Консультации

Институт детских адвокатов может появиться в России

ПрофГид

Обновлено
22 мая 2021

Институт детских адвокатов может появиться в России

Адвокат (от лат. advocatio — призывать на помощь) — специалист по юридической защите граждан или организаций. В частности, в суде.

Это самый независимый из всех участников судебного процесса. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию.

Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Вы даже не подозреваете, какая мощь скрывается внутри вас. Всё, что вам нужно сделать — это узнать, в чём ваша сила и как её применить. Тест «Талантум» основан на практиках, применяемых успешными людьми.

Особенности профессии

Главный долг адвоката — служить идее справедливости, защищая законные интересы своих клиентов. Справедливость, законность и защита – вот основа работы адвоката.

Говоря сухим языком, адвокат — это консультант, специализирующийся на оказании юридической помощи. В частности, адвокат отстаивает интересы своих клиентов в суде.

Адвокат – независимый профессиональный помощник по правовым вопросам. Он относится к людям «свободной профессии», но может зарабатывать только как юрист, а также занимаясь научной, преподавательской и творческой деятельностью.

Коммерция другого рода или работа во властных структурах с адвокатским статусом несовместимы. Почему? Потому что адвокат должен зависеть только от закона, а не от личных интересов. А, скажем, работа в чиновничьем аппарате Правительства неизбежно ведёт к конфликту интересов и потере независимости. Такой адвокат не сможет достойно защитить простого человека от произвола власти.

Адвокат может специализироваться на уголовных, гражданских либо арбитражных делах. Но и внутри этих направлений есть своя специализация. Например, адвокат по уголовным делам может специализироваться на делах об убийствах, кражах, экономических преступлениях, ДТП и т.п.

Он может также сосредоточиться на борьбе с фальсификациями, т.е. на делах, где вину подзащитного пытаются доказать с помощью лжесвидетельств и подложных улик. Уголовную специализацию можно совершенно точно назвать самой ответственной, т.к.

она, как ни какая другая, влияет на человеческие судьбы.

В современной России существует суд присяжных.

И задача адвоката в суде – не только доказать судье с помощью фактов невиновность своего подзащитного, обосновать его право на снисхождение, но и убедить в этом присяжных. Присяжные – не юристы.

Они руководствуются жизненным опытом и здравым смыслом. Их участие в суде вынуждает обвинителей тщательнее собирать доказательства и превращает процесс в настоящее состязание.

Дела, рассматриваемые в суде, могут длиться довольно долго. Но адвокат подключается к процессу ещё до того, как дело поступает в суд, т.е. во время предварительного следствия. Этот этап занимает несколько месяцев, а работа в суде по уголовному или гражданскому делу может затянуться даже годы. Всё это время добросовестный адвокат держит руку на пульсе, поддерживая своего клиента.

Вы, конечно, знаете о громких делах, когда подзащитный, даже находясь в тюрьме по приговору, продолжает настаивать на своей невиновности. И адвокат помогает ему отстоять своё право на справедливость.

Это требует от адвоката мужества, особенно если речь идёт не о судебной ошибке, а о заведомо сфабрикованном деле. Когда даже судья понимает, что подсудимый невиновен,  но принимает  несправедливое решение.

За свою работу адвокат получает гонорар от клиента. Но если у человека нет денег на адвоката. Если же адвокат назначается подследственному для бесплатной защиты, его труд оплачивается из средств федерального бюджета.

Известно, что римский верховный жрец Тиберий Корунканий, живший в III веке до н. э., публично консультировал граждан по их юридическим спорам. До этого момента знания о праве были скрыты от рядовых граждан, так что  Тиберия Корункания можно считать предтечей адвокатуры.

В Российской истории «законники» с трудом отвоёвывали своё место в обществе. Самодержцы долгие столетия не считали нужным руководствоваться их наставлениями.

  Например, Екатерина II говорила так: «Адвокаты и прокуроры у меня не законодательствуют и законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам». Однако Александр II в 1864 начал судебную реформу, и это стало начало адвокатуры в России.

Тогда же впервые появились суды присяжных, были введены принципы подсудности каждого (независимо от сословия), принцип независимости и несменяемости судей,  и др. Это был удар по абсолютизму и первые шаги к демократии.

Яркая звезда отечественной адвокатуры той эпохи – Фёдор Никифорович Плевако, который был известен своим ораторским талантом, неопровержимой логикой и строгим анализом улик.

После Февральской революции 1917 года появились первые женщины-адвокаты. Но свершившаяся вскоре Октябрьская революция разрушила завоевания отечественной юриспруденции.

Судов присяжный не стало (они возродились совсем недавно), адвокат потерял свою прежнюю роль, и сторона обвинения получила в суде преимущество. До конца такое положение дел не исправлено до сих пор.

