Согласование

Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 Году

Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 Году

Это коммерческая организация, заключившая договор об обслуживании с собственниками квартир на оказание услуг по доверительному управлению домом.

Деятельность этой организации обязательно должна контролироваться, чтобы она проводила работы в соответствии с нормативами и требованиями, не переходила за грань дозволенного. Кто контролирует работу управляющих компаний в России?

Зачем контролировать управляющую компанию?

Далеко не все жильцы многоквартирных домов довольны работой управляющих компаний. Если УК не выполняет указанные в договоре услуги, предоставляет услуги некачественно или не вовремя, повышает тарифы без уведомления собственников жилья, тогда обязательно к ней нужно применять меры.

Цель контроля за УП – стимулирование организации предоставлять людям услуги добросовестно и по закону.

Осуществление контроля собственными силами в 2023 году

Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 Году

Главное условие – у собственника должен быть на руках оформленный договор на обслуживание. Согласно этому документу гражданин может проверять, исполняет ли УК возложенные на нее обязательства или нет.

Многие люди думают, что они не имеют никакого влияния на УК. Однако это не так, поскольку собственники являются потребителями коммунальных и других услуг. Поэтому они вправе сами предъявлять устные, а лучше письменные претензии в адрес УК и даже обращаться в суд.

Организации, контролирующие деятельность УК

Контроль за работой управляющей организации может осуществляться на федеральном, региональном и местном уровне. Кто осуществляет контроль за деятельностью управляющих компаний?

Федеральный контроль по своей сути хоть и не является прямым способом надзора, однако он формирует общие принципы управления, разрабатывает методические указания.

Федеральный контроль за работой УК

К федеральному контролю можно отнести:

    Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 Году

  1. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В полномочия этой структуры входит мониторинг и анализ состояния сферы ЖКХ. Эта организация определяет нормативы по жилищно-коммунальным услугам, регулирует экономическую часть учета тепла и воды.
  2. Федеральная антимонопольная служба – контролирует установленные тарифы, изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, осуществляет контроль по проведению конкурса по выбору УК.
  3. Министерство энергетики РФ – определяет нормативы по теплу для домов, контролирует вопросы энергоэффективности, технологических потерь, утверждает схемы теплоснабжения.
  4. Федеральная служба по тарифам – устанавливает тарифы на электричество, тепло, газ, воду, водоотведение, занимается контролем за применением соответствующих тарифов в отношении УК.

Региональный контроль за работой УК

На региональном уровне контролирующими органами в сфере ЖКХ являются:

    Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 Году

  1. Госжилинспекция. Сюда входит Государственный жилищный надзор (Госжилнадзор). Эта организация контролирует деятельность УК, связанную с надлежащим уходом и содержанием жилых зон, с созданием фондов капитального или текущего ремонта, порядком ухода за общедомовым имуществом, проведением ремонтных работ.
  2. Роспотребнадзор. Эта организация занимается надзором за исполнением санитарных норм и правил по безопасному и качественному оказанию жилищно-коммунальных услуг. Она контролирует качество потребляемой жильцами домов воды, измеряет уровень шума, вибрации, работу лифтов, компрессоров, вентиляции; контролирует проведение мероприятий по дезинфекции, дератизации и дезинсекции помещений; измеряет микроклимат в подъездах и квартирах (проверяет освещенность, влажность помещения, вентиляцию и др.), контролирует чистоту мусоропроводов и контейнеров для сбора мусора.

Контроль за работой УК на местном уровне

На местном уровне управляющая компания контролируется органом местного самоуправления. Он осуществляет контроль за предоставлением населению услуг по электро–, газо–, водо– и теплообеспечению; проверяет соблюдение УК требований по содержанию общего имущества.

Нередко при городской администрации вопросами контроля управляющих компаний занимается Управление ЖКХ.

Как проверить работу обслуживающей организации?

