Международные закупки;
  • Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
  • Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
  • Закупки избирательными комиссиями.
  • Основные отличия положений Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

    Кроме вышеописанной сферы применения, законодательные акты имеют огромное количество различий. Как говорилось выше, 44-ФЗ имеет большее количество разделов, регулирующих процесс проведения госзакупок.

    Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:

  • Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
  • За счет грантов, полученных безвозмездно
  • Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
  • За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
  • Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
  • Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
  • Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
  • Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
  • Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
  • Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
  • В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
  • Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
  • Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
  • Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
  • Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
  • По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
  • Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
  • Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
  • Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки
    1. Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:
  • Расширил перечень способов проведения закупок
  • Появились положения о проведении централизованных закупок
  • Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
  • Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
  • Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.
    • Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ.
    • Для справки — где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:
  • На тематических семинарах на нашем портале.
  • Сравнение федеральных законов фз-94 и фз-44 о проведении государственных закупок в 2023 году – Olgagp

    • Согласно ст. 24 ФЗ № 44 выделяет следующие способы закупок:
    • 1) Конкурентные способы закупок:
    • конкурс с ограниченным участием;
    • закрытый конкурс с ограниченным участием;
    • закрытый двухэтапный конкурс;
    • аукцион в электронной форме;
    • 2) Закупка у единственного поставщика (источника, исполнителя).
    • В соответствии со ст. 10 все заказы, размещаемые согласно положениям ФЗ № 94, классифицируются на два вида:
    • 1) Размещение заказа путем проведения торгов:
    • конкурс (открытый и закрытый);
    • 2) Размещение заказа без проведения торгов:
    • закупка у единственного поставщика (источника, исполнителя).
    • 2. Открытый конкурс
    • Извещение размещается не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок.
    • Извещение размещается не менее чем за 30 дней до даты окончания подачи заявок.
    • Заказчик вправе отказаться от проведения не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок.
    • Заказчик вправе отказаться от проведения не позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок.
    • При внесении изменений срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.

    При внесении изменений срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на оф. сайте внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее чем 20 дней.

    1. Прописана возможность привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, в ходе проведения ПКО, оценки соответствия участников дополнительным требованиям.
    2. Этапы проведения закупки: 1) вскрытие, 2) рассмотрение и оценка.
    3. Этапы проведения закупки: 1) вскрытие, 2) рассмотрение, 3) оценка и сопоставление.
    4. Максимальное количество дней для подведения итогов — 20.
    5. Максимальное количество дней для подведения итогов — 30.
    6. Победитель должен подписать контракт в течение 15 дней с даты получения от заказчика.
    7. Сроки на подписание контракта победителем не установлены.

    Последствия признания конкурса несостоявшимся, т. к. не подано ни одной заявки

    Последствия признания конкурса несостоявшимся, т. к. не подано ни одной заявки

    В случае если конкурс признан несостоявшимся, т. к. не подано заявок, всех отклонили при проведении предквалификационного отбора, то в этом случае заказчик объявляет повторный конкурс.

    • При проведении повторного конкурса на подачу заявок отводится 10 дней, при этом НМЦК может быть увеличена на 10 % по сравнению с ценой изначально проводимого конкурса.
    • Если при проведении повторного конкурса конкурс признается несостоявшимся, то заказчик проводит запрос предложений или иной способ закупки.
    • В случае если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола обязан передать такому участнику проект контракта.
    • 3. Конкурс с ограниченным участием
    • Проводится для закупок, которые в силу их технической и (или) технологической сложности, высокосложного, инновационного или специализированного характера способны выполнить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также при выполнении работ по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
    • Перечень случаев и порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и технологической сложности способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    • Весь остальной порядок проведения процедуры проводится по правилам, характерным для открытого конкурса.
    • 4. Двухэтапный конкурс
    • Заказчик вправе применять процедуру двухэтапного конкурса в соответствии с ФЗ № 44 при одновременном соблюдении следующих условий:
    • 1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
    • 2) для уточнения характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

    При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники обязаны представить первоначальные заявки, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

