Персонал

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Расстояние между остановками, согласно нормам СНиП (СП) и ГОСТу, зависит от категории дороги, по которой был проложен маршрут. В городах остановочные пункты находятся ближе, чем в сельской местности или на федеральных трассах. Прочитав статью, вы узнаете, каким должно быть в населенных пунктах минимальное расстояние между автобусными остановками согласно нормативам.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Классификация автомобильных дорог по категориям

На удаленность между двумя остановками общественного транспорта влияет загруженность дорожного полотна. Степень загруженности и категория автомобильной дороги определяется по ГОСТу P 52398-2005.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Ниже мы приводим сборную таблицу из нормативного документа.

Категория Число полос (в обе стороны) Ширина одной полосы (м) Разделитель по центру Загруженность (машин в сутки)
1 от 4 3,75 Требуется от 14 000
2 от 2 до 4 3,5–3,75 Не обязателен от 6000
3 2 3,5 Не нужен от 2000 до 6000
4 2 3 Не нужен от 200 до 2000
5 1 от 4,5 Не нужен до 200

По дорогам 1–3 категории курсируют автобусы дальнего следования. Общественный транспорт соединяет населенные пункты, расположенные на большом расстоянии. Конечной служит автостанция, расположенная в городе. Допускаются промежуточные заезды в города и села для организации пересадок. Как правило, подобные заезды кратковременны.

Дороги 4–5 категорий находятся на территории городов и поселков.

По ним курсируют локальные автобусы, трамваи, троллейбусы. Маршруты могут быть петляющими и кольцевыми. Несколько автобусных остановок разных маршрутов могут находиться вплотную друг к другу.

Дистанция между остановочными пунктами на дорогах

Расстояние от остановки до остановки устанавливает ОСТ 218.1.002-2003, нормы СНиП 2.07.01-89 и СП 42.13330.2016. Установленные ОСТом нормы между автобусными остановками для дорог разных категорий указаны ниже в таблице.

Категория Минимальное расстояние (м) Максимальное расстояние (м) Радиус кривой (м)
1–3 3000 (в густонаселенных территориях – 1500) 5000 1–2: 1000
3: 600
4–5 Не ограничивается 600 400

Перечисленные выше СНиП и СП устанавливают дополнительные ограничения по расположению остановок в городах и населенных пунктах. Эти ограничения мы рассмотрим в соответствующем разделе статьи.

Прочие нормативы по расположению остановок

Остановочные пункты располагают на участке земли с уклоном не более 20 % по горизонтали и 40 % по вертикали. Нельзя размещать павильоны:

  • в местах с плохим обзором дороги;
  • на участках с коэффициентом аварийности до 0,7;
  • на участках с коэффициентом безопасности движения до 20;
  • в местах, где высота насыпи до 150 см;
  • в низинах: возможно затопление территории, формирование снежных заносов.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктахРабота общественного транспорта

Остановочный пункт должен находиться не ближе 250 метров к железнодорожному переезду. Разрешается совмещать зону ожидания и автомобильную парковку, место стоянки автобусов. Тогда парковка располагается за павильоном.

Расстояние до пешеходного перехода

На трассах 1 категории можно строить только надземные или подземные переходы. На маршруте от павильона до перехода нужно установить забор на границе с проезжей частью. Длина забора у остановки: не менее 100 м.

Также следует учесть:

  1. Расстояние от остановочного пункта до перехода: не более 500 м.
  2. В районах индивидуальной жилой застройки крупных городов: до 600 м.
  3. В зонах индивидуальной жилой застройки средних и мелких населенных пунктов: до 800 м.
  4. В регионах с неблагоприятными климатическими условиями: не более 400 м.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

На дорогах 2–5 категорий допускаются переходы «зебра». В месте пешеходного перехода на дорогах 2–4 категории ставится светофор. Ширина тротуара на переходе: не менее 150 см. Маршрут до перехода можно оградить забором или оставить без ограждения.

Павильоны для ожидания

Наличие или отсутствие крытых комплексов обусловлено следующими факторами:

  1. На трассах 1–2 группы устанавливать павильоны необходимо, чтобы на скорости водители видели их издалека.
  2. На дорогах 3 группы можно не ставить павильоны там, где происходит только высадка.
  3. На дорогах 4 группы можно ставить один павильон для нескольких остановок, которые примыкают друг к другу.

Расстояние между остановками в городе по нормам и ГОСТу

На дорогах 1–3 категорий остановки противоположных направлений располагают строго напротив друг друга. Два остановочных пункта разделяет пешеходный переход. Смещение между остановками не предусмотрено. Подобное решение удобно и для пассажиров, и для водителей автомобилей, которые движутся по трассе.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

В городах остановки противоположных направлений разрешено ставить только со смещением. Расстояние между зонами ожидания на противоположных сторонах дороги должно быть не менее 30 метров.

Когда два автобуса подъезжают одновременно, они не создают пробку и не закрывают обзор для пешеходов и водителей. Данное расстояние между станциями следует выдерживать строго по нормативам.