Если вы задаетесь вопросом: «Как контролировать управляющую компанию?», то это означает, что обслуживающая организация уже навела на себя сомнения касательно своей работы. И обычно жильцы домов стремятся проверить чистоту деятельности УК путем коллективного обращения в организацию.

Для проверки чистоты работы компании необходимо:

    Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 Году

  1. Запросить у УК документацию, где отражены перечни тарифов и их размер. Такую информацию обслуживающая организация обязана предоставить собственнику квартиры в многоквартирном доме по первому требованию.
  2. Произвести проверку расчетов и их обоснованность. Если у совладельцев возникли какие-либо вопросы, связанные с начислениями, то они имеют право потребовать от УК письменное разъяснение. Обычно проверку расчетов проводят экономисты. Но если в доме нет человека, который может сделать эту работу, тогда собственники могут обратиться за помощью в проверке соответствующих данных к сторонним специалистам, например, в аудиторскую фирму.
  3. Запросить у УК отчет о проделанной ею работе. Кроме таблицы о выполненных работах/услугах собственники квартир могут запросить сметы расходов и другую документацию.
  4. Если после проведенных проверок будет установлено, что управляющая организация незаконно повышала стоимость услуг, не выполняла возложенные на нее обязательства, брала плату за работы, которые по факту не выполнялись, то собственники многоквартирного дома могут написать коллективное исковое заявление в суд.

Усиление контроля жильцами над УК

В ближайшее время Минстрой планирует ужесточить контроль жителей многоквартирных домов за работой УК. Так, Министерство строительства РФ планирует обязать управляющую организацию регулярно отчитываться перед собственниками помещений в порядке выполнения договора управления домом.

Такое ужесточение контроля со стороны собственников объясняется тем, что именно сами жильцы в полной мере могут оценить работу УК. И если их права будут расширены, то тогда и снизится количество претензий жильцов, поскольку у них появятся рычаги влияния на обслуживающую компанию.

Вскоре Минстрой обяжет УК готовить ежегодные письменные отчеты о проводимых работах, о случаях нарушений условий соглашения по предоставлению коммунальных услуг и др.

Также в отчетах должна будет отражаться информация о расчетах с подрядными организациями, о сумме и характере ущерба по общедомовому имуществу и др. Также у жильцов появится возможность вернуть деньги, которые были сэкономлены за жилищные услуги.

Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 Году

Надзор за деятельностью управляющей организации осуществляет Минстрой, Федеральная антимонопольная служба, Госжилнадзор, Роспотребнадзор, органы местного самоуправления.

На местном уровне вопросом эффективной работы управляющей компании обычно занимается управление жилищно-коммунального хозяйства, расположенное в городской администрации.

Сегодня и собственники жилья, которые находятся на обслуживании у УК имеют право контролировать ее работу, вносить свои корректировки, замечания, запрашивать отчеты о проделанной работе и т. д.

Какие новые нормативно-правовые акты повлияют на сферу управления домами и капремонт в 2023 году

Продолжаем рассказывать о темах экспертов с конференции «Управление МКД в 2023 году», которая прошла в конце мая в Казани. Читайте о законопроекте, регламентирующим работу гарантирующих УО, способах получить персональные данные собственников, новых нормативно-правовых актах и особенностях проведения капремонта.

Новые нормативно-правовые акты и законопроекты в сфере ЖКХ обсудили на конференции в Казани

На конференции 25-27 мая 2023 года эксперты Ассоциации «Р1» и партнёры говорили с представителями УО и ТСЖ о законодательстве, практиках управляющих домами, судебных решениях, работе юротдела, коммуникациях с жителями и сотрудниками, а также о цифровизации и автоматизации в компаниях.

https://www.youtube.com/watch?v=PuOEpmjy8GE\u0026pp=ygVl0JrRgtC-INCa0L7QvdGC0YDQvtC70LjRgNGD0LXRgiDQoNCw0LHQvtGC0YMg0KPQv9GA0LDQstC70Y_RjtGJ0LjRhSDQmtC-0LzQv9Cw0L3QuNC5INCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D