    1. Срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками.
    2. На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки.
    3. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении заявок.
    4. Срок проведения второго этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20 дней.
    5. Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса.
    6. 5. Аукцион в электронной форме
    7. Извещение о проведении электронного аукциона размещается:
    8. не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;
    9. не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок если НМЦК превышает 3 млн руб.
    10. Извещение о проведении электронного аукциона размещается:
    11. не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;
    12. не менее чем за 20 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК превышает 3 млн руб.
    13. Отказаться от проведения закупки заказчик вправе не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок.
    14. Отказаться от проведения закупки заказчик вправе:
    15. если если НМЦК не превышает 3 млн руб, то заказчик вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
    16. если НМЦК превышает 3 млн руб, то заказчик вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 10 дней до даты окончания срока подачи заявок.
    17. Заказчик обязан ответить на запрос о разъяснении документации, если такой запрос поступил к заказчику не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок.
    18. Заказчик обязан ответить на запрос о разъяснении документации, если запрос поступил:
    19. не позднее чем за 3 дня до дня окончания подачи заявок в электронном аукционе, если НМЦК не превышает 3 млн руб;
    20. не позднее чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе, если НМЦК превышает 3 млн руб.
    21. Срок рассмотрения 2-х частей заявок — не более 3 рабочих дней со дня размещения на ЭП протокола аукциона.

    Если НМЦК не превышает 3 млн руб., то срок рассмотрения вторых частей заявок составляет не более 4 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона.

    https://www.youtube.com/watch?v=CAaOjTzbxMk\u0026pp=ygWiAdCh0YDQsNCy0L3QtdC90LjQtSDQpNC10LTQtdGA0LDQu9GM0L3Ri9GFINCX0LDQutC-0L3QvtCyINCk0LctOTQg0Jgg0KTQty00NCDQniDQn9GA0L7QstC10LTQtdC90LjQuCDQk9C-0YHRg9C00LDRgNGB0YLQstC10L3QvdGL0YUg0JfQsNC60YPQv9C-0Log0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

    Если НМЦК превышает 3 млн руб., то срок рассмотрения вторых частей заявок составляет не более 6 дней.

    В случае если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в течение 10 минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал ценовое предложение, то оператор электронной площадки после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданные его участниками (но не принимающими участие в подаче ценовых предложений!), а также документы участников такого аукциона, предусмотренные п. 2—6 и 8 ч. 2 ст. 61 ФЗ № 44.

    Если все допущенные к участию в аукционе участники не подавали ценовые предложения в момент проведения процедуры торгов, то электронный аукцион признается несостоявшимся и заказчик не рассматривает вторые части заявок участников, не принимающих участие в подаче ценовых предложений.

    В случае признания электронного аукциона несостоявшимся, т. к. не подано ни одной заявки, или в случае если заявки всех участников отклонили, заказчик проводит запрос предложений или иной способ закупки.

    Заказчик вправе применить процедуры, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 40 ФЗ № 94.

    • Подписание проекта контракта идет через ЕИС.
    • Подписание проекта контракта идет через оператора на сайте электронной площадки.
    • 6. Запрос котировок
    • Отказаться от проведения закупки заказчик вправе не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок.
    • ФЗ № 94 не предусмотрен отказ от проведения запроса котировок.

    Вносить изменение в извещение можно не позднее чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи котировочных заявок, срок подачи заявок продлевается на 7 рабочих (на 4 рабочих дня, если НМЦК не превышает 250 тыс. руб.).

    Не предусмотрена возможность внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок.

    Срок подачи не продлевается, если подана 1 заявка. Срок продлевается на 4 рабочих дня, если все заявки котировочная комиссия отклонила.

    1. Срок подачи продлевается в случае, если на запрос котировок подана 1 заявка.
    2. Заявки на запрос котировок подаются в запечатанных конвертах.
    3. Вскрытие конвертов осуществляется публично!
    4. Заявки на закупку подаются в письменной форме.
    5. Запрос котировок признается несостоявшимся, если не подано ни одной заявки, или подана единственная заявка.
    6. Запрос котировок не признавался несостоявшимся.
    7. 7. Запрос предложений
    8. Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты проведения запроса предложений.
    9. Заказчик вправе направить приглашение принять участие в запросе предложений лицам, способным поставить товары, выполнить работ, оказать услуги, являющиеся объектом закупки.
    10. В этом случае заказчик обязан направить приглашения лицам, с
    11. которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заключались контракты с таким же объектом закупки, при условии что такие контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиком своих обязательств.
    12. Отменять и изменять запрос предложений заказчик не вправе.
    13. Рассмотрение заявок проводится в два этапа:
    14. 1) вскрытие, рассмотрение и оценка заявок;
    15. 2) вскрытие, рассмотрение и оценка окончательных предложений.
    16. Участники представляют свои предложения, комиссия в присутствии участников оценивает предложения по критериям, указанным в документации о проведении процедуры.
    17. После оглашения наилучшего предложения участникам предлагается не позднее 1 рабочего дня представить свои окончательные предложения.
    18. При проведении запроса предложений ведется аудиозапись.
    19. Заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса предложений в случаях:
    20. 1) заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
    21. 2) заключения контракта на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;
    22. 3) заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами договора с иностранной организацией о проведении лечения гражданина РФ за пределами территории РФ;
    23. 4) заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;