  Сейчас мы наблюдаем борьбу между карательной и правовой концепциями применения законов. Причём суды часто используются для расправы над конкурентами в бизнесе.

Это мрачная сторона профессии. Но с развитием общества положение адвокатуры постепенно займёт  достойную позицию.

В 2002 году принят закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которым  адвокат определяется как независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

Известные адвокаты современной России: Генри Резник, Юрий Шмидт, Генрих Падва, Леонид Ольшанский, Павел Астахов, Алексей Навальный и др.

Обучение на адвоката (юриста)

Карьера

Только присвоение статуса адвоката даёт право осуществлять адвокатскую деятельность. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации.

Получить статус можно, только имея высшее юридическое образование либо учёную степень по юридической специальности. Кроме того, необходимо иметь стаж работы по юридической специальности не меньше двух лет или пройти стажировку в адвокатском образовании (бюро) в не меньше одного года.

Некоторые юридические специальности не требуют высшего образования. Поэтому стаж можно начать зарабатывать ещё до окончания вуза. Для получения статуса сдаётся квалификационный экзамен комиссии при Адвокатской палате региона. Нередко адвокатами становятся судьи, следователи и прокуроры, обладающие опытом, бесценным для адвокатской практики.

Оплата труда

Рабочее место

Адвокат может работать в адвокатском бюро или даже возглавлять его. Но при условии, что эти адвокатские бюро имеют статус адвокатского образования (входят в реестр Адвокатской палаты региона).

Важные качества

Профессия адвокат предполагает превосходный интеллект, высокое чувство ответственности, интерес к общественной жизни, презентабельная внешность, быстрая реакция, красноречие.

Знания навыки

Для работы адвокату требуется отменное знание законодательства, в первую очередь, того, в котором он специализируется. Поскольку законы постоянно изменяются, дополняются и пр., адвокат внимательно следит за этими процессами.

Примеры компаний с вакансиями адвоката

В россии законодательно создан институт присяжных стряпчих — адвокатов — знаменательное событие

В России правозаступничество возникло в связи с судебным представительством, которое превратилось в профессию только к 15 веку. В древнем Новгороде любая из сторон в суде владела правом иметь своего поверенного.

Обязанности поверенного могли исполнять родственники, а также все правоспособные лица, за исключением тех, которые состояли на службе и были наделены властью, поскольку первоначально основной формой судебного представительства было родственное представительство.

В Соборном Уложении 1649 года записано, что в роли представителей имеют право выступать дети, братья, племянники и даже дворовые люди. К этому времени появляется институт наемных поверенных.

Псковская судебная грамота 1467 года предусматривала право иметь поверенных только женщинам, детям, монахам и монахиням, дряхлым старикам и глухим.

В ней имеются сведения об ограничениях в работе поверенных, запрет на ведение более одного дела в день. В литературных источниках 14-17 веков отсутствуют сведения о наличии организации профессиональных поверенных.

Только к середине 18 века появляется сословие профессиональных поверенных, так называемых стряпчих.

В 1775 году Екатерина II подписала Указ «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», по которому стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казенных интересов.

Каких-либо требований о виде образовательного или нравственного ценза к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации.

Впервые термин «адвокат» появился в 1715 году в «Кратком изображении процессов или судебных тяжеб», введенном при Петре I, где имелась глава «Об адвокатах и полномочных».

Законом от 14 мая 1832 года был создан институт присяжных стряпчих. По этому закону заниматься практикой в суде могли только те лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих.

В этот список включались кандидаты, представившие сведения о себе, подтверждающие их звание и поведение, послужные списки и другую информацию по усмотрению кандидата.

Суд принимал решение о внесении стряпчего в список или отказывал без объяснения причин.

После внесения в список стряпчий приносил присягу и получал право заниматься ходатайством по делам. Он в любое время мог быть исключен из списка присяжных стряпчих по усмотрению суда без какого-либо объяснения.

К 50-м годам 19 века назрела необходимость судебной реформы и создания института адвокатуры. Особенно остро вопрос о судебной реформе встал после 1861 года в связи с отменой крепостного права.

В октябре 1861 года в соответствии с царским указом началась разработка основных положений о судоустройстве и судопроизводстве.

Судебные Уставы 20 ноября 1864 года были утверждены императором Александром II, и российская адвокатура получила право на существование. Введение Судебных уставов открыло начало «Золотого века» российской адвокатуры. Выступления известных адвокатов привлекали в залы судебных заседаний все больше и больше слушателей.

