Персонал

Способами Замещения Государственных Должностей Являются В 2023 Году

Минфин предлагает снизить численность государственных учреждений

Казенные учреждения — самые многочисленные среди федеральных госструктур, больше всего их в ведении МВД, Минюста, Минфина, Минобороны и ФНС. При этом в «силовом блоке» сокращений не будет, уточнили в Минфине

Способами Замещения Государственных Должностей Являются В 2023 Году

Андрей Любимов / РБК

Минфин планирует подготовить и представить в правительство предложения «по сокращению численности федеральных казенных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации».

Об этом говорится в проекте итогового доклада «Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2022 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2023 год» (есть у РБК, подлинность документа подтвердил источник, знакомый с его содержанием).

  • Мера предлагается в целях повышения эффективности управления бюджетными расходами.
  • При этом уточняется, что объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда работников федеральных казенных учреждений, будут сохранены «с целью повышения уровня оплаты их труда».
  • В пресс-службе Минфина РБК подтвердили, что кабмин «проводит работу по оптимизации сети государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти «правительственного блока».
  • Позже в ведомстве уточнили, что оптимизация не затронет бюджетные учреждения, а также казенные учреждения «силового блока».

В прошлом году Минфин уже инициировал сокращения в двух федеральных казенных учреждениях, следует из проекта доклада. Они были проведены на основании распоряжения правительства от 31 января 2023 года.

В результате предельная штатная численность работников была сокращена на 924 единицы в ФКУ «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы и на 2196 — в Центре по обеспечению деятельности Казначейства России, подведомственном Федеральному казначейству.

Как уточнили в пресс-службе Минфина, данные учреждения были определены «для апробации подходов к повышению уровня оплаты труда работников казенных учреждений за счет сокращения вакантной численности с сохранением высвобождаемых объемов бюджетных ассигнований».

Учитывая, что доля вакантных должностей не является постоянной величиной и может колебаться в течение определенного периода, формирование полного перечня казенных учреждений, где пройдут сокращения, требует проведения дополнительного анализа, подчеркнули в пресс-службе. В частности, надо учитывать динамику изменения фактической численности работников, характера выполняемых учреждением полномочий (например, сезонности).

После анализа Минфин представит в правительство предложения «в части сокращения вакантных должностей работников всех казенных учреждений (с высоким уровнем вакансий) и одновременного направления высвобождаемых средств на повышение уровня оплаты труда работников данных учреждений». При этом в федеральных казенных учреждениях предполагается сохранить долю вакантных должностей, необходимых для обеспечения эффективного управления кадровым составом, отметили в пресс-службе.

Что такое ФКУ и сколько их в России

Федеральные казенные учреждения — бюджетные учреждения, работа которых направлена на обеспечение исполнения функций федеральных министерств и ведомств. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, если это предусмотрено в его учредительном документе. В таком случае полученные доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

Федеральные казенные учреждения — самые многочисленные в структуре федеральных госучреждений, их порядка 75% (согласно последним данным Росстата). Федеральные государственные бюджетные учреждения составляют 23%, еще около 2% приходится на федеральные государственные автономные учреждения.

По данным Росстата, на 1 января 2023 года в России было зарегистрировано 9024 федеральных государственных казенных учреждения. С 2018 года их количество последовательно сокращается.

Больше всего федеральных государственных учреждений (всех типов, включая казенные) находится в ведении МВД (2402), Минюста (1958), ФСИН (1724), Минфина (918), Минобороны (985) и ФНС (634).

Федеральными казенными учреждениями являются, в частности: воинские части и военные комиссариаты, учреждения исполнения наказаний и СИЗО, спецучреждения для социальной реабилитации несовершеннолетних, психиатрические больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения, учреждения МВД, ФМС, ФТС, СВР, ФСО, подразделения МЧС и некоторые другие.

Идея оптимизировать подведомственную сеть не нова, такие планы периодически возникают как на федеральном, так и на региональном уровне, сказал РБК директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Наиболее успешный пример — оптимизация госучреждений в Москве, проведенная около десяти лет назад, в результате которой действительно выросла доступность услуг для населения и был решен ряд управленческих задач.