    5) осуществления закупок дип. представительствами и консульскими учреждениями, торговыми представительствами РФ, официальными представительствами РФ при международных организациях и иными заказчиками за пределами территории РФ в случае, если НМЦК не превышает 15 млн руб.

    6) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся

    https://www.youtube.com/watch?v=CAaOjTzbxMk\u0026pp=YAHIAQE%3D

    предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 ФЗ № 44.

    При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги;

    7) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые

    необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения.

    8) признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71ФЗ № 44;

    9) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    У вас остались вопросы по закону о контрактной системе? Вы можете получить консультацию по ФЗ 44 у специалистов ЕЦГЗ.

    Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 223

    Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года

    • Профессиональное обучение по всей России Подробнее
    • Бесплатное обучение гражданпо закупкам Подробнее
    • NEW Управление государственными,муниципальными и корпоративными закупками Подробнее
    • Подробнее
    • Познакомиться с графиком, стоимостью и условиями обучения в 2023 году Подробнее
    • Приглашаем на программу«Мастер по закупочной деятельности»старт программы 23 сентября 2023г. Подробнее

    10 Августа 2023

    Норма Чем регулируется Что изменится в работе заказчика
    Заказчики в 2023 году вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения Ч. 64.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ Можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств по мелким закупкам с низким риском непоставки или товаров с низким риском брака
    С 15 до 7 рабочих дней сокращен срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных товаров, работ, услуг, если было установлено условие о привлечению к исполнению контракта субподрядчиков / соисполнителей из числа СМП и СОНКО П.5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, (утв. ПП РФ от 23 декабря 2016 г. №  1466) В случае установления в проекте контракта условия о привлечении субподрядчиков из числа  СМП и СОНКО, необходимо указывать срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не более 7 рабочих дней
    Изменен порядок применения антидемпинговых мер Ч.5 ст.37 Закона № 44-ФЗ Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и в сроки предусмотренные ст.51 Закона № 44-ФЗ
    Электронные конкурсы, так же, как и аукционы, могут проводится на право заключить контракт Ч.8 ст.48 Закона № 44-ФЗ Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком
    Изменены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки участника закупки П.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ Независимая гарантия должна предусматривать выплату заказчику средство всех случаях, установленных ст.44 Закона № 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ
    Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона Утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ (п.15 ст.2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) Предел подачи предложения на право заключения контракта по аукциону не установлен
    Появилась норма об использовании электронных подписей иностранными участниками ч.2 ст.5 Закона № 44-ФЗ Участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Они вправе использовать для подписания информации и электронных документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ.
    Уточнено понятие «конфликт интересов»: под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника – юрлица или владеет более чем 10% акций участника закупки п.9 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок
    Руководитель заказчика, члены закупочной комиссии,  руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны принимать меры по предупреждению конфликта интересов ч.7 ст.38 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок
    Определены лица, которые не могут входить в состав закупочной комиссии из-за конфликта интересов. К ним относятся лица, которых привлекали к закупке в качестве экспертов к оценке извещения, заявок; лица, имеющие личную заинтересованность в закупке; акционеры участников закупки;  должностные лица органов контроля ч.6 ст.39 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать положение о комиссии по осуществлению закупок
    Установлены единые правила математического округления ценовых значений: цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога  – до двух цифр после запятой Подпункт «м» п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) Новый порядок округления ценовых значений позволит избежать расхождений и ошибок
    Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр Пункты 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95  Закона № 44-ФЗ Расширен перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр
    На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов
    В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов
    При описании объекта закупки из перечня заказчики должны установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при  производстве товара Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224 Требования ПП РФ № 1224 необходимо применять при описании объекта закупки – товаров из перечня (в перечне 5 групп товаров, в т.ч. покрытия из резиновой крошки, тротуарная плитка, контейнеры, урны для мусора, удобрения и грунт, бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага)
    Все заказчики обязан перерегистрироваться в ЕИС с указанием новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист, главный бухгалтер Приказ Минфина от 10.12.2021 № 39н До 1 января 2023 года необходимо перерегистрироваться в ЕИС, иначе в 2023 году пользователи не смогут работать в системе
    При формировании извещения о закупке товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн.руб (ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ) у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках ч.13 ст.93 Закона № 44-ФЗ, Подпункт «б» п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) При подготовке извещения о «малой» электронной закупке заказчики смогут видеть предложения поставщиков по соответствующей позиции КТРУ со всех федеральных ЭТП
    Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть хотя бы одна соответствующая заявка Подпункт «б» п.6 ч.12 Закона № 44-ФЗ Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим ее участником. Ранее требовалось не менее двух подходящих заявок
    Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности п.8 ч.1 ст.93 Закона №4 4-ФЗ Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ
    Появилось основание для закупок у единственного поставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ
    До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ Изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ Заказчики могут провести  закупку у ед.поставщика по п.2  ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный оран власти принял акты, в которых указал случаи закупок у ед.поставщиков в регионе и порядок их проведения
    До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с ед.поставщиком по  с мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ  ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов
    В сведениях об исполнении контракта в части приемки ТРУ федеральные заказчики обязаны указывать сумму требований об уплате неустоек (если в контракте указано условие об удержании неустойки из суммы оплаты) Абзац десятый подпункта “а” п.11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) В реестре контрактов необходимо указывать требования о неустойке. Если этого не сделать, то оплату за вычетом суммы неустойки будет невозможно провести (сработает запрещающий контроль)
    Заказчики обязан вносить в реестр контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению соответствующие измененные коды Абзац  третий подпункта «б» пункта 12  пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) В реестре контрактов необходимо учитывать изменения кодов КБК, КЦСР, КВР, если их поменяют в рамках изменения бюджетной системы РФ