В черте города автобусные остановки должны быть расположены на расстоянии от:

  1. Въезда на территорию квартала или микрорайона: до 20 м.
  2. Ближайшего пешеходного перехода через дорогу: до 500 м.
  3. Объектов массового посещения (ТЦ, кинотеатров, музеев и т. д.): до 250 м.
  4. Образовательных учреждений (школ, колледжей, вузов и т. д.): до 500 м.
  5. Поликлиник, больниц и других медицинских учреждений: до 150 м.
  6. Въезда на территорию гаражного кооператива: до 30 м.
  7. Проходных в промзоне: не более 600 м (в средних и малых городах – не более 800 м).
  8. Главного входа в парк, зону массового отдыха или занятий спортом: не более 800 м.

Исключение из общих правил делается для автобусов, идущих по экспресс-маршрутам. Они могут останавливаться с интервалом 800–1200 м.

Нормы для троллейбусов и трамваев

Проектирование трамвайных и троллейбусных линий регламентирует СНиП 2.05.09-90. По этому документу расстояние между двумя остановочными пунктами не регламентируется.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктахЗона ожидания в сельской местности

На практике для трамваев и троллейбусов используют нормы, разработанные для автобусов: 400–600 м.

На маршрутах скоростных трамваев и экспресс-автобусов интервал увеличивается до 800–1200 м.

Троллейбусная остановка в городе может располагаться вплотную к автобусной остановке. Это удобное решение для организации пересадки. Средняя дистанция между 2 остановочными пунктами на одном маршруте (статистика по Москве):

  • в центре города: до 250 м;
  • в густонаселенных спальных районах: 250–350 м;
  • на периферии, в промзоне: 350–500 м.

Городская остановка трамвая должна располагаться посередине дорожного полотна. Монтаж павильона посреди проезжей части не допускается. Посреди дороги могут быть островки для пассажиров, ожидающих транспорт. Крытый павильон станции размещается только на тротуаре.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Станции метро

Ответ на вопрос, какое минимальное расстояние между станциями метро, регламентирован СНиП. По нормативам длина перегона должна составлять от 1000 до 2000 метров. Но в районах исторической застройки это правило может нарушаться.

В Москве минимальная удаленность между станциями метрополитена – 496,8 метра, а максимальное расстояние – 3,413 метра. В этой статистике не учитываются станции, которые совмещены как пересадки.

Место для станций метро выбирают с учетом застройки города, интенсивности пассажиропотока, структуры земли.

Станции электричек

На железной дороге в черте города расстояние между двумя станциями должно быть 1500–2000 м. Дистанция от платформы до остановки общественного транспорта не должна превышать 150 м.

Какое расстояние между остановками общественного транспорта в городе по ГОСТу

Принятые в России нормативы одинаковы для всех городов, будь то Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Волгоград, Оренбург, Воронеж, Самара или Саратов. Места для монтажа остановок выбирает местная администрация.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктахВариант из стекла и металла

При этом должна соблюдаться норма: дистанция в городе между остановками общественного транспорта должна быть 400–600 метров. Это требование ГОСТа и СНиП (СП). Этот норматив применяется для трамвайных, троллейбусных и автобусных остановок в городе.

Расположение остановок в других странах регламентирует местное законодательство. Расстояние между зонами ожидания общественного транспорта в западных государствах регулируются иными нормативами. Они могут разниться как для автобусных остановок, так, например, и для трамвайных.

В странах СНГ действуют схожие нормы, разработанные еще советскими проектировщиками. Например, в Астане среднее расстояние составляет 350–500 метров. Значение соответствует российскому стандарту, прописанному в ОСТ и СНиП.

Обустройство и дизайн остановочного пункта

Остановочный комплекс включает следующие элементы:

  • зоны для разгона и торможения транспорта;
  • карман для припаркованного транспорта;
  • площадка для ожидания или крытый павильон;
  • прилегающая часть тротуара;
  • урна или контейнер для мусора;
  • пешеходный переход со светофором или без него;
  • система освещения (дорожные фонари);
  • система для отведения дождевой воды;
  • информационные стенды или таблички с расписанием транспорта.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Ширина кармана для въезда автобуса или троллейбуса равна ширине остальных полос. Длина зоны ожидания зависит от количества транспорта, который может остановиться одновременно. Если останавливается один маршрут: 10 метров, два – 25 метров, три и более – 35 метров.

Высота тротуара

Высота зоны ожидания над уровнем дороги: не менее 20 см. Проезжую часть от зоны ожидания должен отделять бордюр. Нельзя ставить павильон ближе чем на расстоянии 3 метров к проезжей части.