Также можно вспомнить процесс укрупнения вузов, сказал эксперт.

С одной стороны, на федеральном уровне проводить оптимизацию сложнее, чем на региональном, считает Климанов. Причины — ведомственная разобщенность (оптимизационные решения могут быть проведены только внутри одного ведомства), а также меньшее количество однотипных учреждений.

С другой стороны, казенные учреждения выполняют государственные функции, но не всегда оказывают услуги или выполняют государственные работы. В этом их основное отличие от бюджетных или автономных учреждений, указывает Климанов.

В случае с казенным учреждением все полномочия находятся у учреждающего органа власти, он утверждает сметы, штатное расписание, а доходы централизуются в бюджете.

«Поэтому у руководителей казенных учреждений нет такой кровной заинтересованности противостоять оптимизации, как у руководителей учреждений другого типа, которые теряют при этом часть доходов от услуг», — отмечает Климанов.

Сегодня на оптимизацию толкает некий естественный процесс, полагает эксперт.

С развитием цифровизации не всем казенным учреждениям нужны, например, собственные бухгалтерия и отдел кадров — часто есть возможность централизовать это, например, на уровне всего региона.

«Ничего страшного в оптимизации, если мы сократим административно-управленческий персонал небольших учреждений, нет», — говорит эксперт.

Программа оптимизации части госаппарата была утверждена правительством в конце 2020 года и предполагала сокращение центральных аппаратов на 5%, территориальных органов — на 10% (в целом более 32 тыс. единиц) в 2021 году.

В федеральных государственных казенных учреждениях в 2021 году работали 2,57 млн человек (на 1,1% меньше, чем в 2020-м), а фонд оплаты труда в таких организациях составлял 1,79 трлн руб., следует из данных Росстата (почти 200 млн руб. в среднем на одно казенное учреждение).

Идея с повышением зарплат правильная, считает политолог Николай Миронов. «Есть распространенное общественное мнение, что чиновникам не надо повышать зарплаты, они бездельники, воруют и т.д. А на самом деле в госаппарате у рядовых сотрудников, да и у руководителей среднего звена зарплаты очень небольшие», — сказал он РБК.

Из-за этого квалифицированные кадры высокого уровня не идут работать в госучреждения. Если бы эту проблему удалось решить, это повысило бы качество управления, полагает Миронов. При этом, по его словам, вряд ли распространена проблема излишне раздутых штатных расписаний казенных учреждений. «Другое дело — избыточное количество бюрократических функций, вот это проблема», — заметил он.

По мнению эксперта, сокращения могут быть достаточно объемными и, возможно, затронут впоследствии и другие государственные структуры.

Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт | Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы

3. Об установлении государственным гражданским служащим режима работы (службы), отличного от установленного служебным распорядком государственного органа

Положениями статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Отдельным гражданским служащим как при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), так и в период ее прохождения может устанавливаться особый режим служебного времени.

При поступлении гражданина Российской Федерации или гражданского служащего на должность гражданской службы, при замещении которой предусматривается особый режим служебного времени, в служебном контракте гражданского служащего в обязательном порядке указывается данный режим (пункт 7 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ). В случае установления гражданскому служащему при прохождении гражданской службы режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени и, при необходимости, срок установления данного режима.

Виды и особенности режимов рабочего времени регламентированы главой 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которой субсидиарно применяются к правоотношениям, связанным с гражданской службой.

В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. При этом работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других) (статья 102 ТК РФ).

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики составляются исходя из установленной нормы рабочего времени за учетный период и содержат информацию о продолжительности рабочего времени в течение смены, перерывах на отдых между сменами и порядке их чередования. При этом при составлении графика необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которым продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

После составления график сменности утверждается работодателем (представителем нанимателя) и вводится в действие посредством издания соответствующего приказа. При этом работники (гражданские служащие) должны быть ознакомлены под роспись с утвержденным графиком сменности не менее чем за месяц до введения его в действие.

