Персонал

Эффективность Ранней Профилактики Правонарушений Несовершеннолетних В 2023 Году

Новые вызовы для безопасности детей необходимо учитывать в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Об этом заявил заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов на VII Всероссийском совещании по вопросу организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на тему «Инновационный подход к развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Мероприятие проходит в формате видео-конференц-связи, в нём принимают участие более 500 человек из всех регионов России.

Эффективность Ранней Профилактики Правонарушений Несовершеннолетних В 2023 Году Эффективность Ранней Профилактики Правонарушений Несовершеннолетних В 2023 Году Эффективность Ранней Профилактики Правонарушений Несовершеннолетних В 2023 Году Эффективность Ранней Профилактики Правонарушений Несовершеннолетних В 2023 Году

  • С приветственным словом к экспертам обратилась заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова.
  • «Обеспечение безопасности и создание благополучных условий для развития каждого ребёнка является одним из приоритетов государственной политики по защите детства», – подчеркнула она.
  • Денис Грибов отметил, что работа должна быть организована с учётом современных реалий.
  • «Внедрение новых подходов в профилактическую деятельность должно опираться на лучшие практики, на сохранившие свою актуальность традиции неравнодушного оперативного решения всех вопросов помощи ребёнку, на преодоление неблагополучия семей», – заявил он.
  • Заместитель Министра напомнил, что Минпросвещения России реализует основные направления государственной политики в сфере защиты прав детей – обеспечение образования, безопасности, здоровья, культурного развития, безопасного информационного пространства, поддержки детей с особыми потребностями и права ребёнка на воспитание в семье.
  • В настоящее время Министерство вместе с профильными экспертами подготовило проект плана работы на 2021–2025 годы, где прописаны мероприятия, позволяющие систематизировать воспитательную и профилактическую деятельность педагогов.
  • «Прорабатывается вопрос о внедрении целевой модели патриотического воспитания и ежегодно утверждаемого комплекса региональных программ, что также позволит создать дополнительные условия для гармоничного развития подрастающего поколения», – уточнил Денис Грибов.
  • Он сообщил, что кадровое обеспечение сферы воспитания входит в число значимых задач Министерства: приняты меры по мотивации педагогов, в том числе классных руководителей, в настоящее время проводится Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.
  • «Минпросвещения России продолжит работу по внедрению модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления», – информировал Денис Грибов.
Читайте также:  Какие Сроки Открытия Наследственного Дела В 2023 Году

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Лариса Фальковская напомнила, что с 1 сентября 2019 года начал свою работу федеральный информационно-просветительский портал «Растим детей. Навигатор для современных родителей». Он стал онлайн-путеводителем по актуальным вопросам для семей с детьми.

«Мы ещё раз убедились, насколько важна организация условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания в целях первичной профилактики девиантного поведения обучающихся», – резюмировала она.

Работа VII Всероссийского совещания по вопросу организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав завершится 6 ноября.

В госдуму внесен ювенальный законопроект о "профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Эффективность Ранней Профилактики Правонарушений Несовершеннолетних В 2023 Году

В Госдуму внесен законопроект об изменениях в Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Соавторами являются шесть депутатов Госдумы, в том числе Елена Вторыгина, которая ранее агитировала за закон о «домашнем насилии».

Единственным депутатом из числа соавторов, написавшим у себя о законопроекте, стала Татьяна Буцкая. Она сообщила, что законопроект направлен «на защиту детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Он расширяет перечень категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), которые дважды в течение года совершили самовольный уход из семьи или административное правонарушение.

Сегодня такие дети получают максимум беседу в отделе полиции, а далее — возвращение в «нездоровую среду» (семью), считает депутат.

«Главная задача закона — разорвать порочный круг детской преступности.

Перед внесением закона мы долгое время работали со специалистами ЦВСНП: во временных центрах детям оказывают медицинскую, психологическую и иную помощь. Кроме этого — продолжается обучение по школьной программе.

Важный факт — ребята-правонарушители, прошедшие реабилитацию в ЦВСНП, не получают судимости, де-факто – это право на жизнь «с чистого листа», — написала Буцкая.

Ранее о «праве на жизнь», которое человеку будто бы дает государство, заявил Депутат Госдумы, бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который призвал принудительно вакцинировать всех. Там предлогом была забота о здоровье людей.