Вопросы блока о законодательстве взяли на себя Елена Шерешовец, Ирэн Парсамян и Светлана Межирицкая. Они разобрали:

  • законопроект о гарантирующих управляющих организациях,
  • способы получения персональных данных собственников,
  • последние изменения в НПА жилищной сферы,
  • законодательство в сфере капремонта и ошибки при работе со спецсчетами.
  • ➡ Смотрите деморолик на YouTube-канале Ассоциации «Р1»
  • Ниже рассмотрим подробнее вопросы из выступления каждого из трёх экспертов.

Законопроект о гарантирующих управляющих организациях

Елена Шерешовец открывала конференцию 25 и 26 мая. Её выступления были посвящены двум «горячим» темам, которые вызвали множество вопросов участников. Первая – гарантирующие управляющие организации (ГУО).

Понятие «гарантирующая организация» в сфере управления МКД впервые появилось в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Она утверждена в ноябре 2022 года.

По задумке авторов законопроекта, который на конференции проанализировала Елена Шерешовец, ГУО должны заменить временные управляющие организации, которые сейчас назначает муниципалитет по ПП РФ № 1616.

В случае, если законопроект примут, в каждом регионе останется два вида управляющих организаций – обычные и ГУО. Последние должны будут войти в саморегулируемую организацию.

«Это будет своего рода братство компаний, которые поручились друг за друга рублём», – прокомментировала эксперт объединение гарантирующих компаний в СРО. Именно СРО, а не органы лицензионного контроля, будут проверять работу ГУО.

Также Елена Шерешовец в ходе выступления ответила на три вопроса о гарантирующих управляющих организациях:

  1. Какие требования нужно выполнить УО, чтобы получить статус гарантирующей?
  2. Чем будут управлять ГУО?
  3. За счёт чего будет финансироваться работа таких УО?

Подробный разбор законопроекта, который изменит распределение домов на рынке управления МКД, – в видеозаписи первого дня конференции. Вы найдёте её в раздаточных материалах под статьёй.

Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 ГодуНазначение временной УО: правила, формирование перечня и судпрактика

№ 266-ФЗ с запретом на получение из ЕГРН персональных данных собственников и способы его обойти

Способы получить персональные данные собственников в МКД – ещё одна большая тема, которую Елена Шерешовец обсудила с участниками конференции. Напомним, с 1 марта 2023 года в выписках из ЕГРН не указываются персональные данные собственников без их согласия.

Елена Шерешовец отметила, что есть несколько категорий ПДн:

  • общие, общедоступные – ФИО, где проживает человек, данные паспорта;
  • специальные – состояние здоровья, сведения интимного характера, религия;
  • биометрические – фотографии, отпечатки пальцев;
  • иные.

Управляющие организации получают и обрабатывают все три группы, в том числе ПДн сотрудников. Эксперт рассказала о требованиях № 152-ФЗ к работе с такими данными и наказании за их нарушение – вплоть до уголовной ответственности.

Также Елена Шерешовец поделилась подборкой способов, как УО, поставщикам услуг, ТСЖ и кооперативам найти информацию о владельцах помещений в МКД.

Согласно НПА. Управляющие организации вправе запросить данные о собственниках у самого собственника или через нотариуса, через суд, в органах власти, а также в РСО.

Креативными путями. Эксперт отметила, что в каждом регионе и даже городе одни способы будут работать, а другие нет – необходимо выбирать в зависимости от их эффективности. Она предложила управляющей организации устроить в коллективе мозговой штурм, чтобы составить список, где они могут взять ПДн.

Так, существуют кейсы, когда компании через суд понуждали органы власти – например, МВД и муниципалитет – предоставить им персональные данные собственников помещений.

https://www.youtube.com/watch?v=PuOEpmjy8GE\u0026pp=YAHIAQE%3D

Также можно использовать мобильные приложения, образцы заявлений и даже договор управления. УО из Смоленска предложила каждому собственнику прийти и получить свой экземпляр договора.