Благоустройство

Общественный туалет должен стоять не ближе чем 15 метров до павильона. Фонари должны освещать не только зону ожидания, но и по 100 метров дорожного полотна в обе стороны движения. Расстояние от велодорожки до павильона: до 150 см. Ширина пешеходной дорожки, ведущей к площадке: 75 см.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктахОбустройство пешеходного перехода для детей

Интерактивные табло

Автобусные остановки в Москве и других крупных мегаполисах иногда оснащаются интерактивным табло. На табло видно, сколько времени осталось до прибытия нужного маршрута. Значение сбрасывается, когда городской транспорт отходит от остановочного пункта.

Дизайн

Троллейбусная остановка в населенном пункте оформляется так же, как и автобусная. На ней обязательно должен быть установлен павильон со скамейкой и урной, информационные таблички или интерактивное табло.

Дизайн остановочных пунктов нормативы не ограничивают.

Заключение

В существующих ГОСТах и СНиП (СП) прописаны минимальные и максимальные удаления между автобусными остановками в населенных пунктах и городах. Эти цифры расстояний учитывают проектировщики автобусных маршрутов, трамвайных и троллейбусных путей.

Если городские жители недовольны большим расстоянием между пунктами ожидания, они могут подавать обращения и добиваться введения новых остановочных станций. Обращения подаются через сайты местной администрации.

Расстояние между остановками общественного транспорта в городе: нормы и ГОСТ

Расположение остановок иногда озадачивает пассажиров. На центральных улицах павильоны находятся почти у каждого светофора.

На периферии кажется, что их неоправданно мало, а место, где можно сесть в автобус, отмечено лишь знаком. Оформление остановок общественного транспорта и расстояние между ними в городе регулируется стандартами СНиП и ГОСТ.

В схеме транспортной развязки учитывается удобство пассажиров и движения транспорта, а также особенности дорог.

Категории автомобильных дорог и зачем они нужны

Первый фактор, влияющий на промежутки между остановками — плотность транспортного потока. В зависимости от того, насколько загружены дороги, различают несколько их категорий:

Категория дороги Количество полос прямого и встречного движения Ширина полосы в метрах Наличие разделительной полосы в центре Количество проезжающих автомобилей в сутки
I 4 и больше 3,75 Есть 14 тысяч и более
II 2-4 3,5-3,75 Не обязательна 6 тысяч и более
III 2 3,5 Нет 2-6 тысяч
IV 2 3 Нет От 200 до 2 тысяч
V 1 Больше 4,5 Нет Не более 200

Категории загруженности дорог установлены нормативом ГОСТ номер Р 52398-2005. К первым трем категориям относятся трассы, по которым ездят междугородние автобусы. Остановки здесь расположены на большом расстоянии, в населенных пунктах, объединенных маршрутом. Конечные станции закреплены за крупными городами.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

К категории IV и V относятся дороги, по которым ходит городской общественный транспорт — троллейбусы, автобусы, трамваи. Маршруты бывают кольцевые и петляющие. Каждому направлению соответствует номер.

Через одну остановку могут проходить несколько номеров маршрутов разного вида транспорта. На станциях пересадки они должны двигаться с интервалом в 3 минуты, независимо от количества ожидающих пассажиров.

Таблица с дистанциями

Расстояние между остановками тоже установлено нормативом, одинаковое для всех городов России и видов общественного транспорта. В странах Запада нет единого правила. Администрация каждого города сама определяет допустимые дистанции. В странах СНГ руководствуются советскими стандартами.

Норма для расстояния между автобусными остановками в России устанавливается в соответствии с категорией дороги:

Дорожная категория Дистанция минимальная в метрах Дистанция максимальная в метрах
I-III 3000
1500 при большой плотности населения
5000
IV-V Произвольное 600

Остановки на междугородних маршрутах располагают друг напротив друга через переход, а в городе только со смещением и на расстоянии минимум 30 метров. При таком расположении подъезжающие автобусы не мешают обзору водителей и пешеходов. Также нормативно установлены дистанции относительно других объектов:

Вид объекта Расстояние от остановки максимальное в метрах
Въезд в микрорайон или квартал 20
Пешеходный переход 500
Общественное место (торговый центр, музей, театр) 250
Школа, вуз, учебные учреждения 500
Медицинские учреждения 150
Въезд в гаражный кооператив 30
Пропускные пункты промышленных объектов 600 метров для мегаполисов
800 метров для малых и средних городов
Вход в зоны отдыха (парки, пляжи, спорткомплексы) 800

Интервалы между остановками регламентируют три документа: СНиП 2.07.01-89, ОСТ 218.1.002-2003, СП 42.13330.2016. Норма для остановочных пунктов всех видов общественного транспорта — 400-600 метров.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Остановки для экспресс-маршрутов являются исключениями из правил. Между ними допускается интервал 0,8-1,2 километра.

Какие еще требования есть к остановкам

При разработке плана расположения остановок необходимо оптимально сочетать удобство для пассажиров и безопасность движения транспорта. Часто эти факторы противоречат друг другу на перекрестках магистралей. В месте пересечения нескольких маршрутов интенсивно движется транспорт, и люди пересаживаются с одного автобуса на другой.