Присяжная адвокатура представляла собой корпорацию лиц свободной профессии — так называемое сословие присяжных поверенных, объединенных внутренним самоуправлением в виде выборных органов, Совета присяжных поверенных и внешним надзором высших судебных мест. Помимо защиты по уголовным делам, в том числе по назначению суда, представительства сторон в гражданском процессе, на них возлагалось оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Стать присяжным поверенным мог русский подданный, достигший 25-ти лет, при наличии высшего юридического образования и имеющий пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного.

Принятый в присяжные поверенные приносил присягу и вносился в список поверенных после утверждения Министром юстиции.

Законом запрещалось быть присяжным поверенным иностранцам, состоящим на службе от правительства, или по выборам, уволенным со службы по суду, несостоятельным должникам.

Присяжный поверенный, исключенный из числа таковых любой судебной палатой, лишался навсегда права вернуться к профессии на территории России.

Списки исключенных из числа присяжных поверенных централизованно публиковались и регулярно рассылались по всем судебным палатам, окружным судам и съездам мировых судей.

Аналогично поступали и судебные палаты, извещая суды низших инстанций об исключении того или иного лица из числа присяжных поверенных.

Организационной структурой присяжных поверенных являлось общее собрание и Совет, избираемый общим собранием. Первым образовался 2 мая 1866 года Петербургский Совет, 16 сентября 1866 года образовался Московский Совет присяжных поверенных.

Третий Совет присяжных поверенных был создан в Харькове 6 мая 1874 года Советы присяжных поверенных были наделены широкими полномочиями.

Они ведали приемом новых адвокатов и контролировали всю деятельность сословия присяжных поверенных, следили за соблюдением законов, правил и обязанностей, распределяли участие в судебных делах, рассматривали жалобы на адвокатов, наказывали провинившихся.

Во многом именно благодаря самоотверженному труду первых русских адвокатов в новых судах восторжествовал принцип, невиновности, традиционно приписываемый Екатерине II, но на самом деле впервые появившийся в пункте 9 главы 5 петровского Артикула воинского 1716 года: «Лучше десять виновных освободить, нежели одного невинного наказать».

Уполномоченный по правам военнослужащих может появиться в России

В Общественной палате РФ считают, что у военнослужащих должен быть законный представитель, который будет отстаивать их интересы и законные права, а также докладывать президенту о реальном состоянии дел в армии и воинских частях.

Член ОП РФ, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Владислав Гриб обратился к главе государства с просьбой рассмотреть вопрос о возможности учреждения должности уполномоченного по правам военнослужащих при президенте РФ, пишет газета «Известия».

В этом году у россиян заметно усилилось желание бороться за свои права, причем в самых разных социальных группах. И один из действенных механизмов донести свои желания и потребности до слуг народа — иметь своего законного представителя в непосредственной близости к президенту. Так появилась нешуточная мода на уполномоченных.

К примеру, в марте член Общественной палаты Сергей Марков предлагал учредить женского омбудсмена, а в апреле депутат Госдумы Александр Агеев — автоомбудсмена.

Но особенно урожайным на подобные инициативы выдался май, когда общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов» предложила учредить должность уполномоченного по правам пациентов, а скандально известный депутат заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов — омбудсмена по делам верующих.

Инициатива члена ОП Владислава Гриба учредить в России должность уполномоченного по правам военнослужащих при президенте выглядит на этом фоне разумнее и убедительнее.

По его словам, специфика военной службы, особый статус военнослужащих и их правовое положение зачастую затрудняет их защиту, а уполномоченный по правам человека в РФ, органы военной юстиции и прокуратуры не всегда могут быть востребованы при ряде ситуаций.

К тому же такая должность имеется во многих странах с высоким уровнем жизни, сильными армиями и развитыми демократиями. Среди них США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и ряд других.

В этих странах работа уполномоченных выстраивается по двум моделям. В первом случае омбудсмен работает в министерстве обороны.

Как правило, это военный человек, который назначается самим министром и может называться генеральным инспектором. Однако у него нет полной независимости от руководства ведомства.

Во втором случае он назначается парламентом как независимое гражданское лицо. Как правило, это бывший военный с серьезным опытом работы в армии.

В некоторых странах военные омбудсмены стали достойной правовой альтернативой судам. Подобная ситуация складывается в случае, если авторитет и вера в эффективность омбудсмена среди военнослужащих достаточно высоки.

Опыт учреждения должности военного омбудсмена однажды был и в России, правда, только на уровне субъекта. В 1994–1996 годах уполномоченный по делам военнослужащих работал в Алтайском крае.

Но его работа не была достаточно эффективна, поскольку упиралась в проблемы субординации: Вооруженные силы относятся к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов, соответственно региональные власти не обладали юрисдикцией проверять воинские части и опрашивать офицеров.

