Персонал

Что Такое Московская Электронная Школа В 2023 Году

Сегодня учителя работают не только в классе, но и онлайн. Например, для всех московских педагогов обязательно присутствие в МЭШ, «Московской электронной школе». При этом взаимодействие преподавателей и виртуальной образовательной инфраструктуры не всегда складывается идеально.

«Московская электронная школа» (МЭШ) — это информационная среда, позволяющая учителю формировать планы уроков, подбирать материалы и делиться наработками с коллегами. Для учеников это виртуальное образовательное пространство, для педагогов — рабочее. Родителям МЭШ позволяет быстро просматривать отметки ребёнка, оценивать его загруженность.

В системе МЭШ есть:

  • Электронный журнал. «Эффективный рабочий инструмент учителя. Он уменьшает количество административной работы и помогает сосредоточиться на качестве уроков».
  • Электронный дневник. «Главный помощник учеников и родителей. В нём полная информация по обучению: оценки, расписание, домашнее задание, школьные новости».
  • Библиотека МЭШ. «Более двух миллионов электронных образовательных материалов и инструментов для их создания. Сервис доступен бесплатно в любой точке мира».
  • «Москвёнок». «Карта-ключ от школы для учеников и их родителей. Она выдаётся бесплатно и даёт доступ к полезным сервисам и услугам».
  • «Портфолио учащегося». Новый сервис МЭШ с данными обо всех многолетних достижениях ребёнка в учёбе, спорте, науке и творчестве.

Пилотная версия МЭШ появилась в образовательных учреждениях в 2016-м. Сейчас к ней подключены 100% школ Москвы, системой пользуются более 2,8 млн человек.

Как МЭШ работает с учителями

Ни до, ни после пандемии (во время которой МЭШ многим очень помогла) основной целью системы было отнюдь не создание среды для непрерывного виртуального обучения.

Создатели платформы ставили перед ней разные задачи в зависимости от аудитории.

Например, для учителя МЭШ — в первую очередь инструмент оптимизации работы с разнообразными документами и база интерактивных материалов к урокам.

Создатели также делают акцент на возможности выставлять оценки, комментировать их в электронном журнале и «связываться с родителями учеников по защищённому от детей каналу».

Что Такое Московская Электронная Школа В 2023 Году

Сейчас МЭШ предоставляет доступ к электронной библиотеке с разными проектами, в том числе для интерактивных досок, инструменты для создания домашних заданий и, конечно, даёт возможность перенести все организационные задачи в онлайн — от составления учебных планов до выдачи домашних заданий.

При чём тут деньги

МЭШ предлагает учителям не только организационные ресурсы, но и финансовые.

Во-первых, педагоги, которые придумывают уникальные (созданные не на основе готовых пособий) и востребованные коллегами материалы для занятий (методички и сценарии уроков), получают денежное вознаграждение, размер которого варьируется.

Деньги учитель, который залил материал на платформу, получает за тему, а не за уроки. То есть чтобы заработать вознаграждение, он должен выбирать приоритетные темы — сложные, материалов по которым мало.

Такая поддержка называется «грантовой», получать её можно в течение трёх лет. Подробнее ознакомиться с условиями получения грантов можно на сайте МЭШ. При этом, судя по теме «Популярные вопросы и ответы» в официальном паблике МЭШ во «ВКонтакте», у педагогов возникает немало вопросов, связанных с условиями получения грантов.

Во-вторых, до недавнего времени ежемесячную надбавку в размере 10 тысяч рублей за использование МЭШ получали почти все педагоги столицы. Чтобы получить надбавку, педагогу необходимо было активно применять инструменты ресурса в своей работе.

На практике, как сообщают некоторые учителя (например, об этом писал в соцсетях преподаватель истории школы № 1543 Леонид Кацва), доплату ввели фактически за подключение к МЭШ и использование только электронных журнала и дневника (ЭЖД).

Когда педагог попросил у администрации школы отменить выплату, ему не смогли помочь: «Средства распределяет город».

Иногда надбавки приходили не вовремя, да и система выплат в целом оставляла вопросы

https://www.youtube.com/watch?v=54pmDlJXFoo\u0026list=PLmAPlNnX_A-vRcK0Wtpir0poSVd99H_4w

С 1 сентября 2022 года размер надбавки в МЭШ будет определяться количеством баллов, набранных учителем в отчётном периоде. Максимальный размер выплаты повысится до 15 тысяч.

Критерии стали более ясными. Так, получение надбавки предполагает обязательное заполнение календарно-тематического плана для всех своих групп и классов на платформе МЭШ.

В письме, которое было разослано преподавателям, когда-либо получавшим надбавки, также указан ещё один «пороговый», то есть обязательный, критерий — использование исключительно инструмента ЭЖД для домашнего задания либо, в случае его отсутствия, выставление отметки «не задано». Пост, содержащий текст письма, опубликовал Леонид Кацва.