При определении места для остановки важно учитывать следующие условия:

  • объем потока пешеходов;
  • сокращение пешего пути к главным общественным и муниципальным объектам;
  • уменьшение времени поездки с пересадкой;
  • безопасность передвижения;
  • минимизацию помех для основных потоков транспорта.

Для оптимального расположения остановок сначала изучают, возле каких городских объектов скапливается больше людей и интенсивнее движется транспорт.

Также учитывается совместимость рельсового и колесного городского транспорта. Например, трамвайная остановка должна располагаться на расстоянии 30 метров от автобусной.

По возможности проезжую часть расширяют и совмещают обе остановки с пешеходным переходом.

Местоположение пешеходных переходов

Расстояние между переходом и остановкой зависит от категории дороги и устанавливается с учетом безопасности пешеходов. Правила для категории I:

  • интервал между остановкой и переходом — 500 метров;
  • расстояние от остановки до перехода в частном секторе мегаполиса — 600 метров;
  • в частном секторе мелких и средних городов — 0,8 километра;
  • в городах и населенных пунктах в областях со сложными погодными условиями — 400 метров.

На многополосных магистралях располагают поземные переходы. На участке между ними до остановки полагается ставить заграждение длиной не менее 100 метров, защищающее пешеходов от движения на проезжей части.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Если на магистрали устроен и наземный, и подземный переход, остановку полагается разместить как можно ближе к ним. Ширина тротуара должна быть не менее 150 метров. Чтобы пешеходы не выходили на проезжую часть, путь к остановке отделяют забором.

На городских дорогах категорий II-V с количеством полос меньше четырех пешеходные переходы обозначают разметкой «зебра». Движение по ним регулируется светофорами. Расстояние от остановки до «зебры» тоже отделяется от проезжей части заграждением, но и его отсутствие не нарушает нормативных правил.

Обязательны ли павильоны

Категория дороги влияет и на наличие крытого сооружения в точках посадки и высадки пассажиров. На междугородних трассах категории I и II павильоны обязательно устанавливают так, чтобы водители видели их издалека при скоростном движении.

На двухполосных дорогах категории III укрытия ставят в местах ожидания и посадки в транспорт. В точках, где пассажиры только выходят, остановочные сооружения необязательны. На городских дорогах категории IV и V ставят общие павильоны для нескольких маршрутов.

В документе ОСТ 218.1.002-2003 прописаны правила обустройства остановочных точек:

  • участок тротуара для павильона должен соответствовать длине того вида транспорта, который чаще останавливается в данном месте;
  • длина остановочного павильона для одного вида транспорта — 15 метров;
  • длина участка для возможного подъезда двух видов транспорта — 35-40 метров;
  • протяженность остановочного пункта соединенного «гармошкой» автобуса или троллейбуса — 20 метров, а для двух таких транспортных средств — 45 метров.

На маршрутах городских трамваев павильоны ставят только на тротуарах. Если рельсы проложены посередине многополосной дороги, место для пассажиров на проезжей части выделяют «островком».

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Требования для городской местности

Расположение остановочных пунктов зависит от особенностей ландшафта. Их не размещают в местах с сильным уклоном дороги. Автобусу или троллейбусу будет трудно затормозить или набрать скорость, что может привести к аварии. Максимально допустимый наклон местности по горизонтали — 20 процентов, по вертикали — 40 процентов.

Остановочные пункты общественного транспорта запрещено устанавливать на следующих участках:

  • с ограниченным обзором;
  • с высокой аварийностью;
  • с насыпью высотой 150 сантиметров.

Низкие участки, от которых несколько дорог идут вверх, тоже не подходят для размещения остановок. В непогоду их затопит дождь и заметет снег.

Остановочный пункт допускается совмещать с парковкой так, чтобы автомобили стояли позади павильона.

Пункт ожидания железнодорожного транспорта должен располагаться в 250 метрах от переезда. Специальные требования существуют для остановок электрического городского транспорта.

Для троллейбусов

Длина промежутков между остановками «рогатого», как и для трамваев, не зафиксирована в нормативных документах. При их расположении соблюдают дистанцию, установленную для обычных и скоростных автобусов. Троллейбусные остановочные пункты, как правило, совпадают с автобусными. Расстояние между ними на одном маршруте зависит от района города:

  • в центре — 250 метров;
  • в спальном районе — 350 метров;
  • на окраине — 0,5 километра.
  • Если через остановочную станцию проходит больше тридцати автобусов и троллейбусов в час, ее разделяют на две платформы для каждого вида транспорта с промежутком в 10 метров.
  • Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах
  • Главные требования к размещению троллейбусной остановки — в 5 метрах от пешеходного перехода и в 20 метрах после перекрестка.

Пункт ожидания и посадки допускается устанавливать до перекрестка в том случае, если рядом есть подземный переход или общественный объект и поэтому поток людей больше. Дистанция от остановки до перекрестка — тоже не менее 20 метров.