— Учитывая это, считаю, что в нашей стране этот институт обязательно должен быть при главе государства — Верховном главнокомандующем, — отмечает автор инициативы Владислав Гриб.

— Нельзя делать это при одном министерстве, например при Минобороны, потому что военнослужащие работают также в структурах МВД, МЧС и ФСБ.

Полагаю, что создание и деятельность такого института при президенте будут способствовать правовой и социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышению престижа военных профессий и дальнейшему развитию Вооруженных сил России в правовом, социальном и организационном плане.

Предполагается, что омбудсмен будет рассматривать жалобы не только военнослужащих, но и кадетов, курсантов военных училищ, призывников, их родителей — всех, кто тем или иным образом связан с воинской службой, что позволит снять излишнее напряжение, которое складывается вокруг армии.

«Некоммерческая организация «Комитет солдатских матерей» и ряд других в силу своего статуса не могут эффективно защитить права военнослужащих и призывников. В своей адвокатской деятельности я и мои коллеги часто сталкиваемся с нарушением прав военнослужащих, что еще раз подтверждает необходимость создания данного института в России», — отмечается в обращении президенту.

Кстати, институт военных омбудсменов успешно развивается, и в ближайшем будущем возможно увеличение их числа в мире, в частности, на постсоветском пространстве. Известно, например, что такие планы есть у Грузии и Армении.

Получить официальный комментарий от Министерства обороны РФ не удалось.

По словам президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, военное направление как раз то, под которое целесообразно создавать отдельную должность омбудсмена.

С одной стороны, такой институт способен серьезно повысить эффективность работы профильных министерств, а с другой — может быть интересным именно с точки зрения развития структур общественного контроля, тем более что после экс-министра обороны Сердюкова важным вопросом стала именно защита прав военнослужащих.

— Военная отрасль в целом — одна из самых больших в России, кроме того, значительная часть граждан прошла через этот институт. У нас строится контрактная система, а особенно с учетом геополитических особенностей последнего времени это направление может быть очень важным.

Не стоит забывать и о закрытости этой системы, ведь в свое время институт детского омбудсмена создавался во многом из-за того, что детские дома и подобные структуры были очень закрытыми организациями. Количество закрытых военных структур сложно себе представить.

Еще при господине Сердюкове велись фундаментальные войны между военной прокуратурой и представителями региональных структур, которые запрещали проводить проверки на территории военных частей, — отметил Абзалов.

Политолог также добавил, что в России очень много правозащитников, которые занимаются проблемами военнослужащих, и омбудсмен для них мог бы быть серьезным и важным каналом, однако для этого важно выбрать правильную личность, которая могла бы занять эту позицию. С одной стороны, этот человек должен брать своим авторитетом в военной сфере, а с другой — быть дистанцирован от отрасли, которой занимается.

При этом Абзалов заострил внимание на том, что в России далеко не всем проблемным отраслям нужны персональные омбудсмены, поскольку избыточное их количество может привести к обратному эффекту.

— Нам не стоит действовать в стиле господина Обамы, у которого общественных советников больше, чем у нас министров в кабинете.

Если мы хотим омбудсмена такого типа, то у него будет статус, но эффективность для отрасли будет невысокая. А наша задача — сохранить эффективное управление. Для этого президенту не нужно 50 омбудсменов.

Он с ними со всеми даже физически встретиться не сможет в течение года, при том что у него еще 85 глав регионов, — добавил он.

Глава Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова идею не поддержала, отметив, что у федерального уполномоченного по правам человека есть определенный мандат, которого вполне достаточно для того, чтобы решать как индивидуальные проблемы защиты прав военнослужащих, так и системные.

— Для нашей страны в военной сфере этот институт работает отлично. В тех субъектах, где региональные уполномоченные по правам человека контактируют с правозащитными организациями солдатских матерей, очень многие проблемы решаются. Наши комитеты работают 27 лет.

Недавно мы провели семинары по трем военным округам и увидели, что в принципе все требования, которые когда-то предъявлялись к советскому, а затем к российскому государству, были выполнены — вплоть до решения переходить на добровольную контрактную военную службу.

Практически исчезли преступность во всех войсках и солдатское рабство, — отметила Валентина Мельникова.

«Мы — не придаток государства». Более 800 адвокатов попросили защитить их от Минюста

Вслед за расширением полномочий полиции в Госдуму вносят пакет поправок в закон об адвокатуре. Минюст планирует наделить себя правом через суд лишать адвокатов статуса и контролировать отношения защитников с доверителями. Сейчас от таких вмешательств защищает самоуправление адвокатских палат, гарантии адвокатской тайны

Более 800 юристов подписали публичный призыв защитить российскую адвокатуру от давления Минюста. Такова реакция профессионального сообщества на готовящиеся поправки в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ», разработанные профильным министерством.

