Персонал

Функции И Задачи Аудиторской Проверки В 2023 Году

Функции И Задачи Аудиторской Проверки В 2023 Году С начала 2023 года власти сократили перечень организаций, на которые распространяется требование о проведении обязательного аудита. При этом аудиторам были даны особые рекомендации, касающиеся проведения обязательного аудита в условиях действующих экономических санкций и финансовой нестабильности. Рассказываем, что изменилось в сфере обязательного аудита с 2023 года и какие организации освобождены от его проведения.

Что изменилось в сфере обязательного аудита в 2023 году

С 1 января 2023 года число организаций, обязанных на регулярной основе проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, было существенно сокращено (Федеральный закон от 16.04.2022 № 114-ФЗ). Из перечня компаний, на которые в 2023 году распространяется требование о ежегодном проведении обязательного аудита, были исключены непубличные акционерные общества, которые:

  • имеют доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности в 2022 году, менее 800 млн. рублей;
  • имеют активы бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2022 года в сумме менее 400 млн рублей.

Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, непубличное акционерное общество обязано провести аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год.

Напомним, непубличным признается хозяйствующее общество, перечень акционеров которого является закрытым, а акции и эмиссионные ценные бумаги не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц (ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

По новым правилам непубличные акционерные общества обязаны ежегодно проводить аудит исключительно в случаях, если их прошлогодний доход, учитываемый для целей налогообложения, составляет более 800 млн рублей или сумма активов на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей. Все другие непубличные акционерные общества, не соответствующие данным условиям, освобождены от проведения обязательного аудита. Аудит своей годовой бухгалтерской отчетности они смогут проводить на добровольной основе (ст. 54 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Кроме того, в настоящее время Госдума уже приняла в первом чтении правительственный законопроект № 254528-8, освобождающий от проведения обязательного аудита профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию (инвестиционные советники).

Документ предлагает отменить требование об обязательном аудите бухгалтерской отчетности инвестиционных советников, если они не имеют лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг иных видов и не обязаны осуществлять аудит своей отчетности по другим основаниям. Эти правила будут применяться начиная с бухгалтерской отчетности инвестиционных советников за 2022 год. Таким образом, указанные участники рынка ценных бумаг в 2023 году также освобождаются от обязательного аудита.

Читайте также:  Собаки для выгула в наморднике: список запрещенных опасных собак и штраф или ответственность за это по статье КОАП РФ в 2023 году

По большей части правила проведения обязательного аудита в 2023 году не изменились. Обязательный аудит по-прежнему проводится ежегодно, а полномочия по его проведению принадлежат исключительно аудиторским организациям.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с госучастием, как и раньше, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.

2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Новые задачи внутреннего финансового аудита. Обзор изменений федеральных стандартов

Функции И Задачи Аудиторской Проверки В 2023 Году А. Н. Захаренко

Постоянно проводимый Минфином России анализ практики применения действующего законодательства по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита дает основания для корректировки некоторых его норм. В настоящем обзоре, подготовленном заместителем руководителя направления по взаимодействию с федеральными органами власти Центра исследования бюджетных отношений Андреем Николаевичем Захаренко, рассмотрены актуальные изменения соответствующих федеральных стандартов.

Определение финансового менеджмента

11 октября 2022 года вступили в силу изменения (приказ Минфина России от 1 сентября 2022 года № 134н) федеральных стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств.

Больше всего изменений внесено в федеральный стандарт «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденный приказом Минфина России от 21 ноября 2019 года № 196н.

Самым важным нововведением здесь стало нормативное определение финансового менеджмента, ранее отсутствующее в российском бюджетном законодательстве:

«Финансовый менеджмент — деятельность должностных лиц (работников) ГА(А)БС, направленная на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности ГА(А)БС, включая оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления» (выделено автором).