В пояснительной записке к проекту говорится о том, что профилактические беседы и рассмотрение дел на комиссиях по делам несовершеннолетних «должного эффекта не оказывают». И нужно помещать их в центры временного содержания.

По словам Буцкой, это «наш ответ «ювенальной юстиции» Запада». Дети, совершившие правонарушения, смогут исправиться. Задача — «выявить истинные причины детской, подростковой преступности, разобраться в каждом конкретном случае».

Она очень красиво описала центры временного содержания, где «дети смогут продолжить обучение по школьной программе с индивидуальным подходом, выбрать будущую профессию».

А соцработники помогут обеспечить ему адаптацию и избежать рецидивов.

Однако просемейные организации иного мнения. Председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи» юрист Павел Парфентьев говорит, что «этот законопроект и есть та самая ювенальщина в чистом и беспримесном виде».

Если ребенок за год дважды или более сбегал из дома или совершил что-то, за что по КоАП положена административная ответственность, то на усмотрение полиции его можно будет забрать и поместить на срок до двух суток в полицейский центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, то есть забрать у родителей на двое суток, если полицейские так решат.

Причем это касается детей любого возраста, в том числе и малолетних, не достигших возраста административной ответственности.

«Но на самом деле – если прочесть законопроект – легко убедиться: речь о том, чтобы сделать родителей этих детей автоматически подозреваемыми в плохом. И за двое суток обработать детишек так, чтобы насобирать всякого против их родителей», — пишет Парфентьев, ссылаясь на текст законопроекта.

В нем говорится, что в центре выявляют «факты жестокого обращения с ними» и прочие причины, способствующие совершению правонарушений и самовольных уходов.

«Как видите, все добавления – про «плохих» родителей, которые наверняка жестоко обращаются с детьми, склоняют их к правонарушениям и самоубийству и вообще всячески нарушают их права. И это не ювенальщина?» — вопрошает юрист.

Интересно, что один из соавторов проекта Мария Бутина закрыла комментарии.

Активистка Александра Машкова-Благих уверена, что за этим стоит юввенальное лобби, которое заинтересовано в «распиле» бюджетных денег на «профилактику безнадзорности» и т.п.

«Чем больше сиротинок, приемных, «плохих» семей, тем больше выделенных миллиардов… Т.е. «наш ответ ювеналке» — это выбить из арестованного на 48 часов ребенка, чем его обидели родители?» — написала она.

Правительство РФ утвердило концепцию профилактики правонарушений подростков

Эффективность Ранней Профилактики Правонарушений Несовершеннолетних В 2023 ГодуДжон Джорж Браун, Хулиган по соседству. XIX век

Джон Джорж Браун, Хулиган по соседству. XIX век

Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период с 2021 по 2025 годы утвердили в России, следует из распоряжения правительства РФ №  656-р от 18 марта, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Документ вносит изменения в распоряжение правительства России от 22 марта 2017 года № 520-р, которое утверждало Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года. Согласно распоряжению, изменяются сроки на 2001–2025 годы, также вносятся изменения в текст концепции и план мероприятий.

В разделе об ожидаемых результатах реализации концепции указано, что к 2025 году планируется увеличить число несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, получивших социально-психологическую и иную помощь, по отношению к общей численности несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в ней, до 90% в 2025 году. Кроме того, ожидается снижение доли несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, в общей численности несовершеннолетних участников преступлений.

Из документа следует, что численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, по состоянию на 1 января 2020 года составила 30 370 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2016 года — 29 014 тыс. человек). Участниками преступлений в 2019 году стали 37,9 тыс.

 несовершеннолетних (в 2016 году — 48,6 тыс. человек, в 2017 году — 42,5 тыс. человек, в 2018 году 40,8 тыс. человек). Отмечается, что число несовершеннолетних, совершивших преступления в алкогольном опьянении, снизилось в 2019 году по сравнению с 2018 годом — 4,4 тыс. человек против 4,8 тыс.

 человек.

  • Подчеркивается необходимость особого внимания к таким антиобщественным действиям, как запугивание и травля (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, а также распространение порочащей ребенка информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма детьми и жертвами такого поведения.
  • Указывается на появление в интернете видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и других насильственных действий в отношении детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертвы.
  • Отмечаются проблемы в сфере обеспечения несовершеннолетних психологической и социальной помощью: в 2019-2020 учебном году педагоги-психологи имелись в штате 65,6% общеобразовательных организаций (в 2016 году — 55,1%).
  • «Несмотря на увеличение за последние три года на 12,3% численности педагогов-психологов в общеобразовательных организациях, в 2019/2020 учебном году на каждого из специалиста приходилось примерно 619 обучающихся (в 2016/ 17 учебном году — 648 обучающихся, в 2017/18 учебном году — 646 обучающихся, в 2018/19 учебном году — 631 обучающийся)», — сказано в концепции.