Корректировка закона фактически превращает адвокатуру в придаток государственных органов, считают авторы обращения.

«Объем поправок существенный. Они фундаментально меняют статус адвокатуры и принципы её функционирования как независимого института .

Цель законопроекта – продолжить курс на уничтожение адвокатуры как установленного Конституцией независимого института защиты прав и свобод человека, усилить рычаги государственного давления на неё, окончательно подчинить адвокатуру и адвокатов исполнительной власти в лице Министерства юстиции», — говорится в обращении.

Какие именно нововведения вызвали дискуссию?

Сегодня органы адвокатского самоуправления – региональные палаты самостоятельно рассматривают жалобы на адвокатов и принимают решение об их наказании или освобождения от такового.

Президент Палаты инициирует внутреннее разбирательство, далее дело выносится на квалификационную комиссию, в которую входят в том числе представители судебной и законодательной властей, выводы комиссии изучает Совет палаты.

Он же – Совет палаты выносит решение о привлечении (освобождении) адвоката к дисциплинарной ответственности, вплоть до лишения его адвокатского статуса.

На адвоката может пожаловаться кто угодно, даже органы Минюста. Но сегодня адвокат защищен так называемым предварительным фильтром. Президент палаты сначала оценивает поступившую жалобу и только потом решает, что с ней делать — может вообще не давать ей ходу, не выносить на обсуждение, отклонить.

Более того, решение Совета палаты сегодня является окончательным для автора жалобы. Оспорить его в суде может только сам адвокат, неудовлетворенный итогом разбирательства, больше такого права ни у кого нет.

Поправка Минюста в статью 17.1 Закона запрещает адвокатским палатам отказывать в возбуждении дисциплинарного производства. Любое представление министерства и его территориальных подразделений автоматически запускает процедуру рассмотрения жалобы. Помимо этого, Минюст наделяет себя правом обжаловать «отказное» или непонравившееся ему решение Совета палаты в суде.

Законопроект превращает адвокатуру в совершенно зависимую от Минюста структуру, можно сказать, в свое подразделение, комментируют адвокаты.

— Меняется дисциплинарное производство, дисциплинарные процедуры. В квалификационную комиссию вводят еще одну фигуру – представителя научного сообщества, кто это и для чего – не объясняется.

Окончательное решение о профессиональной судьбе адвоката будет принимать суд по ходатайству Минюста.

Много вы знаете случаев, когда суд отказывал представителям государства? — говорит член Адвокатской палаты Москвы, один из авторов обращения «Защитим российскую адвокатуру» Илья Сидоров.

Смысл адвокатской деятельности, в серьезных уголовных процессах, по крайней мере – обеспечивать состязательность сторон, оппонировать государству.

Следователь и прокурор получают зарплату от государства и это правильно — они представляют интересы государства.

Адвокат получает гонорар от клиента, так как защищает его частные интересы, по этой причине адвокат должен всегда находиться по ту сторону от государства, говорят инициаторы обращения.

— Адвокаты, как и следователи, прокуроры, судьи, конечно, тоже допускают нарушения, в этом смысле они небезгрешны, и такие факты существуют, есть даже привлечения к уголовной ответственности.

Но, с другой стороны, все мы видим, как сегодня органы следствия подрывают тот самый принцип, ради которого адвокатура строилась и существует. Принцип состязательности сторон.

Угроза принципу состязательности всё чаще возникает именно потому, что следователя, прокурора не устраивает активная позиция адвоката, формы защиты, которые он выбирает, и они этого активного адвоката пытаются из дела вывести, устранить.

Один из самых быстрых способов – поставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до требования исключить из адвокатского сообщества, — считает бывший Генпрокурор России (1991-1993 гг), заслуженный юрист Валентин Степанков.

Лишение палат возможности предварительно оценивать претензии в адрес адвокатов предварительной оценки жалоб на адвокатов развязывает руки жалобщикам, позволяет слать такие обращения часто и не задумываясь о качестве. Сегодняшний же закон требует предъявления обоснованных нарушений со стороны адвокатов.

Минюст имел все те права, о которых просит, в Советском Союзе — видимо, решил восстановить. Для чего же чиновникам вновь понадобилась дополнительные возможности?

— Часто обращения в адвокатские сообщества в территориальных органах отклоняются или не удовлетворяются, и поднимать планку инициаторам обращений не всегда удобно, — говорит Степанков. – На мой взгляд, в последующем такие ходатайства будут напрямую поступать в Минюст, в первую очередь от следователей ФСБ.

В советское время перечень статей, которые относились к подследственности КГБ не превышало десятка – полутора десятка статей. Сегодня количество статей, подследственности тех видов преступлений, которые может вести ФСБ — свыше 100 составов преступлений.