Больше баллов учитель получит в том случае, если будет использовать материалы Библиотеки МЭШ для подготовки уроков и домашних заданий. Наконец, дополнительные баллы можно получить за разметку планируемых результатов обучения, использование виртуальных лабораторий МЭШ и цифровых домашних заданий, то есть тестов с автопроверкой.

С нового учебного года обновляются условия получения ежемесячной надбавки за активное участие в развитии проекта «Московская электронная школа». Механизмы начисления станут более понятными, а сама надбавка — адресной и дифференцированной.

При этом педагогам не нужно будет выполнять массив дополнительной или новой работы для начисления данной выплаты.

В МЭШ будет фиксироваться работа учителей с привычными сервисами, такими как выдача домашних заданий к каждому уроку или отметка о его отсутствии, прикрепление материалов урока для возможности повторить тему, если ученик её не понял или пропустил по болезни, использование виртуальных лабораторий по некоторым предметам или заданий с автопроверкой.

Размер выплат за активное участие в развитии МЭШ также справедливо изменится. Максимальная сумма надбавки увеличится в 1,5 раза, в зависимости от вклада каждого педагога в развитие МЭШ. Если раньше размер выплаты составлял 10 тысяч рублей, то теперь появится возможность получать до 15 тысяч рублей.

При таких подходах к выплате городской надбавки МЭШ станет удобнее для родителей и учеников. Они смогут заранее ознакомиться с планом изучения тем, разобраться во взаимосвязи результата каждого урока с оценкой.

А в случае пропуска урока школьник сможет самостоятельно восполнить возможные пробелы: к каждой пройденной теме будет автоматическая подборка видеообъяснений, тренажёров, сценариев уроков от лучших авторов Библиотеки МЭШ.

Для того чтобы все условия и механизмы расчета надбавки были понятны, был разработан специальный обучающий видеокурс, в котором даны подробные разъяснения по каждому показателю, приведены и разобраны конкретные примеры, представлены задания для самопроверки.

Что не нравится учителям

Учителя и раньше жаловались на то, что некоторые инструменты ресурса, за использование которых теперь теоретически можно будет получить балл, не работали корректно. Представители московского Департамента образования и науки сообщают, что учли и это: если с работоспособностью систем МЭШ возникнут крактовременные технические неполадки, то такие дни в статистике учтены не будут.

Что Такое Московская Электронная Школа В 2023 Году

Тем не менее в новых критериях, помимо увеличения бюрократической нагрузки, учителя увидели и принуждение к использованию Библиотеки МЭШ. При этом качество материалов, которые в ней есть, иногда, по мнению некоторых педагогов, оставляет желать лучшего. Так о содержании электронной библиотеки и требованиях к надбавке отзывается в своем посте преподаватель истории Леонид Кацва:

«Я пользуюсь только электронным журналом МЭШ. Крайне, надо сказать, неудобным. Грешен, часто не записываю туда домашнее задание. Впрочем, в моём случае оно, как правило, состоит из простейшей фразы — «повторить материал урока». Точно не стану «размечать уроки планируемыми результатами обучения», поскольку считаю это не чем иным, как бюрократическим бредом.

Впрочем, это мне и безразлично, поскольку я не выполняю и не собираюсь выполнять одно из «ПОРОГОВЫХ» требований — использовать для домашних заданий исключительно инструмент ЭЖД.

И уж тем более не стану я пользоваться для домашнего задания «материалами библиотеки МЭШ».

Самоуверенно считаю, что «я сам большой» и в материалах этой библиотеки, представляющих собой по большей части (по крайней мере, по моему предмету) мусор, не нуждаюсь. Понадобится прикрепить — прикреплю собственную презентацию».

Иными словами, теперь московские преподаватели стоят перед выбором: либо отказываться от уже привычной выплаты, либо подстраивать свою работу под инструмент, который может их не устраивать по разным причинам.

Иллюстрации: GoodStudio / Shutterstock / Fotodom

Что такое МЭШ – зачем нужна, что дает ученикам, их родителям и учителям

С того момента, когда цифровые технологии стали достаточно развитыми, они начали применяться в обучении. И один из характерных примеров – это Московская электронная школа (МЭШ). Этот сервис полезен не только учителям, но и родителям, и даже самим ученикам.

???? Что собой представляет МЭШ

МЭШ (Московская электронная школа) – это интернет-портал, созданный в Москве при участии местной власти. Она включает в себя электронный дневник каждого ученика, классный журнал, библиотеку и портфолио ученика.

К МЭШ подключены все муниципальные и государственные школы Москвы (в частных учебных заведениях и школах других регионов доступа к системе нет). Даже если родители и не регистрируются в МЭШ, данные их сына или дочери всё равно вносятся в систему.