  • При применении указанных режимов служебного времени может быть не соблюдена ежедневная и (или) еженедельная продолжительность служебного времени, установленная для гражданских служащих.
  • В данном случае представителю нанимателя следует вести суммированный учет служебного времени с тем, чтобы обеспечить гражданским служащим, осуществляющим профессиональную служебную деятельность в таких режимах, отработку суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение определенного учетного периода (как правило, недели или месяца в целях обеспечения увязки такого режима службы с выплатой месячного денежного содержания в установленном размере).
  • Порядок введения суммированного учета служебного времени согласно статье 104 ТК РФ должен быть определен правилами внутреннего служебного распорядка.

Для учета рабочего (служебного) времени могут применяться формы № Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и № Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации.

Таким образом, для гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) или в режиме гибкого служебного времени, начало и окончание служебного времени должно определяться локальными актами государственного органа, графиками дежурства (сменности) и служебным контрактом соответственно.

При этом с учетом обеспечения отработки такими гражданскими служащими суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение месяца исходя из установленной для гражданских служащих еженедельной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю), денежное содержание указанным лицам выплачивается в полном размере, установленном в служебных контрактах.

В случае если служебный день при указанных режимах работы продолжается в ночное время (с 22.00 до 06.00), то согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в такое время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г.

№ 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Прохождение гражданским служащим службы в условиях сменного режима в соответствии с графиком дежурств может предусматривать попадание рабочих дней на общие выходные дни (субботу и воскресенье). При этом такой случай не считается работой в выходные дни, так как выходными для гражданского служащего, работающего по графику, являются другие дни недели.

Что касается случая, при котором служебный день гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), совпадает с праздничным днем, то часы, отработанные в праздничные дни, оплачиваются в повышенном размере.

При определении размера оплаты труда гражданского служащего, осуществляющего профессиональную служебную деятельность по графику дежурства в праздничный день, следует руководствоваться статьей 153 ТК РФ.

В соответствии с данной статьей ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г.

№ 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), за работу в нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

Сокращение госслужащих в России: какие изменения ждут в 2023 году?

В настоящее время в России проводится масштабная реформа государственной службы. Одной из важных мер этой реформы является сокращение численности госслужащих. Согласно планам правительства, до 2023 года число государственных служащих должно быть сокращено на 10% — это около 100 тысяч человек.

Причины такого решения властей России разные. Во-первых, государство планирует уменьшить издержки и сократить расходы на содержание госструктур, например, за счет снижения зарплат и социальных льгот госслужащих. Во-вторых, сокращение численности госслужащих должно привести к оптимизации работы государственных структур и улучшению качества предоставляемых государством услуг.

Однако, многие эксперты высказывают опасения, что сокращение госслужащих может привести к ухудшению качества государственных услуг, а также к увеличению коррупции, так как сокращение численности государственных служащих может привести к увеличению нагрузки на оставшихся в госструктурах и, как следствие, к ухудшению эффективности их работы.

Общая ситуация в государственном секторе

Высокая занятость госслужащих

В России государственный сектор представляет собой значительную часть экономики. В связи с этим, высокая занятость госслужащих является неизбежной и важной составляющей жизни страны.

Низкий уровень эффективности

Однако, низкий уровень эффективности управления и коррупция в государственном секторе также являются заметными проблемами. Это может замедлить развитие страны и ухудшить условия жизни граждан.

Необходимость оптимизации госслужбы

Сокращение количества государственных служащих может быть одним из способов улучшения эффективности и борьбы с коррупцией в государственном секторе.

Однако, это также может повлиять на некоторые сферы жизни граждан, такие как оказание государственных услуг и управление крупными государственными организациями.

Поэтому необходимо оптимизировать госслужбу и бороться с коррупцией, не затрагивая жизни граждан.

Обеспечение качества государственных услуг

Важно, чтобы государственные службы продолжали предоставлять качественные услуги гражданам России. Для этого необходимо создавать удобные интерфейсы для получения услуг, привлекать высококвалифицированных специалистов и обеспечивать их соответствующей инфраструктурой и технологиями.

Заключение

В целом, сокращение государственных служащих является важным шагом на пути к улучшению эффективности и борьбе с коррупцией в государственном секторе. Однако, необходимо учитывать возможные негативные последствия и работать над оптимизацией госслужбы и обеспечением высокого качества государственных услуг.