Определение финансового менеджмента как деятельности, направленной на достижение результатов оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий, логично вписывается в представление о единой отраслевой сфере финансово-хозяйственной деятельности главного администратора бюджетных средств. Кроме того, такая трактовка повышает значение мониторинга качества финансового менеджмента, который проводится (пункт 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса) в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств и включает оценку качества исполнения ими бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг. Здесь нужно отметить: из сформулированного определения финансового менеджмента следует, что он направлен на достижение результатов деятельности ГА(А)БС, а описание мониторинга качества финансового менеджмента, приведенное в Бюджетном кодексе, пока не включает такого направления, как оценка качества результатов деятельности. С определением финансового менеджмента непосредственно связаны и другие изменения федеральных стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.

Значительно дополнено содержание задач (пункт 16 приказа Минфина России от 21 ноября 2019 года № 196 н), решаемых субъектом внутреннего аудита в целях повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.

Новые задачи аудита

В соответствии с новой редакцией пункта 16 федерального стандарта деятельность субъекта внутреннего финансового аудита теперь должна быть направлена на решение следующих задач:

1Оценка исполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, включая, в частности, оценку:

  • порядка формирования (актуализации), достаточности и актуальности ведомственных (внутренних) актов и документов, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур и результатам выполнения бюджетных процедур;
  • качества подготовки и полноты обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих предоставление и использование субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

2В задачи субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с новой редакцией федерального стандарта включена также оценка обоснованности объемов бюджетных ассигнований, межбюджетных трансфертов, показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства.

При этом оценивается полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, в том числе:

  • объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов;
  • своевременность доведения и полнота распределения бюджетных ассигнований;
  • полнота обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
  • своевременность и равномерность принятия и исполнения бюджетных обязательств с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
  • качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись, бюджетную смету;
  • соответствие объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
  • наличие, объем и структура дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
  • соответствие кассового исполнения бюджета по доходам прогнозу поступлений по доходам, а также причины отклонения прогнозных показателей от кассового исполнения бюджета по доходам.

3Также деятельность субъекта внутреннего финансового аудита теперь должна включать решение задач по оценке:

  • своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих администрирование доходов бюджетов;
  • своевременности и качества подготовки сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, а также сведений для составления и ведения кассового плана;
  • качества осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании);
  • обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании).

4В новой редакции федерального стандарта значительно расширен состав задач по оценке экономности и результативности использования бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса), в том числе путем:

  • формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о полноте и качестве среднесрочного и долгосрочного планирования;
  • анализа соотношения полученных результатов с затраченными ресурсами;
  • анализа обоснованности использования и эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом во взаимосвязи с использованием бюджетных средств на содержание этого имущества;
  • анализа обоснованности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение мероприятий по информатизации деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств. В связи с этим дополнен и перечень задач субъекта внутреннего финансового аудита по оценке организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Вывод

По итогам обзора дополнений федерального стандарта 196н важно отметить, что успешное решение субъектом внутреннего аудита значительно расширенного перечня задач непосредственно связано и в большой степени зависит от распространения его деятельности на всю ведомственную бюджетную, экономическую и финансово-хозяйственную систему ГА(А)БС. Эта система включает в себя аппарат, подведомственные учреждения всех типов и в отдельных случаях подведомственные предприятия, если они, например, участвуют в выполнении мероприятий государственных (муниципальных) программ. Подробнее об этом — в статье «Ведомственный контроль и внутренний финансовый аудит — конкуренты или союзники?».

Дополнения (пункты 2 и 3 приказа Минфина России от 1 сентября 2022 года № 134н) федеральных стандартов внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» и «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» носят в основном уточняющий характер.

Обязательный аудит акционерного общества в 2023 году — 6 важных вопросов | «Правовест Аудит»

Мы часто получаем вопросы о требованиях, предъявляемых акционерным обществам (АО). И один из самых распространенных касается того, как именно регламентируется обязательный аудит акционерного общества сегодня. Обязателен ли аудит акционерного общества? Постараемся ответить подробно.

Обязательный аудит АО является достаточно часто запрашиваемой услугой у аудиторских компаний.