Для чего нужна

МЭШ используется:

  1. Преподавателями – для планирования предстоящих занятий с помощью онлайн-журнала, передачи собственных уникальных наработок и обмена методическим материалом.
  2. Родителями – для контроля за успеваемостью своих детей.
  3. Детьми – для ведения портфолио. Многолетние достижения по успеваемости или работы по конкретным проектам могут быть полезны, например, при заполнении заявок на путёвки в «Артек» или другие детские учебные лагеря, где проводится не только отдых, но и дополнительное обучение по конкретным темам, интересующим ребёнка.

Сервисы МЭШ

По состоянию на 2023 год МЭШ включает в себя следующие сервисы:

  1. Электронный журнал. Он предназначен для учителей, упрощает бумажную работу и позволяет преподавателю сосредоточиться на качестве уроков, сокращая время на заполнение и проверку.
  2. Электронный дневник. В нём содержатся как оценки каждого ученика, так и расписание уроков, список заданного на дом и новости школы, важные для родителей, просматривающих дневник своего сына или дочери.
  3. Библиотека. В неё включаются образовательные материалы (по состоянию на 2023 год – не менее двух миллионов единиц хранения), так и инструменты для работы с ними и создания методичек или рабочих материалов для конкретного урока. Сервис позволяет получать к ним доступ из любой точки мира – и в результате как учителя, так и ученики, находящиеся за пределами своих школ, могут участвовать в обучающей деятельности онлайн даже из дома.
  4. Карта «Москвёнок». Она одновременно служит и пропуском в учебное заведение – и средством для оплаты полезных сервисов и услуг. Например, она может использоваться для оплаты питания (если на электронном кошельке, привязанном к сервису, есть достаточно средств), для прохода бесплатно или со скидкой в музеи департамента культуры г. Москвы и т. д. Поэтому школьнику лучше всегда иметь её при себе.
  5. Портфолио учащегося. Это база данных, в которую вносятся сведения о достижениях ученика в учёбе, спорте, науках или искусстве. Там, где ведётся портфолио, школьнику проще подтверждать свои достижения для получения путёвок, места на конкурсах и т. д.
  6. Справка от врача. Если ребёнок обращался к врачу и нуждается в справке (например, во временном освобождении от физкультуры) – все данные заносятся в систему МЭШ и становятся доступными учителям сразу после того, как врач поликлиники подпишет документ электронной подписью. Никаких споров о сроке действия, легальности, подделке быть не может – криптографические средства позволяют надёжно верифицировать электронный документ.

Ваш ребенок пользуется МЭШ?Да, это очень удобноНет, мы живем не в МосквеНет, мой ребенок ходит в частную школу

????‍????‍???? Как начать пользоваться МЭШ

Родителям

Чтобы воспользоваться всеми возможностями Московской электронной школы, необходимо сделать следующее:

  1. Зарегистрироваться на московском портале государственных услуг mos.ru.
  2. Войти под своим логином и аккаунтом на портал.
  3. После этого можно пользоваться всеми возможностями МЭШ.

Тонкости регистрации: если у школы нет данных родителей, но ребёнок там учится – надо обратиться к классному руководителю или секретарю школы.

Потребуется предоставить полное имя, телефон, адрес московской регистрации, электронную почту и номер СНИЛС. Тогда система Московской электронной школы опознает вас и даст доступ в аккаунт.

Возможно, потребуется для регистрации ещё и чёткая фотография или скан лицевой страницы паспорта (с фотографией, именем и данными о том, где был выдан документ).

Детям

Для ребёнка сделать доступ к МЭШ можно тремя способами:

  1. Через личный кабинет – если родители прошли регистрацию.
  2. Через мобильное приложение МЭШ.
  3. Через портал Мос.ру.

Лучший вариант – это сначала зарегистрировать ребёнка на портале Московской электронной школы, а затем уже дать ему доступ к Мос.ру. Тогда со временем он, став взрослым, получит и доступ ко «взрослым» сервисам московского государственного портала.

Поскольку есть отдельный ресурс «Учи.ру» для участия в дистанционном обучении или разного рода учебных олимпиадах и соревнованиях, можно синхронизировать данные. Для этого необходимо:

  1. Зайти под логином и паролем ребёнка на «Учи.ру».
  2. Выбрать в настройках олимпиаду, где ребёнок принимал участие.
  3. Выбрать пункт «Связать аккаунты» и указать данные логина и пароля для МЭШ.

В этом случае все данные из «Учи.ру» будут скопированы в МЭШ. Это пригодится, если ребёнок участвовал в межрегиональных мероприятиях – или же начал учиться ещё в другом регионе, а лишь потом был зачислен в одну из московских школ после переезда родителей.

Когда за учеников отвечает школа, а когда – родители. Разбираем требования законодательных актовЧитатьМожно ли приходить в школу с цветными волосами и без формы. Разбираемся вместе с юристомПодробнееЧто могут проверить родители в школьной столовой. Права и полномочия по рекомендациям РоспотребнадзораСмотреть

????‍♀️ Финансовое вознаграждение для учителей

Учителя, пользующиеся ресурсами Московской электронной школы, могут получить денежное вознаграждение. Для этого необходимо:

  1. Создать уникальные методические материалы.
  2. Закачать свои разработки в общую библиотеку проекта.
  3. Если тема оказалась востребованной, от ресурса учитель получает доплату в размере, зависящем от его вклада.