Политика правительства по сокращению госслужащих

Цели программы сокращения госслужащих

Основная цель правительства России по программе сокращения госслужащих заключается в сокращении аппарата государственной власти и снижении расходов, связанных с содержанием госслужащих.

Задача программы – улучшение качества предоставляемых государством услуг.

Кроме того, введение программы сокращения госслужащих позволит снизить количество коррупционных проявлений, связанных с использованием государственных ресурсов.

Планы по реализации программы

Программа сокращения госслужащих будет реализована в несколько этапов.

Первый этап предполагает уменьшение штатных единиц в нескольких министерствах и ведомствах, включая Министерство финансов, Министерство экономического развития, Министерство образования и науки.

После этого будут произведены оценки текущей эффективности государственных служб и установлены конкретные показатели для сокращения госслужащих в разных сферах деятельности.

Ожидаемые результаты

Правительство России ожидает, что в результате программы сокращения госслужащих будет создан более эффективный и меньший по численности государственный аппарат, который сможет более качественно выполнять ряд задач.

Кроме того, снижение количества госслужащих должно привести к сокращению затрат на содержание госаппарата. Эти средства могут быть использованы для решения более приоритетных задач в разных сферах деятельности государства.

  • Улучшение качества государственных услуг;
  • Снижение затрат на содержание государственного аппарата;
  • Меньшее количество коррупционных проявлений, связанных с использованием государственных ресурсов.

Нововведения в системе государственной службы

Сокращение численности госслужащих

Одним из главных нововведений в системе государственной службы является продолжающееся сокращение численности госслужащих. Это связано с желанием сократить издержки государственного аппарата и повысить его эффективность. Сокращение будет происходить постепенно и охватит многие ведомства.

Изменение системы назначения на должности

Другим изменением будет введение новой системы назначения на должности государственной службы. Вместо существующей системы, основанной на кадровом резерве, будут введены конкурсы на замещение должностей. Кроме того, будут ужесточены требования к кандидатам на должности госслужащих.

Оптимизация структуры государственных ведомств

Также планируется проведение оптимизации структуры государственных ведомств. При этом будут рассмотрены вопросы об объединении некоторых ведомств, а также об уменьшении числа должностей в них. Это позволит повысить эффективность работы государственного аппарата и уменьшить расходы на содержание его структурных подразделений.

Развитие электронного правительства

Еще одним важным нововведением будет развитие электронного правительства. Все большее количество государственных услуг будет оказываться с помощью электронных средств, что позволит уменьшить коррупционные риски и повысить эффективность оказания услуг гражданам и бизнесу.

Изменение системы оплаты труда госслужащих

И наконец, еще одним нововведением станет изменение системы оплаты труда госслужащих. Планируется перейти на систему премирования за результаты работы, что позволит мотивировать госслужащих к более эффективной работе и повысить качество оказываемых ими услуг.

Прогнозы экспертов и их мнение на сокращение госслужащих

Экономический аспект сокращения госслужащих

Многие эксперты считают, что сокращение госслужащих приведет к экономическим выгодам для страны. Снижение расходов на зарплаты и иже с ними, а также уменьшение административной нагрузки на бизнес-сферу, может стать стимулом для развития экономики России. Однако, есть и эксперты, которые утверждают, что подобное сокращение может стать угрозой социальной стабильности в стране.

Социальный аспект сокращения госслужащих

Многие эксперты считают, что сокращение госслужащих может вызвать социальную нестабильность в стране. Особенно это затронет небольшие города и регионы, где государство является крупнейшим работодателем. Сокращение рабочих мест может привести к увеличению уровня безработицы и ослаблению социальной защищенности населения.

Заключение

Итак, как показывают мнения экспертов, сокращение госслужащих в России может повлиять на экономический и социальный аспекты жизни в стране. Для достижения результата, необходимо учитывать все плюсы и минусы. Важно разработать более глубокие стратегии, которые станут стимулом для экономического развития, но не принесут ущерб социальной стабильности в России.