Я думаю, если законопроект пройдет, они и будут пользоваться этим каналом.

Еще одна спорная поправка – в статью 39.1 Закона. Она обязывать Федеральную палату адвокатов (ФПА) ежедневно и круглосуточно «обеспечивать с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц к сведениям, содержащимся в КИС АР [комплексной информационной системе адвокатуры России]».

Вместе с тем, статьей 20 Закона вводится пункт, согласно которому больше не требуется согласия доверителя на обработку его персональных данных, полученных работниками адвокатуры в связи в оказанием ему юридической помощи. Аналогичным положением дополняется и пункт 3 ст. 18 Закона, который ранее обеспечивал защиту конфиденциальных сведений о доверителе.

На практике весь этот нормотворческий шифр означает упразднение гарантий адвокатской тайны, объясняют спикеры.

— КИС АР разрабатывает Сбербанк – структура, аффилированная с государством, и ей мы должны передавать данные, которые вообще-то составляют адвокатскую тайну. Ей мы должны передавать сведения о частной жизни адвоката? Именно к этому же и обязывают.

Всё очень похоже на сооружение загона для адвоката, в котором его деятельность становится невозможной.

А кто ж к нему пойдет, если он с порога просит расписаться в том, что не будет сохранять адвокатскую тайну, что всю рассказанную информацию передаст прямиком государству? – задается риторическим вопросом адвокат, председатель московской коллегии адвокатов «Карабанов и партнеры» Александр Карабанов.

Адвокатский реестр сегодня ведется отдельно по регионам. Его хотят унифицировать и сделать единым для всей территории России.

Как объясняется нужда в некой единой базе, где будут храниться сведения об адвокатах и их доверителях? Чиновники нам отвечают: реестр будет защищать самих же граждан от самозванцев.

Только адвокаты с серьезным уровнем подготовки, надлежащей квалификацией и высокими стандартами ведения адвокатской деятельности смогут в него попасть.

Судьи, допуская защитника по доверенности или по ордеру в тот или иной процесс, смогут сличить его с единым реестром и быстро свои сомнения устранить. Кто перед судом? «Качественный» адвокат или авантюрист, покушающийся на основы российского правосудия?

Что следует прямо из поправок?

— Вводится некая автоматизированная система КИС АР, перечень вводимых туда данных не оговорен. Что такое дополнительное наполнение реестра, никто не знает.

А главное зачем серьезный документ общественной организации отдавать чиновникам? Мы, адвокаты, по первому указанию Минюста, забыв об адвокатской тайне, должны вносить туда информацию о доверителе.

Человек, пришедший к адвокату, разрешает это делать с ним автоматически, просто самим фактом обращения за юридической помощью. Кроме глубокого недоумения это требование ничего не вызывает, — комментирует Илья Сидоров.

Еще одна дискуссионная поправка – об ордерах. Поправка в ст. 6 Закона разрешает выдачу ордеров адвокатским палатам, которые будут делать это под контролем Минюста.

— Адвокатов принуждают передавать сведения об ордере Минюсту. Какие именно сведения, мы не знаем, законопроект это не оговаривает. Но мы наблюдали, как эту систему ранее тестировали в Московской области.

Адвокатов, к примеру, обязывали описывать их адвокатский кабинет, и, если он был зарегистрирован по адресу квартиры, нужно было передавать заключенные договоры на помещение, информацию о составе семьи адвоката и сведения об обратившемся доверителе.

Последнее вообще-то государственная тайна, — подчеркивает Илья Сидоров.

Всегда ордера выдавали адвокатские кабинеты. Что за новая функция у палат такая? Зачем им вдруг понадобилось выдавать ордера?

Адвокаты выдвигают свои предположения, опираясь на недавний пример.

«Про карманных адвокатов сегодня много говорят. В одном громком процессе у подсудимого был свой адвокат, но в суд ему прислали чужого.

Инициировалось такое назначение адвоката как раз через адвокатскую палату путем передачи ордера.

У судьи появляются данные об этом ордере, и соответственно адвокату по соглашению предлагают постоять за дверьми, поскольку ордер от палаты поступил раньше…», — рассказывают они.

— Излишняя бюрократизация, формализация. Выдача ордеров палатами по согласованию с Минюстом усложняет, замедляет процесс, а главное затрудняет доступ гражданина к адвокату в критических ситуациях, когда защитник требуется быстро, когда человеку грозит привлечение к уголовной ответственности, арест, — рассуждает Валентин Степанков.

Адвокат должен быть обеспечен защитой, когда он участвует в процессе. Однако сегодня, защищая клиента в суде, адвокат вынужден защищать одновременно и клиента, и себя, и свои полномочия.