Кроме того, существует и система надбавок за само пользование ресурсами МЭШ – так администрация города привлекает учителей к более активному использованию системы.

По состоянию на 2023 год размер доплат зависит от количества баллов, полученных учителем за использование ресурса (заполнение на МЭШ календарно-тематического плана, использование ЭЖД (электронный журнал и дневник) и т. д.). Размер доплаты может составлять до 15 тыс. рублей максимально.

В центре внимания , Дети , Мамам , Технологии Что Такое Московская Электронная Школа В 2023 Году

Собянин и Воробьев объявили о внедрении МЭШ в школы Московской области

Что Такое Московская Электронная Школа В 2023 Году

портал мэра и правительства Москвы/Максим Мишин

Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев заключили соглашение о внедрении сервисов «Московской электронной школы» в образовательных учреждениях Подмосковья. Церемония подписания документа прошла Доме правительства Московской области в Красногорске, на ней также присутствовали глава Минцифры РФ Максут Шадаев и глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов.

«Сегодняшнее подписание соглашения о создании единой платформы электронного образования – это еще один шаг по совместной работе, которая дает синергию, дополнительные возможности как Москве, так и Московской области. Это большой плюс учителям, родителям и учащимся Подмосковья и Москвы», – сказал Собянин.

Он поблагодарил своего подмосковного коллегу за непосредственное участие в проекте, отметив, что без этого его реализация была бы невозможна. Градоначальник также выразил надежду на успешность МЭШ в Московской области, напомнив, что библиотекой сервиса пользуются уже 6 миллионов человек по всей России.

https://www.youtube.com/watch?v=be_zFEUlOt4\u0026list=PLmAPlNnX_A-vRcK0Wtpir0poSVd99H_4w

В свою очередь, Андрей Воробьев выразил благодарности Собянину, а также Минцифры и Минпросвещения. Он отметил, что платформа МЭШ дает школьникам возможность получить хорошую подготовку, а значит и поступить в хороший вуз, напомнив, что в Подмосковье сегодня насчитывается миллион учащихся.

«Здорово, что это универсальная система позволяет любознательным найти что-то новое, полезное, а ребятам – улучшить свои знания в разных областях, качественно подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ. Соответственно, эта платформа тоже позволяет ребенку подготовиться во всеоружии, а значит поступить в хороший вуз, значит иметь хорошие перспективы», – сказал губернатор.

Сергей Кравцов между тем указал на большой опыт Москвы в развитии системы образования. По его словам, «Московская электронная школа» стала частью суверенной системы образования, что позволило России обеспечить себе независимость от зарубежных поставщиков. Максут Шадаев же указал на то, что МЭШ позволяет удовлетворить потребности россиян в качественном образовании.

В настоящее время платформа «Моя школа», куда будут внедрены сервисы МЭШ, в тестовом режиме доступна в 60 школах Подмосковья, в которых обучается свыше 67 тысяч человек. Аналогичные пилотные проекты реализуются в школах Калужской области и Татарстана.

Ранее заммэра Анастасия Ракова сообщила, что родителям московских школьников стала доступна возможность оформлять справки об обучении ребенка в образовательной организации в онлайн-формате, через электронный дневник «Московской электронной школы». Время оформления документа составляет до трех минут, при этом он сразу будет заверен электронной подписью.

Собянин и Воробьев объявили о внедрении МЭШ в школы Московской области

Ещё больше новостей — в телеграм-канале Москва 24 Подписывайтесь!

Мэш стала неотъемлемой частью школы — мк

В ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным мэр Москвы Сергей Cобянин рассказал об отличном темпе развития проекта «Московская электронная школа». Это система, которая удобна и учителям, и ученикам — сегодня ежедневно фиксируется около 4,5 млн обращений к контенту, который туда загружен. Теперь стоит серьезная задача — распространить опыт Москвы на всю страну.

«Московская электронная школа» — это проект для учителей, детей и родителей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах города Москвы.

Появившись в 2016 году, МЭШ стала неотъемлемой частью столичной системы образования. Активными пользователями сервисов и услуг МЭШ являются более 2,8 миллиона москвичей.

Проект разработан Департаментом образования и науки совместно с Департаментом информационных технологий Москвы.

По словам Сергея Собянина, в «Московскую электронную школу» сегодня загружено около двух миллионов единиц контента — это большой объем данных, благодаря которому удается улучшить качество школьного образования.

Учителю так гораздо легче работать — он при проведении урока закачивает контент, в котором есть всё: методические пособия, лаборатории, видеолаборатории, проверочные работы.

С этой же платформы он закачивает задание на дневник ученика с соответствующим подсобным материалом, проверочным и так далее.