До 2022 года все АО, вне зависимости от вида, объема прибыли, количества акционеров и других факторов, в т.ч. субъекты малого предпринимательства должны были проходить процедуру обязательного аудита.

Но с 1 января 2023 года вступают в силу важные изменения, касающиеся обязанности проведения аудита в непубличных акционерных обществах. Согласно Федеральным законам от 16 апреля 2022 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 67.

1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» с 1 января 2023 года и соответственно с отчетности за 2022 год, останется обязательный аудит для публичных акционерных обществ, а непубличные АО (далее — НАО) должны будут провести аудит, только если такие требования установлены в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) или других федеральных законах.

Например, для НАО аудит останется обязательным, если:

  • доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей (пп. а,б п. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);
  • ценные бумаги НАО допущены к организованным торгам;
  • акции НАО находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования;
  • если НАО является профессиональным участником рынка ценных бумаг или ценные бумаги общества допущены к организованным торгам (пп.1, 2 п.1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);
  • если обязательный аудит отчетности АО, созданных в форме непубличного акционерного общества, предусмотрен другими федеральными законами (касается кредитных, страховых и микрофинансовых организаций, застройщиков).

Федеральным законом от 16.04.

2022 N 114-ФЗ (вступающим в силу с 1 января 2023 года) статья 54 Закона об акционерных обществах была дополнена пунктом 3, согласно которому даже при отсутствии обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности совет директоров непубличного АО все равно вправе принять решение о подобной проверке. Если такое решение вынесено, в повестку дня годового общего собрания акционеров включается вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества.

Как следует из разъяснений Банка России (размещены на «Официальном сайте Банка России www.cbr.ru»), так как изменения в статью 67.

1 части первой Гражданского кодекса РФ» и Закон об акционерных обществах были внесены в апреле 2022 года и вступают в силу только с 1 января 2023 года, а общие собрания акционеров АО проводились в периоде с апреля по июнь 2022 года, в соответствии с п. 1 ст. 47, п. 2 ст.

 54 Закона об акционерных обществах (действующей в 2022 году), то не смотря на изменение законодательства, вопрос об утверждении аудитора общества должен быть включен в повестку дня годового общего собрания акционеров, проводимого в 2022 году, в том числе в непубличном акционерном обществе, в отношении которого с 2023 года исключаются требования по обязательному проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

То есть, даже если НАО в соответствии с новым порядком не подлежит обязательному аудиту, по желанию акционеров или решению руководства организации может быть принято решение о проведении инициативного аудита.

Акционерные общества, подлежащие обязательному аудиту, должны ежегодно предоставлять независимое аудиторское заключение в налоговые органы.

АО обязаны привлекать для проведения аудита независимую аудиторскую организацию в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

В этом же Федеральном законе регулируется, что утверждение аудиторской организации происходит путем общего собрания акционеров, а решение по размеру оплаты аудиторских услуг принимается советом директоров АО (п. 2 ст. 86).

Провести обязательный финансовый (бухгалтерский) аудит, выдать аудиторское заключение для акционерного общества может исключительно аудиторская организация, а не частный аудитор.

На инициативный аудит в НАО может быть привлечена как аудиторская организация, так и индивидуальный аудитор (п. 3.1 ст. 88 Закона об акционерных обществах, в ред. действующей с 01.01.2023 г.

) При этом аудиторская компания, индивидуальный аудитор могут предоставлять услуги АО только в том случае, если имеют членство в СРО. С 2020 года Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) — это единственная СРО аудиторов, которой удалось выполнить требования законодательства.

А значит, аудиторская компания (индивидуальный аудитор), проводящая проверку АО, должна быть членом этой СРО.

Кто подлежит обязательному аудиту

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторским заключением должны быть представлены в ФНС России через операторов электронного документооборота.

Внутренний финансовый аудит: организация и стандарты

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит должен соответствовать положениям ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ. Эти правила установлены Министерством финансов Российской Федерации и обязательны к исполнению. На официальном сайте ведомства опубликовано три основных проекта о стандартах данного вида проверок.