Владельцы помещений заполняли свои реквизиты, забирали подписанный ДУ, а компания собрала персональные данные 80% собственников.

Больше работающих способов получить информацию о жителях МКД – в материалах конференции под статьёй.

Кто Контролирует Работу Управляющих Компаний В 2023 ГодуРабота УО с персональными данными: как их получить и кого уведомить

26 новых нормативно-правовых актов, вступивших в силу в конце 2022 – начале 2023 годов

Почти 30 новых НПА и последствия их вступления в силу проанализировала на конференции Ирэн Парсамян. Она также коснулась темы обработки ПДн. Так, Федеральный закон от 28.04.2023 № 151-ФЗ ввёл штрафы за распространение данных из ЕГРН. За такие действия, признанные незаконными, лицо могут привлечь не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Среди нормативных документов, которые обсудили эксперт и участники конференции, были:

За безопасность лифтов в домах теперь отвечает Ростехнадзор: что изменится

Профиль автора

Правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за эксплуатацией лифтов.

Новый порядок действует с 1 марта 2023 года. Расскажем, как все будет работать и куда теперь жаловаться на неисправный лифт.

Бесплатный курс поможет попробовать новые технологии и завести личного нейроассистента Программа курса

На практике сломанные лифты иногда останавливают на несколько месяцев, и люди все это время вынуждены преодолевать лестницы пешком.

Управляющая компания ссылается на то, что нет запчастей, денег, специалистов или на то, что не удается найти поломку.

А бывает и наоборот: УК не останавливает и не ремонтирует лифт, а он скрежещет при движении, двери еле открываются, а кабина каждый день останавливается по непонятным причинам.

Раньше за всеми опасными техническими устройствами, в том числе лифтами, следил Ростехнадзор. Но 1 июля 2021 года нормативную базу поменяли, а полномочия Ростехнадзора урезали. Это ведомство стало заниматься только бюрократическими процедурами: принимать лифты в эксплуатацию, вести реестр и по документам следить, чтобы их вовремя меняли или модернизировали.

Квалифицировать поломку лифта как ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны УК или ТСЖ было хлопотно. Все списывали на то, что лифты — это сложное оборудование, и даже если их вовремя проверять, они все равно могут сломаться.

Наиболее упертые жильцы пытались решить вопрос в прокуратуре или суде.

Дело дошло до суда, но судья назначил компенсацию лишь в 20 000 Р.

Представитель УК в суде сказал, что они же уже сделали перерасчет — вернули 133 Р платы за пользование лифтом. Также он заявил, что УК нанимает подрядчиков на ремонт и обслуживание лифта, но сделать ничего не удается, к тому же запчасти надо возить из других городов. А в последний раз лифт и вовсе ломался из-за грозы — это обстоятельство непреодолимой силы.

Суд обязал УК выплатить женщине 2000 Р.

В то же время с 1 марта 2023 года упростилась процедура ввода лифтов в эксплуатацию. Ввели уведомительный порядок, то есть Ростехнадзор больше не выдает разрешений. Ведомство просто получает документы от собственника лифта и на этом основании делает запись в реестре о запуске.

Вот как можно подать жалобу в ГЖИ:

  1. лично отнести в отделение инспекции;
  2. через электронную приемную инспекции или региональный портал госуслуг;
  3. через личный кабинет ГИС ЖКХ.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Кто контролирует работу управляющих компаний в 2023 году – Юридическая поддержка

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=3r8APEwA_Rk\u0026pp=ygVl0JrRgtC-INCa0L7QvdGC0YDQvtC70LjRgNGD0LXRgiDQoNCw0LHQvtGC0YMg0KPQv9GA0LDQstC70Y_RjtGJ0LjRhSDQmtC-0LzQv9Cw0L3QuNC5INCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ; «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.

Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.

Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

https://www.youtube.com/watch?v=3r8APEwA_Rk\u0026pp=YAHIAQE%3D

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Энциклопедия решений. Проверки в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами

Управление многоквартирными домами (далее — МКД) может осуществляться различными способами (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ):

  • — домом могут управлять непосредственно собственники квартир (если квартир в доме не более тридцати),
  • — домом может управлять ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребкооператив,
  • — домом может управлять управляющая организация (далее — УК).

При этом УК — в отличие от ТСЖ, ЖК, ТСН или иного потребкооператива — обязана получить лицензию на осуществление своей деятельности (ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ). Эту лицензию, согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ, выдает орган государственного жилищного надзора субъекта РФ (далее — орган ГЖН). Такая лицензия действует на территории всего региона (ч. 4 ст. 192 ЖК РФ).

Органы ГЖН вправе и обязаны контролировать деятельность любых субъектов, которые управляют МКД. Но управляющие организации, у которых есть лицензия на управление МКД, контролируются только в рамках лицензионного контроля (ч. 1 ст. 192 ЖК РФ). Все остальные субъекты проверяются в рамках государственного жилищного надзора (ст. 20 ЖК РФ).

Внимание

Закон прямо запрещает проводить мероприятия государственного жилищного надзора в отношении УК, работающих на основании лицензии (ч. 7 ст. 20 ЖК РФ).

Кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ?

Среди тех организаций, кто контролирует деятельность управляющих компаний (УК), не только ГЖИ или Роспотребнадзор. Их деятельность регламентируется и другими ведомствами как на местном и региональном, так и на федеральном уровне. Эффективнее всего решать спорные вопросы, подавать жалобы, начиная с территориальных органов местного значения.

Столкнувшись с нарушениями в сфере ЖКХ, жильцы могут подать на управляющую компанию жалобы в следующие органы:

  1. В государственную жилищную инспекцию. Занимается вопросами состояния многоквартирного дома, его технических систем, рассматривает жалобы на несоблюдение УК лицензионных требований;
  2. Роспотребнадзор. Рассматривает жалобы и заявления относительно нарушения со стороны коммунальных служб прав потребителей;
  3. Местная администрация. Занимается общим контролем над УК. Как правило, перенаправляет жалобы в другие ведомства – ГЖИ и Роспотребнадзор, прокуратуру;
  4. Федеральная антимонопольная служба. Ее территориальные органы рассматривают жалобы относительно нарушения УК антимонопольного законодательства. Одна из причин обращения в этот орган – необъективное и чрезмерное повышение стоимости коммунальных услуг;
  5. Прокуратура. Выполняет надзор за недопущением нарушения действующего законодательства. В частности, отсутствие реагирования на заявления, жалобы, признаки мошенничества, хищения – по этим и другим вопросам обращаются именно к прокурору.

Конечная контролирующая организация над управляющими компаниями на местном уровне – арбитражный суд. В него подается заявление, если реализован претензионный порядок урегулирования спора с УК, и он не принес ожидаемого эффекта.

У каждой из указанных организаций есть соответствующий веб-сайт, на котором указаны контактные телефоны, адрес. Также здесь представлены образцы заявлений и жалоб, могут размещаться формы для заполнения обращения в электронном виде. Альтернатива – подать жалобу через госуслуги.

В случае, если на местном уровне спор не удается решить, на соответствующие органы можно пожаловаться вышестоящему начальству. Для этого подается жалоба в аналогичное ведомство, но уже не местного, а регионального уровня: Роспотребнадзор, ГЖИ, прокуратуру, ФАС.