     

    Материал подготовлен: gkgz.ru

    Центр развития конкурентной политики и государственного заказа 2009-2023©

    119571, г.Москва, проспект Вернадского, д.82, стр.9, оф.1600

    +7 (499) 956-90-18, +7 (499) 956-95-71, +7 (915) 421-74-93, +7 (916) 119-40-20

    [email protected]

    Мораторий на 44-ФЗ в 2023 году

    9 мая 2023 года вступил в силу 154‑ФЗ о масштабных изменениях закона о госзакупках. Власти упростили и ускорили закупки по 44‑ФЗ, а еще — продлили антикризисные меры. Рассказываем, что именно изменилось в госзакупках и как нововведения повлияют на работу поставщиков и госзаказчиков.

    https://www.youtube.com/watch?v=5cshgsIFVEI\u0026pp=ygWiAdCh0YDQsNCy0L3QtdC90LjQtSDQpNC10LTQtdGA0LDQu9GM0L3Ri9GFINCX0LDQutC-0L3QvtCyINCk0LctOTQg0Jgg0KTQty00NCDQniDQn9GA0L7QstC10LTQtdC90LjQuCDQk9C-0YHRg9C00LDRgNGB0YLQstC10L3QvdGL0YUg0JfQsNC60YPQv9C-0Log0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

    Начальную цену (НМЦК) запроса котировок увеличили с 3 до 10 млн ₽ (154‑ФЗ от 28.04.2023). Требования к лимиту таких заказов убрали до конца 2026 года (ч. 75 ст. 112 44‑ФЗ). Далее заработает обычный порядок: запрос котировок можно будет применять при годовом объеме таких заказов не больше 20% от общего объема закупок или не больше 100 млн ₽ при общем объеме заказов до 500 млн ₽.

    Закон о моратории на закупки 44‑ФЗ существенно упрощает работу госзаказчиков и поставщиков. Запрос котировок — более быстрый способ закупки, чем аукцион или конкурс. Заказчики получат быстрее нужный товар, а поставщики — деньги. Также запрос котировок — отличная возможность для новичков выйти на рынок госзаказа. В таких заказах меньше требований к участникам, чем в конкурсах.

    Минус такого способа больше касается заказчиков: участники не видят предложений друг друга и снижаются не так активно, как в аукционе. Перед выбором способа закупки рекомендуем определиться, что для заказчика в приоритете — экономия бюджетных средств или скорость получения товара.

    Допустимую НМЦК закупок у ед. поставщика по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ увеличили с 3 до 5 млн ₽. Также власти установили требования к лимиту закупок «с полки» — 100 млн ₽ в год. С лимитами малых закупок, в том числе по п. 4–5 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ, эта цифра не связана.