Российский бизнес, особенно его малые представители, в большинстве своем скептически относится к внутреннему аудиту, тогда как регулярная проверка финансовой отчетности способна в значительной степени улучшить общие показатели рентабельности.

В процессе аудита нередко выявляются скрытые резервы, за счет которых можно получить дополнительную прибыль.

И хотя добровольный внутренний финансовый аудит пока не развит должным образом, его обязательные процедуры уже давно регламентированы государством.

Что такое внутренний финансовый аудит?

Под этим понятием понимается всесторонний комплексный контроль экономического и финансового здоровья организации.

В ходе проверок анализируется достоверность информации, изложенной в финансовой отчетности, оцениваются дальнейшие перспективы развития, прощупываются уязвимые места.

В реальности российские бизнесмены интерпретируют это понятие как более узкое – классический обязательный аудит финансовой и бухгалтерской документации.

Основная цель проверяющих – сканирование уже подготовленной отчетности в компании. Результатом проделанной работы всегда является аудиторское заключение, свидетельствующее либо о грубых нарушениях в ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, либо о их достоверности и правильности.

Другое дело – бюджетные организации. Для них внутренний финансовый аудит обязателен. Контролирующие лица должны понимать, насколько эффективно и целесообразно расходуются средства, выделенные государством.

Какие задачи решает внутренний финансовый аудит?

11 октября 2022 года юридическую силу обрели некоторые изменения установленных ранее стандартов по организации и осуществлению финансового контроля главными администраторами бюджетных средств

Обязательный аудит за 2023: кому проводить, какие особенности и штрафы | Awara

Ваша компания обязана провести аудит финансовой отчётности за 2023 год, если:

  • доход за 2022 год составляет более 800 млн рублей, или сумма активов баланса компании превышает 400 млн рублей;
  • компания является публичным акционерным обществом, вне зависимости от показателей её деятельности;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • компания является кредитной, страховой организацией или микрофинансовой организацией,
  • компания представляет консолидированную бухгалтерскую отчётность;
  • компания является застройщиком, который привлекает денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • компания является фондом, в который в 2022 году поступило имущество и денежные средства на сумму свыше 3 млн рублей;
  • начиная с 2023 года обязательному аудиту подлежат Акционерные общества, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Дополнительно следует обратить внимание, что компаниям, проводящим обязательный аудит бухгалтерской отчётности, нужно отразить информацию о проведенном аудите на сайте www.fedresurs.ru в течение 3-х рабочих дней с даты аудиторского заключения. При необходимости, мы также можем помочь в данном вопросе.

Отсутствие аудиторского заключения.Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

Непредоставление аудиторского заключения.Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

  • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
  • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.

Аудиторская проверка: что проверяют, этапы, ответственность, результаты

Аудиторская проверка — комплексная работа, направленная на изучение финансовой и экономической деятельности компании. Выполняется специальным аудиторским органом на базе предоставленных отчетов.

Во время проверки аудитор изучает нюансы бизнес-деятельности, правила внутреннего контроля, главные события за определенный период, выполнение субъектом норм законодательства, правильность инвентаризации остатков и другие нюансы.

Ниже рассмотрим правовые особенности аудиторской проверки, законодательную базу, правила и последствия отказа от таких действий.

https://www.youtube.com/watch?v=iJbG35OEaXM\u0026pp=ygVX0KTRg9C90LrRhtC40Lgg0Jgg0JfQsNC00LDRh9C4INCQ0YPQtNC40YLQvtGA0YHQutC-0Lkg0J_RgNC-0LLQtdGA0LrQuCDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства.

В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная).

По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки.

К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО.

При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Виды аудиторских проверок

На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.

Обязательный аудит

Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.

Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:

  • кредитные структуры
  • управляющие фирмы
  • негосударственные ПФ
  • политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
  • МФО
  • страховые и клиринговые фирмы
  • БКИ и т. д.