Для электричек

К станциям электрифицированного железнодорожного транспорта нет особых требований. Протяженность между двумя станциями в пределах города — 1,5-2 километра, а за его пределами устанавливается в зависимости от количества пассажиров в населенных пунктах, которые находятся по пути. Остановка городского транспорта должна располагаться минимум в 150 метрах от платформы электрички.

Для метро

Станции поземки согласно нормативным документам располагаются на расстоянии 1-2 километров друг от друга. Но в районах старой застройки дистанция иногда не соответствует правилам.

В московском метрополитене минимальная дистанция между остановочными платформами 496 метров, а максимальная 3,4 километра. При строительстве новых станций учитывают пассажиропоток, загруженность наземного транспорта и плотность земли.

Есть ли требования к внешнему виду остановки

Размеры, элементы и оформление остановочных пунктов тоже стандартизировано. Их проектируют так, чтобы транспорту было удобно подъезжать, а пассажирам — ожидать.

Обязательные составные части городской остановки:

  • павильон или павильонный комплекс;
  • тротуар перед павильоном;
  • средства регулирования дорожного движения — разметка, знаки, заграждения;
  • фонари для освещения.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Размер участка под остановочный комплекс определяют в соответствии с количеством пассажиров. Минимальная площадь — 12 квадратных метров, а максимальная — 50 квадратных метров.

Допустимое расстояние от постройки до проезжей части — 3 метра.

Нормативы предписывают строить павильоны легкой сборной конструкции, оснащать скамейками, урнами, указателями с названием станции и знаками остановки транспортных средств.

К дизайну нет специальных требований, кроме типа: открытый с навесом или закрытый с тремя стенами и крышей. Внутренняя площадь павильона рассчитывается по количеству человек, ожидающих транспорт в час пик, но должна составлять не менее 12 квадратных метров.

Требования к дополнительным элементам и расстояниям:

  • подъездной «карман» — по ширине равен одной полосе дороги, длина для одного транспортного средства — 10 метров, для двух — 25 метров, для трех — 35 метров. Дорожное полотно для «кармана» кладут такого же качества, как для основной дороги;
  • высота тротуара — от 20 сантиметров, обязательно наличие бордюра;
  • расположение общественного туалета — в 15 метрах от остановочного павильона;
  • расположение велодорожки — в 150 метрах от остановки;
  • освещение — в свете фонарей должен быть хорошо виден остановочный комплекс и по 100 метров дороги в обе стороны.

Кроме павильона на участке можно располагать магазины, кафетерии, газетные киоски.

Современные остановочные комплексы представляют собой полноценные зоны отдыха, эргономичные конструкции из стекла, пластика, дерева и металла.

В мегаполисах на остановках размещают интерактивные табло с полезной для пассажиров информацией: который час, температура воздуха, время прибытия следующего автобуса или троллейбуса.

Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Расстояние между остановками, согласно нормам СНиП (СП) и ГОСТу, зависит от категории дороги, по которой был проложен маршрут. В городах остановочные пункты находятся ближе, чем в сельской местности или на федеральных трассах. Прочитав статью, вы узнаете, каким должно быть в населенных пунктах минимальное расстояние между автобусными остановками согласно нормативам.

В мегаполисе

Классификация автомобильных дорог по категориям

На удаленность между двумя остановками общественного транспорта влияет загруженность дорожного полотна. Степень загруженности и категория автомобильной дороги определяется по ГОСТу P 52398-2005.

Посадка пассажиров

https://www.youtube.com/watch?v=AA_nXAS6bro\u0026pp=ygX2AdCg0LDRgdGB0YLQvtGP0L3QuNC1INC80LXQttC00YMg0L7RgdGC0LDQvdC-0LLQutCw0LzQuCDQsiDQs9C-0YDQvtC00LU6INC90L7RgNC80Ysg0LTQu9GPINC-0LHRidC10YHRgtCy0LXQvdC90L7Qs9C-INGC0YDQsNC90YHQv9C-0YDRgtCwLCDQk9Ce0KHQoiDQtNC70Y8g0LDQstGC0L7QsdGD0YHQvdGL0YUg0YHRgtC-0Y_QvdC-0LosINCh0J3QuNCfICjQodCfKSDQsiDQvdCw0YHQtdC70LXQvdC90YvRhSDQv9GD0L3QutGC0LDRhQ%3D%3D

Ниже мы приводим сборную таблицу из нормативного документа.

Категория Число полос (в обе стороны) Ширина одной полосы (м) Разделитель по центру Загруженность (машин в сутки)
1 от 4 3,75 Требуется от 14 000
2 от 2 до 4 3,5–3,75 Не обязателен от 6000
3 2 3,5 Не нужен от 2000 до 6000
4 2 3 Не нужен от 200 до 2000
5 1 от 4,5 Не нужен до 200

По дорогам 1–3 категории курсируют автобусы дальнего следования. Общественный транспорт соединяет населенные пункты, расположенные на большом расстоянии. Конечной служит автостанция, расположенная в городе. Допускаются промежуточные заезды в города и села для организации пересадок. Как правило, подобные заезды кратковременны.