Кроме того, деятельность УК контролирует на этом уровне Региональный комитет по тарифам. Этот орган исполнительной власти осуществляет функции по регулированию цен и тарифов в подконтрольной ему области.

https://www.youtube.com/watch?v=IOuz6XPLaw8\u0026pp=ygVl0JrRgtC-INCa0L7QvdGC0YDQvtC70LjRgNGD0LXRgiDQoNCw0LHQvtGC0YMg0KPQv9GA0LDQstC70Y_RjtGJ0LjRhSDQmtC-0LzQv9Cw0L3QuNC5INCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D

В контролирующие органы регионального уровня рекомендуется обращаться после прохождения местных инстанций. В противном случае, жалоба или заявление будет переадресовано. Рассмотрение спора затянется.

Органы, контролирующие деятельность управляющих компаний на этом уровне, преимущественно занимаются нормотворческой деятельностью. Они рассматривают проекты нормативно-правовых актов, которые регламентируют, в том числе, деятельность УК по управлению МКД.

К ним относятся следующие ведомства:

  1. Министерство строительства – определяет порядок оказания услуг управляющими компаниями, а также критерии, по которым оценивается деятельность коммунальщиков и ресурсоснабжающих компаний;
  2. Министерство энергетики – определяет нормы потребления, поставки тепла и электричества в МКД;
  3. Роспотребнадзор – рассматривает вопросы в сфере защиты прав потребителей, включая собственников МКД. Целесообразно обращаться, если на местном и региональном уровне территориальные органы ведомства допустили нарушения при рассмотрении жалобы.

В целом жалобы и заявления рассматриваются указанными выше ведомствами на местном и региональном уровнях. Уже после досудебного урегулирования можно объективно оценить перспективы спора, принять решение об инициации искового производства. Обращаться в органы федерального уровня малоэффективно, допускается в исключительных случаях.

Чтобы жалоба или заявление были наиболее эффективными, следует:

  1. Изучить нормативно-правовые акты, которые регламентируют возникший вопрос. Для этого подойдут нормы ЖК РФ или правительственного постановления от 06.05.2011 №354, других актов, которые соответствуют ситуации;
  2. Собрать доказательную базу – материалы, которые подтверждают правоту заявителя и изложенные в обращении факты;
  3. Предварительно направить заявление, претензию или жалобу в УК, получить от нее официальный ответ;
  4. Подавать жалобы в ведомства по вопросам их компетентности. Например, не имеет смысла обращаться в прокуратуру из-за нарушения прав потребителей. Заявление перенаправят в Роспотребнадзор.

Один из главных органов, кому подчиняется управляющая компания многоквартирного дома, – ГЖИ.

Она выдает лицензии, рассматривает нарушения лицензиата в контексте невыполнения условий предоставления этого разрешительного документа.

Поэтому подача грамотно составленной жалобы на нарушения УК в этот орган может ускорить решение возникшей проблемы. Впоследствии, через Роспотребнадзор и суд можно получить материальную компенсацию с коммунальщиков.

Многоквартирные дома могут остаться без управления с 2023 года

© Парламентская газета

В России действует закон, запрещающий работу управляющих компаний без лицензии. После новогодних праздников, 11 января 2023 года, тысячи организаций должны будут продлить разрешительные документы. Очевидно, что за один рабочий день они не успеют этого сделать, так что многие дома рискуют остаться без управления на неопределенное время. Депутаты предложили перенести срок начала действия лицензий, чтобы избежать коллапса на рынке управляющих компаний и аварий в «брошенных» жилых домах. Законопроект с такой нормой внесли на рассмотрение Госдумы 6 октября.

Тысячи организаций рискуют оказаться вне закона

С мая 2015 года государственные жилищные инспекции начали выдавать лицензии управляющим компаниям (УК). В 2015 году 2342 организации получили разрешения, в 2016 году — 2863.

А 11 января 2018 года вступил в силу закон, установивший пятилетний срок действия таких документов.

Согласно установленным правилам, 11 января 2023 года более пяти тысяч управляющих компаний обязаны переоформить разрешения на работу.