При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:

Оставьте заявку на консультацию юриста:

  • ИП
  • внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
  • с/х кооперативы
  • унитарные компании

Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.

Добровольный аудит

Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.

Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:

  • проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
  • выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
  • подготовка компании к сертификации
  • привлечение нового главбуха и передача бумаг
  • реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже

Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.

Этапы

Аудиторская проверка — трудоемкий процесс, подразумевающий прохождение нескольких этапов, начиная с подготовки, заканчивая выдачей заключения и его передачей в Росстат. Отдельно рассмотрим шаги обязательного и инициативного аудита:

  1. Планирование (подготовка). Разрабатываются стратегические и тактические действия по аудиторской проверки, определяется график и программа, формируется группа аудиторов. Анализируются общие данные о деятельности предприятия в хозяйственной и финансовой сфере, а также данные о внешних и внутренних факторах.
  2. Сбор и анализ информации. На этом шаге изучается первичная документация, регистры бухучета, устав, правильность вычислений, учетная политика предприятия. Полученная информация анализируется с позиции соблюдения требований и норм. Оформляются рекомендации по устранению имеющихся недостатков, оказавших влияние на результаты работы предприятия. Готовые отчеты с указанием ошибок передаются руководителю проверяемой фирмы.
  3. Создание заключения аудиторской организации. На базе собранных данных формируется итоговый результат проверки касательно финансовой отчетности проверяемого субъекта. Оформляется заключение, которое условно делится на немодифицированное и модифицированное. Первое выдается при соответствии отчетности реальной ситуации в предприятии, а второе при выявлении значительных отклонений и невозможности предоставления доказательств об отсутствии ошибок. Мнение аудитора может быть отрицательным или с оговоркой. Также возможен отказ в его предоставлении.
  4. Передача заключения аудиторской фирмы в Росстат. С начала 2014-го все проверяемые компании обязаны передавать результаты проверки аудиторов в статистический орган. Они направляются вместе с бухотчетностью, которая требует обязательного контроля. Срок передачи до 10 суток с момента передачи отчета аудиторской фирмы и не позже 31 декабря текущего года.

По статистике предоставление отрицательного заключения или отказ от его передачи является редким случаем. В среднем мнение с оговоркой выражается в 20-25% случаев, негативное заключение выдается в 0,5%. В остальных ситуациях проверяющую компанию ожидает позитивное решение.

По закону аудиторская фирма обязана информировать проверяемый орган о допущенных ошибках. Владелец компании, получив информацию о нарушениях, обязан их устранить или передать проверяющим дополнительные сведения с информацией о причинах таких изменений.

Что ждет за отказ от аудиторской проверки

Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна помнить об ответственности за невыполнение такой работы. В определенных обстоятельствах могут наказываться компании, которые проходят добровольную проверку. Выделим основные нарушения и последствия:

  1. Несвоевременная передача заключения аудиторов в орган статистики. Наказание за такое действие предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. Нарушение влечет за собой штрафные санкции от 100 до 300 р для граждан, 300-500 р для субъектов при должности, а также 3000-5000 р для юридических лиц. Нарушение может быть умышленным или сделанным по неосторожности.
  2. Отказ от публикации заключения аудиторов на офсайте АО в Сети в определенный законом период. Наказание за такое нарушение прописано в КоАП (ст. 15.19). В таком случае предприятие наказывается штрафом от 0,7 до 1,0 млн р, а лица при должности — 30-50 т. р.
  3. Отказ от внесения данных о результатах аудиторской проверки или их несвоевременная передача. Ответственность за такое нарушение предусмотрено в КоАП РФ (ст. 14.25). В зависимости от ситуации размер штрафа составляет от 5 до 50 т. р. При повторном нарушении возможна дисквалификация на период от 1 до 3 лет.
  4. Отсутствие заключения аудиторов в период, установленный для хранения. Ответственность предусмотрена в КоАП РФ (ст. 15.11). В ней прописано, что такое нарушение влечет за собой штраф в размере от 5 до 10 т. р. При повторном совершении правонарушения штраф увеличивается до 20 т. р.