Аналитическая справка "Профилактика правонарушений несовершеннолетних в летний период 2023"

  • Аналитическая справка по профилактике
  •  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  •  в МБОО Дмитриево Помряскинская СШ
  • на период летних каникул 2023 года
  • На основании письма «О
    принятии безотлагательных мер» по предупреждению и профилактике несчастных
    случаев с несовершеннолетними в летний  были проведены профилактические
    мероприятия.

В начальной школе в каждом
кабинете оформлены уголки по безопасности дорожного движения. В кабинетах
среднего и старшего звена в классных уголках предусмотрена рубрика по
безопасности дорожного движения. Стенды используются для оперативной
информации, где размещаются советы учащимся, как нужно вести себя на улице,
чтобы не попасть в ДТП; рекомендации родителям.

В рекреации школы на 1 этаже
в соответствии с методическими рекомендациями по организации обучения учащихся
основам безопасного поведения на улицах и дорогах оформлен информационный стенд
по безопасности дорожного движения.

С 31 мая по 6 июня 2023 года
классными руководителями 1-11 классов была проведена  просветительская работа с
учащимися: инструктажи, беседы, классные часы, отработка   безопасного пути в
школу учащимися 1-11 классов.

В родительских группах
размещена информация «Правила поведения на дороге в летний период». На
родительских собраниях, которые были проведены в конце учебного года , в мае
2023 , освещались следующие вопросы: “Как влияет на безопасность детей
поведение родителей на дороге”, “Требования к знаниям и навыкам школьника,
которому доверяется самостоятельное движение в школу и обратно”.

В целях повышения
эффективности работы по предупреждению ДДТТ была  проведена профилактическая 
работа с педагогами. В школьной библиотеке открыта действующая книжная выставка
для детей и взрослых «Будьте осторожны на дороге».

  1. Все мероприятия направлены
    для дальнейшей мотивации школьников по изучению правил безопасного поведения на
    дороге.
  2. В целях организации работы
    по защите жизни и здоровья детей в период летней оздоровительной кампании 2023 
    года и снижения смертности несовершеннолетних на водных объектах в
    дистанционном режиме с обучающимися ОО  проведены:
  3. — уроки безопасности по теме
    «Правила поведения на водоемах в летний период»;
  4. — тематические беседы:
    «Предупреждение несчастных случаев на воде летом»,
  5. «Не шути с водой – она не
    для шуток создана!»,
  6. «Не зная броду, не лезь в
    воду!»;
  7. В дистанционном режиме
    проведены профилактические внеплановые инструктажи с учащимися  «Правила
    поведения на водных объектах в летний период и купание в строго отведенных для
    этого местах».
  8. В планы работы ЛОЛ в летний
    период 2023 года включены тематические мероприятия, направленные на
    профилактику несчастных случаев с обучающимися на водных объектах.
  9. Проведены в дистанционном
    режиме внеплановые инструктажи по разъяснению правил поведения на водных
    объектах в летний период с педагогическими работниками ОО.
  10. На сайтах в разделе
    «Безопасность» размещены справочно — информационные материалы о правилах
    поведения на водных объектах и правилах оказания первой медицинской помощи при
    несчастных случаях на водоёмах.
  11. В дистанционном режиме
    ведется разъяснительная работа с родителями (законными представителями)
    обучающихся, находящихся в социально-опасном положении о профилактике
    несчастных случаев с детьми на водных объектах в период летних каникул.

 1 июня 2323 года прошла акция «Дети не
летают».

В родительских группах были выложены памятки «Открытые окна», «Профилактика выпадения детей из окон» и в связи с
участившимися случаями выпадения детей из окон дома был проведен внеплановый
инструктаж на рабочем месте для педагогов по обеспечению безопасной среды для
детей и профилактике гибели и травматизма, а так же несчастных случаев с детьми
в ОО.

Обсудили необходимость
профилактических мероприятий с родителями и с детьми по обучению детей правилам
безопасного поведения в различных видах жизнедеятельности.