Дороги 4–5 категорий находятся на территории городов и поселков.

По ним курсируют локальные автобусы, трамваи, троллейбусы. Маршруты могут быть петляющими и кольцевыми. Несколько автобусных остановок разных маршрутов могут находиться вплотную друг к другу.

Дистанция между остановочными пунктами на дорогах

Расстояние от остановки до остановки устанавливает ОСТ 218.1.002-2003, нормы СНиП 2.07.01-89 и СП 42.13330.2016. Установленные ОСТом нормы между автобусными остановками для дорог разных категорий указаны ниже в таблице.

Категория Минимальное расстояние (м) Максимальное расстояние (м) Радиус кривой (м)
1–3 3000 (в густонаселенных территориях – 1500) 5000 1–2: 1000 3: 600
4–5 Не ограничивается 600 400

Перечисленные выше СНиП и СП устанавливают дополнительные ограничения по расположению остановок в городах и населенных пунктах. Эти ограничения мы рассмотрим в соответствующем разделе статьи.

Городской автобус

12ц 17т 17к 19к 24к 29к 32к 34к 37к 65к 67к 70э 84к 84а 86к 88к 97к 100 102 103 104 105 105к 106 107 108 109 110 112 113 114 116 118 119 120 121 122 123 124 125 126 128 129 131 132 133н 133к 133 134 135 136 137 138 140 141 142 143 143к 144к 144 145 146 147 147к 147н 149 150 150к 151 151к 152 153 154 155 156 157 157к 159 160 162 163 164 164к 165 166 167 168 169 169к 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 188 189 190 191 192 192к 194 195 196 198 199 200 201 202 203 204 205к 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215к 215 217 218 218к 219 220к 220 221 222 223 224 224ф 225 226 227 227к 228 229 230 231 232 233э 233 235 236 237 238 240 241 242 244 245 246 247 248 249 250 251к 251 253 253к 254 256 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268к 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 308 314 316 319 323 324 336 337 338 339 342 343 344с 344 345 346 347 348 349 350 351 352 354 355 356 357 361 362 364 366 367 368 370 371 372 372 373 374 378 379 380 383 384 390 392 395 396 398 400э 400к 400 402 403 404 406к 407 414 418 419 420 423 426 431 433 434 435 436п 436 438 439 441 442 443 444 446 452 453 456 461 462 463 465 466 468 470 471 472 474 475 476 477 478 482 484 486 489 493 495 501 502 505 508 509 510 510э 513 514 515 520 531 540 540 541 542п 542 549 562 568 575 576 577 590 595 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 611с 612 613 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 630 631 632 633 634 635 637 638 639 640 641 641к 642к 642 643 644 647 648 649 650 651 652 653к 653 654 655к 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 667 668 669 670к 670 671 672 673 674к 674 675 677 678 679 680к 680 681 682 683 684 685 686 687 688к 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702к 702 704 704к 705 706к 706 707к 707 708 709к 709 710 711 711к 712 713 714 715 715к 716 717 718ф 718к 718 719 720к 720ф 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 733 733к 734 735 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 760к 761 762к 762 763к 763 764 765 766 767 768 769к 769 770 771 772к 772 773к 773 774 775 776 777 778 779 781 782 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794к 794 795 796 797 798 799 800 801 802 802к 803 805 806 807 808 809к 809 810 811 812 813 814 815к 815 816 817 819 820 821 822 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833к 833 834 835 836 837 838 839 841 842 843 844 845 846 847 848 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864э 864 865 867 870 874 875 876 879 880 881 882 883 885 889 889 890 895 901к 901 902 903к 903 904 905 907 930 958 959 961 962 1001 1002 1004 1021 1022 1024 1025 1026 1028 1030 1032 1033 1034к 1034 1036 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1047 1048 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1062 1077 МЦ1 Т25 Т19 Т10 Т13 39к 111 127 130 148 158 161 187 193 197 216 223к 243 252 257 257к 284 285 303 332 385 400т 503 507 512 518 526 614 627к 636 645 646 703 732 736 780 804 818 840 849 869 874к 878 883к 899 964

Прочие нормативы по расположению остановок

Остановочные пункты располагают на участке земли с уклоном не более 20 % по горизонтали и 40 % по вертикали. Нельзя размещать павильоны:

  • в местах с плохим обзором дороги;
  • на участках с коэффициентом аварийности до 0,7;
  • на участках с коэффициентом безопасности движения до 20;
  • в местах, где высота насыпи до 150 см;
  • в низинах: возможно затопление территории, формирование снежных заносов.

Работа общественного транспорта

https://www.youtube.com/watch?v=AA_nXAS6bro\u0026pp=YAHIAQE%3D

Остановочный пункт должен находиться не ближе 250 метров к железнодорожному переезду. Разрешается совмещать зону ожидания и автомобильную парковку, место стоянки автобусов. Тогда парковка располагается за павильоном.