Согласно проекту, начиная с 2023 года оплата труда госслужащих будет зависеть от качества и результативности работы. Также вводится система премирования за достижение конкретных целей и задач. Ожидается, что это поможет повысить эффективность деятельности государственных структур и отразится на качестве жизни граждан.

Какие категории госслужащих подлежат увольнению?

По проекту, в первую очередь будут сокращаться должности, связанные с обслуживанием бюрократических процедур и документооборотом, так как это задания, которые могут выполняться с использованием инновационных информационных технологий и без участия персонала. Также планируется ужесточение требований к квалификации государственных служащих и отсев менее профессиональных работников.

Каковы будут социальные гарантии для уволенных госслужащих?

По проекту, каждый уволенный госслужащий будет иметь право на получение компенсации в размере 6-ти месячного оклада. Кроме того, им будут оказываться помощь в трудоустройстве, обучении новым профессиям и переквалификации. Также ожидается, что за счет улучшения экономической ситуации в стране будут созданы новые рабочие места, что снизит риск безработицы для уволенных госслужащих.

Законодательно уточнены профессиональные требования для приёма на госслужбу

  • Федеральный закон принят Государственной Думой 14 декабря 2022 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2022 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • Федеральный закон направлен
    на совершенствование законодательства о государственной гражданской службе
    Российской Федерации (далее – гражданская служба).
  • Федеральным законом вводятся
    термины «профессиональный уровень», «оценка профессионального
    уровня», «область профессиональной служебной деятельности» и «вид профессиональной служебной деятельности».
  • Так, в соответствии с Федеральным законом под профессиональным уровнем понимается уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной
    государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта
    Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего,
    государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации,
    необходимых для исполнения должностных обязанностей.
  • Федеральным законом
    устанавливается, что для замещения должности гражданской службы требуется
    соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального
    образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению
    подготовки, профессиональному уровню, а также при наличии соответствующего
    решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки (к укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации,
    полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы
    профессиональной переподготовки.

Согласно Федеральному закону квалификационные требования к профессиональному уровню устанавливаются должностным регламентом в зависимости
от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида
профессиональной служебной деятельности гражданского
служащего. Должностным регламентом гражданского служащего могут также
предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению
подготовки (к укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной
профессиональной программы профессиональной переподготовки, которые необходимы
для замещения должности гражданской службы.

https://www.youtube.com/watch?v=03FE1yQ09Z4\u0026pp=ygV70KHQv9C-0YHQvtCx0LDQvNC4INCX0LDQvNC10YnQtdC90LjRjyDQk9C-0YHRg9C00LDRgNGB0YLQstC10L3QvdGL0YUg0JTQvtC70LbQvdC-0YHRgtC10Lkg0K_QstC70Y_RjtGC0YHRjyDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

Проверка соответствия
гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или
гражданского служащего квалификационным требованиям для замещения должности
гражданской службы осуществляется подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, если иное не установлено Федеральным
законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом в целях проверки
соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской
службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям к профессиональному уровню подразделением государственного органа по вопросам
государственной службы и кадров осуществляется оценка профессионального уровня
указанного гражданина или гражданского служащего для замещения должности
гражданской службы. Такая оценка осуществляется с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам
Российской Федерации методов оценки с участием подразделения государственного
органа, в котором учреждена соответствующая должность.

Также Федеральным законом
уточняется, что понимается под конкурсом.

Так, в соответствии с Федеральным
законом конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, проверке их соответствия иным установленным
квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы и определении по результатам таких оценки и проверки гражданина или гражданского
служащего из числа претендентов для назначения на должность гражданской службы.

Вопрос Способы замещения государственных должностей в Российской Федерации

Способы замещения государственных должностей, в том числе гражданской службы, возможны разные. Отбор персонала, т.е. прием на гражданскую службу или выдвижение на вышестоящую должность гражданской службы, завершается замещением должности государственной гражданской службы на основании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Замещение должности — это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса оформленного назначением.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, приказа и т.д.