Были
проведены онлайн- беседы и инструктажи с детьми на тему «Закрой окно в доме
ребенок». Педагоги напомнили учащимся  о правилах безопасности поведения, когда
родителей  нет дома.

В
соц.сетях, в группе вконтакте выложены памятки «Профилактика выпадения детей из
окон».

  •  С
    целью  предупреждения противопожарных знаний среди детей и их
    родителей, предупреждение пожаров  от детских игр и шалостей с огнём,
    повышения эффективности работы  по обучению детей правилам пожарной
    безопасности была проведена следующая работа:
  •         —
    инструктажи по  правилам пожарной безопасности и мер по защите от огня жизни и
    здоровья детей, обучение действиям в условиях пожара;
  •  —
    усиление противопожарной пропаганды;
  •  —
    привитие навыков осторожного обращения с огнём и пожароопасными предметами,
    умения использовать средства пожаротушения.
  • С 
    учащимися 1-11  классов  и  их родителями в дистанционном режиме(а именно:
    материал был выложен на сайт школы, в группы ВК  и вайбер )классным руководителем
    была проведена следующая работа:
  •  «Подборка
    видеоматериалов для учеников с целью профилактики ПБ»:
  • «Летняя безопасность для детей и родителей».

Справку подготовила ЗДВР И.Л.Леонтьева

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Рогатина К.А. 1Куприянова В.С. 11Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Лиманская средняя общеобразовательная школа №1», МКОУ « Лиманская СОШ №1»
Рябина И.В.

11Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Лиманская средняя общеобразовательная школа №1», МКОУ « Лиманская СОШ №1»

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживает среди людей, совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе.

Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития – музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его  и во вред самому себе.

Подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может всё и в этот момент способен на многое.

Однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнание уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчёт своим действиям могут привести к печальным последствиям.

К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тысяч преступлений, в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Актуальность проекта. Профилактика правонарушений среди подростков во все времена была  актуальна. Одна из причин противоправного поведения: неосведомлённость детей в сфере права.

К сожалению, не каждый юный гражданин, совершая то или иное правонарушение, задумывается об ответственности, которая может привести к тяжёлым и трудно исправимым последствиям.

Знание юными гражданами страны своих прав и обязанностей, а также ответственности перед законом способствует формированию юридически грамотного населения страны, а вместе с этим и правового государства в целом.

Проблема. Незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространенными причинами правонарушений среди подростков.

Гипотеза. Систематическое проведение обучающих мероприятий среди подростков в возрасте 13-15 лет, целью которых является формирование правовой грамотности,  способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Практическая значимость. Обучающие  мероприятия, проводимые учениками старших классов для младших подростков, помогут повысить уровень правовой культуры  подростков.

Выбрав данную темя для проекта, мы наметили следующий план исследования:

1.Изучить правовую базу по данной проблеме.

3.Взять интервью у компетентных людей.

3.Провести социологическое исследование среди учащихся.

4.Познакомиться с материалами СМИ.

5.Подготовить практический вариант решения проблемы проекта.

I. Теоретическая часть

1.1. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает.

Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки.

Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст.

В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются. Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления.

Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.

 Начиная работу по проекту, мы решили познакомиться с основными законодательными и нормативно-правовыми актами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

При организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации. В Федеральном законе от 24.06.1999 г.

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права установлены основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и даны определения основных понятий, применяемых в данной области общественных отношений, а также сформулированы основные задачи и принципы такой деятельности.

Предупреждение и профилактика правонарушений несовершеннолетних силами ОВД: проблемы и перспективы



В статье рассматриваются актуальные проблемы предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних силами полиции.

Автор приходит к выводу, что предупреждение деликтного поведения подростков требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов (правоохранительных органов и институтов гражданского общества), постоянного сочетания мер общего, специального и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.

Ключевые слова: полиция, несовершеннолетние, профилактика правонарушений.

The article discusses the current problems of the prevention and prevention of juvenile delinquency by the police.

The author concludes that the prevention of tortious behavior of adolescents requires an integrated approach, the combined efforts of many actors (law enforcement agencies and civil society institutions), a constant combination of general, special and individual warnings at all stages of preventive work.

Keywords: police, minors, crime prevention.

Защита прав и интересов несовершеннолетних — обязанность любого сообщества. В качестве социально-демографической группы они должны воспитываться и формироваться в системе существующих социальных взаимодействий.