Дополнительно

В настоящее время оснащаются полупостоянные остановки. Прибытие ТС на такие пункты осуществляется через фиксированные временные промежутки. При этом на таких остановках пассажиропоток распределяется неравномерно. Такие участки посадки/высадки располагаются за пределами населенных пунктов с целью обеспечения безопасности или вводятся на специализированных маршрутах.

Если водитель не увидит на остановке желающих сесть в ТС или никто из пассажиров не захочет выйти, то он не остановится. В последнее время стали распространены фальшивые пункты. Они обустраиваются недалеко от домов престарелых, больниц.

Такие остановки помогают быстро обнаружить пациентов, страдающих краткосрочной потерей памяти или иными патологиями и самовольно покинувших учреждение.

Расстояние между остановками в городе по нормам и ГОСТу

На дорогах 1–3 категорий остановки противоположных направлений располагают строго напротив друг друга. Два остановочных пункта разделяет пешеходный переход. Смещение между остановками не предусмотрено. Подобное решение удобно и для пассажиров, и для водителей автомобилей, которые движутся по трассе.

Недалеко от дороги

В городах остановки противоположных направлений разрешено ставить только со смещением. Расстояние между зонами ожидания на противоположных сторонах дороги должно быть не менее 30 метров.

Когда два автобуса подъезжают одновременно, они не создают пробку и не закрывают обзор для пешеходов и водителей. Данное расстояние между станциями следует выдерживать строго по нормативам.

В черте города автобусные остановки должны быть расположены на расстоянии от:

  Можно ли в России ездить на машине с белорусскими номерами

  1. Въезда на территорию квартала или микрорайона: до 20 м.
  2. Ближайшего пешеходного перехода через дорогу: до 500 м.
  3. Объектов массового посещения (ТЦ, кинотеатров, музеев и т. д.): до 250 м.

  4. Образовательных учреждений (школ, колледжей, вузов и т. д.): до 500 м.
  5. Поликлиник, больниц и других медицинских учреждений: до 150 м.
  6. Въезда на территорию гаражного кооператива: до 30 м.
  7. Проходных в промзоне: не более 600 м (в средних и малых городах – не более 800 м).

  8. Главного входа в парк, зону массового отдыха или занятий спортом: не более 800 м.

Возможные ситуации: как правильно действовать?

Даже самые аккуратные и предусмотрительные люди могут порой попасть в очень неловкие и непредсказуемые ситуации, которые порой могут носить серьёзный характер.

Довольно часто случается такое, что на хорошо обозреваемом участке трассы, где действует знак «Остановка автобуса», предусмотренный п. 5.

16, водитель совершает неправомерную остановку, разворачивается или движется задним ходом или, что ещё хуже, задумавшись или отвлёкшись на посторонние дела, направляется по необходимому ему маршруту, не уступив место автобусу.

Знак устанавливается посреди или в конце зоны остановки

Если такое действие заметил сотрудник дорожно-постовой службы, вероятнее всего, нерадивый водитель будет «награждён» штрафом. Однако бывают ситуации, когда непредвиденной денежной траты можно избежать. Водитель, нарушивший правила, может избежать штрафа, если соответствующий указатель фактически отсутствует либо на дорожном покрытии нет необходимой разметки.

Человек должен указать сотруднику правоохранительных органов на то, что, даже несмотря на действительное наличие остановки маршрутных автомобилей, на конкретном участке дороги не соблюдена важная формальность, т. е.

нет установленных указателей и соответствующей разметки.

Только в этом случае можно постараться доказать юридическую невиновность, ввиду чего водитель не нарушил правила и, соответственно, к нему не могут быть применены административные наказания в виде штрафа или другого взыскания.

Какое расстояние между остановками общественного транспорта в городе по ГОСТу

Принятые в России нормативы одинаковы для всех городов, будь то Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Волгоград, Оренбург, Воронеж, Самара или Саратов. Места для монтажа остановок выбирает местная администрация.

https://www.youtube.com/watch?v=E-3aeSGZL2A\u0026pp=ygX2AdCg0LDRgdGB0YLQvtGP0L3QuNC1INC80LXQttC00YMg0L7RgdGC0LDQvdC-0LLQutCw0LzQuCDQsiDQs9C-0YDQvtC00LU6INC90L7RgNC80Ysg0LTQu9GPINC-0LHRidC10YHRgtCy0LXQvdC90L7Qs9C-INGC0YDQsNC90YHQv9C-0YDRgtCwLCDQk9Ce0KHQoiDQtNC70Y8g0LDQstGC0L7QsdGD0YHQvdGL0YUg0YHRgtC-0Y_QvdC-0LosINCh0J3QuNCfICjQodCfKSDQsiDQvdCw0YHQtdC70LXQvdC90YvRhSDQv9GD0L3QutGC0LDRhQ%3D%3D

Вариант из стекла и металла

При этом должна соблюдаться норма: дистанция в городе между остановками общественного транспорта должна быть 400–600 метров. Это требование ГОСТа и СНиП (СП). Этот норматив применяется для трамвайных, троллейбусных и автобусных остановок в городе.