«Важно ведь не только создать какой-то огромный объем неструктурированный, а систематизировать под каждый урок, под каждую тему, под каждый стандарт, определенный Министерством образования. Это очень важная, большая, сложная работа. Мы вместе с Министерством образования много лет этим занимались, у нас сегодня уже такой неплохой продукт», — рассказал Сергей Собянин.

Сегодня эта вся машина работает как единый организм — материалами, которые загружены в МЭШ, могут пользоваться как учителя, так и ученики. Это новшество, которое используется уже несколько лет, высоко оценивают многие.

Что Такое Московская Электронная Школа В 2023 Году АГН «Москва»

«У нас развивается цифровая составляющая образования — «Московская электронная школа», которая на сегодня является обширнейшей базой данных как для педагогов, так и для учеников.

Иметь доступ к лучшим наработкам, лучшим методикам, сценариям, идеям в несколько кликов — это возможность для учителя не только провести лучше конкретный урок, но расти над собой, самому учиться, фантазировать и творить.

Уже забыто время, когда школа считалась консервативной, косной структурой, куда перемены приходят в последнюю очередь — московская школа, оставаясь важнейшим общественным институтом, стала синонимом обновления и инноваций.

И это очень значимые общественные перемены, которые происходят в нашем городе под руководством мэра Москвы», — прокомментировала сенатор РФ, представитель Мосгордумы в верхней палате российского парламента Инна Святенко.

Наполнение МЭШ постоянно обновляется. Например, появился новый вид образовательных материалов — рабочие тетради группы компаний «Просвещение».

Библиотеку МЭШ пополнили около 200 электронных тетрадей с заданиями к учебникам по 16 предметам школьной программы: математике, алгебре, геометрии, русскому и английскому языкам, литературе, истории России, всеобщей истории, обществознанию, географии, физике, биологии, химии, ОБЖ, технологии, информатике. Педагогам и школьникам теперь доступны 64 тысячи заданий по учебной программе с 5-го по 11-й класс. Большая часть из них поддерживает функцию автопроверки.

Сервис «Портфолио учащегося» пополнился новыми данными о достижениях школьников в области культуры и творчества. Школьники и родители могут просматривать и делиться этими данными при подаче заявок на участие в конкурсах, выставках, творческих школах, семинарах, а также при поступлении в организации дополнительного образования различных творческих направлений.

Учащиеся могут делиться своими личными достижениями: отправить ссылку на подборку материалов портфолио с помощью мессенджеров, соцсетей или по электронной почте. Кроме того, портфолио можно сохранить в формате pdf, чтобы затем его быстро распечатать. Поделиться портфолио можно и с помощью QR-кода.

Перед отправкой пользователь может скрыть определенные разделы от получателя и установить срок действия ссылки.

Виртуальные лаборатории МЭШ — это интерактивные онлайн-симуляторы опытов и экспериментов для детей и взрослых. С их помощью школьники могут не только совершенствовать знания и навыки по предметам школьной программы, но и превратить цифровое пространство в место виртуальных поединков.

В этом году появились пять новых виртуальных лабораторий: «3D-моделирование. Силаэдр» позволяет научиться основам 3D-моделирования с помощью приемов классического черчения, «Наука. Машина Атвуда» — для исследования поступательного движения с постоянным ускорением, «Наука.

Изучение атомных спектров» — для исследования спектров изолированных атомов с помощью виртуального универсального монохроматора «УМ-2», «Наука. Изучение движения заряженных частиц в магнитном поле» — для помощи в изучении силы Лоренца и физики движения заряженных частиц в магнитном поле, «Наука.

Изучение законов фотоэффекта» позволяет не только постичь суть этих законов, но и провести эксперименты с помощью виртуальной установки Столетова, чтобы определить зависимости фотоэффектов.

Всего в библиотеке МЭШ доступны уже 37 виртуальных лабораторий по разным предметам. Турниры на базе виртуальных лабораторий уже завоевали свою популярность среди школьников и педагогов-предметников. За последние несколько лет 15 виртуальных лабораторий провели несколько соревнований.

Один из главных помощников столичных школьников и их родителей — электронный дневник. Его пользователями стали свыше одного миллиона учеников и более 1,7 миллиона родителей.

Благодаря электронному дневнику у учеников всегда под рукой актуальное расписание занятий и домашние задания с тематическими подборками из библиотеки МЭШ. Также они легко могут узнать о запланированных контрольных, а родители всегда в курсе успеваемости детей.

Кроме того, с помощью дневника можно связаться с учителями и задать им интересующие вопросы.

Еще одна новинка этого года — раздел «Мой профиль», доступный для заполнения только детям. Ребята могут внести в него информацию об увлечениях, интересах и хобби, чтобы получить персональные рекомендации МЭШ по посещению кружков и секций подходящих направлений. Сервис доступен в веб-версии на единой странице входа в сервисы МЭШ, а также в приложении «Дневник МЭШ».