Однако за передовой чертой развития можно наблюдать проблемы и противоречия развития личности именно в данных возрастных границах.

При этом в системе правоохранительных органов именно ОВД выступают основным субъектом предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Сегодня именно сотрудники полиции — основное звено превентивной административной деятельности по предупреждению и пресечению деликтов не достигших совершеннолетия лиц сосредоточено на полиции.

И это не удивительно, ведь полиция является завершающим «звеном цепи» в системе государственных органов и учреждений предупреждения безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних лиц, значение ее продуктивной работы заключается, с одной стороны, в нейтрализации тех неблагоприятных последствий, которые порождены неэффективностью профилактической деятельности остальных органов, учреждений и институтов на более ранних этапах профилактики, а с другой стороны, в претворении в жизнь превентивных мероприятий непосредственно с несовершеннолетними лицами, поведение которых приобрело максимальные формы отклонения от норм поведения в социуме [1, с. 246].

В современном мире большое значение имеет правовое воспитание несовершеннолетних.

Основы мировоззрения, взгляды на жизнь, привычки поведения, закладываются в раннем возрасте, необходимо, чтобы уже в этом возрасте несовершеннолетние получали представление о своем правовом статусе, о праве, как регуляторе общественных отношений, и осознавали, что противоправные деяния влекут за собой соответствующую ответственность.

Поэтому одним из направлений совершенствования профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД (далее по тексту — ПДН) является ранняя профилактика противоправного поведения подростков, осуществляемая сотрудниками ПДН в процессе совместной с руководителями и педагогами общеобразовательных школ и колледжей педагогическая деятельность.

Вторым направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН, является овладение сотрудниками последних социальной и педагогической техникой, которая необходима для достижения целей профилактической деятельности.

Практика показывает, что зачастую сотрудники ПДН не всегда в процессе проведения профилактической работы с подростками должным образом владеют социальной и педагогической техникой, то есть теми специальными социально-педагогическими действиями, средствами, приемами, которые наиболее эффективно могут быть использованы в педагогическом общении с подростками. Педагогическое общение выступает обязательным элементом педагогической профилактики и представляет собой специально организованное по инициативе сотрудника ПДН и управляемое им социально-психологическое взаимодействие с подростком. Обмен информацией в сочетании с оказанием воспитательного воздействия с использованием различных коммуникативных средств является содержанием педагогического общения. При отсутствии у сотрудника ПДН должного уровня во владении социально — педагогической техникой, при неправильной организации им педагогического общения с подростком цели профилактики, скорее всего, достигнуты не будут, а, следовательно, подросток по-прежнему будет оставаться в группе риска.

В используемой при проведении индивидуальных профилактических бесед сотрудником ПДН социально-педагогической технике выделяют три основных направления: 1) использование речевых (вербальных) средств (прежде всего это слова, которые использует сотрудник, стиль общения, построение фраз и т. п.

); 2) использование невербальных (неречевых) средств (мимики, жестикуляции, прикосновения и т. п.

); 3) обстановка, в которой данное взаимодействие осуществляется, и использование поведенческих средств (помещение, мебель, техника, а также поза, дистанцирование и перемещение сотрудника ПДН в процессе воспитания и т. п.).

Третьим направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН выступает обучение его сотрудников методам и средствам для использования психолого-педагогического инструментария в деле профилактики подростковой преступности.

Четвертое направление совершенствования профилактической деятельности ПДН — подготовка в вузах МВД специалистов для ПДН, которые обладали бы необходимыми социально-психолого-педагогическими компетенциями, а также умениями и практическими навыками в организации и проведении эффективной научно-обоснованной профилактической воспитательной деятельности с подростками, способностью и готовностью их применить в своей практической профессиональной деятельности.

Характерная чертп преступности несовершеннолетних — ее групповой характер. По данным исследования Л. М. Прозументова, среди школьников 10–11 классов почти половина (48 %) имеют опыт участия в драках, против личности в группе совершаются почти 70 % общественно опасных деяний, практически во всех деяниях данного вида участниками являются малолетние [4, с. 48–49].

При этом, как свидетельствует практика, работу по выявлению групп криминогенной направленности, а также установлению их лидеров осуществляют инспекторы ПДН во время проведения мероприятий общей и индивидуальной профилактики. К сожалению, проблем в этой сфере еще весьма предостаточно.