К основным способам замещения государственной должности следует отнести конкурс, избрание, выбор, выборы. Все они имеют свои методики и техники отбора и отражены в законодательных актах Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности основной способ формирования кадрового состава гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на гражданской службе Российской Федерации определены нормативно в ст.

22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

и в указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» № 112 от 1 февраля 2005 г.

Конкурс на замещение должности гражданской службы это определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности.

Для конкурса требуется: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности, органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии), критерии оценки претендентов, процедуры проведения конкурса

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением конкурсной комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы. На государственной гражданской службе РФ без конкурса могут замещать должности лишь младшей группы должностей.

Основной формой замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу является конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом власти. Для этого способа замещения должности, как правило, обязательно наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания.

Избрание на должность может быть безальтернативным — претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации.

Например, избрание из числа депутатов председателя Государственной Думы, председателей региональных законодательных собраний, избрание спикера Совета Федерации, председателя ЦИК.

Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного органом либо государственным должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно требует гласного обсуждения кандидатов (или их документов) и обоснования мотивов выбора.

Этот способ замещения должности характерен для высших должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности политиков. Например, выбор Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя Правительств;) РФ, федерального министра, руководителя федерального ведомства.

Выбор на должность производится также на гражданской службе — для группы младших должностей государственной гражданской службы. где не проводится конкурс.

Выборы на должность

Власти предложили новые меры по контролю за претендентами на госдолжности

31 июля документ рассмотрела правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Как сообщили РБК в пресс-службе Минтруда, правкомиссия одобрила законопроект. Теперь он подлежит одобрению на заседании правительства, после чего может быть внесен в Госдуму.

https://www.youtube.com/watch?v=03FE1yQ09Z4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Как отмечается в пояснительной записке, поправки разработаны во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2021−2024 годы.

Российское законодательство проводит разницу между государственными/муниципальными должностями и должностями государственной/муниципальной службы.

Так, к государственным должностям Российской Федерации относятся должности президента, премьер-министра, вице-премьеров, федеральных министров, чрезвычайных и полномочных послов, спикеров обеих палат парламента, главы Счетной палаты и ее аудиторов, председателя Центрального банка и т. д.

Государственными должностями в регионах являются, в частности, вице-губернатор, региональный министр, спикер, вице-спикер, депутат заксобраний, член избирательной комиссии региона.

Губернатор одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта.

Муниципальные должности — это местные депутаты, члены избирательных комиссий муниципального образования, члены местных контрольных органов.

А, например, заместитель федерального министра — это должность гражданской госслужбы.

Действующая редакция закона «О противодействии коррупции» предусматривает возможность проверок достоверности и полноты сведений о доходах с возможным запросом в правоохранительные органы, ведущие оперативно-разыскную деятельность, в отношении претендентов на замещение должностей госслужбы, муниципальной службы и ряда других.

Однако закон не предусматривает аналогичных положений для антикоррупционных проверок в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов и муниципальные должности, равно как и для претендентов на эти должности, говорится в пояснительной записке.

В случае принятия законопроекта претенденты на замещение федеральных, региональных государственных должностей и муниципальных должностей будут обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные данные о своих супругах и несовершеннолетних детях.

В настоящее время такое требование (согласно ч. 4 ст. 12.1 антикоррупционного закона) касается только действующих чиновников, занимающих госдолжности (или муниципальные должности).

Иными словами, если закон будет принят, претенденты на госдолжности также будут обязаны представлять декларации о доходах, а их наниматели (равно как и руководители лиц, уже занимающих госдолжности) смогут инициировать проверки соответствующих сведений.

Поправки Минтруда также наделяют глав регионов дополнительными полномочиями для проверок сведений о доходах и имуществе в отношении как действующих чиновников, так и претендентов на государственные должности субъекта или муниципальные должности. В этих целях губернаторы смогут направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности. К ним по закону относятся МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН.

Норма о запросах в правоохранительные органы не касается депутатов законодательных органов регионов и представительных органов муниципальных образований, следует из поправок.

Писать запрос о проведении следственных действий в отношении избранных депутатов глава региона не сможет, подтвердили в пресс-службе Минтруда. Депутаты также обязаны ежегодно отчитываться о доходах и имуществе (своих и своей семьи), им запрещено хранить деньги в зарубежных банках.