Огромное количество дел о привлечении адвокатов к ответственности заставляет здесь и сейчас думать, как защититься от административной машины. Проблемы становятся хроническими.

Закон говорит о праве адвокатов по удостоверению попадать в определенные категории судов, но практика показывает, что право не действующее.

В последние годы сюда надо добавлять отделения органов внутренних дел, которые просто массово закрываются с привозом туда задержанных во время массовых выступлений. Адвокаты со своим удостоверением не могут сделать ничего, даже минимум – просто попасть в эти отделения, рассуждают адвокаты.

— Своей правозащитной деятельностью адвокат сражается с государственной гидрой. Одна голова — следственно–оперативный блок, и мы видим, сколько нарушений допускает это направление, когда задерживают, подбрасывают и что только не делают. Следующая голова – прокуратура, которая должна надзирать за оперативными и следственными действиями. Третья – наш независимый суд.

Сегодня государство достает свой козырь из кармана, пытаясь расширить полномочия Минюста и фактически лишать адвокатов статуса через дисциплинарное производство, — говорит Александр Карабанов. — Исполнение предложенной инициативы – надевание строгого поводка на адвокатов и создание карманного полка, который будет заниматься только имитацией своей работы.

Адвокаты, включенные по серьезным делам, конечно же, теперь вынуждены хорошо подумать, прежде чем писать жалобы, выбирать методы защиты – что-то сделаешь не так и лишишься работы. Закономерным следствием такого порядка станет значительное снижение качества адвокатуры. Суды итак почти не выносят оправдательных приговоров в России. Новые поправки отбирают у адвокатов право защищать.

Удар по правам человека, удар по гражданскому обществу.

Новые поправки в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» готовились форсированными темпами. На процедуру общественного обсуждения законопроекта было отведено всего две недели (2-16 декабря). Не то что общество, сами адвокаты не успели ничего понять.

— Многие коллеги звонят нам и спрашивают, правда ли всё то, что говорят о поправках или нет, — говорит автор обращения «Защитим российскую адвокатуру».

В совокупности новый закон упраздняет независимость адвокатуры, конфиденциальный характер общения адвоката и доверителя, ставят адвоката в зависимое положение от органов исполнительной власти, позволяя им, при необходимости, наносить «точечные» удары по отдельным представителям адвокатского сообщества. За последние годы законодательство в отношении гражданских прав и свобод значительно ужесточилось. Существенно усилилось давление на гражданское общество и СМИ. Очевидно, возросло количество политически мотивированных дел. В условиях, когда судебная система является, по сути, структурным подразделением органов исполнительной власти, институт независимой адвокатуры обеспечивает последний механизм защиты демократических ценностей и прав человека. В случае принятия проводимых поправок российское общество лишится этой своей последней защиты, подытоживают авторы обращения.

Развитие института уполномоченного по правам ребенка

  1. Яско В.В.

    Омский государственный педагогический университет

NovaInfo 37Опубликовано 9 октября 2015Раздел: Юридические наукиПросмотров за месяц: 30CC BY-NC

В статье рассмотрены этимология, предпосылки возникновения, названия института омбудсмана. Исследовано распространение специализированного омбудсмана – Уполномоченного по правам ребенка, появление которого является важным моментом в истории охраны прав и интересов детей.

ОМБУДСМЕН, ОМБУДСМАН, ЗАЩИТА ПРАВ, МОДЕЛИ ОМБУДСМАНА, ОМБУДСМАН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОМБУДСМАНЫ, КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА, ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЮНИСЕФ

Этимология слова «омбудсман» свидетельствует о его скандинавских корнях (от древнескандинавского – «полномочие», «поручение» [1, c. 60]). Правда, это же слово вполне может быть переведено на другие языки как «представитель», «поверенный», «делегат», «адвокат», «уполномоченный». При этом неофициально чаще всего используется именно «омбудсман».

Некоторых ученые видят предпосылки возникновения института омбудсмана (омбудсмена) еще в Древнем мире (Римской империи, Древней Греции, Древнем Китае, Османской империи). Существует несколько точек зрения о моменте происхождения омбудсмана: XIII в. [5, c. 57], XVI в. [3, c. 181] и 1809 год.

В нашей статье мы будем придерживаться третьей точки зрения, как и большинство исследователей данного вопроса.

Однако, нет сомнений, что рассматриваемый институт зародился в Швеции и долгое время понимался «как специальный уполномоченный парламента, принимающий жалобы от жителей Швеции о нарушениях их прав со стороны администрации» [8, c.228].