Для учеников и их родителей работает сервис «Москвенок».

Пластиковую электронную карту «Москвенок», которую бесплатно выдают после зачисления в школу, дети используют для входа и выхода из школы через турникет и для безналичной оплаты питания в столовой и буфете.

А родителям сервис помогает контролировать посещаемость и следить за тем, что ребенок ест. Например, можно установить лимит ежедневных трат школьника, а также сформировать список нежелательных продуктов, которые тот не сможет купить.

Успех Москвы в цифровизации сферы образования необходимо распространить на другие регионы — об этом Сергей Собянин также беседовал на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Это запланировано на ближайшее время.

«Мы с Министерством образования и с Минцифры создали проект, где «Московская электронная школа» будет основой для российской электронной школы под названием «Моя школа». Чтобы не изобретать велосипед — мы все-таки много лет над этим работаем, адаптировать его к требованиям Министерства образования», — объяснил московский градоначальник.

Почти 3 млн пользователей Московской электронной школы: какие сервисы кардинально изменили жизнь россиян и что в планах у разработчиков

Число пользователей Московской электронной школы достигло 2,8 млн человек. Крупный образовательный портал включает в себя 186 тыс. интерактивных приложений, 13 тыс. видеоуроков и более 40 виртуальных лабораторий.

Детали

Самые популярные сервисы МЭШ — электронный дневник, портфолио ученика, электронный журнал, виртуальные лаборатории и цифровой репетитор.

В России 

Московская электронная школа стала примером для развития и федеральных информационных систем, в частности, платформы «Моя школа». Планируется, что все школы подключатся к ней до конца 2023 года. 

Тенденция 

Московская электронная школа — не единственный крупный проект, успешно реализованный в сфере информационных технологий для жителей столицы. Из недавно созданныхFace Pay, «Аналитика работы такси» и другие.

  • Число пользователей Московской электронной школы достигло почти  3 млн. Об этом мэр столицы Сергей Собянин сообщил в своем блоге.
  • Проект «Московская электронная школа» был запущен в 2016 году. Сейчас к МЭШ подключено 100% столичных школ.
  • В рамках программы в школах города установлены 36 тыс. точек доступа к Wi-Fi, более 1 тыс. интерактивных панелей, у 33 тыс. преподавателей есть рабочие ноутбуки.
  • В среднем зарегистрированные пользователи МЭШ (2,8 млн человек) обращаются к ее сервисам около двух раз в день, или более 4,5 млн раз.
  • Ученики пользуются различными материалами в электронном виде, среди них — более 186 тыс. интерактивных приложений, 13 тыс. видеоуроков, 80 тыс. тестов, более 40 виртуальных лабораторий.  

МЭШ — это цифровая среда для школьников, педагогов и родителей, в которой учителя пользуются онлайн-журналом, методическими материалами и выкладывают собственные наработки в общий доступ. Для школьников и их родителей МЭШ — это в первую очередь доступ к электронному дневнику и виртуальной библиотеке.

  • Один из главных помощников учеников — электронный дневник. В нем хранятся расписание занятий и домашние задания с тематическими подборками из библиотеки МЭШ. Также с помощью дневника можно связаться с преподавателями и задать вопросы. С 2023 года в электронном дневнике темы, связанные с ЕГЭ и ОГЭ, стали помечать специальным значком.
  • Основной сервис в МЭШ для педагогов — электронный журнал, в котором они выставляют оценки, просматривают и корректируют расписание. Также в нем отображаются сведения об отсутствии ребенка на занятиях по болезни, которые с 2022 года передаются автоматически через ЕМИАС.
  • Еще один популярный сервис в МЭШ — портфолио учащегося. В нем собрана информация об успехах и достижениях каждого школьника, а также статистика по каждому предмету — средняя оценка, количество пройденных тем и общая динамика успеваемости.
  • Сервис для родителей — карта «Москвенок», — с помощью которого можно контролировать время прихода и ухода ребенка в школу, пополнять его счет и проверять рацион питания в столовой.
  • В полюбившемся школьникам сервисе «Виртуальные лаборатории» собраны онлайн-симуляторы опытов и экспериментов. Самые востребованные предметы — информатика, а также химия, физика и технология. Ежедневно сервис используют более 1,1 млн раз.
  • Сервис «Цифровой репетитор», появившийся после долгого периода дистанционного обучения во время пандемии, позволяет школьникам 6–11 классов подтянуть знания по основным предметам.

«Мы продолжим развитие МЭШ, дополняя новую образовательную реальность интересными материалами и востребованными сервисами», — подчеркнул мэр.