«Законопроект унифицирует правила проведения антикоррупционных проверок в отношении гражданских служащих субъектов и в отношении лиц, занимающих государственные и муниципальные должности в регионах», — сообщили в пресс-службе Минтруда.

Так, сейчас главы регионов обязаны контролировать соблюдение антикоррупционного законодательства как рядовыми госслужащими, так и теми, кто занимает государственные и муниципальные должности, — региональными министрами, главами муниципалитетов.

При проведении проверок губернаторы делают запросы в органы публичной власти и организации.

«В отношении рядовых сотрудников главы регионов могут также направить запрос в правоохранительные органы на проведение оперативно-разыскных мероприятий, тогда как в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, такой запрос не может быть направлен. Законопроект устанавливает единый подход к проведению антикоррупционных мероприятий как в отношении рядовых госслужащих, так и в отношении высокопоставленных должностных лиц, занимающих государственные должности в субъекте», — пояснили в пресс-службе Минтруда.

Если закон будет принят, нормы вступят в силу спустя 90 дней после его официального опубликования.

Отсрочка необходима для разработки и принятия проекта указа президента, направленного на реализацию данных положений, уточняется в пояснительной записке. РБК направил запрос в пресс-службу правительства России.

В декабре 2022 года президент Владимир Путин подписал указ, освобождающий от декларирования доходов, расходов и имущества военных, силовиков и чиновников, которые принимают, ранее принимали или будут принимать участие в военных действиях.

Остальные чиновники должны продолжать отчитываться, но сведения об их доходах и имуществе не будут публиковаться.

Также были приняты поправки о публикации деклараций депутатов Госдумы и членов Совета Федерации в обобщенном виде, без указания имен.

Декларации Путина и сотрудников президентской администрации за 2022 год также не были опубликованы, однако поданы были, заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Во время загрузки произошла ошибка.

Способы замещения государственных должностей и основания прекращения государственной службы

Гражданин поступает на государственную службу на неопределенный срок, либо на условиях трудового договора на срок не более пяти лет.

В РФ существует 4 основных способа замещения должностей:  1.Назначение — юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент возникновения или официального возложения функций, прав и обязанностей, определяемых должностью. Путем назначения замещается большинство государственных должностей. Это основной способ. 2.

Выборы — предполагает согласие лица на избрание, обязательную процедуру выдвижения кандидата и саму процедуру избрания. Сложный, дорогой способ. 3.Конкурс — один из способов замещения должности по выбору, проводится среди лиц, подавших заявления об участии в конкурсе. Так замещаются научные и творческие должности.

Конкурс объявляется на вакантную должность. Такие должности замещаются на определенный срок (до 5 лет). Обязательно объявление в печати, причем в этом объявлении содержатся основные требования к должности. Могут участвовать несколько кандидатов. Конкурс проводится конкурсной комиссией.

Комиссия принимает решение, которым рекомендует лицо на должность, либо признает избранным. Но назначается на должность приказом руководителя. 4.Контракт
— предполагает срочное замещение службы, заключается договор на определенный срок, применяется в ОВД и Службе по контракту. Заключению контракта может предшествовать конкурс.

Контракт подписывается, но также необходим приказ на замещение должностей. Права и обязанности, ответственность наступает с момента подписания приказа.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: 1) соглашение сторон служебного контракта; 2) истечение срока действия срочного служебного контракта; 3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; 5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы; 7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; 8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе; 9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; 10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта; 11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;12) выход гражданского служащего из гражданства РФ; 13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами; 14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 ФЗ; 15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

При сокращении штатов или в результате других мероприятий должно учитываться преимущественное право на оставление на государственной службе имеют  государственные служащие  с более высокими результатами служебной деятельности и квалификации.

При равных результатах предпочтение отдается: семейным служащим при наличии двух или более иждивенцев, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; имеющим длительный стаж непрерывной службой в данном государственном органе; повышающим квалификацию; инвалидам войны; женам военнослужащих; чернобыльцам.