Уполномоченные органы следят за соблюдением требований законодательства и наказывают провинившиеся компании штрафом или дисквалификацией на определенный период.

Итоги

Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности.

По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам.

Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок.

Оставьте заявку на консультацию юриста:Добавить в Избранное

Аудит отчетности организации: бухгалтерской, финансовой | Проведение аудита отчетности ООО

Цель аудиторской проверки — выражение мнения о достоверности отчетности и правильности ведения учета в соответствии с законодательством. По итогам проверки специалисты составляют аудиторское заключение. Это заключение входит в состав годовой отчетности для утверждения на собрании участников.

Для достижения обозначенной цели в ходе проверки нужно выполнить следующие задачи:

  • собрать достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • опираясь на собранные аудиторские доказательства, сделать выводы о достоверности финансовой отчетности;
  • зафиксировать в отдельном документе замечания и рекомендации по их исправлению.

Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчётов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Попробовать

  • Аудит бывает обязательным и инициативным.
  • Обязательный аудит проходят организации согласно законодательству РФ.

Инициативный аудит проводят компании исходя из своих потребностей. Руководитель организации заключает с аудиторской фирмой договор, и в оговоренные сроки аудиторы проводят инициативную проверку. В этом случае можно проверить все участки учета, а можно выбрать отдельные объекты.

В ходе инициативного аудита можно:

  • Проверить достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности. Это поможет выявить слабые места и ошибки в документации, вовремя скорректировать учет.  Безопаснее найти и устранить ошибки до того, как придет налоговый инспектор. Кроме того, с аудиторским заключением на руках проще привлечь инвесторов.
  • Проверить знания и квалификацию бухгалтерской службы предприятия. При необходимости направить сотрудников на повышение квалификации, запланировать обучающие семинары.
  • Проанализировать налоговые риски и снизить их до минимума.

Также аудит делится на внутренний и внешний. Внутренняя проверка чаще всего проводится штатными аудиторами организации. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторские организации с целью объективной оценки состояния учета и отчетности.

Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.

Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» выделено шесть критериев:

  1. Организация имеет форму акционерного общества.
  2. Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.
  3. Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
  4. Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
  6. Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.

Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.

Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года.

Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит. Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит. Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д. (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Порядок проведения аудита зависит от разных факторов. В целом можно выделить следующие этапы работы с аудиторской компанией:

  1. Анализ задач и определение стоимости аудита.
  2. Утверждение сроков проверки.
  3. Формирование группы аудиторов.
  4. Аудиторская проверка ведения учета и бухгалтерской отчетности.
  5. Составление отчета и рекомендаций.
  6. Оформление аудиторского заключения.
  7. Консультирование заказчика, разъяснение предоставленных рекомендаций.

До подписания договора аудиторы тщательно изучают клиента. Независимые аудиторы смотрят на техническое оснащение и автоматизацию учета на предприятии, оценивают специфику деятельности и квалификацию штатных бухгалтеров, анализируют финансовое состояние, проверяют наличие обязательств и судебных разбирательств.

Далее аудиторская компания разрабатывает план проверки и график с указанием дат. Подбираются специалисты для каждого этапа работ.

Начинается проверка. Для получения доказательств аудиторы выполняют специальные процедуры: пересчет, осмотр, устный опрос сотрудников, подтверждение, инспектирование, изучение документов.

Собрав и проанализировав доказательства, специалист готовит аудиторский отчет и заключение. Аудиторское заключение будет положительным, если не найдено ни одного отрицательного факта. Если обнаружены ошибки и неточности, выдается модифицированное заключение. В некоторых случаях аудитор может оформить отказ в выражении мнения.

Аудиторское заключение передается в налоговую инспекцию. Компания может сдать заключение вместе с отчетностью или отдельно. Крайний срок подачи аудиторского заключения в ФНС — 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом утвержденное заключение нужно сдать в течение десяти дней с момента его подписания.