В настоящее время работа с криминогенными группами ведется по остаточному принципу, соответственно, наиболее отвечающей современным реалиям задачей в современных условиях продолжает оставаться разобщение криминогенных групп несовершеннолетних.

Это разобщение можно провести с использованием ситуации внутригруппового конфликта или оказания воздействия на родителей и других законных представителей для того, чтобы они оказали на них воздействие и пресекли негативное влияние группы. Но это возможно только в той ситуации, когда родители сами ведут законопослушный образ жизни.

Однако, как показывает практика, большинство несовершеннолетних преступников происходят из неблагополучных семей, поэтому говорить в данном случае о позитивном воздействии их родителей (законных представителей) не приходится [2, с. 52].

Не вызывает удивления факт, что эта работа ведется по остаточному принципу, еще и потому, что, несмотря на широкое определение функций ПДН в ст.

21 Закона № 120-ФЗ и обозначение законодателем значительного круга объектов воздействия, криминогенные группы несовершеннолетних среди них вообще не упоминаются. Лишь п. 95 Инструкции по организации ПДН, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г.

№ 845, говорит о деятельности сотрудников ПДН в целях профилактики групповых правонарушений несовершеннолетних.

Данный пробел законодательной регламентации вызывает удивление, поскольку очевидно, что характерной чертой преступного и иного отклоняющегося поведения несовершеннолетних являлся и продолжает оставаться его групповой характер, обусловленный их возрастными особенностями. Соответственно, полагаем, что следует внести в ст. 5 и ст. 21 Закона № 120-ФЗ изменения, касающиеся обязанности ПДН осуществлять профилактическую работу в отношении криминогенных групп несовершеннолетних.

Далее обратимся к такой проблеме, как безнадзорность несовершеннолетних.

В профилактических целях такого негативного, антисоциального явления, как безнадзорность несовершеннолетних, необходимо разработать и внедрить при непосредственном участии специализированных подразделений ОВД программы, касающиеся организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних.

К сожалению, на сегодняшний день приходится отмечать нехватку нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблематике на всех уровнях законотворческой деятельности. При этом особо стоит вопрос о необходимости конкретизации полномочий по применению сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних мер профилактики безнадзорности в подростковой среде [3, с. 4–5].

Меры ранней профилактики правонарушений среди подростков должны быть направлены на предупреждение формирования антиобщественной направленности личности, ресоциализации тех подростков, которые еще не совершили правонарушение, но у которых эта направленность выявлена. В связи с этим, возрастает значение деятельности органов исполнительной власти и ОМС по предупреждению административной деликтности несовершеннолетних.

На наш взгляд, самыми эффективными мероприятиями в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются следующие.

  1. Профилактические беседы и выступления среди учащихся образовательных организаций. Тема таких бесед может быть различной в зависимости от возраста и категории слушателей. Особо следует отметить, что проведение таких бесед должно проходить с обязательным участием психологов. Психологическая диагностика даст возможность проведения мероприятий по коррекции поведения, позволит на ранних этапах выявить подростков, которые имеют склонность к самовольному уходу, предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.
  2. Обеспечение трудовой, досуговой и каникулярной занятости несовершеннолетних. Осуществление такой работы возможно только во взаимодействии с центрами занятости населения.
  3. Своевременная помощь (социальная, психологическая, педагогическая) и работа с семьями. Говоря об оказании указанных видов помощи, обратим внимание на знание сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних основ построения государственной системы социальной помощи (субъекты и виды социальной помощи), психологических особенностей личности, педагогических приемов и т. д.
  4. Назначение наставника из числа сотрудников ОВД либо из числа сотрудников образовательной организации. Особенно важно их закрепление за такими несовершеннолетними, которые склонны к самовольному уходу или уже уходили из дома. Считаем возможным и использование института общественных воспитателей. Вышеназванную меру необходимо применять в целях совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, увеличения роли общества в воспитании несовершеннолетних.
  5. Постановка несовершеннолетнего на внутришкольный учет. Это основное превентивное мероприятие, которое направлено на оперативное выявление детей и семей «группы риска», точечную целенаправленную работу с ними, изучение их окружения, психологическое сопровождение и взаимодействие с родителями до того момента, когда подросток совершит противоправные действия либо самовольный уход и будет поставлен на учет в ОВД либо в районных (городских) комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому задача школы заключается в предотвращении негативных последствий безнадзорности, возвращении ребенка к нормальной школьной жизни.
  6. Целесообразно открывать и расширять в регионах сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для трудновоспитуемых подростков. Открывать детские комнаты и восстановить должности педагогов-организаторов по месту жительства. Повсеместно ввести должность «школьного» инспектора полиции в общеобразовательных учреждениях.
  7. Также считаю необходимым повысить уровень идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму, активно привлекая к этой работе представителей государственной власти, местного самоуправления, духовенства, педагогических коллективов и средства массовой информации. С этой целью — ввести в учреждениях высшего и профессионального образования спецкурс, раскрывающий сущность религиозно-политического экстремизма и обеспечить выпуск соответствующей учебно-методической и научно-популярной литературы.
  8. Правовой статус ОВД в части предупреждения административной деликтности несовершеннолетних на современном этапе должен развиваться в следующих направлениях:
  • – предоставление основных функций предупредительной деятельности территориальным органам внутренних дел;
  • – усиление требований по соблюдению законности, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних граждан;
  • – последовательное утверждение в деятельности полиции принципа высокого профессионализма;
  • – оптимальное сочетание видов профилактики правонарушений несовершеннолетних: социальной, специальной, общей, групповой и индивидуальной, ранней, непосредственной;
  • – восстановление специальных полицейских подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях среднего образования (школьных инспекторов полиции);
  • – развитие информационно-аналитической основы деятельности полиции, использование методов прогнозирования, планирования, программирования.