Маршрутное такси

69м 83м 101 107м 111 120м 120 121 125м 125 138м 139 142 144 150 151м 151 154 163м 165м 166 174м 177 178м 180м 187м 197 206м 209 210м 210 239м 253м 258м 270 271 274 277м 280 304 308 311 315 326 333 337м 342 346 351м 353 355 356 357м 364 365 367 368м 373 376м 393 398 404 406 407 410 411 412 413 417 422 427 430 433 439 444 454 471 473 474 475 489 490 492 498 501 502м 504 506 508 512 517 518 521 522 523 528м 531 533 534 536 537 538 539 541 544 545 546 548 549 550 551 553 554 556 557 558 559 560 561 563 566 567 568 569 570 575 577а 577 579 581 582 583 584 585 587 591 595м 597 598 600м 600 609 610м 645м 696м 722 745м 765м 806 818 826 833 856 857 858 860 865 866 868 870 872 873 875 876 877 878 879 882 884 886 887 888 889 890 894 895 897 898 917 937 941 942 943 946 948 949 952 953 967 971 979 980 981 982 985 986 1001 1002 1004 1005 1006 1007 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1018 1022 1045 804

Обустройство и дизайн остановочного пункта

Остановочный комплекс включает следующие элементы:

  • зоны для разгона и торможения транспорта;
  • карман для припаркованного транспорта;
  • площадка для ожидания или крытый павильон;
  • прилегающая часть тротуара;
  • урна или контейнер для мусора;
  • пешеходный переход со светофором или без него;
  • система освещения (дорожные фонари);
  • система для отведения дождевой воды;
  • информационные стенды или таблички с расписанием транспорта.

Типовой вариант

Ширина кармана для въезда автобуса или троллейбуса равна ширине остальных полос. Длина зоны ожидания зависит от количества транспорта, который может остановиться одновременно. Если останавливается один маршрут: 10 метров, два – 25 метров, три и более – 35 метров.

Высота тротуара

Высота зоны ожидания над уровнем дороги: не менее 20 см. Проезжую часть от зоны ожидания должен отделять бордюр. Нельзя ставить павильон ближе чем на расстоянии 3 метров к проезжей части.

Благоустройство

Общественный туалет должен стоять не ближе чем 15 метров до павильона. Фонари должны освещать не только зону ожидания, но и по 100 метров дорожного полотна в обе стороны движения. Расстояние от велодорожки до павильона: до 150 см. Ширина пешеходной дорожки, ведущей к площадке: 75 см.

Обустройство пешеходного перехода для детей

Интерактивные табло

Автобусные остановки в Москве и других крупных мегаполисах иногда оснащаются интерактивным табло. На табло видно, сколько времени осталось до прибытия нужного маршрута. Значение сбрасывается, когда городской транспорт отходит от остановочного пункта.

Дизайн

Троллейбусная остановка в населенном пункте оформляется так же, как и автобусная. На ней обязательно должен быть установлен павильон со скамейкой и урной, информационные таблички или интерактивное табло.

Дизайн остановочных пунктов нормативы не ограничивают.

Доказываем невиновность, беседуя с представителем дорожной инспекции

Дорожный знак, обозначающий место остановки автобуса, может отсутствовать по нескольким причинам: либо это новая остановка, где установить соответствующий указатель попросту не успели, либо ранее установленный знак был повреждён и убран, а на его месте ещё не установлен новый.

Однако какая бы причина ни предшествовала отсутствию определённого указателя, нарушивший правила автовладелец может тактично и ненавязчиво вступить в полемику с сотрудником ГИБДД. Вероятнее всего, уверенному в своей правоте человеку получится убедить сотрудника при исполнении не выписать штраф.

Не будет лишней в этом случае дополнительная фото- или видеосъёмка, которая при необходимости поможет доказать правомерность своих действий, где остановка автобуса не была оборудована необходимыми знаками или указателями.

Если отсутствует дорожный знак «Автобусная остановка» или разметка жёлтого цвета, человек сможет доказать свою правоту даже в том случае, если дело дойдёт до судебного разбирательства.

Отсутствие или повреждение знака может быть аргументом невиновности водителя

Однако избежать административного наказания можно даже в ситуации, когда определённый знак присутствует, правда, в этом случае он должен быть скрыт от свободного обзора.

Нередки такие ситуации в крупных мегаполисах, когда огромные рекламные плакаты и щиты, столбы и ветви деревьев могут препятствовать нормальному обзору, перекрывая собой знаки. В таких ситуациях выйти правым просто так не удастся, так как доказать невиновность будет довольно непросто.

Главное — предоставить весомые аргументы (фото или видео), которые указывают на тот факт, что указатели не видны.