В России

  • Московская электронная школа стала примером для развития и федеральных информационных систем, в частности, платформы «Моя школа». Сервис объединит разрозненные федеральные и региональные образовательные программы и услуги — станет единой точкой входа в них. Все школы должны подключиться к платформе до конца 2023 года. Она обеспечит доступ к проверенным экспертами учебным материалам, позволит выявлять пробелы в знаниях школьников с помощью интерактивных проверочных материалов, а также будет рекомендовать уроки по неусвоенным темам и материалам за рамками школьной программы. 
  • Еще одна платформа, созданная в качестве аналога сервиса «Моя школа», — «Мой колледж». Платформа привязана к Госуслугам, в ней можно будет получить доступ к электронным образовательным программам и заданиям в сфере средне-специального образования. Планируется, что сервис заработает в этом году.
  • Платформа «Сферум» — аналог социальной сети, включающей в себя видеосервис, мессенджер, сообщества, чаты и ленту школьных новостей. С помощью платформы можно создавать сообщества по образовательным интересам, проводить групповые диалоги, а при видеозвонках показывать презентации ученикам. Сервис работает с марта 2021 года. На конец 2022-го число пользователей «Сферума» достигло 5 млн человек. 

Тенденция

Московская электронная школа — не единственный крупный проект, успешно реализованный в сфере информационных технологий для жителей столицы в последние годы.

  • В 2019 году в тестовом режиме на юго-востоке Москвы создан первый в столице «смарт-квартал». Пилотный проект объединил семь многоквартирных домов, две школы и детский сад в районе Марьино. Для сбора показаний счетчиков в квартирах и во дворах используют беспроводную систему, которая позволяет экономить до 40% электроэнергии. Кроме того, во дворах установлены мусорные баки, оснащенные пожарной сигнализацией и датчиками наполняемости, есть заправочные станции для электрокаров, а Wi-Fi работает на территории всего квартала.
  • В августе 2021 года в Москве и области начала работать система мониторинга такси «Аналитика работы такси». С помощью нее водители таксопарков и агрегаторов такси регулярно передают городу данные о своем медицинском состоянии и техосмотре автомобиля. У каждого водителя есть уникальный цифровой ID, в котором собраны сведения о наличии действующих прав, разрешении на перевозку пассажиров, штрафах и количестве отработанных часов.
  • Осенью 2021 года на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay. С сентября 2022-го он доступен и для проезда на МЦК. Сервис позволяет пассажирам оплачивать проезд при помощи системы распознавания лица. Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». В прошлом году системой оплаты Face Pay воспользовались 32 млн раз.
  • Также для москвичей создается информационный портал «Моя семья», на котором можно будет быстро найти сведения о своих предках. Сейчас подобные данные можно получить на сайте Главархива Москвы, однако для этого необходимо просмотреть тысячи онлайн-страниц архивных документов. На новой платформе пользователю нужно будет вбить в поисковую строку только имя предка — и нейросеть сама найдет все упоминания о нем в метрических книгах Москвы и Московской губернии до 1917 года.

Фото обложки: Е. Самарина / mos.ru

Наработки МЭШ будут учтены в проектировании системы «Моя школа»

Ведомства заключили соответствующее соглашение, сообщает пресс-служба Минпросвещения.

Столичные наработки станут частью федеральной информационной системы, которой будут пользоваться школы по всей стране. Например, им станут доступны электронный дневник, электронный журнал, портфолио учащихся и прочие инструменты «Московской электронной школы» (МЭШ).

«Для нас это историческое событие. За время работы „Московской электронной школы“ в неё загружено почти 1,7 млн учебных материалов. Её сервисы помогли во время дистанционной учёбы и продолжают поддерживать школьников, учителей и родителей. Поделимся этой базой со всеми регионами», — подчеркнул в своём Telegram-канале мэр столицы Сергей Собянин.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Минцифры, использование МЭШ в качестве ядра для «Моей школы» позволит значительно уменьшить издержки, связанные с её внедрением, а также обеспечить регионам доступ к лучшим практикам.

При этом решать, применять эти сервисы или нет, люди будут добровольно. А регионы сами будут решать, пользоваться им предложенными решениями или развивать собственные. Важнее всего, чтобы они соответствовали единым стандартам.

Изначально «Моя школа» — проект Минпросвещения. Создание этого сервиса анонсировали в феврале 2021 года. Он стал частью эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС).

Однако в конце прошлого года приняли закон, согласно которому с 1 января 2023 года школы и колледжи будут обязаны использовать только государственные информационные системы при реализации образовательных программ, в которых применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, предусматривающие обработку персональных данных учащихся.

После этого «Мою школу» решили сделать той самой государственной информсистемой для онлайн-обучения школьников. Для этого Минпросвещения должно было до 31 мая передать Минцифры права на свой сервис.

Известно, что основные подсистемы «Моей школы» будут включать в себя:

  • электронные журналы и электронные дневники;
  • библиотеку верифицированного цифрового образовательного контента;
  • персональные и групповые каналы связи пользователей, в том числе и в режиме чатов и видео-конференц-связи;
  • учебные задания, ключи правильных ответов, критерии проверки для проведения диагностических работ;
  • возможность проведения диагностических работ в системе и подсчёт их результатов;
  • трансляцию цифровых образовательных решений, а также мониторинг их применения.