«Все лицензии, выданные с 1 мая 2015 года по 31 декабря 2017 года, должны быть обновлены специалистами госжилинспекций в один день, что невозможно сделать физически», — ранее написал в своем Telegram-канале глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

После новогодних праздников десятки тысяч многоквартирных домов могут остаться без управляющих компаний. Например, в Омской области таких зданий 9 тысяч, во Владимирской — почти 3 тысячи, в Ивановской — 5225, в Оренбургской — 4811, в Курской — 3017, в Карелии — 3703, в Ставропольском крае — 2557, в Крыму — 5836.

«Если брать срез по тридцати регионам, которые анализировали в нашем комитете, то цифра очень внушительная — 64 тысячи многоквартирных домов, а значит, в целом по стране получится еще больше», — сказал Сергей Пахомов «Парламентской газете».

В отсутствие управляющей компании некому будет убирать подъезды и территорию, вывозить мусор, проверять исправность инженерных сетей, ремонтировать в случае аварии трубы и лифты.

Минстрою предстоит поработать

Чтобы избежать жилищной катастрофы, группа депутатов во главе с Сергеем Пахомовым предложила внести изменения в Жилищный кодекс и перенести срок начала действия лицензий УК на 1 июня 2018 года. Если этот законопроект примут, дата переоформления лицензий отодвинется на 1 июня 2023 года. Авторы инициативы отметили, что 65 регионов, ознакомившись с проектом, подтвердили необходимость отсрочки.

До 1 июня Минстрою предстоит разработать нормативные правовые акты, регулирующие процесс переоформления лицензий.

Как сообщил «Парламентской газете» Сергей Пахомов, нужно уточнить порядок проверки лицензиатов органами государственного жилищного надзора, правила исключения многоквартирных домов из реестра лицензий, решить вопрос об управлении многоквартирными домами, за которые раньше отвечали компании, лишенные лицензий.

Многие эксперты опасаются, что смена разрешительных документов приведет к переделу рынка, потому что сейчас основания для продления и изъятия лицензии достаточно широкие, отметила зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Например, одним из оснований является наличие долгов перед ресурсоснабжающими организациями, но такие долги есть у всех УК, так как многие жильцы не платят за коммуналку.

«Все ждут от Минстроя подготовки методических указаний, чем руководствоваться регионам при замене лицензий. Но у каждого региона своя политика управления многоквартирными домами, и правоприменительная практика на местах будет существенно различаться», — считает Разворотнева.

Как сменить управляющую компанию

Если дом оказался брошенным, местные органы власти должны провести конкурс, чтобы выбрать новую организацию. Но часто управление домом экономически невыгодно, и компании не хотят брать за него ответственность. По словам Светланы Разворотневой, сейчас обсуждают идею созданий гарантирующих компаний, которые будут заниматься проблемными домами.

Собственники могут и сами управлять своим домом. Согласно статье 161 Жилищного кодекса, если в здании меньше тридцати квартир, они имеют право осуществлять непосредственное управление.

Если больше, что управлять будет товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или другой специализированный потребительский кооператив. Способ управления выбирают на общем собрании жильцов.

Решения такого собрания законны, если на нем присутствуют более половины владельцев квартир.

В россии ужесточат контроль за управляющими компаниями

Совершенствование системы 

Чтобы повысить эффективность работы управляющих компаний, в РФ разрабатывается серия национальных стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами». Об этом Минстрой уведомил Госдуму, с копией документа ознакомились «Известия». Речь в них пойдет, в частности, об уборке подъездов, уходе за дворами, содержании лифтов, ремонте и так далее.

Кроме того, планируется внедрить публичные рейтинги управляющих организаций на основе ключевых параметров их деятельности, следует из документа.

— Внедрение нацстандартов позволит установить определенный эталон качества оказания услуг, отклонение от которого даст право жителям предъявлять обоснованные претензии УК и принимать решения на общем собрании, вплоть до смены такой нерадивой компании, — сказал «Известиям» член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.