До 2020 года нужно было представлять отчетность и аудиторское заключение в органы статистики. Сейчас такая обязанность отменена.

Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчётов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Попробовать

  1. При аудите отчетности специалисты изучают не только годовую бухгалтерскую отчетность, но и различные реестры, договоры, счета, кадровые и прочие сопутствующие документы.
  2. В частности, аудиторы могут запросить:
  • первичную документацию для проверки оформления и законности сделки;
  • инвентаризационные ведомости;
  • документы по созданным резервам;
  • договоры;
  • учредительные документы;
  • выписки банка;
  • бухгалтерскую отчетность и декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов;
  • кадровые приказы;
  • авансовые отчеты;
  • штатное расписание и др.

Аудиторы проверяют не только документы, но и различные расчеты. Например, начисление зарплаты, расчет налогов и пеней, расчет курсовых разниц и материальной выгоды и т.п.

Аудиторская компания оценивает финансовые риски аудируемого лица. Анализирует переплаты и задолженность перед контрагентами и бюджетом. По результатам оценки аудиторы дают рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.

Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:

  • неверные расчеты налоговых платежей;
  • расхождения отчетных показателей;
  • отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
  • инвентаризационные и арифметические ошибки;
  • несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
  • неверное заполнение реквизитов;
  • арифметические ошибки;
  • неправильный расчет доходов и расходов;
  • свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
  • уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании; 
  • уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
  • отсутствуют первичные документы;
  • не начислены положенные резервы;
  • нарушается лимит кассы и т.д.

Нарушения по основным средствам:

  • не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
  • не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
  • отсутствует аналитический учет;
  • расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
  • документооборот разных операций нарушен.

Налоговые нарушения

  • в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;
  • необоснованное занижение налогов; 
  • НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;
  • не отражены пени, штрафы по налогам;
  • неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;
  • не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.

Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчётов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Попробовать

За непроведение обязательного аудита или непредставление аудиторского заключения предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ.

Если не сдать заключение аудиторов в ФНС, компанию ждет наказание в виде штрафа от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За это же нарушение могут наказать должностное лицо, оштрафовав на 300–500 рублей.

Если налоговый инспектор при проверке обнаружит, что в организации отсутствуют заключения аудиторов, должностное лицо может поплатиться штрафом в размере 5 000–10 000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Совершив подобное нарушение повторно, должностное лицо заплатит в два раза больше (10 000–20 000 рублей).

Самые высокие штрафы грозят акционерным обществам. Как известно, АО обязаны публиковать отчетность и аудиторское заключение на специальных интернет-площадках. Контроль публикации возложен на Центральный банк России.

Если обнаружится, что информация не размещена, то юридическое лицо могут оштрафовать. Штраф колеблется от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Должностное лицо, допустившее такое нарушение, заплатит от 30 000 до 50 000 рублей или будет дисквалифицировано на срок до двух лет (ст. 15.19 КоАП РФ).

Отдельная ответственность предусмотрена для некоммерческих организаций (НКО).

За непредставление заключения аудиторов на НКО, выполняющую функцию иностранного агента, или на структурное подразделение иностранной неправительственной НКО будет наложен штраф от 100 000 до 300 000 рублей.

Должностные лица таких организаций могут заплатить от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). В данном случае речь идет о несдаче заключения в Минюст.

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два года с момента совершения административного правонарушения. Уплата штрафа не освобождает от выполнения обязательств. Если организация подлежит обязательному аудиту, его придется пройти и сдать в контролирующие органы соответствующее заключение.

Готовую бухгалтерскую отчетность можно отправить с помощью системы Контур. Экстерн. Также здесь можно заполнить и отправить в контролирующие органы декларации, налоговые и статистические отчеты.

Сервис автоматически проверит контрольные соотношения в формах и укажет на недочеты. Вы сможете отследить прием отчетности. При положительном исходе в системе появится уведомление о приеме.

Если отчет не примут, вы узнаете об этом из уведомления.