С функциями некоторых подсистем соотносятся сервисы, которые планируется развивать в рамках большого проекта по цифровой трансформации школьного образования. Следовательно, именно «Моя школа» и станет площадкой для воплощения этих планов.

Кстати, в июне стало известно, что для колледжей запустят специальный цифровой сервис. Он будет называться «Мой колледж» и начнёт работать на базе государственной информсистемы «Моя школа».

Анастасия Ракова рассказала о планах использовать в Московской электронной школе системы искусственного интеллекта

Московская электронная школа будет использовать системы искусственного интеллекта, чтобы выстроить персонализированную поддержку в обучении каждому ученику.

Об этом и о цифровых сервисах столицы для детей, их родителей и учителей рассказала заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова на Международном форуме министров образования «Формируя будущее» в Казани.

«Московское образование – это более полутора миллионов учащихся, сто тысяч педагогов, родители и другие родственники. В сумме не менее половины населения Москвы так или иначе вовлечены в школьную жизнь.

За счет того, что Московская электронная школа – это система связанных между собой сервисов для учителя, ученика и его семьи, мы настраиваем персонализацию в отношении каждого ученика и каждого педагога.

В настоящее время мы активно работаем над настройкой системы искусственного интеллекта для выстраивания персонализированной поддержки в обучении детей. Зрелость системы и большой массив данных позволяют выйти на этот этап развития.

Это, безусловно, определит в будущем новое качество образовательных результатов, построенное на индивидуальном подходе к каждому ребенку», – сообщила вице-мэр.

Анастасия Ракова также сообщила, что МЭШ помогает вести прямую коммуникацию с каждым учителем, учеником и семьей. Это создаёт ощущение нового уровня прозрачности и личной ответственности.

Например, результаты независимых диагностик школьников, которые проводятся с 5-го класса и нужны для объективной оценки знаний детей, и результаты московских пробных ЕГЭ направляются каждой семье с разбором допущенных ошибок. За два года родителям было отправлено более одного миллиона таких писем.

Особое внимание при развитии МЭШ уделяется интеграции системы в цифровой ландшафт социальной сферы Москвы. Это позволяет упростить организационные процессы для всех участников.

Так, связь цифровых решений образования и здравоохранения позволяет автоматически отображать в электронном журнале информацию об отсутствии по болезни, необходимость освобождения от уроков физкультуры.

А связь образования, культуры и спорта в едином поле вне зависимости от того, в чьем ведомстве находится учреждение, позволяет видеть, какую музыкальную школу, спортивную секцию и кружки посещает ребенок. А также формировать в дневнике общее расписание школьных и внешкольных занятий и создавать цифровое портфолио с персональными достижениями ученика.

«Умелое насыщение традиционного образования возможностями, которые дают нам современные технологии, позволяет нам добиться беспрецедентной достоверности, прозрачности, открытости. Еще 10 лет назад это было невозможно, а сегодня это наша реальность, и мы активно пользуемся всеми ее возможностями.

Такой баланс современных цифровых технологий, персонифицированного подхода ко всем участникам образовательного процесса и очного обучения, надеюсь, и дальше позволят нам не только раз за разом подтверждать свое лидерство, но и обеспечить качественный отрыв от других сильных образовательных систем в мире», – добавила Анастасия Ракова.

Также вице-мэр рассказала о сервисах для учителей, которые содержат простые инструменты, необходимые в ежедневной работе: готовые решения поурочного планирования на год, цифровые домашние задания с автоматической проверкой, цифровой контент для проведения уроков и проверочных работ, конструктор тестов, отчеты по классам и ученикам, позволяющие оценить динамику успеваемости, и другие. А также о сервисах для детей и родителей, которые позволяют получить помощь в подборе материалов для обучения, детальную информацию об обучении, об оценивании и результатах ребенка в спорте, науке, искусстве, учебе, и профориентации.

«Московская электронная школа» («МЭШ») – совместный проект столичных департаментов образования и науки и информационных технологий. Он реализуется с 2016 года. Московская электронная школа сегодня – это 2,8 млн активных пользователей в Москве, которые ежедневно заходят в МЭШ более 4,5 млн раз.

Более 1,7 млн единиц уникального образовательного контента, включая видеоуроки, тестовые задания, виртуальные лаборатории.

А также инфраструктурные решения: более 21 тысячи интерактивных панелей во всех школах, более 70 тысяч точек доступа Wi-Fi, более 50 тысяч новых моноблоков в компьютерных классах и современные ноутбуки для всех педагогов.

В 2022 году правительство России приняло решение сделать «Московскую электронную школу» основой региональных сегментов федеральной платформы «Моя школа». Сейчас сервисы МЭШ внедряются в школах Московской области, а также платформу апробируют и внедряют в школах Калужской области и Республики Татарстан.