Для повышения качества административной деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних считаем, что данную службу рационально комплектовать сотрудниками, которые имеют профильное образование и опыт работы с детьми.

Для этого во всех образовательных организациях МВД России следует уточнить и внедрить учебную программу подготовки квалифицированных специалистов по данному направлению с профилем специальности — правоохранительная деятельность, специализация — административная деятельность ОВД, профиль подготовки — деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД.

Требуется искоренить факты привлечения инспекторов полиции по делам несовершеннолетних к работе, не связанной с решением их основных задач и выполнением функций [5, с. 44]. С этой целью ст.

5 Инструкции по организации деятельности ПДН мы полагаем необходимым дополнить предложением следующего содержания: «По выявленным фактам привлечения сотрудников по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к деятельности, не связанной с выполнением возложенных на них обязанностей, проводятся служебные проверки с привлечением руководителей допустивших указанные нарушения к дисциплинарной ответственности».

Также считаем важным создание на базе центрального аппарата МВД России отдельного, единого для всей РФ специализированного сайта подразделений по делам несовершеннолетних.

На сайте целесообразно публиковать свежие новостные блоки, всю статистическую информацию, контакты руководителей подразделений по делам несовершеннолетних, историческую справку о становлении и развитии отечественных органов и учреждений по противодействию безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних лиц, особенности подготовки кадров, опросы общественного мнения, вопросы взаимодействия с иными органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, нормативно-правовые документы, перспективы международного сотрудничества. Особый акцент следует сделать на «на усиление борьбы с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, активизацию мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также работу по противодействию вовлечения детей и подростков в криминальную деятельность» и иных передовых формах и методах упредительной административной деятельности по профилактике предделиктного поведения и деликтов несовершеннолетних лиц.

Реализация данных направлений будет способствовать совершенствованию предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел (полицией).

Литература:

  1. Верстов, В. В. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних / В. В. Верстов, И. К. Харитонов // Общество и право. — 2014. — № 4 (50). — С. 244–248.
  2. Зайко, Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. М. Зайкко // Уголовное право и криминология. — 2017. — № 1. — С. 51–54.
  3. Ищенко, Е. В. Приоритетные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике самовольных уходов детей / Е. В. Ищенко // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — 2017. — № 3–1. — С. 3–5.
  4. Прозументов, Л. М. О показателях, характеризующих преступность несовершеннолетних в Российской Федерации / Л. М. Прозументов // Вестник Томского госуниверситета. Право. — 2016. — № 2 (20). — С. 48–53.
  5. Сухарев Д. А. Задачи органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних / Д. А. Сухарев // Ex jure. — 2019. — № 8. — С. 41–45.

Основные термины (генерируются автоматически): профилактика правонарушений, дело, направление совершенствования, педагогическое общение, подросток, профилактическая деятельность, орган, педагогическая техника, самовольный уход, административная деятельность.