Только начиная с XX века, институт омбудсмана начинает появляться в правовых системах других стран, и, уже с середины XX века – имеет мировое распространение, что обусловило многообразие моделей его учреждения. Названия омбудсмена в странах различны в связи с национальными особенностями:

  • в форме индивидуализированного органа: Уполномоченный по гражданским правам (Польша), Адвокат народа (Румыния), Медиатор или Посредник (Франция) и др.;
  • в форме коллегиального органа: комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал), коллегия народной правозащиты (Австрия), Комиссия по правам человека (Филиппины) и др.

В некоторых странах институт омбудсмана получил распространение на всех уровнях власти, либо на некоторых из них: федеральном, региональном, муниципальном (местном) [10].

Появились специализированные омбудсмены, защищающие права и интересы отдельных категорий граждан – несовершеннолетних, студентов, инвалидов, военнослужащих, заключенных и др.

И защищающие права человека в отдельных сферах жизни – здравоохранении, в вопросах информации и прессы, в сфере потребления, в вопросах обеспечения равенства полов и т. д.

Распространение и специализация омбудсманов свидетельствуют о потребности граждан и общества в более эффективной дополнительной защите принадлежащих им прав и свобод. Так, во второй половине XX века стала остро ощущаться потребность в особой защите прав детей со стороны государств и мировых сообществ.

Первый омбудсмен по правам ребенка был назначен в Норвегии в марте 1981 года в соответствии с Актом о детском омбудсмене [4, c. 589].

Во многих источниках норвежский детский омбудсмен характеризуется как образец защитника прав ребенка, а в некоторых странах он был воспринят и применен как образец на практике.

В то же время, появились и другие модели деятельности уполномоченного по правам ребенка, что стало свидетельством его востребованности и признания в мировом сообществе.

В распространении института можно отметить две пиковые точки:

  1. 1990-е годы [4, c. 590]: только за 1997 год должность была учреждена в 20 странах мира [9, c. 121];
  2. 2014 годы: за этот период количество стран, в которых функционирует детский омбудсман, увеличилось с 44 [4, c. 590] до 77 [6, c. 60].

Данное явление, на наш взгляд, обусловлено постоянно возрастающим вниманием государств к решению проблем детства и стремлением их решить, привести законодательство в соответствие с международными и европейскими стандартами и требованиями.

Основными целями деятельности омбудсмена по правам детей в любой стране является отстаивание нужд, прав и интересов несовершеннолетних, борьба за соблюдение Конвенции о правах ребенка, конституционных прав детей и содействие их распространению.

Необходимость в особой защите прав детей ощущается уже давно. На этом пути было сделано множество шагов. После Второй мировой войны Людвигом Райхман было предложено создать ЮНИСЕФ – Международный чрезвычайный детский фонд ООН.

Идея была услышана мировым сообществом и по решению Генеральной Ассамблеи ООН фонд был создан 11 декабря 1946 года в качестве чрезвычайной организации для оказания помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны.

В 1953 году фонд из временного превратился в постоянный, расширив круг деятельности до защиты детей во всем мире.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) [1] стала первым и самым главным международно-правовым документом общеобязательного характера для государств-участников, содержащим широкий, всеобъемлющий спектр прав детей. Заложив основу, она стала опорной точкой для развития правовых институтов по защите прав детей, началом улучшения положения детей во всем мире.

В большинстве стран таким институтом стал Уполномоченный по правам ребенка, впервые появившийся в Норвегии в 1981 году. После принятия 10 мая 2002 г.

Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Плана действий под названием «Мир, пригодный для жизни детей» [2], каждое государство, где была ратифицирована эта Конвенция, было обязано создавать на национальном, региональном уровне службы Уполномоченных по правам ребенка.

Еще одним, не менее важным шагом, стало появление трех наиболее крупных международных объединений уполномоченных по правам ребенка: Европейская сеть детских омбудсменов (ENOC), в Южной Америке и Юго-Восточной Азии [7, c. 104].

Таким образом, появление и развитие института Уполномоченного по правам ребенка стало важнейшим моментом в истории охраны прав и интересов детей. Впервые появился независимый орган, получивший мировое признание, наделенный правом выступать от имени ребенка и одновременно сосредоточивающий свою деятельность исключительно на защите интересов всех детей.

  • NovaInfo 120, с.122-123, 14 декабря 2020, Юридические науки, CC BY-NC
  • NovaInfo 120, с.119-121, 12 декабря 2020, Юридические науки, CC BY-NC
  • NovaInfo 120, с.117-119, 9 декабря 2020, Юридические науки, CC BY-NC
  • NovaInfo 120, с.116-117, 9 декабря 2020, Юридические науки, CC BY-NC
  • NovaInfo 120, с.113-115, 7 декабря 2020, Юридические науки, CC BY-NC