    Процедура закупки у ед. источника по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ от размещения заказа в системе до поставки может занять пару дней. Увеличение ценового порога и лимита таких закупок поможет заказчикам получать больше товаров в сжатые сроки.

    Для поставщиков это нововведение тоже положительное — больше шансов получить быстрые деньги. Однако такие заказы не размещаются в ЕИС. Их нужно собирать по разным электронным площадкам. Упростят задачу сервисы по поиску закупок.

    Поправки в закон упростили порядок подготовки НМЦК по правилам ст. 22 44‑ФЗ. Теперь строго следовать методике из Приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 необязательно. Заказчикам дали право выбора использовать методику из приказа при расчете НМЦК или нет.

    Нововведение по 154‑ФЗ решает проблему с однородностью товаров при мониторинге цен. При небольшом выборе на рынке заказчик сможет самостоятельно решить, стоимость каких товаров учитывать при анализе рынка. Сложностей при применении новой методики не предвидится. Многие заказчики и так пользовались не только приказом Минэкономразвития, но и региональными правилами.

    Власти разрешили покупать медизделия и лечебное питание по товарному знаку (п. 1 ч. 1 ст. 33 44‑ФЗ). Обоснованием необходимости закупки послужит решение врачебной комиссии. Точный перечень продукции дополнительно установит правительство.

    Теперь поставщику не удастся предложить заказчику более дешевый аналог медизделия или лечебного питания, если заказчик сослался в описании товара на конкретный товарный знак. Придется поставлять именно ту продукцию, что запросил заказчик. Круг потенциальных поставщиков может сузиться — участвовать в тендере смогут только те фирмы, у которых есть товар с определенным товарным знаком.

    Строительные закупки под ключ — это заказы, в которые одновременно включены проектные работы, строительство и закупка оборудования (ч. 56 ст. 112 44‑ФЗ). Изначально заказчики вынуждены были для проведения ремонта проводить несколько закупок: на создание проекта, сам ремонт и иногда — на покупку оборудования. С контрактами под ключ эта необходимость отпала.

    Федеральный закон 154‑ФЗ продлил срок проведения таких закупок до 1 января 2025 года, что сэкономит заказчикам время и деньги, а стройкомпаниям позволит получать более крупные заказы.

    Также изменены правила авансирования стройконтрактов под ключ (ч. 61.1 ст. 112 44‑ФЗ). Ранее авансы по каждому этапу строительных работ начислялись одинаково. Пример: если госучреждение установило аванс 30%, подрядчик получал за каждый этап предоплату в 30% от стоимости работ. По новым правилам заказчикам разрешено устанавливать для каждого этапа стройконтракта свой аванс.

    Какие нюансы авансирования сройконтрактов под ключ предусмотрены новыми правилами:

    • Аванс за проектные работы и инженерные изыскания может быть равен нулю.
    • Аванс за проектные работы и инженерные изыскания, поставку оборудования для работы на объекте может быть меньше, чем за строительство, реконструкцию и капремонт.

    Возможность снижать размер предоплаты по 154‑ФЗ по отдельным этапам снижает риски для заказчика. Например, не получить результат работ после предоплаты. Если заказчики начнут активно использовать новые возможности, подрядчикам станет сложнее исполнять подобные контракты — начальные этапы работ потребуют собственных ресурсов.

    Власти ввели мораторий на заключение контракта по 44‑ФЗ и разрешили заказчикам заключать контракты со следующим участником тендера, даже если победителя торгов не внесли в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Обязательное условие: победитель тендера расторг сделку из‑за форс‑мажора (ч. 17.1 ст. 95 44‑ФЗ).

    Раньше заказчики могли подписать соглашение со следующим участником, только если победитель торгов внесен в РНП. Теперь работать проще: заказчики смогут заключать контакты со вторыми участниками, а те — поставлять товар без победы в тендере.

    Госзаказчики обязаны согласовать заключение контракта с единственным участником конкурса или аукциона, если НМЦК тендера выше той, что установлена правительством (п. 4 ч. 5 ст.

     93 44‑ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 961). Теперь срок согласования сокращен с 10 до 8 рабочих дней (ч. 8 ст. 93 44‑ФЗ).

    Нововведения позволяют ускорить процесс закупки: заказчики получат быстрее товар, а поставщики — оплату по контракту.