По информации директора некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» Татьяны Вепрецкой, до конца текущего года планируется выход нескольких стандартов по ценообразованию в сфере управления многоквартирными домами. ГОСТы не являются обязательными для УК, но если организация указала, что руководствуется ими, то обязана выполнять их требования, отметила эксперт.

— Внедрение публичных рейтингов УК призвано воскресить институт репутации на рынке. Сегодня компании зачастую не следят за тем, что о ней и ее сотрудниках думают жильцы: им важно только обеспечить собираемость платежей, — сказал эксперт Народного фронта Павел Склянчук.

А людям важно отношение к ним со стороны управдомов, подчеркнул он. Рейтинги позволят формировать клиентскую культуру в сфере ЖКХ и выбирать те УК, которые больше всего клиентоориентированы, считает он.

Сегодня УК зачастую предоставляют некачественные услуги, их работу сложно контролировать, граждане нередко жалуются.

Надзорные органы при оценке работы управляющих компаний используют правила и нормы, утвержденные еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ, сказал член Общественного совета Минстроя, председатель Объединения советов домов Удмуртии Александр Евсеев. Они уже морально не соответствуют текущим реалиям, в том числе уровню современных домов, отметил эксперт.

УК берут на себя обязательства и несут ответственность перед жителями дома как минимум за его сохранность, как максимум — за создание комфортных условий проживания, сказал первый заместитель председателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. Но далеко не всегда эти обязательства выполняются добросовестно, согласен он.

  • — Общероссийские стандарты управления жилым фондом позволят повысить качество эксплуатации, в том числе и через введение обязательных требований к лицам, осуществляющим управление, качеству работ и набору оказываемых услуг, — подчеркнул парламентарий.
  • Как ранее писали «Известия», необходимость разработки стандартов предусмотрена в Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.
  • «Известия» запросили у Минстроя и Росстандарта более подробную информацию о разработке нацстандартов.
  • Применение ГОСТов позволит сформировать единую эффективную систему управления многоквартирными домами, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания на территории всей страны, сообщили в Минстрое.
  • Движение к прозрачности

Сейчас у граждан нет простых и четких параметров для оценки услуг УК,сказал Александр Евсеев. По его словам, этим пользуются недобросовестные участники рынка: нередко они предлагают заведомо заниженную плату за содержание жилья — используют демпинг для перехвата управления домом.

— Внедрение стандартизации и создание обязательных публичных рейтингов призвано решить эти проблемы, — сказал он.

Существующие сегодня стандарты содержатся в постановлениях правительства № 491 и № 290, напомнила руководитель Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова. Но их недостаточно, они не учитывают многие важные аспекты, например климатическую зону, этажность, где находится дом — в городе или селе, уровень благоустройства и так далее, рассказала она.

  1. — Чем более стандартизирована деятельность УК, тем более она предсказуема и вызывает меньше споров, — подчеркнула Ирина Булгакова.
  2. По мнению Александра Евсеева, стандарты должны закрепить возможность выбора пакетов услуг — от минимальных до расширенных, правила обслуживания аварийных и ветхих объектов, выделить отдельную строчку в квитанции за ЖКХ сборы за текущий ремонт общего имущества, полагает эксперт.
  3. — Также необходимо усовершенствовать порядок работы аварийно-диспетчерской службы — например, определить конкретные сроки реагирования на поступившую заявку и устранение проблемы, — сказал Владимир Кошелев.
  4. Стандарты должны обязать УК размещать информацию о тарифах за ЖКУ, правилах безопасного использования газа в быту, уведомления о предстоящих ремонтных работах и другие сведения в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и в подъездах.
  5. Новые стандарты должны не только повысить эффективность контроля за УК, но и улучшить качество их работы, оперативность устранения неполадок, а также значительно повысить уровень взаимодействия с жителями, сказал депутат.